«Использование изобразительной деятельности в реабилитационно-коррекционной работе с детьми, страдающими нарушением общения»
методическая разработка на тему

Тинт Наталия Викторовна

«Ребёнок с задержкой психического развития», «ребёнок с нарушением общения» - это проблема, которая интересует врачей, психологов, логопедов, педагогов. Не всегда можно разобраться в причинах и основанных на них отклонениях в поведении. Процент детей с унаследованной психической патологией на протяжении последних лет растёт. 
Свои проблемы ребёнок не может решить самостоятельно. Поэтому для коррекции нервно – психической сферы детей успешно применяют продуктивные виды деятельности и как один из них - изобразительная деятельность.
Я работаю с детьми, которые страдают нарушениями психического развития. Среди них дети с нарушением общения(коммуникативных навыков). 
Изобразительная деятельность  является хорошим средством для установления контакта, определённой коррекции недостатков интеллектуального и эмоционального развития детей, страдающих ранним детским аутизмом. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование изобразительной деятельности в реабилитационно-коррекционной работе с детьми, страдающими нарушением общения»

Опыт работы логопеда-дефектолога

Тинт Наталии Викторовны

Содержание.

Введение ………………………………………………………………………………………………………………………………3

Основная часть

1.  Описание детей с синдромом Каннера………………………………………………………………………. 4.

а. Нарушение речевого развития ……………………………………………………………………………………..4.

б. Трудности формирования целенаправленного поведения ……………………………………….4.

в. Влечение к агрессивным действиям

- агрессия…………………………………………………………………………………………………………………………..6.

- аутоагрессия……………………………………………………………………………………………………………………6.

2. Реабилитационно – коррекционная работа ………………………………………………………………6.

а. первый этап – установление контакта с ребёнком …………………………………………………….6

б. второй этап – смягчение аффективных расстройств ………………………………………………..…7

3. Работа по преодолению страхов у детей, страдающих нарушением общения ………..8

3.1. Игра: «Психодрамма»……………………………………………………………………………………………….…8

3.2. Рисование страхов. А.И.Захаров.………………………………………………………………………………10

4. Игра с красками.………………………………………………………………………………………………………….…10

5. Вывод. ……………………………………………………………………………………………………………………………11

Введение.

«Ребёнок с задержкой психического развития», «ребёнок с нарушением общения» - это проблема, которая интересует врачей, психологов, логопедов, педагогов. Не всегда можно разобраться в причинах и основанных на них отклонениях в поведении. Процент детей с унаследованной психической патологией на протяжении последних лет растёт.

Свои проблемы ребёнок не может решить самостоятельно. Поэтому для коррекции нервно – психической сферы детей успешно применяют продуктивные виды деятельности и как один из них - изобразительная деятельность.

Я работаю с детьми, которые страдают нарушениями психического развития. Среди них дети с нарушением общения.

По рекомендации врачей, психолога, логопеда уделяю в своей работе большое внимание изобразительной деятельности, так как этот вид деятельности является хорошим средством для установления контакта, определённой коррекции недостатков интеллектуального и эмоционального развития детей, страдающих ранним детским аутизмом.

1. Описание детей с нарушением общения.

Отдельные описания детей с аутистическими нарушениями психического развития и попыток педагогической деятельности с ними стали появляться ещё в прошлом столетии.

В 1943 году доктор Каннер впервые сделал заключение о существовании особого клинического синдрома с типичным нарушением психического развития – «синдром раннего детского аутизма». Изучением этого синдрома, возможностями коррекционной работы с такими детьми занимались множество специалистов.

Установлено, что синдром Каннера встречается, как правило, в 2-3 случаях на 10000 детей. Чаще встречается у мальчиков. Детский аутизм является следствием особой патологии, в основе которой лежит недостаточность ЦНС.

