Развитие творческого потенциала ребенка средствами русского фольклора.
статья на тему

Гендина Алла Константиновна

По своему содержанию фольклорные традиции распола­гают большими возможностями для активного воздействия на детей. Они объективно ставят учащихся и педагогов в поисковую ситуацию, дают возможность  конструировать новые социальные взаимоотношения на базе общих интересов и увлечений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_tvorcheskogo_potentsiala.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие творческого потенциала ребенка

 средствами русского фольклора».

(из опыта работы)

Сегодня детское творчество, в том числе и художественное, становится все более ориентированным на личность ребенка, его индивидуальные особенности и интересы.

Народная культура не представляет из себя чисто художественное явление, "искусство ради искусства", это, скорее всего "искусство ради жизни", это духовное освоение мира, это практика познания окружающего мира через прекрасное. Через предметы домашнего обихода, щедро украшенные орнаментами и рисунками, через праздники, обряды, верования, песни человек изучал, познавал мир, обучался и воспитывался.

В современном мегаполисе практически невозможно встретить подлинный, живой фольклор, хотя, конечно, «островки» существуют и здесь.  Сейчас, в основном, фольклор существует в «матрёшечно-глянцевом», сценическом варианте. Такая трактовка имеет полное право на существование, но я предпочитаю другой подход, который дает потрясающие результаты в развитии творческого потенциала учащихся.

Для меня фольклор – это средство, которое дает возможность организовать плодотворную жизнь детей вокруг интересного дела. Таким делом для нас стала организация фольклорных праздников в школе. Эти мероприятия хороши тем, что для каждого ребенка здесь находится роль, в рамках которой он органично существует, которую он проживает.

Сценарии праздников создаются в сотворчестве с детьми, в процессе работы. Мы вместе стараемся  смоделировать ситуации, в которых могли бы звучать выученные песни, игры, и эти сцены затем ложатся в канву праздника. Конечно, необходимо и изучение русских традиций, но я стараюсь делать это ненавязчиво, как бы между прочим: тогда просыпается интерес, и дети начинают задавать вопросы. Иногда такой метод дает поразительный результат.

В течение многих лет я традиционно организовывала в школе зимние святки, колядование. Некоторые сценарии писала сама, какие-то создавали вместе с детьми, и все уже знали, что сразу после зимних каникул мы будем колядовать, развлекаться, отмечать Рождество и «старый» новый год. Так продолжалось довольно долго, пока однажды  я не услышала вопрос от одного школьника: «А что такое Рождество?» Дети тут же просветили его о том, Кто родился и когда, но вопросы на этом не закончились. Мне пришлось еще раз внимательно перечитать Евангелие, подробно изучить эту историю, чтобы потом рассказать её детям. На следующем занятии мы проговорили больше часа, а интерес не угасал. Тогда я поняла, что пришло время для создания нового сценария праздника. Так родилась «Сказка о Вифлеемской звезде».

Работа над этим проектом продолжалась более полугода. Было решено, что в традиционный праздник с колядованием и народными песнями мы включим историю Рождества, которая будет решена в виде обычного спектакля. Выбрали необходимые события, написали сценарий, придумали костюмы; ребята с удовольствием «примерили» на себя взрослые роли. Но как ввести эту сказку в традиционный рождественский праздник? Решили, что Матушка будет рассказывать своим детям, почему люди отмечают Рождество.

Получился замечательный праздник, в котором соединились традиционные колядки и история Рождества. Саму «Сказку» мы показали в школе четыре раза!

На следующий год состоялся другой праздник с другим спектаклем внутри, потом ещё… Так появились на свет поучительная история о Домовом и жадной хозяйке по названием «Добрым людям – добрый вечер», «Страшная сказка» о нечисти, проникшей через зеркало в наш мир, в дальнейших планах -  гоголевская «Ночь перед Рождеством». Но главное, конечно не это. Главное – дух сотворчества, свободы мысли, который поселился в нашем коллективе.

В течение последних лет мы работали в тесном сотрудничестве с учителем ритмики. Народные танцы и хореографические сцены органично вплелись в наши спектакли. «Кадриль», «Сударушка», «Русский лирический»  стали нашими любимыми танцами.  В каждом спектакле теперь есть маленький «мастер-класс», на котором мы показываем  движения и танцуем вместе со зрителями.

По своему содержанию фольклорные традиции располагают большими возможностями для активного воздействия на детей. Они объективно ставят учащихся и педагогов в поисковую ситуацию, дают возможность  конструировать новые социальные взаимоотношения на базе общих интересов и увлечений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческого потенциала детей средствами музыкального искусства"

Развитие творческих способностей детей в процессе разных форм и видов музыкальной деятельности....

Развитие творческого потенциала ребенка во внеурочное время.

В данной статье ( выступление на семинаре) рассматриваются приемыы развития творческого потенциала личности ребенка во внеурочной деятельности. Успешное развитие и модернизация образования как никогда...

Творческий проект "Волшебный мир театра" «Развитие творческого потенциала дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности»

Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности детей, их индивидуальности, творческого потенциала. Дети имеют возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внут...

УРОК МУЗЫКИ КАК ЛАБОРАТОРИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕБЕНКА.

Музыка и пение в школе не только учебный предмет, но и средство воспитания, которое должно как эстетически, так и эмоционально окрасить духовную жизнь ребенка. Познание мира искусств невозможно без по...