РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «В мире чисел» (общеинтеллектуальное направление) внеурочная деятельность для учащихся 5 класса
рабочая программа (5 класс) на тему
Программа « В мире чисел» для развития математических способностей учащихся и формирования умений и навыков для решения математических заданий повышенного уровня сложности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr._po_vneurochn.deyat_._5_kl.doc | 157 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с. Утевка
муниципального района Нефтегорский Самарской области
Согласовано Утверждаю
Руководитель МО Директор ГБОУ СОШ с. Утевка
______________ М.Ф. Иванова ________________ В.И. Кузнецов
Приказ № _______ от ______ 2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«В мире чисел»
(общеинтеллектуальное направление)
внеурочная деятельность
для учащихся 5 класса
Учитель: Лопухова Наталья Николаевна
- год
Пояснительная записка
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и так далее.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет успешно овладеть не только обще-учебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Продолжительность каждого занятия 40 минут.
Название программы: Программа « В мире чисел» для развития математических способностей учащихся и формирования умений и навыков для решения математических заданий повышенного уровня сложности.
Цель, задачи и принципы программы:
Цель:
- развивать математический образ мышления
Задачи:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- расширять математические знания в области многозначных чисел;
- учить применять математическую терминологию;
- развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Принципы программы:
- Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся. - Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
- Системность
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
- Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
- Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
Предполагаемые результаты:
Занятия в кружке должны помочь учащимся:
- усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческое мышление;
- способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
- оформление математических газет;
- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность, творческие работы
- самостоятельная работа; работа в парах, в группах.
Примерное содержание занятий кружка «В мире чисел»
- Математика – царица наук.
- Как люди научились считать.
- Интересные приемы устного счёта.
- Учимся отгадывать ребусы.
- Учимся отгадывать ребусы.
- Учимся отгадывать ребусы.
- Решение ребусов и логических задач.
- Решение ребусов и логических задач.
- Загадки - смекалки.
- Загадки – смекалки.
- Игра «Живые числа».
- Обратные задачи.
- Обратные задачи.
- Практикум «Подумай и реши».
- Задачи с изменением вопроса.
- Проектная деятельность «Газета любознательных»
- Решение нестандартных задач.
- Решение нестандартных задач.
- Решение олимпиадных задач.
- Решение олимпиадных задач.
- Решение задач международной игры «Кенгуру»
- Математические горки.
- Наглядная алгебра.
- Решение логических задач
- Решение логических задач..
- Знакомьтесь: Архимед!
- Задачи с многовариантными решениями.
- Знакомьтесь: Пифагор!
- Математический КВН
- Наука геометрия.
- Математические игры.
- Математические игры.
- Математические игры.
- Круглый стол «Подведем итоги»
Календарно-тематическое планирование
«В мире чисел»
5 класс
2013-2014 учебный год
(2 часа в неделю, всего 68 часов)
№ |
| Виды деятельности | Форма контроля | Дата |
1. | Вводное занятие «Математика – царица наук» | |||
2. | Как люди научились считать. | выполнение заданий презентации «Как люди научились считать» | ||
3. | Устный счет. | устный счёт | ||
4. | Интересные приемы устного счёта. | устный счёт | ||
5. | Устный счет. | устный счёт | ||
6. | Учимся отгадывать ребусы. | работа с ребусами | ||
7. | Учимся отгадывать ребусы. | составление математических ребусов | конкурс на лучший математический ребус | |
8. | Учимся отгадывать ребусы. | работа с ребусами, составление ребусов | конкурс на лучший математический ребус | |
9. | Составление ребусов. | составление математических ребусов | конкурс на лучший математический ребус | |
10. | Решение ребусов и логических задач. | самостоятельная работа | ||
11. | Решение ребусов и логических задач. | самостоятельная работа | мини-олимпиада | |
12. | Решение ребусов и логических задач. | самостоятельная работа | ||
13. | Решение логических задач. | решение задач | ||
14. | Решение логических задач. | решение задач | ||
15. | Решение логических задач. | решение задач | ||
16. | Загадки – смекалки. | работа с загадками | ||
17. | Загадки - смекалки. | работа с загадками, требующими математического решения | ||
18. | Загадки – смекалки. | работа с загадками | ||
19. | Загадки – смекалки. | работа с загадками | ||
20. | Игра «Живые числа». | работа с числами | тест | |
21. | Работа с числами. | работа с числами | ||
22. | Работа с числами. | работа с числами | ||
23. | Обратные задачи. | работа в группах «Найди пару» | познавательная игра «Где твоя пара?» | |
24. | Обратные задачи. | работа в группах | ||
25. | Обратные задачи. | работа в группах | ||
26. | Обратные задачи. | работа в группах | ||
27. | Решение задач. | Работа в парах | ||
28. | Практикум «Подумай и реши». | самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами | ||
29. | Практикум «Подумай и реши». | самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами | ||
30. | Задачи с изменением вопроса. | инсценировка задач | конкурс на лучшую инсценировку математической задачи | |
31. | Задачи с изменением вопроса. | инсценировка задач | ||
32. | Задачи с изменением вопроса. | инсценировка задач | ||