Причины: врождённая аномальная конституция, врождённые обменные нарушения, рано начавшийся шизофренический процесс и т.д. детский аутизм может быть осложнён различной степенью умственной отсталостью, грубым недоразвитием речи, иметь эмоциональные расстройства. Тяжёлые случаи – осложнённые умственной отсталостью, когда ребёнок так и не выделяет из других впечатлений внешнего мира, одинаково радуется свету лампы и маме.

Но, в большинстве случаев ребёнок, страдающий нарушением общения, получает удовольствие от эмоционального контакта.

а). Нарушение речевого развития.

Внешняя речь практически отсутствует, а внутренняя может сохраняться. Такой ребёнок не всегда выполняет речевые инструкции из-за моторных трудностей, недостаточной целенаправленности и невозможности сосредоточить внимание, но полученная ребёнком информация в той или иной мере учитывается в деятельности, поведении. У ребёнка может богатый пассивный словарь, соответствующий возрастной норме. Во время проведения занятий с таким ребёнком я стараюсь неоднократно повторить, озвучить каждое действие. Н-р, при совместной лепке комментирую все движения рук, приёмы:

- «Возьми в руки пластилин. Этот кусочек яркий, мягкий. Я его мну пальчиками, посмотри С. , у тебя получится тоже».

б). Трудности формирования целенаправленного поведения.

Поставленная цель, речевая инструкция, просьба не регулируют поведение ребёнка, он не может отвлечься от впечатлений окружающего, эти впечатления разрушают влияние взрослого. Аутичный ребёнок в большей степени зависит от посторонних воздействий. Если ребёнок сосредоточен на каком –то занятии, его трудно научить чему-то новому, даже если это ему интересно.

Мальчик,6 лет. Постоянно находил нитки, на улице травинки и крутил у себя перед глазами в течение длительного времени. При попытке привлечь его к игре громко кричал, плакал, рвал листы бумаги, разбрасывал краски, кидал кисти, карандаши. На индивидуальном занятии с мальчиком, я убрала кисточку, взяла лист бумаги, но белый, а матовый, так чтобы, видел ребёнок, взяла нитку, опустила в разведённую в баночке гуашь и провела ею по листу. Каждое своё действие я проговаривала. Затем, взяв руку мальчика в свою руку, проделала те же движения. Мальчика заинтересовал яркий след на листе бумаги. Постепенно, через несколько занятий, ребёнок взял кисть. В дальнейшем удалось избежать негативных реакций на попытки привлечь данного ребёнка к занятиям по рисованию. Я использовала стереотипные движения ребёнка для развития целенаправленной деятельности.

Такие дети, очень избирательны в действиях с игрушками. При ручной ловкости в своих излюбленных занятиях дети крайне неловки, когда нужно действовать по образцу, по инструкции. Такой ребёнок может сосредоточиться на короткое время, но потом наступает изнеможение или полное возбуждение. В результате особенностей аффективной сферы, трудностей целенаправленного воздействия нарушается психическое развитие детей, их социализация. Приспособление к дефекту, поиск возможных форм существования происходят без помощи взрослых и носят патологический характер. При взрослении своеобразные черты нередко сглаживаются, а в иных случаях трансформируются в иные болезненные состояния.

Аутистическая самоизоляция ведёт детей к задержке приспособления к внешнему миру, представлению о нём, о людях, об их чувствах. У таких детей присутствуют страхи, самоагрессия (аутоагрессия). Ребёнок не может гибко приспосабливаться (оставшись вне привычной обстановке) становится беспомощным.

Невозможность взаимодействия со взрослым, а значит, и социализация, ведёт к задержке психического развития и закреплению форм ранних примитивно – инстинктивных форм контакта с окружающим.

Ребёнок, страдающий нарушением коммуникативных функций, может многое понять, но работать, играть со взрослым не хочет, наоборот он больше отказывается от контакта.

Что же можно сделать, чтобы в условиях этой недостаточности использовать потенциальные возможности ребёнка?

•        Как научить ребёнка принять помощь взрослого?

