"Человек привычки - человек воли"
методическая разработка (7 класс) по теме

Конова Ирина Ивановна

 

Информационно-аналитическая беседа с элементами ситуативного практикума для подростков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx29.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Центр внешкольной работы»

Заседание клуба

 «Включите душевное зрение»

«Человек привычки – человек воли».

Информационно-аналитическая беседа

с элементами ситуативного практикума

Подготовила:

Педагог-организатор

Конова И.И.

Ст. Полтавская, 2010 г.

Цели: воспитание волевых качеств подростков.

Задачи:

1.) Раскрыть понятие «привычка». Какими бывают привычки?

2.) Дать учащимся представление о культуре как многогранном, сложном явлении жизни людей; заложить основы нравственной культуры, базовой по отношению к другим видам культуры; развивать умение самонаблюдения, самооценки, самоконтроля, навыки культуры общения, поведения человека в обществе.

3.) Подвести итоги заседания клуба.

Оборудование: словари, портрет А.Чехова, куклы, видеофрагмент из журнала "Ералаш", карточки с планом заседания клуба, листы чистой бумаги – по 2 на команду, текст викторины и кроссворд – на каждую команду.

На стенде: "В мире мудрых мыслей", "Из Конституции России", кроссворд по теме "Культура", подборка иллюстраций.

На доске эпиграф: "В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли" (А.П.Чехов).

Музыкальное оформление: подбор музыкальных фрагментов для проведения конкурсных заданий.

Здравствуйте, дорогие ребята, учителя, уважаемые гости!

Рада приветствовать вас на очередном заседании клуба «Включите душевное зрение». Тема сегодняшнего заседания: «Человек привычки – человек воли».

Цель нашего заседания: воспитание волевых качеств. А проведем мы его в форме информационно-аналитической беседы с элементами ситуативного практикума. Хочу сразу обозначить задачи, над которыми мы будем работать:

  • Мы должны раскрыть понятие «привычка». И выяснить, какими бывают привычки.
  • Включить процесс вашего самонаблюдения, самооценки и самоконтроля.
  • Узнать о культуре как многогранном и сложном явлении в жизни людей.
  • В заключении мы вместе подведем итоги заседания клуба.

А практикум наш будет не простым, мы проведем его на конкурсной основе.

Сегодня на заседании присутствуют представители 5-ти школ Красноармейского района.

Поприветствуем их! Вам, ребята, будут даны, в ходе заседания, 9 заданий.

Команды! Старайтесь и работайте коллективно! Покажите жюри, насколько вы дружны и сплочённы! От этого зависят ваши оценки.

Я представляю вашему вниманию жюри.

Вводное слово педагога: Формирование человека начинается, как известно, с раннего детства. Именно на этом периоде жизни закладываются не только основы знаний, но и нормы поведения, убеждения и привычки. Привычки, к сожалению, могут быть ни только хорошими, но и вредными. Именно из привычек складываются достоинства и недостатки человека.

Задание № 1. Перечислите хорошие и вредные привычки. (3 минуты)

Хорошие привычки: всегда отлично выглядеть, заниматься спортом, никогда не опаздывать, читать хорошие книги, тянуться к знаниям, соблюдать гигиену, т.е. быть культурным человеком.

Вредные привычки: те, что мешают самому их обладателю и окружающим его людям. Самые страшные ступени, ведущие вниз: никотин, алкоголь и наркотики. Именно они разрушают ни только жизнь того, кто их употребляет, но и общество в целом.

 Вдумайтесь! 

  • Дети начинают курить в возрасте 9-10 лет, в 10-11 классах курят до 50% мальчиков и 30% девочек. Опыт показывает, что профилактика курения в 6-11 классах неэффективна.

