Рабочая Программа "Мастерская чудес"
рабочая программа на тему

Тульская Валентина Ивановна

Программа для педагога дополнитеотного образования по декоративно-прикладному творчеству 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_word_2.doc375 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации муниципального района «Новооскольский район»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детского творчества

Новооскольского района Белгородской области»

Утверждаю

Директор МБОУ ДОД

«Дом детского творчества»

_________________Образцова А.А.

«______»_________________2012 г.

Дополнительная образовательная   программа

«Мастерская чудес»

(На 1 год)

Возраст обучающихся  8-12 лет

Педагог дополнительного образования

   Тульская Валентина Ивановна

                                       Новый Оскол

                                            2012 г.

Дополнительная образовательная программа «Мастерская чудес» модифицированная, разработана на основе  программы «Мастерим игрушки сами»: образовательная программа и конспекты занятий: (для детей 7-14 лет)/ авт.-сост. Н.В. Кочеткова.- Волгоград: Учитель, 2010.

Вид программы: интегрированная

Направленность программы:  художественно-эстетическая  

Автор программы  Н.В. Кочеткова

Программа рассмотрена на заседании педагогического совета от «_____»___________2012 г,        протокол № _________

Председатель _______________________           /Образцова А.А./

                                                                                                   

Пояснительная записка

Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно – прикладному искусству. Народное декоративно-прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.

Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров – гжельские частники, хохломские миски, берестяные туеса, тканые полотенца. Они вносят в дом праздничную атмосферу, создают уют и красоту.

Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?

В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.

Модифицированная образовательная программа «Мастерская чудес» направлена на обучение детей работе с бумагой и тканью, на знакомство с народной культурой и традициями.  Рабочая программа разработана на основе  программы «Мастерим игрушки сами»: образовательная программа и конспекты занятий: (для детей 7-14 лет)/ авт.-сост. Н.В. Кочеткова.- Волгоград: Учитель, 2010.

Программа предназначена для работы с детьми в системе дополнительного образования. Рассчитана на один год обучения. Рекомендуемый возраст детей – от 8 до 13 лет.

Программа разноуровневая, позволяющая учесть особенности каждого ребёнка.

Дополнительная образовательная программа «Мастерская чудес» ориентирована на активное приобщение детей к декоративно-прикладному творчеству.

Цель программы

Формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.

Задачи программы

Обучающие:

  • закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
  • знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
  • раскрыть истоки народного творчества;
  • формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
  • совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
  • приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Развивающие:

  • пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
  • развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
  • формирование творческих способностей, духовной культуры;
  • развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
  • развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.

Воспитательные:

  • осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
  • воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
  • добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

Актуальность программы

Цели и задачи дополнительного образования направлены на то, чтобы развивать творческие способности, формировать навыки самореализации личности. Следуя этим задачам, была составлена модифицированная  программа. Она разработана на основе анализа концепций художественного - эстетического образования и программ, представленных в общеобразовательных областях «искусство» и «технология», наряду с общими идеями:

Возрождения утраченной в период технократии духовности.

Формирования у учащихся целостной картины мира.

Развития общей способности к творчеству.

Умение найти свое место в жизни.

В этом курсе широко и многосторонне раскрывается художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, символика орнамента, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Содержание программы соответствует Закону Российской Федерации «Об образовании», Конвенции о правах ребенка, Типовому положению об учреждении дополнительного образования детей, социальному запросу, учитывает психофизиологические, возрастные особенности учащихся.

Знания,  приобретённые в результате занятий по данной программе, позволяют  обучающимся получить определенные навыки работы с тканью, что может в дальнейшем пригодиться при выборе профессии.

Особенности программы и педагогическая целесообразность

Программа «Мастерская чудес» основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.

Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

В программу включены следующие разделы:

Работа с бумагой

Роспись

Лепка

Работа с тканью

Творческий проект

Выставки, экскурсии, праздники.

Особенность программы заключается в её целевой и практической направленности.  Развитие творческой активности обучающихся, их интерес к занятиям – микроцель каждого занятия. Занятия  проводятся в рамках партнерских отношений обучающегося и педагога, без диктата последнего, его немотивированного вмешательства в работу и порицания за ошибки.  Учитываются индивидуальные особенности каждого воспитанника, определяющие конечный результат труда.

Организация образовательного процесса

Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:

Исторический аспект

Связь с современностью

Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий

Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).

Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:

эскиз

воплощение в материале

выявление формы с помощью декоративных фактур.

Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.

Программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно-прикладного искусства, а также в нее включены посещения музеев, участие в конкурсах и на выставках.

