Программа по кружковой работе для основной школы
рабочая программа по теме
программа "Живопись, цвет, композиция"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_zhivopis_tsvet_kompozitsiya.docx | 49.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа " с. Визинга
Просмотрена _________________________ | Утверждаю Директор школы С.В.Унгефуг ”______” ______________ 2013г. |
Рекомендована _________________________ Протокол № ______ От _____ _____________ 2013 г. |
Дополнительная образовательная программа
«Живопись, цвет, композиция»
Направленность- художественно- эстетическая
Для кружковых занятий
Срок реализации: 3 года
Составитель:
Некрасова Светлана Владиславовна
Должность: Учитель изобразительного искусства
Визинга
2013 год
Пояснительная записка по программе «Живопись, цвет, композиция»
Актуальность. Общее школьное образование предполагает реализацию в общеобразовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Особое внимание уделяется внеурочной деятельности в учебном плане школы. Организация внеурочной деятельности входит в обязанности школы и учителей. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно- оздоровительное, духовно- нравственное, социальное, обще интеллектуальное, общекультурное). Содержание занятия формируется с учетом пожеланий учащихся и их родителей.
Программа рассчитана на три года обучения. Возраст учащихся 12- 16 лет. Занятия проводятся во второй половине дня, один раз в неделю, по два часа. Сформирована одна группа учащихся. Состав группы до 12 человек.
Уникальность и значимость учебного курса определяется нацеленностью на духовно- нравственное воспитание, развитие художественных способностей и творческого потенциала воспитанника.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально- ценностного опыта, эстетического восприятия мира и художественно- творческой деятельности, что поможет воспитанникам и станет основой в отношениях растущего человека к себе, окружающим людям, природе, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подход в обучении искусству диктует необходимость для воспитанника экспериментирования с разными художественными материалами, понимания их свойств и особенностей в создании выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на занятиях, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
Программа дополнена этнокультурным содержанием, целью которого является формирование нравственно-эстетических идеалов личности, ее ценностных ориентаций на основе изображения родной природы, животных, различных видов росписи и изучения традиций родного края, национальных особенностей, произведений коми- художников; развитие интереса к художественному творчеству; формирование любви к родным местам и готовности к практическому участию в жизни коми- края. Отобрано содержание, определены пути его реализации в тематическом планировании по определенным темам
Цели курса:
- Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство.
- Развитие воображения, приобщения детей к искусству, познание цветоведения и основ композиции; желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умения и навыков сотрудничества в творческой деятельности.
Задачи курса:
- Развитие способностей к художественно- образному, эмоционально- целостному восприятию произведений изобразительного искусства, выражения в своих творческих работах отношения к окружающему миру.
- Совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира.
- Освоение художественных знаний в пластических искусствах: изобразительных, декоративно- прикладных, дизайне и их роли в жизни человека и общества.
- Овладение художественной грамотой: формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно- творческой деятельности разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Технологии организации образовательного процесса:
- личностно- деятельностная
- проблемно- диалогическая
- коллективная
- проектная
Результативность реализации программы:
Планируемые результаты | Способ оценки достижения планируемых результатов |
Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; | Анкетирование |
Учебно- познавательный интерес, на уровне реакции на новизну и ситуативно учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу. | Наблюдение |
Способность к самооценке на основе критериев учебной деятельности | Беседа |
Чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой | Беседа |
Принимать и сохранять учебную задачу | Наблюдение |
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | Наблюдение |
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | Наблюдение |
Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей , товарищей и других людей | Наблюдение |
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, в открытом информационном пространстве, в том числе и в интернете | Беседа |
Строить суждения в форме связи простых суждений об изображаемом объекте | Беседа |
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | Наблюдение |
Формулировать собственное мнение и позицию | Беседа |
Задавать вопросы | Беседа |
Способы отслеживания эффективности реализации программы:
Методами и формами подведения итогов реализации данной программы являются:
По способу проверки: - устный (беседы, контрольные вопросы)
- практический (итоговая практическая работа в конце разделов)
По обхвату учащихся: - индивидуальный (раздаточный проверочный материал)
- групповой (игра-викторина)
Умения и навыки учащихся по изобразительному искусству и декоративно-прикладному творчеству можно выявить по учебной работе, по творческому отношению и качеству выполнения творческой задумки. В какой- то мере по изображению можно определить и объем усвоенных знаний. Так же формой подведения итогов программы является организация выставок, обсуждение картин, участие в школьных и районных конкурсах.