•        Как установит взаимодействие с этим ребёнком?

•        В чём надо помочь, и как помочь, если ребёнок не принимает помощь взрослого? Если он доволен, когда его оставили в покое.

•        Как организовать общение ребёнка с внешним миром?

в). Влечение к агрессивным действиям.

У некоторых детей страдающих нарушением общения наблюдается влечение к агрессивным действиям. Но агрессия – явление неоднозначное. В процессе работы с литературой я составила схему:

А Г Р Е С С И Я:

•        Агрессивные действия могут быть начальными формами контакта с окружающим;

•        Формой защиты;

•        Средством обороны;

•        Защитой от окружающего;

•        Примитивным способом взаимодействия с окружающим;

•        Сопротивлением ребёнка попыткам взрослых нарушить его аутистичекую отгороженность, привычный порядок жизни.

А У Т О А Г Р Е С С И Я:

•        Это агрессия по отношению к себе;

•        При ситуации усиления напряжения;

•        Сенсорный дискомфорт при волевом вмешательстве взрослого.

2. Реабилитационно - коррекционная работа.

При проведении коррекционной работы, каждый аутичный ребёнок проходит более или менее выраженную стадию подобной агрессивности. Прямая борьба и наказание ещё больше стимулируют активные действия.

Эти дети требуют особого внимания педагога. Мнимые или реальные неудачи в общении провоцируют негативизм, нервозность к помощи из вне. Отрицательное обращение с детьми усиливает патологические предпосылки психического развития.

Коррекция такого отклонения психического развития, при котором нарушения общения преобладает во всём поведении ребёнка и занимает доминирующее место в формировании его аномального развития, носит особый сложный характер.

В связи с тем, что основными причинами аномалии развития является инстинктивно- аффективная недостаточность (тревожность, беспокойство), и нарушения возможности организации деятельности (трудности сосредоточения внимания, целенаправленных действий, повышенная пресыщаемость) коррекционная работа с таким ребёнком имеет два основных направления.

а). Первый этап коррекционной работы – установление контакта с ребёнком.

•        Преодоление аффективной патологии.

•        Формирование целенаправленной деятельности.

- мероприятия, направленные на преодоление аутистической отгороженности, усиление психической активности.

- методики, направленные на коррекцию, как нарушений интеллектуального и эмоционального развития в целом, так и отдельных психических функций (общей, тонкой моторики; восприятия речи).

- методы формирования навыков социального поведения, трудовой, изобразительной деятельности (имеют особенно большое значение для подготовки детей, страдающих нарушением общения, в школу).

Успех социальной адаптации такого ребёнка, занимающегося в коррекционной группе ДС связан с совместной работой врача – психолога- логопеда – педагога. Планирование этапов моей работы определяется теоретическими и методическими рекомендациями, а так же использованием собственного опыта работы с данными детьми.

б) Второй этап - смягчение аффективных расстройств.

В своей работе я старалась подобрать игры, которые содействуют усилению активности. Наблюдая за ребёнком можно выяснить, что ему нравится, к чему он тянется. Это могут быть игры с водой, с песком, камушками, можно рисовать пальчиками краской по бумаге, из мятой бумаги делать фигурки. Как правило, активность связана с аутостимуляцией – тонизирование себя различными приятными ощущениями. При формировании контакта с аутичным ребёнком подключаемся к его занятиям, не усложняя, не предлагая ничего нового – стараемся превратить из механических, стереотипных игр в эмоциональные игры. Но это не взаимодействие, а игра рядом.

Постепенно действиям придаётся игровой смысл. Я старалась по возможности проговаривать всё, что происходило в течение дня.

Н-р, мытьё рук: - «Сейчас я включу воду, поверну кран, чтобы водичка лилась тебе на ручки. Водичка ласковая, тёплая».

Использовала потешку: «Водичка, водичка умой моё личико…».