33. | «Газета любознательных» | проектная деятельность | ||
34. | «Газета любознательных» | проектная деятельность | ||
35. | «Газета любознательных» | проектная деятельность | конкурс на лучшую математическую газету | |
36. | Решение нестандартных задач. | решение задач на установление причинно-следственных отношений | ||
37. | Решение нестандартных задач. | решение задач | ||
38. | Решение нестандартных задач. | решение задач | ||
39. | Решение нестандартных задач. | решение задач | ||
40. | Решение олимпиадных задач. | решение заданий повышенной трудности | ||
41. | Решение олимпиадных задач. | решение заданий повышенной трудности | классная олимпиада | |
42. | Решение олимпиадных задач. | решение заданий повышенной трудности | ||
43. | Решение олимпиадных задач. | решение заданий повышенной трудности | ||
44. | Решение олимпиадных задач. | решение задач повышенной трудности | школьная олимпиада | |
45. | Решение задач международной игры «Кенгуру» | решение заданий повышенной трудности | ||
46. | Решение задач международной игры «Кенгуру» | решение заданий повышенной трудности | ||
47. | Решение задач международной игры «Кенгуру» | решение заданий повышенной трудности | школьная олимпиада | |
48. | Математические горки. | решение задач на преобразование неравенств | ||
49. | Математические горки. | решение задач на преобразование неравенств | ||
50. | Математические горки. | решение задач на преобразование неравенств | конкурс «Лучший решебник» | |
51. | Наглядная алгебра. | работа в группах: инсценировка | ||
52. | Наглядная алгебра. | работа в группах: инсценировка | ||
53. | Решение логических задач. | схематическое изображение задач | ||
54. | Решение логических задач. | схематическое изображение задач | ||
55. | Решение логических задач. | схематическое изображение задач | ||
56. | Решение логических задач. | схематическое изображение задач | мини - олимпиада | |
57. | Знакомьтесь: Архимед! | работа с энциклопедиями и справочной литературой | создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации | |
58. | Работа с энциклопедиями. | работа с энциклопедиями и справочной литературой | ||
59. | Работа с энциклопедиями. | работа с энциклопедиями и справочной литературой | ||
60. | Задачи с многовариантными решениями. | работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения | ||
61. | Задачи с многовариантными решениями. | работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения | ||
62. | Знакомьтесь: Пифагор! | работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!» | викторина | |
63. | Математический КВН | работа в группах | ||
64. | Наука геометрия. | работа в группах | ||
65. | Математические игры | работа в парах | викторина | |
66. | Математические игры. | работа в группах | викторина | |
67. | Математические игры. | работа в группах | викторина | |
68. | Круглый стол «Подведем итоги» | коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе | анкетирование |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007.
- Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
- Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
- Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
- Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
- Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
- Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
- «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Волшебная ниточка» (общекультурное направление) внеурочная деятельность для учащихся 5 класса
По целевой направленности она является прикладной и предназначена для обучающихся 5 класса, которой могут...
Рабочая программа элективного метапредметного курса общеинтеллектуальной направленности «ПОЭТИЧЕСКАЯ РОССИЯ»
Элективный курс « Поэтическая Россия» предназначен для учащихся 11-х классов, выбравших гуманитарный или филологический профиль дальнейшего обучения, и может быть использован ...
Рабочая программа дополнительного образования общеразвивающей интеллектуальной направленности "Друзья журналистики" для учащихся 11-13 лет
Программа «Друзья журналистики» познакомит учащихся с особенностями журналистской деятельности, основными понятиями и жанрами журналистики, приемами создания газеты. Научит бра...
Рабочая программа по английскому языку «Занимательный английский» (внеурочная деятельность) на 1 год 4 класс
Программа ориентирована на личность ребёнка: расширяет лингвистический кругозор детей, ребёнок получает сведения о другой стране и её жителях. Он узнаёт, что английские слова произносятся иначе, чем с...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительного образования (общеинтеллектуального направления) «Что? Где? Когда?»
В школьной программе по истории не уделяется достаточного внимания изуче-нию таких вспомогательных исторических дисциплин, как палеография, нумизма-тика, сфрагистика, хронология, геральдика, метрологи...
Рабочая программа и календарно тематическое планирование по внеурочной деятельности Изо студия «Гармония» для 5,6 классов
Пояснительная записка1. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности:1. Раскрытие творческого потенциала школьников.2. Умение воплощать в живописных ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования по курсу внеурочной деятельности Музейный клуб «ПОИСК» для обучающихся 7-8 классов на 2021 — 2023 учебный год
Программа по внеурочной деятельности музейного клуба «Поиск» является модифицированной. Она составлена в соответствии со следующими нормативными документа...
Комментарии
Спасибо за материал!
Наталья Николаевна, спасибо за предоставленную возможность воспользоваться Вашей разработкой. Очень интересная рабочая программа. Думаю будет полезна многим учителям.
Добрый вечер,Надежда Игоревна
Добрый вечер,Надежда Игоревна.
Спасибо за комментарий.