Методическая разработка проведения НЕДЕЛИ НАРОДНОЙ КУКЛЫ
учебно-методический материал по теме
Настоящая методическая разработка представляет собой реализацию системы занятий по теме «Традиционная народная кукла», которые проводятся в рамках «Недели народной куклы». Занятия в увлекательной и доступной форме позволят современным детям изучить виды традиционных кукол, способы их изготовления, возможное содержание игровой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_poigraem_v_kukly_polny_varia_-_kopiya.doc | 127 КБ |
Предварительный просмотр:
Кафедра этномузыкологии ВГПУ
Методическая разработка
проведения
НЕДЕЛИ НАРОДНОЙ КУКЛЫ
на фольклорно-этнографическом отделении ДМШ №4 г. Вологды
Авторы – студенты 3 курса
по специальности «Этномузыкология»
Костиненко А., Орлова К.
Вологда
2009
Общая запискаНастоящая методическая разработка представляет собой реализацию системы занятий по теме «Традиционная народная кукла», которые проводятся в рамках «Недели народной куклы». Занятия в увлекательной и доступной форме позволят современным детям изучить виды традиционных кукол, способы их изготовления, возможное содержание игровой деятельности.
Проект создавался в рамках педагогической практики студентов 3 курса ВГПУ по специальности «Этномузыкология» (руководитель практики - Федотовская О.А.) и апробирован в рамках учебно-воспитательной работы фольклорно-этнографического отделения ДМШ №4. В творческом проекте предполагалось участие детей в возрасте 5-14 лет.
Цель проекта - актуализация традиционной народной куклы в игровой деятельности современных детей.
Система предлагаемых занятий по теме «Традиционная народная кукла» разрабатывалась с учетом времени подготовки учащихся к мероприятию, а также их возможностей участия в общих творческих делах. Календарный план отражает характер, время, состав участников «Недели народной куклы».
Календарный план проведения
НЕДЕЛИ НАРОДНОЙ КУКЛЫ:
№ | Проводимые мероприятия | Число и время проведения | Место проведения |
1 | ИЗГОТОВЛЕНИЕ ОБРЯДОВОЙ КУКЛЫ (подготовительный момент к занятию ОБРЯДОВАЯ КУКЛА) | 02.04.09. 15.25 ч. | ВГПУ кабинет 24 |
2 | ОБРЯДОВАЯ КУКЛА объявление о конкурсе «ШЬЁМ КУКЛЫ СВОИМИ РУКАМИ» | 04.04.09. 17 ч. | Муз.школа № 4, кабинет №1 фольклорно-этнографического отделения. |
3 | МАСТЕРСКАЯ ПО ПОШИВУ ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУКЛЫ | 06.04.09.- для детей младшего возраста 08.04.09 – для старшего возраста. | Муз.школа № 4, кабинет №1 фольклорно-этнографического отделения. |
4 | ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КУКЛЫ, СШИТОЙ СВОИМИ РУКАМИ (презентация) Подведение итогов конкурса «ШЬЁМ КУКЛЫ СВОИМИ РУКАМИ» | 11.04.09. 17 ч. | Муз.школа № 4, кабинет №1 фольклорно-этнографического отделения. |
5 | ПОИГРАЕМ В КУКЛЫ… (ролевые игры с куклами) ВЫСТАВКА КУКОЛ | 25.04.09. 14 ч. | Муз.школа № 4, Ленинградская, 28, актовый зал |
Обрядовая кукла
занятие с учащимися 2-5 классов ДМШ
Цели занятия: показать роль обрядовых кукол в жизни человека.
Задачи:
- знакомство детей с многообразием обрядовых кукол в народных традициях,
- раскрытие символического значения обрядовых кукол в контексте календарного года;
- реализация на практике идеи куклы «Мартинички» (изготовление куклы и вывешивание её на дерево).
Наглядные пособия:
- Куклы_- Крупеничка, Кострома, Кукушка, Лихоманки, Льняная, Мартинички, Купавка, Коляда, Крестец, Многоручка, Кузьма и Демьян, Владимирская Столбушка;
- Корзина с разными видами кукол;
- Лоскутное одеяло (рисунок), символизирующее календарный год (круг, разделённый цветами-символами на четыре времени года)
План занятия:
1. Организационный момент.
2. Теоретический материал:
- Беседа о календаре, о цикличности года. Виды календарей народной жизни
- Беседа о роли куклы как о схематичном отображении человека => о важной её роли в годовом круге
- Рассказ о материале для изготовления кукол из подручных (природных) материалов: ткань, нити, мочало, дерево, береста;
- Автор и место изготовления куклы, место хранения или способ уничтожения.
3. Изготовление кукол «Мартиничкек».
4. Подведение итогов урока.
5. Вывешивание изготовленных кукол на ветви деревьев.
Ход занятия:
- Сегодня мы с вами откроем очень интересное мероприятие, которое называется «Неделя народной куклы». Но не смотря на своё название оно будет проходить почти месяц. За это время мы узнаем много нового об этой, казалось бы, самой известной и популярной игрушке. А на самом деле она не так уж и проста. Мы сами научимся делать народные обрядовые и игровые куклы, и даже поучаствуем в конкурсе на самую лучшую куклу. И конечно же поиграем в эти самые куклы, сделанные своими ручками.
