Дополнительная образовательная программа «Резьба по дереву»
рабочая программа по технологии (6, 7, 8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Специализированное структурное образовательное подразделение Посольства России в США – средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранного языка
Дополнительная образовательная программа
«Резьба по дереву»
для учащихся 11-15 лет
срок реализации - 3 года
Составитель:
Моисеев А.В.
учитель технологии
Вашингтон 2013
Пояснительная записка
Направленность программы «Резьба по дереву»;
по содержанию является - художественно-эстетической;
по функциональному предназначению — прикладной;
по форме организации — индивидуальное, групповое;
по времени реализации — трехгодичной.
Содержание программы составлено на основе примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование), программы для общеобразовательных школ и гимназий «Основы народного и декоративно - прикладного искусства 5-8 класс», типовой программе Э.В.Рихвк, а также программе художественной резьбы по дереву «Татьянка» автор и преподаватель художественной резьбы по дереву в стиле «Татьянка» Сасыков Ш. с учетом современных образовательных технологий и средств обучения, которые отражаются в принципах, методах, формах.
Пройдя полный курс, программы учащиеся получают определённые знания и умения, которые, безусловно, увеличивают их профессиональные способности, которые в будущем помогут, более уверено определится с направлением начала своей профессиональной деятельности.
Основные критерии определения уровня прохождения программы участие в выставках школы, города, окружных и всероссийских.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время огромное количество молодых людей школьного возраста увлекаются компьютерными играми и проводит много времени за компьютерами. Это сказывается, на их общем всестороннем развитии они становятся более замкнутыми им тяжело находить общий язык со своими сверстниками, они более раздражительны, зачастую живут в каком-то своем выдуманном мире при этом, не зная, как себя вести в реальном мире и ничего не умея делать руками. Другая категория современных детей предоставлена сама себе, уходит на улицы, в подъезды и основное их занятие направлено на разрушение, а не на созидание. На своём кружке я пытаюсь расширить их интересы переключить их внимание на другие сферы деятельности создаю условия, для развития увлекая его различными видами деятельности при изготовлении изделий декоративно-прикладного назначения. Тем самым появляется мотивация к познанию и творчеству, обеспечивается приобщение детей к общечеловеческим ценностям, создаются условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации. Решение этих задач относится к числу наиболее актуальных проблем в современном обществе.
Педагогическая целесообразность программы:
Программа позволяет решить проблему свободного времени детей, пробуждает у них интерес, к новым видам деятельности расширяя их жизненный кругозор. Обучение поводится индивидуально или в малых группах в зависимости от возраста и возможностей детей. Также индивидуально определяется сложность изготовления. Обучающиеся могут в максимально возможной мере реализовать свой творческий замысел и фантазию и после первых начальных упражнений обучающиеся смогут создать предметы быта в форме животных и растений, мир которых бесконечно разнообразен. Форма этих изделий может разнообразной: быть близка к природным организмам, упрощена и стилизована или превращена в фантастические образы. Основой, позволяющей поддерживать длительный интерес учащихся к работе секции и дающей возможность проводить качественное обучение, является нацеленность творческой мастерской на "конечный продукт". Таковым "конечным продуктом" является поделка из дерева, которая не только должна вызывать у учащегося чувство эстетического удовлетворения, но и применяться в быту. Она должна иметь прикладное назначение или служить для украшения интерьера. По мере приобретения знаний и опыта учащимся, перед ним ставятся новые, более сложные задачи, требующие усилия, необходимого для дальнейшего развития ребенка. Самоактуализация, согласно пирамиде Маслову, одна из важнейших жизненных ценностей личности. Каждое занятие в кружке для ребенка становится формой движения к более глубокому пониманию современной культуры, решением проблемы включения себя в культуру и выявлением способов участия в ее дальнейшем изменении. На протяжении всего процесса обучения проводится контроль за выполнением заданий. Для успешного усвоения программы имеется необходимое оборудование инструменты, литература.
Цели программы:
- сформировать устойчивую мотивацию к познанию окружающего мира природы с помощью обучения детей творческой, вдумчивой работе с деревом;
- познакомить детей с видами художественной обработки дерева;
- способствовать проявлению интереса к традиционному художественному ремеслу;
- обучить практическим навыкам резьбы по дереву и основам токарных работ;
- подготовить учащихся к осознанному профессиональному самоопределению, к самостоятельной трудовой деятельности в условиях рыночной экономике.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать представление о различных видах резьбы по дереву;
- обучить безопасным приёмам работы;
- овладеть приёмами техники выполнения резьбы;
- обучить приёмам работы на токарном станке с различными приспособлениями для крепления заготовок.
