Постановка голоса
рабочая программа по теме
Настоящая программа предназначена для преподавания предмета «постановка голоса» в рамках «предмета по выбору» в хоровых школах, детских музыкальных школах и детских школах искусств. Направленность программы - художественно-эстетическая. Обучение осуществляется на основе единства вокального, обще музыкального и художественного развития учащихся, повышения их культурного уровня, формирования самосознания.
Актуальность программы связана с ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертно - исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчетом на голосовые возможности детей.
В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом пении, сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
postanovka_golosa.doc | 181.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
БЕРЁЗОВСКИЙ РАЙОН
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ И КИНО
АДМИНИСТРАЦИИ БЕРЁЗОВСКОГО РАЙОНА
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
«Игримская детская школа искусств»
Рассмотрена на заседании
Методического совета
Отделения теоретических
и хоровых дисциплин
Протокол №___________
От « »_________2012г.
______________________
Рабочая программа
«ПОСТАНОВКА ГОЛОСА»
Для учащихся хорового класса
Детской школы искусств
Срок обучения 7 лет.
Составитель Жижа И.В.
Преподаватель хоровых дисциплин
Игрим 2012
Пояснительная записка
Настоящая программа предназначена для преподавания предмета «постановка голоса» в рамках «предмета по выбору» в хоровых школах, детских музыкальных школах и детских школах искусств. Направленность программы - художественно-эстетическая. Обучение осуществляется на основе единства вокального, обще музыкального и художественного развития учащихся, повышения их культурного уровня, формирования самосознания.
Актуальность программы связана с ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертно - исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчетом на голосовые возможности детей.
В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом пении, сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации.
По всей целевой направленности программа предпрофессиональная, так как нацелена на формирование практических умений и навыков в области воккально- хорового искусства.
Цель данной программы - создание условий для проявления индивидуально-творческих способностей детей, выявление талантливых детей и развития их творческой самореализации.
Задачи:
Образовательные:
- обучение детей сольному и ансамблевому пению
- обучение грамотному и выразительному художественному исполнению вокальных произведений
- обучение самостоятельному анализу структуры вокальных произведений
- формирование правильных вокальных навыков
- обучение грамотному и полноправному сотрудничеству с концертмейстером
- обучение навыкам публичных выступление, правильной речи, уверенному общению с аудиторией
Развивающие:
- создать условия, в которых ребенок сможет раскрыть свой потенциал, осознать свои возможности
- развитие вокального и общего музыкального слуха
- развитие тембра, силы, гибкости и диапазона голоса
- развитие полнозвучной свободной речи
- развитие органов звукообразования и дыхания, способствующих общему оздоровлению организма
- развитие музыкального мышления и музыкальной интуиции
- развитие самосознания
- развитие уверенности в себе
- развитие эмоциональности, творческой интуиции
Воспитательные:
- воспитание высокохудожественного вкуса
- воспитание умения ставить перед собой задачи и достигать их решения
- воспитание любви к своему народу, к Родине, к национальной культуре
- понимание и уважение культуры и традиций народов мира, формирование толерантности
- воспитание нравственных качеств личности
- воспитание чувства самоуважения и уважения другой личности
- приобщение детей к основам мировой музыкальной культуры
- профессиональное ориентирование учащихся в средние и высшие профессиональные учебные заведения
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИя
- доступности содержательного материала в соответствии с возрастными особенностями детей, тщательный подбор музыкальных произведений для каждой ступени обучения;
- последовательности и систематичности изложения;
- принцип единства художественного и технического развития учащихся, создание доброжелательной, теплой атмосферы на занятиях, поддержание постоянного интереса обучающихся к урокам по постановке голоса.
Программа рассчитана на 7-летний срок обучения.1-4младшие классы,5-7старшие классы. Индивидуальные занятия проводятся один раз в неделю по 40 минут.
Развитие вокальных навыков происходит постепенно и целенаправленно, от простого к сложному в течение всего курса обучения, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика.
Программу отличает разнообразие репертуара: произведения русской и зарубежной классики сочетаются с песнями современных композиторов и народными песнями разных жанров.
Подбирая программный репертуар, следует руководствоваться следующими принципами:
- художественная ценность
- воспитательное значение
- доступность музыкального и литературного текстов
- разнообразие жанров и стилей
В основе учебно-педагогической работы лежит система воспитания детского и подросткового певческого голоса и слуха в благоприятной среде, способствующей правильному функционированию, развитию и сохранению здорового голосового аппарата учащихся. Большое внимание следует уделять развитию навыков самостоятельной работы с нотными и литературными текстами произведений, постоянному совершенствованию исполнительских навыков, подготовке концертных выступлений.
Методическое обеспечение
- Метод развивающего обучения. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу.Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию, учитывающее закономерности развития, приспосабленное к уровню и особенностям индивидуума.
- Метод индивидуального подхода к каждому обучающемуся.
Никогда не надо забывать, что у людей очень индивидуальные анатомические, физиологические и психологические свойства организма, а отсюда и необходимость индивидуального подхода к каждой личности и неповторимость звучания каждого голоса, его тембр, сила, выносливость и другие качества.
- Метод активного и интерактивного обучения.
