Дополнительная общеразвивающая программа «Резьба по бересте»
рабочая программа

Клепикова Виктория Анатольевна

Паспорт программы

1

Полное название

 Дополнительная общеразвивающая

программа «Резьба по бересте»

2

Направленность

Техническая

3

Тип программы

Общеразвивающая

4

Вид деятельности

Прикладное творчество

5

Автор – составитель

Клепикова Виктория Анатольевна

6

Цель

Сохранение и развитие древнего вида искусств – работа с берестой и применение знаний и умений в области самореализации в образовательном и профессиональном пространстве.

7

Задачи

Личностные:

  • Создать условия для осознания сопричастности к национальной культуре
  • Воспитать интерес и уважение к культурным ценностям, наследию и традициям своего народа
  • Воспитать уважительное отношение к национальному народному творчеству
  • Воспитать ценностное отношение к природе, окружающей среде, родному краю;
  • Воспитать  у учащихся умение строить взаимоотношения в коллективе и обществе.
  • Воспитать ответственное отношение к труду;

         Метапредметные:

  • Создать условия для развития художественного вкуса, эстетических чувств гармонии и красоты
  • Развить мелкую моторику, зрительно-моторную координацию.
  • Развитие творческого воображения и конструктивного мышления в работе с берестой.
  • Развить аккуратность; самостоятельность, усердие, терпение в работе над изделием.
  • Развить познавательную активность, внимание, усидчивость, моторную и образную память.
  • Развить самостоятельное определение цели своего обучения, мотивов и интересов своей познавательной деятельности.

        Образовательные:

  • Формировать знания в области обработки бересты.
  • Формировать навыки работы с материалами и инструментами.
  • Владеть основами  обработки бересты.
  • Ознакомить с историей народных берестяных промыслов.
  • Ознакомить с национальными традициями и обычаями.
  • Привить трудовые навыки при работе с берестой.
  • Научить пользоваться литературными источниками, работать со старинными образцами, выполнять творческие работы на основе традиций, соотнося их с современными тенденциями
  • Привлечь детей к поисково-исследовательской работе для получения новых знаний по истории и развитию прикладного творчества  малой родины.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа резьба по бересте87.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества»

Рассмотрено на заседании                                            Утверждаю: Директор МБОУ ДО ДДТ

методического (педагогического) совета                       ____________________/Летяга Д.С./

 от «___» _____________ 20____г.                                  «___» _______________ 20____г.

Протокол № __________________

 Дополнительная общеразвивающая

программа «Резьба по бересте»

Направленность: техническая

Возраст обучающихся: 10 – 18 лет

Срок реализации: 3 года

                           Автор-составитель:

                                                   Клепикова Виктория Анатольевна,

                                                          педагог дополнительного образования  

                                       

с. Кривошеино,  2018г.

Паспорт программы

1

Полное название

 Дополнительная общеразвивающая

программа «Резьба по бересте»

2

Направленность

Техническая

3

Тип программы

Общеразвивающая

4

Вид деятельности

Прикладное творчество

5

Автор – составитель

Клепикова Виктория Анатольевна

6

Цель

Сохранение и развитие древнего вида искусств – работа с берестой и применение знаний и умений в области самореализации в образовательном и профессиональном пространстве.

7

Задачи

Личностные:

  • Создать условия для осознания сопричастности к национальной культуре
  • Воспитать интерес и уважение к культурным ценностям, наследию и традициям своего народа
  • Воспитать уважительное отношение к национальному народному творчеству
  • Воспитать ценностное отношение к природе, окружающей среде, родному краю;
  • Воспитать  у учащихся умение строить взаимоотношения в коллективе и обществе.
  • Воспитать ответственное отношение к труду;

         Метапредметные:

  • Создать условия для развития художественного вкуса, эстетических чувств гармонии и красоты
  • Развить мелкую моторику, зрительно-моторную координацию.
  • Развитие творческого воображения и конструктивного мышления в работе с берестой.
  • Развить аккуратность; самостоятельность, усердие, терпение в работе над изделием.
  • Развить познавательную активность, внимание, усидчивость, моторную и образную память.
  • Развить самостоятельное определение цели своего обучения, мотивов и интересов своей познавательной деятельности.

        Образовательные:

  • Формировать знания в области обработки бересты.
  • Формировать навыки работы с материалами и инструментами.
  • Владеть основами  обработки бересты.
  • Ознакомить с историей народных берестяных промыслов.
  • Ознакомить с национальными традициями и обычаями.
  • Привить трудовые навыки при работе с берестой.
  • Научить пользоваться литературными источниками, работать со старинными образцами, выполнять творческие работы на основе традиций, соотнося их с современными тенденциями
  • Привлечь детей к поисково-исследовательской работе для получения новых знаний по истории и развитию прикладного творчества  малой родины.

8

Краткое содержание

Обработка бересты является одним из видов народного творчества, сохранившим до наших дней традиционные приемы и методы работы с природным материалом. История и традиции мастеров - берестянщиков постепенно исчезают. Необходимо возрождать и продолжать это удивительное ремесло. Программа направлена на сохранение живого наследия народа, она рассматривает его как часть современной жизни.

9

Ожидаемый результат

 Ориентироваться в правах и обязанностях членов коллектива.
  Оценивать достоинства и недостатки собственной работы.
 Участвовать в обсуждении возникающих творческих предложений в процессе работы.
 Использовать полученные знания, умения, навыки для выполнения самостоятельных творческих работ.
 Представлять продукты творческой деятельности на выставках, смотрах, олимпиадах.
 Оценивать достоинства и недостатки собственной работы.
 Отбирать инструменты и материалы для выполнения творческой, исследовательской, экспериментальной работы.
 Обосновывать собственную позицию и представить аргументы в ее защиту.
 Выполнять задания по инструкции педагога.
 Ориентироваться в содержании теоретических понятий предметной области (в пределах программы) и использовать их при выполнении заданий

10

Продолжительность реализации программы

3 года:

1 год обучения – 144 часа

2 год обучения – 144 часа

3 год обучения – 144 часа

11

Возраст и категория обучающихся

От 10 до 18 лет

12

Формы и методы контроля за реализацией программы

 педагогическое наблюдение, собеседование;
 итоговые занятия, просмотры работ, тестирование;
 выставки и конкурсы

13

Адрес

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Дом детского творчества" 636300 Томская область с. Кривошеино ул. Коммунистическая, 43. Телефон (факс) 8 38 251 2 26 03. E-mail doops07@mail.ru.