Развивающие:
Развивать профессиональные компетенции:
- профессиональные качества;
- информационно – коммуникативные;
- личностного самосовершенствования;
- навыки.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к труду и людям;
- воспитывать чувства уважения к различным традициям народного творчества народов России;
- воспитывать у учащихся чувство ответственности, прививать навыки рационального использования материалов. Способность развитию логического мышления и памяти;
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость;
- воспитывать нравственные качества детей (взаимопомощь, добросовестность, ответственность, честность).
Отличительные особенности данной образовательной программы в том, что в ней отражается специфика стороны, которая присуща предметам практической деятельности, как мощному средству назначения и развития, учитывающая все требования к декоративно – прикладному образованию, которые до сих пор не используются в системе школьного и дополнительного образования. В таком диапазоне, что они изучают, техники выполнения различных видов резьбы начиная, с простой и в дальнейшем приобретённые ими навыки и умения помогают легче освоить более сложные виды резьбы, пробовать их комбинировать , используя всё большее количества инструмента. Обучающиеся могут в максимально возможной мере реализовать свой творческий замысел и фантазию и после первых начальных упражнений обучающиеся смогут создать предметы быта в форме животных и растений, мир которых бесконечно разнообразен. Форма этих изделий может разнообразной: быть близка к природным организмам, упрощена и стилизована или превращена в фантастические образы. При изготовлении деталей изделий, используются токарные виды обработки, выходящие за рамки изучения школьной программы. Каждый учащийся может выбрать себе занятие по своему вкусу и способностям. Основной формой организации деятельности детей является выполнение практических работ, ведь при выполнении именно практических заданий достигаете максимальное усвоение необходимых практических знаний и умений. Этим программа отличается от всех существующих аналогичных программ.
Сроки реализации образовательной программы. Предлагаемая программа рассчитана на учащихся 11-15 лет. Срок реализации программы – три года. Объём- 70 часов в год.
Режим занятий:
Занятия проводятся 1 раза в неделю по два часа на базе школьных мастерских
Характеристика ожидаемых результатов 1-го года обучения
В результате прохождения данной программы дети
должны знать:
- принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
- основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);
- физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;
- способы разметки по шаблону и чертежу;
- принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;
- назначение и устройство станков и электрооборудования (электродрели, токарного станка по обработке древесины, сверлильного станка, электролобзика, электрофрезера);
- иметь понятие о конструировании и моделировании;
- способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;
- основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;
- историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева, его роль в экономике области;
- основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
- технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием.
Должны уметь:
- рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила Техники безопасности;
- уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;
- определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;
- производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
- применять столярный инструмент по назначению, производить его наладку;
- использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;
- выполнять простейшие столярные операции;
- производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;
- самостоятельно разрабатывать композиции для резьбы и выполнять их;
- экономно расходовать материалы и электроэнергию;
Характеристика ожидаемых результатов 2-го года обучения
Должны знать:
- основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
- основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;
- технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;
- разные виды резьбы и их особенности;
- способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;
- правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.
Должны уметь:
- выполнять контурную, плоскорельефную резьбу и мозаику по дереву;
- затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;
- выполнять простейшие расчёты стоимости изделия;
- выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике выжигания, различных видов резьбы;
- проектировать простые изделия в традициях местного промысла и изготавливать их;
- бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;
Характеристика ожидаемых результатов 3-го года обучения
должны знать:
- принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
- основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);
- физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;
- способы разметки по шаблону и чертежу;
- принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;
- назначение и устройство станков и электрооборудования (электродрели, токарного станка по обработке древесины, сверлильного станка, электролобзика, электрофрезера);
- иметь понятие о конструировании и моделировании;
- способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;
- основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;
- технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием.
- основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
- основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;
- технологический процесс изготовления изделий и декорирование их резьбой;
- разные виды резьбы и их особенности;
- способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;
- правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.
