Актуальность реализации внеурочной деятельности учащихся социального направления в рамках ФГОС
статья по теме
В настоящее время обнаруживается устойчивая тенденция к увеличению негативных факторов, влияющих на жизнь ребенка: асоциальное поведение родителей, трудные жизненные ситуации, что в свою очередь обуславливает увеличение количества обучающихся с девиантным поведением. В связи с этим появилась необходимость разработать программу «Мир общения» по социальному направлению.
Цель программы: обучение учащихся культуре общения – формирование у них адекватного коммуникативного поведения. Создание условий, обеспечивающих социальную активность школьника на основе развития его индивидуальности развитие.Подростковый возраст считается наиболее сложным этапом в жизни ребенка, кризисом личностного развития. С 11-15 лет ведущим видом деятельности является интимно-личностное общение. Подросток начинает серьезнее воспринимать себя и свои возможности, пытается занять свою нишу в среде сверстников, часто игнорируя мнение родителей и педагогов. В структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки. Стремление обрести себя порождает потребность в отчуждении от всего того, что привычно. Отчуждение, внешне выражающееся в негативизме, является началом поиска подростком собственной уникальности. Именно в этом возрасте происходит нацеленность подростка на поиск новых продуктивных форм общения с теми, кого он любит и уважает, и на открытие самого себя.
Настоящая программа направлена на развитие у подростков коммуникативных умений, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов, творческого мышления, эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lulina1.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность реализации внеурочной деятельности учащихся социального направления в рамках ФГОС
Люлина Виктория Николаевна
ГБОУ СОШ с. Новая Кармала
м.р. Кошкинский
учитель географии
Современное общество предъявляет новые требования в системе образования – воспитать личность, способную к адекватной адаптации в современных условиях, требуя развития таких качеств выпускника средней школы, которые в полной мере способствовали бы его социализации.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Особое внимание в ФГОС второго поколения уделяется внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Сегодня социокультурный уровень общества претерпевает коренные изменения, что не может не отразиться на ценностях, жизненных ориентирах, формах поведения школьников.
Данные исследований, проведенные в школе, показывают, что у 52 % обучающихся низкий и средний уровень воспитанности, у 37 % школьников не сформированы положительные отношения к духовным ценностям. В настоящее время обнаруживается устойчивая тенденция к увеличению негативных факторов, влияющих на жизнь ребенка: асоциальное поведение родителей, трудные жизненные ситуации, что в свою очередь обуславливает увеличение количества обучающихся с девиантным поведением. В связи с этим появилась необходимость разработать программу «Мир общения» по социальному направлению.
Цель программы: обучение учащихся культуре общения – формирование у них адекватного коммуникативного поведения. Создание условий, обеспечивающих социальную активность школьника на основе развития его индивидуальности развитие.
Задачи:
сформировать коммуникативную грамотность учащихся, заключающуюся в знании ими функций общения, роли общения в жизни человека, коллектива и общества, понимание причин конфликтов, возникающих в общении людей.
сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать своё общение в зависимости от ситуации и участников акта общения;
вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета и общения, а также норм культуры речи;
обучить учащихся основным правилам и приёмам эффективного поведения в различных ситуациях.
вовлечь учащихся в организацию общественно-полезной и досуговой деятельности.
формировать потребности активно участвовать в социальной жизни класса, школы, села.
Для решения поставленных задач в данной программе используются следующие формы работы: тренинговые занятия в группе; групповая диагностика; индивидуальные и подгрупповые консультации, социальные проекты («Чистое село», «Поможем пожилым людям» и тд.)
Подростковый возраст считается наиболее сложным этапом в жизни ребенка, кризисом личностного развития. С 11-15 лет ведущим видом деятельности является интимно-личностное общение. Подросток начинает серьезнее воспринимать себя и свои возможности, пытается занять свою нишу в среде сверстников, часто игнорируя мнение родителей и педагогов. В структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки. Стремление обрести себя порождает потребность в отчуждении от всего того, что привычно. Отчуждение, внешне выражающееся в негативизме, является началом поиска подростком собственной уникальности. Именно в этом возрасте происходит нацеленность подростка на поиск новых продуктивных форм общения с теми, кого он любит и уважает, и на открытие самого себя.
Настоящая программа направлена на развитие у подростков коммуникативных умений, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов, творческого мышления, эмоциональной устойчивости и саморегуляции. Эта задача приобретает особую актуальность в условиях многонациональной школы, где в образовательном пространстве представлен разнообразный социокультурный опыт детей как носителей своих национальных культур и разной практики коммуникативного взаимодействия (региональная составляющая программы).
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Достижение воспитательных результатов в социально преобразующей деятельности:
1 уровень – обеспечивается формой социальной пробы.
Приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.). Достигается во взаимодействии со взрослым (педагогом).
2 уровень – обеспечивается такой формой как коллективное творческое дело (КТД).
Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Достигается в дружественной детской среде (коллективе).
3 уровень - обеспечивается такой формой как социально – образовательный проект.
Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Достигается во взаимодействии с социальными субъектами.
Тематическое планирование
раздел | кол-во часов |
Мое Я | 16 |
Я и другие | 12 |
Я и окружающая среда | 7 |
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Список литературы
- Закон Российской Федерации «Об образовании».
- Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор (пособие для учителей)/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. М: Просвещение,2012.-213 с.
- Коробкина С.А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1,5, 10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами /авт.-сост. С.А. Коробкина - Волгоград: Учитель, 2011.
- Богатырева Т.Л. Практическому психологу: цикл занятий с подростками (10-12 лет). Методическое пособие для школьных психологов и социальных педагогов. -М.: Педагогическое общество России, 2007г.
- Рудякова О.Н. Развитие культуры общения в подростковой среде: программа, разработки занятий, рекомендации / авт.-сост. О.Н. Рудякова - Волгоград: Учитель, 2011.
- Анисимова Р.А. Тренинг как форма активного обучения в процессе внедрения новых стандартов образования в старшей школе. Учебно-методическое пособие. - М.: УЦ «Перспектива», 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению в 1 классе "Я в окружающем мире"
данная рабочая программа предназначена для организации внеурочной деятельности по социальному направлению в 1 классе по программе "Перспектива"...
Реализация проектной деятельности в 5 классах в рамках ФГОС
Системная поэтапная работа по формированию навыков проектной деятельности обучающихся – залог успешного основания планируемых результатов ФГОС...
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Социально-бытовая ориентировка" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2)
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Социально-бытовая ориентировка" содержит материал, разработанный в соответствии с реализацией ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (для позд...
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Социально-бытовая ориентировка" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2)
Материал содержит тематическое планирование...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтелектуальному направлению «Математические ступеньки» ФГОС ООО Классы: 3класс Срок реализации 1 год
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представ...
Статья "Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии в рамках ФГОС"
Материал предназначен для учителей биологии....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности по социальному направлению «В мире Английского языка. Страноведение.» для учащихся 8 класса
Курс разработан в соответствии с учебным планом школы и с выделением часов на групповые занятия в 8-х классах. Настоящая программа рассчитана на 35 часов, при 1 часе в неделю, на один год....