Неуклонно растет число подростков, употребляющих алкоголь и наркотики

  • Средний возраст приобщения к алкоголю мальчиков составляет 12,5 лет, девочек – 12,9 года. Мотивы употребления различны.
  • На вопрос: «Где ты попробовал алкоголь первый раз?» - 50,4% подростков ответили: «дома, с родителями», 44% - «на дне рождения у друзей», 5,6 % - «во дворе, в школе».

Ранняя половая жизнь – обычное явление в подростковой среде

  • Среди учеников 8-11 классов средней школы сексуальный опыт имеют до 48%
  • средний возраст начала половой жизни составляет 16,5 лет
  • Более 40% подростков получают сведения об интимной жизни от друзей, телевидения.

Что такое культурный человек

 Сегодня мы расширим свои представления о культуре, о культурном человеке, о нормах общения. Наша встреча поможет нам развивать в себе умение самонаблюдения, самооценки, то есть поможет нам хотя бы немножко приблизиться к человеку, у которого "должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли".

 Задание № 2.  Какого человека можно назвать культурным? (5 минут)

- внешний вид

- физическая культура

- нормы общения

- уважение к окружающим

- бережное отношение к природе

- культура речи.

 Вот как много сторон имеет культура! Из этих и многих других источников и получает человек то, что делает его культурным.

Всем известна поговорка "По одежке встречают, по уму провожают". Как же выглядит культурный человек? Слово коллективу нашего дома моды.

- Мы подготовили коллекцию моделей весенне-летнего сезона. Правда, второпях мастера нашего дома моды допустили ряд неточностей.

 Задание № 3.  Постарайтесь определить предназначение каждого костюма и ошибки модельеров.

Каждой группе дают по кукле. Обсуждение идет не более 30 секунд, потом по очереди берут слово. "Модельеры" комментируют работу групп, какие требования к своей одежде предъявляет культурный человек:

1. Одежда и сам человек должны быть чистыми и аккуратными.

2. Тона одежды должны сочетаться и подходить к лицу и фигуре человека.

3. Одежда, прическа и украшения должны соответствовать возрасту и занятию.

Итак, наша одежда прекрасна, но самый идеальный костюм великолепно смотрится только на человеке, который развит физически, строен, подтянут, а значит, он дружит со спортом.

- Слово "тренерам нашей спортивной школы".

- Внимательно посмотрите видеофрагмент из журнала "Ералаш".

 Задание № 4.   Каким другим способом, кроме гипноза, можно стать таким же сильным, как Булавкин?

- Что еще, кроме силы, дают физкультура и спорт?

Советы тренеров:

- Регулярно занимайтесь спортом, а не только на уроках физкультуры, больше играйте на воздухе в подвижные игры, принимайте закаливающие процедуры, посещайте спортивные секции, почаще ходите в походы, вовлекайте других ребят в занятия спортом.

Хочется напомнить еще одну пословицу: "В здоровом теле - здоровый дух". Другими словами, есть в этом теле душа, а значит, духовная, или внутренняя, культура. От нее зависят поступки человека.

Слово знатокам культуры общения.

- Внимательно посмотрите ситуацию, которая часто происходит на улице.

Показывают сценку "На улице":

"По тротуару идут прохожие. Издалека два мальчика увидели друг друга:

- Здорово, Андрюха! - кричит один.

- Здравствуй, Валя!

- Ты не знаешь, будут сегодня занятия в кружке?

- Что? В каком рожке?

- В кружке! А то Петька говорит, что - да, а Витька, что - нет.

- Валя, давай отойдем в сторону. Мы мешаем".

Задание № 5. Вопрос группам: в чем не правы ребята?

- Слушаем ответы, комментируем. "Знатоки культуры общения" советуют: если не хотите выглядеть невоспитанными, уважайте окружающих, не создавайте им неудобств, друг друга надо называть по именам, вежливо, разговаривайте спокойно, без крика, нельзя смеяться над физическими недостатками человека, надо всегда помнить, что вокруг нас - люди, достойные уважения.

