Семинар - практикум "Компетентности педагога дополнительного образования, необходимые для реализации образовательных стандартов". ТРЕНИНГ КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПЕДАГОГА (для педагогов дополнительного образования МБУ ДО «СЮТ»)
материал
Создание условий для развития коммуникативных и организаторских способностей педагога.
Задачи:
· создание в группе атмосферы, способствующей самопроявлению, активности и искренности;
· мотивирование участников на активную работу в тренинге и применение полученных знаний в работе;
· коррекция неадаптивных установок педагогического общения;
· обучение эффективным приемам организации педагогического взаимодействия;
обучение анализу и прогнозированию поведения собеседника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening.docx | 35.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Станция юных техников»
г. Каменск-Шахтинский
Семинар - практикум
Компетентности педагога дополнительного образования, необходимые для реализации образовательных стандартов
ТРЕНИНГ
КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПЕДАГОГА
(для педагогов дополнительного образования МБУ ДО «СЮТ»)
Разработала: методист
Орехова Э.А.
2019
Тренинг коммуникативных и организаторских способностей педагога
Цель: создание условий для развития коммуникативных и организаторских способностей педагога.
Задачи:
- создание в группе атмосферы, способствующей самопроявлению, активности и искренности;
- мотивирование участников на активную работу в тренинге и применение полученных знаний в работе;
- коррекция неадаптивных установок педагогического общения;
- обучение эффективным приемам организации педагогического взаимодействия;
- обучение анализу и прогнозированию поведения собеседника;
Время: 3 часа.
Ведущий: Мы снова вместе здесь и сейчас. Я рада этой новой встрече с вами. Что ж, давайте поприветствуем друг друга.
Ритуал приветствия.
Ведущий: Замечательно. Но я вижу уставшие, озабоченные лица. Предлагаю это исправить. Встаём, возьмите за руки своих соседей. Сейчас мы с вами произведем своеобразный энергообмен, чтобы все почувствовали бодрость, прилив положительной энергии, силу и готовность к групповой работе…
Упражнение 1. «Энергообмен».
Цель: формирование комфортной атмосферы в группе, позитивный настрой всех участников тренинга на дальнейшую работу
Время: 5-7 минут.
Реквизит: не требуется.
Ход проведения: ведущий предлагает участникам произвести обмен положительными эмоциями, качествами. Каждый участник касается руки соседа со словами, например: «Светлана, я хочу отдать тебе часть своей доброжелательности» или «Светлана, у меня сейчас такое замечательное настроение, я хочу поделиться им с тобой». Принимающий благодарит дарителя и делиться со своим соседом радостью, счастьем, щедростью, улыбкой и т.п. В итоге все участники получают положительные эмоции и мотивацию для дальнейшей работы.
Ведущий: Спасибо всем за столь щедрые дары. Надеюсь, что полученная энергия будет стимулировать вашу активность в течение всей нашей дальнейшей совместной деятельности. Вначале традиционная рефлексия прошлого занятия. Сегодня мы ее проведем следующим образом. Мы приготовим «Педагогический салат»…
Упражнение 2. «Педагогический салат».
Цель: рефлексия прошлого занятия, акцентирование внимания на личности педагога, его ПВК, культуре слушания, речи и культуре поведения.
Время: 7-10 минут
Реквизит: мячик.
Ход проведения: Ведущий предлагает участникам по кругу называть компоненты «салата», которыми могут быть ПВК педагога, правила общения, коммуникативные умения и навыки. В игре может использоваться какой-либо предмет, который участники передают по кругу. Желательно, чтобы последний «компонент» прозвучал от ведущего, и он имел отношение к культуре слушания и речи.
Вопросы для обсуждения: Возникли ли трудности с определением «компонентов» салата? Использовали ли вы ту информацию, которую получили на предыдущих занятиях? Находите ли вы в себе названные качества, умения?
Ведущий: Спасибо всем за столь богатое «блюдо». Педагогическое общение – это всегда взаимодействие интеллектов, чувств, воли учителя и учащихся. Чем лучше они понимают друг друга, тем продуктивнее их диалог, тем устойчивее межличностные контакты. Взаимопонимание учителя и учащихся выражается в адекватном отражении друг друга, в осознании мотивации действий и поступков. 73% опрошенных подростков с репутацией «трудных» объясняют школьные конфликты непониманием их учителями.