- Давайте посмотрим, что же такое лежит на нашем столе?
О.- круг, разделённый на четыре части по временам года.
В. – покажите, где в этом круге лето, зима, весна и осень
О. – дети показывают
Наши предки заметили, что всё в жизни, в природе повторяется: распускаются листочки, цветы, появляются плоды, они спеют, вся зелень становится жёлтой, а потом выпадает снег. И как ни странно, всё повторяется сначала. Получается колесо, которое постоянно находится в движении, и катится только вперёд. Поэтому наш календарь изображён в виде круга. И он нам сегодня поможет.
- Вернёмся к нашим куклам.
В. – а что такое кукла?
О. – фигурка в виде человека
В. – есть ли у вас дома куклы, которыми вам не разрешают играть
О. – есть.
В. – что это за куклы
О. – дорогие коллекционные куклы
О. – семейные, которые достались от тех поколений
О. – куклы-амулеты
В. – правильно. Эти куклы приносят удачу, помогают человеку. Они очень сильные и могут, как помочь человеку, так и навредить ему. Чтобы принесли пользу эти куклы нужно. Поэтому с ними обращались бережно, аккуратно, и ни в коем случае ими не играли. В разных местах России делали самые разные куколки. А зачем же были нужны эти куколки мы сейчас с вами узнаем.
- Начнём вот с этой (из корзины педагог достаёт куклу Коляду). Уже само имя куклы говорит само за себя. Как вы думаете, когда она «оживала», когда приносила пользу человеку?
О. – в Святки.
Правильно. А из чего же её делали?
О. – из соломы.
Да, именно так. Колядовщиков всегда можно узнать по предметам, которые они берут с собой. Что это?
О. – рождественская звезда; мешок или корзина для угощений; санки.
Да. А в некоторых областях России с собой брали вот эту куклу. И ведь не случайно, что она из снопа. Ведь зерно в традиционной культуре символизирует…
О. – богатство, хороший урожай, плодородие.
Правильно. Маша, посади нашу Коляду на наш календарь в то местечко, где она должна быть. (Маша «садит» куклу на середину зимы).
- Следующая кукла очень необычна тем, что является символическим изображением мужчины, а в традиционной культуре это редкость. Часто мужская кукла выглядела, как связанные между собой две палочки, т.е. крестик. (из корзины достаётся кукла Крестец). В Святки принято рядиться, одевать маски, вести себя не как в обычной жизни. Святочный период заканчивается праздником Крещение. Считается, что вся вода в этот день особенная, святая. Верили, что при омовении человека в освящённом источнике нечистая сила выскакивает из тела. Но злобные и коварные бесовские силы постоянно стремились снова овладеть беззащитными людьми и могли вселиться в первого встречного. Чтобы при омовении в священном источнике злые силы ненароком не вселились в кого-нибудь, изготовляли куклу заместителя. Её делали перед купанием в ледяной воде и втыкали в снег на краю проруби. Для того чтобы привлечь внимание злых сил, к крестовине привязывали пёстрые старые ленточки.
Коля, посади эту куклу туда, где ей место. (Коля «садит» Крестец рядом с Колядой)
- А вот эта кукла, должна быть интересна нашим девочкам постарше. Делали такую куклу во Владимирский области. Посмотрите, из чего сделана куколка, что лежит в её основе?
О. – береста.
Правильно. В России с берёзой символизируется только женское начало. В Центральной России у девушек существовала традиция 14 февраля «загадывать на жениха» с помощью берестяной куколки. На бересте писали имя суженого. Ксюша, поставь столбушку на её место.
- Куколки, которые сейчас покажутся из нашей корзины никогда не ходят по одной. А сколько их, вы сейчас сами посчитаете. (из корзины по одной достаются куклы и называется её имя (Аввареуша, Глазея, Глухея, Желтея, Каркуша, Ледея, Немея, Огнея, Отпея, Пухлея, Трясея, Храпуша). Дети считают их количество)
В. – сколько насчитали?
О. – 12.
В. – правильно. А вы не заметили, что имена у них очень странные? Что же они означают?
О. – болезни.
В. – правильно. В народе считается, что самое опасное время для простудных заболеваний конец февраля – начало марта. Люди всячески пытались себя оградить от злых напастей. Именно поэтомузнающие лиди могли заговорить все эти болезни так: «Заговариваю я у раба, такого-то, двенадцать скорбных недугов: от трясовицы, от колючки, от свербежа, от огневицы, от ломоты, от колотья, от дёргания, от моргания, от слепоты, от глухоты, от чёрной немочи. «Ты, злая трясовица, уймись, а не то прокляну в тартарары; ты, неугомонная колючка, остановись, а не то сошлю тебя в преисподние земли; ты, свербеж, прекратись, а не то утоплю тебя в горячей воде; ты стрельба, остановись, а не то засмолю тебя в смоле кипучей; ты, огневица, охладись, а не то заморожу тебя крещенскими морозами; ты, ломотьё, сожмись, а не то сокрушу тебя в камень; ты, колотьё, притупись, а не то распилю тебя на мелкие частички; ты, дёрганье, воротись, а не то запружу тобой плотину на мельнице; ты, морганье, окрутись, а не то утоплю тебя в дёгте; ты, глухота, исчезни, а не то засмолю в бочке и по морю пущу; ты, чёрная немочь, отвяжись, а не то заставлю воду толочь. Все вы, недуги, откачнитесь, отвяжитесь, удалитесь от раба, такого-то, по сей час, по сей день, по его жизнь, моим крепким словом».
