Образовательная программа "Весёлый лоскуток" для детей 7-10 лет
учебно-методический материал по теме
Программа для ФГОС для детей 7-10 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cheskidova_veselyy_loskutok_7-10.doc | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образованием администрации Южноуральского городского округа
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Рассмотрено на заседании МО Утверждаю
классных руководителей 1-4 классов Директор МОУ «СОШ № 4»
протокол №____ от________________ Карчкова С.Е.
__________ (Ф.И.О. руководителя МО) _________ 2012 г.
Программа курса внеурочной деятельности
(общекультурной направленности)
Веселый лоскуток
Срок реализации: 1 год
Возрастная категория обучающихся: 2-4 классы
Автор: Ческидова В.Г.,
педагог дополнительного образования
Южноуральск
2012г.
Пояснительная записка
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта начального общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Программа внеурочной деятельности общекультурной направленности «Веселый лоскуток» является составной частью внеурочной деятельности детей в МОУ «СОШ № 4». Программа предусматривает формирование общей культуры и приобщает детей к народным традициям.
Программа «Веселый лоскуток» является комплексной, так как включает в себя различные направления обучения, воспитания и развития: материаловедение, композицию, рисунок и графику, специальную технологию, развитие творческого воображения, сплочение детского коллектива.
Актуальность и новизна программы.
Художественное образование – это процесс овладения и присвоения ребенком культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов формирования целостной личности, её духовности и творческой индивидуальности.
Участвуя в познании народного творчества, ребенок на подсознательном уровне через эмоции и практику развивает творческие, социальные черты, что дает возможность выжить в современном мире. Народное творчество несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости.
Наряду с изучением традиций, дошедших к нам из глубины веков, и национальных технологических приемов шитья осваиваются современные технологии пошива игрушек путем активизации самостоятельной творческой деятельности детей на основе смелого фантазирования и материального воплощения авторских задумок.
Программа предполагает создание условий для активного участия детей со своими изделиями в выставках, ярмарках-продажах, что способствует их адаптации в современных социально-экономических условиях, осознанию ими своей значимости в жизни.
Педагогическая целесообразность
Шитье прививает детям полезные трудовые навыки, разрабатывает пальцы, способствует развитию творческого воображения, воспитывает усидчивость и аккуратность – все это важные факторы в развитии ребенка.
Занятия шитьем формируют эстетический вкус у детей, знакомя их с произведениями декоративно-прикладного искусства и народного творчества, помогают приобрести первоначальный социальный опыт, дают необходимые знания, развивают определенные навыки и умения, создают условия для творческого самовыражения личности ребенка, осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду.
Преемственность, согласованность и соответствие с программами общеобразовательных школ.
Программа «Веселый лоскуток» закрепляет, расширяет и углубляет знания и умения, формируемые у детей в школе. Она отличается большим количеством часов, отведенных на практическую творческую деятельность обучающихся, на посещение музеев и участие в выставках и ярмарках города и области, на более глубокое вхождение в русское народное творчество и культуру родного края.
Цели и задачи программы
Основная цель – обучение, воспитание и развитие детей средствами декоративно-прикладного творчества.
Задачи:
I. Познавательная: развивать познавательный интерес к народному декоративно-прикладному творчеству.
II. Развивающая: развивать творческое воображение, мелкую моторику рук, стремление к самостоятельности и точности воплощения замысла.
III. Мотивационная: создать комфортную творческую среду, способствующую активизации творческой деятельности каждого ребенка.
IV. Социально-педагогическая: развивать чувство самозначимости на основе системы мер по поддержке и творческого продвижения каждого ребенка.
V. Обучающая: учить пользоваться инструментами, пользоваться выкройками-лекалами, шить плоские игрушки, познакомить с традициями швейного дела.
VI. Эстетическая: учить ценить и приумножать красоту в окружающем мире; воспитывать аккуратность и опрятность при занятии шитьем.
VII. Воспитательная: воспитывать любовь к народному искусству, трудолюбие, стремление доводить начатое дело до конца.
VIII. Оздоровительная: воспитывать ценностное отношение к своей жизни и здоровью; прививать навыки здорового образа жизни.