Ярким признаком внутренней культуры человека является его речь.

Слово "знатокам культуры речи":

- Внимательно прочитайте два текста (читают сами вслух):

1. "Да, понимаете, так здорово! Сначала, значит, он вдруг узнает, а потом, понимаете... Ну, словом, просто здорово... В общем, так сказать, он сначала не знает, и так здорово, что, понимаете, в общем, никто не знает.., а потом, понимаете, он-то уже знает, а они... Ну, в общем, здорово! Понимаете..."

2. "Коротка августовская ночь в Заполярье. Пока Васютка управился с дровами, густая, как смоль, темнота начала редеть, прятаться в глубь леса. Не успела она еще совсем рассеяться, а на смену ее уже выполз туман. Стало холоднее. Костер от сырости зашипел, защелкал, принялся чихать, будто сердился на водную пелену, окутавшую все вокруг. Комары, надоедавшие всю ночь, куда-то исчезли. Ни дуновения, ни шороха. Все замерло в ожидании первого утреннего звука".

Задание № 6.  В каком из отрывков соблюдается культура речи? В каком - нет? Докажите свое мнение.

Советы: чтобы речь была правильной, красивой, культурной, надо больше книг читать. Старайтесь не засорять свой язык лишними словами, бессмысленными выражениями. В словах надо быть вежливым, как и в поступках. Тон разговора должен показывать уважение к собеседнику.

Задание № 7. Викторина.

А теперь мы подведем итог, какого человека можно назвать культурным? Для этого мы сначала откроем тетради и ответим на вопросы викторины. Вам нужно поставить "+" или « - « рядом с номером вопроса. Например, 1. Человек, который вам улыбается. +

2. Который много знает.

3. Царапает надписи на партах.

4. Называет одноклассников по прозвищам, а не по именам.

5. Никогда не опаздывает.

6. Скромно одевается.

7. Громко кричит, поднимаясь по лестнице.

8. Производит в поселке взрывы, пугающие окружающих.

9. Постоянно занимается спортом.

1. + 2. + 3. - 4. - 5. + 6. + 7. - 8. - 9. +

 Задание № 8.  Нарисовать в тетради или на листке портрет культурного человека, составить его обращение к ребятам. Рисунок сдать жюри. 

А от чего зависят поступки человека?" Давайте вспомним, от чего зависят поступки человека, нам поможет в этом кроссворд.

 

1. Характер.
2. Воля.
3. Ум.

 Познакомьтесь с отрывком из известной сказки. А потом дайте характеристику уму, воле и характеру майского жука. Встречались ли вам люди, похожие на него? "Майский жук уселся с Дюймовочкой на самый большой лист, угостил ее сладким цветочным соком и сказал, что она очаровательна, хоть и ничуть не похожа на майского жука. Потом к ним прилетели гости - другие майские жуки, которые жили на том же дереве. Они разглядывали Дюймовочку с головы до ног, барышни шевелили усиками и говорили:

- У нее только две ножки! Какое убожество!

- У нее даже нет усиков!

- Какая у нее тонкая талия!

- Фи, она похожа на человека! Как она некрасива! - твердили все дамы.

На самом деле Дюймовочка была прекрасна. Это находил и майский жук, который принес ее на дерево. Но когда все остальные сказали, что она безобразна, он под конец сам поверил этому и не стал держать ее у себя - пусть идет куда знает, решил он..."

Задание №  9. Как вы понимаете высказывание: "Людишки без воли - трусы, а раз трусы - значит, слабые". И. Павлов.

Делаем вывод: чем сильнее воля человека, тем больше у него положительных привычек, тем сильнее сам человек, а значит он способен на настоящие поступки.

«Красота спасет мир». Давайте задумаемся над этим высказыванием, обсудим его. (Через рассуждение и дискуссию убедить воспитанников в том, что для всего живого необходима Красота; в том, что красота человека - в его делах и поступках.)                      (Ответы ребят. Добавочные баллы.)