Заговор обычно творила самая старшая женщина в семье, либо приглашали ворожею. Во время заговора изготавливали магическую куклу, чудотворная сила заговора считалась действенной, если в течении всего процесса вязания куклы ворожея ни разу не сбивалась с ритма, не прерывала речитатива заговора и с последним словом завязывала на кукле последний узел. Считалось, что, увидев куклу, сесрица-трясовица узнает себя и вселится в куклу вместо человека. Поэтому заговорённые куклы ставились рядком за печкою и хранились до праздника Благовещения Пресвятой Богородицы – 7 апреля. Накануне Благовещения, ночью, куклы Лихоманки сжигались вместе со старыми соломенными постелями. Для изготовления берут лоскут белой ткани и лоскуты тёмной однотонной ткани трёх цветов. Для основы используют только «мёртвое» наколотое дерево – сучёк или ветку, отломанные от сухого полена.
Антон, положи Лихоманок на их место на нашем календаре.
- Обрядом закликания весны начинался цикл весеннее-летних праздников в русской деревне. Наряду со сложными ритуальными действиями, в которых главными участниками были сельская детвора и молодёжь, обязательным атрибутом являлись маленькие нитяные куколки. Праздник приходился на начало весны, на март, поэтому кукол назвали «мартиничками». Их вязали парами: из белых ниток и из красных.
В.- что означают эти цвета?
О. – Белые – зиму, красные – весну, лето, солнце.
Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев, где их раскачивал и вертел весенний ветер.
Аня, положи Мартиничек на их место на нашем календаре.
- А вот эту куколку могли изображать по-разному. Иногда в виде птицы, а иногда и в виде женщины. А называют их одинаково – Кукушечка. У меня два варианта куклы. В народных поверьях кукушка была волшебной птицей. Нет у неё пары: то ли вдова пестрой серой птицей обернулась от неутешного горя, то ли сиротка горемычная выпорхнула из опустевшего родительского дома. В бесхитростной песне кукушки кто-то слышал судьбы поворот, кто-то – горе неминучее. Летом, когда кукушка уже замолкала, в Троицу делали такую куколку и «хоронили» её, закапывали в землю.
Катя, поставь куколок туда, где им место на календаре.
- А это куколка Льняная. Её так и называют. Её имя уже само за себя говорит о материале, из которого она сделана…
О. – Лён.
Мы с вами знаем, что лён, это священное растение для русских. Чтобы получить кусочек ткани нужно много потрудиться. Лён нужно…
О. – посеять, прополоть, вырастить, собрать, истрепать, расчесать, спрясть, соткать.
Правильно. Достаточно трудоёмкий процесс получается. Поэтому тканью очень дорожили, ухаживали за ней. А могла помочь в этом маленькая куколка, сделанная из остатков льна. Льняную куклу заботливые хозяйки клали в сундуки с одеждой. Чтобы она её охраняла.
Рома, положи куколку на её место.
- А этих двух братьев зовут Кузьма и Демьян. Об этих святых мы знаем. И праздник вместе праздновали, и кашу кузьмадемьяновскую вместе ели. А ещё Кузьма и Демьян, оказывается, покровители ремёсел. У куклы одна основа – одно плечо. Такую куклу делали в день памяти этих святых, и вешали над своим рабочим местом. И они приносили удачу.
Вот кончились куколки в нашей корзине. А места на календаре ещё много свободного. И неудивительно. Ведь не обо всех обрядовых куклах мы поговорили. Наша с вами задача дальше узнавать новое об этих куклах, делать их.
А сейчас мы сами сделаем куколки. А какие вы отгадайте: Они к нам ближе всех находятся по календарю.
О. – мартинички.
Правильно.
3. Изготовление куклы Мартинички [1]
Вот наши куколки и готовы. Что же нужно с ними сделать?
О. – повесить на дерево.
Давайте выйдем на улицу, во двор школы, и развесим их.
(Дети одеваются, выходят на улицу, выбирают дерево, на которое будут вешать кукол, развешивают.)
Давайте споём песню, чтоб весна скорее к нам пришла.
(дети запевают «Жаворонки ноги тонки»)
Литература:
- Зимина З. И. Текстильные обрядовые куклы / Зимина З. И. – М.: Ладога-100, 2007. – 64 с., ил.
- Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: Паритет, 2005. – 240 с.
Приложение:
- Лоскутное одеяло (рисунок), символизирующее календарный год (круг, разделённый цветами-символами на четыре времени года).