Особенности набора детей:
Набор детей в объединение свободный, без конкурса и тестирования. Возраст 7-10 лет. Наполняемость: допустимая – 12 человек, оптимальная – 10 человек.
Психологические особенности:
В этом возрасте трудно распознать способности ребенка, поэтому важно развивать способность фантазировать и мыслить образами.
Дети 7-10 лет любознательны, активны, но работоспособность их невелика, внимание неустойчиво; основной мотив – получить признание, войти в совместную значимость деятельности детей, в которой каждый участник чувствует свою уникальность и значимость, поэтому занятия, проводимые с данной возрастной группой, должны содержать разные виды деятельности с обязательным включением двигательных моментов (игры, физкультминутки).
Ведущие технологии, принципы и методы, обеспечивающие усвоение материала детьми.
Программа учитывает уровень подготовки ребенка, его склонности, способности, особенности характера и обеспечивает индивидуальный объем и темп усвоения учебного материала, а в целом – реализует личностно-ориентированную модель образования и технологию развивающего обучения, которая позволяет обеспечить оптимальные условия для самореализации личности ребенка в этом возрасте.
Обучение по программе строится на общепедагогических принципах: научности, системности и последовательности; доступности и актуальности для ребенка, а также связи учебного материала с его жизнью, т.к. в основе самостоятельных творческих поисков детей лежит отражение наблюдаемой ими действительности и отношение к ней, основанное на его мироощущении и жизненном опыте.
Одним из наиболее широко применяемых в преподавании методов является беседа, сочетающаяся с рассказом, объяснением и активным использованием средств наглядности: образцов, таблиц, схем, плакатов, фотографий, видеоматериалов.
В процессе проведения экскурсий на выставки, учебные заведения как метод обучения может применяться наблюдение.
Каждая тема программы предусматривает большую практическую работу обучающихся, т.к. основная её задача – сформировать у обучающихся потребность в самостоятельном творческом труде, развивать навыки работы с тканью с использованием инструментов и приспособлений, объективно оценивать свои возможности и умения.
Формы и режим работы.
Основной формой организации учебной работы по программе является занятие, продолжительностью 30-45 мин. На занятии педагог помогает детям освоить соответствующую систему знаний и последовательно способствует формированию необходимых умений.
На занятиях, как правило, используются разнообразные виды деятельности обучающихся и педагога, вследствие чего занятия чаще всего носят комбинированный характер.
Форма организации занятий – индивидуально-групповая.
Структура занятий включает теоретическую и практическую части.
Теоретическая часть содержит беседы о народном творчестве и декоративно-прикладном искусстве, о народных мастерах и художниках, работающих в области декоративно-прикладного творчества.
Практическая часть предполагает работу в нескольких направлениях:
- разработка эскизов отдельных изделий и композиций;
- определение этапов в последовательности работы над изделием или композицией;
- исполнение изделий в материале.
Практическая работа завершается общим просмотром и обсуждением работ с использованием алгоритмов оценки и самооценки качества работы.
Предполагается активное участие обучающихся в конкурсах и выставках детского декоративно – прикладного творчества.
Условия и средства реализации программы.
Важнейшим условием реализации программы является создание развивающей, здоровьесберегающей образовательной среды как комплекса комфортных, психолого-педагогических и социальных условий, необходимых для развития творческих интересов и способностей детей.
Занятия должны проходить в просторном светлом помещении с мебелью, рассчитанной на младших школьников.
Ткань, инструменты и приспособления для шитья должны размещаться в удобном для детей месте (шкафы, полки, кармашки).
Должны быть предусмотрены места для выставки готовых изделий.
Комплексное учебно-методическое обеспечение программы включает:
- Информационное обеспечение: специальную и популярную литературу для педагога и для обучающихся, альбомы, журналы, фото и видеоматериалы о художественно-прикладном искусстве и технологии пошива игрушек из различных тканей.
- Алгоритмы деятельности: планы последовательности изготовления поделок и анализа проделанной работы, демонстрационный материал: изделия, сшитые обучающимися, таблицы, показывающие последовательность изготовления игрушек из ткани и их оформления.