Старалась добиться, чтобы происходящее вокруг эмоционально заряжало ребёнка. Постепенно нужно давать ребёнку самостоятельно реагировать на события. Если ребёнок раньше боялся, то в данное время мальчик практически без помощи взрослого моет руки, иногда, проговаривает последовательность действий. А самое главное, что ребёнок радуется и хвалит себя.

С этим ребёнком я проводила игры с водой. Я наливала слегка тёплую воду в прозрачную посуду, опускала пластмассовые игрушки, и малыш ловил рыбок пальчиками. Восторг мальчика вызывали яркие игрушки, когда он ловил их и вытаскивал из воды, то громко говорил:

- «Ах, Дима, поймал!».

(Самостоятельная реакция на событие).

Радости мальчика не было предела. За этим занятием он провёл 8 -10 минут. В таких ситуациях ребёнок может повторять слова взрослого и копировать его реакции.

Основная задача, чтобы ребёнок эмоционально осознал происходящее событие и активно включился в него. Чем больше ребёнок понимает смысл, тем спокойнее и увереннее он в себе.

3. Работа по преодолению страхов у детей страдающих нарушением общения.

Ребёнок, страдающий нарушением коммуникативных функций, не просто безразличен к окружающему, он боится его. Даже самых внешне безразличных детей, отгороженных от окружающего, мучают страхи и тревога.

Страхи возникают от:

•        его (ребёнка) сверхчувствительности;

•        его беспомощности, непонимания окружающего.

Выяснить чего боится ребёнок можно, понаблюдав за его поведением. Если ребёнка что-то пугает, он напрягается, отворачивается, произносит нелепые фразы, может петь, хохотать.

Девочка 5 лет, при включении телевизора закрывает руками уши, плачет, убегает. При незначительном повышении голоса, со стороны взрослого или ребёнка , девочка закрывает лицо руками и ходит взад –вперёд и плачет.

С этой девочкой мы рисовали страх («психодрамма»). Я нарисовала телевизор с пустым экраном (занятие провела после включения телевизора). М. закрасила экран тёмным карандашом и бросила его, она была напряжена и без остановки говорила – «не будешь, не будешь!». Затем я взяла ластик и стала стирать карандаш, повторяя: - «М. не боится телевизора. Посмотри, как светло и хорошо стало!». После этого я нарисовала на экране «телевизора» цветочек, а М. что-то похожее. На столе лежал тёмный карандаш, но девочка не стала закрашивать нарисованные цветы. Со временем, М. перестала так реагировать на включенный телевизор. Непродолжительное время М. может смотреть мультфильм, повторяя реплики героев.

Необходимо, чтобы вся обстановка жизни ребёнка была спокойной, не травмирующей, неяркой, негромкой. Такие дети нуждаются в подбадривании, подчеркивании умении, храбрости.

3.1. Эффективным способом смягчения, преодоления страхов является игра:

«Психодрамма».

Так как, особенностью творчества детей с нарушением общения является отражение характера их психического состояния: страхов, агрессии, возбуждения. Эти рисунки помогают определить психическое состояние ребёнка. Я применяла игру – рисование в своей работе. В процессе работы с литературой я составила схему:

«Психодрамма»:

- освобождение от напряжения и тревоги;

- эффективный способ смягчения страхов;

- преодоление устоявшихся страхов;

- игра позволяет ребёнку почувствовать себя выше того, что его пугает.

Так как изобразительная деятельность служит хорошим средством для установления контакта, определённой коррекции недостатков интеллектуального и эмоционального развития, то для своей работы я взяла вариант «психодраммы», который возможен в процессе рисования.