Эти приемы основаны на такой форме взаимодействия учащихся и учителя, в результате которой обучающиеся здесь не пассивно исполняют указание преподавателя, а активно участвуют в ходе урока. Более того, поощряется и взаимодействие учащихся не только с учителем, но и друг с другом, т. к. в основе интерактивного метода обучения лежит принцип доминирования активности учащихся в процессе обучения.
4.Метод переосмысления.
Вокальная педагогика использует множество специальных терминов: грудные (головные) резонаторы, длинная гортань, мягкое округлое небо, звуковая атака.
Дети не обладают ассоциативным мышлением, их мышление конкретно. Задача педагога, найти такие термины, чтобы они были понятны детям данной возрастной категории.
Для этого педагог использует эмпирический метод (метод практического, опытного поиска понятных для ребенка слов, определений для описания вокальных приемов). Исходя из различия психики каждого ребенка, эти термины подбираются индивидуально.
5.Метод эвристики
Прогнозируемый результат:
- обучающиеся приобретают навык творческого отношения к музыкальному искусству
- обучающиеся приобретают устойчивые вокальные навыки в сочетании с элементами исполнительского мастерства
- обучающиеся приобретают умение понимать и доносить до слушателей содержание исполняемых произведений
- обучающиеся приобретают навык публичных выступлений.
Проверка уровня знаний, умений и навыков обучающихся осуществляется на мероприятиях текущей, промежуточной и итоговой аттестации:
- прослушивание (I полугодие)
- академический зачет (II полугодие)
- публичные выступления
- выступления на открытых концертах, фестивалях и конкурсах
- текущая успеваемость в учебном года.
Методические рекомендации
Методы вокального воспитания школьников опираются лишь частично на практику обучения взрослых, так как имеют свою специфику, и, прежде всего, возрастную. Педагог встречается с еще не сложившимся аппаратом и психикой, а интенсивно растущим и развивающимся организмом молодого человека, с его изменяющимися возможностями.
1. У детей младшего школьного возраста(7-10лет) сила голоса невелика, индивидуальные тембры почти не проявляются. Ограничен и диапазон голоса, редко выходящий за пределы октавы. Это обстоятельство привносит значительные трудности в подборе репертуара, и в то же время подчеркивает ту ответственность и то внимание, с которым нужно подходить к работе по постепенному расширению диапазона звучания. Голосовой аппарат в этом возрасте может работать как в фальцетном, так и в грудном режиме. Однако с позиции охраны голоса целесообразно использовать фальцет и легкий микст. Этому голосообразованию соответствует легкое серебристое, преимущественно головное, звучание. Работу по организации звука целесообразно строить на игровой основе.
Если произведение написано в удобной тесситуре, детский голос звучит естественно, петь тогда легко и приятно. Неразвитый диапазон голоса заставляет нередко прибегать к транспонированию вокальных произведений в более низкие тональности.
2. Голоса детей (11-13 лет) становятся более сильными, несколько расширяется диапазон, ярче проявляются различия в тембровой окраске. Этот возрастной период справедливо считают временем расцвета детского голоса. Основные вокальные навыки должны получить именно в этом возрасте и до наступления мутации. Здесь должна идти кропотливая работа над воспитанием культуры звука, развитием вокального слуха и музыкально-образного мышления.
3. Необходимо учитывать «кризисы возраста» у детей и подростков.
Это (6-8 лет) и (13-15 лет), когда часто могут проявляться состояния дефицита активного внимания, негативизм, безразличие.
4. Следующий период развития детского голоса связан с мутацией.
Учащиеся этого периода, в возрасте(13-16 лет), требуют особо бережного отношения. Например, в части дозировки пения, так как их голосовой аппарат особенно чувствителен к перегрузке, он претерпевает существенные изменения. Основной характер голоса, как правило, не меняется, однако в звучании может появиться осиплость и хрипы. В редких случаях на короткое время может наступить потеря голоса.
В конечной фазе мутации у девочек появляется яркое звучание, увеличивается диапазон голоса, его гибкость. Тем не менее, с голосом надо работать осторожно, поскольку взрослое звучание еще не сформировалось, аппарат продолжает развиваться, а потому возросшие вокальные возможности нельзя переоценивать.
Следует избегать форсированного пения, а также употребления твердой атаки, как постоянного приема звукообразования. Наиболее целесообразным с точки зрения охраны голоса, будет свободное, эмоциональное, не вялое, но в меру активное пение, без форсирования звука.
5. Известна и проблема голоса мальчиков. В возрасте (8-11 лет) многие из них с увлечением могут заниматься пением. Но в( 12-14 лет) у мальчиков начинается период сначала скрытой, а затем острой мутации. Диапазон их голосов смещается вниз. Занятий в этот период, кроме особых случаев, можно не прекращать. Однако ограничения и особая осторожность совершенно необходимы. Щадящая методика включает специальные упражнения. Необходимо обратить особое внимание на состояние голоса и психологическое состояние учащегося, связанного с непривычными для него ощущениями.
6. С (15-17 лет) происходит стабилизация юношеского голоса. Исчезают болезненные явления, связанные с перестройкой аппарата, постепенно формируется тембр будущего взрослого голоса.
