РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по кружковой работе Мастерица на 2018 – 2019 учебный год
методическая разработка на тему
Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно - прикладного искусства (вышивка, шитьё, работа с мехом и т.д.) народа, проживающего в родной местности, с изобразительными материалами и техникой рисования (гуашь, акварель, пастель, аппликация, монотипия).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_kruzhkovoy_rabote_masteritsa_2018-2019_uchg.doc | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
«Инсарская общеобразовательная школа - интернат для детей - сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
Директор школы-интерната:
____________ Зарубин В.В.
« »_________2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по кружковой работе
Мастерица
на 2018 – 2019 учебный год
Класс: 5-8
Учитель: Холодова Е.А.
Количество часов за год: всего - 65 ч.; в неделю – 2 ч.
Пояснительная записка
В реформе общеобразовательной школы, которая призвана осуществлять всестороннее развитие учащихся, в том числе и детей с интеллектуальной недостаточностью, указано необходимость совершенствование их трудового и эстетического воспитания. В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей связанных с модернизацией содержания общего образования является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развития личности ребенка, его творческого потенциала.
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Данная программа является программой дополнительного образования, имеет художественно-эстетическую направленность и разработана для коррекционных классов общеобразовательных школ VIII вида.
Особенности познавательной деятельности детей, воспитывающихся в коррекционных учреждениях VIII вида, накладывают оттенок на их трудовые действия, в то же время труд влияет на развитие познавательных способностей учащихся. Обучая школьника с особыми потребностями труду, воспитывая у него правильное отношение к труду, с помощью специальных методов и приемов преодолеваются, корректируются трудности и недостатки его психического развития.
На внеклассных занятиях по ручному труду, необходимо специальными приемами расширять их общий кругозор, развивать у них познавательные интересы и навыки самостоятельной деятельности.
Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно - прикладного искусства (вышивка, шитьё, работа с мехом и т.д.) народа, проживающего в родной местности, с изобразительными материалами и техникой рисования (гуашь, акварель, пастель, аппликация, монотипия).
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Кружок «Мастерица» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Цели и задачи кружковой работы
Цели
Пробуждение интереса к окружающему миру по средствам присущим данным видам деятельности.
Совершенствование трудовых навыков, формирование культуры труда.
Социальное адаптирование детей с особенностями развития в современных условиях.
Задачи:
Образовательные
- Развитие познавательной деятельности
- Знакомство с некоторыми видами декоративно-прикладной деятельности и формирование у детей определенных знаний, умений и навыков по каждой предложенной теме.
- Развивать творческую фантазию, творческие способности;
- Формировать умение следовать устным инструкциям, использовать шаблоны и схемы;
- Обучать различным приемам работы с использованием различных материалов: бумаги, ткани, ниток, бисера, лентами…;
Воспитательные
- Воспитывать умение выполнять работу коллективно, закреплять правила совместной деятельности;
- Расширять знания детей об историческом прошлом родного края, его культуре и традициям;
- Пробуждение творческой активности детей, желание включаться в творческую деятельность.
Коррекционные
- Развитие мышления, умение сравнивать, анализировать.
- Развитие речи, памяти, внимания
- Стимулирование сенсорного развития: глазомер, форма, ориентировка в пространстве и т.д.
- Развитие двигательной сферы: моторики, двигательной сноровки и т.д.
Принципы:
- Доступность – простота, соответствие возрастным, психологическим и индивидуальным особенностям учащихся;
- Наглядности – иллюстрированность, красочность, наличие дидактических материалов (является одним из важнейших для детей с интеллектуальной недостаточностью.
- От простого к сложному – усвоив навыки простой работы, ребенок начинает применять свои знания при выполнении более сложных творческих заданий.
- Научности - обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы.
- Индивидуализации – индивидуальный подход к тем учащимся, которые в нем нуждаются.
- Дифференцированного подхода
Содержание программы
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности и направлена на овладение школьниками необходимыми в учебной и повседневной жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление поделок и изделий полезными для школы и дома.