Мальчик, 6 лет. Рисует яркими красками: синей воду, жёлтой – солнце. Вдруг, макает кисть в коричневую краску, закрашивает все предметы и быстро, быстро говорит: - «Пришли крысы! Крысы съедят детский сад. Детский сад сгорит! Огонь!». В этом случае я предложила ребёнку чистый лист и карандаш, аккуратно соединив листы, я сказала мальчику: - «С., крысы боятся огня, пусть они переберутся сюда». Мальчик закрасил карандашом лист, приговаривая: - «бегут крысы!». После этого я сказала ребёнку: - «Ты такой большой и храбрый мальчик, а крысы маленькие и не страшные, посмотри, они же убежали! А ты молодец, что их не испугался. Мы их не боимся! С. Повторял: - «Да!» Я дала мальчику ластик мы вместе стали стирать «изображение», мальчик какое-то время был спокоен. А огонь мы закрасили синей гуашью, т.е. потушили водой.

Ребёнок сам рисует свой страх, как бы показывая взрослому, чего он боится, он снова и снова проигрывает пугающую ситуацию, пытается её преодолеть. В этой игре – рисовании можно пугающие впечатления представлять незначительными.

Сначала целесообразно создать приятную игру – занять ребёнка, создать атмосферу безопасности, затем аккуратно ввести в игру сюжет, предмет (либо ребёнок это сделает сам) травмирующий ребёнка, проигрывать их, подбадривая малыша.

На последнем этапе этой работы пугающий объект превращается в смешной.

Но, справиться со страхом удаётся не сразу – это длительный процесс. Задача игротерапии - постепенное формирование большей эмоциональной устойчивости ребёнка в отношении к травмирующим факторам.

Для таких детей необходимо:

1.Эмоционально положительное тонизирование

2. Ободрение;

3. Расширение эмоциональных связей с окружающим.

В процессе практической работы с детьми, я пришла к выводу, что применяя метод «психодраммы» в рисунке, взрослый помогает ребёнку снять напряжение, страхи, испуг, беспокойство. Эту игру можно в работе с детьми, страдающими психическими отклонениями, т. к. практически все эти дети страдают нарушением общения и их мучают страхи.

3.2. Рисование страхов А.И. Захаров.

После ознакомления с книгой А.И Захарова, для себя я составила схему:

•        тёмные цвета – отсутствие жизнерадостности, большое количество страхов, пониженное настроение;

•        яркие цвета – активный жизненный тонус, оптимизм;

•        неустойчивые изображения, множественные пересекающие линии – повышенная возбудимость, гиперактивность;

•        рисует мало, предпочитает другие виды деятельности – заторможенность;

•        широкие мазки, отсутствие предварительных набросков – уверенность, решительность.

Затем я провела работу с девочкой (7 лет), которая страдала от сильнейших приступов, практически не говорила. Я заметила, что когда девочка была в хорошем настроении, она использовала яркие краски. А если она себя чувствовала плохо, или чем- то была раздражена, на листе бумаги появлялись пятна чёрной краски. С помощью рисунков Л. показывала (не понимая этого) своё состояние. Эти рисунки были нарисованы на втором году посещения ДС. И в зависимости от состояния Л. проводилась реабилитационная работа.

4. Игры с красками.

Первые взаимодействия должны быть очень просты, организованы в игровой форме на основе стремления самого ребёнка. Каждое пристрастие ребёнка используется для установления контакта, для организации эмоционально-тонизирующей игры (занятия). Если ребёнку нравиться играть с водой, его привлекают яркие краски, значит, нужно помочь ребёнку направить его интересы в нужное русло. Рисовать не как принято, а как интересно.

Как весело и заманчиво рисовать прекрасные каракули, так как хочешь только ты. Можно малевать лёжа на полу или за столом. При помощи губки, малярной кисти, фломастеров, разведённой акварельной краски, тряпочки и просто кончиками пальцев.

Можно рисовать на доске, на обёрточной бумаге и на газете. Самое главное, чтобы взрослый не нарушил эту игру. Когда наблюдаешь за ребёнком, то видишь чистую радость от того, что «это сделал Я – всё это моё!».

Практически все дети рисуют красками, потому что этому учат взрослые. Но разве не интересно узнать, что получится, если рисовать «грязной» водой? И дети с удовольствием пробуют, и им это нравится!

