Развитие творческого потенциала ребенка во внеурочное время.
статья на тему
В данной статье ( выступление на семинаре) рассматриваются приемыы развития творческого потенциала личности ребенка во внеурочной деятельности. Успешное развитие и модернизация образования как никогда зависят от творчески работающих учителей. Творческое мышление учителя способствует формированию творческого потенциала личности ребенка, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskogo_potentsiala_rebenka.docx | 21.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческого потенциала ребенка
во внеурочной деятельности
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развитие творческого мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Успешное развитие и модернизация образования как никогда зависят от творчески работающих учителей.
Немного истории . Школа по-гречески буквально – «досуг». До Каменского так и было – школой считалось не учебное заведение, не помещение или место, а свободные от обязанностей занятия. Эти внеурочные занятия предназначались для самопознания, поиска себя, приобретения чувственного опыта. Случайно или нет, мудрые греки, внесшие в сокровищницу культуры людей огромный вклад, назвали так учебное заведение для детей. Полагаю не случайно.
Как бы случайно самая яркая звезда в созвездии Сириус имеет название «Каникулы». Громадный опыт развития цивилизации случайностей не допускает. «Досуг – ребёнку друг», «Живи, не скупись, досугом делись», «Умей дело делать, умей и позабавиться», «У нашего молодца нет забавам конца», «Что кого веселит, тот про то и говорит», «Хороший досуг – мудрости друг», наконец – «Приобретёшь на досуге, пригодиться в жизни», – так говорит народная мудрость.
У замечательного сельского педагога Сухомлинского В.А. школа была досугом. Не зря же он свою Павлышевскую школу назвал Домом Радости. Не зря же он расширил досуговое пространство за пределами учебной работы детей. Тридцать разных кружков и клубов действовали в его школе. Четыре мастерских, в том числе одна открытая ( приходи, делай что хочешь); три сада – один сад вдов, весь урожай которого отдавали женщинам, потерявшим мужей и детей; три голубятни, комната сказок, библиотека с читальным залом. А ещё были «Страна Лилипутия», «Изумрудное царство», «Пещера сокровищ», – мир восьмого чуда – детской игры. А ещё пять праздников цветов; аэродром с миниатюрной техникой, беседки для занятий на воздухе, «школа природы» для детей шестилеток. Павлышевская школа стала его исследовательской лабораторией и экспериментальным полигоном. На базе школы Сухомлинский испытывал свои проекты «Школа под голубым небом» и «Школа радости» для шестилеток, проводил семинары по психологии и коллоквиумы по педагогике, факультативы по семейной жизни и этике для старших классов, собирал родительский клуб…..все было посвящено развитию творческой личности….
Психологи давно пришли к мнению, что все дети обладают самыми разнообразными творческими способностями. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребёнок может проявить себя. Бесталанных детей нет. Задача школы состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности. Внеурочная деятельность – это понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Творческую личность можно и обязательно нужно развивать не только на уроках, но и на внеурочных, внеклассных, досуговых мероприятиях. Школьникам абсолютно необходимы события, потрясающие их воображение
Что это значит развивать творческие способности?
- Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.
- Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.
- В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.
Для творчества нужны воля, умение преодолевать свою лень и объективные трудности, активность во всех делах и в первую очередь в познании.
Занятия в кружках , участие в конкурсах предметных неделях позволяют детям приобщиться к интересному делу, которое внутренне обогатит их, уведёт в мир прекрасного, а в дальнейшем заполнит интересным творческим трудом в свободное от учебы время. Дети неистощимы на выдумки. В результате – каждая вещь, созданная на занятиях кружка , имеет свою индивидуальную неповторимость. Внеурочные занятия ценны и тем, что способствуют развитию индивидуальных склонностей ребёнка, приносят ему большое удовлетворение при выполнении творческих заданий .