Взаимопонимание в педагогическом общении складывается, во-первых, из понимания учащимися учителя, во-вторых, из понимания учителем учащихся, в-третьих, из понимания учащимися друг друга. То есть достижение взаимопонимания на треть зависит от самого педагога, от того, насколько он готов понимать и принимать ученика.
Для того чтобы педагог мог адекватно воспринимать учащегося, он должен опираться на определенную информацию о нем. Эту информацию можно получить через систему наблюдений за поведением учащегося в труде, учебе, общественной жизни, а также через тестирование, анкетирование, беседу.
Первое упражнение очень важно для молодых учителей, впервые входящих в класс к своим будущим ученикам. Многое зависит от первой встречи. Воссоздадим такую ситуацию…
Упражнение 3. «Контакт с группой».
Цель: обучение навыку установления контакта с группой, развитие умения сконцентрироваться, логично и последовательно излагать свои мысли, умения следить за временем.
Время: 10-15 минут.
Реквизит: секундомер.
Ход проведения: ведущий предлагает нескольким участникам (желательно, чтобы это были молодые учителя или вновь прибывшие члены коллектива) обратиться ко всем присутствующим с коротким сообщением о себе на 1 минуту. В этом сообщении участнику необходимо рассказать о том, что он любит охотно делать, о своем хобби, актуальных интересах и занятиях и т.п. Инструкция ведущего может звучать так: «Для начала поздоровайтесь, сделайте группе один общий комплимент, а затем начинайте говорить. Если будете чувствовать, что слов не хватает, то снова делайте комплимент группе. Постарайтесь вести себя так, как ведете себя с близкими знакомыми. Улыбайтесь и иногда смотрите в глаза кому-нибудь из членов группы».
Обсуждение: Что в прозвучавших сообщениях было интересно? Какое сообщение привлекло ваше внимание? Соблюдалась ли логика изложения? Время? Общее впечатление от говорившего?
Ведущий: Итак, контакт мы установили. Что же дальше? Любое общение начинается с восприятия, но не только зрительного, но и слухового. Предлагаю проверить, насколько хорошо оно у вас развито.
Упражнение 4. Тест «Активное восприятие».
Цель: диагностика процесса активного восприятия.
Время: 7-10 минут.
Реквизит: бланки с текстом теста (Приложение 14).
Ход проведения: участники самостоятельно работают с тестом в течение 5-8 минут. Далее ведущий сообщает им правильные ответы. Каждый отмечает в бланке ошибки и делает выводы по результатам теста.
Текст теста:
1. Поделите сорок на половину и прибавьте 15. Сколько получилось?
2. Правда ли, что в Шотландии живет человек, которому закон разрешает жениться на сестре его вдовы?
3. Как правильно сказать: «Девять и пять равно тринадцати или девять и пять будет тринадцать»?
4. Сколько кубических метров земли в яме длиной шесть метров, шириной три и глубиной один метр?
5. После того как океанский лайнер был покрашен в последний раз, на нем оказалось 25 слоев краски. Какой слой был на первом?
6. Кто лучше видит в полной темноте: леопард, сова или летучая мышь?
7. Сколько животных каждого вида Моисей взял в ковчег?
8. Какая гора была самой высокой вершиной в мире до того, как был открыт Эверест?
Ответы:
1. 95 (40, деленное на половину = 80, плюс 15 = 95)
2. Нет. Если она вдова, значит, он умер.
3. Девять и пять равно 14!
4. В яме нет земли.
5. Второй слой ложится на первый.
6. Никто. В полной темноте никто ничего не может увидеть.
7. Моисей никого не брал с собою в ковчег. Это сделал Ной.
8. Гора Эверест (хотя она и не была еще открыта).