Содержание

1

Пояснительная записка

3

1.1

Актуальность программы

3

1.2

Цель и задачи программы

4

2

Отличительные особенности программы

5

2.1

Наполняемость групп. Объём и срок исполнения программы

5

2.2

Личностные и метапредметные результаты

6

2.3

Предметные результаты

6

3

Формы аттестации

7

3.1

Критерии оценки

8

3.2

Мониторинг результатов обучения

9

3.3

Карта отслеживания результатов обучения

11

4

Материально-техническое обеспечение программы

11

5

Учебно-тематический план 1 года обучения

13

5.1

Содержание учебного плана 1 года обучения

14

6

Учебно-тематический план 2 года обучения

15

6.1

Содержание учебного плана 2 года обучения

16

7

Учебно-тематический план 3 года обучения

17

7.1

Содержание учебного плана 3 года обучения

18

8

Методическое обеспечение программы

19

8.1

Методы обучения

20

8.2

Форма организации образовательного процесса

20

8.3

Форма организации учебного занятия

21

8.4

Педагогические технологии

22

8.5

Алгоритм учебного занятия

22

8.6

Дидактический материал

23

9

Список литературы

24

Пояснительная записка


     Дополнительная общеразвивающая программа «Резьба по бересте»,
технической направленности. Программа была разработана в 2016
году, рассчитана на детей в возрасте 10-18 лет. Срок реализации программы 3года.

     Программа составлена с учетом требований:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
  • Сан -Пин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41)
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).  

     Обработка бересты является одним из видов народного творчества, сохранившим до наших дней традиционные приемы и методы работы с природным материалом. История и традиции мастеров - берестянщиков постепенно исчезают. Необходимо возрождать и продолжать это удивительное ремесло. Программа направлена на сохранение живого наследия народа, она рассматривает его как часть современной жизни. Важным при проведении занятий является формирование у детей трудовых умений и навыков, учебно-коммуникативных, учебно-организационных умений, развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка,  возможности проявить себя и добиться успеха, воспитать в себе бережное отношение к природе.

Актуальность дополнительной общеразвивающей программы «Резьба по бересте» заключается в обращении к духовному наследию прошлого, изучении и освоении культурного наследия родного края и его национальных традиций. Программа адаптирована для работы в условиях сельской местности, нет трудностей: с заготовкой, сушкой, хранением и количеством требуемого материала для реализации программы.

      Обучение предусматривает знакомство детей с берестой, освоение следующих технологий: рисунок на бересте; аппликация из бересты; плетение из бересты; теснение на бересте; скобление бересты; резьба по бересте. Большое значение в программе отводится проектированию орнаментов, важно чтобы дети могли не только копировать готовые изделия, но и самостоятельно применять полученные знания и навыки. Учебный процесс построен на постепенном усложнении практических работ с плавным переходом к более сложным заданиям. В связи с этим, изучение обработки бересты в дополнительном образовании детей позволит значительно расширить возможности досуговой деятельности, и будет способствовать развитию их творческих способностей. Изделия из бересты могут быть прекрасным подарком своим родным или близким, друзьям или знакомым.

В ходе работы детского объединения будут вноситься изменения, дополнения, корректировки в план реализации программы и в сами занятия тоже.

Цель программы -  сохранение и развитие древнего вида искусств – работа с берестой и применение знаний и умений в области самореализации в образовательном и профессиональном пространстве.

Задачи:

Личностные:

  • Создать условия для осознания сопричастности к национальной культуре
  • Воспитать интерес и уважение к культурным ценностям, наследию и традициям своего народа
  • Воспитать уважительное отношение к национальному народному творчеству
  • Воспитать ценностное отношение к природе, окружающей среде, родному краю;
  • Воспитать  у учащихся умение строить взаимоотношения в коллективе и обществе.
  • Воспитать ответственное отношение к труду;

         Метапредметные:

  • Создать условия для развития художественного вкуса, эстетических чувств гармонии и красоты
  • Развить мелкую моторику, зрительно-моторную координацию.
  • Развитие творческого воображения и конструктивного мышления в работе с берестой.
  • Развить аккуратность; самостоятельность, усердие, терпение в работе над изделием.
  • Развить познавательную активность, внимание, усидчивость, моторную и образную память.
  • Развить самостоятельное определение цели своего обучения, мотивов и интересов своей познавательной деятельности.

        Образовательные:

  • Формировать знания в области обработки бересты.
  • Формировать навыки работы с материалами и инструментами.
  • Владеть основами  обработки бересты.
  • Ознакомить с историей народных берестяных промыслов.
  • Ознакомить с национальными традициями и обычаями.
  • Привить трудовые навыки при работе с берестой.
  • Научить пользоваться литературными источниками, работать со старинными образцами, выполнять творческие работы на основе традиций, соотнося их с современными тенденциями
  • Привлечь детей к поисково-исследовательской работе для получения новых знаний по истории и развитию прикладного творчества  малой родины.

Отличительные особенности программы

       Программа разработана для детей 10-18 лет. Прием в объединение осуществляется на добровольной основе в соответствии с интересами и склонностями детей. Специальных требований при наборе детей  не предъявляется. Принимаются все желающие. Группы могут быть как одновозрастные, так и разновозрастные. Допускается дополнительный набор детей на второй и третий годы обучения, по результатам собеседования. 

Наполняемость учебной группы по годам обучения

1 год - 12-15 человек

2 год – 10-12 человек

3 год – 8-10 человек

Объём и срок освоения программы

Срок обучения по программе - 3 года.

Продолжительность образовательного процесса - 432 часа.

1 год обучения - 144 часов

2 год обучения - 144 часа

3 год обучения - 144 часа

Форма обучения - очная

Режим занятий

Год обучения

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество  часов в год

1 год обучения

2 раза по  2 часа

4 часов

144 часа

2 год обучения

 2 раза по 2 часа                      

4 часов

144 часа

3 год обучения

 2 раза по 2 часа                    

4 часов

144 часа

Продолжительность одного академического часа – 45 минут с обязательным 10-ти минутным перерывом

Программа рассчитана на 3 года обучения и состоит из следующих уровней:

1 уровень – ознакомительно-подготовительный;

2 уровень – углубленный;

3 уровень – техническо-творческий.

