Образовательная программа дополнительного образования "Страна Фантазия"
рабочая программа на тему

Цветкова Оксана Юрьевна

Модифицированная образовательная программа дополнительно образования детей "Страна Фантазия". Направленность - художественно-эстетическая. Данная программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_moya._poslednyaya_versiya2.doc236 КБ

Предварительный просмотр:

                                      1. Пояснительная записка.

         Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;

быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

        Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

      Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой жизни.

          Программа  «Страна Фантазия»  является модифицированной образовательной  программой дополнительного образования детей. Данная  образовательная   программа  имеет художественно-эстетическую направленность. Программа  вводит ребенка в удивительный мир фантазии, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

         Идея программы: синтезировать различные области прикладного творчества (флористика, работа с природным, бросовым материалом и бумагой, красками, лепка из соленого теста, декупаж, гратаж) на основе пронизывания их едиными темами, что дает возможность соединить локальные знания по каждому из них в широкую целостную картину. При  этом сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами.

         Флористика как вид творчества, с одной стороны доступен и интересен в любом возрасте, а с другой – это поле совместного творчества педагога со школьниками. Ведь только научив детей делать красивые и необычные вещи своими руками, мы научим их любить и ценить природу.

Составление композиций из растений воспитывает тонкий художественный вкус, помогает чувствовать прелесть естественных форм, линий и красок, развивает наблюдательность. В общении с прекрасным легче и быстрее развивается чувство любви, и подлинного уважения к природе, стремление оберегать и приумножать ее богатства.

Флористика предполагает работу с объемными растениями как живыми, так и сухими, засушенными в плоскости.

Флористика – это художественное творчество, основой для которого служат засушенные цветы, листья, стебли и другие природные материалы. Эти картины созданные без кисти и красок называют произведениями искусства, т.к. богатая палитра и разнообразная фактура природного материала, с успехом заменяет традиционные краски. В процессе изучения данного раздела программы обучающиеся осваивают приемы создания декоративных, предметных и сюжетных композиций их материалов флоры, засушенных в плоскости.

       Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. Квиллинг открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.

         Декупаж – это особая техника декорирования разнообразных поверхностей с помощью нанесения напечатанных полиграфическим способом картинок с последующей лакировкой полученного изображения для защиты от внешних воздействий. 
      Декупаж позволяет, согласно нашим вкусам, выбрать лучшее из многочисленных образцов, вырезать понравившееся изображение и затем прикрепить его на декорируемый нами предмет.
Декупаж отличается безграничной применимостью: элементы интерьера, подарки, личные вещи, бытовые принадлежности, посуда, игрушки – всё можно преобразовать с помощью этой техники.

Декупаж привлекает своей красотой, эффективностью, лёгкостью, огромным количеством вариантов для применения и, конечно, выгодностью.

Декупаж – увлекательное занятие, которое наполняет жизнь ребенка радостью творчества. Работа с прекрасными материалами: деревом, атласом, красками, кистью – доставляет удовольствие. Ребенок имеет возможность ощутить ни с чем не сравнимую радость от того, что можно привнести в окружающую действительность еще немного красоты.

Декупаж открывает перед ребенком широкое поле для реализации идей по дизайну интерьера.

        Лепка – одно из полезнейших занятий для детей. Воспроизводя пластически тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают моторику рук, а это в свою очередь способствует развитию речи детей. Дети приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает в них наблюдательность. Работа с тестом дает простор детской фантазии. В лепке ребенок имеет дело с действительной формой предмета. Он не просто рассматривает его – он его осязает.  А чем большее количество органов чувств принимает участие в восприятии, тем отчетливее становится впечатление. Полученный результат можно увидеть, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя созидателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения.

       В программе предусмотрено ознакомление детей с одним из видов графики – граттаж и обучение некоторым приёмам работы в этой технике

Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, спичками, клеенкой имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится.
      Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, обучающие приобретают определенные эстетические взгляды.

Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, нестандартного мышления.

       Бережное отношение к детскому творчеству и одновременно тактичное руководство этим процессом – основные слагаемые успеха. Очень стремительно летит время, все более насыщенными становятся информационные потоки, одни ценности приходят на смену другим, и все это находит отражение как в декоративно – прикладном творчестве, так и  в восприятии этого творчества детьми.

       Тематика занятий строится с учетом интересов обучающихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности. Программа помогает развивать объемно-пространственное мышление, чувство цвета, реализовать способности и желания ребенка.       Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта обучающихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

        Новизна программы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированы на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, программа построена на эстетическом воспитании школьников. Сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.

        Целесообразность. В современном мире высоких технологий, экономического и  информационного прогресса эта программа особенно актуальна. Работая с бумагой, природным и бросовым материалом,  ребёнок испытывает радость от трудового процесса, может увидеть прекрасное в обыденных вещах, стремится познать законы и тайны мироздания и при этом учится логически мыслить и находить нестандартные решения в различных жизненных ситуациях. Ребята могут применить полученные знания и практический опыт в оформлении школьных праздников и выставок, своей комнаты, подарков родственникам. Вместе с познанием окружающего мира формируется и культура отношения к природе и ненужным вещам.