Ведущий: Итак, мы убедились, что быть внимательным достаточно трудно. Если бы вам предложили вслед за этим еще один тест, уверена, вы бы отнеслись к своему умению воспринимать информацию, т.е. слушать более ответственно. Процесс восприятия можно представить себе в таком виде: вообразите себе, что вы смотрите по телевизору фильм о диких животных, скажем о львах. Перед вами спокойно лежит абсолютно неподвижный лев. Возможно, он спит. Но вот животное замерло, готовясь к прыжку. Есть разница, не так ли? Именно так мы и должны слушать. Однако чаще бывает по-другому. Различают 6 уровней восприятия (слайд).
А как вы думаете, современный учитель должен в большей мере обладать навыками говорения или слушания? Какое умение более выражено у вас?
Многочисленные исследования и мои наблюдения, в том числе, показывают, что большинство работников образования не обладают в достаточной степени именно навыками слушания. А ведь именно слушание – это тот процесс, когда происходит первичный контакт с учащимися, возникает ощущение взаимопонимания и взаимопринятия, от которого в дальнейшем зависит эффективность любого общения.
Слушание требует определенных навыков, которым необходимо учиться педагогу, поскольку процесс слушания занимает существенную часть его педагогической деятельности. Но порой возникает такая ситуация, что мы даже зная все эти приемы, абсолютно забываем об их использовании в общении и с детьми, и с коллегами.
Упражнение 5. «Говорящий и слушатель».
Цель: развитие умений рефлексивного слушания, умения давать обратную связь при общении.
Время: 10-15 минут.
Реквизит: не требуется.
Ход проведения: Участники разбиваются по парам. Партнер Х будет говорящим, партнер У – слушателем. Слушатель создает условия для беседы, устанавливает контакт с Говорящим. Х рассказывает Слушателю о своих трудностях в организации общения с учащимися, о своих страхах, предубеждениях, сомнениях, ожиданиях или же успехах, интересных приемах, которые «работают» с той или иной возрастной категорией учащихся ли на любую другую «волнующую» тему. Слушатель старается помочь Говорящему максимально полно изложить свои мысли. Через 3 минуты ведущий дает знак закончить упражнение.
Обсуждение: Участники (по желанию) выражают свои впечатления после завершения упражнения: Говорящий высказывает свои замечания по поводу поведения Слушателя, подчеркивает то, что ему помогало и что затрудняло возможность открыто рассказать о себе. Затем Слушатель своими словами повторяет, что услышал и понял из слов Говорящего. Партнер Х движениями головы подтверждает или опровергает слова У, в зависимости от того, насколько тот правильно передает его собственные слова. Далее Слушатель рассказывает о том, какие приемы слушания и в каких местах он использовал. Остальные участники также делятся своими наблюдениями и впечатлениями.
Можно продолжить упражнение, предложив участникам поменяться ролями.
Модифицированный вариант упражнения может быть таким: из группы выбираются Говорящий и Слушатель, которые в течение 3-х минут ведут диалог на любую тематику (лучше выбрать актуальную тему, связанную с педагогической деятельностью, например, организация познавательной деятельности учащихся на уроке, решение проблемы дисциплины на уроке и др.). Далее проводится обсуждение.
В качестве альтернативного упражнения можно использовать упражнение «Цепочка речи».
Упражнение «Цепочка речи».
Цель: тренировка умения слушать и слышать, концентрироваться на партнере, развитие памяти и аудиальных возможностей восприятия.
Время: 7-10 минут.
Реквизит: не требуется.
Ход проведения: Группа сидит в кругу. Первый участник предлагает первое предложение на заданную тему. Второй повторяет первое предложение и добавляет свое и т.д. по цепочке, чтобы получился связный рассказ. Игра будет идти «с накоплением».
Обсуждение: обмен впечатлениями.
Во время обсуждения упражнения ведущий нарочно перебивает говорящих и просит запомнить этот момент: чувства, мысли, поведение.
Ведущий: Подведем краткий итог нашей работе. Здесь и сейчас мы с вами предприняли попытку научиться слушать своего собеседника, интуитивно или осознанно использовать различные приемы слушания. Вспомним, какие это приемы?