7. На первых уроках необходимо внимательно и подробно изучить природные данные, строение и особенности вокального аппарата учащегося, недостатки и дефекты пения (сип, гнусавость, крикливость, заглубленность звука, вялость, тремоляцию, перегрузку дыхания, зажим челюсти, скованности и т.д.)
Учебно-тематический план
Программные требования по годам обучения
1 год обучения
Содержание | Общее кол-во часов |
1. Певческая установка | 2 |
2 .Пение вокальных упражнений | 7 |
3. Формирование певческого дыхания | 8 |
4. Формирование вокально-фонационных навыков | 6 |
5.Формирование певческой артикуляции | 4 |
6. Формирование звуковысотного интонирования | 6 |
7. Пение произведений:
| 2 1 |
Итого: | 34 |
В процессе передачи технических навыков и ощущений, мы прибегаем к словесным объяснениям. Эти объяснения являются образными выражениями, которые характеризуют ощущения, сопровождающие хорошее звучание певческого голоса. Учащемуся приходится переводить эти образные выражения на собственные мышечные ощущения и звуковые представления.
Упражнения - это ''сухой вид техники'', только они не могут быть основой обучения детей младшего школьного возраста.Задача этого возраста- достижение компетентности в обучении, поэтому необходимо освоение ими определенного вокального репертуара .Репертуар должен соответствовать возрастным возможностям обучаемого, его эмоциональным и физическим возможностям, т.к. голосовой аппарат не сформирован.
В результате первого года обучения обучащиеся должны уметь:
- правильно применять певческую установку и пользоваться певческим дыханием
- правильно формировать гласные в сочетании с согласными
- петь простые мелодии легато в медленном и среднем темпе
- использовать активную артикуляцию, следить за чистотой интонации, не форсировать звук, стремиться к естественной вокализации
В течение учебного года необходимо проработать с учащимися:
- 1-2 не сложные народные песни
- 2-3 не сложных произведения или современные песни. К «не сложным произведениям» следует отнести простые, как в техническом отношении, так и в художественном, вокальные произведения.
- Принять участие в 2-х концертных выступлениях
2 год обучения
Содержание | Общее кол-во часов |
1. Певческая установка | 2 |
2 .Пение вокальных упражнений | 7 |
3. Формирование певческого дыхания | 5 |
4. Формирование вокально-фонационных навыков | 6 |
5.Формирование певческой артикуляции | 4 |
6. Формирование звуковысотного интонирования | 5 |
7. Пение произведений:
| 3 2 |
Итого: | 34 |
На втором году обучения продолжается работа по закреплению полученных ранее начальных вокально-технических навыков. В результате второго года обучения обучащийся должен:
- использовать правильную певческую установку
- работать над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры
- выравнивать звучность гласных, четко произносить согласные
- работать над чистотой интонации и выразительностью звука
- в работе над произведениями добиваться смыслового единства текста и музыки
- осваивая прием плавного и гибкого звуковедения, постепенно подготовиться к исполнению вокализа.
В течение года учащийся должен проработать:
- 1-2 народные песни
- 2-3 не сложных произведения
- Принять участие в 2-х концертных выступлениях
3 год обучения
Содержание | Общее кол-во Часов |
1 Вокальные упражнения. | 6 |
2. Формирование певческого дыхания | 3 |
3. Формирование вокально-фонационных навыков | 4 |
4.Формирование певческой артикуляции | 4 |
5. Формирование звуковысотного интонирования | 4 |
6. Пение произведений:
| 4 4 5 |
Итого: | 34 |
Обучащиеся 3 года - это дети младшего подросткового возраста (12-13 лет). Это возраст поиска своего «Я» и начало своей идентификации в обществе. Учащиеся становятся более требовательными к себе и своим возможностям. Поэтому необходимо более пристально следить за изменяющимися вокальными возможностями учащихся. У них появляется желание подражать услышанному по радио и телевидению. «Сопрановые» дети пытаются форсировать звук, что приводит к неестественному «вибрато». «Альтовые» дети начинают петь более «расхлябанным» звуком. Это не допустимо, т. к. ведет к интонационно нечистому пению. На третьем году обучения должна продолжаться работа по закреплению полученных в предыдущие годы вокальных и исполнительских навыков, а также:
- развитие и укрепление певческого дыхания и чистой интонации
- выравнивание звучания по всему диапазону
- развитие четкой дикции, выразительности слова
- развитие вокального слуха.
Кроме того, учащийся должен:
- иметь элементарное представление о строении голосового аппарата и гигиене голоса
- распределять дыхание на все протяжение фразы
- чувствовать движение мелодии и кульминацию в исполняемых произведениях
- стремиться выполнить простейшие исполнительские задачи
В этот период начинается работа над выявлением индивидуального тембра у учащихся. В течение года учащийся должен проработать:
- вокальные упражнения
- 2-3 народные песни
- 1 – 2 не сложных романса
- 2-3 разноплановых произведения небольшого диапазона в удобной тесситуре
- принять участие в 3-х концертных выступления
4 год обучения
Содержание | Общее кол-во Часов |
1 Вокальные упражнения. | 4 |
2. Формирование певческого дыхания | 2 |
3. Формирование вокально-фонационных навыков | 2 |
4.Формирование певческой артикуляции | 3 |
5. Формирование звуковысотного интонирования | 3 |
6. Пение произведений:
| 5 7 8 |
Итого: | 34 |
С этого периода обучение становится дифференцированным, т. к. становятся видны различия в природных данных учащихся. Для некоторых детей процесс технического овладения вокальным мастерством можно усложнять, для остальных - оставлять на том же уровне. Но мы не считаем, что занятия с менее способными детьми не обязательны и не нужны, т.к. фазы развития ребенка неравномерны и претерпевают изменения. Иногда желание и стремление учащегося становится доминирующим, и менее способные дети выдают достойный результат.