Можно выделить следующие требования к проверочным заданиям по изобразительному искусству:
-Соответствие между содержанием обучения и объемом контроля за усвоением этого содержания.
- Соответствие данной образовательной программе.
- Соответствие механизма передачи и проверки знаний.
- Наличие визуального ряда и информационной техники для показа.
-Возможность творческого решения задания.
- Соответствие возрасту учеников.
Выбранная система проверки знаний эффективно организовывает процесс приобщения учащихся к изобразительному искусству и художественному творчеству.
Содержание программы. Первый год обучения:
Раздел 1. «Знакомство с природой и свойствами цвета» (52 часа)
Понятия: происхождение цвета; цветовой круг, его составные; цветоведение; хроматические цвета, сложные цвета, контрастные цвета, тональные и приближенные цвета; знакомство со свойствами цвета; ахроматические цвета, пастельные цвета, холодные и теплые цвета; техника гризайль.; «грязный» цветовой ряд; игра «Цвет и чувство»; изображение с натуры; эксперимент с цветом.
Виды деятельности: художественно- творческая изобразительная, трудовая
Раздел 2. «Выполнение работ к конкурсу рисунков» ( 6 часов)
Виды деятельности: художественно- творческая изобразительная, трудовая
Раздел 3. « Различные техники в изобразительном искусстве» ( 10 часов)
Понятия: знакомство с абстракцией цветовой, геометрической, смешанной; художественный образ; техника монотипия; образ из линий; цветоведение.
Виды деятельности: художественно- творческая изобразительная, трудовая
Содержание программы. Второй год обучения:
Раздел 1. « Изображение с натуры» ( 12 часов)
Понятия: изображение натюрморта с натуры, композиция в натюрморте, цветовая гамма и влияние цвета на предметы, окружение в натюрморте; изображение с натуры трав и цветов родного края, художественный образ трав, день и ночь, графика.
Виды деятельности: художественно- творческая изобразительная, трудовая
Раздел 2. «Художественный образ природных объектов»( 18 часов)
Понятия: художественный образ осени, цветовая гамма осени, техника мазков, образ моря, художественный образ горного пейзажа, композиция, цветоведение.
Виды деятельности: художественно- творческая изобразительная, трудовая
Раздел 3. «Анималистический жанр» ( 12 часов)
Понятия: анималистический жанр, изображение животных с натуры, с фотографии, их формы; художественный образ животного, цвет, колорит, композиция.
Виды деятельности: художественно- творческая изобразительная, трудовая
Раздел 4. «Декоративно- прикладное искусство» ( 18 часов)
Понятия: декор, орнамент, украшение, стилизация, цвет в декоративном искусстве, коллаж, художественный образ, композиция, ритм, движение.
Виды деятельности: художественно- творческая изобразительная, трудовая
Раздел 5. «Выполнение работ к конкурсу рисунков» ( 8 часов)
Виды деятельности: художественно- творческая изобразительная, трудовая
Содержание программы. Третий год обучения:
Раздел 1. «Романтичный образ в искусстве» ( 16 часов)
Понятия: художественный, романтичный, поэтический образ в искусстве, цветовая гармония, колорит; плановость в пейзаже, перспектива, ограниченная палитра цвета; изображение с натуры романтического натюрморта, графика.
Виды деятельности: художественно- творческая изобразительная, трудовая
Раздел 2. «Декоративно- прикладное искусство, батик» ( 14 часов)
Понятия: техника работы в батике, упражнения- эффект лепестков, жилок, капель; декоративная композиция «Птица счастья»; энкаустик
Виды деятельности: художественно- творческая изобразительная, трудовая
Раздел 3. « Вглядываясь в человека, портрет» ( 26 часов)
Понятия: важнейшие критерии портретной живописи, история портретной живописи, конструктивное построение в портрете, цвет и колорит, характер и черты лица, декоративная живопись в портрете, автопортрет; портрет и натюрморт.