  • 1 уровень (1 год обучения)  – ознакомительно-подготовительный

На первом уровне дети получают знания о правилах безопасной организации труда; изучают основные свойства природных материалов и приемы заготовки, обработки, хранения, экономного расходования бересты; осваивают простейшие приемы работы с природным материалом в технике скобления, плетения и прорезной бересты, простые рисунки на бересте.

  • 2 уровень(2 год обучения)  – углубленный

На втором уровне дети изучают основные законы композиции; осваивают более сложные приемы и технологии работы с природными материалами.

  • 3 уровень (3 год обучения) – техническо-творческий

Дети третьего уровня обучения совершенствуют свои технологические умения на практике. Им предоставляется возможность дальнейшего самостоятельного творческого развития. Ведущим видом деятельности является творческое проектирование. На этом уровне предусматривается индивидуальный выбор детей по составлению и оформлению изделия, с полным поэтапным процессом его создания.

     Исходя из поставленных задач, ребенок к концу обучения должен знать и уметь:

Личностные и метапредметные результаты:
 Ориентироваться в правах и обязанностях членов коллектива.
  Оценивать достоинства и недостатки собственной работы.
 Участвовать в обсуждении возникающих творческих предложений
в процессе работы.
 Использовать полученные знания, умения, навыки для выполнения
самостоятельных творческих работ.
 Представлять продукты творческой деятельности на выставках,
смотрах, олимпиадах.
 Оценивать достоинства и недостатки собственной работы.
 Отбирать инструменты и материалы для выполнения творческой,
исследовательской, экспериментальной работы.
 Обосновывать собственную позицию и представить аргументы в ее
защиту.
 Выполнять задания по инструкции педагога.
 Ориентироваться в содержании теоретических понятий предметной
области (в пределах программы) и использовать их при выполнении
заданий
Предметные результаты:

1 уровень обучения (1 год обучения):

Знать:

  • знать правила безопасной организации труда;
  • знать основные свойства природных материалов;
  • знать приемы заготовки, хранения и экономного расходования бересты;
  • знать приемы обработки различных природных материалов;
  • освоить простейшие приемы работы с природным материалом;
  • освоить виды орнаментов;
  • освоить терминологию.

Уметь:

  • выполнять простейшие приемы работы с природным материалом в технике скобления, плетения и прорезной бересты, простые рисунки на бересте;
  • проектировать простые орнаменты.

2 уровень обучения (2 год обучения):

Знать:

  • основные законы композиции и построения орнаментов;
  • технологические приемы работы с берестой и природными материалами.

Уметь:

  • самостоятельно подбирать и анализировать справочную литературу.
  • самостоятельно подбирать материал и составлять эскизы;
  • самостоятельно применять технологические способы и приёмы в работе с различными видами материалов (рисунок по бересте, конструирование из бересты и т.д.);
  • самостоятельно подбирать и проектировать орнаменты.

3 уровень обучения (3 год обучения):

Знать:

  • требования к содержанию и выполнению проекта.
  • правила оформления проекта

Уметь:

  • самостоятельно изготовить и эстетически оформить изделие.
  • самостоятельно оформить проект изделия.

Формы аттестации:

Формы выявления результативности:

-беседа,

-наблюдение,

-тестирование,

-просмотр,

-выставки,

-конкурсы

Методы изучения результатов:

-входной – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и творческих способностей ребенка (беседы, тесты);

-текущий – проводится на каждом занятии: акцентирование внимания, просмотр работ;

-промежуточный – проводится по окончании изучения отдельных тем: дидактические игры, тестовые задания, выставки

-итоговый – проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы: итоговая выставка, защита проектов

Формы подведения итогов

-мини – выставки детских работ,

-итоговые выставки,

-защита творческих работ,

­ беседы с детьми;

­ итоговые работы (после изучения определенной темы);

­ мини-выставки (в помещении творческого объединения);

­ участие детей в районных, городских, областных, всероссийских выставках, конкурсах и фестивалях.

Формы оценки обучения
Оценка деятельности обучающихся проводится по 3 уровням:
 Минимальный 1 балл
 Средний 2балла
 Высокий 3 балла

Критерии оценки

Оцениваемые
показатели

Критерии оценки

Минимальный
уровень

Средний уровень

Высокий уровень

1.Теоретическая
подготовка

Объем знаний
менее половины
предусмотренных
программой.
Избегает
употреблять
специальные
термины

Объем знаний
более половины
предусмотренных
программой.
Совмещает
специальные
термины с
бытовыми

Освоен весь объем
знаний.
Специальные
термины
употребляет
осознанно

2.Практическая
подготовка

Обучающийся
владеет менее чем
на половину
предусмотренными
программой
умениями и
навыками.
Испытывает
 затруднение при
работе с инструментами и
оборудованием.
Работа выглядит
неопрятно.
Отсутствует навык
самостоятельной
работы.

Объем усвоенных
умений и
навыков
составляет более
половины.
Работает инструментами и   на оборудовании с помощью
педагога.
Работы
выполнены с
небольшими
недочетами.
Самостоятельно
применяет
приемы работы
на уровне
имеющихся
навыков.

Обучающий
овладел всеми
приемами и
навыками.
Работает инструментами и на оборудовании
самостоятельно.

Работы выполнены
на высоком уровне
с эстетической
точки зрения.
Самостоятельно
применяет приемы
работы на уровне
навыка

3.Личностная
подготовка

Испытывает
серьезные
затруднения при
работе с
литературой,
нуждается в
помощи педагога.
Не использует в
своей деятельности
компьютер.
Испытывает
серьезные
затруднения в
исследовательской
работе.
Отказывается
выступать перед
аудиторией

Работает с
литературой с
помощью
педагога.
Работает с
компьютером, но
нуждается в
помощи педагога.
Работает с
источниками и
предметами
исследования с
помощью
педагога.
Выступает перед
аудиторией, но
испытывает
некоторые
затруднения

Самостоятельно
работает с
литературой.
Работает с
компьютером
самостоятельно,
владеет
программой.
Самостоятельно
осуществляет
исследовательскую
деятельность, не
испытывает
затруднений.
Выступает перед
аудиторией.