Все учащиеся 4 года обучения участвуют в конкурсах вокалистов. Это дает им реальную возможность на практике попробовать реализовать приобретенные навыки. Конкурсы так же формируют характер и жизненную позицию учащихся.Продолжается работа учащихся в ансамбле.
Начинается более целенаправленная работа над артикуляцией, т.е. над словом. Мы включаем в свою работу методы К. С. Станиславского, который говорил, что музыка передает «истину страстей». Страсти выражаются в напряженности музыкального языка. Слово и музыка находятся в постоянном взаимодействии. Музыка является подтекстом к слову.
,,Слово - что, музыка - как''.
На этом этапе обучения учащиеся имеют достаточные вокальные навыки, чтобы отвлечься от мышечной и нтонационной работы голосового аппарата и работать над смыслом, образом музыкального произведения.
Основная работа состоит в развитии и укреплении певческого дыхания, интонации, четкой артикуляции, осмысленном выполнении исполнительских задач, поставленных педагогом.
Продолжается работа по закреплению полученных в предыдущие годы вокальных и исполнительских навыков.
У учащихся с хорошими музыкальными данными, возможно расширение диапазона звучания, без форсирования и напряжения. Следует также закрепить ощущение высокой певческой позиции, близости и опоры звука, особенно при пении широких интервалов.
В течение года учащийся должен проработать:
- вокальные упражнения
- 1-2 народные песни
- 1-2 романса
- 3-4 разноплановых произведений
- принять участие в 3 - ти концертных выступлениях
- принять участие в конкурсе, фестивалях.
5 год обучения
Содержание | Общее кол-во Часов |
1 Вокальные упражнения. | 5 |
2. Формирование певческого дыхания | 2 |
3. Формирование вокально-фонационных навыков | 2 |
4.Формирование певческой артикуляции | 3 |
5. Формирование звуковысотного интонирования | 3 |
6. Пение произведений:
| 6 6 7 |
Итого: | 34 |
К этому периоду учащиеся уже обладают достаточно сформированными вокальными навыками, основанными на опыте классической вокальной школы.
Упражнения и вокализы помогают решать различные вокально - технические задачи. Они являются прекрасным материалом для развития музыкального слуха, певческого дыхания, подвижности голоса, полезны в работе над чистотой интонирования. Как образцы итальянского ,,bel canto’’, они отличаются красивой, выразительной мелодией и исполняются как вполне самостоятельные, хотя и небольшие музыкальные произведения.
Усложняющийся репертуар требует высокого художественного прочтения, что ведет к работе не только над приемами вокального мастерства, но и над правильной интерпретацией произведения.
От учащегося требуется глубокое прочтение музыкального произведения, что приводит к самовыражению посредством пения.
В классе вокала уделяется большое внимание работе над интерпретацией музыкального сочинения, а это требует работы над: bel canto, cantelena, артикуляцией, мелодикломацией.
В течение учебного года следует обратить внимание на устранение имеющихся недостатков в организации процесса певческого дыхания и звуковедения.
Кроме того, следует продолжить работу по выравниванию звучания по всему диапазону, развитию подвижности голоса, над исполнительскими задачами, включая музыкальное и смысловое интонирование, эмоциональность исполнения произведений, а также над развитием навыков публичных выступлений.
Обучащийся должен уметь:
- владеть выразительным певческим звуком, проявлять элементы артистичности при выступлении
- разбираться в качестве своего звука, уметь анализировать исполнение репертуара
- самостоятельно разбирать и прорабатывать вокальные произведения
В течение года учащийся должен проработать:
- вокальные упражнения
- 1-2 народные песни
- 2-3 романса
- 4-5 разноплановых произведений
- принять участие в 4 - ти концертных выступлениях
- принять участие в конкурсе, фестивале
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия хорошо проветриваемого учебного кабинета для индивидуальных занятий по постановке голоса .
Фортепиано; рабочее место преподавателя ; рабочее место концертмейстера; зеркало.
Технические средства обучения: звуковоспроизводящее оборудование с возможностью воспроизводить различные информационные носители.
6-7 года обучения
Содержание | Общее кол-во Часов |
1 Вокальные упражнения. | 5 |
2. Формирование певческого дыхания | 2 |
3. Формирование вокально-фонационных навыков | 2 |
4.Формирование певческой артикуляции | 3 |
5. Формирование звуковысотного интонирования | 3 |
6. Пение произведений:
| 4 7 8 |
Итого: | 34 |
К этому периоду обучающиеся уже обладают достаточно сформированными вокальными навыками упражнения, и вокализы помогают решать различные вокально - технические задачи. Они являются прекрасным материалом для развития музыкального слуха, певческого дыхания, подвижности голоса, полезны в работе над чистотой интонирования.