Виды деятельности: художественно- творческая изобразительная, трудовая
Раздел 4. « Различные техники в изобразительном искусстве» ( 4 часа)
Понятия: художественный образ, техника монотипия, коллаж, композиционный центр, ритм, движение; техника ИЗО- нить.
Виды деятельности: художественно- творческая изобразительная, трудовая
Раздел 5. «Выполнение работ к конкурсу рисунков» ( 8 часов)
Учебно- тематический план
Первый год обучения
Раздел | Кол. Часов | В том числе практических работ | Этнокультурное содержание | В том числе проверочных работ |
1. «Знакомство с природой и свойствами цвета» | 52 часа | 52 часа | 10 | 8 |
2.«Выполнение работ к конкурсу рисунков» | 6 часов | 6 часов | 2 | |
3. « Различные техники в изобразительном искусстве» | 10 часов | 10 часов | 2 |
Второй год обучения
Раздел | Кол. Часов | В том числе практических работ | Этнокультурное содержание | В том числе проверочных работ |
1. «Изображение с натуры» | 12 часов | 12 | 10 | 1 |
2. «Художественный образ природных объектов» | 18 часов | 18 | 2 | |
3. «Анималистический жанр» | 12 часов | 12 | 6 | |
4. «Декоративно- прикладное искусство» | 18 часов | 18 | 1 | |
5. «Выполнение работ к конкурсу рисунков» | 8 часов | 8 | 2 |
Третий год обучения
Раздел | Кол. Часов | В том числе практических работ | Этнокультурное содержание | В том числе проверочных работ |
1. «Романтичный образ в искусстве» | 16 часов | 16 | 6 | |
2. «Декоративно- прикладное искусство, батик» | 14 часов | 14 | ||
3. « Вглядываясь в человека, портрет» | 26 часов | 26 | 1 | |
4. « Различные техники в изобразительном искусстве» | 4 часа | 4 | ||
5. «Выполнение работ к конкурсу рисунков» | 8 часов | 8 | 1 |
Календарно – тематическое планирование предметной линии «Изобразительное искусство» для кружковых занятий по программе «Живопись, цвет, композиция» на первый год обучения 2 час в неделю - 68 часов в год.
Тема: «Природа и свойства цвета»
№ урока | Тема занятия | Кол-во час | Элементы содержания | Оборудование к занятию | Дата |
1 четверть | |||||
1 | -знакомство с цветовым кругом и природой цвета. -хроматические цвета- основные и составные. -выполнение цветового круга из 24 частей. | 2 часа | Что является цветом, его основа, его происхождение в природе. Выполнение цветового круга с помощью смешивания цветов. | Гуашь, лист 40*30, кисти, палитра. | |
2 | -сложные цвета, вторичные, третичные. -особенности акварельной живописи, упражнение по смешиванию цветов. -этюд осенних листьев. | 2 часа | Что является сложными цветами, вторичными и третичными. Акварельная техника по- сырому и лессировка. Изображение с натуры осенней листвы деревьев родного края | Лист А3, акварель, кисти, палитра цветовой круг | |
3 | -этюд «Рябинка», изображение натюрморта. -композиция в натюрморте | 4 часа | Основы композиции в натюрморте. Изображение с натуры ветки рябины в вазе с драпировками. | Лист А3, акварель, кисти, палитра Цветовой круг | |
4 | -контрастные, дополняющие друг друга цвета. -изображение цветов, контрастных фону. | 2 часа | Что является цветами дополнительными и контрастными. Изображение с натуры осенних цветов( астр и георгин) композиция цветовых пятен. | Лист А3, акварель, кисти, палитра Цветовой круг | |
5 | -контрастные, дополнительные, противоположные цвета. -аппликация « Показ мод». | 2 часа | Выполнение аппликации, дополнительными цветами, в виде фигуры человека, силуэта, двигающегося по подиуму. | Цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей | |
