Программа дополнительного образования «Фантазия»
рабочая программа на тему

Русина Алёна Николаевна

Программа дополнительного образования «Фантазия»

Возраст учащихся: 7-12 лет

Направление: художественно-эстетическая деятельность

Срок реализации программы – с 3.06.2013г. по 22.06.2013г.

Место реализации: ЛДП «Солнышко»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_dlya_lagerya.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Новоозерская средняя общеобразовательная школа»
Тальменского района Алтайского края

 «Согласовано»

Руководитель МО педагогов

дополнительного образования

_______________/А.А. Радионова/

Протокол № _____ от _____________

«Утверждаю»

Директор _______________/Н.Г. Фогель/

Приказ № ____ от _____________.

Программа дополнительного образования

«Фантазия»

Возраст учащихся: 7-12 лет

Направление: художественно-эстетическая деятельность

Срок реализации программы – с 3.06.2013г. по 22.06.2013г.

Место реализации: ЛДП «Солнышко»

Составитель:

Русина Алёна Николаевна
педагог дополнительного образования

Озерки 2013


Пояснительная записка.

По своему происхождению декоративно-прикладное искусство - один из самых важных и древнейших видов искусства. Произведения декоративно-прикладного искусства обладают художественно-эстетическими свойствами, имея практическое назначение в быту и труде.

Изделия декоративно-прикладного искусства органически сочетают в себе эстетически выразительные и утилитарные моменты. В них сосредоточено единство творчества и труда, они составляют предметную среду, окружающую человека, оказывают влияние на его образ жизни. Это искусство своими корнями уходит в народное творчество. Издавна традиции народных мастеров передавались из поколения в поколение. Искусство своей семьи, деревни, поселка дети впитывали с ранних лет.

Программа знакомит со следующими направлениями декоративно – прикладного творчества: пластилинография, бисероплетение, квиллинг, макраме, декоративное рисование, боди-арт. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность.

Программа способствует:

 -развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;

 -помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;

 -формированию  понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;

 -освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;

 -обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;

 -созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;

- созданию детьми неповторимых, оригинальных и современных произведений искусства.

Цель программы: Способствовать развитию творческих способностей ребенка через обучение основам прикладного творчества.

Задачи:

  • познакомить с различными видами декоративно-прикладного искусства (декоративное рисование, пластилинография, квиллинг, бисероплетение, работа с бросовыми материалами, визаж, боди-арт, макраме);
  • познакомить с выразительными возможностями и свойствами материалов (краски, карандаши, пластилин, бисер, бумага, картон, ткань, и др.);
  • научить работать с различными инструментами и материалами, помочь овладеть основами культуры труда.
  • формировать художественную грамотность, практические умения и навыки работы в разных техниках декоративного творчества;
  • развивать настойчивость, терпение, уверенность в своих силах, аккуратность, умение сосредотачиваться на выполнении задания, умение следовать инструкциям по выполнению работы;
  • развивать образное и пространственное мышление, моторику рук, глазомер;
  • развивать художественный вкус, пробудить интерес к познанию;
  • воспитывать интерес к декоративному творчеству, помочь  увидеть прекрасное в самых обычных вещах;
  • воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально – ценностного позитивного отношения к себе и окружающему  миру.
  • помочь детям проявить индивидуальные способности фантазию, наблюдательность и творчество;

Программа “Фантазия” рассчитана на 20 часов. Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять не более 20 человек. Группа формируется из детей в возрасте от 7-12 лет.

Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях  предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.

Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала как традиционного, так и с использованием компьютерных технологий. Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.

Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.

Данная программа предназначена для творческой работы с детьми детских оздоровительных лагерях, лагерях дневного пребывания.

Ожидаемый результат

По итогам обучения учащиеся должны будут

знать:

  • различные виды декоративно-прикладного искусства и технологию их выполнения (декоративное рисование, пластилинография, квиллинг, бисероплетение, работа с бросовыми материалами, визаж, боди-арт, макраме и др.);
  • основные понятия по изучаемым видам искусства;
  • выразительные возможности и свойства художественных материалов (краски, карандаши, бисер, бумага, картон, ткань, и др.);
  • технику безопасности при работе с различными инструментами, материалами  и веществами

уметь:

  • работать с разными видами художественных материалов: акварельные, гуашевые, карандаши, бисер, бумага, картон, ткань, и др.);
  • выполнять работы в разных техниках декоративно-прикладного искусства (декоративное рисование, пластилинография, квиллинг, бисероплетение, работа с бросовыми материалами, визаж, боди-арт, макраме и др.)
  • правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
  • анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
  • замечать прекрасное в самых обычных вещах;
  • находить наиболее выразительные художественные варианты выполнения творческих работ;

Система отслеживания и оценивания результатов: по итогам каждой темы проводится коллективное обсуждение достигнутых результатов.

Форма итогового контроля – выставка выполненных практических работ учащихся. Организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

Учебно-тематический план занятий по программе   «Фантазия»

№ п/п

Название темы

Количество часов

Всего

Теоретических

Практических

I

Пластилинография

3

1

2

II

Граттаж

3

1

2

III

Боди-арт

2

1

1

IV

Украшения своими руками

6

2

4

V

Квиллинг

3

1

2

VI

Кляксография

2

-

2

VII

Выставка

1

-

1

Всего:

20

6

14

Содержание занятий

I. Пластилинография

Теоретическая часть: Историческая справка о пластилине. Виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином.

Практическая часть. Выполнение картины из пластилина.

II. Граттаж

Теоретическая часть: Знакомство с одним из видов графики — граттажем (выполнение быстрого силуэтного эскиза путем процарапывания). Технология выполнения граттажа. Правила грунтовки листа под рисунок.