Должны уметь:
- рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила Техники безопасности;
- уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;
- определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;
- производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
- применять столярный инструмент по назначению, производить его наладку;
- использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;
- выполнять простейшие столярные операции;
- производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;
- самостоятельно разрабатывать композиции для резьбы и выполнять их;
- выполнять контурную, плоскорельефную и рельефную резьбу по дереву;
- затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;
- выполнять простейшие расчёты стоимости изделия;
- выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике выжигания, различных видов резьбы;
- проектировать простые изделия в традициях местного промысла и изготавливать их;
- экономно расходовать материалы и электроэнергию;
- бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;
Обучающиеся должны освоить, отработать и закрепить следующие навыки:
- владения основными ручными инструментами по обработке, точению, выжиганию, резьбе по дереву;
- выполнения операции точения, сверления, выпиливания, резьбы по дереву;
- владения основными элементами графической грамотности;
- выполнения плоскостной разметки;
- разработки и составление композиции для различных видов резьбы;
- выполнение декорирования изделий - различными видами резьбы;
Учебно-тематический план
I год обучения
№ | Раздел, тема | Количество часов | ||
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия | ||
1 | Вводное занятие. Безопасность труда | 2 | 2 | |
2 | Сведения о народных промыслах и художественных ремеслах | 2 | 2 | |
3 | Художественные и технологические особенности геометрической резьбы. Исходные элементы. | 6 | 1 | 5 |
4 | Орнамент геометрического характера из «азбучных» элементов. | 8 | 2 | 6 |
5 | Изготовление изделия под художественную отделку. | 6 | 1 | 5 |
6 | Разработка орнамента геометрической резьбы | 10 | 2 | 8 |
7 | . Выполнение техники геометрической резьбы | 32 | 2 | 30 |
8 | 8 Отделка изделия. | 4 | 1 | 3 |
9 | Заключительное занятие. | 2 | 2 | |
ИТОГО | 72 | 15 | 57 |
II год обучения
№ | Раздел, тема | Количество часов | ||
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия | ||
1 | Вводное занятие. Образ мира в художественной резьбе. Классификация видов плоскорельефной и контурной резьбы. | 2 | 2 | |
2 | Рабочие место резчика. Правила безопасности работы при выполнении резьбы. Знакомство с элементами плоскорельефной и контурной резьбы. | 4 | 2 | 2 |
3 | Вырезание фрагмента линейного растительного орнамента в выбранном стиле. | 10 | 10 | |
5 | Композиция в резьбе. Пластика. | 2 | 2 | |
6 | Замысел рисунка в резьбе. Вырезание на учебной доске. | 12 | 2 | 10 |
7 | Разработка резной композиции и реализация её в материале. | 40 | 4 | 36 |
8 | Заключительное занятие. | 2 | 2 | |
ИТОГО | 72 | 14 | 58 |
III год обучения
№ | Раздел, тема | Количество часов | ||
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия. | ||
1 | Вводное занятие. | 2 | 2 | |
2 | Декоративные особенности рельефной резьбы | 2 | 2 | |
3 | Композиция растительного орнамента (задание по образцам) | 12 | 2 | 10 |
4 | Разработка резной композиции на свободную тему (творческая работа) | 54 | 2 | 52 |
5 | Заключительное занятие. | 2 | 2 | |
ИТОГО | 72 | 10 | 62 |
Содержание курса
1-й год обучения.
Тема 1. Водное занятие.
Теория. Знакомство с искусством резьбы по дереву. История развития резьбы по дереву и её современное состояние. Ознакомление с программой и режимом работы объединения . Решение организационных вопросов. Древесина как природный конструкционный материал. Правила безопасности труда.
Практика. Подготовка рабочего места.
Тема 2. Сведения о народных промыслах и художественных ремеслах
Теория. Ознакомление с произведениями народных мастеров (элементы вологодских, городецких, кировских, нижегородских) особенностей мотивов, стилей резных работ.
Практика. Подготовка пробной основы.
Тема3. Художественные и технологические особенности геометрической резьбы. Исходные элементы.
Теория. Декоративные и технологические особенности геометрической резьбы. Примеры резных композиций из истории народного декоративно-прикладного искусства. Исходные элементы геометрической резьбы. Порядок их разметки и последовательность выполнения.
Практика. Разметка резного поля на одиночные и двойные полосы под соответствующие элементы «азбук» (каждый из резных элементов повторяется многократно на протяжении всей полосы). Исполнение резьбы.
Тема 4. Орнамент геометрического характера из «азбучных» элементов. Работа по образцам.
Теория. Использование учебной доски с «азбукой» в качестве справочного материала при сочинении композиции. Возможные композиционные сочетания резных элементов. Приемы использования одного, нескольких элементов в узоре. Зависимость выразительности от глубины вырезания элементов. Ритм в работе над геометрической резьбой.
Практика. Исполнение по образцу декоративной резной пластиной (разделочная доска) с несложной композицией.