Для занятий в кружке объединяются учащиеся 5-8 классов, проявляющие устойчивый интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: изготовлению различного вида поделок и изделий, а также те, которые нуждаются в индивидуальной помощи при выполнении практических работ и усвоении теоретического материала. Учащимся предлагаются художественно - технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для школьников с интеллектуальной недостаточностью. В ходе усвоения учащимися содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные виды работ, более сильные и подготовленные дети выполняю сложные конструкции, менее подготовленным, предлагается более простой вариант изготовления изделия. Им предлагается помощь педагога или более сильного товарища. Это дает возможность избавиться ребенку от страха перед трудностями, развивать умение творить без страха и гордиться результатами своего труда.
По каждому виду программа содержит примерное количество часов включающих перечень практических работ, а также беседы, рассказы расширяющие кругозор учащихся школы.
Программа кружка «Мастерица» рассчитана на учащихся 5-8 классов школы 8 вида. Количество детей 9 человек. Курс программы рассчитан на 1 год 2 часа в неделю.
Методические рекомендации по проведению занятия.
Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.
Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самостоятельной практической работы без помощи учителя.
Желательно около половины учебного времени отводить на так называемые комплексные работы — изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в новых условиях.
Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.
Учителю необходимо как можно меньше объяснять самому, стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.
На занятии кружка должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия.
В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.
В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.
Формы и методы занятий
- Формы:
- Комбинированные и практические занятия.
- Беседы
- Конкурсы: Школе, Интернет – сайтах
- Соревнования
- Игры
- Выставки работ учащихся: в школе, в классе
- Методы:
- Словесный (беседа, рассказ и т.д)
- Наглядный (показ презентаций, иллюстраций, готового изделия)
- Практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам)
- Фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися.
- Индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы.
- Групповой - организация работы в группах.
- Индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий.
Методы работы необходимо выбирать в зависимости от темы и поставленной задачи
Ожидаемые результаты
К концу обучения учащиеся должны знать и уметь:
- Правильно организовывать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
- Соблюдать правила безопасного труда и личной гигиены;
- Экономно расходовать необходимые материалы с помощью шаблонов;
- Уметь планировать свою работу;
- Самостоятельно изготавливать изделия по образцу;
- Научиться различным приемам работы с бумагой, тканью;
- Овладеют навыками культуры труда, научаться работать в коллективе и уважать труд других людей.
Результатом реализации данной учебной программы являются:
- выставки детских работ, как местные (на базе школы, города), так и на различных республиканских уровнях.
- Участие детей в различных интернет конкурсах.
Тематический план
Наименование раздела | кол-во |
Раздел 1. Вышивка | 10 |
Раздел 2. Мягкая игрушка | 8 |
Раздел 3. Сувениры и игрушки к Новому году | 8 |
Раздел 4. Лоскутное шитье | 17 |
Раздел 5. Выполнение композиций в разных стилях | 17 |
Раздел 6. Выполнение коллективной работы. | 4 |
Раздел 7. Итоговое занятие по результатам года. | 1 |
Итого: | 65 |
Календарно-тематический план работы кружка
по декоративно – прикладному искусству
№п/п | Тема занятий | Цель занятий | К-во часов | Дата |
Раздел 1. Вышивка | ||||
1 | Вводное занятие. История вышивки. Типы вышивки. Рабочее место. | Заинтересовать возможностью развития творческих способностей каждого человека; содействовать личностному росту и социализации; расширить представления о народных промыслах. показать богатую историю вышивки в мире и в нашей стране; ознакомить с различными видами вышивки. | 1 | 02.10 |
2 | Материалы для вышивки: канва, мулине, иглы, пяльцы, схемы. Техника безопасности при выполнении вышивки. | Ознакомить учащихся с основными материалами для вышивки, их разнообразием; Показать образцы изделий. Типы канвы для вышивки. подвести к пониманию необходимости соблюдения техники безопасности | 1 | 04.10 |
3 | Простой крест. Техника вышивки крестом. | Научить технике выполнения шва, совершенствовать навыки работы; способствовать развитию эстетического вкуса | 1 | 09.10 |
4-5 | Техника вышивки простым крестом. Выполнение различных композиций по выбору | Закрепить умение вышивать в технике «Простой крест»; способствовать развитию воображения, эстетического вкуса | 2 | 11.10 16.10 |
6-7 | Техника вышивки болгарским крестом. | Научить технике выполнения шва, совершенствовать навыки работы; способствовать развитию эстетического вкуса | 2 | 18.10 23.10 |
