Статья "Значение театрально-игровой деятельности в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда".
статья
Опубликовано 04.02.2018 - 14:34 - Майорова Елена Валерьевна
Статья "Значение театрально-игровой деятельности в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда". Сборник "Актуальные проблемы педагогики, психологии и профессионального образования". Сборник научно-практических и методических статей Министерства образования и науки России ФГБОУ высшего образования "Астраханский государственный университет". Выпуск №13 (2017).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Значение театрально-игровой деятельности в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда.
“Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира детей…”
(Б. М. Теплов)
“Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок”.
Сухомлинский В.А
Приоритетным направлением коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда, является целостное развитие личности ребенка с помощью специфических и неспецифических коррекционно-педагогических средств. Недостаточно сформированные речевые функции сказываются и на формировании психической жизни ребенка: затрудняют общение с окружающими, могут препятствовать правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения и письма, как следствие, и других школьных знаний, умений и навыков.
В рамках основных занятий решаются образовательные, коррекционные и воспитательные задачи. Театрализованная деятельность позволяет модифицировать и дополнить привычные формы и методы коррекционо-развивающего воздействия. Поставленные перед учителем-логопедом задачи, можно решать в формате досуговых мероприятий.
Цель:
организация комплексных занятий для укрепления и расширения материала рабочих программ, за счет активизации ресурсов социально-психологической адаптации личности ребенка.
В соответствии с введением новых стандартов меняется и сама образовательная цель обучения: необходимо не только дать ребенку определенные знания, но и развить его как личность в целом.
Перед учителем-логопедом стоит задача не только исправить, скорректировать нарушения, но и стремиться параллельно развивать ребенка через различные виды деятельности.
Задачи:
1. определение и создание оптимальных условий для развития личностных, познавательных, коммуникативных способностей детей при подготовке и в момент проведения мероприятия;
2. применение индивидуально-ориентированных приемов для активизации речевых и познавательных операций детей с ОВЗ, с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей;
3. осуществление информационно-просветительской и консультативной работы с родителями;
4. организация содержательного, интересного и полезного досуга
детей с ООП.
У детей, зачисленных на занятия с учителем-логопедом, часто отмечаются следующие проявления речевых нарушений:
- бедность выразительных средств речевого оформления;
- недостаточное понимание значения ряда слов, образных выражений;
- низкая речевая активность;
- недостаточная сформированность не только спонтанной, но и отраженной речи;
- нарушение письменной речи.
Л.С. Выготский отмечал необходимость использования тех видов деятельности, которые привлекают ребенка, соответствуют его возрасту. Для дошкольника – игра. Игровое общение формирует, совершенствует речевую активность ребенка. Для решения логопедических задач эффективно использовать театрализованные игры, привлекать театральные средства, атрибуты.
Один из видов игры - театрализованная игра. Это эффективное средство социализации ребенка в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. Участие в театрализованной постановке имеет коллективный характер, и это создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия.
Театральная деятельность развивает у детей способность различать эмоциональное состояние человека при помощи речи, интонаций, жестов, мимики. А важнейшей воспитательной задачей, решаемой в процессе театрализованной игры, является способность анализировать и оценивать поступки героев, умения ставить себя на место другого человека в различных жизненных ситуациях.
В театрализованной игре осуществляется эмоциональное и речевое развитие детей (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). У детей с нарушениями речи фиксируются: неустойчивость внимания, плохая слуховая и зрительная память, не в полном объеме сформированы актуализация и дифференцированность словаря, нарушен грамматический строя речи, недостаточно сформировано фонетико-фонематическое восприятия.
Попадая в волшебный мир театрального действа, дошкольники и школьники учатся общаться, вести диалог, изменять силу голоса, темпом речи, учатся чувствовать аудиторию, развивать культуру речи, изменять тембр голоса.
Важной составляющей в организации досуговых мероприятий, является сама атмосфера «праздника». Элементы игры, костюмированные персонажи, музыкальное оформление, двигательные паузы – позволяют преодолевать трудные моменты, достигать эмоционального комфорта. Положительный эмоциональный фон – залог готовности ребенка к продуктивному взаимодействию со взрослым и со сверстниками.
Цель коррекционной работы логопеда в рамках театрализованно-игровой деятельности: научить детей говорить отчетливо, грамотно, выразительно.
Для достижения данной цели, на занятиях по развитию речи можно использовать речевые игры и упражнения, направленные на:
- развитие дыхание и свободы речевого аппарата,
- умение владеть правильной артикуляцией,
- четкой дикцией,
- разнообразной интонацией,
- логикой.