Репертуар требует высокого художественного прочтения, что ведет к углублённой детализированной работе не только над приемами вокального мастерства, но и над правильной интерпретацией композиторского замысла.
От обучающегося требуется артистичное прочтение музыкального произведения, что приводит к самовыражению внутренней составляющей исполнителя.
На уроках уделяется большое внимание работе с предполагаемым зрителем (визуальный контакт).
В течение всего этого периода следует обратить внимание на устранение имеющихся недостатков в организации процесса певческого дыхания и звуковедения.
Кроме того, следует продолжить работу по выравниванию звучания по всему включая музыкальное и смысловое интонирование, эмоциональность исполнения произведений.
В течение года учащийся должен проработать:
- 5-6вокализов
- 1-2 народные песни
- 2-3 романса
- 4-5 разноплановых произведений
- принять участие в 4 - ти концертных выступлениях
- принять участие в конкурсе, фестивале.
В результате всего курса по данному предмету обучающиеся должны
знать:
- основные закономерности и средства художественного исполнения произведений;
- основы вокальной теории;
- возрастные особенности певческого голоса;
- правила гигиены голосового аппарата;
уметь:
- исполнять произведения на достаточно хорошем вокально-техническом и художественном уровне;
- анализировать звучание голосов;
- исполнять песни под собственный аккомпанемент и без сопровождения;
- осознанно подходить к преодолению вокально-технические трудности при работе над вокальными произведениями;
Требования к выпускнику
- владеть выразительным певческим звуком, проявлять элементы артистичности при выступлении
- разбираться в качестве своего звука, уметь анализировать исполнение репертуара
- самостоятельно разбирать и прорабатывать вокальные произведения
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия хорошо проветриваемого учебного кабинета для индивидуальных занятий по постановке голоса .
Фортепиано; рабочее место преподавателя ; рабочее место концертмейстера; зеркало.
Технические средства обучения: звуковоспроизводящее оборудование с возможностью воспроизводить различные информационные носители.
Примерный репертуарный план по годам обучения
1 год обучения
- Русские народные песни: «Вставала ранешенько», «Коровушка», «Не летай соловей» «Я на камушке сижу»
- Аренский А. «Детская песня»
- Бах И.С. «За рекою старый дом»
- Бетховен Л. «Сурок», «Малиновка»
- Глинка М. «Ты, соловушка, умолкни», «Ходит ветер, во поле»
- Герчик В. «Про кузнечика»
- Кабалевский Д. «Песенка про Петю», «Наш край»
- Калинников В. «Киска», «Звездочки», «Солнышко»
- Крылатов Е. «Это знает всякий»
- Крылатов Е. «Ты – человек»
- Крылатов Е «Лягушачья ламбада»
- Островский А. «Наша ёлка»
- Парцхаладзе М. «Мамина песенка»
- Паулс Р. «Колыбельная», «Сонная песенка»
- Спадавеккиа А. «Добрый жук»
- Старокадомский М. «Любитель-рыболов»
- Струве Г. «Рыжий пес»
- Чернышов Е. «Колыбельная»
- Ботяров Е. «Мамин день»
- Зейдлер «Вокализы» №31до мажор, №32ми мажор,№72 до мажор.
2 год обучения
- Русские нар. песни «По небу, по синему», «Коровушка» в обр. Гурилева А., «Уж как пал туман», «У ворот, у ворот» ( в обр. Балакирева) «Я на горку
- шла»
- Абрамов А. «Смелый кораблик», «На лесной тропинке»
- Алябьев А. «Зимняя дорога»
- Бетховен Л. «Волшебный цветок»
- Булахов П. «Колокольчики мои»
- Глинка М. «Жаворонок», «Что красотка молодая»
- Григ Э. «Детская песенка»
- Гурилев А. «Домик-крошечка», «Вьется ласточка сизокрылая», «Улетела пташечка», «Сарафанчик», «Колокольчик», «Грусть девушки»
- Крылатов Е. «Колокола», «Песня о снежинке»
- Моцарт А. «Тоска по весне», «Детские игры»,
- Дунаевский И. «Спой нам, ветер»
- Шуберт Ф. «Дикая роза, «Колыбельная»
- Шуман Р. «Песочный человечек», «Мотылек», «Небывалая страна», «Совенок»
3 год обучения
- Русская нар. песня «Коровушка» в обр. Гурилева А.
- Русская нар.песня «Выйду ль я на реченьку», « Как в лесу, лесу-лесочке»
- Р.н.п. в обр. Лядова А. «Пойду ль я, выйду ль я»
- Булахов П. «Колокольчики мои»
- Варламов А. «Белеет парус одинокий»
- Гурилев А. «Домик-крошечка», «Вьется ласточка сизокрылая», «Улетела пташечка», «Сарафанчик», «Право, маменьке скажу»
- Крылатов Е. «Лесной олень»
- Куртис «Вернись в Соренто»
- Макроусов Б. «Вологда»
- Минков М. «А знаешь, все еще будет»
- Молчанов К. «Журавлиная песня»
- Моцарт В-А. «Тоска по весне», «Детские игры»
- Хренников Т. «Московские окна»
- Шереметьев Б. «Я вас любил»
4 год обучения
- Русские нар. песни «Я на камушке сижу», «Меж крутых бережков», «Серѐжа-пастушок», «У зари-то, у зореньки», « Вкруг куста», «Как по лужку травка»
- Итальянская нар. песня «Санта Лючия»
- Алябьев А. «И я выйду на крылечко», «Увы, зачем она блистает?»