- Контрольно-измерительные материалы: методики контроля, тестовые задания, схемы самоанализа.
Формы подведения итогов реализации программы и оценка деятельности обучающихся.
Эффективность программы основывается на результатах обучения, которые проявляются в ходе контроля качества знаний, умений и навыков обучающихся.
Основными формами подведения итогов реализации программы являются тестирование и самоанализ обучающимися своих достижений, применяемые в конце изучения наиболее важных тем.
В течение года ребенок принимает участие в несколько выставках детского творчества, что позволяет ему увидеть свою работу в сравнении с лучшими образцами. В конце учебного года проводятся творческие испытания – изготовление выставочного отдельного изделия или коллективной композиции.
Конкретные знания, ключевые понятия и определения.
Изучение основ построения композиции знакомит обучающихся с особенностями заполнения пространства изделия, дает понятие о пропорциях, соразмерности частей, симметрии, композиционном центре, колористических особенностях, гармонии, формы, цвета. Разработка творческих эскизов – вариантов изделия способствует развитию творческих способностей юных мастеров, их активности самостоятельности. Выполнение изделий в материале способствует формированию практических умений и навыков шитья, вырабатывается навыки организации содержательного и полезного досуга.
Прогнозируемые результаты.
В результате изучения программы «Веселый лоскуток» обучающиеся получают:
Знания техники безопасности, использования инструментов при пошиве изделий, элементарных экономических понятий, первоначальные сведения о композиции, цвете, видах тканей, видах ручных стежков; специальную технологию изготовления плоской игрушки.
Умения работать с готовыми выкройками – лекалами; с тканями (не сыпучими). Обрисовывать лекала игрушек на ткани. Подбирать материал для изделия, шить и оформлять игрушку.
В результате изучения программы «Веселый лоскуток» обучающиеся будут:
Знать:
- принцип изготовления плоских комбинированных игрушек.
- отличительные свойства плоских игрушек от полуобъемных.
- виды тканей, используемых для изготовления полуобъемных игрушек.
- приемы декоративного оформления игрушки.
- виды ниток
- виды орнаментов.
Уметь:
- изготовлять выкройки-лекала.
- виды народных игрушек
- устройство Эл. утюга.
- виды тканей, их свойства, отличия
- цветовую гамму
- техника последовательного изготовления полезных игрушек.
- виды полезных игрушек.
- способы оформления изделий.
- зарисовывать модель игрушки в альбоме
- подбирать ткань для изготовления игрушки
- комбинировать ткани
- самостоятельно раскраивать ткань
- придавать форму и объем изделию
- использовать отделочные материалы (шнур, тесьма, сутаж, рюши)
- рассчитывать цену изготавливаемой игрушки
- обрисовывать лекала на ткани
- вырезать аккуратно детали кроя
- соединять детали ручным «машинным» швом
- оформлять игрушки
- набивать части игрушки.
- применять в изготовлении изделий бросовый материал (обложки, картон, клеенка б\у)
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
В результате изучения курса внеурочной деятельности «Веселый лоскуток» должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу товарищей с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать рабочее место;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения курса «Веселый лоскуток»:
- знание истории народного творчества;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения творческих работ;
- освоение умения обсуждать и анализировать творческие работы;
- способность использовать в творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение воплощать задуманный художественный образ.
Литература для педагогов.
- Белобородова К.П. «Приамурские узоры», П., 1975 г.
- Блинов Г.М. «Чудо-кони, чудо-птицы», М, 1977
- Максимов Ю.У. «У истоков мастерства» 1983 г.
- Молотобородова О.С. «Кружок изготовленияи
- Рогова А.П. «Кладовая радости» М, 1982 г.
- «Основы худож. ремесла» / под ред. В.А Барадулина М, 1979 г.
- Труханова А.Т. «Основы технологии швейного производства». М., 1980 г.
- Рондели Л.Д. «Народное декоративно-прикладное искусство»., М, 1984 г.
- «Народные худ. Промыслы» / под ред. О.С.Поповой М., 1984 г.
Литература для обучающихся.