8-10 | Выполнение работ простым или болгарским крестом | Закрепить умение вышивать в технике «Простой крест», «Болгарский крест»; способствовать развитию воображения, эстетического вкуса | 3 | 25.10 30.10 01.11 |
Раздел 2. Мягкая игрушка | ||||
11 | История мягкой игрушки. | Познакомить с историей, традициями и современностью изготовления мягкой игрушки. Виды традиционных игрушек, значение в жизни человека. | 1 | 06.11 |
12 | Материалы для изготовления мягкой игрушки. Выкройки для игрушек. | Ознакомить учащихся с различными материалами для изготовления мягкой игрушки, их разнообразием; показать образцы изделий. Подвести к пониманию необходимости соблюдения техники безопасности с инструментами и приспособлениями. | 1 | 08.11 |
13-14 | Раскрой частей игрушки. | Научить выполнению раскроя частей игрушки. Учить детей переводить шаблон выкройки на ткань. Учить аккуратно работать с карандашом или мелком. Развивать глазомер и мелкую моторику рук. | 2 | 13.11 15.11 |
15-16 | Сшивание частей игрушки. | Учить планировать работу по пошиву игрушки. Воспитывать аккуратность и осторожность при работе с иглой и ножницами. Развивать мелкую моторику пальцев рук, выявлять и развивать творческие способности детей | 2 | 20.11 22.11 |
17-18 | Завершение сборки и декорирование мягкой игрушки | Учить доводить работу до конца, приучать к аккуратности и осторожности при работе с иглой и ножницами, соблюдать чистоту на рабочем месте, развивать моторику рук. | 2 | 27.11 29.11 |
Раздел 3. Сувениры и игрушки к Новому году | ||||
19 | Сувениры и игрушки к Новому году. | Познакомить с интересными идеями по созданию ёлочных украшений из разных и практически любых материалов, которые есть в каждом доме. Подвести детей к пониманию того, что разнообразие новогодних игрушек- это итог человеческой мысли и труда. | 1 | 04.12 |
20--25 | Пошив новогодних игрушек на выбранную тему. | Развивать терпение, моторику пальцев рук. Учить аккуратно работать с иглой и ножницами. Выявлять индивидуальные и творческие способности. Соблюдать чистоту рабочего места. | 6 | 06.12 11.12 13.12 18.12 20.12 25.12 |
26 | Отделка игрушек. Выставка . | Учить доводить работу до конца. Побуждать учащихся к вдохновению, желанию творить, использовать воображение, чтобы праздник запомнился яркими, приятными моментами. Развесить с учащимися игрушки на школьной ёлке. | 1 | 27.12 |
Раздел 4. Лоскутное шитье | ||||
27 | История развития лоскутной техники. | Познакомить учащихся с основными материалами для лоскутной техники, их разнообразием; Показать образцы изделий. | 1 | 10.01 |
28-29 | Прихватка. Раскрой деталей. | Познакомить с вариантами выполнения прихваток. Учить выполнять раскрой элементов. Цветовое решение композиции. | 2 | 15.01 17.01 |
30-33 | Соединение деталей прихватки. | Учить выполнять смётывание деталей кроя с утеплителем. Соединение деталей кроя. Определение качества готового изделия. | 4 | 22.01 24.01 29.01 31.01 |
34 | Окончательная обработка прихватки. | Отделочные работы. Определение качества готового изделия. Окончание обработки изделия, влажно-тепловая обработка. | 1 | 05.02 |
35 | Косметичка и её декор | Познакомить с назначением косметички, её разнообразием, виды тканей из которых изготавливают косметички. Способы изготовление косметичек. | 1 | 07.02 |
36-37 | Раскрой косметички. | Учить изготавливать косметичку по выбранному образцу, подбирать ткани и материалы для отделки. Выкраивание основных деталей. | 2 | 12.02 14.02 |
38-43 | Пошив и декор косметички. | Пошив косметички. Окончательная отделка косметички. | 6 | 19.02 21.02 26.02 28.02 05.03 07.03 |
Раздел 5. Выполнение композиций в разных стилях | ||||
44 | Подбор изделий по своему вкусу. | Познакомить с разнообразием различных изделий в разных стилях техники: канзаши, цветы из ткани, аппликация из ткани и т.д. Учить подбирать инструменты и материалы, необходимые для выполнения композиций. | 1 | 12.03 |
45-60 | Изготовление различных композиций. | Подготовка материалов и инструментов для выполнения работы. Организация рабочего места. Учить планировать работу. Окончательное оформление изделия различными материалами: лентами, бисером, вышивкой, пайетками и т. д. Воспитывать эстетический вкус, трудолюбие. Учить видеть прекрасное, развивать желание творить. | 16 | 14.03 19.03 21.03 26.03 28.03 02.04 04.04 09.04 11.04 16.04 18.04 23.04 25.04 30.04 07.05 14.05 |
Раздел 6. Выполнение коллективной работы. | ||||
61-64 | Изготовление коллективной композиции «Топиарий» | Знакомство с историей создания топиарий, и их видами. Создание композиции топиарий. Привить интерес к созданию различных декоративных деревьев. Создание комфортной психологической атмосферы в коллективе кружка. Воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи и дружбы. | 4 | 16.05 21.05 23.05 28.05 |
Раздел 7. Итоговое занятие по результатам года. | ||||
65 | Итоговое занятие. | Просмотр изделий, выполненных учащимися за год, их оценка, отбор лучших работ. Организация выставки: подготовка объявления, этикеток к изделиям и другие подготовительные работы. Обсуждение итогов. Задачи на перспективу. | 1 | 30.05 |
Список литературы.