Тема 5. Изготовление изделия под художественную отделку
Теория. Проект изделия. Учёт функционального назначения предмета и его связь с декором. Учёт эргономических требований. Пропорции предмета. Их художественного значения.
Практика. Создание проекта. Изготовление ( столярным способом) изделия под резьбу согласно проекту
Тема.6. Разработка орнамента геометрической резьбы
Теория. Последовательность разработки резной композиции. Способы деления окружностей на равные части.
Практика. Разработка резного поля на бумаге и перенес его на изделие.
Тема 7. Выполнение техники геометрической резьбы
Практика. Исполнение геометрической резьбы с соблюдением техники безопасности.
Тема.8 Отделка изделия.
Теория. Назначение, правила и приёмы отделки изделий из древесины.
Практика. Отделка готового изделия лакокрасочными материалами.
Тема 9.Заключительное занятие.
Итоги деятельности учащихся за первый год занятий. Организация выставки изделий кружковцев.
2-й год обучения.
Тема 1. Вводное занятие. Образ мира в художественной резьбе. Классификация видов плоскорельефной и контурной резьбы.
Теория. Краткие сведения из истории резьбы по дереву. Возможности резьбы по дереву, её связь с направлениями современного развития общества. Классификация видов резьбы по дереву. Материалы, применяемые для резьбы по дереву. Подготовка материала. Инструменты для резьбы, подготовка инструментов к работе. Правила перевода рисунка на кальку.
Практика. Перевод рисунка (фрагмент растительного орнамента) на кальку.
Тема 2 Рабочее место резчика. Правила безопасности работы при выполнении резьбы. Знакомство с элементами плоскорельефной и контурной резьбы
Теория. Организация рабочего места резчика. Правила безопасной работы при резьбе. Технология выполнения резьбы с растительными элементами. Приёмы удержания ножа и стамески. Насечки. Порядок выполнения среза и типичные ошибки при выполнении срезов.
Практика. Перевод рисунка (фрагмент растительного рисунка) на учебную доску и выполнение плоскорельефной резьбы на учебной доске.
Тема 3. Вырезание фрагмента линейного растительного орнамента в выбранном стиле.
Теория. Резьба рельефная, «плетёнка», «косичка», «чередующая плетёнка». Заточка и правка инструмента. Правила положения стамески. Правила безопасной работы. Корректировка и восстановление контура рисунка. Профессия резчика по дереву.
Практика. Вырезание фрагмента линейного растительного орнамента в низком плоском рельефе.
Тема 4. Композиция в резьбе. Пластика.
Теория. Принципы композиционного построения в искусстве. Простые решения композиций для практической резьбы. Пластика. Сканерография.
Практика. Рисование и составление композиционных схем.
Тема 6. Замысел рисунка в резьбе. Вырезание на учебной доске.
Теория. Общие сведения о рисунке. Специфика рисунка в резьбе. Технология выполнения резьбы на прямоугольной поверхности. Отделка изделия. Правила безопасной работы.
Практика. Выполнение примеров резьбы на учебной доске.
Тема 7. Разработка резной композиции и реализация её в материале.
Теория. Композиция в резьбе. Стратегия и тактика процесса работы. Пластика. Требования предъявляемые к изделию. Правила безопасной работы.
Практика. Выполнение подготовительного рисунка, выполнение резного рельефа, отделка деревянной поверхности резьбы доступным способом.
Тема 8 .Заключительное занятие.
Итоги деятельности учащихся за второй год занятий. Организация выставки изделий кружковцев.
3-й год обучения.
Тема 1. Вводное занятие.
Теория. Обзор итогов 2-го года обучения. Режим работы кружка. Организационные вопросы. Правила безопасности труда.
Практика. Организация рабочего места.
Тема 2. Декоративные особенности рельефной резьбы.
Теория. Сущность рельефной резьбы. Примеры из истории народного декоративно-прикладного искусства. Оборудование, инструменты, материалы, приспособления. Макроскопические признаки различных древесных пород, применяемых в рельефной резьбе. Влажность, удельный вес. Прочность, раскалываемость, твёрдость древесины. Рисунок волокон в зависимости от направления среза. Зависимость рельефа в резьбе от текстуры древесины.
Практика. Упражнения по заточке и правке инструментов. Изготовление державок, для закрепления резной основы при работе.
Тема 3. Композиция растительного орнамента (задание по образцам)
Теория. Характерные особенности композиционного построения рельефной резьбы, её специфические черты. Стадии выполнения рельефной резьбы. Приёмы обработки фона.
