Программа дополнительного образования «Фантазия»
рабочая программа на тему
Программа дополнительного образования «Фантазия»
Возраст учащихся: 7-12 лет
Направление: художественно-эстетическая деятельность
Срок реализации программы – с 3.06.2013г. по 22.06.2013г.
Место реализации: ЛДП «Солнышко»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_dlya_lagerya.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Новоозерская средняя общеобразовательная школа»
Тальменского района Алтайского края
«Согласовано»
Руководитель МО педагогов
дополнительного образования
_______________/А.А. Радионова/
Протокол № _____ от _____________
«Утверждаю»
Директор _______________/Н.Г. Фогель/
Приказ № ____ от _____________.
Программа дополнительного образования
«Фантазия»
Возраст учащихся: 7-12 лет
Направление: художественно-эстетическая деятельность
Срок реализации программы – с 3.06.2013г. по 22.06.2013г.
Место реализации: ЛДП «Солнышко»
Составитель:
Русина Алёна Николаевна
педагог дополнительного образования
Озерки 2013
Пояснительная записка.
По своему происхождению декоративно-прикладное искусство - один из самых важных и древнейших видов искусства. Произведения декоративно-прикладного искусства обладают художественно-эстетическими свойствами, имея практическое назначение в быту и труде.
Изделия декоративно-прикладного искусства органически сочетают в себе эстетически выразительные и утилитарные моменты. В них сосредоточено единство творчества и труда, они составляют предметную среду, окружающую человека, оказывают влияние на его образ жизни. Это искусство своими корнями уходит в народное творчество. Издавна традиции народных мастеров передавались из поколения в поколение. Искусство своей семьи, деревни, поселка дети впитывали с ранних лет.
Программа знакомит со следующими направлениями декоративно – прикладного творчества: пластилинография, бисероплетение, квиллинг, макраме, декоративное рисование, боди-арт. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность.
Программа способствует:
-развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
-помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;
-формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;
-освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;
-обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;
-созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;
- созданию детьми неповторимых, оригинальных и современных произведений искусства.
Цель программы: Способствовать развитию творческих способностей ребенка через обучение основам прикладного творчества.
Задачи:
- познакомить с различными видами декоративно-прикладного искусства (декоративное рисование, пластилинография, квиллинг, бисероплетение, работа с бросовыми материалами, визаж, боди-арт, макраме);
- познакомить с выразительными возможностями и свойствами материалов (краски, карандаши, пластилин, бисер, бумага, картон, ткань, и др.);
- научить работать с различными инструментами и материалами, помочь овладеть основами культуры труда.
- формировать художественную грамотность, практические умения и навыки работы в разных техниках декоративного творчества;
- развивать настойчивость, терпение, уверенность в своих силах, аккуратность, умение сосредотачиваться на выполнении задания, умение следовать инструкциям по выполнению работы;
- развивать образное и пространственное мышление, моторику рук, глазомер;
- развивать художественный вкус, пробудить интерес к познанию;
- воспитывать интерес к декоративному творчеству, помочь увидеть прекрасное в самых обычных вещах;
- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально – ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.
- помочь детям проявить индивидуальные способности фантазию, наблюдательность и творчество;
Программа “Фантазия” рассчитана на 20 часов. Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять не более 20 человек. Группа формируется из детей в возрасте от 7-12 лет.
Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала как традиционного, так и с использованием компьютерных технологий. Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
Данная программа предназначена для творческой работы с детьми детских оздоровительных лагерях, лагерях дневного пребывания.
Ожидаемый результат
По итогам обучения учащиеся должны будут
знать:
- различные виды декоративно-прикладного искусства и технологию их выполнения (декоративное рисование, пластилинография, квиллинг, бисероплетение, работа с бросовыми материалами, визаж, боди-арт, макраме и др.);
- основные понятия по изучаемым видам искусства;
- выразительные возможности и свойства художественных материалов (краски, карандаши, бисер, бумага, картон, ткань, и др.);
- технику безопасности при работе с различными инструментами, материалами и веществами
уметь:
- работать с разными видами художественных материалов: акварельные, гуашевые, карандаши, бисер, бумага, картон, ткань, и др.);
- выполнять работы в разных техниках декоративно-прикладного искусства (декоративное рисование, пластилинография, квиллинг, бисероплетение, работа с бросовыми материалами, визаж, боди-арт, макраме и др.)
- правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
- анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
- замечать прекрасное в самых обычных вещах;
- находить наиболее выразительные художественные варианты выполнения творческих работ;
Система отслеживания и оценивания результатов: по итогам каждой темы проводится коллективное обсуждение достигнутых результатов.
Форма итогового контроля – выставка выполненных практических работ учащихся. Организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Учебно-тематический план занятий по программе «Фантазия»
№ п/п | Название темы | Количество часов | ||
Всего | Теоретических | Практических | ||
I | Пластилинография | 3 | 1 | 2 |
II | Граттаж | 3 | 1 | 2 |
III | Боди-арт | 2 | 1 | 1 |
IV | Украшения своими руками | 6 | 2 | 4 |
V | Квиллинг | 3 | 1 | 2 |
VI | Кляксография | 2 | - | 2 |
VII | Выставка | 1 | - | 1 |
Всего: | 20 | 6 | 14 |
Содержание занятий
I. Пластилинография
Теоретическая часть: Историческая справка о пластилине. Виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином.
Практическая часть. Выполнение картины из пластилина.