Практическая часть: Выполнение композиции в технике граттаж.

III. Боди-арт

Теоретическая часть: Знакомство с искусством боди-арта, визажем, гримом.

Практическая часть: Выполнение эскизов росписи по телу.

IV. Украшения своими руками

Теоретическая часть: Значение украшений в жизни человека, виды украшений. Способы выполнения украшений своими руками.

Практическая часть: Выполнение украшений из бисера, ниток, ленточек. Выполнение кулонов из алебастра.

V. Квиллинг

Теоретическая часть: Искусство квиллинга. Материалы и инструменты. Приёмы изготовления разнообразных форм - элементов будущих изделий

Практическая часть: Создание коллективной работы – композиции на темы «Лето», «На лужайке» и т.п. из выполненных элементов

VI. Кляксография

Теоретическая часть: Различные варианты преобразования клякс (дорисовать увиденный образ, раздуть кляксу через соломинку и т. д.)

Практическая часть: Выполнение сказочных композиций на основе пятен.

VII. Выставка

Выставка выполненных практических работ учащихся. Обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

Методическое обеспечение программы «Фантазия»

Для занятий необходимо иметь:

Материалы:

- пластилин;

- картон белый и цветной;

- цветная двухсторонняя бумага;

- клей (наилучшим является клей ПВА);

- свечка восковая или парафиновая;

- гуашевые, акварельные краски;

- тушь;

- бисер;

- проволока, леска;

- нитки «мулине», «ирис», остатки пряжи;

- алебастр или гипс;

- лак;

- бумага;

Инструменты: ножницы, карандаши простые, линейки, кисточки для клея, салфетки, клеенка,  стеки, палочки для процарапывания граттажа, палочки для квиллинга, кисти для рисования, палитры, баночки для воды,

Технические средства обучения: Компьютер или ноутбук, мультимедийный проектор

Методический фонд:

  • Образцы работ по каждой теме;
  • Детские работы как примеры выполнения творческих заданий;
  • Раздаточные материалы;
  • Папки с наглядными материалами по темам;
  • Мультимедийные презентации по темам;

Список литературы

I. для педагога

  1. Горичева В.С, Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художники М.В. Душин, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко», 2008. – 192 с., ил. – (Серия: «Вместе учимся мастерить»).
  2. Закон РФ «Об образовании» (В ред. Федеральных законов от 13.01.1996 № 12-ФЗ, от 16.11.1997 № 144-ФЗ от 13.02.2002 № 20-ФЗ и т.д.) Статья 12 п.1. Статья 26 п.1,2
  3. Основы художественного ремесла: Практ. Пособие для руководителей школ. кружков / В.А. Барадулин, Б.И. Коромыслов, Ю.В. Максимов и др.; Под ред. В.А. Барадулина. – М.: просвещение, 1979. – 320 с.: ил., 16 л. ил.
  4. Письмо Министерства образования РФ "Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей" от18.06.2003 г. №28-02-484/16
  5. Приложение к письму Минобрнауки России. О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей от 11.12. 2006 г. № 06-1844
  6. СанПиН 2.4.4.1251-03 «Детские внешкольные учреждения (УДОД) Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 1 апреля 2003 г.) (введенные 20 июня 2003 года постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3 апреля 2003г. №27с)
  7. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации / авт-сост. Л.В. Горнова и др. – Волгоград: Учитель, 2008. – 250 с.

II. для учащихся

  1. Бисер / авт.-сост. Ликсо Н.Л. – Минск: ООО «Харвест», 2006. – 36 с.
  2. Букина С. Квиллинг: волшебство бумажных завитков / С. Букина, М. Букин. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 271 с.: ил. – (Город мастеров).
  3. Воронова О.В. Декупаж: Новые идеи, оригинальные техники / Воронова Ольга. – М.: Эксмо, 2010. – 96 с.: ил.
  1. Данкевич Е.В., Сомичева З.Е. Пластилиновая азбука. – М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2006. – 96 с., ил. 
  2. журналы «Юный художник», «Ручное творчество» и др.
  3. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений: В 2 кн. Кн.1. – М.: Дрофа, 1996. – 240 с.: ил.
  4. Савицкий С.Л. Работа с глиной, гипсом и папье-маше / С.Л. Савицкий. – М.: «Посвещение», 1975. – 55 с.
  5. Стили в искусстве: Орнаменты и декоративные узоры.  — М.: ACT: Астрель, 2007. - XIV, 206, [4] с: ил.
  1. Чернова, Е. В. Пластилиновые картины /е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 48с. – (Город мастеров).
  2. Щипанов А.С. Юным любителям кисти и резца: Кн. Для учащихся ст. классов. / А.С. Щипанов. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1981. – 416 с.: ил.
  3. Шаг за шагом: Цветы из бисера / авт.-сост. Ликсо Н.Л. – Минск: ООО «Харвест», 2010. – 36 с.
  4. Энциклопедия самоделок. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2009. – 352 с.: ил. – (Сделай своими руками).

III. электронные ресурсы

  1. "Энциклопедия Технологий и Методик" http://www.patlah.ru
  2. http://onlybiser.ru/cvetu-is-biser.html
  3. http://www.biserland.ru 
  4. http://stranamasterov.ru 
  5. http://allforchildren.ru/article/quilling.php
  6. http://luntiki.ru 
  7. http://mirsovetov.ru/a/housing/make-myself/new-year-toy.html
  8. http://snegurka.khv.ru/atree/toys
  9. http://www.mirfantikov.ru/
  10. http://www.millionpodarkov.ru
  11. http://www.vsepodelki.com/ 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...