Ребята, для всего живого необходима Красота; красота человека - в его делах и поступках. Вы должны воспитывать в себе стремление изживать свои недостатки и заботиться о своем достоинстве. А для этого вы должны развивать в себе волевые качества. Красота человека в его поступках, делах; а они зависят от доброты в душе человека. Есть душа - есть и добро, и красота. Красивый человек - это тот, к которому тянутся люди. Принимая решения, он помнит о своем достоинстве, уважает других людей, совершает добрые поступки, не рассчитывая на вознаграждение.

Подводя итоги вышесказанному, на мой взгляд, очень серьезному разговору, мне хочется прочитать стихотворение тольяттинского поэта Б.Скотневского:
У каждого заботой
Своей
Глаза полны,
Наша Родина не что-то,
Она сегодня - мы.
У каждого дорога
Своя или тропа,
Но пусть нас очень много,
Мы все - ее судьба.
Она не позабудет
Ни света и ни тьмы,
Она такою будет,
Какими будем мы.
И ей, одной-единой,
В любые времена
Не спрячешься за спину,
Хоть широка страна.

Да, ребята, "она такою будет", какими будете вы. Дай-то Бог, чтобы наше будущее было в надежных руках. Смею надеяться - ваших.
Задумайтесь, пожалуйста, и сделайте правильный вывод. Будущее можно улучшить активным вмешательством в настоящее. Растите достойными людьми!

Тема заседания: «Человек привычки – человек воли».

Цель заседания: воспитание волевых качеств.

Форма: информационно-аналитическая беседа с элементами ситуативного практикума.

Задачи, над которыми мы будем работать:

  • Мы должны раскрыть понятие «привычка». И выяснить, какими бывают привычки.
  • Включить процесс самонаблюдения, самооценки и самоконтроля.
  • Узнать о культуре как многогранном и сложном явлении в жизни людей.
  •  Подведение итогов заседания клуба.

Викторина.

А теперь мы подведем итог, какого человека можно назвать культурным?  Вам нужно поставить "+" или  « - « рядом с номером вопроса. Например, 1. Человек, который вам улыбается. +

2. Который много знает.

3. Царапает надписи на партах.

4. Называет одноклассников по прозвищам, а не по именам.

5. Никогда не опаздывает.

6. Скромно одевается.

7. Громко кричит, поднимаясь по лестнице.

8. Производит в поселке взрывы, пугающие окружающих.

9. Постоянно занимается спортом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок естествознание и обществознание в 11 классе по теме Вирусы и их воздействие на человека. Ответственность человека.""

Каждому человеку необходимы целостное мировоззрение и система ценностей, которыми он руководствуется в своей жизни. Ведь современный человек живет в многомерном пространстве культуры, и его быти...

Вредные привычки человека "Наркомания"

Разработка урока по ОБЖ. 9 класс....

Беседа: "Здоровый образ жизни и привычки человека”

Беседа: "Здоровый образ жизни и привычки человека”...

Внеклассное мероприятие "Похитители рассудка. Вредные привычки человека"

Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 8 класса....

8 кл." Особенности высшей нерв-ной деятельности человека. Воля, эмоции, внимание, школьный", 2017г.

8 кл." Особенности высшей нервной деятельности человека. Воля, эмоции, внимание, школьный",  2017г....

Вредные привычки человека

Проблема употребления алкоголя, табака и наркотиков очень актуальна в наши дни. Сейчас их потребление характеризуется огромными цифрами. От этого страдает все общество, но в первую очередь под угрозу ...

ЧЕЛОВЕК НЕСГИБАЕМОЙ СИЛЫ ВОЛИ

Тема о родном крае, о людях, которые внесли большой вклад в развитие своего края – актуальна, значима для каждого гражданина нашей страны. Она никогда не перестанет волновать людей, потому что п...