4. Предметные
достижения

Участвует в
выставках
проводимых
внутри
объединения,
учреждения

Участвует в
муниципальных
выставках.

Участвует в
региональных
выставках и
конкурсах.

Мониторинг результатов обучения по образовательной программе

Показатели

Возможные уровни

Формы
диагностики

Сроки

Теоретическая подготовка

1.Теоретические знания по разделам учебной программы.
2.Владение специальной
терминологией

Минимальный
1балл
Средний
2балла
Высокий
3балла

Тестирование
Опрос по
вопросам
кроссвордов,
викторин

После
изучения
каждой темы
программы

Практическая подготовка

3.Практические умения и навыки
4.Владение инструментами и
оборудованием
5.Аккуратность в работе

6.Самостоятельность в работе

Минимальный
1балл
Средний
2балла
Высокий
3балла

Выполнение
контрольных
заданий
Наблюдение
Самоанализ

выполненной
работы
Итоговые
выставки

После
изучения
каждой темы
программы

Личностная подготовка

7.Умение работать со
специальной литературой
8.Умение использовать
компьютерные
технологии
9.Умение осуществлять
исследовательскую
работу
10.Умение выступать перед аудиторией

Минимальный
1балл
Средний
2балла
Высокий
3балла

Анкетирование
Опрос
Наблюдение
Анализ
исследовательской деятельности.
Творческие
задания
Выступления

По окончанию
первого и
второго
полугодия

Предметные достижения

11.Участие в конкурсах и
выставках различного уровня:
 Внутри
объединения и
учреждения

  • Муниципальный
    Региональный

Минимальный
1балл
Средний
2балла
Высокий
3балла

Выставки работ в
течение уч. года
Конкурсы в течение уч. года
Итоговые выставки

По плану
проведения
выставок

Считаю, что расчёт уровня в % более наглядно показывает рост оценки качества образования учащегося.

Шкала рейтинга: 

  1. Минимальный уровень – 33-50%
  2. Средний уровень – 51-75%
  3. Высокий уровень – 66-100%

По показателям максимально можно набрать 33 балла =100%

Формула расчёта %

Допустим обучающийся набрал 23балла, надо 23*100: 33= 69,7%  (средний уровень)

В ходе работы по учебному плану могут вноситься изменения, дополнения и корректировки в показателях, формах диагностики и сроках проведения мониторинга.

 Данные оформляются в карту отслеживания и фиксации образовательных результатов. Карту удобнее заполнять в таблице Microsoft Excel.

Карта отслеживания и фиксации образовательных результатов.

Материально-техническое обеспечение программы

Учебно-методический комплекс.

1. Образовательная программа «».

2. План учебно-воспитательной работы на учебный год.

3. Журнал учета работы детского объединения.

4. Образцы изделий различных видов творчества.

5. Работы учащихся предыдущих лет обучения.

6. Плакат « Правила ТБ», информационный о кружке.

7. Фотографии, ксерокопии, экспедиционный материал, видеофильм, презентации.

8. Методическая литература: книги, журналы, материалы по видам творчества,

изучаемых в программе, пособия и литература, помогающая осваивать программу.

9. Накопительные папки для каждого вида творчества: папки со схемами,

технологическими картами, ксерокопиями с литературных источников, таблицы,

шаблоны, раздаточный материал

10. Альбомы и каталоги изделий и выставок. Фотоснимки. Лучшие рефераты учащихся, исследовательские работы.

11. Сценарии массовых мероприятий.

12. Планы занятий, карточки с зачетными вопросами, кроссворды

17. Накопительные папки для грамот, благодарностей, сертификатов объединения.

.

Материальная база.

1. Учебный кабинет, соответствующий санитарно-гигиеническим нормам.

2. Столы учебные, стулья со спинками.

3. Шкафы, полки для хранения документации, методической литературы, пособий, материалов и инструментов.

4. Магнитная доска.

5. Стеллажи для выставочных работ.

6. Инструменты и приспособления: клей «Момент», пинцеты, линейки, карандаши, ножницы, стамески, шило, проволока, леска, иголки, скрепки, рамочки, фанера, ДВП, кисти для клея, кусачки, молоток, лобзик.

7. Материалы: береста, сухоцветы, прессованные растения, искусственные цветы, флористическое волокно, упаковочный материал, ткань, канва, бисер, корень и шишки сосны, растительный материал, грунт, декоративные бусины и камни, стразы. И другой флористический материал.

8. Аптечка для оказания первой медицинской помощи.

 Технические средства обучения.

Компьютер, принтер, ксерокс, фотоаппарат, проектор

Учебно-тематический план 1 года обучения.        

   №

 п./п.

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы

аттестации/

контроля

всего

теория

Прак

тика

   1.

Вводное занятие

    2

  1.1.

Знакомство с предметом

     1

      -

  1.2.

Техника безопасности

     1

      -

Блиц-опрос

   2.

Мир человека и место в нём декоративно-прикладного искусства.

   

    2

    2

      -

Беседа

   3.

Характеристика материала береста.

    2

    2

      -

Блиц-опрос

   4.

Инструменты и приспособления для обработки бересты.

    2

 

    2

      -

Игра «Найди лишнее»

   5.

Художественная обработка бересты.

   84

Выставка работ

  5.1.

Скобление (процарапывание) бересты

    4

    20

Творческое

 задание

  5.2.

Плетение из бересты.

    4

    24

Творческое

задание

  5.3.

Прорезная береста.

    4

    30

Творческое

задание

   6.

Проектирование орнаментов.

   28

Конкурс рисунков

  6.1.

Геометрический орнамент.

   2

     6

Творческое

 задание

  6.2.

Растительный орнамент.

   2

    8

Творческое

задание

  6.3.

Линейный орнамент (бордюр).

   2

     6

Творческое

задание

   7.

Квалификационная характеристика теоретической и практической деятельности учащихся.

   24

  7.1.

Контрольные срезы.

     4

     14

Тестирование, самостоятельное

изготовление итоговой работы

  7.2.

Конкурсы, выставки и т.д.

     -

    6

Подготовка работ

к выставкам.

Защита итоговой работы

Всего:

  144

   30

   114

Содержание учебного плана 1 года обучения.

