Программа внеурочной деятельности "Художественное выпиливание и выжигание"
рабочая программа по технологии (5 класс) на тему
Предназначена для учащихся 5-х классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hudozhestvennoe_vypilivanie_i_vyzhiganie_kovalenko_5_v.docx | 54.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение № 3
к основной общеобразовательной программе
основного общего образования (ФГОС ООО)
муниципального автономного
общеобразовательного учреждения
города Калининграда
средней общеобразовательной школы № 5
утверждено
приказом от 27.05.2016 г., № 47/2
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Художественное выпиливание и выжигание»
в 5 в классе (35 часов)
на 2016 - 2017 учебный год
Разработана учителем технологии Коваленко Е.А.
Калининград
2016
- Пояснительная записка
Рабочая программа является неотъемлемой частью основной общеобразовательной программы основного общего образования (ФГОС), утвержденной приказом директора МАОУ СОШ № 5 № 43 от 28.05.2015г. и разработана в соответствии с Положением о рабочей программе учебного предмета, курса в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении г. Калининграда средней общеобразовательной школе № 5, утвержденным приказом директора МАОУ СОШ № 5 от 29.05.2015г, № 44 и Учебным планом муниципального автономного общеобразовательного учреждения г. Калининграда средней общеобразовательной школы № 5 на 2016-2017 учебный год, утвержденного приказом директора МАОУ СОШ № 5 от 27.05.2016 г., № 47/2.
Рабочая программа реализуется в течение учебного года в объеме 35 часов , 1 час в неделю.
Цель программы:
- Реализация содержания основной общеобразовательной программы основного общего образования по курсу в соответствии с установленным количеством часов плана внеурочной деятельности основного общего образования.
- способствовать формированию у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, помочь им в овладении навыками декоративно-прикладного искусства и его значением в жизни каждого человека.
Задачи:
- определение содержания, объема, порядка изучения курса с учетом целей, задач и особенностей образовательной деятельности школы и контингента учащихся
- формирование у школьников эстетического отношения к труду;
- изучение истории декоративно-прикладного искусства;
- формирование навыков работы различными инструментами, материалами;
- привитие учащимся настойчивости, трудолюбия, целеустремленности, ответственности в достижении намеченной цели;
- развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие задачи.
2. Общая характеристика
В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей школьников. Все объекты труда подбираются с таким расчетом, чтобы они были максимально познавательными с точки зрения политехнического обучения, имели эстетическую привлекательность и давали представление о традиционных художественных видах обработки древесины. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности. Поэтому, программа предлагает вести обучение трудовым навыкам в неразрывной связи с художественной обработкой материалов.
Программа по выпиливанию и выжиганию древесины включает в себя систему новых технологических процессов, развивает творческие способности и художественный вкус детей, воспитывает настойчивость, аккуратность, знакомит с практическим применением различных материалов и инструментов, дает много полезных навыков.
Большое место в программе отводится общему развитию детей, чему способствует включение лекций и бесед по народному и декоративно-прикладному искусству.
Поставленные задачи решаются средствами организации учебного процесса по художественной обработке материалов, которая требует серьезных знаний и умений в обращении с инструментами и оборудованием. Одновременно с этим решается задача по соединению трудовой подготовки с эстетическим воспитанием, без которой невозможно добиться высокой культуры труда.
Для решения задач эстетического и трудового воспитания осуществляются разнообразные педагогические средства, которыми успешно пользуются в школах. Среди них декоративно-прикладное искусство занимает одно из ведущих мест, так как позволяет решать эти вопросы в органическом единстве, комплексно. Ручной творческий труд, составляющий основу деятельности народных художественных промыслов - это дожившая до наших дней форма труда, естественно сочетающая в себе все стороны человеческой личности, проявляющая в неразрывном целом способность человека чувствовать и творить, работать и радоваться, познавать и учить других.
При составлении данной программы использован не только опыт работы, анализ детских возможностей, но и изучение учебных программ по декоративно-прикладному искусству, например, программа «Культура быта» Министерства просвещения СССР М, «Просвещение» 1996.
Практика ведения занятий показывает, что обучение художественной обработки материалов целесообразно начинать с возраста 10-11лет.
Комплектование групп проводится в сентябре. Для нормальной работы число обучающихся в группе не должно превышать 15 человек.
Интегративный характер программы проявляется в том, что многие темы и разделы, дающие школьникам представление о декоративных изделиях, опираются на знания истории, физики, черчения, изобразительного искусства, технологии обработки конструкционных материалов.
В течение курса обучения школьники участвуют в массовых мероприятиях: показательных выступлениях, выставках, олимпиадах и др.
Занятия знакомят школьников с различными профессиями, связанными с деятельностью декоративно-прикладного искусства; столяра, маляра, краснодеревщика и др.