- Аренский «Спи, дитя мое»
- Бабаджанян А. «Верни мне музыку»
- Бах И.С. «Нам день приносит свет зари», «Жизнь хороша!»
- Булахов И. «Тройка», «Колокольчики мои»
- Варламов А., «На заре ты её не буди», «Звездочка ясная», «Красный сарафан», «Белеет парус одинокий», «Ты не пой, соловей», «Вдоль по улице метелица метет», «Горные вершины», «Ангел», «Ночь»
- Гершвин «Somebody loves mi»
- Глинка М, «Не пой, красавица, при мне», «Венецианская ночь»
- Григ Э. « Лесная песнь»
- Гурилев А. «Матушка-голубушка», «Внутренняя музыка», «Бедная девушка ты»
- Даргомыжский А., «Юноша и дева», «Шестнадцать лет»
- Дунаевский И. «Марш» из к-фильма «Веселые ребята»
- Зацепин А. «Куда уходит детство», «Есть только миг»
- Керн. Дж. Песенка Жюли из оперетты «Плавучий театр»
- Крылатов Е. «Все сбывается на свете», «Где музыка берет начало?»
- Комеферт Б. «Strangens in the night»
- Куртис «Вернись в Соренто»
- Кюи Ц. «Царскосельская статуя»
- Морозов А. «В горнице»
- Петров А. «А на последок я скажу»
- Покрасс Д. «Две розы»
- Прокофьев С. «Болтунья», «Сладкая песенка»
- Птичкин Е. «Эхо любви»
- Роджерс Р «The lady is tramp»
- Хренников Т. «Московские окна»
- Чайковский П. «Мой садик»
- Шереметьев Б. «Я вас любил»
- Шопен Ф. «Желание»
- Шуберт Ф. «В путь»
5 год обучения
- Русские нар. песни «У зари-то, у зореньки», «Липа вековая», «Прощай, радость», «Сережа-пастушок»
- Бах.И.С. «Жизнь хороша», «О, блаженство ликованья» «Нам день приносит
- свет зари», «Не печалься»
- Булахов П. «Тук, тук, тук,…как сердце бьется»
- Варламов А. «Ты не пой, душа-девица», «Что мне жить и тужить одинокой», «Красный сарафан», «Ангел»
- Глинка М. « Ах ты, ночь ли, ноченька», «Моя арфа», «Милочка», «Если встречусь с тобой», « Не пой, красавица, при мне», «Венецианская ночь»
- Даргомыжский А. «Не судите, люди добрые», «Я Вас любил», «Я затеплю свечу», « 16 лет»
- Гурилев А, «Вам не понять моей печали», «Грусть девушки», «Отгадай, моя родная», «Право, маменьке скажу», «Майские ночи»
- Каччини Дж. «Аве, Мария»
- Колмановский Е. «Ты говоришь мне о любви»
- Кюи Ц. «Царскосельская статуя»
- Листов Н. «Севастопольский вальс»
- Милютин Ю. «Все стало вокруг голубым и зеленым..» из к/ф «Сердца
- четырех»
- Моцарт В.А. «Маленькая пряха»
- Паулс Р. «Любовь настала»
- Петров А. «А на последок я скажу»
- Птичкин Е. «Желаю вам»
- Римский-Корсаков Н. А. «О чем в тиши ночей»
- Рубинштейн А. «Ночь»
- Чайковский П. «Легенда», «Кукушка», «Зима», «Колыбельная песнь в бурю»
- Шуберт Ф.«Серенада», «К лютне», «Форель», «Ave Maria», «Баркарола»
- Уэберр Э. «Memory
6-7 год обучения
Песни и романсы русских композиторов.
- А.Алябьев.«Я вас любил», «Я вижу образ твой»,«Если жизнь тебя обманет».
- П. Булахов. «Гори, гори моя звезда», «И нет в мире очей».
- А. Варламов. «Белеет парус одинокий», «Глаза», «Красный сарафан».
- М. Глинка. «Ах ты душечка», «Жаворонок», «Северная звезда», «Не пой красавица при мне», песня Вани из оперы «Иван Сусанин».
- А. Гурилев. «Вам не понять моей печали», «Внутренняя музыка».
- А.Даргомыжский. «Лихорадушка», «Расстались гордо мы», «Юноша и дева», «Шестнадцать лет».
- А. Дюбюк. «Солнце горы золотило».
- В. Калинников. «На старом кургане».
- М.Мусорский. «С куклой» из цикла «Детская».
- К. Пауфлер. «Тихая звёздная ночь».
- Н.Римский – Корсаков. « Тихо вечер догорает».
- А. Титов. «Не пой, красавица, при мне».
- Ц.Кюи. «Царскосельская статуя».
- М. Яковлев. «Элегия».
Произведения зарубежных композиторов.