Очень любят дети печатать. Я печатала со своими воспитанниками пуговицами, катушками от ниток и т.д. И ни одно из этих занятий не заканчивалось слезами разочарования. Потому что всё получается ярко, оригинально, необычно, а главное практически без помощи взрослого. Я показала детям, как можно рисовать цветы, взяв салфетку, сложив много раз, обмакнув в краску и прижать к бумаге. На радость детям на листе распустились цветы невиданной красоты! А для катушки использовалась тряпочка с краской. Дети очень полюбили печатать, потому что это легко.

При организации рисования можно и нужно опираться на стремление ребёнка заканчивать начатое действие. При этом ребёнок сам дорисовывает незавершённый рисунок, подрисовывает детали изображения (глаза, нос, хвост).

5. Вывод.

Изобразительная деятельность служит хорошим средством определённой коррекции недостатков интеллектуального и эмоционального развития детей страдающих нарушением общения. С помощью художественного творчества вносятся коррективы в саму деятельность ребёнка. Развиваются вкус, наблюдательность, способность анализировать, а так же расширяются представления об окружающей природе, дети учатся различать цвет, форму, величину, сходства и различия.

Практически со всеми детьми, страдающими психическими заболеваниями можно и нужно проводить такие занятия, т.к. все эти дети испытывают трудности при общении.

После проведения комплекса занятий, по моим наблюдениям, дети стали более коммуникабельны, активны, более послушны. Эти занятия по изо-деятельности в системе воспитательно-коррекционной работы отразили положительную динамику в развитии воспитанников группы.

Список литературы.

1. Власова Т.А., Певзнер М.С. "О детях с отклонением в развитии". М. Педагогика, 1973 г

2. Вроно М.Ш. "О раннем аутизме". Педиатрия-1976 г. №7

3. Година Г.Н., Пилюгина Э.Г. "Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста", М:Просвещение, 1987

4. Гуакова М.А. "Аппликация", М:Просвещение, 1982 г.

5. Захаров А.И. "Как предупредить отклонения в поведении ребенка". М:Просвещение, 1986 г.

6. Иванова Н.Я., Лебедева Е.А. "Самые маленькие в д/с", М:Просвещение, 1967 г.

7. Пазакова Т.Г. "Развивайте творчество у детей", М:Просвещение, 1985 г.

8. Ковальская Е.Г. "Обучение детей рисованию", М: Просвещение

9. Косминская В.Б., Хамзова Н.В. "Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей", М:Просвещение, 1981 г.

10. Кэрол Тингей-Михаэлис "Дети с недостатками развития", М:Педагогика, 1988 г.

11. Коган В.Е. "Аутизм и детей", М: Медицина, 1981 г.

12. Лебединский В.В. "Нарушения психического развития у детей", М:МГУ, 1985 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая работа с детьми, страдающими ДЦП

Детский церебральный паралич (ДЦП) — заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. ...

Применение нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми с нарушениями развития

Сообщение о применении нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьтми с нарушениями умственного развития....

Приемы и методы работы с детьми, страдающими расстройством аутистического спектра

В статье обобщен опыт работы с детьми с расстройством аутистического спектра....

Использование возможностей сенсорной комнаты в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения

В данном материале представлены практические наработки тифлопедагога по использованию возможностей сенсорной комнаты в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения. В статье  раскрывается те...

Методические приёмы работы с детьми, страдающими алалией

Начальные этапы работы с детьми, страдающими алалией...

Организация и содержание логопедической работы с детьми, страдающими дизартрией.

Логопедическое, клиническое психологическое и логопедическое изучение детей с дизартрией показывает, что эта категория детей очень неоднородна с точки зрения двигательных, психических и речевых наруше...

Нетрадиционные приёмы повышения эффективности логопедической работы с детьми, страдающими псевдобульбарной дизартрией».

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Это нарушение обусловлено недостаточностью иннервации речевого ап...