С целью выявления результатов деятельности школьников на начальном, промежуточном и итоговом этапах обучения ведется диагностика эффективности занятий, отслеживается результат развивающего воздействия занятий.
Психолого-педагогической основой ведения занятий является гуманно-личностный подход. Он проявляется в том, что отношения с детьми строятся без принуждения, на основе интереса, на уважении и вере в творческие задатки ребенка. Прежде чем приступить к изготовлению изделий, учащиеся знакомятся с историей декоративно-прикладного искусства, с лучшими работами учащихся. Для изготовления подбираются изделия, хоть и разные по конструкции, но примерно одинаковые по степени сложности. Объяснение теоретического материала по изготовлению изделия проходит параллельно с практикой. При завершении работы проводится анализ и обсуждение изделия.
Поиск самостоятельного решения требует актуализации и дополнения уже имеющихся знаний, приобретения нового опыта. На этом этапе, получая задание, учащиеся самостоятельно осмысливают его, подбирают необходимый материал, делают эскизы, планируют выполнение задания.
Обязательное условие на занятиях - соблюдение правил техники безопасности при работе на станках, с инструментами и агрессивными жидкостями. Декоративно-прикладное направление представляет большие возможности для профессиональной ориентации учащихся, ознакомлению их с рабочими профессиями художественного производства и традиционными народными промыслами, развитию которых в нашей стране уделяется большое внимание. Обществу нужны люди таких профессий, как художники по тканям, художники-дизайнеры и мастера по художественной обработке дерева, камня, металла. В рамках данного курса дети получают не только первые навыки мастерства, но и первое представление об истинной красоте народного искусства, неутомимом труде и талантливости народа.
Структура программы предусматривает использование следующих разделов, школьного курса, образовательной области "Технология":
- материаловедение;
- технология обработки древесины;
- элементы машиноведения;
- графика;
- техническое творчество;
- введение в художественное конструирование.
Учебный материал программы распределён с учётом возрастных особенностей обучающихся, по отдельным, тесно связанным между собой разделам. Предусмотрены различные формы организации усвоения знаний обучающимися. Для чего в работе используются:
- учебники, справочники;
- дидактический материал;
- дополнительная литература.
3. Место предмета в учебном плане
Рабочая программа реализуется в течение учебного года в объеме 35 часов, 1 час в неделю.
4. Требования к уровню подготовленности учащихся
На всех занятиях осуществляется неукоснительный контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований, правил безопасности труда. По завершению изучения данного курса обучающиеся должны получить следующие результаты.
Личностные результаты:
- формирование у школьников эстетического отношения к труду;
- привитие учащимся настойчивости, трудолюбия, целеустремленности, ответственности в достижении намеченной цели;
- развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие задачи.
Метапредметные результаты:
– проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
– самостоятельная организация и выполнение творческих работ по созданию изделий;
– приведение примеров, подбор аргументов, формулирование обоснованных выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
– выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
– использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
– согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
– объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
– оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
– соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
Предметные результаты:
- В познавательной сфере:
- рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
- ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;
- владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
- владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
- применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
- В трудовой сфере:
- планирование технологического процесса и процесса труда;
- подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
- подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
- выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
- соблюдение норм и правил безопасности труда и пожарной безопасности;
- обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
- В мотивационной сфере:
- оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
- согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности;
- осознание ответственности за качество результатов труда;
- наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
- В эстетической сфере:
- дизайнерское проектирование технического изделия;
- моделирование художественного оформления объекта труда;
- эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
- опрятное содержание рабочей одежды.
5. В коммуникативной сфере:
- формирование рабочей группы для выполнения технического проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
- публичная презентация и защита проекта технического изделия;
- В психофизической сфере
- развитие способностей к моторике и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении станочных операций;
- достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
- соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом технологических требований;
- сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
Формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная;
- коллективная (бригадная).
Критерии оценивания
В конце изучения курса проводится выставка работ обучающихся, на которой подводятся итоги работы внеурочной деятельности.
Обучающиеся должны освоить приемы выпиливания и выжигания (по каждому виду отдельно). Это должны быть небольшие работы по объему, выполняемые по образцу. Наиболее важным этапом в работе является выполнение школьниками комплексных работ.
Критерии выполнения зачётной работы:
- мастерство и качество выполнения;
- аккуратность, эстетичность, оригинальность выполнения;
- использование народных традиций;
- соответствие представленной работы возрасту ученика.
По итогам аттестации для ребёнка определяется 3 уровня усвоения знаний и умений: индивидуальный, средний, высокий.