Темы работы с детьми, выбранные мной, являются актуальными и целесообразными в данное время. На занятиях объединения                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         помогаю детям освоить не только тайны мастерства ремесла, но и найти новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным пластическим решением образа, отвечающим эстетике наших дней.

        Цель  данной  программы: создать условия для  развития у детей самостоятельных творческих замыслов, которые появляются в процессе работы с различными материалами.

      Задачи:

Обучающие:

изучение различных природных и бросовых материалов.

освоение приёмов и способов работы с различными материалами и выработка умения планировать свою деятельность.

развитие графических навыков, закрепить знания и умения работы графическими материалами.

дать общее понятие о декупаже как виду прикладного творчества, его техниках и способах применения в быту.

познакомить обучающихся с видами декупажа для интерьера,

познакомить  обучающихся с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.

обучить создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.

познакомить с историей возникновения лепки из солёного теста;

познакомить обучающихся с материалами и инструментами для лепки;

обучить обучающихся основным приёмам лепки;

обучить обучающихся основным навыкам и умениям работы с солёным тестом;

познакомить и обучить обучающихся  технологии лепки рельефных и круглых изделий из солёного теста.

Развивающие:

развитие интереса, эмоционально-положительного отношения к художественно-ручному труду, готовности участвовать самому в создании поделок, отвечающих художественным требованиям (цвет, форма, композиция).

развитие образного мышления и творческого воображения, эстетического отношения к природному окружению своего быта.

развитие произвольной ручной моторики.

развитие креативного мышления.

развитие самостоятельности мышления

Воспитательные:

способствовать развитию настойчивости в достижении цели.

воспитание находчивости, смекалки, трудолюбия.

воспитание дисциплинированности, аккуратности, бережливости.

воспитание умения довести начатое дело до конца.

приобщение детей к дизайн-деятельности по благоустройству и декоративному оформлению интерьера.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.

       Программа рассчитана на три года обучения. Возраст обучающихся 6-18 лет. Группа является комплексной, состав группы постоянный, набор детей производится в свободной форме.

        Программа  предусматривает изучение необходимых теоретических сведений по выполнению изделий декоративно – прикладного творчества. Содержание теоретических сведений согласовывается с характером практических работ по каждой теме. На теоретическую часть отводится не более 30% общего объема времени. Остальное время посвящается практической работе. Теория преподносится в форме беседы, сопровождающейся показом приемов работы и ответами на вопросы обучающихся.

       На первом  году  обучения происходит общее знакомство обучающихся с различными технологиями, на втором и третьем  – более углубленное постижение основ мастерства.

       Практические результаты и темп освоения  программы  является индивидуальными показателями, так как зависят от уровня творческого потенциала, то есть от природных способностей и первичной подготовки обучающегося.

      Планируемая на занятиях практическая работа не является жестко регламентированной. Обучающиеся реализовывают свои творческие замыслы, готовят поделки, сувениры к своим семейным торжествам и к любимым праздникам. Это позволяет повысить уровень знаний и интереса обучающихся.

        В группе 1 года обучения занимаются по 12-15 человек, учебная нагрузка 114 часов в год, 2 раза в неделю по 2 часа.

        В группе 2 года обучения занимаются по 10-12 человек, учебная нагрузка 216 часов в год, 2 раза в неделю по 3 часа.

        В группе 3 года обучения занимаются по 8-10 человек, учебная нагрузка 288 часов в год, 3 раза в неделю по 3 и 2 часа.

       Формирование групп осуществляется по годам обучения, с учетом наличия у детей ЗУН, соответствующих прогнозируемым результатам программы, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

       В работе по программе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, познание, учение, общение, творчество.

Для каждого вида творчества существует своя технология, при этом можно выделить ряд общих существенных положений образовательного процесса:

обязательное формирование у детей положительной мотивации к творческой деятельности;

получение ими новой информации, новых знаний при решении конкретных практических задач;

обретение трудовых умений и навыков без принуждения;

занятость каждого ребенка в течение всего занятия.

В процессе изготовления художественных вещей большое внимание обращается на подбор изделий, над которыми работают дети. Народное искусство было всегда преимущественно бытовым. Изучая его приемы, традиции, своеобразную художественную структуру, дети создают нужные для всех изделия, которые сразу найдут себе применение. Такое обучение делает занятия серьезными, практическими необходимыми. Успех детей в изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства рождает в них уверенность  в своих силах, воспитывается готовность к проявлению творчества в любом  виде труда, они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новыми видами работы.                                                                                                             Желание достичь лучшего результата, превзойти себя, повысить свое мастерство возникает у детей на протяжении всего периода обучения: на первом этапе – в ходе учебной игры, на втором этапе – в ходе проведения выставок, на третьем этапе – в результате осознанного стремления к самосовершенствованию и мастерству.