- Материалы к беседе об обрядовых куклах: виды, описание, назначение, фотографии
КОЛЯДА. Такую куклу делали в святки из снопа. Зерно – символ плодородия, богатства. С Колядой ходили по домам колядовщики.
КРЕСТЕЦ. В Святки принято рядиться, одевать маски, вести себя не как в обычной жизни. Святочный период заканчивается праздником Крещении. Считается, что вся вода в этот день особенная, святая. Верили, что при омовении человека в освящённом источнике нечистая сила выскакивает из тела. Но злобные и коварные бесовские силы постоянно стремились снова овладеть беззащитными людьми и могли вселиться в первого встречного. Чтобы при омовении в священном источнике злые силы ненароком не вселились в кого-нибудь, изготовляли куклу заместителя. Её делали перед купанием в ледяной воде и втыкали в снег на краю проруби. Для того чтобы привлечь внимание злых сил, к крестовине привязывали пёстрые старые ленточки.
ВЛАДИМИРСКАЯ СТОЛБУШКА. В России с берёзой символизируется только женское начало. В Центральной России у девушек существовала традиция 14 февраля «загадывать на жениха» с помощью берестяной куколки. На бересте писали имя суженого.
ЛИХОМАНКИ. «Кто спит под вечер в феврале, тот наспит Кумоху». Кумохой крестьяне называли весеннюю простудную лихорадку. По верованиям, Кумоха – дородная женщина, живущая в лесу со своими двенадцатью сёстрами, похожими друг на друга, как близнецы. Ростом и дородностью сестры под стать старшей, но во всём ей послушны. Зовут их: Аввареуша, Глазея, Глухея, Желтея, Каркуша, Ледея, Немея, Огнея, Отпея, Пухлея, Трясея, Храпуша. По приказанию Кумохи сёстры нападают на расслабившегося человека и не дают ему продыху – ломают, трясут, бросают то в жар, то в холод. Наиболее опасным считался день на Тараса Трясуна, 22 марта. Люди верили, что в этот день Кумоха с сёстрами входили в полную силу, и уберечься от них можно было только заговорами. Например так:
«Заговариваю я у раба, такого-то, двенадцать скорбных недугов: от трясовицы, от колючки, от свербежа, от огневицы, от ломоты, от колотья, от дёргания, от моргания, от слепоты, от глухоты, от чёрной немочи. Ты, злая трясовица, уймись, а не то прокляну в тартарары; ты, неугомонная колючка, остановись, а не то сошлю тебя в преисподние земли; ты, свербеж, прекратись, а не то утоплю тебя в горячей воде; ты стрельба, остановись, а не то засмолю тебя в смоле кипучей; ты, огневица, охладись, а не то заморожу тебя крещенскими морозами; ты, ломотьё, сожмись, а не то сокрушу тебя в камень; ты, колотьё, притупись, а не то распилю тебя на мелкие частички; ты, дёрганье, воротись, а не то запружу тобой плотину на мельнице; ты, морганье, окрутись, а не то утоплю тебя в дёгте; ты, глухота, исчезни, а не то засмолю в бочке и по морю пущу; ты, чёрная немочь, отвяжись, а не то заставлю воду толочь. Все вы, недуги, откачнитесь, отвяжитесь, удалитесь от раба, такого-то, по сей час, по сей день, по его жизнь, моим крепким словом».
Заговор обычно творила самая старшая женщина в семье, либо приглашали ворожею. Во время заговора изготавливали магическую куклу, чудотворная сила заговора считалась действенной, если в течении всего процесса вязания куклы ворожея ни разу не сбивалась с ритма, не прерывала речитатива заговора и с последним словом завязывала на кукле последний узел. Считалось, что, увидев куклу, сесрица-трясовица узнает себя и вселится в куклу вместо человека. Поэтому заговорённые куклы ставились рядком за печкою и хранились до праздника Благовещения Пресвятой Богородицы – 7 апреля. Накануне Благовещения, ночью, куклы Лихоманки сжигались вместе со старыми соломенными постелями. Для изготовления берут лоскут белой ткани и лоскуты тёмной однотонной ткани трёх цветов. Для основы используют только «мёртвое» наколотое дерево – сучёк или ветку, отломанные от сухого полена.
МАРТИНИЧКИ. Обрядом закликания весны начинался цикл весеннее-летних праздников в русской деревне. Наряду со сложными ритуальными действиями, в которых главными участниками были сельская детвора и молодёжь, обязательным атрибутом являлись маленькие нитяные куколки. Праздник приходился на начало весны, на март, поэтому кукол назвали «мартиничками». Их вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев, где их раскачивал и вертел весенний ветер.
КУКУШЕЧКА. В народных поверьях кукушка была волшебной птицей. Нет у неё пары: то ли вдова пестрой серой птицей обернулась от неутешного горя, то ли сиротка горемычная выпорхнула из опустевшего родительского дома. В бесхитростной песне кукушки кто-то слышал судьбы поворот, кто-то – горе неминучее.
ЛЬНЯНАЯ. Изготовляли женщины осенью из остатков льна. Хранили как оберег в сундуках с одеждой.