Практика. Зарисовка орнаментальных резных композиций. Подготовка деревянной основы под резьбу. Перевод рисунка на материал. Надрезание и подрезание контуров. Углубление фона. Моделирование деталей резьбы. Фактурная проработка фона.
Тема 4. Разработка резной композиции на свободную тему (творческая работа)
Теория. Виды и классификация клеев для древесины, их свойства, способы приготовления и рекомендации по применению. Выбор материала и учёт его текстуры при выполнении деревянного рельефа. Склеивание основы под резьбу. Виды отделки резных поверхностей.
Практика. Выбор сюжета. Выполнение подготовительного рисунка. Исполнение резного рельефа. Отделка деревянной поверхности резьбы доступными способами.
Тема 5 Заключительное занятие.
Итоги деятельности учащихся за третий год обучения. Организация выставки изделий кружковцев.
Календарно - тематический план кружка
«Резьба по дереву».
1-й год занятий
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | Вводное занятие. Безопасность труда. | 2 | 02.09 |
2 | Сведения о народных промыслах и художественных ремеслах | 2 | 09.09 |
3 | Художественные и технологические особенности геометрической резьбы. | 2 | 16.09 |
4 | Художественные и технологические особенности геометрической резьбы. | 2 | 23.09 |
5 | Азбука геометрической резьбы. | 2 | 30.09 |
6 | Орнамент геометрического характера из «азбучных» элементов. | 2 | 07.10 |
7 | Порядок разметки и последовательность выполнения элементов геометрической резьбы. | 2 | 14.10 |
8 | Возможные композиционные сочетания резных элементов. | 2 | 21.10 |
9 | Разработка орнамента геометрической резьбы. | 2 | 28.10 |
10 | Выполнение техники геометрической резьбы по образцу. | 2 | 04.11 |
11 | Выполнение геометрической резьбы по образцу. | 2 | 11.11 |
12 | Способы деления окружностей на равные части. | 2 | 18.11 |
13 | Способы деления окружностей на равные части. | 2 | 25.11 |
14 | Последовательность разработки резной композиции. | 2 | 02.12 |
15-16 | Последовательность разработки резной композиции. | 4 | 09.12;16.12 |
17-18 | Подготовка деревянной основы под композицию из изученных элементов. | 4 | 23.12;30.12 |
19-20 | Разметка резного поля. | 4 | 13.01;20.01 |
21-32 | Выполнение геометрической резьбы. | 24 | 27.01;03.02;17.02; 24.02;03.03;10.03; 17.03;24.03;31.03; 14.04;21.04;28.04. |
33 | Назначение, правила и приёмы отделки изделий из древесины | 2 | 05.05 |
34-35 | Отделка готового изделия лакокрасочными материалами. | 4 | 12.05;19.05 |
36 | Итоги деятельности учащихся за первый год занятий. Организация выставки изделий кружковцев. | 2 | 26.05 |
итого | 72 |
2-й год занятий.
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | Вводное занятие | 2 | 03.09 |
2 | Возможности резьбы по дереву, её связь с направлениями современного развития общества. | 4 | 10.09;17.09 |
3 | Классификация видов резьбы по дереву. | 2 | 24.09 |
4 | Рабочее место резчика. Правила безопасности работы при выполнении резьбы | 2 | 01.10 |
5 | Технология выполнения резьбы с растительными элементами. | 2 | 08.10 |
6 | Приёмы удержания ножа и стамески. Насечки. | 2 | 15.10 |
7 | Рисунок волокон в зависимости от направления среза | 2 | 22.10 |
8 | Перевод рисунка (фрагмент растительного рисунка) на учебную доску | 2 | 29.10 |
9 | Выполнение плоскорельефной резьбы на учебной доске | 4 | 05.11; 12.11 |
10 | Принципы композиционного построения в искусстве | 2 | 19.11 |
11 | Общие сведения о рисунке | 2 | 26.11 |
12 | Специфика рисунка в резьбе | 2 | 03.12 |
13 | Замысел рисунка в резьбе. Вырезание на учебной доске. | 8 | 10.12;17.12; 24.12; 13.01 |
14 | Выполнение подготовительного рисунка | 4 | 20.01; 27.01 |
15 | Выполнение резного рельефа | 28 | 03.02;17.02; 24.02; 03.03;10.03;17.03; 24.03; 31.03;14.04; 21.04;28.04; 05.05; 12.05; 19.05 |
16 | Итоги деятельности учащихся за второй год занятий. Организация выставки изделий кружковцев | 2 | 26.05 |
итого | 72 |
3-й год занятий.