Большие изделия выполняются коллективно, что ускоряет процесс творчества и дает учащимся навыки совместной работы.

       Для поддержания постоянного интереса обучающихся к занятиям в тематическом плане предусматривается частая смена видов деятельности.

Каждое занятие спланировано таким образом, чтобы в конце ребенок видел результаты своего труда. Это необходимо для того, чтобы проводить постоянный сравнительный анализ работ, важный не только для педагога, но и для детей.

      Формы контроля знаний, умений и навыков итоговой аттестации обучающихся:
Вводный контроль: на занятиях проводится оценка знаний, практических умений и навыков, качество выполнения работы, диагностика.
Формы проведения вводного контроля: устный опрос (определение, насколько обучающиеся знакомы с предлагаемым материалом);

Текущий контроль: на занятиях проводится оценка знаний, практических умений и навыков, качество выполнения работы.
Формы проведения текущего контроля:

устный опрос (определение, насколько обучающиеся усвоили материал);

объективная оценка выполнения практических работ;

самооценка учащимися своих работ.

Итоговый контроль: выполнение итоговых работ, мониторинг.
Формы проведения итогового контроля:

диагностика;

устный опрос (определение, насколько обучающиеся усвоили материал);

выставки детских работ;

конкурсы, фестивали детского прикладного творчества.

       Одна из форм стимулирования обучающихся к занятиям – организация выставок, конкурсов, куда приглашаются родители обучающихся.
Создание ситуаций успеха для каждого ребенка – один из главных принципов.

Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценке личности – один из важнейших принципов работы.

       Формы подведения итогов реализации программы: итоговые занятия, опрос, тестирование, анкетирование, мониторинг, праздничные мероприятия, игры,  выставки по итогам обучения, участие в выставках разного уровня.

       Праздничные мероприятия, игры – это своего рода контроль среза знаний, умений, навыков, полученных на занятиях.

       Организация выставок – это контроль роста ребенка, способ выражения творчества, воспитание ответственности и желания работать интереснее.

   

К концу 1-го года обучения обучающиеся должны знать:

- что такое  декоративно-прикладное творчество;

- основы композиции;

- свойства бумаги, разновидности бумаги;

- материалы и инструменты при работе с бумагой;

- техника безопасности при работе с материалами и инструментами;

- что такое квиллинг;

- основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;

-  историю развития искусства лепки из солёного теста;

-  различные виды работы с тестом, изготовление простых и сложных  изделий.

       Должны уметь:

- следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

- создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;

- создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинг;

- выполнение простейших работ;

- уметь работать с литературой и подбирать иллюстрации из других книг;

- уметь самим составлять различные композиции, уметь оформлять картины:

- самостоятельно подбирать цветовую гамму;

-  составление композиций;

- работать индивидуально;

- работать в группах  и коллективно.

К концу 2-го года обучения обучающиеся должны знать:

- материалы, инструменты; правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

- историю возникновения бумагокручения – квилинга;

- материалы и инструменты для квилинга;                                                                                                                                                                                   - основные формы квилинга;

-  виды декоративно- прикладного искусства ( лепка, роспись, резьба и.т.п.);

-  способы аппликации в народном искусстве коллаж;

- о проектной деятельности.

- технологию обработки различных природных и бросовых материалов;                                                                                      - основы флористики;

- технологию папье – маше;

- технологию  мозаики из природного материала; - уметь работать с литературой и подбирать иллюстрации из других книг;

- как составлять различные композиции, оформлять картины;

      Должны уметь:

- пользоваться инструментами для квилинга;

- изготовлять основные формы квилинга;

- изготовлять цветы в технике квилинга;

- изготовлять животных в технике квилинга;

- оформлять открытки, рамки в технике квилинг;

- изготовлять композиции технике  аппликация;

- пользоваться нужными инструментами и приспособлениями;

- последовательно вести работу ( замысел, эскиз, выбор материала);

- выполнять эскиз;

- самостоятельно подбирать, сушить и окрашивать природный материал;                                                                                            - красиво и эстетично оформлять свою работу;                                                                                                    - создавать работу по своему замыслу;                                                                                                                     - использовать в работе бросовый материал;

- уметь работать с литературой и подбирать иллюстрации из других книг.

- уметь самим составлять различные композиции, уметь оформлять картины.

- самостоятельно подбирать цветовую гамму.

К концу 3-го года обучения обучающиеся должны знать:

- историю возникновения бумагокручения – квилинга;

- материалы и инструменты для квилинга;                                                                                                                                                                                   - основные формы квилинга;

- технологию изготовления цветов в технике квилинга;

- технологию изготовления животных в технике квилинга ;

- технологию изготовления аппликации;

- технологию граттаж;

- технологию монотипия;

- технологию папье –маше;

- технологию лепки из соленого теста;

- технологию мозаики из яичной скорлупы;

- технологию работы с цветной солью;

       Должны уметь:

- пользоваться инструментами для квилинга;

- изготовлять основные формы квилинг;

- изготовлять цветы в технике квилинг;

- изготовлять животных в технике квилинга;

- изготовлять изделия в технике квилинг по выбору;

- оформлять открытки, рамки в технике квилинг;

- изготовлять рисунок в технике граттаж;

- изготовлять рисунок в технике монотипия;

- изготовлять композиции в технике  папье –маше;

- самостоятельно замешивать соленое тесто;

- изготовлять плоскостные композиции технике  лепка из соленого теста;

- изготовлять композиции в  технике  мозаики из яичной скорлупы;

- изготовлять изделия по образцу в любой технике;

- изготовлять изделия по технологической карте в любой технике;

- изготовлять изделия самостоятельно в любой изученной  технике.