Раздел 1. Вводное занятие.

Тема 1.1. Знакомство с предметом(1час).

Теория: Знакомство с работой объединения. Достижения учащихся ранее занимающихся в объединение. Знакомство с детьми и их родителями. Беседа об образовательной программе. Цели и задачи на учебный год. Расписание занятий. Требования к учащимся.

Тема 1.2. Техника безопасности.

Теория: Инструктаж по технике безопасности при ручной обработке бересты.

Раздел 2. Мир человека и место в нём декоративно-прикладного искусства.

Теория: Художественные ремёсла. Декоративно-прикладное искусство. Виды декоративно - прикладного искусства. Красота и польза вещей их практическая и эстетическая ценность. Просмотр документального фильма о достижениях мастеров берестянщиков. Беседа с учащимися.

Раздел 3. Характеристика материала береста.

Теория: Технологические свойства состояния бересты, её обрабатываемость.

Раздел 4. Инструменты и приспособления для обработки бересты.

Теория: Режущие инструменты: ножи, стамески, ножницы. Измерительные инструменты: циркули, линейки, шаблоны. Приспособления: столы, подкладочная доска. Клей. Охрана труда.

Раздел 5. Художественная обработка бересты.

Тема 5.1. Скобление (процарапывание) бересты.

Теория: История возникновения обработки бересты методом скобления. Демонстрация изделий. Технология изготовления.

Практика: Изготовление образцов с простейшим орнаментом.

 Тема 5.2.Плетение из бересты.

Теория: История появления плетёных изделий из бересты. Демонстрация изделий. Виды плетений: косое плетение, по шаблону и другие.

Практика: Изготовление плетёных образцов.

Тема 5.3. Прорезная береста.

Теория: История возникновения изделий из бересты с прорезным орнаментом. Демонстрация изделий. Виды прорезного орнамента: геометрический, растительный, линейный.

Практика: Изготовление образцов с простейшими элементами прорезного орнамента.

Раздел 6. Проектирование орнаментов.

Тема 6.1. Геометрический орнамент.

Теория: Основные знаки символы геометрического орнамента: круг, квадрат, ромб, прямые линии, волнистые линии и т.д. Применение в орнаменте знаков-символов. Симметрия в орнаменте.

Практика: Построение орнаментальной композиции.

Тема 6. 2. Растительный орнамент.

Теория: Растительный орнамент и его корни происхождения. Особое разнообразие растительного орнамента. Элементы и мотивы растительного орнамента.

Практика: Построение орнаментальных композиций.

Тема 6.3. Линейный орнамент (бордюр).

Теория: Ритм, симметрия. Простые схемы ритмического построения линейного орнамента.

Практика: Построение линейных орнаментов.

Раздел 7. Квалификационная характеристика теоретической и практической деятельности.

Тема 7.1. Контрольные срезы.

Теория: Повторение и закрепление пройденного материала. Тестирование.

Практика: Выполнение творческих заданий.

Тема 7.2. Конкурсы, выставки.  Подготовка и защита творческих работ.

Учебно-тематический план 2 года обучения.

п./п.

Наименование разделов и там.

Количество часов

Формы

аттестации/

контроля

всего

теория

Прак

тика

  1.

Вводное занятие.

     2

 1.1.

Знакомство с работой объединения во второй год обучения.

    1  

     -

 1.2.

Техника безопасности.

    1

    -

Блиц-опрос

  2.

Художественная резьба, как один из древнейших видов русского народного творчества.

    2

    2

    -

Беседа

  3.

Характеристика материала береста.

    2

    2

    -

Блиц-опрос

  4.

Художественная обработка бересты.

   92

Выставка работ

 4.1.

Плетение из бересты

    6

   26

Творческое

 задание

 4.2.

Прорезная береста.

    6

   30

Творческое

 задание

 4.3.

Многослойная прорезная береста.

    4

   20

Творческое

 задание

  5.

Проектирование орнаментов.

    28

Конкурс рисунков

 5.1.

Геометрический орнамент.

    2

    4

Творческое

 задание

 5.2.

Растительный орнамент.

    2

    10

Творческое

 задание

 5.3.

Зооморфный орнамент.

    2

    8

Творческое

 задание

  6.

Квалификационная характеристика теоретической и практической деятельности учащихся.

    18

 6.1.

Контрольные срезы.

    2

    10

Тестирование, самостоятельное

изготовление итоговой работы

 6.2.

Конкурсы, выставки.

    -

   6

Подготовка работ

к выставкам.

Защита итоговой работы

Всего:

   144

   30

  114

Содержание программы 2 года обучения.

Раздел 1. Вводное занятие.

Тема 1.1. Знакомство с работой объединения на второй год обучения.

Теория: Сведения о предстоящей работе. Демонстрация образцов.

Тема 1.2. Техника безопасности.

Теория: Инструктаж по технике безопасности.

Раздел 2. Художественная резьба, как один из древнейших видов русского народного творчества.

Теория: Презентация на тему «История развития народного творчества». Причины, породившие необходимость применение бересты. Использование бересты. Технические приёмы обработки и украшения бересты. Виды художественной резьбы.

Раздел 3. Характеристика материала береста.

Теория: Приёмы выбора сырья. Технология подготовки бересты. Способы обработки. Охрана труда.

Раздел 4.Художественная обработка бересты.

Тема 4.1. Плетение из бересты.

Теория: Варианты плетения. Демонстрация изделий.

Практика: Совершенствование приёмов плетения. Изготовление образцов.

Тема 4.2. Прорезная береста.

Теория: Расширение знаний и навыков в прорезной бересте. Самостоятельное проектирование прорезных орнаментов от простого к сложному. Демонстрация изделий.

Практика: Изготовление образцов с элементами прорезных орнаментов: линейного, геометрического, растительного.

Тема 4.3. Многослойная прорезная береста.

Теория: История появления многослойной прорезной бересты. Основные центры по изготовлению берестяных изделий с многослойным прорезным орнаментом. Демонстрация образцов. Виды многослойного прорезного орнамента.

Практика: Изготовление образцов с простейшими элемента многослойного прорезного орнамента.

Раздел 5. Проектирование орнаментов.

Тема 5.1. Геометрический орнамент.