Итак, в общении можно выделить: 1) активное слушание – предполагающее заинтересованное отношение к собеседнику, уточняющие вопросы и получение обратной связи. Оно бывает нерефлексивное (когда вы не даете анализа и интерпретации, а просто отражаете мысль собеседника) и рефлексивное, которое включает более активное ваше участие в диалоге, безоговорочное принятие сказанного собеседником, его чувств и эмоций и позитивную обратную связь. 2) пассивное слушание – эффективно в ситуациях, когда собеседник находится в состоянии сильного эмоционального возбуждения и от вас требуется только слушание, с использованием «угу-реакций», кивания головой и т.п. Говорят, что горе разделенное уменьшается вдвое, а разделенная радость вдвое увеличивается. Главное, видимо, состоит в понимании чувств собеседника и сопереживание ему, что возможно только при эмпатическом слушании. Отсюда и секрет хорошего слушания – дать другому человеку облегчить душу и открыть ему новые пути для понимания самого себя.
Другой стороной процесса педагогического общения является процесс говорения, т.е. то, как мы преподносим информации учащимся, как организуем диалог, какие слова используем. На бланках, которые я сейчас вам раздам, приведены фразы, которые сегодня нередко встречаются в речи педагога. Прочитайте их внимательно и отметьте галочками те, которые встречаются в вашей речи. Все это вы делаете для себя и результаты диагностики останутся у вас. Постарайтесь ответить искренне…
Упражнение 6. Диагностика культуры диалога учителя с учащимися
(заполняют самостоятельно).
Цель: запуск процесса самораскрытия, диагностика «проблемных зон».
Время: 5-7 минут.
Реквизит: бланки для самодиагностики (Приложение 15), ручки.
Ход проведения: Ведущий раздает участникам карточки самодиагностики и знакомит с инструкцией. Далее участники работают с диагностическими картами в течение 5 минут.
Ведущий: Проведя самодиагностику, каждый из вас нашел те проблемные зоны, которые требуют в дальнейшем особого внимания с вашей стороны. Хотим мы того или не хотим, но все мы люди со своими достоинствами и недостатками и признать последние стоит большого мужества. Надеюсь, все у вас получилось и есть теперь над чем работать. Я предлагаю вам дома еще раз внимательно просмотреть отмеченные вами пункты и провести анализ ситуаций, которые вызывают у вас такие высказывания. А мы продолжаем…
Упражнение 7. «Перебивание» (дополнительное).
Цель: развитие умений слушания
Время: 5-7 минут.
Реквизит: не требуется
Ход проведения: Ведущий возвращается к моменту перебивания участников во время обсуждения упражнения.
Ведущий: А теперь вернемся к тому моменту, который я просила вас запомнить. Я не просто так перебила вас. Все вы знакомы с явлением перебивания из собственного опыта, как с коллегами, так и с учащимися. И последствия его очевидны – перебивание в беседе конфликтогенно, т.к. препятствует удовлетворению потребности собеседника быть выслушанным и понятым… И если вы сами, может быть, и не чувствуете мотива самовозвышения, то ваш собеседник прекрасно ощущает его на интуитивном уровне и реагирует агрессией или обидой, что приводит к конфликту.
Как поступить, если собеседник перебивает вас?
Дать перебить себя. Если у собеседника есть потребность высказаться, то у вас нет надежды быть услышанным, пока он ее не удовлетворит. Если же вам все-таки хочется попробовать не дать себя перебить, можно использовать такой прием: дайте себя перебить, но при этом скажите подчеркнуто сухо: «Пожалуйста,говорите, я подожду…» (только фраза должна быть сказана без иронии и издевки).
Вопросы для обсуждения: Часто ли школьные учителя перебивают учащихся на уроке? Согласны ли вы с приведенной точкой зрения психолога по поводу тактики поведения во время «перебивания»? Как бы вы реагировали, если бы перебили Вас?
Ведущий: Продолжаем наш разговор об организации конструктивного общения. Пока мы с вами пытались организовать диалог между двумя людьми с хорошо развитыми зрением, слухом, экспрессией. А представьте ситуацию, когда один из них глухой, другой немой, третий слепой, а четвертый паралитик? С помощью данного упражнения я предлагаю вам немного разгрузиться от полученной информации и посмеяться…
Упражнение 8. «Разговор глухонемого, слепого и паралитика».
