Реализация проектной деятельности в 5 классах в рамках ФГОС
статья по географии (5 класс) по теме
Системная поэтапная работа по формированию навыков проектной деятельности обучающихся – залог успешного основания планируемых результатов ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_5_klass.docx | 26.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация проектной деятельности по географии в 5-х классах. (Системная поэтапная работа по формированию навыков проектной деятельности обучающихся – залог успешного основания планируемых результатов ФГОС)
Учитель географии МБОУ- СОШ№1 р.п.Степное Ткачёва Г.Л.
Проект - это особая философия образования: философия цели и деятельности, результатов и достижений, далекая от формирования чисто теоретической образованности. Она принята школой сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединить несоединимое - ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации.
В обучении географии метод проектов занимает важное место. Он позволяет приблизить обучение, учебную деятельность школьников к решению практических, общественно значимых задач, что реализует идею сближения школьного образования с жизнью, делает процесс обучения активным и личностно значимым.
Основная цель применения метода проектов - самостоятельное постижение школьниками жизненно важных географических проблем. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
В документе «Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"», было предложено в достижение намеченной цели увеличить количество занятий, направленных на организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Такими занятиями в 5-х классах нашей школы стали часы проектной деятельности. Наш проект называется «Ветер, ветер, ты могуч». Выбор темы объясняется следующими факторами: связь с реальной жизнью.
- социальная значимость проекта и значимость данной информации для учащихся;
- воспитательный потенциал проекта;
- связь темы проекта с изучаемым материалом курса и возможность реализации внутри- и межпредметных связей;
- наличие у школьника необходимых знаний и личного опыта.
Тип проекта.
По доминирующей деятельности: информационный, направлен на сбор информации о явлении «Ветер» с последующим анализом, обобщением и обязательным представлением на школьной конференции. Основной общей учебной задачей информационного проекта является именно формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию.
По предметно-содержательной области: межпредметный и надпредметный.
По продолжительности: длительный (в течение учебного года).
По количеству участников: групповой (5 учащихся).
Работая над реализацией проекта пользуюсь следующей последовательностью:
Стадия работы над проектом | Содержание работы | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
1. Подготовка | Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы | Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Определяют цели проекта | Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в oпpeделении цели проекта. Наблюдает за работой учеников |
2. Планирование | а) Определение источников необходимой информации. б) Определение способов сбора и анализа информации. в) Определение способа представления результатов (формы проекта). г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта. д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы. | Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности | Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся . |
3. Исследование | 1. Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.). 2. Выявление (“мозговой штурм”) и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. 3. Выбор оптимального варианта хода проекта. 4. Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта | Поэтапно выполняют задачи проекта | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся |
4. Выводы | Анализ информации. Формулирование выводов | Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект | Наблюдает, советует (по просьбе учащихся) |
5. Защита проекта и оценка его результатов | Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого | Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке | Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта |
- Подготовительный этап: перед тем как преступить к работе, необходимо продумать учебные цели, которые будет преследовать проект; продумать все возможные источники информации (консультации, библиотеки, анкетирование, опросы, наблюдения и др.) Итак была определена цель проекта «познакомиться с явлением –ветер, причинами его возникновения и его влиянием на процессы происходящие на Земле.»
- Этап планирования. План исследовательской деятельности в отличие от учебно-познавательной должен быть известен ученику. Хорошо продуманный структурированный план позволит учащемуся осознанно осуществлять определенные действия, соответствующие основным этапам научного поиска. Он позволяет ученику увидеть работу в целом и не производить лишних действий. На этом этапе меня очень порадовали дети , так как кроме традиционных приёмов сбора и предоставления информации они предложили создать музей ветра. И на данном этапе были распределены участники группы по сбору материала о ветре в различных направлениях, с последующей защитой на школьной конференции.
- Самый длительный по продолжительности это этап исследования: Здесь мы проводили опыты, ( со свечой, стаканом воды), эксперименты доказывающие возникновение ветра, наблюдения (бросали перья, запускали воздушного змея), проводили социологический опрос, рисовали ветер, посещали школьную библиотеку, кабинет информатики, знакомились с отражением образа ветра в литературных произведениях и картинах великих художников. Отрадно, что родители активно помогают детям в сборе информации, поиску мультфильмов и видеороликов о ветре в сети Интернет. С большим удовольствием дети изготавливали ветряки. Ребята принесли все комплектующие части, за изготовление приступили все, но вбивание гвоздиков оказалось под силу только одной ученице, и какая была радость когда ветряки закрутились. Собранная информация часто просто шокировала ребят (доказательство существования дождя из селёдки, апельсинов, земляники и т.д. причиной которых является ветер.
- В настоящее время мы работаем на этапе «Выводы»: совершается обработка информации, анализ результатов, строится роза ветров, делаются выводы, редактируется текст выступлений, идёт подготовка презентации к школьной конференции..Кроме этого ребята в настоящее время ищут сценарий для постановки мини-спектакля, где главным героем будет Ветер. Постараемся поучаствовать в областных конкурсах «Зелёная планета» и «Зеркало природы» (Областной Детский Экологический Центр)
- Это этап защиты проекта, анализ полученных результатов (успехов и неудач), выступление на школьной конференции. Человеческая личность формируется в процессе непрерывной деятельности. Причём формирование различных качеств личности требует различных видов деятельности, в том числе труд, познание, общение (что в полной мере получают пятиклассники на этих занятиях, так как они работают в непринуждённой обстановке). Познавательная деятельность школьника зависит от того, насколько внешнее и внутреннее состояние ученика соответствует деятельности, которую он выполняет, и его потребности в ней.
Надеюсь, что данная работа не пройдёт даром для учащихся и для меня
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная задача по математике 5 класс в рамках ФГОС
Проектная задача "Здоровый образ жизни" предназначена для обобщения темы "Умножение и деление обыкновенных дробей на натуральное число" в 5 классе. Данная форма организации деятельности соответст...
Реализация проектной деятельности учащихся в рамках внеклассной работы по физике
В статье приведены примеры использования исследовательской деятельности учащихся по физике в рамках внеурочной деятельности...
Проектная деятельность учащихся в 5 классе в рамках ФГОС
Статья расказывает о значении проектной деятельности в формировании профильного обучения, о методике работы над проектм,о роли учителя и ученика в работе над проектом...
Проектная деятельность учащихся в 5 классе в рамках ФГОС
Статья расказывает о значении проектной деятельности в формировании профильного обучения, о методике работы над проектм,о роли учителя и ученика в работе над проектом...
Из опыта работы по организации проектной деятельность учащихся: " Компетентностный подход в реализации проектной деятельности детско-взрослых экологических сообществ"
Метод проектов – это система учебно – познавательных приемов, позволяющих решить ту или иную проблему в ходе самостоятельных и коллективных действий учащихся и об...
Реализация проектной деятельности в рамках международных школьных обменов
Презентация опыта проектной деятельности в рамках международных школьных обменов(на французском языке)....
Реализация проектной деятельности на уроках информатики в рамках реализации проекта «Точка Роста»
Рассматривается опыт работы по реализации проектной деятельности на уроках информатики в рамках реализации проекта «Точка Роста» на базе МКОУ "Бураацовская СОШ"...
Комментарии
Спасибо за работу, очень
Спасибо за работу, очень интересно и нужно!