2. Учебно-тематический план дополнительной  образовательной программы

Учебно-тематический план 1-го года обучения.

№п

Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

                  В том числе

теоретических

практических

1.

Вводные занятия

 4

2

2

1.1

Что создано природой?

4

2

2

2.

Природный материал

28

4

24

2.1.

Изготовление аппликации на тему природа и ее окружение.

28

4

24

3.

Волшебный квиллинг

80

10

70

3.1.

Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”. Конструирование из основных форм квиллинга. Листья

5

1

4

3.2.

Основные формы. “Завитки”. Конструирование из основных форм квиллинга. Основные формы. “Спирали в виде стружки”. Конструирование из основных форм квиллинга

6,5

0,5

6

3.3.

Композиция Ягоды и фрукты

4,5

0,5

4

3.4.

Новогодняя снежинка

8

1

7

3.5.

Изготовление животных

8

1

7

3.6.

Рождественский ангел        

12

2

10

3.7.

Дерево счастья

4

-

4

3.8.

Зимняя композиция

5

1

4

3.9.

Подарок для папы

4

-

4

3.10.

Композиция Цветы

16

2

14

3.11.

Открытка для мамы

7

1

6

4.

Волшебное тесто

23

3

20

4.1.

Рельеф

16

2

14

4.2.

Пасхальная тематика

7

1

6

5.

Творческая работа

7

1

6

5.1.

Коллаж из различных материалов

7

1

6

6.

Итоговое занятие

2

-

2

Итого часов -          144

20

124

Учебно-тематический план 2-го года обучения.

№п

Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

                  В том числе

теоретических

практических

1.

Вводные занятия

1

1

-

2.

Флористика

23

2

21

2.1.

Поделки из семян растений

2

-

2

2.2.

Мир флористики: чудесные листочки

2,5

0,5

2

2.3.

Подводный мир и его обитатели

4,5

0,5

4

2.4.

Осенние фантазии

6.5

0,5

6

2.5.

Флористика  - музыка души

7,5

0,5

7

3.

Волшебное тесто

24

2

22

3.1.

 Панно с цветами и фруктами

9

1

8

3.2.

Животные

4,5

0,5

4

3.3.

Мультяшные герои

4,5

0,5

4

3.4.

Сувенир«Ангелочек»

4

-

4

4.

Волшебный квиллинг

62

6

56

4.1.

Изготовление простых, несложных фигур

12

2

10

4.2.

Создание полуобъёмных композиций и игрушек в технике «квиллинг».

43

3

40

4.3.

Изготовление простых, несложных цветов.  Изготовление бахромчатых цветов

7

1

6

5.

Модная техника декупаж.

47

3

44

5.1.

Рамка для фотографии. Способы нанесения мотива.

6,5

0,5

6

5.2.

Декупаж на деревянной поверхности подготовка поверхности и финишное покрытие. Кухонные доски. Ключница.

6,5

0,5

6

5.3.

Горшок для цветов. Вырезание мотивов. Наклеивание рисунка. Обработка изделия.

6,5

0,5

6

5.4.

Часы на виниловой пластинке. Выполнение растительного рисунка в круге. Отработка приема равномерного закрашивания всей плоскости круга. Декорирование часов.

4

-

4

5.4.

Коробочка для подарка

24

2

22

5.5.

Саше (кофейные котики, зайцы,  сердечки)

6

-

6

5.6.

Шкатулка в стиле шебби-шик

6

-

6

6.

Граттаж

17

1

16

6.1.

Подготовка листов и инструментов

7

1

6

6.2.

Подготовка эскизов Работа по теме

10

-

10

7.

Папье - маше

18

1

17

7.1.

Изготовление декоративной тарелочки, вазы

7

1

6

7.2.

Шар-копилка

11

-

11

8.

Творческая работа

22

1

21

8.1

Самостоятельная творческая работа Цветной песок. Мозаика из яичной скорлупы. Поэтапное выполнение работы. Оформление изделий. Коллективная работа.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

22

1

21

9.

Итоговое занятие

2

-

2

Итого часов -                216

17

199

Учебно-тематический план 3-го года обучения.

№п

Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

                  В том числе

теоретических

практических

1.

Вводное занятие

2,5

0,5

2

1.1.

Вводное занятие. Повторение материала 2-го года обучения. Знакомство с программой.

2,5

0,5

2

2.