Цель: формирование паралингвистических и оптокинетических навыков общения, совершенствование взаимопонимания партнеров по общению.
Время: 10-15 минут.
Реквизит: карточки с заданиями (Приложение 16).
Ход проведения: группа разбивается на тройки, в каждой тройке распределяются обязанности. Один из участников играет роль «глухонемого» (зрение, жесты, пантомима), другой – «глухой и паралитик» (говорит и видит), третий – «слепой и немой» (слышит и показывает). Всей тройке предлагается задание на карточке, например, договориться о месте, времени и цели встречи.
Обсуждение: Легко ли было выполнить задание? Каковы ваши ощущения? Какой опыт вы получили? Какой скрытый смысл содержится в упражнении?
Ведущий: Что ж, молодцы. Если даже мозги и не отдохнули, то мышцы вы уж точно размяли. Продолжаем…
В процессе общения люди сознательно или подсознательно стремятся удовлетворить свои потребности в любви, защищенности, ощущении собственной значимости, а иногда – и власти над другими людьми. Ощущение психологического комфорта чаще всего присутствует в тех отношениях, где нет постоянного оценивания друг друга, где человек имеет право быть самим собой. А так ли легко обойтись без оценочных суждений?
Чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю вам 2 минуты общения со своим соседом справа.
Упражнение 9. «Безоценочное общение».
Цель: осознание барьера оценочных суждений в отношениях с людьми
Время: 7-10 минут.
Реквизит: не требуется.
Ход проведения: Ведущий просит участников повернуться к своему соседу справа и в течение 2 минут, глядя в глаза партнеру, описывать его внешность, особенности одежды, предположительные черты характера и т.п., избегая оценок. Далее партнеры меняются ролями.
Вопросы для обсуждения: Легко ли было точно соблюдать инструкцию и избегать оценок? Почему возникли сложности? Долго ли приходилось думать, подбирать слова?
Ведущий: Я думаю, сейчас вы убедились насколько трудно избегать оценок в повседневном общении. В педагогической же деятельности принцип безоценочного отношения к ребенку является одним из главных. Особенно важную роль он играет в напряженной, конфликтной ситуации. Часто в таких случаях наблюдается высказывание прямых негативных оценок в адрес ребенка.
Приведите, пожалуйста, пример подобных высказываний из вашей практики?
Вы верно заметили, основная ошибка педагогов состоит в использовании так называемых «Ты-высказываний». Например: «Ты всегда ведешь себя так …», «Ты как всегда не готов …», «Ты снова начинаешь оправдываться …». На такие высказывания ребенок обычно отвечает отрицанием, обидой и защитой. Я предлагаю вам такую ситуацию для анализа.
Упражнение 10. «Анализ проблемной ситуации»
Цель: обучение навыкам конструктивно реагировать на негативные эмоции партнеров и технике ! Я-высказывания».
Время: 15-20 минут.
Реквизит: текст педагогической ситуации.
Ход проведения: Ведущий предлагает участникам по ролям обыграть следующую проблемную ситуацию: «Идет урок, учитель объясняет новую тему, когда в класс вошел опоздавший ученик Шапкин, он опаздывает часто.
Ш.: Здрасьте. Можно?
У.: Здравствуй, Шапкин. Что опять случилось?
Ш.: Я … отводил сестру в детский сад … мы … забыли вещи … и должны были вернуться … потому что забыли …
У.: Ну все, хватит, Шапкин, мне все ясно. Ты опять врешь. Больше это тебе так не пройдет. Иди к директору и пиши объяснительную! Не мешай мне работать»
Обсуждение: Ведущий предлагает участникам группы проанализировать приемы общения учительницы и предложить свой способ решения ситуации с учетом «Я-высказываний». Все участники предлагают свои варианты поведения учительницы.
Возможный вариант «Я-высказывания»: «Миша, ты же хорошо понимаешь, что все это легко проверить. Всякий раз, когда я слышу твои оправдания, я чувствую, что не верю тебе. Садись, Миша, разберемся позже».