Теория: Дальнейшее развитие умения построения геометрического орнамента. Колорит. Орнамент на прямоугольной форме, круге. Ритм.

Практика: Построение орнаментов.

Тема 5. 2. Растительный орнамент.

Теория: Усовершенствование умения построения растительного орнамента. Использование растительного орнамента в других видах декоративно-прикладного искусства (гжель, хохлома, Городецкая роспись).

Практика: Построение растительных орнаментов.

Тема 5.3. Зооморфный орнамент.

Теория: Зарождение зооморфного орнамента. Элементы зооморфного орнамента. Своеобразие характерных сюжетов зооморфного орнамента. Демонстрация образцов.

Практика: Построение образцов орнамента.

Раздел 6. Квалификационная характеристика теоретической и практической деятельности учащихся.

Тема 6.1. Контрольные срезы.

Теория: Повторение и закрепление пройденного материала. Тестирование.

Практика: Выполнение творческих заданий.

Тема 6.2. Конкурсы, выставки.

Подготовка и проведение конкурсов и выставок. Защита итоговой работы.

Учебно-тематический план 3 года обучения.

п./п.

Наименование разделов и там.

Количество часов

Формы

аттестации/

контроля

всего

теория

Прак

тика

  1.

Вводное занятие.

     2

 1.1.

Знакомство с работой объединения во второй год обучения.

    1  

     -

 1.2.

Техника безопасности.

    1

    -

Блиц-опрос

  2.

Береста, как основа художественного промысла.

    2

    2

    -

Беседа

  3.

Характеристика материала береста.

    2

    2

    -

Блиц-опрос

  4.

Художественная обработка бересты.

  92

Выставка работ

 4.1.

Прорезная береста.

    6

   28

Творческое

 задание

 4.2.

Многослойная прорезная береста.

    6

   30

Творческое

 задание

 4.3.

Аппликация. Художественное конструирование из бересты.

    4

   18

Творческое

 задание

  5.

Проектирование орнаментов.

    28

Конкурс рисунков

 5.1.

Зооморфный орнамент.

    2

    8

Творческое

 задание

 5.2.

Обобщение и систематизация знаний в области проектирования орнаментов.

    2

    16

Творческое

 задание

  6.

Квалификационная характеристика теоретической и практической деятельности учащихся.

    18

6.1

Исследовательская деятельность

    2

    4

Защита проектов

6.2

Контрольные срезы.

    2

    6

Тестирование, самостоятельное

изготовление итоговой работы

6.3

Конкурсы, выставки.

    -

   4

Подготовка работ

к выставкам.

Защита итоговой работы

Всего:

   144

   30

  114

Содержание программы 3 года обучения.

Раздел 1. Введение.

Тема 1.1. Вводное занятие.

Теория: Знакомство с работой кружка на третий год обучения.

Тема 1.2. Техника безопасности.

Теория: Инструктаж по технике безопасности.

Раздел 2. Береста, как основа художественного промысла.

Теория: Презентация. Основные центры по изготовлению берестяных изделий: Великий Устюг, крупные центры росписи берестяных изделий на Урале, Сибирские и Тюменские туеса, Томская береста. Применение берестяных изделий в современной жизни.

Раздел 3. Характеристика материала береста.

Теория: Сроки заготовки бересты, условия хранения. Пороки бересты. Гибкость, эластичность, многослойность, цвет. Охрана труда.

Раздел 4. Художественная обработка бересты.

Тема 4.1. Прорезная береста.

Теория: Углубленное изучение темы. Усложнение прорезных орнаментов. Использование зооморфного орнамента в прорезной бересте. Демонстрация образцов.

Практика: Изготовление образцов.

Тема 4.2. Многослойная прорезная береста.

Теория: Расширенное изучение видов многослойного прорезного орнамента. Демонстрация образцов. Усложнение многослойных прорезных орнаментов.

Практика: Изготовление образцов.

Тема 4.3. Аппликация.

Теория: Художественное конструирование из бересты с элементами флористики. Знакомство с техникой аппликации. Применение контрастов в аппликации. Береста в декоре.

Практика: Создание декоративной конструкции цветка. Выполнение панно с использованием аппликации, художественного конструирования и природного материала (засушенные цветы, веточки, травы и т.д.).

Раздел 5. Проектирование орнаментов.

Тема 5.1. Зооморфный орнамент.

Теория: Углубленное изучение зооморфных орнаментов. Фантастические животные и птицы в зооморфном орнаменте: грифон, сфинкс, Самарф и т.д. Демонстрация образцов зооморфного орнамента.

Практика: Построение зооморфного орнамента.

Тема 5.2. Обобщение и систематизация знаний в области проектирования орнаментов.

Теория: Назначение орнамента, отражение родной природы в орнаменте. Взаимосвязь ритмов, мотивов, образов. Орнамент и народная музыка.

Практика: Построение орнаментальных композиций с использованием геометрических, растительных, зооморфных, линейных элементов орнамента.

Раздел 6. Квалификационная характеристика теоретической и практической деятельности учащихся.

Тема 6.2. Исследовательская деятельность.

Теория: Требования к содержанию и выполнению проекта. Правила оформления проекта.

Практика: Защита проекта

Тема 6.2. Контрольные срезы.

Теория: Повторение и закрепление пройденного материала. Тестирование.

Практика: Выполнение творческих заданий.

Тема 6.3. Конкурсы и выставки.

Подготовка и проведение конкурсов и выставок. Защита итоговой работы.

Методическое обеспечение программы

     Программа предусматривает изучение различных видов обработки бересты.

 В отличие от многих видов декоративно-прикладного творчества, работа с берестой не требует никаких особых навыков, только практических. В процессе практической работы, которая является основной формой обучения, учащиеся последовательно осваивают приемы изготовления берестяных изделий с учетом современных технологий.
   В основу занятий положено изучение образцов народного творчества.
Учащиеся знакомятся с основами композиции, особенностями построения узоров, цветовой гаммой. Упор в работе делается на практические работы включающие выполнение эскизов будущих изделий  и воплощение их в материале.
   Обучение осуществляется при условии единства теоретических знаний и
практики. Каждая новая тема в программе начинается с вводной теоретической
части, которая позволяет учащимся получить необходимые знания для освоения
материала, заинтересовать их, воодушевить на работу. Часто при проведении
занятий теория не выделяется в самостоятельную часть, а вплетается в
практическую деятельность и служит ее основой.
    Теоретическую часть с учащимися лучше ограничить краткими беседами (не
более 10 – 15 минут) и пояснениями по ходу процесса. Чтобы интерес к теории был устойчивым и глубоким, необходимо развивать его постепенно, излагая
теоретический материал по мере необходимости применения его на практике. Он может включать в себя – краткое пояснение педагога по темам занятий с показом дидактического материала и приёмов работы.