Флористика

61,5

2,5

59

2.1.

Изготовление открытки-аппликации.

9,5

0,5

9

2.2.

   Изготовление сувениров-миниатюр.

52

2

41

3.

Волшебный квиллинг

96

7

89

3.1.

Тематические сувениры

48

4

44

3.2.

Рождественская открытка

16

1

15

3.3.

Рождественский Ангел

6,5

0,5

6

3.4.

Декоративное дерево

6,5

0,5

6

3.5.

Изготовление сложных цветов.  Изготовление бахромчатых цветов

6,5

0,5

6

3.6.

Зимняя композиция

12,5

0,5

12

4.

Модная техника декупаж.

39

3

36

4.1.

Панно в технике.

4,5

0,5

4

4.2.

Кухонная доска.  Ваза. Ключница.  

9,5

0,5

9

4.3.

Часы на виниловой пластинке. Выполнение растительного рисунка в круге. Отработка приема равномерного закрашивания всей плоскости круга. Декорирование часов.

4,5

0,5

4

4.4.

Коробочка для подарка.

4

-

4

4.5.

Саше (кофейные котики, зайцы,  сердечки.

9,5

0,5

9

4.6.

Шкатулка в стиле шебби-шик.

7

1

6

5.

Граттаж

25

1

24

5.1.

Подготовка листов и инструментов.

7

1

6

5.2.

Подготовка эскизов.

6

-

6

5.3.

Выполнение граттажа на формате А4.

12

-

12

6.

Папье - маше

32

2

30

6.1.

Работа в технике по выбору.

32

2

30

8.

Самостоятельная творческая работа

30

1

29

8.1.

Самостоятельная творческая работа Цветной песок. Мозаика из яичной скорлупы, папье – маше, соленое тесто, граттаж, декупаж  «Бабочка на цветке», «Божья коровка», «Перо жар-птицы».

30

1

29

9.

Итоговое занятие

2

-

2

Итого часов -                 288

17

271

3. Содержание дополнительной образовательной программы  

       Содержание занятий 1-го года обучения.

1. Вводное занятие.

Теория: Знакомство c группой учащихся. Введение в образовательную программу. Беседа по правилам техники безопасности на занятиях и в объединении. Инструменты для работы, их назначение и правильное применение. Правила безопасности при работе с ножницами и другими колющими и режущими предметами. Правила умелых ручек. Что такое природа. Правила поведения в природе. Понятие «природные материалы».

Практика: Игра «Что создано природой?»

2.Природный материал.

Теория: Введение в тему: виды природных и растительных материалов, их происхождение. Разнообразие  семян, правила сбора, сроки и место их хранения. Дополнительные материалы, используемые при  изготовлении поделок (картон, ДВП, краски, клей и т. д.). Основные приёмы изготовления аппликаций из семян. Подбор фона. Комбинирование семян разных растений для выделения цвета деталей. Эстетичность в оформлении работ (виды рамок). Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.

Практика:  Сбор и сортировка семян различных растений.  Изготовление аппликации на тему природа и ее окружение Использование семян  овощей, фруктов и ягод (арбуз, дыня, огурец, тыква, яблоко, апельсин и др.), злаковых и кормовых культур    (пшеница, ячмень, кукуруза) для изготовления панно и составления орнаментов. Знакомство с особенностями материала. Разнообразие формы, цвета, размера. Особенности работы с данным природным материалом.                                                                   

Тест - игра «Какому растению принадлежат семена?»

3.Волшебный квиллинг.

Теория: Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников. Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга. Знакомство с  основными правилами работы, изготовление основных форм: тугая спираль, свободная спираль, капля, изогнутая капля, лист, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”. Конструирование из основных форм квиллинга. Техника изготовления. Примеры различного применения форм.

Практика: Конструирование из основных форм квиллинга. Познакомить с основным понятием “композиция”. Способы и правила её составления.

4.Волшебное тесто.

Теория:  Солёное тесто – уникальный материал. Способы приготовления теста и техника работы с ним. Плоскостные и объёмные изделия. Сушка и раскрашивание изделий. Дополнительные инструменты и материалы, используемые при работе с тестом. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. Понятие рельеф.

 Практика: Приготовление солёного теста. Рельеф овощей и фруктов.

Изготовление панно на зимнюю, пасхальную тематику, цветы.

5.Творческая работа.

Теория:  Самостоятельная работа по замыслу и выбору:

 Подготовка к работе. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. Коллективное составление композиции по выбранной тематике. Технология окраски цветной солью.гуашью.

Практика: Работа с цветной солью.

6.Итоговое занятие.

Теория: Подведение итогов работы за год.

Практика: Выставка лучших работ: «Удивительное рядом».

       Содержание занятий  2-го года обучения.

7. Вводное занятие.  

Теория: Введение в образовательную программу: ознакомление учащихся с планом работы, целями и задачами второго года обучения. Инструктаж по технике безопасности.

Практика: Выявление ЗУН.

8. Флористика.