№ | Тема занятий | Количество часов | Дата проведения |
1 | Вводное занятие | 2 | 02.09 |
2 | Декоративные особенности рельефной резьбы | 2 | 09.09 |
3 | Рисунок волокон в зависимости от направления среза. Зависимость рельефа в резьбе от текстуры древесины | 2 | 16.09 |
4 | Характерные особенности композиционного построения рельефной резьбы, её специфические черты | 2 | 23.09 |
5 | Стадии выполнения рельефной резьбы | 10 | 30.09; 07.10; 14.10; 21.10;28.10 |
6 | Приёмы обработки фона | 2 | 04.11 |
7 | Виды и классификация клеев для древесины, их свойства, способы приготовления и рекомендации по применению | 2 | 11.11 |
8 | Выбор материала и учёт его текстуры при выполнении деревянного рельефа. | 2 | 18.11 |
9 | Выбор сюжета. Выполнение подготовительного рисунка | 6 | 25.11;02.12;09.12 |
10 | Исполнение резного рельефа. | 38 | 16.12;23.12;30.12;13.01;20.01; 27.01;03.02;17.02;24.02;03.03; 10.03;17.03;24.03;31.03;14.04; 21.04;28.04; 05.05; 12.05 |
11 | Отделка деревянной поверхности резьбы доступными способами | 2 | 19.05 |
12 | Итоги деятельности учащихся за третий год занятий. Организация выставки изделий кружковцев | 2 | 26.05 |
итого | 72 |
Ожидаемые результаты:
Итогом каждого года обучения является выставка поделок и изготовление стендов, оформление фойе школы и классов, участие в различных городских, окружных, всероссийских выставках декоративно-прикладного искусства.
Условия реализации программы.
Направление работы кружка в большой степени зависит от материальной базы школы.
В школе имеется кабинет, который отвечает требованиям санитарии и противопожарной безопасности.
Для воплощения творческих идей учащимся, занимающимся в кружке декоративно-прикладного творчества, каких либо дополнительных затрат не требуется.
Список литературы для педагога:
1. А. А.Абросимова, Н. И. Каплан, Т. Б. Митлянская «Художественная резьба по дереву, кости и рогу»,М. «Высшая школа»,1998 г.
2. Хворостов А.С. Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву. - М., Просвещение, 1985 «Просвещение», 1990
3. Сасыков Ш «Татьянка. Художественная резьба по дереву» АНО «Татьянка» 2005
4. Журналы «Школа и производство», 2000-2005 гг.
5. Степанов Н.С. Резьбы очарованье. - Л., Лениздат, 1991.
6. Гусарчук Д.И. Триста ответов любителям работ по дереву. - М., 1985.
7. Чебан В.А. Современная резьба по дереву. Издательский Дом «Владис» , 2005г.
Список литературы для детей и родителей:
1. Журнал Художественная резьба по дереву «Татьянка» №1 2004
2. Журнал Художественная резьба по дереву «Татьянка» №2 2006
3. Журнал Художественная резьба по дереву «Татьянка» №3 2006
4. Журнал Художественная резьба по дереву «Татьянка» №4 2006
5. «Техника художественной эмали, чеканки и ковки» М.: «Высшая
школа», 1986
6.Т. А. Матвеева «Мозаика и резьба по дереву», М., «Высшая
школа»,1989
7.А. А.Абросимова, Н. И.Каплан, Т. Б.Митлянская «Худжественная резьба по дереву, кости и рогу», М., «Высшая школа», 1998 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Резьба по дереву"
Рабочая программа по технологии "Резьба по дереву"...
Дополнительная образовательная программа «РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ»
Дополнительная образовательная программа «РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ» для детей 11-14 лет. Рассчитана на 3 года....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Резьба по дереву"
Информационная карта1. Название программы: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Резьба по дереву»2....
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Резьба по дереву»
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья резьбе по дереву...
Дополнительная образовательная программа "Деревообработка. Выпиливание лобзиком. Резьба по дереву"
Дополнительная образовательная программа "Деревообработка. Выпиливание лобзиком. Резьба по дереву" рассчитана на обучающихся коррекционной школы VIII вида 11-14 лет...
Дополнительная общеразвивающая программа "Резьба по дереву"
Программа художественной напрвленности, рассчитанная на 3 года оучения, с национально-региональным компонентом....
Программа дополнительного образования "Художественная резьба по дереву"
Для обучающихся 5- 9 классов...