- Белова Н.Р., Кононович Т.П., С.В. Кочеткова; З.Л.Неботова «Энциклопедия рукоделия – мягкая игрушка» 2001
- Соколова Ю, Сидорович Ю. «Мягкая игрушка» 1998 г.
- Городкова Т.В., М.И. Нагибина «Мягкие игрушки – мультики и зверюшки». 1997 г.
- Максимова М, Кузьмина М «Лоскутики»
Учебно-тематический план
№ п\п | Разделы и темы | Общее кол-во Часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2 | История народного творчества. Краеведение, исследовательская деятельность | 6 | 1 | 5. |
3 | Охрана и культура труда | 6 | 2 | 4 |
4 | Материаловедение | 10 | 2 | 8 |
5 | Инструменты и приспособления | 6 | 1 | 5 |
6 | Художественно-декоративная композиция | 12 | 4 | 8 |
7 | Технология изготовления плоских игрушек | 28 | 8 | 20 |
8 | Изготовление плоских игрушек | 36 | 8 | 28 |
9 | Культура личности | 36 | 6 | 30 |
10 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
Итого: | 144 | 34 | 110 |
Содержание программы
1. Вводное занятие (2 часа)
Теория: Цели, задачи, содержание работы объединения. Просмотр литературы, образцов и детских работ, изготовленных ребятами в предыдущем году. Анализ работ. (1 час).
Практика: Запись в тетрадь основных пунктов занятия. (1 час)
Методическое и дидактическое обеспечение: альбомы с игрушками, инструкционные карты, образцы игрушек, детские работы, доп. образовательная программа «Мягкая игрушка».
- История народного творчества. Краеведение, исследовательская деятельность. (6 часов)
Теория: Искусство изготовления игрушек – один из древнейших видов народного худ. творчества. Зависимость своеобразия изготовляемых игрушек от условий быта и труда, обычаев народа, национального характера, климатических условий и используемого материала. Организация сбора – поиска.(1 час)
Практика: Просмотр собранных образцов и фотографий. Экскурсия на выставку народного творчества. Оформление собранных материалов. (5 часов)
Методическое и дидактическое обеспечение: картинки и фотографии с изображением различных видов игрушек.
3. Охрана и культура труда. (6 часов)
Теория: Рабочее место – лицо мастера . безопасный труд – залог успеха. Знакомство с правилами безопасного поведения:
- при работе с колющими и режущими инструментами.
- при использовании утюга, радио, э-чайника, магнитофона.
- правила поведения на улице во время пешеходных экскурсий.
- правила поведения в транспорте во время пешеходных экскурсий
- автобусных экскурсий.
- правила поведения в кабинете
- правила поведения в общественных местах
- правила поведения на природе
- правила эвакуации из здания в случае ЧП.
(2 часа)
Практика: Практическое выполнение правил требований – инструкций во время образовательной деятельности. (4 часа)
Методическое и дидактическое обеспечение: инструкции по ТБ.
4. Материаловедение (10 часов)
Теория: Плотные ткани, виды плотных тканей. Их свойства. Правила ухода за ними. Применение тесьмы, бусинок, меха, бисера в изготовлении игрушек – аппликаций. (2 часа)
Практика: Изготовление образцов х\б тканей (гладкого ситца и набивного) (8 часов)
Методическое и дидактическое обеспечение: ножницы, альбомные листы, клей, образцы х\б тканей, таблицы с образцами тканей.
- Инструменты и приспособления (6 часов)
Теория: Иглы (виды и назначение). Назначение наперстка. Подбор наперстка. (1 час)
Практика: Навыки при работе с иглами и наперстком. Подбор наперстка, соответствие его толщине среднего пальца. (5 часов)
Методическое и дидактическое обеспечение: иглы разной толщины, с разными по размеру ушками, наперсток, инструкции по работе с иголками (ручными).
- Художественно-декоративная композиция (12 часов)
Теория: Понятие о цветовой гамме, сочетание цветов. Цветовой круг. Подбор ткани по цвету и рисунку, подходящей к данной игрушке. (4 часа)
Практика: Подбор ткани (по выбору) по цвету и рисунку для предложенной игрушки (8 часов)
Методическое и дидактическое обеспечение: набор тканей, ножницы, образцы.