Теория: Гербарий. Правила сбора и оформления. Комбинирование разных видов круп и семян при изготовлении панно. Цветовая гамма и подбор фона. Выделение мелких деталей и контура рисунка при помощи круп. Эстетика при оформлении работ. Дополнительные материалы,  используемые в работе. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.

Практика: Подготовка листьев и растений к работе (правила сушки, проглаживания). Поделки из семян растений. Мир флористики: чудесные листочки. Подводный мир и его обитатели.  Осенние фантазии. Флористика  - музыка души. Самостоятельная работа по замыслу.

9. Волшебное тесто.

Теория: Рельеф. Эскиз. Технология лепки рельефа.

Практика:  Расписать и декорировать изделие: панно «Корзина с цветами и фруктами», животные, мультяшные герой. Сувенир: «Ангелочек»

10. Волшебный квиллинг.

Теория:  Основные правила работы. Разметка.  Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”. Конструирование из основных форм квиллинга. Техника изготовления. Примеры различного применения форм. Основные формы. “Завитки”. Конструирование из основных форм квиллинга. Техника изготовления. Применение формы в композициях. Основные формы. “Спирали в виде стружки”. Конструирование из основных форм квиллинга. Технология изготовления. Применение формы в композициях. Коллективная работа. Композиция из основных форм. Составление композиции из форм. Познакомить с основным понятием “композиция”. Способы и правила её составления. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. Коллективное составление композиции по выбранной тематике. Использование техники квиллинга.

Практика: Изготовление простых, несложных цветов. Знакомство с простейшими приемами изготовления цветов. Изготовление бахромчатых цветов. Приемы изготовления более сложных цветов. Подбор цветовой гаммы. Изготовление листиков с продольными жилками. Занимательные игрушки. Объёмные игрушки. Создание объёмных композиций и игрушек в технике «квиллинг».

11.Модная техника декупаж.

Теория:  Техника декупаж. Особенности работы с многослойными салфетками. Подготовка материалов к работе.
Практика: Рамка для фотографии. Способы нанесения мотива. Декупаж на деревянной поверхности подготовка поверхности и финишное покрытие. Панно «Осень. Листопад». Кухонная доска «Подсолнухи». Вешалка для одежды. Горшок для цветов. Вырезание мотивов. Наклеивание рисунка. Обработка изделия. Часы на виниловой пластинке. Выполнение растительного рисунка в круге. Отработка приема равномерного закрашивания всей плоскости круга. Декорирование часов. Коробочка для подарка Саше (кофейные котики, зайцы,  сердечки) Шкатулка в стиле шебби - шик.

12.Граттаж.

Теория: Упражнения, освоение техники.

Практика: Подготовка листов и инструментов. Подготовка эскизов. Процарапывание. Работа по теме. 

13. Папье – маше. 

Теория:  Знакомство с технологией папье-маше. Подготовка бумаги к работе. Бумажная масса. Рецепты изготовления клейстера. Приемы лепки из массы.

Практика: Изготовление декоративной тарелочки, ваза,  шар-копилка.

Сушка, грунтовка и окраска изделия. Лакировка. Оформление изделия.

14.Творческая работа.

Теория:  Самостоятельная творческая работа. Знакомство с особенностями материала. Подготовка к работе. Технология окраски песка  красителями.

Практика:  Цветной песок. Мозаика из яичной скорлупы. Оформление изделий. Коллективная работа, тема панно по выбору.  Поэтапное выполнение работы. Оформление и декорирование панно.

15. Итоговое занятие.

Теория:  Анализ работы.

Практика:  Выставка, подведение итогов работы за год.

      Содержание занятий 3-го года обучения.

16.Вводное занятие.            

Теория: Введение в образовательную программу: ознакомление учащихся с планом работы, целями и задачами третьего года обучения. Инструктаж по технике безопасности.

Практика: Выявление ЗУН.

17. Флористика. 

Теория: Комбинирование различного флористического материала. Подбор листьев по форме, цвету, размеру для составления аппликаций.

Фон, оборудование, окантовка. Составление миниатюр из отдельных частей растений. Аппликации из целых форм растений. Правила составления композиций. Использование семян, косточек, апельсиновой кожуры и других природных материалов для декорирования композиций.

Практика: Изготовление поздравительных открыток, сувениров-миниатюр.

18. Волшебный квиллинг.

Теория: Техника  квиллинга. Технология изготовления  основных форм: ромб, треугольник, стрелка, полумесяц, птичья лапка, звезда, конус. Технология изготовления бахромчатых цветов. Объёмные изделия в технике квиллинг. Знакомство с технологией торцевания на пластилине.

Практика: Рождественская открытка Рождественский Ангел Изготовление сложных цветов.  Изготовление бахромчатых цветов Зимняя композиция Декоративное дерево.

19. Декупаж.