- Агапова И. А. Мягкая игрушка своими руками // И. А.Агапова, М. А. Давыдова – М.: Айрис – пресс, 2002.- С. 87, ил.
- Алексеева Е. В. 10 уроков пэчворка и квилта. Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
- Белова Н.В. Мягкая игрушка: Веселая компания// Н. В. Белова.- М.: Изд-во «ЭКСМО – Пресс»; СПб.: «Валерии СПД», 2002. – 224 с; ил.
- Белл Кэролин «Новогодние игрушки своими руками» Год: 2014 Издатель: Амфора
- Валентина Ярунина: Топиарии своими руками .Издательство: Феникс, 2015 г. 80 с.
- Вышиваем лентами. Самые популярные и красивые модели / [отв. за вып. И.В. Резько]. – Минск : Харвест, 2011. – 254 с.
- Грин М. Э. Шитье из лоскутков. М.: Просвещение, 1981.
- Жук, С. М. Игрушки-подушки : [практическое пособие] / С.М. Жук. – Ростов н / Д: Феникс ; Саратов : Трим-пресс, 2010. – 318 с.
- Костикова И. Школа лоскутной техники. М.: Культура и традиции, 1997.
- Максимова М.В. Вышивка. Первые шаги.- Москва.: З.А.О. издательство Эксмо,1997.- 96с.
- Максимова М., Кузьмина М. Лоскутики. М.: Эксмо– пресс, 1998.
- Мара Антоначчо. Вышиваем крестом.2009.
- Максимова М., Кузьмина М., Кузьмина Н. Лоскутная мозаика. М.: Эксмо, 2006.
- Риттер К. X. Стеганные лоскутки. М.: Эксмо-пресс, 2000.
- Уцеховская Л. Лоскутная пластика. М.: Легпромбытиздат, 1989.
- Федотов, Г. Я. Большая энциклопедия ремесел / Геннадий Федотов. – Москва : Эксмо, 2009. – 604 с.
- "Чудо своими руками. Новогодние игрушки" Издательство: Лабиринт, 2018 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по географии 5-11 класс 2018-2019 учебный год
Рабочие программф по географии 5-11 класс 2018-2019 учебный год...
Программа воспитательной работы класса на 2018-2019 учебный год
Программа воспитательной работы класса...
Рабочая программа по Обществознанию 5-9 кл. 2018-2019 учебный год.
Рабочая программа по Обществознанию 5-9 кл. 2018-2019 учебный год....
Рабочая программа социального педагога на второе полугодие 2018-2019 учебного года.
Рабочая программа социального педагога на второе полугодие 2018-2019 учебного года....
Рабочие программы по информатике и ИКТ на 2018-2019 учебный год
Рабочие программы по информатике и ИКТ на 2018-2019 учебный год...
Рецензия на рабочую программу внеурочной деятельности "Едим дома" на 2018-2019 учебный год
Рецензия на рабочую программу внеурочной деятельности "Едим дома"...
Адаптированная рабочая программа по ручному труду 5 класс 2018-2019 учебный год
Адаптированная рабочая программа по ручному труду 5 класс 2018-2019 учебный год...