Реализация проектной деятельности в 5 классах в рамках ФГОС
статья по географии (5 класс) по теме

Системная поэтапная работа по формированию навыков проектной деятельности обучающихся – залог успешного основания планируемых результатов ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_5_klass.docx26.74 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация проектной деятельности по географии в 5-х классах.                (Системная поэтапная работа по формированию навыков проектной деятельности обучающихся – залог успешного основания планируемых результатов ФГОС)

Учитель географии МБОУ- СОШ№1 р.п.Степное  Ткачёва Г.Л.

Проект - это особая философия образования: философия цели и деятельности, результатов и достижений, далекая от формирования чисто теоретической образованности. Она принята школой сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединить несоединимое - ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации.

В обучении географии метод проектов занимает важное место. Он позволяет приблизить обучение, учебную деятельность школьников к решению практических, общественно значимых задач, что реализует идею сближения школьного образования с жизнью, делает процесс обучения активным и личностно значимым.

Основная цель применения метода проектов - самостоятельное постижение школьниками жизненно важных географических проблем.                                                                                             В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

В документе «Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"», было предложено в достижение намеченной цели увеличить количество занятий, направленных на организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся.  Такими занятиями в 5-х классах  нашей школы стали часы проектной деятельности.                                                         Наш проект  называется «Ветер, ветер, ты могуч». Выбор темы объясняется следующими факторами: связь с реальной жизнью.

  1. социальная значимость проекта и значимость данной информации для учащихся;
  2. воспитательный потенциал проекта;
  3. связь темы проекта с изучаемым материалом курса и возможность реализации внутри- и межпредметных связей;
  4. наличие у школьника необходимых знаний и личного опыта.      

 Тип  проекта.      

По доминирующей деятельности: информационный, направлен на сбор информации о явлении «Ветер» с последующим анализом, обобщением и обязательным представлением на школьной конференции. Основной общей учебной задачей информационного проекта является именно формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию.

По предметно-содержательной области: межпредметный  и надпредметный.  

По продолжительности: длительный (в течение учебного года).

По количеству участников: групповой (5 учащихся).

Работая над реализацией проекта пользуюсь следующей  последовательностью:

Стадия работы над проектом

Содержание работы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1. Подготовка

Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы

Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Определяют цели проекта

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в oпpeделении цели проекта. Наблюдает за работой учеников

2. Планирование

а) Определение источников необходимой информации.

б) Определение способов сбора и анализа информации.

в) Определение способа представления результатов (формы проекта).

г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.

д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы.

Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности

Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся .

3. Исследование

1. Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.).

2. Выявление (“мозговой штурм”) и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

3. Выбор оптимального варианта хода проекта.

4. Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта

Поэтапно выполняют задачи проекта

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся

4. Выводы

Анализ информации. Формулирование выводов

Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект

Наблюдает, советует (по просьбе учащихся)

5. Защита проекта и оценка его результатов

Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого

Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта

  1. Подготовительный этап: перед тем как преступить к работе, необходимо продумать учебные цели, которые будет преследовать  проект;  продумать все возможные источники информации (консультации, библиотеки, анкетирование, опросы, наблюдения и др.) Итак была определена цель проекта  «познакомиться с явлением –ветер, причинами его возникновения и его влиянием на  процессы происходящие  на Земле.»    
  2.  Этап планирования.  План исследовательской деятельности в отличие от учебно-познавательной должен быть известен ученику.  Хорошо продуманный структурированный план позволит учащемуся осознанно осуществлять определенные действия, соответствующие основным этапам научного поиска. Он позволяет ученику увидеть работу в целом и не производить лишних действий.   На этом этапе меня очень порадовали дети , так как кроме традиционных приёмов сбора и предоставления информации  они предложили создать  музей ветра. И на данном этапе были распределены участники группы  по сбору материала о ветре в различных направлениях, с последующей защитой на школьной  конференции.
  3. Самый длительный по продолжительности  это этап исследования: Здесь мы проводили опыты, ( со свечой, стаканом воды),  эксперименты доказывающие возникновение ветра, наблюдения (бросали перья, запускали воздушного змея), проводили социологический опрос,  рисовали ветер, посещали школьную библиотеку, кабинет информатики, знакомились с отражением образа ветра в литературных  произведениях и  картинах великих художников. Отрадно, что родители активно помогают детям  в сборе информации, поиску мультфильмов и видеороликов о ветре в сети Интернет. С большим удовольствием дети изготавливали ветряки. Ребята  принесли все комплектующие части,  за изготовление приступили все, но вбивание гвоздиков оказалось под силу только одной ученице, и  какая была радость когда ветряки закрутились. Собранная информация часто просто шокировала ребят (доказательство существования дождя из селёдки, апельсинов, земляники и т.д. причиной которых является ветер.
  4. В настоящее время  мы работаем на этапе «Выводы»: совершается обработка информации, анализ результатов, строится роза ветров, делаются выводы,  редактируется текст выступлений, идёт подготовка презентации к школьной конференции..Кроме этого ребята в настоящее время ищут сценарий для постановки мини-спектакля, где главным героем будет Ветер.  Постараемся поучаствовать в областных конкурсах «Зелёная планета» и «Зеркало природы» (Областной Детский Экологический Центр)
  5. Это этап  защиты проекта, анализ полученных результатов (успехов и неудач), выступление на школьной конференции.                             Человеческая личность формируется в процессе непрерывной деятельности. Причём формирование различных качеств личности требует различных видов деятельности,  в том числе  труд, познание, общение (что в полной мере получают пятиклассники на этих занятиях,  так как они работают в непринуждённой обстановке). Познавательная деятельность школьника зависит от того, насколько внешнее и внутреннее состояние ученика соответствует деятельности, которую он выполняет, и его потребности в ней.

Надеюсь, что данная работа не пройдёт даром для учащихся и для меня


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная задача по математике 5 класс в рамках ФГОС

Проектная задача "Здоровый образ жизни" предназначена для обобщения темы "Умножение и деление обыкновенных дробей на натуральное число" в 5 классе. Данная форма организации деятельности соответст...

Реализация проектной деятельности учащихся в рамках внеклассной работы по физике

В статье приведены примеры использования исследовательской деятельности учащихся по физике в рамках внеурочной  деятельности...

Проектная деятельность учащихся в 5 классе в рамках ФГОС

Статья расказывает о значении проектной деятельности в формировании профильного обучения, о методике работы над проектм,о роли учителя и ученика в работе над проектом...

Проектная деятельность учащихся в 5 классе в рамках ФГОС

Статья расказывает о значении проектной деятельности в формировании профильного обучения, о методике работы над проектм,о роли учителя и ученика в работе над проектом...

Из опыта работы по организации проектной деятельность учащихся: " Компетентностный подход в реализации проектной деятельности детско-взрослых экологических сообществ"

  Метод проектов – это система учебно – познавательных приемов, позволяющих  решить ту или иную проблему в ходе самостоятельных и коллективных действий учащихся  и об...

Реализация проектной деятельности в рамках международных школьных обменов

Презентация опыта проектной деятельности в рамках международных школьных обменов(на французском языке)....

Реализация проектной деятельности на уроках информатики в рамках реализации проекта «Точка Роста»

Рассматривается опыт работы по реализации проектной деятельности на уроках информатики в рамках реализации проекта «Точка Роста» на базе МКОУ "Бураацовская СОШ"...


 

Комментарии

Макашова Инна Михайловна

Спасибо за работу, очень интересно и нужно!