     Практическая работа составляет основную часть времени каждой темы.

При проведении практических работ в процессе работы с различными
инструментами и приспособлениями идет постоянно напоминание детям о
правилах пользования инструментами и соблюдении правил гигиены,
санитарии и техники безопасности. Для проведения практических работ у
каждого ребенка имеется набор инструментов и материалов, необходимых
для конкретного занятия. Все практические работы учащихся строятся по принципу от простого к сложному. Они могут быть учебными и творческими. Учебная работа может выполняться по готовому образцу – изделию. При её выполнении учащиеся изучают технологические процессы изготовления изделия, приёмы работы. При выполнении творческих работ предусматривается развитие индивидуальных способностей каждого учащегося в конструкторском, художественном и технологическом исполнении.
    Освоение приёмов обработки бересты предполагает выполнение учебных
образцов, которые рассматриваются как упражнение в технических приемах, подборе цветовых сочетаний, разработке орнаментальных композиций.
Удачно выполняемые образцы оформляются в законченные изделия.
    На начальном этапе обучения целесообразнее выполнять изделия небольшого размера: закладки для книг, заколки для волос, магниты на холодильник, и т.д. Большой объем работы с мелкими деталями пугает начинающих резчиков, поэтому масштабную работу лучше выполнять коллективно. Это наиболее эффективная форма организации труда, так как при наименьших затратах сил и времени удается выполнить трудоемкую работу и улучшить ее качество.
    В процессе изготовления коллективного изделия можно дать индивидуально творческие задания, которые впоследствии собираются в единое изделие,
дальнейшую работу по оформлению можно делать сообща.

Коллективная работа помогает показать учащимся многие приемы и секреты обработки бересты, морально подготовить их к выполнению объёмных изделий собственными силами.
    Отсутствие жестких заданий, поддержка  инициатив своих подопечных, погружение детей в ситуации, когда им нужно принять самостоятельное решение, в том числе коллективное, а так же внимание к интересам учащихся, способствует их самореализации, проявлению творческих возможностей. Это необходимо учитывать при организации учебно-воспитательного процесса.
    Особое внимание необходимо уделять произведениям народного творчества. Следует обращать внимание учащихся на взаимовлияние видов народного творчества: ткачества, вышивки, вязания, резьбы по дереву и бересте и т.д. Знакомство с любыми
 произведениями народного творчества настраивает
на восприятие прекрасного, формирует эстетический вкус и эстетическое суждение.

Методы обучения.
Для успешной реализации программы используются следующие методы обучения:

•        Практические методы - упражнения, проектирование орнаментов выполнение творческих работ, защита проекта.

•        Словесные методы - лекция, объяснение, рассказ,  беседа, диалог, консультация.

•        Графические методы -  работа с картами и схемами.

•        Наглядные методы - наглядные материалы, картинки, рисунки, фотографии, схемы, видеоматериалы.

•        Игровые методы -  познавательные, игры на развитие памяти, глазомера, внимания.

•        Проектные и исследовательские методы -  разработка проектов, создание творческих работ.

•        Методы программированного обучения - объяснение ключевых вопросов программы обучения, остальной материал обучающиеся изучают самостоятельно,  самостоятельное изучение определенной части учебного материала.

•        Социологические методы -  анкетирование, тесты, создание и решение различных ситуаций.

Формы организации образовательного процесса

Формы работы с детьми носят интегрированный характер, т.е. на одном занятии могут использоваться различные формы: коллективная, групповая, подгрупповая, индивидуальная. Такие формы работы стимулируют творческое отношение к работе.

Для наиболее сознательного и прочного усвоения знаний, овладение умениями и навыками, предусмотренных программой при обучении детей используются такие формы и методы как:

 Индивидуальная  работа -  позволяет осуществлять
индивидуальный подход к ребенку на учебных занятиях и консультациях.
 Групповая - учебные занятия, праздники.
 Коллективная -  учит сотворчеству, позволяет развивать чувство
ответственности, сопереживания, подчинение своих интересов общей цели,
помогает повысить самооценку (совместная деятельность на учебных
занятиях, праздниках).
 Работа в парах - предполагает совместное сотворчество учащийся - педагог,
учащийся - учащийся.
    Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного процесса
позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально насыщенной.

Формы организации учебного занятия.

Для повышения интереса учащихся,  могут быть использованы занятия:

•        Лекция - устное изложение какой-либо темы, развивающее творческую, мыслительную деятельность учащихся.

•        Семинар - форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога формирует аналитическое мышление, отражает интенсивность самостоятельной работы, развивает навыки публичных выступлений.

•        Дискуссия - всесторонне публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы; расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения.

•        Экскурсия - коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью; обогащает чувственное восприятие и наглядные представления.

•        Учебная игра - занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия; характеризуется моделированием жизненных процессов в условиях развивающейся ситуации.

•        Утренник, праздник – организационно – массовые мероприятия, проводимые в соответствии с планами воспитательной и досуговой деятельности.

•        Презентация - описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях.

•        Защита проекта - соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем.

•        Выпускной ринг - отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее; создание атмосферы дружбы, взаимопонимания; формирование умения взаимодействовать с людьми.

•        Чаепитие - обладает большой силой, создает особую психологическую атмосферу, смягчает взаимные отношения, раскрепощает.

•        День добрых сюрпризов - упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять людям радость.