КУЗЬМА И ДЕМЬЯН. Кузьма и Демьян покровители ремёсел. У куклы одна основа – одно плечо. Такую куклу делали в день памяти этих святых, и вешали над своим рабочим местом. И они приносили удачу.
Конкурс «ШЬЁМ КУКЛЫ СВОИМИ РУКАМИ»
Цель конкурса: заинтересовать учащихся созданием своими руками куклы по традиционным народным образцам
Задачи:
- организовать творческую мастерскую по обучению способам изготовления традиционной народной куклы и показать её достоинства перед современными формами игрушек;
- подвести итоги конкурса, отметить лучшие самодельные куклы и работу учащихся по индивидуальным номинациям.
Творческая мастерская предполагает работу с двумя группами детей: «младшей» (подготовительный, первый, второй классы) и «старшей» (третий, четвёртый классы), в результате которой будет подготовлен основной силуэт (каркас) куклы. Для маленьких детей предлагается изготовление варианта куклы с использованием техники скручивания ткани, для детей старшего возраста – вариант куклы «столбушки» (с использованием техники сшивания ткани). В домашних условиях предполагается «одеть» куклу в русский традиционный наряд, украсить, придумать различные детали, передающие характер, статус, образ жизни получившейся куклы. Домашняя работа рассчитана на взаимодействие ребёнка и родителей, непосредственную передачу опыта от старшего поколения младшему (предполагается совместное обдумывание, изготовление).
Одним из условий конкурса является придумывание имени, составление рассказа о процессе создания, описание характера получившейся куклы.
«Поиграем в куклы…»
(проигрывание детьми жизненных ситуаций в ролевых играх с куклами)
Объяснительная записка
Игра – это неотъемлемая часть жизни ребёнка, направлена на получение радости, позитивных эмоций. В то же время, игра – это своеобразная «школа приобретений» необходимых навыков, умений и достижений, способ выстраивания отношений между людьми и окружающим миром. Играя, маленький человек «примеряет» на себя различные роли, в том числе и роль взрослого.
Ролевые игры детей - это особая форма жизни детского коллектива, естественное проявление деятельности, основанное на опыте наблюдения и подражания старшим. Основой подобных игр является «проживание», проигрывание различных жизненных ситуаций, которые дети видели в окружающем пространстве. Выделяются ролевые игры, осуществляющиеся по средствам участия самих детей, и игры с куклами/игрушками, выступающими в такой ситуации заместителями человека.
В контексте задуманного творческого проекта мы предлагаем осуществить ролевые игры детей с куклами, что представляет особый интерес и позволит актуализировать игровую деятельность ребёнка с традиционной народной куклой. Основой сюжетов ролевых игр с куклами детям предлагается содержание, выработанное в традициях народной культуры с приоритетом в нем духовно-нравственных ценностей. Отобранные сюжеты ролевых игр, такие как элементы свадебного и рекрутского обрядов, традиции участие человека в празднике и хороводном действии, способы пестования и укачивания ребёнка – должны ориентировать ребёнка на такие ценности как: любовь к родной стороне, уважение и почитание родителей, этика взаимоотношений между людьми и др.
Для педагога, организующего ролевые игры детей, являются важными следующие задачи: создание атмосферы творчества и доброжелательности, стимулирование в детском коллективе умений к самоорганизации и самостоятельности. Со стороны педагога важно исключить авторитарные методы управления коллективом, а способствовать максимальному проявлению творческих способностей детей.
Данное мероприятие будет решать следующие задачи:
- практическое применение и закрепление знаний, умений и навыков, приобретённых на уроках фольклора и этнографии, фольклорного ансамбля, народного календаря, народной игры и др.
- сплачивание коллектива учащихся на основе совместной фольклорной деятельности
- воссоздание детьми в играх с куклами различных жизненных ситуаций на примере материалов народной традиции («сватовство», «отъезд к венцу», «проводы рекрута в армию», «пестование ребёнка»)
Мероприятие предполагает широкий круг участников: дети фольклорного отделения музыкальной школы №4 (подготовительного, первых-четвёртых классов) на правах хозяев, гости: фольклорно-этнографическая студия «Матица» г. Череповца, а также родители участников и все желающие, интересующиеся данным мероприятием.
Учащимся фольклорно-этнографического отделения ДМШ №4 с учетом возрастных возможностей и количественного состава групп предварительно были предложены следующие творческие задания на подготовку сюжетных ролевых игр с куклами:
- подготовительному классу - проигрывание ситуации вождения хоровода с сюжетом выбора пары, например хоровод «По за городу гуляет царев сын», «Во садике царевна»;
- первому классу - проигрывание моментов укачивания ребёнка (колыбельная «Спи-ко, Ленушка»), пестования, («Ой, качи, качи, качи», потешка – «Туру, туру пастырь»);
- второму классу – разыгрывание ситуации «Приход сватов»
- третьему классу - проигрывание ситуации проводов рекрута в армию, с моментом материнского благословления;
- четвёртому классу - проигрывание моментов свадебного обряда - Вывод невесты «перед столы» и передача её жениху, благословление пары родителями.