Организация деятельности объединения

Программа работы объединения  рассчитана на годичное обучение. Объединение комплектуется из обучающихся 3 -7 классов. Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы - 10-15 человек.

Режим работы объединения – 2 занятия в неделю по 2 часа.

Принципы обучения

При проведении занятий по программе «Мастерская чудес» учитываются следующие принципы:

  • целостность и гармоничность интеллектуальной, эмоциональной, практико-ориентированной сфер деятельности личности;
  • доступность, систематичность процесса совместного освоения содержания, форм и методов творческой деятельности;
  • осуществление поэтапного дифференцированного и индивидуализированного перехода от репродуктивной к проектно-конструкторской, исследовательской и творческой креативно - продуктивной деятельности;
  • наглядность с использованием пособий, технических средств обучения, делающих учебно-воспитательный процесс более эффективным;
  • последовательность решения задач методом усвоения материала от «простого к сложному», в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
  • единство образовательной и воспитательной деятельности.

Проверка результативности

Основными критерием эффективности занятий по данной программе является оценка знаний и умений воспитанников; используются следующие

Формы контроля

  • Текущий (устный опрос);
  • тематический (индивидуальные задания, контрольные работы, тестирование);
  • итоговый (конкурсы, соревнования, тестирование);
  • мини-выставки;
  • участие в районных выставках, конкурсах;
  • повседневное наблюдение.

Итоги реализации программы оцениваются по результатам участия воспитанников районных и областных конкурсах технического мастерства и выставках технического творчества.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате обучения в объединении  обучающиеся  должны получить 

знания:

о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;

о видах декоративно- прикладного искусства (лепка, роспись, резьба и.т.п.);

о народных промыслах;

в области композиции, формообразовании, цветоведения;

о главных отличительных признаках художественного образа следующих произведений народного искусства: Городецкая роспись, Гжельская роспись;

об особенностях лепных игрушек различных народных традиционных промыслов;

о способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага, кожа ), сочетание аппликации с вышивкой;

о вышивке лентами;

умения:

работать нужными инструментами и приспособлениями;

последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и рисовать кистью элементы растительного орнамента;

лепить на основе традиционных приемов филимоновской и дымковской игрушки, применять разные формы лепки;

вышивать цветы из лент 2-3 способами, создавать композицию из цветов, располагая их на панно;

работать в программе Power Point.

Информационная карта

образовательной программы дополнительного образования детей

Направленность  художественно-эстетическая  

Название программы «Мастерская чудес»

Автор программы Тульская Валентина Ивановна, педагог дополнительного образования, контактный телефон: 5-77-89, 8-920-563-09-38

Аннотация программы

Возраст детей 8-13 лет

Сроки реализации программы  1 год

Цель программы

Формирование у обучающихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.

Задачи программы

Обучающие:

  • закреплять и расширять знания, полученные на уроках изобразительного искусства, технологии,  математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
  • знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
  • раскрыть истоки народного творчества;
  • формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
  • совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
  • приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Развивающие:

  • пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
  • развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
  • формирование творческих способностей, духовной культуры;
  • развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
  • развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.

Воспитательные:

  • осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
  • воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
  • добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате обучения в кружке в течение 1-го года обучения обучающиеся должны получить 

знания:

о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;

о видах декоративно- прикладного искусства (лепка, роспись, резьба и.т.п.);

о народных промыслах;

в области композиции, формообразовании, цветоведения;

о главных отличительных признаках художественного образа следующих произведений народного искусства: Городецкая роспись, Гжельская роспись;

об особенностях лепных игрушек различных народных традиционных промыслов;

о способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага, кожа ), сочетание аппликации с вышивкой;

о вышивке лентами;

умения:

работать нужными инструментами и приспособлениями;

последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и рисовать кистью элементы растительного орнамента;

лепить на основе традиционных приемов филимоновской и дымковской игрушки, применять разные формы лепки;

вышивать цветы из лент 2-3 способами, создавать композицию из цветов, располагая их на панно;

работать в программе Power Point.

Кадровое обеспечение программы:  педагог дополнительного образования Тульская Валентина Ивановна

Год разработки 2012

Перечень методических приложений к программе:

Образцы практических работ;

Журналы;

Книги;

Фотографии;

Буклеты;

Электронные носители;

Статус программы:  модифицированная

Учебный план


п/п

Разделы программы

Количество

часов

1

Вводное занятие

2

2

Работа с бумагой

36

3

Роспись по дереву.

22

4

Лепка. Глина

22

5

Лепка. Соленое тесто

20

6

Художественная обработка ткани.