Педагогические технологии

В практике мною применяются следующие образовательные технологии:

  1. Технология развивающего обучения:  направленна на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, на познание себя личностью, на самоопределение и самореализацию в процессе обучения.
  2. Технология развивающей среды: способствует формированию личностной культуры и развитию индивидуальности.
  3. Личностно-ориентированные технологии: каждый ребёнок уникален в своей индивидуальности и имеет право развиваться в собственном темпе.
  4. Информационно-коммуникативные технологии: позволяют повышать мотивацию обучения, проводить исследовательскую работу.
  5. Здоровье сберегающая технология: учитываю возрастные особенности детей и их психофизические возможности.
  6. Педагогика сотрудничества:  использую в работе равноправный союз с обучающимися, учитывая то, что каждый ребёнок имеет право на свою точку зрения.
  7. Метод проектов:  этот метод создаёт благоприятные условия для проявления творческого потенциала учащихся.
  8. Технология педагогической диагностики: эта технология способствует выявлению потенциальных возможностей детей.

Алгоритм учебного занятия.

     Методика проведения занятий по обработке бересты строится по общей схеме уроков трудового обучения. Но есть и достаточно серьезные отличия. Во-первых, необходимость охраны зрения и связанное с этим ограничение времени, затрачиваемого на непосредственную работу с берестой. Во-вторых, даже на начальном уровне обучения на законченное изделие требуется 2, а то и 3 занятия. Поэтому можно представить структуру занятия следующим образом.

1. Организационная часть (примерно 2-3 минуты). Объявление темы.

Организация рабочего места.

2. Теоретическая часть (в зависимости от возраста и темы 10-18 минут).

Беседа или рассказ по теме занятия (3-7 минут). Анализ изделия (в зависимости от сложности 3-5 минут).

Показ приемов работы, используемых для изготовления изделия (3-5 минут, при объяснении новых технологических приемов может потребоваться больше времени).

3. Физкультминутка.

4. Практическая часть (23-33 минуты).

Работа по графическим схемам, изображенным на доске или розданным на парты (10-15 минут).

5. Физкультминутка или гимнастика для глаз.

6. Практическая часть. Продолжение (10-15 минут).

7. Заключительная часть (6-8 минут). Подведение итогов занятия: обсуждение того, что надо было сделать, что успели, почему успели меньше или больше (2-3 минуты).

Уборка рабочих мест (1-2 минуты).

     Время, затрачиваемое на каждый из этапов занятия, зависит от двух основных моментов:

- возраста детей, их психофизиологических особенностей и возможностей;

- от сложности предлагаемых для изготовления изделий.

Необходимо учитывать, что беседа может иметь место не на каждом занятии. Наибольшая ее продолжительность должна быть на первом занятии, при знакомстве с темой или конкретным изделием. Место физкультминутки зависит от продолжительности 1-й и 2-й частей занятия. Если продолжительность максимальная и составляет 18-20 минут, то перед практической частью занятия стоит провести физкультминутку, дети смогут снять усталость с мышц спины и шеи, начать практическую работу отдохнувшими. Если же 1-я и 2-я части занятия длились всего 10-12 минут, то можно сразу перейти к практической части, а после 10-15 минут практической работы провести физкультминутку в сочетании с гимнастикой для глаз. Гимнастика для глаз обязательно проводится в середине практической работы. Необходимо обязательно через каждые 40 минут занятия делать 10 минутные перерывы.

Дидактический материал:

  • Фотографии готовых изделий из бересты;
  •  СД-диск  «Русская береста»;
  •  Шаблоны орнаментов и узоров;
  •  Схемы плетения из бересты;
  • Кроссворды;
  • Образцы изделий из бересты;
  • Тесты.

Список литературы

Литература для педагога

  1. Декоративно-прикладное творчество: изделия из древесины и природного материала/ авт. - сост. О.Н. Маркелова. – Волгоград, 2009;
  2. Дубровская Н.В. Аппликация из бересты/Н.В.Дубровская. – Москва, АСТ; Санкт-Петербург, Сова, 2008;
  3. Любимов Л. Искусство Древней Руси. – Москва, 1996;
  4. Назарова В.И. Плетение: береста, соломка, тростник, лоза и другие материалы/ В.И. Назарова. – Москва, РИПОЛ классик, 2012. ил. – (Энциклопедия строительства);
  5. Перевертень Г. И. Пофантазируй с берестой/ Г.И.Перевертень. – Москва, АСТ; Донецк: Сталкер, 2007;
  6. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным. - Москва, 1990;
  7. Уткин П.И., Скворцов Н.С. «Народные художественные промыслы». – Москва,  Советский художник, 1983.

Литература для учащихся

  1. Дубровская Н.В. Аппликация из бересты/Н.В.Дубровская. – Москва, АСТ; Санкт-Петербург, Сова, 2008;
  2. Назарова В.И. Плетение: береста, соломка, тростник, лоза и другие материалы/ В.И. Назарова. – Москва, РИПОЛ классик, 2012. ил. – (Энциклопедия строительства);
  3. Перевертень Г. И. Пофантазируй с берестой/ Г.И.Перевертень. – Москва, АСТ; Донецк, Сталкер, 2007.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Резьба по дереву" для детей 12-15 лет (5-7 классы)

Особенности программы заключаются в том, что она знакомит детей с одним из самых распространенных видов декоративно-прикладного творчества в таком диапазоне, что они изучают техники выполнения различн...

Урок изо 5 класс.Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

На уроке учащиеся знакомятся с мезенской росписью.Учатся различать и называть характерные особеннности мезенской деревянной росписи, ее орнаментику....

"Понятие о резьбе. Выполнение эскиза детали с резьбой. Нарезание наружной резьбы". (План-конспект урока 7 класс)

В работе представлен пошаговый план-конспект урока, изложены теоретический и практический материал, рассмотрены роль урокак в форимровании умений, навыков и творческих личностных компетенций учащихся ...

Программа кружка дополнительного образования "Резьба по дереву"

В нашей стране, богатой лесами, дерево всегда было одним из самых любимых материалов. Понимание его пластических качеств, красоты текстуры развивалось в творческом опыте многих поколений народных маст...

Конспект урока по ИЗО " Щепа.Роспись по лубу и дереву.Тиснение и резьба по бересте"

Данный урок в 5 классе формирует знания о художественных образах фольклора; умение работать с шаблоном, ножницами в процессе изготовления птицы-солнца;воспитывает аккуратность при выполнении практичес...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяпрограмма "Фитнес аэробика"

Программа направлена не только на получение детьми углубленных образовательных знаний, умений и навыков по спортивной аэробике, а обеспечивает организацию содержательного досуга, укрепление здоровья, ...