ОПИСАНИЕ ХОДА МЕРОПРИЯТИЯ:
Вступление:
Здравствуйте! Мы рады приветствовать всех собравшихся в этом зале. Мы начинаем наше открытое занятие, которое можно назвать своеобразным отчётным концертом нашего фольклорно-этнографического отделения. У нас концерт с вами получился не простой, а «кукольный». И название даже такое «Поиграем в куклы…»
Казалось бы кукла, детская игрушка, а как же важна она для маленького человека, сколько доставляет радости, насколько развивает фантазию. Через игры с куклами и другими игрушками дети проходят «школу жизни», учатся чувствовать, общаться, заботится о ком-то.
Нам кажется, что кукольная тема сегодня будет интересна всем, потому, что ещё кто-то пребывает в детстве, а кто-то вспоминает себя в этом возрасте и эту чудесную пору кукольных игр…
Давайте и мы сегодня поиграем… и в играх с куклами для себя много о жизни русского народа узнаем!
Но прежде давайте представим наших гостей. К нам на игры со своими куклами приехали ребята из фольклорной студии «Матица» из г.Череповца…(давайте мы на вас посмотрим, и поприветствуем).
А это наша семья - детки фольклорного отделения. У нас целая НЕДЕЛЯ была посвящена истории куклы, её изготовлению и разучиванию специальных игр.
Ну, пора сказку заводить про Ванюшку и Марьюшку. Но мы не просто её будем слушать, а сами в ней со своими куклами поучаствуем.
Сказка вымысел, намек, но для нас знание, урок!!!
Звучит музыка (балалайка), в руках ведущей появляются куклы: «Ванюшка» и «Марьюшка» и заводится сказка…
В одной деревне, да вроде нашей, жили-были две семьи и народились у них дети Ванюшка, да Марьюшка. Ещё ребятишками малыми крепко-накрепко сдружились они. Бывало, погонит отец скот пасти, и Ванюша с ним подсоблять идёт, а следом за Ваней и Марьюшка увяжется. Уж с малолетства все пастушеские обряды знали, могли другим рассказать и в играх показать. Ребята череповчане тоже много знают про это и покажут (разыгрывание элементов пастушеского обряда).
Долго ли коротко ли, выросли детки: возмужал Иван, стал красивым, сильным юношей, хорошим помощником родителям, и Марьюшка по всей округе славилась красотой, рукоделием, старанием, да умом. Хоть времени много пролетело, а дружбы своей крепкой не растеряли парень и девушка. По-прежнему всё они вместе делали: деревенские так и прозвали их - «не разлей вода», а ребятишки малолетние «женихом и невестой из белого теста дразнили». (Дети «о» класса разыгрывают хороводы: «Во садике царевна», «По за городу гуляет царев сын»).
Однажды родители и говорят Ивану: «Ты бы Ванюшка женился, трудно по хозяйству матери одной работать, хлеб пекчи, тут, помоложе нужна». «Батюшка, Матушка, кого мне сватаете?» - спрашивает Иван. «А вот хоть Марьюшку возьми, девушка хорошая, трудолюбивая, да и ты давно по ней сохнешь, чай мы не знаем.» Для Иванушки это новость дак новость, рад радёхонек, давно уж о Марьюшке мечтает. Родителей выслушал, поклонился и прямиком к сударушке своей новость приятную сообщить, да не тут-то было: только Ваня на крыльцо, а ему повестку в армию прямо в лицо! «Мол, туда-то, туда-то положено явиться, чтоб Царю Батюшке и Родине пригодиться». Ну что ты будешь делать?! Эх, придётся во солдаты Ивану собираться. (Мальчики 3 класса разыгрывают ситуацию проходки рекрутов по деревне с исполнением частушек)
Некрута, некрутики, ломали в поле прутики,
Ломали в поле ставили, сударушок оставили.
Скоро голосу не будёт, скоро я не запою,
Из родного домику уеду, досвиданье всем скажу.
Выше лесу, выше тёмного фонарики горят,
Эх, у молоденьких некрутиков сердечушки болят.
Посмотри родная мамонька, у всех ли огоньки?
Гуляют бедные некрутики последние деньки.
Мы с товарищем каталися на паре вороной.
Мы каталися, прощалися с родимой стороной.
Некрутам ничто не надо, ни часы, ни денежки.
Только дайте погулять, молоденькие девушки.
Некрутам давайте пива, а браковочке воды,
Да некрута пойдут в солдаты, а бракоука никуды.
Заслышала новость об Иване и Марьюшка, загоревала. Стала платочек носовой на память Ивану вышивать, чтобы у сердца хранил, утирался, да её вспоминал. И слова заветные Марьюшка не позабыла на нём вышить и пообещала ждать.
Как вы думаете какие? Кто знает? (выслушиваются варианты ответов у зала)
А давайте спросим у самой Марьюшки, что за заветные слова на платочке вышиты. (Марьюшка отвечает): «Кого люблю, тому дарю!» (Марьюшка дарит платок Ванюшке).
Отрекрутился Ваня, отгулял, служба-то ждёт, пора в дорогу собираться, но прежде материнское благословление положено выслушать. (Разыгрывание ситуации благословления сына матерью, за мать – учащаяся 3 класс)
«Ванюшка, я ведь тибе благословле`ньё дам. Дай-ко ты мне руку-ту».