32

7

Творческий проект

4

8

Экскурсии, праздники, выставки

4

9

Итоговое занятие

2

Всего часов:

144

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема занятия

Количе-ство часов

В том числе

теория

практика

I

Вводное занятие

2

2

-

II

Работа с бумагой

36

5

31

1

Плоскостные композиции из бумаги. Аппликация.

6

1

5

2

Бумагопластика или объёмное конструирование. Оригами

6

1

5

3

Квилинг

8

1

7

4

Торцевание

8

1

7

5

Папье-маше

8

1

7

III

Роспись по дереву.

22

4

18

1

Городецкая роспись

12

2

10

2

Золотая хохлома

10

2

8

IV

Лепка. Глина

22

3

19

1

Дымковская игрушка

12

2

10

2

Гжельская керамика

10

1

9

V

Лепка. Соленое тесто

20

3

17

1

Плоскостные композиции

10

1

9

2

Объёмные композиции

10

1

9

VI

Художественная обработка ткани.

32

5

27

1

Аппликация из ткани

10

2

8

2

Вышивка лентами

10

1

9

3

Куклы-обереги

12

2

10

VII

Творческий проект

4

1

3

VIII

Экскурсии, праздники, выставки

4

1

3

IX

Итоговое занятие

2

2

-

Итого

144

26

118

Содержание программы

Вводное занятие. (2 часа)

Теоретическая часть.

Содержание, задачи, организация объединения. Материалы, инструменты, приспособления, применяемые в работе. Правила техники безопасности. Беседа: «Декоративно- прикладное искусство и человек».

Просмотр выставки детских работ.

        Практическая часть.

Анализ выставочных работ. Обмен впечатлениями.

Форма проведения занятия: беседа – рассказ, беседа о впечатлениях лета, о творческих планах на будущее, выставка.

II. Работа с бумагой (36 часов)

 Плоскостные композиции из бумаги. Аппликация. (6 час)

Теоретическая часть. Беседа: Из истории аппликации. Инструменты и приспособления. Комбинирование приёмов вырезания с приёмами обрывания.

Практическая часть. Практическая работа: Выполнение аппликации «Сказочные цветы».

Творческая работа: изготовление панно-аппликации «Клоуны».

Плоскостные композиции из бумаги. Аппликация.

Практическая работа: Выполнение аппликации «Сказочные цветы».

Творческая работа: изготовление панно-аппликации «Клоуны».

Форма проведения занятия: беседа – рассказ, показ, объяснение, самостоятельная работа,  выставка.

Бумагопластика или объемное конструирование (6 часов)

Практическая часть. Исследование свойств бумаги: сминание, сгибание, обрыв, вырезание, складывание и т.п.

Упражнение: скручивание бумажной ленты в завиток с помощью подручных средств. Симметрия в композиции.

Теоретическая часть. Беседа: «Вологодское кружево».

 Практическая часть. Творческая работа: Панно «Вологодское кружево» (из полосок бумаги).

Форма проведения занятия: беседа – рассказ, показ, объяснение, самостоятельная работа,  выставка.

Квиллинг (8 часов)

 Теоретическая часть. Беседа: Из истории квиллинга. Инструменты и приспособления.

Практическая часть. Упражнение: скручивание бумажной ленты в завиток с помощью подручных средств.

Практическая работа: Выполнение творческого задания «Сказочные цветы и птицы».

Практическая работа: Выполнение творческого задания «Сказочные цветы и птицы».

Форма проведения занятия: беседа – рассказ, показ, объяснение, самостоятельная работа,  выставка.

Торцевание (8 часов)

 Теоретическая часть. Беседа:  Из истории торцевания. Инструменты и приспособления.

Практическая часть. Практическая работа: Выполнение творческого задания «Этот загадочный кактус».

Практическая работа: Выполнение творческого задания «Этот загадочный кактус».

Практическая работа: Выполнение творческого задания «Этот загадочный кактус».

Папье-маше (8 часов)

 Приемы выполнения. Инструменты и приспособления. Беседа: «Посуда в твоем доме».

Обклейка кусочками тонкой бумаги готовой формы – шара, тарелки.

Творческая работа: Изготовление шара и тарелки.

Творческая работа: Изготовление шара и тарелки.

Форма проведения занятия: беседа – рассказ, показ, объяснение, самостоятельная работа,  выставка.

III. Роспись по дереву (22 час)

Городецкая роспись (12 часов)

Теоретическая часть. Беседа:  Из истории Городецкой росписи. Материалы, инструменты и приспособления.

Практическая часть. Упражнения: повтор главных отличительных элементов растительного орнамента: листочек (приём прикладывания кисти), розан, белая и тёмная оживка (штрихи, точки).

Творческая работа: «Роспись разделочной доски».