Далее можно предложить участникам придумать какую-либо проблемную ситуацию из школьной жизни и разыграть 2 ее варианта – с учетом «Я-высказываний» и «Ты-высказываний» с дальнейшим обсуждением впечатлений «актеров».
Ведущий: Данное упражнение наглядно показало, как порой сложно не давать оценок – так и хочется сказать: «Ты опять опоздал на урок» или «Ты снова пришел без выполненного домашнего задания и ищешь себе оправдания» и т.п. Чаще всего в основе наших слов лежат негативные эмоции – гнев, злость, обида, раздражение. Чтобы эти чувства не копились в вас и не создавали опасность «взрыва», понижения самооценки, ухудшения здоровья, их надо отреагировать. И сделать это нужно таким образом, чтобы не принести вреди себе и окружающим. Желательно сформировать навык анализа своих негативных эмоций, который может проводиться по следующей схеме (слайд)
Естественно данный анализ требует времени, а в диалоге с учащимся ответ требуется незамедлительно. В этом случае именно «Я-высказывания» являются универсальным способом выражения вашего отношения к какой-либо ситуации, не обижающем ученика. Особенно они полезны и эффективны, когда вы раздражены, рассержены или в плохом настроении. С помощью этого способа вы можете дать обратную связь (даже 8али вы так разозлились, что готовы убить своего собеседника) и при этом не вызвать ответную агрессию. Однако требуется сознательная установка и тренировка, чтобы применять этот способ даже в ситуации «накала страстей».
Схема «Я-высказывания» может быть такой (демонстрация слайда):
В отличие от «Ты-высказывания», «Я-высказывания» учителя характеризуются описанием собственных чувств и переживаний по отношению к данной ситуации, безоценочной характеристикой поведения ребенка. Высказывая свои чувства без приказа, осуждения или выговора, учитель оставляет за ребенком возможность самому принять решение, учитывая переживания взрослого.
К сожалению, наше занятие подошло к своему логическому завершению. Давайте проведем обмен мнениями по итогам нашего занятия. Для этого я предлагаю вам заполнить итоговые карточки…
Ведущий: А сейчас, прежде чем мы подведем итоги нашего занятия, ответьте, пожалуйста, на вопрос Что же такое гармония? А для меня это ГАРМОНИЯ в душе человека, в его жизни и деятельности, согласие с его личными интересами и интересами его близких. Это ГАРМОНИЯ межличностных отношений на основе глубокого уважения прав и достоинств каждого человека… Сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза и слушайте… Ответ сам придет к вам…
Упражнение 11. «Мой мир Гармонии» (звучит релаксационная музыка).
Цель: релаксация, активизация внутренних ресурсов.
Время: 15 минут.
Реквизит: белые листы бумаги, цветная бумага, клей, ножницы.
Ход проведения: Ведущий: Каждый вечер на ночном небе зажигаются звезды. На первый взгляд кажется, что все они одинаковы, но вот прошла минута-две, и мы замечаем, что одна звезда больше остальных, другие светят ярче, третьи отличаются светом, который шлют на землю: голубой, розовый, белый.
Каждый человек – как звезда: на первый взгляд – у нас много похожего, но если приглядеться – все мы уникальны, неповторимы, каждый единственный в своем роде. И у каждого есть свой мир, в котором он живет – своя Галактика, свой мир Гармонии.
А сейчас закройте глаза и представьте, что только-только начало темнеть, звезд еще не видно. Вы продолжаете вглядываться в ночное небо. Вдруг на небе зажглась первая звезда. Приблизьте к себе, чтобы получше рассмотреть: она больше других звезд, меньше или такая же? Какого цвета ваша звезда? Какой свет она излучает – теплый или холодный? А теперь уменьшите свою звезду до размеров теннисного мячика. Положите ее на ладонь. Она чудесна, не правда ли? Пошлите ей свое тепло, нежность, шепните ей: «Ты прекрасна…»
А теперь отпустите ее на небо, проследите ее путь и, когда она займет свое место на ночном небе, улыбнитесь ей, чтобы она знала: вы всегда рядом с нею. А теперь откройте глаза.
