Использование экспозиций школьного краеведческого музея на уроках и во внеклассной работе в деле воспитания патриотизма.
статья по географии по теме
Статья "Использование экспозиций школьного краеведческого музея на уроках и во внеклассной работе в деле воспитания патриотизма".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_muzeya.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование экспозиций школьного краеведческого музея на уроках и во внеклассной работе в деле воспитания патриотизма.
Стучилина Т.В.
МБОУ Ужовская СОШ Починковского района Учитель географии высшей категории
В настоящее время школьное историческое краеведение занимает большое место в образовании и воспитании школьников. Историко-краеведческое воспитание закладывает основы нравственности, гражданственности и патриотизма. Становление личности невозможно без осознания преемственности к определённой культурно-исторической общности. Историческое сознание личности помогает ориентироваться в настоящем, определять направления в будущем, помогает ощутить себя в историко-культурном процессе, осознать преемственность поколений, свою историческую идентичность. Важную роль в формировании исторического сознания играет историческое краеведение. Краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее значение. Значительные исторические события, рассматриваемые через призму данной конкретной личности, становятся более понятными, приобретают особое воспитательное и образовательное значение. Большую роль в решении педагогических задач по изучению родного края играет краеведческий музей. Более значимую роль, в связи с этим, выполняет школьный музей, который способствует формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, чувства любви к малой Родине, уважения к опыту предыдущих поколений. Школьный краеведческий музей – центр воспитательной работы, эффективная форма организации и подачи краеведческого учебного материала, база углубленного изучения истории, жизни школы, города, массового вовлечения учащихся в краеведческую и поисковую деятельность. Главное, музей даёт возможность изучать прошлое не только через созерцательное восприятие, но и активно участвовать в историко-краеведческой работе во взаимодействии с музейной образовательной средой. Музейная образовательная среда выполняет не только воспитательные функции, но и формирует практические навыки поисковой, исследовательской деятельности, развивает инициативу, общественную активность школьников, предоставляет большие возможности для организации самостоятельной и творческой работы учащихся. В современной школе проходят обучение учащиеся с новым миропониманием. Естественно, что обеспечить реализацию их жизненных способностей и устремлений общеобразовательной школе весьма проблематично. Поэтому сегодня очень важно прибегать к методам и средствам, имеющим наибольшее воздействие на подрастающее поколение. В школе ведётся поиск методических приёмов и форм, новейших подходов к учебной и внеурочной работе для приобщения подростков к правилам общественной жизни. Историко-краеведческое воспитание средствами школьного музея имеет огромное значение в становлении личности, является эффективным методом совершенствования образовательной среды. История пос. Ужовка – это история нашей страны. Это – память. Её необходимо увековечить. Иначе как же развиваться нынешнему и будущим поколениям? Для сохранения этой памяти и созрела идея создания музея. Все материалы музея используются на различных уроках и мероприятиях школы, района, за ними часто обращаются представители местных органов власти и прессы. Руководит всей этой работой историко-краеведческий кружок.
Программа VII - XI классов кружка акцентирует внимание на наиболее важных, узловых проблемах исторического прошлого края, источниковедческих и историографических вопросах. Кроме того, они предполагают непосредственное участие школьников в поисковой исследовательской работе по изучению отдельных событий и этапов истории края.
Основной целью кружка является углубленная подготовка ребят по истории родного края. Параллельно решается несколько других не менее важных задач как воспитательного, так и учебного характера. Это повышение интереса к истории вообще и истории Нижегородского края в частности, усиление самостоятельности и творческого начала в работе, формирование умения свободно формулировать и излагать свои мысли, прежде всего в виде различных докладов и сообщений. Очень важной организационной и воспитательной задачей стало создание коллектива единомышленников, людей, имеющих общие интересы, коллектива, способного решать серьёзные проблемы, в том числе и научно - исследовательского характера.
Наиболее важной формой работы у нас считается самостоятельная творческая работа школьников, активное собирание и изучение учащимися краеведческого материала.
Такую возможность дают занятия устной историей, т. е. создание учащимися документов в результате бесед, опроса, интервьюирования или анкетирования непосредственных участников и очевидцев исторических событий систематически в течение ряда лет.