Критерии усвоения детьми содержания программы
№ | Критерии /уровни усвоения ЗУН | Индивидуальный уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
1 | Посещаемость | Пропускает занятия по неуважительной причине | Не пропускает занятия без уважительной причины | Посещает занятия каждый день, пытаясь работать самостоятельно |
2 | Теоретические знания | Запоминает ненадолго, не умеет пересказать, не помнит точных определений и терминов | Хорошо запоминает, умеет пересказать, объяснить своими словами, знает правила и термины | Запоминает прочно, владеет терминами и понятиями в повседневной жизни, умеет объяснить и научить других |
3 | Практические умения и навыки | Понимает, как нужно сделать, но не может сделать без помощи или подсказки. Действия неуверенные, качество поделок не высокое | Знает, как нужно сделать, делает качественно, успевает по времени | Работу выполняет быстро, качественно, дополняет свои детали, успевает помогать другим |
4 | Творческая активность | Делает поделки исключительно для себя | Участвует в конкурсах учрежденческого уровня по предложению педагога | Проявляет инициативу и участвует во всех конкурсах, имеет призовые места |
Тематический план
№ п/п | Название темы | Количество часов | В том числе | |
Теоретические занятия | Практические занятия | |||
1 | Вводное занятие. Техника безопасности. Выпиливание лобзиком (материалы, инструменты, приспособления) | 2 | 1 | 1 |
2 | Выпиливание по внутреннему контуру | 2 | - | 2 |
3 | Выжигание, выполнение задания по образцу | 3 | 0,5 | 2,5 |
4 | Создание изделий из деталей, выпиленных лобзиком, с выжиганием рисунка (творческая работа). Подведение итогов обучения | 28 | 3 | 25 |
Всего: | 35 | 4,5 | 30,5 |
- Содержание программы курса
- Вводное занятие. Техника безопасности. Выпиливание лобзиком (материалы, инструменты, приспособления). Выпиливание и выжигание как разновидности декоративного искусства. Показ слайдов, репродукций, изделий с элементами выпиливания и выжигания по древесине. Программа, содержание работы и задачи внеурочной деятельности. Внутренний распорядок, общие правила безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиены. Распределение рабочих мест.
Ознакомление с породами и древесными материалами. Декоративные особенности древесины. Лобзик, выпиловочный столик, приспособление для стягивания лобзика. Подготовка основы для выпиливания.
Практические занятия. Подготовка основы из древесных материалов: фанеры, пиломатериалов. Подготовка и перевод рисунка на основу. Работа над объектом по образцу (по внешнему контуру).
- Выпиливание по внутреннему контуру. Приемы выпиливания по внутреннему контуру. Инструменты для создания отверстий при выпиливании по внутреннему контуру: шило, коловорот, дрель, сверлильный станок. Приемы работы.
Практические занятия. Работа над объектом по образцу: подготовка основы для выпиливания, перевод рисунка на основу; исполнение работы по внутреннему выпиливанию лобзиком.
- Выжигание. Выполнение задания по образцу. Прибор для выжигания. Технология выжигания. Организация рабочего места. Выбор древесных материалов с учетом особенностей рисунка. Отделка готового изделия прозрачными материалами.
Скрепление и соединение изделий из древесных материалов. Клеи при склеивании древесины. Инструменты и приспособления, применяемые при сборке и склеивании древесины. Чертежи изделия и отдельных его деталей.
Практические занятия. Подготовка основы для выжигания при работе по образцу. Подготовка и перевод рисунка на основу. Выжигание элементов рисунка. Приемы покрытия готового изделия лаками. Выполнение задания по образцу с исполнением чертежей изделий, подготовкой рисунка для выжигания и выпиливания, исполнение изделия в материале.
- Создание изделия из деталей, выпиленных лобзиком, с выжиганием рисунка (творческая работа). Подведение итогов обучения. Создание орнаментов, органически связанных с конструкцией, формой изделия, материалом, назначением. Приемы росписи элементов выжженного рисунка.
Подведение итогов работы внеурочной деятельности. Рекомендации школьникам по самостоятельной творческой работе. Оформление итоговой выставки и отбор лучших работ.
Практические занятия. Работа над эскизом творческого изделия. Создание чертежей и рисунков для выжигания на изделии. Изготовление деталей, сборка изделия на клею. Шлифование, перевод рисунка, выжигание элементов рисунка. Роспись и покрытие готового изделия лаком.