6 | -тональные и приближенные цвета. -изображение композиции « Бабочка и цветок» | 4 часа | Что является цветами приближенными и тональными. Названия оттенков. Изображение фантазийной композиции «Бабочка и цветок» Возможен витраж, стилизация природных форм в геометрические. | Лист А3, гуашь, кисти, палитра Цветовой круг | |
7 | Обобщающее занятие четверти. Игра «Кто больше назовет оттенков» Оформление лучших работ в паспорту. | 2 часа | Выставка картин учащихся, обсуждение. Игра «Кто больше назовет оттенков» Как правильно оформить картину в паспорту. | Ватман, ножницы, скотч, картины, нарисованные в четверти. | |
2 четверть | |||||
8 | -ахроматические цвета. -изображение зимнего пейзажа | 2 часа | Что является цветом ахроматическим. Композиция и перспектива в пейзаже. Изображение зимнего пейзажа родного края черным и белым цветом. | Лист А3, гуашь, кисти, палитра | |
9 | -знакомство с техникой «Гризайль» -изображение композиции « Ночные мотыльки» | 2 часа | Ритм в картине. Изображение композиции «Ночные мотыльки» двумя цветами- белым и на выбор учащихся. | Лист А3, гуашь, кисти, палитра | |
10 | -пастельная цветовая гамма. -изображение фантазирование композиции на тему «Нежность» | 4 часа | Знакомство с пастельной гаммой. Выполнение упражнения «Кто больше создаст и назовет оттенков» Изображение фантазийной композиции «Нежность» на выбор учащегося. | Лист А3, гуашь, кисти, палитра | |
11 | -холодные и теплые цвета. -изображение композиции холодными цветами «Подводный мир» -изображение теплыми цветами «Солнечный город» | 4 часа | Что является цветом холодным и теплым. Фото подводного мира, изображение подводного царства. Выполнение фантазийной композиции на тему «Солнечный город» | Лист А3, акварель, гуашь, кисти, палитра | |
12 | Обобщающее занятие четверти. Игра «Кто больше назовет оттенков» Оформление лучших работ в паспорту. | 2 часа | Выставка картин учащихся, обсуждение. Игра «Кто больше назовет оттенков» Как правильно оформить картину в паспорту. | Ватман, ножницы, скотч, картины, нарисованные в четверти | |
3 четверть | |||||
13 | -«грязная» цветовая гамма. -изображение пейзажа настроения | 4 часа | Что является «грязной» цветовой гаммой, создание на палитре различных оттенков, их название. Репродукции художников, фото различных стихий природы. Изображение грозы, дождя, урагана, добавляя сюжет в картину. | Лист А2, гуашь, кисти, палитра. | |
14 | -игра «Цвет и чувство» | 2 часа | Проведение игры «Цвет и чувство»(описание игры в книге «Основы живописи» стр. 15 | Лист А3, гуашь, акварель, кисти, палитра | |
15 | -изображение с натуры фруктов. | 2 часа | Знакомство с изображением в объеме, передача светотени на предмете, окружения, которое влияет на сам предмет. | Лист А3, гуашь, акварель, кисти, палитра | |
16 | -изображение натюрморта близкими цветами, например- зеленое яблоко, салатовая груша, темно зеленая скатерть. | 4 часа | Учащиеся учатся видеть в одном цвете множество оттенков. | Лист А3, гуашь, акварель, кисти, палитра | |
17 | -контраст теплого и холодного цвета. - композиция «Сказочный зверь» | 4 часа | Фон холодными ,а детали теплыми или наоборот, контраст. | Лист А3, гуашь, акварель, кисти, палитра | |
18 | -эксперимент с цветом -изображение пейзажа тремя цветами. | 4 часа | Учащиеся выбирают три цвета(один белый или черный) получают на палитре смешанные оттенки и изображают пейзаж, подходящий для цветовой гаммы | Лист А3, гуашь, акварель, кисти, палитра | |