- Технология изготовления игрушек - аппликаций (28 часов)
Теория: Понятие об изготовлении игрушек – аппликаций. Основные правила изготовления. (8 час).
Практика:
- зарисовка изделия в альбом
- раскраска рисунка
- подбор лоскутов ткани
- изготовление лекал-выкроек
- раскрой деталей
- наклейка деталей на ткань-основу.
- утюжка аппликации
- обработка деталей и пришивание их петельным швом.
- оформление аппликации дополнительными деталями.
(20 часа)
Методическое и дидактическое обеспечение: альбом, карандаш, фломастер, игла ручная, нитки, ножницы, кусочки драпа, материал для оформления аппликации, плакаты с изображением игрушек – аппликаций. Плакаты с алгоритмом изготовления изделий.
8. Изготовление игрушек - аппликаций (36 часов)
Теория: Назначение игрушек – аппликаций (оформление стен детской комнаты; украшение одежды, подарок – прихватка) (8 часов)
Практика: Изготовление игрушек – аппликаций. Их декоративное решение. (28 часов)
Выставка: показ образцов с художественными заплатами.
Методическое и дидактическое обеспечение: ткань, инструменты и приспособления для шитья, образцы готовых тканей, журналы с изображением аппликаций.
9. Культура личности (36 часов)
Теория: Общечеловеческие ценности. Воспитанность и её составные части.
Культура общения. Культура внешности. Культура учебного труда. Обобщающая тема. (6 часов)
Практика: Тренинг общения; выполнение режима дня. Практикумы: как вести себя за столом. Как красиво одеваться. И др. выполнение памяток: «Как стать внимательным» «Как стать настойчивым». Выполнение памяток самоконтроля за творческим трудом и поведением.. (30 часов)
Методическое и дидактическое обеспечение: тетради, тесты, памятки.
10. Итоговое занятие (2 часа)
Теория: Подведение итогов за год. Награждение учащихся. (1 час)
Практика: Выставка работ учащихся.
Дидактическое обеспечение: грамоты. Благодарственные письма родителям. Памятные подарки.
Предполагаемый список изделий для пошива в течение года (плоские игрушки)
- Кошелек – солнышко
- Кошелек с квадратиками
- Лошадка
- Спортсмен
- Дед Мороз
- Медвежонок
- Собачка
- Клоуны (сидячий, висячий, стоячий, лежачий)
- Кукла-Маша
- Кукла-Ваня
- Кот Васька
- Зайчик – карманчик
- Мышка настенная (пижамница)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного пространства школы-интерната VIII вида
Формирование оптимальных коррекционно-развивающих условий воспитания и обучения детей с ОВЗ с целью их социальной реабилитации не представляется возможным без организации системы индивидуализаци...
Городской семинар "Организация и функционирование психолого-медико-педагогического консилиумами образовательной организации. Включение детей с ОВЗ в образовательное пространство"
30 сентября 2015 г. на базе МОУ "Изобильненская школа" прошел семинар для руководителей психолого-медико-педагогическими консилиумами и педагогов-психологов образовательных учреждений г. Алушты....
Рекомендации по созданию специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях
В 2012 году в нашей стране произошло событие уникальное по своей значимости - в Федеральном законе «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.12 впервые были закреплены положения об инклюзивном, то есть ...
Особенности организации образовательного пространства для детей с ОВЗ в образовательной организации.
В статье рассматриваются как теоритические аспекты проблемы, так и практические аспекты деятельности школы....
Инновационный образовательный проект «Левобережный образовательный центр «Одаренные дети». Конкурс проектов «Учитель XXI века», посвященный 350- летию присоединения Бурятии к России
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.А. Н. Колмог...
Особенности организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями на уроках физической культуры
Особенности организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями на уроках физической культуры...
Адаптация образовательной программы для детей с ОВЗ и трудностями в обучении. Модуль 1. Дети, испытывающие трудности в обучении, и дети с ОВЗ: в чем разница
Модуль 1. Дети, испытывающие трудности в обучении, и дети с ОВЗ: в чем разница ...