Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования
методическая разработка на тему
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования (презентация) - выступление на ГМО педагогов дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 619.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Методические рекомендации включают в себя; - проблему понимания методов воспитания; - классификацию методов воспитания; - раскрытие некоторых методов воспитания (формы и приём реализации методов)
Как учить? Как воспитывать? Весьма продуктивной для понимания сущности изучаемой проблемы является идея М.В. Кларина о стержневой деятельности учащихся, которую строит учитель и которая выступает метафорой .
Автор также говорит о характере взаимодействия (соотношение и характер ролей учителя и учащихся) и принципах реагирования (характеристика реакций учителя на типичные действия учащихся), ожидаемых результатах (педагогическая направленность модели), среди которых: усвоение четко заданного образца; учебно-поисковая деятельность в ее основных разновидностях; систематический познавательный поиск по типу научного исследования; игровая деятельность, дискуссионная (диалоговая, коммуникативная) деятельность. Таким образом, ученик может исследовать, вступать в диалог, играть, искать, усваивать образец.
Аналогичные идеи можно найти у B . C . Безруковой, которая предложила несколько классификаций методов воспитания: по источникам познания - словесные, практические, наглядные на основе структуры личности - методы формирования сознания, поведения, чувств, стимулирования;
В.А. Сластенин предлагает систему общих методов воспитания, которая включает в себя: формирование сознания личности, организацию деятельности и опыта ее общественного поведения, стимулирование и мотивацию деятельности и поведения, контроля, самоконтроля и самооценки
Весьма значимыми представляются мысли М.И. Рожкова о том, что методы воспитания связаны с семью сущностными сферами личности, и его же идея бинарности методов воспитания (способ управления для воспитателя и способ самовоспитания для ребенка).
. Придерживаясь научной школы М.И. Рожкова, мы считаем также весьма важными основные положения концепции социального закаливания
В переложении непосредственно к ребенку внешнее закаливание может рассматриваться как преодоление.
Методы воспитания - это способы педагогической работы, с помощью которых осуществляется целенаправленное формирование духовных, этических, эстетических и физических качеств личности.
- это способы взаимодействия педагога и ребенка, в процессе которого происходит воздействие на сознание, чувства, волю, поведение и систему отношений воспитанника
• Метод убеждения и самоубеждения разумное доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. Логические выводы, сделанные самим ребенком, формируют его собственный комплекс взглядов.
Беседа - обмен знаниями
Диспут - спор по определенной теме, к которому участники приготовили свои доказательства и аргументы.
Притча - краткий иносказательный поучительный рассказ.
Метод внушения воздействует на эмоциональную сферу и предполагает формирование у человека необходимых навыков в управлении своими чувствами, понимание своих эмоциональных состояний
Метод требования формирует волевую сферу формирует волевую сферу. По форме предъявления различают прямые и косвенные требования. Для прямого требования характерны конкретность, понятные воспитанникам формулировки, не допускающие двоякого толкования. Предъявляется требование в решительном тоне, причем возможна целая гамма оттенков, которые выражаются интонацией, силой голоса, мимикой.
Косвенное требование (совет, просьба, намек, выражение доверия и т.д.) отличается от прямого тем, что стимулом действия становится уже не само требование, а вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников. Требование-игра доставляет детям удовольствие, при этом дети незаметно для себя выполняют требование педагога.
Упражнение - многократное выполнение требуемых действий: доведение их до автоматизма.
Стимулирование - метод, в основе которого лежит формирование у воспитанников осознанных побуждений их жизнедеятельности. В педагогике в качестве стимулирования распространены такие компоненты, как поощрение и наказание. Поощрением выражается положительная оценка действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Поощрение может проявляться в различных формах.
Наказание - это компонент педагогического стимулирования, применение которого должно предупреждать нежелательные поступки детей.
Метод мотивации способствует созданию ситуации успеха воспитанников. Презентация, просмотр и анализ также мотивируют детей на лучшее выполнение работ, танца, исполнение номера.