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Формы и методы работы | Содержание учебного материала | Виды контроля | Дата проведения 5 В |
1. | Вводное занятие. Техника безопасности | 2 | Беседа. Инструктирование | Правила: - поведения и техника безопасности; - пожарной и электробезопасности; - задачи на год. - основные свойства и пороки; - характеристика пород; - фанера, шпон, нетрадиционные и отделочные материалы, клеи. | Фронтальный устный опрос. Практическая работа: «Знакомство с породами и свойствами древесины, отделочными материалами» | 5.09 12.09 |
2. | Выпиливание лобзиком (материалы, инструменты, приспособления) | 1 | Беседа. Демонстрации. Презентация | - Основные свойства материалов; - характеристики инструмента и приспособлений. - Подготовка материалов, рисунков; - перевод рисунка на заготовку; - приёмы выпиливания; - способы соединения деталей. Особенности работы лобзиком; - источники и особенности узоров для выпиливания. | Практическая работа «Подготовка материалов и инструментов. Приёмы выпиливания. Способы соединения деталей» | 19.09 |
3. | Выпиливание по внутреннему контуру | 1 | Беседа. Демонстрации. | - Технология выпиливания изделия по внутреннему контуру. - Инструменты для создания отверстий при выпиливании по внутреннему контуру. - Конструкция, форма изделия; - виды орнамента, применяемые в работах лобзиком; - Облицовывание шпоном; - циклевание и шлифование; - устранение дефектов; - сборка изделия; - прозрачная отделка. | Практическая работа: «Выпиливание по внутреннему контуру. Построение композиции. Разработка формы. Изготовление и установка» | 26.09 |
4. | Техника безопасности при выжигании. Инструменты, приспособления для выполнения работ | 1 | Инструктирование. Беседа. | Правила: - поведения и техники безопасности; - пожарной и электробезопасности при производстве художественных изделий из дерева - Подготовка материалов; - перевод рисунка; - приёмы выжигания. - Инструменты и приспособления для выжигания. | Практическая работа: «Подготовка материалов и инструментов. Приёмы выжигания» | 3.10 |
5. | Декорирование художественных изделий выжиганием | 2 | Беседа. Демонстрация. Презентация | - Подготовка материалов; - перевод рисунка; - приёмы выжигания; - способы соединения деталей; - сборка изделия; - устранение дефектов; - прозрачная отделка. | Практическая работа: «Приёмы выжигания. Способы соединения деталей. Сборка и отделка изделий» | 10.10 17.10 |
6. | Основы композиции | 1 | Презентация, беседа | - Основные принципы композиции; - форма и конструкция изделия. | Практическая работа: «Построение композиции. Разработка формы» | 24.10 |
7. | Техника выполнения выпиливания и выжигания различных изделий | 8 | Беседа, демонстрация | - Освоение и совершенствование приёмов выпиливания и выжигания. | Практическая работа: «Приёмы выпиливания и выжигания» | 7.11 14.11 21.11 28.11 5.12 12.12 19.12 26.12 |
8. | Техника выполнения выпиливания и выжигания различных изделий. Отделка изделия | 18 | Презентация, демонстрация, беседа | - Освоение и совершенствование приёмов выпиливания и выжигания. - Отделочные материалы; - нетрадиционные материалы; - устранение дефектов; - прозрачная отделка. | Практическая работа: «Приёмы выпиливания и выжигания». «Отделка изделий» | |
9. | Подведение итогов обучения | 1 | Презентация выполненных работ | - Выставка работ; - защита выполненного изделия: - подведение итогов внеурочной деятельности | Выставка-презентация «Художественное выпиливание и выжигание» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка детского творчества "Умелые руки" (выпиливание и выжигание).
Методическая разработка предназначена для учителей технологии (технический труд), проводящих внеклассную работу по предмету в 5 - 8-ых классах общеобразовательной школы....
кружок ВЫПИЛИВАНИЯ и ВЫЖИГАНИЯ 1-11 класс
календарно-тематическое планирование кружка выжигания и выпиливания...
Рабочая программа к факультативному курсу "Выпиливание и выжигание"
Пояснительная записка к программе факультативного курса «Выпиливание и выжигание»....
Использование ИКТ на уроках технологии Выпиливание и выжигание – виды художественной обработки древесины обработки древесины
Обобщающий урок по теме "Выпиливание и выжигание - выды художественной обработки древесины" с презентацией. На уроке предусмотренны различные виды проверки усвоения данной темы: кроссворд, тест,...
Рабочая программа кружка "Выпиливание и выжигание"
Данная программа ориентирована на обеспечение условий для конкретного творческого труда, одного из видов народного искусства - "художественная обработка древесины".Цель - формирование знаний...
Программа кружка «Художественное выпиливание»
Программа кружка «Художественное выпиливание» рассчитана на 4 года обучения, носит индивидуальный и групповой характер обучения. Направленность деятельности: художественно-эстетическ...
Отделка изделий: выпиливание лобзиком, выжигание, зачистка и лакирование
Презентация на тему: Отделка изделий: выпиливание лобзиком, выжигание, зачистка и лакирование....