Значение театрально-игровой деятельности в коррекционной работе с детьми
учебно-методический материал на тему

Костина Ирина Юрьевна

Значение игровой театрализованной  деятельности в  развитии дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_teatralno.docx18.59 КБ

Предварительный просмотр:

Значение театрально-игровой деятельности в коррекционной работе с детьми

“Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок”.

Сухомлинский В.А

Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Это наиболее доступный и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра, как один из ее видов, является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участие в игре, которая имеет коллективный характер, что создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия.

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное и речевое развитие детей ( совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Сегодня, проблема речевого развития детей в логопедических группах особенно волнует специалистов и воспитателей. Известно, что у детей с нарушениями речи имеются и другие более сложные отклонения, неустойчивость внимания, плохая слуховая и зрительная дифференцированность словаря, нарушения грамматического строя речи, недостаточность фонетико-фонематического восприятия.

Что касается самой речи, то “страдает” не просто звуки, а механизмы восприятия, понимания, продуцирование речи, а также речевой аппарат.

В систему коррекционной работы с детьми с ОНР необходимо включать игры и игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность.

Как показывает практика, особая роль в этом принадлежит театрализованным играм. Участвуя в них дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных и растений. Исходя из особенностей речевого развития детей, все театрализованные игры строятся на материале сказок. При выборе игр на своих занятиях я руководствуюсь рекомендациями программы коррекционного обучения, индивидуальными возможностями каждого ребенка и ставлю перед собой цель, чтобы каждая тема пронизывала все этапы работы - от развития понимания речи до умения связно рассказывать, чувствовать и передавать интонацию, пользоваться движениями, мимикой, жестами.

Воспитательное значение театрализованной игры состоит в развитии эмоций, познавательной деятельности с одной стороны и решений коррекционных задач с другой стороны.

В каждой театрализованной игре есть сюжетный замысел, и ролевые действия. Ведущая роль в них принадлежит логопеду. Роль логопеда служит образом для подражания. Дети наблюдают, как говорит логопед имитируя ролевые движения сказочных персонажей. Развивая мелодико-интонационную выразительность и плавность речи использую любые моменты из жизни группы для упражнений различном интонировании слов.

В логопедических группах нашего МДОУ поступают дети с различными видами речевой недостаточности: ОНР, ФФНР, заикание и т.д. Иногда речевой дефект является весьма стойким и сочетается с различными развитиями психической деятельности. Для занятий с такими детьми особенно тщательно подбираю материал и строю занятия в виде театрализованного развлечения. Разработка новых технологий интегрированного подхода к содержанию логопедических занятий весьма актуальна. Интегрированные логопедические занятия способствуют развитию творческих и речевых способностей детей. Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств общения затруднено. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности.

На современном этапе развития педагогической науки особую важность приобретают идеи гуманизации образования, создание у детей представления о процессах преемственности культур. Как правило, дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Исходя из этого я решила связать логопедическую работу с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов. Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. Поэтому я обратилась к театральной деятельности как к средству всестороннего развития личности ребенка-логопата, воспитания у него активности, коллективизма, уверенности в своих силах. Можно использовать следующие виды театральной деятельности:

музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов;

художественно-речевую деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха);

театрально-игровую деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры).

Основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность.

Основные направления логопедической работы в театрально-игровой деятельности:

Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.

Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

Театрализованное занятие в подготовительной группе детей с ОНР “Приключения в осеннем лесу”

Задачи занятия:

Коррекционно-развивающие:

развитие речи детей и коррекция ее нарушений;

развитие мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через театрализованную деятельность;

развитие вербального воображения, слухового внимания;

развитие связной речи.

Коррекционно-обучающие:

обучение словообразованию и словоизменению.

Коррекционно-воспитывающие:

воспитывать чувство сплоченности;

воспитывать любовь к природе.

Оборудование: декорации осеннего леса, шапочки-маски животных (медведь, белочка, еж), листья со слогами, баночки с песком, камушками, водой, элементы для составления коллажа.

Ход занятия

Логопед:

Ой, ребята, тише, тише!

 Что-то странное я слышу

 Гости какие-то к нам спешат,

 И как будто бы шуршат.

 Кто бы ни был, заходите!

(Входит Шуршик)

- Здравствуй, кто ты?

Шуршик:

Я по листве осенней мчался

 И каждый листик мне шуршал

 И старый дуб до слез смеялся

 И Шуршиком меня назвал.

 - Я принес вам приглашение.

Логопед: - Интересно от кого бы оно могло быть? Прочитаем!

К вам гостья пришла, золотая пора

 Красивым ковром все вокруг убрала

 Деревья украсила пестрой каймой,

 Кругом засияла нарядной листвой,

 На праздник свой вас к себе приглашу

 Плоды урожая для вас соберу.

- Вы догадались от кого это приглашение?

Дети: - От Осени.

Логопед: - Осень нас приглашает в гости, вы готовы идти?

- Но мы же не знаем дорогу, куда идти, кто нам поможет? Шуршик, ты знаешь, где живет Осень?

Шуршик:- Знаю! Я шел, по трем дорожкам и каждая звучала по-своему. Когда я шел, по дорожке из камней камни громко стучали под моими ногами ударяясь, друг о друга. Потом, я повернул на песчаную дорожку, и до моих ушей доносилось шуршание теплого песка. Потом, я шел вдоль реки, и я слышал под ногами плеск воды. Чтобы не забыть все эти звуки, я принес их с собой.