Теория: Способы создания  декупажа. Декупажные карты и методы работы с ними. Средства для декупажа и технология их применения. Знакомство со стилем  шебби-шик.
Практика: Декупаж на деревянной поверхности подготовка поверхности и финишное покрытие. Панно . Кухонная доска.  Ваза. Ключница.  Часы на виниловой пластинке. Выполнение растительного рисунка в круге. Отработка приема равномерного закрашивания всей плоскости круга. Декорирование часов. Коробочка для подарка Саше (кофейные котики, зайцы,  сердечки Шкатулка в стиле шебби-шик

20. Граттаж.

Теория: Знакомство учащихся с одним из видов графики - граттаж.

Практика: Выполнение рисунка путем процарапывания. Подготовка листов и инструментов. Подготовка эскизов. Выполнение граттажа на формате А4.

21.Самостоятельная творческая работа.

Теория:  Самостоятельная творческая работа по интересам.

Практика:  Цветной песок.  Мозаика из яичной скорлупы. Соленое тесто. Граттаж.  Декупаж  на тему «Красота окружающего мира». Папье - маше.

22.Итоговое занятие.

Теория:  Подведение итогов работы за третий год, за три года обучения. Практика:  Выставка лучших работ: «Наши достижения».

4. Методическое обеспечение образовательной программы

     Формы и методы занятий.

       В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы:

     Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)

наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

 практический (выполнение работ по технологическим картам, схемам и др.)

      Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

 объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию

 репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

 частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом

исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся

      Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:

 фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися

 индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

 групповой – организация работы в группах.

 индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

 и другие.

     Формы работы с родителями в течение всего учебного года:

выступления на родительских собраниях;

индивидуальные беседы;

проведение мастер-классов для родителей;

посещение родителями выставок, проводимых в Доме Детского Творчества, на мероприятиях районного уровня.

      Материально-техническое обеспечение  программы.

Оборудование:

Учебный класс, соответствующий санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям. Столы, стулья, стеллажи для хранения материалов, инструментов, образцов,  методической литературы. Рамки  разных размеров.

      Материалы и инструменты:

Бумага для принтера белая и цветная, картон белый и цветной, гофрированная бумага, картон, ткань, нити вязальные, синтепон,  трехслойные салфетки, акриловая и мелованная гуашь, вязальные нити, природный и бросовый материал, простые карандаши, гуашь, акриловые краски, черная тушь, свеча, линейки, стеки, зубочистки, клей ПВА, иглы, ножницы, клей полимерный, резаки, калька, копировальная бумага,  шаблон-линейка; инструмент для закручивания бумаги, ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки, салфетки, клеенка, пинцет, пробойники, шило,  дощечки.

5. Список литературы для педагога.

  1.  Гусакова  М. А. Аппликация : Учеб. пособие для пед. училищ по специальности №2002 "Дошк. воспитание" и №2010 "Воспитание в дошк. учреждениях" / М. А. Гусакова . – 3. изд., доп. и перераб . – Москва : Просвещение, 1987 . – 126, 2 с., 48 с
  2. Гульянц Э.К., Базик И.Я.Что можно сделать из природного материала. Издательство: М.: Просвещение Год: 1991 г- 175 с.
  3. Т.Н.Проснякова Уроки мастерства. 3 класс Издательство: "Учебная литература": Издательский дом "Федоров" 2011г- 124с.
  4. Артамонова Е.В. «Соломка, скорлупка, цветочек – подарки для мам и для дочек», Москва, «ЭКСМО-Прессс», 2000 г-321с.
  5. Шептуля  А.Э.Домашние обереги своими руками. Издатель: Эксмо 2006г-64 с.
  6. М.А.Антипова «Соленое тесто» Издательство: РИПОЛ КЛАССИК, ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ, ВЛАДИС, ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ, г. РОСТОВ-НА-ДОНУ; ВСВ-ПРЕСС, г. Москва, 2010 г- 640 стр.
  7. Зимина Н. В. «Чудеса из соленого теста», Издатели: Мир книги, Формат: 84x108/32,   Москва,  «Айрис-Пресс», 2008 г. - 200 с.
  8. Скребцова Татьяна Олеговна, Данильченко Лилия Александровна. "Соленое тесто: лепим поделки и сувениры" Издательство: Феникс, 2009 г- 250с.
  9.   Быстрицкая А.И. «Бумажная филигрань». М.: Айрис-Пресс, 2008г- 128 с.
  10.   Цуканова В.С. Развивающие занятия по моделированию в начальной школе. Серия:Мир вашего ребенка Издательство: Феникс , 2003г. - 80 с.
  11. Горяинова О.В., Медведева О.П Школа юного дизайнера.:. Издательство: Феникс, 2005г – 225с.
  12. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция Издательство: Владос .2005г. – 144с.
  13. Чиотти Д. Оригинальные поделки из бумаги Издательство: Мир книги , 2008г- 96с.
  14.  Дженкинс Д. Переводчик: Сапцина У. Узоры и мотивы из бумажных лент. Интересные идеи. Издательство: Контэн, 2010 г- 41с.
  15. Золотая коллекция идей: «Эксклюзивные открытки» Издательство «АСТ-ПРЕСС КНИГА»
  16. Книга для досуга Пия Педевилла Серия «Сделай сам»: Идеи поделок из бумаги и картона. Идеи для поделок из прищепок. «Веселый мир прищепок». Издательство АРКАИМ, 2004г. – 31с.
  17. Ингрид Вурст. Веселый мир прищепок. Серия «Сделай сам»  Идеи поделок из бумаги и картона. Издательство АРКАИМ, 2004г. – 31с.
  18. Воронова О. В.  Декупаж: Новые идеи, оригинальные техники.- М.: Эксмо, 2010г-190с.
  19. Жадько Е.Г. «Вазы, кашпо, декоративные бутылки». Ростов на Дону., «Феникс», 2006г-156с.