II. Граттаж
Теоретическая часть: Знакомство с одним из видов графики — граттажем (выполнение быстрого силуэтного эскиза путем процарапывания). Технология выполнения граттажа. Правила грунтовки листа под рисунок.
Практическая часть: Выполнение композиции в технике граттаж.
III. Боди-арт
Теоретическая часть: Знакомство с искусством боди-арта, визажем, гримом.
Практическая часть: Выполнение эскизов росписи по телу.
IV. Украшения своими руками
Теоретическая часть: Значение украшений в жизни человека, виды украшений. Способы выполнения украшений своими руками.
Практическая часть: Выполнение украшений из бисера, ниток, ленточек. Выполнение кулонов из алебастра.
V. Квиллинг
Теоретическая часть: Искусство квиллинга. Материалы и инструменты. Приёмы изготовления разнообразных форм - элементов будущих изделий
Практическая часть: Создание коллективной работы – композиции на темы «Лето», «На лужайке» и т.п. из выполненных элементов
VI. Кляксография
Теоретическая часть: Различные варианты преобразования клякс (дорисовать увиденный образ, раздуть кляксу через соломинку и т. д.)
Практическая часть: Выполнение сказочных композиций на основе пятен.
VII. Выставка
Выставка выполненных практических работ учащихся. Обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Методическое обеспечение программы «Фантазия»
Для занятий необходимо иметь:
Материалы:
- пластилин;
- картон белый и цветной;
- цветная двухсторонняя бумага;
- клей (наилучшим является клей ПВА);
- свечка восковая или парафиновая;
- гуашевые, акварельные краски;
- тушь;
- бисер;
- проволока, леска;
- нитки «мулине», «ирис», остатки пряжи;
- алебастр или гипс;
- лак;
- бумага;
Инструменты: ножницы, карандаши простые, линейки, кисточки для клея, салфетки, клеенка, стеки, палочки для процарапывания граттажа, палочки для квиллинга, кисти для рисования, палитры, баночки для воды,
Технические средства обучения: Компьютер или ноутбук, мультимедийный проектор
Методический фонд:
- Образцы работ по каждой теме;
- Детские работы как примеры выполнения творческих заданий;
- Раздаточные материалы;
- Папки с наглядными материалами по темам;
- Мультимедийные презентации по темам;
Список литературы
I. для педагога
- Горичева В.С, Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художники М.В. Душин, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко», 2008. – 192 с., ил. – (Серия: «Вместе учимся мастерить»).
- Закон РФ «Об образовании» (В ред. Федеральных законов от 13.01.1996 № 12-ФЗ, от 16.11.1997 № 144-ФЗ от 13.02.2002 № 20-ФЗ и т.д.) Статья 12 п.1. Статья 26 п.1,2
- Основы художественного ремесла: Практ. Пособие для руководителей школ. кружков / В.А. Барадулин, Б.И. Коромыслов, Ю.В. Максимов и др.; Под ред. В.А. Барадулина. – М.: просвещение, 1979. – 320 с.: ил., 16 л. ил.
- Письмо Министерства образования РФ "Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей" от18.06.2003 г. №28-02-484/16
- Приложение к письму Минобрнауки России. О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей от 11.12. 2006 г. № 06-1844
- СанПиН 2.4.4.1251-03 «Детские внешкольные учреждения (УДОД) Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 1 апреля 2003 г.) (введенные 20 июня 2003 года постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3 апреля 2003г. №27с)
- Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации / авт-сост. Л.В. Горнова и др. – Волгоград: Учитель, 2008. – 250 с.
II. для учащихся
- Бисер / авт.-сост. Ликсо Н.Л. – Минск: ООО «Харвест», 2006. – 36 с.
- Букина С. Квиллинг: волшебство бумажных завитков / С. Букина, М. Букин. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 271 с.: ил. – (Город мастеров).
- Воронова О.В. Декупаж: Новые идеи, оригинальные техники / Воронова Ольга. – М.: Эксмо, 2010. – 96 с.: ил.
- Данкевич Е.В., Сомичева З.Е. Пластилиновая азбука. – М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2006. – 96 с., ил.
- журналы «Юный художник», «Ручное творчество» и др.
- Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений: В 2 кн. Кн.1. – М.: Дрофа, 1996. – 240 с.: ил.
- Савицкий С.Л. Работа с глиной, гипсом и папье-маше / С.Л. Савицкий. – М.: «Посвещение», 1975. – 55 с.
- Стили в искусстве: Орнаменты и декоративные узоры. — М.: ACT: Астрель, 2007. - XIV, 206, [4] с: ил.
- Чернова, Е. В. Пластилиновые картины /е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 48с. – (Город мастеров).
- Щипанов А.С. Юным любителям кисти и резца: Кн. Для учащихся ст. классов. / А.С. Щипанов. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1981. – 416 с.: ил.
- Шаг за шагом: Цветы из бисера / авт.-сост. Ликсо Н.Л. – Минск: ООО «Харвест», 2010. – 36 с.
- Энциклопедия самоделок. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2009. – 352 с.: ил. – (Сделай своими руками).
III. электронные ресурсы
- "Энциклопедия Технологий и Методик" http://www.patlah.ru
- http://onlybiser.ru/cvetu-is-biser.html
- http://www.biserland.ru
- http://stranamasterov.ru
- http://allforchildren.ru/article/quilling.php
- http://luntiki.ru
- http://mirsovetov.ru/a/housing/make-myself/new-year-toy.html
- http://snegurka.khv.ru/atree/toys
- http://www.mirfantikov.ru/
- http://www.millionpodarkov.ru
- http://www.vsepodelki.com/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»
Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»
Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...