«Даю я, Ванюшка, тебе
Благословле`ньё вели`коё:
На огне не горя`шчоё,
В лисе не заблудя`шчоё,
На воде не топя`шчоё.
Дай Бог тибе` верну`тьце домой,
Придти домой всё хорошо, всё благополучно».
Обняла матушка на прощанье Ванюшу, вздохнула тяжело, подала в дорогу узелок с припасами, и горсткой родной земельки, перекрестила… И девушки постарались, чтоб солдат домой живым и невредимым вернулся, ёлочку нарядили и к дому привесили, мол, пусть висит до прихода Вани.
Скоро время пробежало, оглянуться не успели, как отслужил Иван, вернулся домой. Ещё больше возмужал парень и задумал обзавестись семьёй. Не долго Ваня выбирал к кому сватов засылать, известное дело, к Марьюшке своей. (Разыгрывание момента прихода сватов 2 классом)
Сват: - Здорово живёте!
Сваха: - Здорово живёте!
Мать невесты: - Здорово, здорово!
Сват: - Ехали, попоехали да к вам на хутор заехали. Зайдём, думаем, в дом погреемся
Мать невесты: - Ой, я гляжу вы гости-то непростые, под матицу сели!
Сват: - Непростые, непростые. Ведь далёко те ветры-то дуют, да далёко те слухи-то ходют. И до нас слух-то дошёл, что во вашем-то строеньице, в хоромном-то завиденьице да есть цветочек, а у нас есть садочек. Дак вот в наш бы садочек, да ваш бы цветочек, да и стали бы родню заводить.
Мать невесты: - А наша-то свечичка жарит да не кому не мешает.
Сват: Да так-то оно так, да сколько девушку не беречь, а сватов-то всё равно не миновать.
Мать невесты: - Да замуж от выйти не напасть, да как бы замужней-то не пропасть.
Сваха: - Да у нас парень-то хороший, работящий, всему обучен.
Мать невесты: - Ой, как хорошо баете, да круг себя огибаете. Откуда сами-то?
Сват: - Ой, из далёко, Ивановские.
Мать невесты: - Ну, коли так, дак раздевайтесь да садитесь чай пить.
Сват: - Спасибо! Чай пить – не дрова рубить. С хорошими-то людьми отчего не посидеть!? Посидим да поговорим!
Посидели гости, да и сговорились на том, что свадьбе быть!
Пока к свадьбе подготовка полным ходом шла Марьюшка наша всю неделю проплакала. За Ваню-то ей очень хотелось замуж выйти, да только так положено, поплакать-то. Ведь недаром говорят: «Не наревишься за столом, дак наревишься за столбом». Уж лучше в девках нареветься, чем потом, за мужем. (Разыгрывание сцены вывода невесты «перед столы», передача невесты жениху и благословление родителями пары, 4 класс.)
Мать выводит невесту из- под полья, невеста наваливается матери на плечо и причитает:
Невеста:
Ой, моя сизая голубушка,
Моя родимая мамушка.
Да посмотри-ко ты, мамушка,
Да на сердечного дитятка,
Да каково я умылася,
Да каково нарядилася?
Да я во цветное платьице,
Да в цветное подвенечное,
Да ко чужому чуженину,
Да ко злату венцу ехати,
Да с молодым да венчатися,
Да с холостым обручатися.
Отец за носовой платок выводит невесту перед стол и говорит жениху:
Николай, у меня Анна всему научена: колотить, молотить, шить, вязать, прясть, суп варить, полы мыть. Любую мужскую и женскую работу умеёт делать. Всё што мы не научили, доучивай сам. Щастье вам.
Отец передаёт невесту жениху за носовой платок.
Дружка сообщает: «Валентин Александрович, пора ехать к венцу!»
Отец просит божатку подать икону для благословения: «Божатка, подай, пожалуйста, икону».
Божатка снимает икону со стены и подает отцу.
Отец благословляет жениха: «Сынок, благословляю я тебя на дела хорошие, на счастье. Да благословит Бог на мирную жизнь! Живите счастливо!»
Мать благословляет невесту: «Дорогая доченька! Благословляю тебя на счастливую жизнь, на долгие годы, на весёлую жизнь, всё што`бы у тебя было хоро`шо, всево` у тебя бы было много – остально`ё тебе Бог поможет! И особенно поможет тебе муж, Николай Алексеевич. Ну, поезжайте, милые, со Христом да и с Богом! Спаси вас, Господи, сохрани!»
Дружка сообщает: «Ну что ж, молодые, и гости наши все – поехали к венцу». Дружка выводит жениха за руку, жених ведет невесту за платок.
Свадьбу хорошую отгуляли. Ох, и весело было. Песен-то не меньше полста пели: гостей, да молодых величали.