Из опыта работы:
Предметные недели я считаю одной из самых действенных форм внеурочной деятельности . Почему? Во – первых, как я уже говорила, детей надо удивлять. Поэтому межпредметные недели: технология + физкультура, технология + история+ краеведение, технология + математика всегда вызывают неподдельный интерес … . Так в межпредметном школьном фестивале «Мы разные, но мы вместе» приняли участие 100% учащихся .Скажете так не бывает?!Бывает! А все потому, что каждый мог выбрать себе конкурс или мероприятие по своему интересу: участвовать в краеведческой викторине , конкурсе на лучший национальный рецепт , мастерить народных кукол или соревноваться в веселых стартах с элементами национальных игр. Совместно с учителем математики, в рамках математической недели мы проводили игру «Школа ремонта», В рамках недели экологии проводили конкурс «Вторая жизнь вещей».. .. Я думаю , что ребёнок , увидев такую тесную связь между предметами не только творчески развивается , но и может изменить свое отношение к тому или иному предмету, например к «скучной математике».
Ну и немного о кружковой деятельности. Я веду занятия 3-х кружков: « Краски, кисточка, бумага» ( нетрадиционные виды рисования), « Основы проектной деятельности», «Музейное дело». На работе последнего я хотела бы остановиться. Казалось бы, что творческого может быть в разговоре о музейных фондах, архивах, этикетаже и т.д. Но мы с ребятами сумели внести в работу кружка творческую нотку. Во –первых исследовательская деятельность: не было Героя и вдруг , спустя, 70 лет после войны появляется информация о Герое –земляке… Кто , где в доступных источниках информации -ноль. Кое как по крупицам « наскребли» информации для музея.но с каим интересом, творческим задором мы разгадывали эту загадку: герой есть – а информации о нем нет…
Хотелось бы рассказать еще об одной музейной акции, которая вызва неподдельный интерес именно благодаря творческому началу. Это школьная акция «А превратились в белых журавлей…», которую мы проводили в год 70-летия Победы. Ребята проводили экскурсию , по окончании которой , каждый посетитель музея мастерил журавлика, в память о погибшем земляке –участнике ВОВ. Учеников у нас чуть больше 80-ти , а погибших 287…. Журавликов мы все –таки смастерили, попутно делали костюмы для танца «Голуби мира». На митинге у памятника погибшим односельчанам мы выпустили в небо шары с привязанными к ним журавлями….
Ну и последняя музейная акция: «Бессмертный полк» . В интернете нашли информацию о том, как правильно оформить транспаранты для акции, сделали их, отреставрировали фотографии участников войны, которые нашлись у нас в музее и которые принесли ребята. И 9 мая, провели акцию – от школы до памятника в центре села. Надо ли говорить , что все это навсегда останется в памяти ребят…..
Музей для нас не просто кружковые занятия, экскурсии, стенды… Он стал для ребят клубом, центром, где растут и творчески развиваются настоящие патриоты своей малой родины.
Заканчивая свое выступление, опять обращусь к словам Сухомлинского В.А.: «Учение не должно сводиться беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческой активности подростков во внеурочное время
Авторы: Кучерова А.Г., Маркина Г.В., Скорына В.Г.Характеристика развития творческой личности. Диагностика на базе ГБОУ школа№ 483 С-Пб . Выводы по анализу полученных результатов...
Развитие творческого потенциала ребенка средствами русского фольклора.
По своему содержанию фольклорные традиции располагают большими возможностями для активного воздействия на детей. Они объективно ставят учащихся и педагогов в поисковую ситуацию, дают возможность...
Развитие творческого потенциала учащихся во внеурочной деятельности
Статья о работе с одаренными детьми...
Педагогический совет "Развитие творческого потенциала ребенка через организацию внеурочной деятельности"
Презентация к педагогическому совету...
Развитие творческого потенциала обучающихся во внеурочной деятельности
В 2014-2015 учебном году в нашей школе по новым стандартам обучаются ученики не только начальной школы, но и 5 классов. Кроме уроков, для пятиклассников планируеся внеурочная деятельность ...
УРОК МУЗЫКИ КАК ЛАБОРАТОРИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕБЕНКА.
Музыка и пение в школе не только учебный предмет, но и средство воспитания, которое должно как эстетически, так и эмоционально окрасить духовную жизнь ребенка. Познание мира искусств невозможно без по...