19 | Обобщающее занятие четверти. Игра «Кто больше назовет оттенков» Оформление работ. | 2 часа | Выставка картин учащихся, обсуждение. Игра «Кто больше назовет оттенков» Как правильно оформить картину в паспорту. | Ватман, ножницы, скотч, картины, нарисованные в четверти | |
4 четверть | |||||
20 | -выполнение работ к конкурсу рисунков. | 6 часов | Участие в различных конкурсах детского творчества. | Различные художественные материалы, лист | |
21 | -абстракция: цветовая, геометрическая, смешанная. -изображение, например- запаха розы, дружбы, огорчения, любви и т. д. | 4 часа | Что такое абстракция? Виды абстракции. Музыка в картине. Ритм, композиция. Выполнение композиции и выбор техники исполнения самостоятельно (на выбор учащегося) | Лист А3, гуашь, акварель, кисти, палитра, фломастеры, ручки, пастель, мелки. | |
22 | -знакомство с техникой монотипия | 2 часа | Отпечаток на листе, доработка образа тонкой кистью | Лист А3, гуашь, стекло, кисти, палитра | |
23 | -образ из линий | 2 часа | Изображение линий на листе, поиск нового образа, доработка пастелью или восковыми мелками | Альбом, цветные карандаши пастель | |
23 | Обобщающее занятие года. Игра- викторина «Знатоки цвета» Выставка лучших работ учащихся. | 2 часа | Обобщение тем года, результаты. Игра- викторина «Знатоки цвета» (вопросы к игре в книге «Основы живописи» | Лучшие работы, оборудование к игре, чаепитие. | |
Всего 68 часов |
Календарно – тематическое планирование предметной линии «Изобразительное искусство» для кружковых занятий по программе «Живопись, цвет, композиция» на второй год обучения 2 час в неделю - 68 часов в год.
Тема: «Живопись, цвет, композиция, ритм»
№ урока | Тема занятия | Кол. часов | Элементы содержания | Оборудование к занятию | Дата |
1 четверть | |||||
1 | -вводное занятие, повторение таблиц по цветоведению. -игра «Ощущения, цвета и лоскутики» -смешивание цветов. | 2 часа | Повторение свойств и природы цвета, какие бывают цвета: приближенные, дополнительные, теплые и холодные и т. д. Смешивание цветов, получение различных оттенков, их название. Игра «Ощущения, цвета и лоскутики» в книге «Основы живописи» стр.15 | Гуашь, акварель, лист А3, кисти, палитра | |
2 | -изображение натюрморта, с натуры -акварель, техника по- сырому. Доработка деталей пастелью. | 4 часа | Изображение с натуры осенних веток и цветов в вазе. Фон и основные, крупные детали прописываются акварелью, уточнение деталей уже пастелью. | Лист А3, акварель, пастель, кисти, палитра. | |
3 | -графика -зарисовка сухих трав -композиция на тему «День и ночь» | 6 часов | Знакомство с видом ИЗО- графикой, работы художников- графиков. Зарисовка с натуры черной ручкой сухих трав родного края, Изображение композиции «День и ночь» на круглом формате листа, гуашь, ручка. | Круглый формат листа, гуашь, черная ручка. | |
4 | -изображение композиции на тему «Образ осени» | 4 часа | Эскизы, наброски к теме, увеличение на больший формат. Работа в цвете контрастными тонами и цветами осени. | Лист А3, гуашь, кисти, палитра. | |
2 четверть | |||||
5 | -стилизация природных форм | 6 часов | Стилизация природных форм, на выбор учащегося, эскизы, наброски. Увеличение наилучшего, работа в цвете контрастными или приближенными тонами, обводка контура и изображение узоров гелевыми ручками. | Лист А3, гуашь, кисти, палитра, фото природных форм, гелевые ручки. | |
6 | -изображение мазками композиции на тему «Морской пейзаж» | 2 часа | Техника мазков, картины художников в этой технике. Изображение заката на море различными типами мазков. | Лист А3, гуашь, кисти, палитра | |