Ребята, а кто песню величальную молодым спеть может? (ответ – Не знаем) Не знаете? Ну дак вам возраст прощает, малы ещё. А вот девчата старшие должны знать, хоть на одной свадьбе, да побывали! Повеличайте-ко молодых, девушки! (Коллектив студентов ВГПУ исполняют величальную песню, например «Уж ты, ясный сокол»)
Время-то на месте не стоит, в семье у Ивана да Марьюшки уж первенец родился. Наша Марьюшка от мамы и бабушки много потешек, да пестушек знает:
(Таня Полянская поёт колыбельную или что-то из детского фольклора).
За одним в скором времени ещё детишки появились, большая семья выросла: кто старшие с младшими водятся, спать укладывают. Ну и наши девочки много песен для детишек знают, ведь и сами мамами будут, а пока колыбельные куколкам поют – своим игрушечным «доченькам». (Разыгрывание моментов укачивания, пестования ребёнка 1 класс, студия «Матица»)
Так и идёт всё в жизни – по кругу. Детки в куклы играют, потом женятся, сами стают мамами и папами, детей своих уму-разуму учат…. Сказка наша кончилась, но память о ней пусть останется… И вам желаю творить свою добрую, счастливую сказку (фото)
С вами расставаться мне совсем не хочется. Да и с новыми ребятами подружиться и пообщаться очень интересно, правда? Всю нашу дружную компанию приглашаем на улицу поиграть повеселиться, на друг друга посмотреть да и себя показать.
(живое общение детей, игры на улице)
Необходимое оборудование и наглядные материалы итогового мероприятия:
- для оформление зала: нарисованная изба и название урока, расположенные на стенде; покрытый скатертью стол для игры с куклами, вокруг лавки; стол для выставки кукол учащихся; место для выставки обрядовых кукол с напечатанными названиями; лавки для приезжих гостей; место для хозяев.
- реквизит для сказки еловая веточка, тряпочки, ленточки для её украшения; платочек с надписью «кого люблю, того дарю», узелок, икона небольшая, платок для вывода невесты
- куклы обрядовые, игровые, сделанные руками детей
Приложения:
- Аудиоподборка материалов для освоения фольклорных образцов.
- Материалы фольклорных экспедиций (репортажи, игровые диалоги и др.), сценарии из сборников как основа содержания ролевых игр с куклами.
- Различные афиши, дипломы для участников конкурса «Шьём куклы своими руками», приглашения.
Методическая литература:
- Конспект занятия С.В. Балуевской «Я прошу у тебя, мамушка, благословления великого» из цикла «Духовно-нравственные беседы на уроках фольклора» для учащихся старших классов ДМШ.
- На пути к возрождению: опыт освоения традиций народной культуры Вологодской области. – Вологда: Областной научно-методический центр культуры, 2001. Назарова Л.Д. Фольклорная арттерапия – СПб.: Речь, 2002.
- Редькова Е.С. гойки-погойки, погоним домойки… Детские полевые голошения, уканья, заклички, наигрыши: Ч. 1. Учебно-метод. Пособие к занятиям по нар. Трад. Культуре. – СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2008. – 62 с.: илл.. нот, фото.
- Редькова Е.С. гойки-погойки, погоним домойки… Детские полевые голошения, уканья, заклички, наигрыши: Ч. 2. Учебно-метод. Пособие к занятиям по нар. Трад. Культуре. – СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2008. – 20 с.: илл.. нот, фото.
- Тень-тень-потетень. Репертуарное пособие по детскому фольклору Вологодской области / Сост. О.Н. Зеленина, Е.В. савинская. – Вологда: Областной научно-методический центр культуры и повышения квалификации, 2008. –87 с., ноты, 2 компакт-диска.
[1] См.: Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: Паритет, 2005. – 240 с.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка проведения недели биологии
Методическая разработка проведения недели биологии для 5-11 классов...
Методическая разработка "Мастер - класс.Народна пасхальная кукла"
Мастер - класс "Народная пасхальная кукла" является методической разработкой по технологии для 5-6 классов. Может использоваться учителями технологии и прикладного искусства на нетрадицион...
Методическая разработка занятия "Традиционная народная кукла. Изготовление куклы-оберега"
Целью занятия является:систематизация сведений о традиционной народной кукле и связанных с ней обычаях и обрядах,знакомство с технологией изготавления куклы-оберега – Вепсской куклы.Реализуемые ...
Методическая разработка проведения недели математики и информатики «Город математики»
Методическая разработка проведения недели математики и информатики «Город математики» - это попытка учителей методического объединения учителей найти новую интересную форму работы в этом н...
Методическая разработка проведения недели математики и информатики «Математические олимпийские игры»
Методическая разработка проведения недели математики и информатики «Математические олимпийские игры», в разработке которой принимали участие все педагоги методического объединения математики и ин...
Методическая разработка проведения недели математики и информатики «Великая Победа в цифрах и фактах»
Методическая разработка недели математики и информатики «Великая Победа в цифрах и фактах», авторами является коллектив учителей - Агафонова З.Н., Баева С.В., Волова А.Н., Мелкова А.В., Пу...
Методическая разработка проведения недели математики и информатики «Математическая вселенная»
Методическая разработка проведения недели математики и информатики подготовлена Пунанцевой В.А, Воловой А.Н., Баевой С.В., Мелковой А.В. и Уткиным В.М. и посвящена 55-летию первого полета человека в к...