- Л. В. Бетховен. Песня Клерхен из музыки к трагедии И.В. Гёте «Эгмонт».
- Й. Брамс. «Девичья песня», «В зелёных ивах».
- Ж. Векерлен. «Девы, спешите».
- Дж.Грегори. Менуэт «В душу запал мне образ прекрасный».
- Б. Годар. «Пастушка».
- Э. Григ. «Люблю тебя», «Заход солнца», «Избушка».
- Ф. Кавалли. «Пусть ты жестока».
- С. Маркези. «Бедная роза».
- Ф. Мендельсон. «Лесной замок», «Любимое место».
- С. Монюшко. «Пряха».
- В. А. Моцарт. Ария Барбарины из оперы «Свадьба Фигаро», «К цитре».
- Дж. Перголези. «Если любишь», «Три дня прошло…».
- А. Скарлатти. «Нет мне покоя», «Перестаньте сердце ранить».
- Р. Фальво. «Скажите, девушки…».
- Ф. Шуберт. «Дикая роза», «К музыке», «Куда», «К лютне».
- Р. Шуман. «На чужбине».
Песни российских композиторов ХХ века.
- И. Дунаевский. «Весна идет» из к/ф «Весна», «Дорогой широкой» из к/ф «Цирк», «На луга - поляны».
- Я. Дубравин. «Сказка родного края».
- Д.Кабалевский. Серенада Красавицы, Серенада Дон Кихота из музыки к радиопостановке «Дон Кихот». Песня Насти из оперы «Семья Тараса».
- З. Левина. «Вот цветочек распустился», «Весёлая песенка».
- И. Лученок. «Березка», «Память сердца».
- К. Молчанов. «Помни».
- А.Петров. Песня материнской любви, песня Синей птицы из к/ф «Синяя птица». Песня Настеньки из к/ф «О бедном гусаре замолвите слово». Песня («Гаснут на песке…») из к/ф «Зайчик».
- С. Туликов. «О чём шептал мне старый сад».
- Т.Хренников. Колыбельная Светланы, песенка Лепелетье из музыки к спектаклю «Давным-давно». «Ай-ай» - куплеты Доротеи из оп. «Доротея».
- Ю. Чичков. «Свет материнских глаз».
- А. Эшпай. Песня об иве.
Н ародные песни с сопровождением.
Русские: «Ах, ты, степь широкая» в обр. А. Флярковского,
«Вот мчится тройка удалая» в обр. неизвестного автора,
«Из-за лесу, лесу тёмного» в обр. Н.Римского-Корсакова,
«Помнишь ли меня, мой свет» в обр.М. Матвеева,
«Про Добрыню» в обр. Н.Римского-Корсакова,
«Травушка-муравушка» в обр.Н. Фомина,
«Уж как пал туман» в обр.Г. Шварца,
«Чем тебя я огорчила» в обр. А. Флярковского,
«Чернобровый, черноокий» в обр. С. Погребова.
Итальянская : «Тик-е-тик-е-ток» в обр. неизвестного автора.
Литовская : «Дудочка» в обр. Н. Ракова.
Немецкая: «Тки, дочка» в обр. К. Молчанова.
Румынские : «Пой, кукушка», «Перед зеркалом» в обр. В. Сибирского.
Французская : «Птички» в обр. неизвестного автора.
Народные песни без сопровождения. Русские : «В тёмном лесе», «Выходили красны девицы»,
«Как у наших у ворот», «Как за речкою, да за Дарьею»,
«Лён зеленой», «Пойду ль я, выйду ль я», «Перевоз Дуня держала»,
«Сеяли девушки яровой хмель», «Со вьюном я хожу»,
«Соловей, соловьюшка», «У меня ль во садочке»,
«Ходила младёшенька», «Шёл ленинградский паренёк».
Белорусские : «Сел комарик на дубочек», «Реченька», «Журавель».
Латышская : «Вей, вей, ветерок».