7 | -изображение композиции на тему «Горный пейзаж» | 4 часа | Знакомство с творчеством Рериха. Фото горных пейзажей, изображение с фотографии горного пейзажа, колорит в картине. | Лист А3, гуашь, кисти, палитра | |
8 | Обобщающее занятие четверти. Игра «Кто больше назовет оттенков» Оформление лучших работ в паспорту. | 2 часа | Выставка картин учащихся, обсуждение. Игра «Кто больше назовет оттенков» Оформление лучших картин в паспорту. | Ватман, ножницы, скотч, картины, нарисованные за две четверти | |
3 четверть | |||||
9 | -анималистический жанр | 6 часов | Знакомство с анималистическим жанром, картинами художников- анималистов. Выход в музей, зарисовка животных родного края с натуры( возможно с фото) увеличение удачной зарисовки на большой формат листа, дорисовка фона. Фон-акварель, детали- пастель | Лист А3, акварель, пастель, кисти, палитра | |
10 | -изображение композиции на тему «Кот из моего сна» | 6 часов | Изображение стилизованного кота с характером(ленивца, обжоры, драчуна и т.д.) Работа в цвете теплыми и холодными цветами | Лист А2, гуашь, кисти, палитра | |
11 | -изображение музыки | 2 часа | Изображение серии зарисовок- упражнений по созданию разнообразных композиций на различную музыку( медленную, быструю, шумную, тихую, плавную т . д.) выявление ритма, движения. | Альбом, фломастеры, ручки | |
12 | -коллаж -составление декоративной композиции из различных материалов. | 2 часа | Что такое коллаж, особенности техники исполнения, показ детских работ. Выполнение композиции с помощью разных подручных материалов(ткань, кружева, нитки, пуговицы и т. д.) на основе эскизов с предыдущего занятия. | Цветной картон, материалы для коллажа, ножницы, клей. | |
13 | -орнамент, узор, украшение. -изготовление специальных штампов из веревки или шнура. | 2 часа | Что такое орнамент. –изготовление специальных штампов из веревки или шнура( смотри в книге «Основы композиции» стр. 62) как вариант, возможно украшение предыдущего коллажа. | Лист А3, Гуашь, ножницы, клей, шнур | |
14 | -орнамент в круге | 2 часа | Составление орнамента на круглом формате листа. На основе узоров мастеров северной росписи (в книге «Основы композиции» стр. 62.) работа в цвете полу контрастными тремя цветами. | Круглый формат листа, гуашь, кисти, палитра | |
15 | Обобщающий урок четверти. Игра-викторина «Королева Композиция сказочной страны». Выставка лучших работ учащихся | 2 часа | Оформление лучших работ в паспорту, обсуждение. | Ватман, ножницы, скотч. | |
4 четверть | |||||
16 | -композиция на тему «Песни моря» | 8 часов | Стилизация морских природных форм( ракушки, рыбы, кораллы, водоросли и т. д.) Композиция в картине, ритм, движение. Изображение в цвете только холодными цветами, или на контрасте теплого и холодного. Музыкальный ряд- звуки моря, крики чаек | Лист А2, гуашь, акварель, возможно добавление гелевых ручек, кисти, палитра | |
17 | -выполнение работ к конкурсу рисунков. | 6 часов | Участие в различных конкурсах детского творчества. | Различные художественные материалы, лист А3 | |
18 | Обобщающее занятие года. Игра- викторина «Знатоки цвета и композиции» Выставка лучших работ учащихся. | 2 часа | Обобщение тем года, результаты. Игра- викторина «Знатоки цвета и композиции» (вопросы к игре в книге «Основы живописи» | Лучшие работы, оборудование к игре, чаепитие | |
Всего 68 часов |
Календарно – тематическое планирование предметной линии «Изобразительное искусство» для кружковых занятий по программе «Живопись, цвет, композиция» на третий год обучения 2 час в неделю - 68 часов в год.