Данная работа - итог многолетней кропотливой работы историко-краеведческого кружка. Она обобщает исследовательскую работу по многим направлениям:
- история поселка Ужовка;
- история создания и развитие предприятий и организаций;
- знакомство с интересными людьми, очевидцами событий истории, старожилами;
- ужовцы - участники Великой Отечественной войны;
- герои нашего времени (участники событий в горячих точках). Им посвящен отдельный альбом;
- жизнь ужовцев в годы коллективизации, НЭПа, репрессий, строек пятилеток, распада СССР, перехода к рыночной экономике, одним словом, причастность ко всем событиям жизни страны.
Кружковцы ежегодно принимают участие в проведении краеведческих викторин, конкурсов. Так, в 2000 году ученица 11 класса Суркова Елена заняла первое место в областном конкурсе «История моей семьи в истории страны». В работу входило большое количество документального материала: фронтовые фотографии, фронтовая переписка, переписка девочки - внучки фронтовика с работниками музея Брестской крепости (г. Брест).
Проводятся такие мероприятия, как:
- практические занятия по комплектованию, учёту и хранению фондов, проектированию экскурсий, новых форм работы музея;
- посещение старожилов пос. Ужовка ко «Дню пожилых людей»;
- подготовка экспозиций «Никто не забыт, ничто не забыто», «Они отдали жизнь за Родину», «Награждены Орденом Ленина»;
- подготовка проведения мероприятий гражданско-правового характера (К дню Конституции; Дню Единства и др.);
- подготовка и проведение мероприятий к дням боевой славы («Битва под Москвой»;
- выступления агитбригад «Этот день Победы»;
-подготовка и сбор материалов к работе «Без вести пропавшим возвращаем имена»;
-посещение бывших военнослужащих «горячих точек»;
- посещение жителей пос. Ужовка и сбор материалов к альбому «Герои войны и труда»;
- проведение историко-литературных композиций (например, «Любовь и верность, преданность и память»; посвящённая Сталинградской битве, с приглашением ветеранов ВОВ
- участие в районных и областных конкурсах («Чернобыль. 25 лет спустя»);
- сельские встречи (встречи с ветеранами войны и труда);
- помощь участникам и ветеранам ВОВ (уборка территорий, работа на приусадебных участках);
И многое другое. Музей живёт, действует, развивается. Таким образом, в нашем музее проходит вся история нашей «малой Родины» - с древности до сегодняшнего дня. А будущее нашего края – это помощники по созданию музея.
Таким образом, музейная работа по истории края в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формированию гражданственных понятий и навыков. Она раскрывает учащимся связи родного края с Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство каждого города, села с жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждого школьника, Внеклассная работа краеведческого характера играет существенную роль в формировании патриотизма молодого поколения в идейно-политическом воспитании учащихся. Работа школьного музея вносит что-то новое в знания учащихся по истории родного края, углубляет и расширяет их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование валеологической культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе по физическому воспитанию»
Известно, что здоровые привычки формируются с самого раннего возраста учащегося. Поэтому роль и значение семьи, семейного воспитания в этом процессе трудно переоценить. Родителям необходимо ежедневно,...
План работы школьного краеведческого музея
Учебно-тематический план для 1-11 классов....
Анализ работы школьного краеведческого музея
Одним из приоритетных направлений воспитательной работы школы является гражданско-патриотическое воспитание. Координирующим и направляющим центром этой работы стал школьный краеведческий ...
Роль школьного краеведческого музея в поликультурном воспитании учащихся
Выступление на Всероссийской научно-практической конференции "Этнокультурное образование:опыт и перспективы", 2013 год....
Музейная педагогика. Инновационная работа Выдрихинского школьного краеведческого музея.
Обзор ииновационной деятельности школьного музея, интерактивных методов и приемов краеведческой работы....
Формирование компетенций исторического познания в работе школьного краеведческого музея посредством использования информационно-коммуникативных технологий
Данная инновационная практика содержит сведения о направлениях развития инновационной деятельности школьного музея. Даны основные направления маркетинговой стратегии школьного краеведения....
Воспитание патриотизма на уроках истории и во внеурочной деятельности через использование экспозиций и материалов школьного краеведческого музея
Воспитание патриотизма на уроках истории и во внеурочной деятельностичерез использование экспозиций и материалов школьного краеведческого музея...