Украинская : «Веснянка», «Вийди, вийди»
Учебно – методическое обеспечение
Список нотной литературы
- Репертуар нароного певца, М., МГФЦ «Русская песня, Всеросийское музыкальное общество»,Выпуск 1,2, 1998
- Дубравин Я.Чепуров А. «Давайте поклоняться доброте», М., «Советский композитор», 1983
- «Вернисаж улыбок», М., «Советский композитор»,1991
- Гурилев А. «Избранные романсы и песни»,М., «Музыка»,1996
- «Песни и романсы на стихи Ахмадулиной Б.М.», М., «Советский композитор», 1991
- «Любимые песни», М.,»Престиж – Ариа», 2001
- «Песни на стихи Рождественского Р.», М., «Советский композитор»,1987
- «Антология советской детской песни» Выпуск 1, 2, М, «Музыка», 1989
- «Счастливая весна», М., «Советский композитор», 1989
- Зацепин А. «Песни из кинофильмов», М., «Музыка», 1970
- «Школьные годы», Выпуск 40 - 43, М., «Советский композитор»,1989
- «Крылатые качели»,Детские песни Крылатова Е., М., «ABF»,1997
- «Романса свежее дыханье», С - П, «Советский композитор», 1988
- «Популярные песни итальянских композиторов» Выпуск 1 - 3, М., «Советский композитор», 1988
- «Старинные романсы», М., «Советский композитор», 1977
- «От мелодии к мелодии», Выпуск 1 - 3, М., «Музыка», 1990
- «Репертуар начинающего певца», М., «Музыка», 2002
- «Музыкальный курьер», М., «Музык», 1987
- «Минувших дней очарованье», Выпуск 1 – 3, М.. «Музыка», 1988
- «Русские нароные песни», М., «Музыка», 1988
- «Аккомпаниатор», С - П., «Союз художников», 2003
- «Синий цвет», М., «Советский композитор», 1989
- Чайковский П. Романсы, Выпуск 1 – 3, М., «Музыка», 1988
- Булахов П. Избранные романсы и песни, М., Музыка, 2004
- «Под голубыми небесами», М., Всеросийское музыкальное общество, 1998
- «Музыкальный иллюзион», М., «Советский композитор», 1990
- Джорж Гершвин, М., Издательский дом "Муравей", 1996
- Frank Sinatra, М., ООО "Синкопа - 2000", 2002
- «Наши любимые песни», М., Издательство «В. Н. Зайцев», 2001
- Поет Владимир Высоцкий, М., «Музыка», 1988
- «О героях мы поем», М., «Советский композитор», 1984
- Упражнения и вокализы, М., «Музыка», 2002
- «Утро», Песни и хоры на стихи Пушкина А. С., М., «Музыка», 2005
- «Споемте, друзья!», М, «Музыка», 1988
- «Школьные годы», С - П., «Музыка», 1986
- «The Best of», Киев, "Прайм", 1997
- «Синий цвет», М., «Советский композитор», 1988
- Поет "Дубна", М., «Музыка», 1980
- «Избранные полифонические произвеения зарубежных композиторов 16 - 18 веков», С - П., «Музыка», 1986
- Репертуар детского хорового коллектива, М., «Музыка», 1990
- «Алый галстук - алая заря», С – П., «Музыка», 1979
- Композиторы шутят, М.. «Музыка», 1989
- «Наша школьная страна», М., «Советский композитор», 1968
- М. Славкин Песни и хоры, М., «Владос», 1999
- М. Славкин Песни, М., «Владос», 2008
- Песни для детского хора, М., «Музыка», 1967
- Сборник хоровых произведений, С – П., 1998
- Струве Г. «Школьный корабль», М., "Круг 1997"
- Композиторы - классики для детского хора, Выпуск 1 – 4. М., «Музыка», 2004
Список литературы
- Программы для внешкольных учреждений, Министерство просвещения, М.,1986
- Гонтаренко Н., «Сольное пение», Ростов на дону, «Феникс», 2007
- Дмитриев Л. Б., «Основы вокальной методики», М., «Музыка», 1984
- Луканин А. «Начало двухголосного пения в школе», М., «Музыка», 1966
- Луканин В. «Обучение и воспитание молодого певца», С – П., «Музыка», 1977
- Морозов В.П. «Тайны вокальной речи», С – П., «Музыка», 1967
- Морозов В.П. «Детский голос» (соавт. колл. моногр.), М., «Педагогика»,1970
- Павлищева О. «Методика постановки голоса», М., 1964
- Плужников К., «Механика пения», С-П, «Классика», 2006
- Румер М., «Начальное обучение пению», М., «Музыка», 1982
- Стулова Г. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению», М., «Прометей», 1992
- Юссон Р. «Певческий голос», М., «Музыка», 1974
Интернет ресурсы:
www.notes.tarakanov.net
www.classicmusicon.narod.ru/nota
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по предмету «ПОСТАНОВКА ГОЛОСА»
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРКонтролирующие материалы...
Примерная программа учебной дисциплины "Постановка голоса" 2011г. (по новым стандартам) по специальности СПО 050130 "Музыкальное образование"
По новым стандартам вокальное обучение начинается в колледже со 2 курса. Но мы считаем, что для учителя музыки 3 года вокальной подготовки очень мало! Кроме того, вокально-одаренные дети дальше хотят ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины специализации "МУЗЫКА" "ПОСТАНОВКА ГОЛОСА" по специальности 050610 Дополнительное образование детей СПО (повышенный уровень)
Рабочая программа включает в себя подробную пояснительную записку, тематический план, содержание учебной дисциплины, а также требования по курсам, критерии оценки учебной дисциплины, рекомендуемую лит...
Певческий голос и некоторые проблемы постановки голоса
Данные рекомендации посвящены методам использования физиологически обоснованных защитных механизмов голосовых связок в вокальной технике. В настоящее время эти вопросы являются очень животрепещу...
Метадическая разработка открытого урока вокала. Тема:«Усовершенствование навыков и умений постановки голоса в процессе работы на уроках вокала».
- обеспечить формирование у учащегося знание об особенностях работы голосового аппарата; - обобщить и систематизировать знания, полученные в процессе работы на уроке; - создать условия для развити...
Постановка голоса и развитие вокальных данных детей и подростков.
Традиционные формы преподавания изменяются, обновляются с учётом требований современности, что потребовало разработки методического пособия для педагогов дополнительного образования...
Образовательная программа по постановке голоса.
Для педагогов вокалистов и преподавателей хоровых дисциплин....