Тема: «Изобразительное искусство в жизни человека»
№ урока | Тема занятия | Кол. часов | Элементы содержания | Оборудование к занятию | Дата |
1 четверть | |||||
1 | -вводное занятие, выход на пленэр | 2 часа | Изображение природных объектов с натуры, плановость в пейзаже | Альбом, акварель, кисти, палитра | |
2 | -Изображение композиции на тему «Осенний пейзаж» | 4 часа | Изображение осеннего пейзажа, по представлению и используя зарисовки с предыдущего занятия. Три цвета: синий, оранжевый, белый, для контраста возможно черный цвет. Перспектива в пейзаже, плановая и воздушная | Любой вытянутый формат по горизонтали, гуашь, кисти, палитра. | |
3 | -изображение композиции на тему «Ночь, окно, свет» | 6 часов | Поиск композиции, наброски. Контрасты светлого и темного, картины художников с ярко выраженными контрастами освещения и тьмы. Что может стоять на окне? Чем оно освещено? Фон прописывается акварелью, детали пастелью. | Лист А3, акварель, пастель, кисти, палитра, возможно фон губкой | |
4 | -изображение композиции на тему «Шляпа, перчатки, цветок» | 4 часа | Изображение романтического натюрморта с натуры. На выбор учащегося в графике или в живописи. | Лист А3, гуашь, акварель, пастель, черная тушь, перо. | |
2 четверть | |||||
5 | -Декоративно- прикладное искусство -история возникновения батика | 2 часа | -выполнение упражнений в цвете: эффект лепестка, эффект жилок, эффект дождевых капель. | Ткань, пяльце, акриловые красители. | |
6 | -изображение цветка в батике. | 2 часа | Эскиз цветка на бумаге, перенос на ткань, работа резервом и в цвете используя навыки предыдущего занятия | Ткань, пяльце, акриловые красители | |
7 | -изображение декоративной композиции на тему «Птица счастья» | 6 часов | Эскиз на бумаге, перевод на ткань, работа с резервом, работа в цвете. Теплая и холодная цветовая гамма | Подрамник, ткань, акриловые красители, кисти | |
8 | -знакомство с техникой Энкаустика | 4 часа | Показ техники энкаустика, изображение с помощью восковых мелков и утюга пейзажа | Глянцевые листы, восковые мелки, утюг. | |
3 четверть | |||||
9 | -жанр портрета -история портретной живописи -рисунок в портрете | 4 часа | Важнейшие критерии в портретной живописи, передача внешнего сходства, раскрытие духовной сущности портретируемого. Картины художников в жанре портрета. Портрет в русском искусстве. Конструктивное построение в карандаше. | Лист А3, простой карандаш | |
10 | -портрет в живописи -изображение друга в цвете | 6 часов | Цвет в портрете, цветовая гамма, характер человека и его черты лица | Лист А3, гуашь, кисти, палитра | |
11 | -автопортрет | 6 часов | Художники о себе. Изображение себя по ощущениям, внутреннему миру. | Лист А3, гуашь, кисти, палитра | |
12 | -декоративный портрет -абстракция в портрете | 4 часа | Декоративная живопись в портрете. Принципы построение декоративного или абстрактного портрета. Картины художников. Контрастные цветовые сочетания, графический контур. Создание многоцветно- графического решения портрета | Лист А3, гуашь, кисти, палитра | |
13 | Обобщающее занятие четверти. | 2 часа | Оформление наилучших работ в паспорту, обсуждение. | Ватман, ножницы, скотч, картины | |
4 четверть | |||||
14 | -натюрморт, портрет хозяина. | 4 часа | Изображение натюрморта, как портрета самого хозяина. | Лист А3, гуашь, акварель, пастель, кисти, палитра, или графика. | |
15 | -техника монотипия -коллаж | 2 часа | Отпечаток на листе гуашевыми красками, доработка образа вырезками из газет и журналов | Лист А3, гуашь, кисти, газеты, журналы, клей, ножницы | |
16 | -ИЗО-нить | 2 часа | Изображение с помощью нити, прокрашенной гуашью, доработка образа тонкой кистью | Лист А3, гуашь, толстая нить, кисти | |
17 | -выполнение работ к конкурсу рисунков. | 6 часов | Участие в различных конкурсах детского творчества. | Различные художественные материалы, лист А3 | |
18 | Обобщающее занятие года. Чаепитие | 2 часа | |||
Всего 68 часов |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Печатные пособия:
Учебно-наглядные пособия: плакаты, таблицы по цветоведению, с изображением поэтапного рисунка орнамента и примерами основных элементов различных видов росписей художественных промыслов России. Схемы изображения растений, деревьев, животных, птиц, фигуры человека в русском орнаменте.
