Особенности проектной деятельности в дошкольной системе образования .
статья по теме
Метод проектов является эффективным методом организации совместной деятельности ребенка и взрослого, в результате которой развивается познавательная активность и инициативность ребенка, поддерживается интерес к процессу освоения иностранного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_nichiporenko_sinitsyna.docx | 22.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности проектной деятельности в дошкольной системе образования.
Л.К. Ничипоренко, к.п.н.
РГПУ им. А.И. Герцена
Т.В. Синицына
ГБДОУ №34 Красногвардейского р-на
Санкт-Петербург
На современном этапе развития образования модернизация внесла изменения в дошкольное образование, Министерством образования и науки РФ были приняты «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Определены обязательные образовательные области: игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы и продуктивная.
Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми. Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.
Основной акцент ставится на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет полоролевых особенностей детей при организации педагогического процесса в детском саду. Образовательные задачи должны решаться и в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях), в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с семьей.
Обновление программы «Детство» в условиях Федеральных государственных требований позволяет нам расширить и углубить основное содержание в соответствии с актуальными детскими интересами, запросами семьи и обогащенного развития дошкольника. В дополнительной части программы представлен раздел «Ребенок изучает английский язык».
Содержание данного раздела основано на анализе многолетних исследований в области раннего обучения иностранному языку и работах, посвященных инновационным подходам к организации обучения детей 5,5-7 лет [1].
В рамках личностно-ориентированного подхода к образованию детей обучение рассматривается не только как формирование знаний, умений и навыков. Сегодня обучение становится процессом совместной деятельности педагога и ребенка, в результате которой ребенок приобретает субъектный опыт [2]. То есть, освоенные знания, умения и навыки переносятся в предпочитаемые ребенком виды деятельности. Подобный результат обучения не может не развивать познавательную активность и инициативность ребенка, его самостоятельность в постижении окружающего мира, творчество, мотивацию непрерывного учения.
Одним из эффективный методов организации совместной деятельности ребенка и взрослого (педагога, родителя) становится использование метода проектов, ориентированное на обретение ребенком субъектного опыта как результата обучения. Данная технология реализует идеи личностно-ориентированного обучения детей 6-7 лет в условиях детского сада.
Метод проектов, наряду с некоторыми другими методами, отражает основные принципы личностно ориентированного подхода, гуманистической педагогики, которые также заявлены в качестве приоритетных во всех нормативных документах.
В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция на основе единого проекта). Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель. Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
В рамках обучения старших дошкольников английскому языку метод проектов может быть использован для организации взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.
Взаимодействие в плоскости «ребенок — английский язык — специалисты детского сада» реализуется через интегрированные с англоязычным содержанием занятия, досуги, праздники. Например, в рамках изучения темы «Food» (Еда) руководитель изостудии вместе с детьми работает над проектом «My First English Book» (Моя первая английская книжка): дошкольники создают страницу или раздел книжки-картинки «Yummy food» (Вкуснотища), рассказывающий об их любимой еде. Инструктор по физическому воспитанию проводит соревнование между командами «Tooth Fairy» (Зубная фея) и «Dragon» (Дракончик): кто быстрее и правильнее соберет полезные продукты. Музыкальный руководитель совместно с преподавателем по английскому языку и детьми готовят мини-спектакли к традиционным англоязычным праздникам: Halloween (Хэллоуин), Christmas (Рождество), Easter (Пасха).
Реализация взаимодействия в плоскости «ребенок — английский язык — воспитатель» предусматривает создание в группе языковой среды и организацию воспитателем проблемно-поисковых и игровых ситуаций.
Важной составляющей языковой среды группы является уголок «Hello, Dragon!» (Привет, Дракончик!), в котором находятся дидактические игры и материалы, атрибуты для творческих игр и др. Эта зона позволяет поддерживать интерес детей дошкольного возраста к иностранному языку, здесь они применяют свои знания и умения в предпочитаемом виде деятельности, расширяют представление об использовании иностранного языка.
Взаимодействие в плоскости «преподаватель английского языка — родители» может поддерживаться с помощью интерактивного стенда для родителей «Let’s learn English together» (Давайте вместе учить английский). Стенд состоит из нескольких разделов:
- «Let’s play together» (Давайте вместе поиграем). Родителям, как и воспитателям, предлагается картотека игр для прогулки;
- «Let’s sing together» (Давайте вместе споем). Приведены примеры английских песен, которые родители с детьми могут петь дома, по пути в детский сад;
«Family projects» (Семейные проекты). Даются рекомендации по организации семейных проектов.
Благодаря использованию метода проектов возросла активность детей в освоении английского языка и демонстрации собственных достижений. Значительно расширилась сфера применения детьми английского языка: они включают его в элементарные ситуации повседневного общения со сверстниками и взрослыми, придумывают игры на английском языке и атрибуты к ним, понимают, что английский язык нужен им не только для бытового общения с иностранцами во время семейных поездок за границу, но и для дальнейшей учебы, работы и пр.
Интерес дошкольников к иностранному языку и процессу его освоения поддерживается в совместной деятельности со взрослым (воспитателем, специалистом, родителями), в разных видах детской деятельности, а также в самостоятельной деятельности детей в специально организованной среде.
Литература:
- Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: Изд-во Детство-Пресс, 2011.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности проектной деятельности в малокомплектной школе
ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ.В работе рассказывается об особенностях проектной деятельности в малокомплектной школе. Автор считает, что наряду с некоторыми трудностя...
2011 - Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Статья из сборника "Современные исследования специальной психологии" 2011 года. В ней кратко описаны результаты исследования особенностей игры детей с общим недоразвитием речи в логопедическ...
«Проектная деятельность обучающихся основного уровня образования. Из опыта работы с учащимися 7-8 классов по внеурочной деятельности. Проект «Создание школьной газеты». Видение и перспективы».
выступление на педсовете...
Проектная деятельность в дошкольных группах для детей с ограниченными возможностями здоровья
Реализация проектной деятельности с дошкольниками с ОВЗ в ОУ...
Применение проектного подхода в управлении системой образования на муниципальном и школьном уровнях
Современная муниципальная образовательная система становится все более сложной, ей приходится действовать в динамично изменяющемся мире, предъявляющем к ней возрастающие требования. Одновременно с эти...
Проектная деятельность как актуальная система интеграции урока и внеурочной деятельности.
Описание проекта,направленного на развитие интереса к исследовательской деятельности учащихся....
Различительные особенности языковых реалий, связанные с системой образования англоязычных стран
В данной статье приводится сравнительный анализ языковых реалий, связанные с системой образования в Великобритании и США...