Логопед: - А вы ребята, сможете, как Шуршик узнать по какой дорожке мы идем?

Игра: “Что шумит в баночке?”

Логопед: - Ну, вот мы подошли к реке, как же нам переправиться на другой берег?

Шуршик: - Через реку можно переправиться, если построить мост из красивых слов о осени.

(Дети называют прилагательные и выкладывают мост)

Логопед: - Ваши красивые слова помогли нам построить мост и перейти на другой берег. А куда же дальше идти? Ой, ребята, кто-то там за деревьями слышится.

Медведь:

Я в лесу глухом живу

 Неуклюжий, косолапый.

 Летом ем малину, мед,

 А зимой сосу я лапу.

Логопед: - Кто это?

Дети: - Медведь.

(Выходит медведь)

Логопед: - Здравствуй, Михаил Потапыч! Не знаешь ли ты дорогу к поляне, где живет Осень?

Медведь: - Знаю, но покажу, если вы поможете мне собрать корзину грибов, вот на той поляне. Только смотрите, ядовитые грибы не собирайте!

Логопед: - А мы знаем съедобные грибы.

Под осиной растет, какой гриб? – Подосиновик.

Под березой? – Подберезовик.

Гриб с волнистой шапкой называется как? – Волнушка.

Название гриба очень похоже на название домашнего животного. – Свинушка.

Какой гриб носит название дикого животного? – Лисичка.

Какие грибы можно есть сырыми? – Сыроежки.

А как называются грибы, растущие на пнях? – Опята.

Медведь: - Спасибо, ребята, идите по тропинке прямо и дойдете. Осени от меня поклон передайте.

Логопед: - Идем дальше. Осторожно ребята, перед нами бурелом, пригнитесь пониже, чтобы пройти и не пораниться. Дальше болото – прыгайте по кочкам, чтобы не промочить ноги. Перед нами заросли жгучей крапивы, прижмитесь друг к другу, поднимитесь на носочки, поднимите руки вверх, чтобы не обжечься. Ну, вот мы и прошли все преграды.

- Слышите, кто-то на дереве стучит?

Белка:

Я мала, шубка пышна

 В дупле живу, орехи грызу.

Логопед: - Кто это может быть?

Дети: - Белка!

(Выходит белочка)

Логопед: - Здравствуй, белочка, мы шли в гости к Осени и заблудились, не покажешь ли нам дорогу?

Белка: - Я тоже собиралась к Осени в гости и собрала по всему лесу листочки, но подул ветер и разбросал мои листики.

Логопед: - Мы поможем тебе. Ребята, а вы знаете, какой лист с какого дерева упал?

- Если лист упал с осины, он… (осиновый)

- С березы – березовый лист

- С тополя - тополиный лист

- С дуба – дубовый лист

- С клена – кленовый лист

- Кажется, мы приближаемся к поляне.

(Слышится шуршание листьев)

- Ой, кто там под кустом шуршит?

Ежик:

Я серый недотрога

 Живу в глуши лесной,

 Иголок очень много

 А ниток не одной.

Дети: - Это ежик!

Логопед: - Ежик, ты не проведешь нас на поляну к осени?

Ежик: - Проведу, только вот яблочки соберу для Осени, в подарок.

Логопед: - Мы поможем тебе, и за одно поиграем в игру “Назови слова”

Дети называют: сладкие слова, теплые слова, мокрые слова.

Входит Осень.

Осень: - Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть. Путь ваш был не легким. Я слышала, что вы знаете много слов, которые меня украсили. За это я приготовила вам угощения.

Логопед: - Мы тоже пришли не с пустыми руками.

Дети читают стихи, загадки, поговорки об Осени.

Все вместе составляем коллаж “Золотая Осень в лесу”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как метод взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

В данной статье представлен опыт работы по использованию метода проектирования в коррекционной работе учителя-логопеда....

«Использование изобразительной деятельности в реабилитационно-коррекционной работе с детьми, страдающими нарушением общения»

laquo;Ребёнок с задержкой психического развития», «ребёнок с нарушением общения» - это проблема, которая интересует врачей, психологов, логопедов, педагогов. Не всегда можно разобра...

Статья "Значение театрально-игровой деятельности в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда".

Опубликовано 04.02.2018 - 14:34 - Майорова Елена ВалерьевнаСтатья "Значение театрально-игровой деятельности в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда". Сборник "Актуальные...

Конспект занятия «Сторителлинг в изобразительной деятельности в коррекционной работе с детьми ограниченными возможностями »

Цель: Формировать умения выполнять аппликацию в нетрадиционной технике в виде цветочка, активизация творческой деятельности, коррекции по развитию психических процессов и эмоциональной сферы ребёнка....

«Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в коррекционной работе с детьми»

Изобразительная деятельность - как средство активизации  творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья. ...

Методическая разработка для очного образования детей с проблемами в интеллектуальном развитии«Значение настольной игры «Шагай наадан» в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

        Роль игры в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) очевидна, так как с её помощью можно успешно корректировать, улучшать, развивать...

Выступление Тема: «Методы и формы коррекционной работы с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра» Дискуссионная площадка. Вопрос – ответ: инклюзивное образование в ДОО, НОО «О коррекционной работе с детьми с ОВЗ и детьми инвалидами в рамках

ВыступлениеТема: «Методы и формы коррекционной работы с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра»Дискуссионная площадка. Вопрос – ответ: инклюзивное образование в ДОО, Н...