Цифровые образовательные ресурсы:
Обще пользовательские цифровые инструменты учебной деятельности: текстовый редактор, редактор создания презентаций.
«Учимся рисовать» 2006 ООО «Полеты Навигатора;
«Шедевры русской живописи», «Кирилл и Мефодий»;
«Русский музей», ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия 2005;
Энциклопедия изобразительного искусство, ООО «БИЗНЕССОФТ «Россия 2005;
«Шедевры архитектуры» New Media Generation 1997, 2002.
Интернет – ресурсы:
Музейные головоломки http://muzeinie-golovolomki.ru/
Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников
http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php
Виртуальный музей искусств http://www.museum-online.ru/
Академия художеств "Бибигон"http://www.bibigon.ru/brand.html?
brand_id=184&episode_id=502&=5
Сайт словарь терминов искусства http://www.artdic.ru/index.htm
Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде):
Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам и разделам курса для 5-7 классов.
Видеофильмы: по цветоведению, по видам декоративно -прикладного искусства и художественных промыслов России.
Модели и натурный фонд:
Вышитые полотенца, глиняные игрушки, предметы современных народных промыслов.
Список литературы
- Сокольникова Н. М. Основы живописи- Обнинск, 1998
- Сокольникова Н. М. Основы композиции- Обнинск, 1998
- Сокольникова Н. М. Основы рисунка- Обнинск, 1998
- Сокольникова Н. М. Краткий словарь художественных терминов- Обнинск, 1998
- Паррамон Х. М. Основы техники рисунка.- М., 2004
- Гильман Р. А. Художественная роспись тканей.- М., 2005
- Иевлева О. А. Полная энциклопедия символов.- М., 2005
- Шитов Л. А., Ларионов В. Н. Живопись. Уроки изобразительного искусства.- М., 1995
- Дитман К. В. Хочу узнать и нарисовать тебя мир.- М., 1993
- Шолохов Е. В. Композиция.- М., 1978
- Аксенов Ю., Левидова М. Цвет и линия.- М. 1986
- Джоан Хансен Уроки рисунка и живописи. Цветы в акварели.- М. 2004
- Мона Миллз. Изображение животных.- М., 2005
- Курчевский В.В. А что там за окном?- М., 1985
- Сокольникова Н. М. Основы живописи- Обнинск, 1998
- Маруся: журнал, август, 2005
- Никологородская О. Волшебные краски.- М., 1997
- Бесчастнов Н. П. Изображение растительных мотивов.- М., 2004
- Копцева Т. А. Природа и художник.- М., 2006
- Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд.- М., 2010
- Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству.- М., 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по кружковой работе "Театр моды "Вдохновение"
Программа разработана на основе примерной программы основного общего и дополнительного образования и в соответствии с федеральным компонентом государственных стандартов общего и дополнительного образо...
программа коррекционной работы в основной школе
программа коррекционной работы...
программа коррекционной работы в основной школе
выступление...
программа для кружковой работы по оформительской деятельности
программа "Пресс- центр"...
Рабочая программа по кружковой работе "История костюма эпохи Возрождения и Средневековья".
Рабочая программа « История костюма эпохи Средневековья и Возрождения» представляет собойуглублённое изучение костюмов двух исторических эпох- Средневековья и Возрождения.Целью учебного проекта я...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по кружковой работе Мастерица на 2018 – 2019 учебный год
Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно - прикладного искусства (вышивка,...
Рабочие программы по кружковой работе "Робототехника"
ознакомление с комплектом VEX IQ;ознакомление с основами автономного программирования;ознакомление со средой программирования VEX IQ;получение навыков работы с датчиками и двигателями комплекта;получе...