- игры со словом, развивающие связную речь,
- творческую фантазию,
- умение сочинять небольшие рассказы и сказки,
- подбирать простейшие рифмы.
Основной целью является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов.
Исходя из основной цели, можно выделить следующие задачи:
- развитие речи детей и коррекция ее нарушений;
- развитие мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через театральную деятельность и специально организованные речевые праздники-конкурсы;
- обеспечение понимания детьми способов коррекции речи;
- развитие познавательных способностей, произвольной регуляции деятельности, эмоционально-личностной сферы;
- развитие эстетических способностей.
Решаемые задачи:
- стремимся к формированию всей речевой системы на основе мотивационных устремлений детей, направленных на исправление своих речевых нарушений через театральную деятельность и речевые праздники – конкурсы;
- добиваемся комплексного взаимодействия театрально – игровой
деятельности и методов развития речи;
- используем методы и средства, побуждающие детей к яркому, эмоциональному процессу развития речи;
- создаем среду, побуждающую детей к активному образовательному процессу и стремлению на исправление своих речевых дефектов через театральную деятельность;
- формируем и развиваем навыки устной речи, как ведущего средства общения и познания;
- взаимодействуем с педагогами и родителями.
Основные направления логопедической работы в театрально-игровой
деятельности:
• Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.
• Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.
• Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.
Ожидаемые результаты:
- развития речи в целом, за счет включения детей в творческую деятельность;
- позитивное взаимодействие детей в коллективе;
- формирование модели поведения, повышение общей культуры ребенка;
- раскрытие творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности;
- целостное воздействие на речевую систему;
- речевое раскрепощение ребенка (учет речевых нарушений).
Театрально-игровое занятие включает следующие элементы:
- логопедическую (артикуляционную) гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата, рекомендованных Т. Буденной, О. Крупенчук, Т. Воробьёвой;
- чистоговорки для автоматизации и дифференциации всех звуков (по мере их постановки в речи);
- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики, поскольку речь формируется под влиянием импульсов, идущих от рук;
- упражнения, этюды под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
- фонопедические упражнения по методу В. Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
- песенки, стихи, потешки, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;
- игры и упражнения на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей, закрепление лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи;
- Театральная деятельность: театральные (творческие) игры, кукольный (настольный) театр, игры драматизации.
Литература:
- Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ВЛАДОС, 2003г. – 103 с.
- Артемова Л.B. «Театрализованные игры». -М.: Просвещение, 1986 г. 67 с.
- Выготский Л.C. «Воображение и творчество в детском возрасте». - М.: Просвещение, 1991 г.
- Картамышева А.И. Музыкально-театральная деятельность, как средство развития художественно-исполнительских навыков у детей дошкольного возраста. – Минск: МГИ, 2008. – 67 с.
- Маханева М. «Театрализованная деятельность дошкольников// Дошкольное воспитание». 1999, №11-с6-14.
- Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2006. - 126 с.
- Сорокина Н. «Кукольный театр в детском саду// Дошкольное воспитание». 1997, № 6, с. 61-63.
- Чурилова Э.Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников». -М.: Владос, 2001. 159 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ними".
Ресурс содержит материал обобщения опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекци...
Программа коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда
В рабочей программе определены коррекционно-развивающие цели и задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связн...
Использование песочной терапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда в ДОУ
Речь является основной коммуникативной функцией, которая открывает доступ ребёнку ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием речи у ребёнка связано формирование личности и основных психиче...
Повышение качества коррекционно - развивающей работы с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями через использование ИКТ в работе учителя - логопеда дошкольного учреждения.
Выступление на городском семинаре для руководителей и старших воспитателей...
«Модели артикуляции звуков в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда».
Модели артикуляции звуков отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука, положение губ и работу голосовых складок. Коррекционная работа при постановке звуков пров...
Опыт работы «Современные и инновационные образовательные технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»
В опыте работы рассматривается применение современных технологий, методов и приемов на их основе, которые строятся на практической направленности, игровой деятельности и творческом характере обучения ...
Применение инновационных образовательных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда Л.А. Струковой с детьми дошкольного возраста в условиях детского дома: Коррекционно - развивающее сопровождение образовательного процесса - это целостна
Коррекционно - развивающее сопровождение образовательного процесса - этоцелостная система взаимодействия всех его участников: ребенка, учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, социал...