Посмотрите, у вас есть кусочек Вселенной. Но на нем не видно пока ни одной звезды. Теперь вы создадите свой мир, свою Галактику, где будет столько звезд, сколько вы посчитаете нужным. Вырежьте из цветной бумаги звезды разных размеров и разного цвета, приклейте их на альбомный лист. Замечательно! У вас получилась своя Галактика, свой маленький мир Гармонии.
А теперь найдите среди всех звезд ту, которая вас больше всего привлекает, - свою звезду. Подпишите ее – «Я». Дайте имена всем оставшимся звездам. В ваше Галактике не должно быть ни одной безымянной звезды.
С психологической точки зрения вы создали мир, в котором вы живете, выразили эмоциональное отношение к вашему окружению. Нравится ли вам созданный вами мир? Царит ли в нем гармония? Хотите ли вы в нем что-то изменить?
Если хотите, то у вас есть такая возможность «здесь и сейчас».создайте новую Галактику – такую, какой бы вы хотели ее видеть: свой идеальный мир, где все цельно, гармонично, совершенно…
Каждое утро и каждый вечер по 5 минут, глядя на вашу Галактику, ваш мир Гармонии, повторяйте целительную аффирмацию Луизы Хей:
В бесконечном потоке жизни,
Частицей которого я являюсь,
Все прекрасно, цельно, совершенно.
Я живу в согласии и гармонии со всеми,
Кого я знаю.
В глубине моей души – неиссякаемый источник любви.
Я разрешаю ей выйти на поверхность,
И любовь заполняет мое сердце, мое тело,
Мой разум, сознание, все мое существо.
Я излучаю любовь,
И она возвращается ко мне многократно умноженной.
Чем больше любви я получаю, тем больше отдаю.
Этот кладезь неистощим.
Я наполняю свой дом флюидами любви,
И кто бы ни зашел, включая и меня,
Ощутит любовь и будет ею согрет.
В моем мире все прекрасно.
Ведущий: Наши занятия закончились, и вы расстаетесь. Все ли вы успели сказать друг другу? Может быть, вы забыли поделиться с группой своими переживаниями, мыслями? Или есть человек, мнение которого о себе вы бы хотели узнать? Или вы хотите поблагодарить кого-либо? Сделайте это «здесь и сейчас»…А покидая кабинет, оставьте мне память о нашем общении. Подойдите к плакату и оставьте для меня ответы на предложенные вопросы…
Упражнение 12. «Все у меня в руках» (общая рефлексия)
На мольберте крепится плакат с изображением ладони. Большой палец – «Над этой темой я хотела бы еще поработать», указательный – «Здесь мне были даны конкретные рекомендации», средний – «Мне здесь совсем не понравилось», безымянный – «Мне особенно понравилось», мизинец – «Мне здесь не хватало…».
Участники подходят и вписывают внутри контура свои ответы на вопросы, знакомясь при этом с ответами остальных участников.
Ритуал прощания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности общения с детьми разного возраста (семинар для педагогов дополнительного образования)
Чтобы правильно строить общение с ребенком, необходимо знать возрастные психологические особенности развития детей. В материале пребставлена информация о потребностях в общении и его особенностях ...
Семинар для педагогов дополнительного образования "Использование игровых технологий в учреждении дополнительного образования"
«Игровые технологии» в педагогике понимаются как довольно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. «Педагогическая игра» обладает че...
Семинар для педагогов дополнительного образования
laquo;ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»...
Методические материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме: «Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя кружка ЮИД по обучению детей основам безопасности на дороге в современных условиях р
Методические материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме:«Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя кружка ЮИД по обучению...
материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме: «Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя кружка ЮИД по обучению детей основам безопасности на дороге в современных условиях реализации ФГОС
Практические материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме:«Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя кружка ЮИД по обучению...
Возможности реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в информационной образовательной среде учреждения дополнительного образования детей.
Практика функционирования информационной образовательной среды сектора туризма Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Детско-юношеского центра Петродворцового ра...
Семинар для педагогов дополнительного образования "«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Целью даного семинара является определениезначений игровых технологий, раскрытие методики организации игровой деятельности на занятиях и ознакомление педагогов с различными типами занятий, проводимых ...