Метод коррекции поведения направлен на формирование у воспитанников навыков психических и физических саморегуляции , развитие навыков анализа жизненных ситуаций, обучение детей навыкам осознания своего поведения и состояния других людей. При использовании метода коррекции поведения создаются условия, при которых ребенок внесет изменения в свое поведение, в отношение к людям. Такая коррекция может происходить на основе сопоставления поступка ребенка с общепринятыми нормами, самоанализа последствий поступка.
Анализ деятельности и общения способствует саморегуляции воспитанников и проводится в форме КТД, коллективного анализа, рефлексии и презентации.
Метод организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях еще называют методом воспитывающих ситуаций. Это те ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему. Это может быть проблема нравственного выбора, проблема способа организации деятельности, проблема выбора социальной роли и др. Этому способствуют формы реализации метода.
Метод дилемм заключается в совместном обсуждении воспитанниками моральных проблем. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. Во время дискуссии по каждому вопросу дети должны привести убедительные доводы «за» и «против». Анализ ответов полезно провести по следующим признакам: выбор, ценность, социальные роли и справедливость.
Рефлексия как процесс размышления воспитанника о происходящем в его собственном сознании предполагает не только познание человеком самого себя в определенной ситуации или в определенный период, но и выяснение отношения к нему окружающих, а также выработку представлений об изменениях, которые могут произойти с ним.
Формы воспитания КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ТЕМЕ «СПИД - СМЕРТЕЛЬНАЯ УГРОЗА ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ
«Дорожные происшествия» ( по правилам дорожного движения)
«День финансовой грамотности» Деловая игра для старшеклассников. Предоставляется возможность поработать над составлением бизнес плана для открытия собственного предприятия. Предприятие выбирают команды методом жребия. Через 15 минут, работая с предоставленным материалом, проходит защита своего проекта бизнес плана. Затем, открытым голосованием, выбирается самый перспективный план.
«День финансовой грамотности»
ЗОЖ (здоровый образ жизни) Диспуты Беседы Просмотр фильмов с обсуждением Конкурсы рисунков и плакатов Подготовка аги т бригад
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/22/picture-1178457-1571692335.jpg)
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования УДОД по сбору и сдаче сведений для заполнения АИСУ «Параграф» в учреждениях дополнительного образования детей.
Данные методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования образовательных организаций, реализующих программы дополнительного образования, чья деятельность связана со сбо...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/21/picture-478696-1432182601.jpg)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для педагогов дополнительного образования «Методика подготовки и проведения открытого занятия в учреждении дополнительного образования»
Методические рекомендации содержат материалы для педагогов системы дополнительного образования по подготовке и проведению открытого занятия в образовательных учреждениях.Методи...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/21/picture-478696-1432182601.jpg)
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования : «Методика организации массовых мероприятий в учреждениях дополнительного образования»
Массовые мероприятие — это событие, занятие, ситуация в коллективе, организуемое педагогом или кем-нибудь другим для обучающихся (воспитанников) с целью непосредственного воспитательн...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/21/picture-478696-1432182601.jpg)
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования :" Современные актуальные тренды системы образования"
В современном мире большинство знаний систематически устаревают и требуют обновления, поэтому постоянное обучение персонала является необходимым условием профессионального успеха организации. Педагоги...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/21/picture-478696-1432182601.jpg)
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Памятка педагогу при проведении занятий»
Дополнительное образование детей, ориентируясь на гуманистические общечеловеческие ценности, осуществляет целостный образовательный процесс, развивает творческий потенциал обучающихся в соответствии с...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/21/picture-478696-1432182601.jpg)
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Методики и технологии дополнительного образования детей».
При всем разнообразие программ, методы, формы, средства должны быть разнообразными и должны учитывать особенности программы. Метод обучения- это прием, или способ который используется...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/21/picture-478696-1432182601.jpg)
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования "Самоанализ учебного занятия. В помощь педагогу дополнительного образования"
Умение анализировать собственную деятельность — важное качество любого человека, тем более оно важно для педагога как человека, творческого. Педагог должен уметь анализировать, свою деятельность...