            Интернет ресурсы:

  1. http://dekupaj.ru/;  www.sdecoupage.ru.
  2. www.qillingshop.ru/master-class-01.htm

                           

                             Список литературы обучающихся.

  1. Артамонова Е.В. «Соломка, скорлупка, цветочек – подарки для мам и для дочек», Москва, «ЭКСМО-Прессс», 2000 г-321с.
  2. Шептуля  А.Э.Домашние обереги своими руками. Издатель: Эксмо 2006г-64 с.
  3. Логвиненко Г.М. «Декоративная композиция». М.., издательство «Владос», 2004г-176с.
  4. Д. Чиотти. «Оригинальные поделки из бумаги». М., «Издательство мир книги», 2009г-96с.
  5. Д. Джекинс. «Узоры и мотивы из бумажных лент». М., издательство «Континент», 2010г-150с.
  6. Г.И.Перевертень «Сказка из листьев и лепестков», АСТ Тверь, 2007 г-37с.
  7. Рэй Гибсон, «Поделки», Москва, «РОСМЭН»,1997 г.
  8. Е.М.Ракитина, В.И.Михайленко «Цветущее чудо», Тула «Родничок, Москва АСТ «Астрель», 2006 г-145с.
  9. Н.В.Дубровская «Поделки из природного материала», Москва АСТ «Астрель», «Сова» Санкт-Петербург, 2010 г-200с.
  10. Е.В.Артамонова «Соломка, скорлупка, цветочек – подарки для мам и для дочек», Москва, «ЭКСМО-Прессс», 2000 г-321с.
  11. Скребцова Татьяна Олеговна, Данильченко Лилия Александровна. "Соленое тесто: лепим поделки и сувениры" Издательство: Феникс, 2009 г- 250с.
  12.   Быстрицкая А.И. «Бумажная филигрань». М.: Айрис-Пресс, 2008г- 128 с.
  13.   Горяинова О.В., Медведева О.П.  Школа юного дизайнера.:. Издательство: Феникс, 2005г – 225с.
  14. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция Издательство: Владос .2005г. – 144с.
  15. Чиотти Д. Оригинальные поделки из бумаги Издательство: Мир книги. 2008г- 96с.
  16.  Дженкинс Д. Переводчик: Сапцина У. Узоры и мотивы из бумажных лент. Интересные идеи. Издательство: Контэн, 2010 г- 41с.
  17. Золотая коллекция идей: «Эксклюзивные открытки» Издательство «АСТ-ПРЕСС КНИГА»
  18. Книга для досуга Пия Педевилла Серия «Сделай сам»: Идеи поделок из бумаги и картона. Идеи для поделок из прищепок. «Веселый мир прищепок». Издательство АРКАИМ, 2004г. – 31с.
  19. Ингрид Вурст. Веселый мир прищепок. Серия «Сделай сам»  Идеи поделок из бумаги и картона. Издательство АРКАИМ, 2004г. – 31с.
  20.   А.Е.Екимцев «500 загадок», РИО «Красный Крест»,  Ставрополь,  1993 г.
  21.   Т.Я.Кедрина, П.И.Гелазония «Большая книга игр и развлечений», «Педагогика», Москва, 1992 г.
  22.  Воронова О. В.  Декупаж: Новые идеи, оригинальные техники.- М.: Эксмо, 2010г-190с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Программа дополнительного образования «Фантазия»

Программа дополнительного образования «Фантазия»Возраст учащихся: 7-12 летНаправление: художественно-эстетическая деятельностьСрок реализации программы – с 3.06.2013г. по 22.06.2013г.Место реализ...

образовательная программа по рукоделию "фантазия"

       Программа творческого объединения «Фантазия» содержит в себе многие разделы, а именно: вышивка крестом, техника «Декупаж», сухое и мокрое валяние, бисеропл...

Образовательная программа дополнительного образования детей конструирование и моделирование одежды «Фантазия и образ»

Образовательная программа дополнительного образования детей  конструирование и моделирование одежды «Фантазия и образ». Автор составитель Гайдукова Людмила Алексеевна...

Образовательная программа дополнительного образования "Бумажные фантазии"

Актуальность данной программы заключается в возможности самим обучающимся создавать красивые и оригинальные изделия в процессе изучения основ декоративно – прикладного искусства, развив...