Золотая хохлома (10 часов)

Теоретическая часть. Беседа:  Хохломская роспись. История, материалы и инструменты, особенности росписи.

Практическая часть. Растительный орнамент: (травка, под листик, под фон)

Упражнения: 1) повтор главных отличительных элементов росписи «травки»: травинки большие и маленькие, стебель; 2)вариации главных элементов травки.

Творческая работа: Роспись тарелки из папье-маше «Сказочная птица».

Художественная обработка ткани (32 часа)

 

 Аппликация из ткани (10 часов)

Теоретическая часть. Беседа:  Основные сведения о тканях (сырьё, применение). Свойства тканей и их применение при изготовлении аппликации. Цветоведение.

Практическая часть. Упражнение: Подбор ткани по фактуре, цвету, рисунку. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Древнеегипетский орнамент.

Беседа: «Из истории Древнего Египта».

Творческая работа: «Панно- аппликация «Египет».

Вышивка лентами (10 часов)

Теоретическая часть. Беседа:  Из истории лент. Инструменты и приспособления. Техника безопасности. Заправка ткани. Закрепление лент. Композиционное построение узоров.

Практическая часть. Упражнения: тамбурной шов, шов «вытянутый стежок с завитком», шов «петелька с глазком».

Творческая работа: панно « Букет».

Декоративные куклы (12часов)

Теоретическая часть. Беседа:  Кукла – образ живого человека. Разнообразие кукол.

 Беседа: Древние образы в нарядном искусстве.

Практическая часть. Упражнения: шов «крестом», «счетная гладь», подбор ткани по цвету, фактуре, рисунку.

Творческая работа: Изготовление сшивной куклы в чувашском нарядном костюме с использованием для украшения вышивки, бисера, бус, тесьмы.

Лепка. (20 часов)

Глина. Дымковская игрушка. (10часов)

Теоретическая часть. Беседа: Сведения о глине как художественном материале. Инструменты и приспособления. Беседа: «Народная глиняная игрушка» (история, основные сюжеты, используемые в игрушках, особенности игрушек отдельных школ, приемы росписи)

Практическая часть.  Дымковская роспись: волнистые линии – «синее море», круги большие и маленькие – «солнышки» большие и маленькие, клетка.

Упражнения: вытягивание заготовки для получения основных частей фигурки; лепка отдельных частей (кокошник, оборки, зубцы и т.п.)

Творческая работа: «Глиняная дымковская игрушка» (лепка и роспись).

 Гжельская керамика. (10часов)

Теоретическая часть. Беседа:  Искусство Гжели. Инструменты и приспособления.

Практическая часть.  Роспись «Мазок на одну сторону» или «Мазок с тенями», «Сеточка».

Упражнения: способы лепки посуды 1) заготовки – лепёшки, доведение их до формы тарелочки, чашки; 2) заготовки – жгутики; 3)заготовке шаровидной формы: выбирание глины стекой.

Творческая работа: «Керамическая посуда Гжели» (лепка и роспись).

Проект. (4часа)

Что такое творческий проект? Этапы творческого проекта.

Работа по программе Power Point.

Творческая работа: Компьютерная презентация «Проект» (по теме ДПИ).

Создание и защита.

 

Выставки, экскурсии, праздники. (4часа)

«О чем поведали старинные экспонаты музея?» - изучение художественного наследия в местном краеведческом музее. «Мастерская чудес» - урок - праздник. Выставка детских изделий.

Итоговое занятие. (2 часа)

 Тестирование

«Декоративно-прикладное творчество в жизни человека»

Материально-техническое обеспечение

  1. Кабинет изобразительного искусства
  2. Столы двухместные 6 штук
  3. Стулья деревянные 12 штук
  4. Стол учительский 1 штук
  5. Стул мягкий 1 штук
  6. ПК
  7. Колонки 2 штуки
  8. Музыкальный центр 1 штук

Список литературы

1. Б.Г.Гагарин. Конструирование из бумаги – Ташкент 1988г.

2. Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы – «РОСМЕН», Москва 1996г.

3. Д.Чотт. Вышивки шелковыми лентами: техники. Приемы изделия – М.: АСТ – ПРЕСС, 2001г.

4. Н.А.Гореева, О.В.Островская. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5-го класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006г.

5. П.И.Уткин, Н.С.Королева. Народные художественные промыслы: учебник для профильных учебных заведений. – М.: Высшая школа, 1992г.

6. Н.М.Конышев. Лепка в начальных классах: книга для учителя. Из опыта работы –М.: Просвещение, 1985г.

7. Программы: «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства.» 5-8 классы. – М.: Просвещение, 1994г.

Календарно-тематический план

№ п/п

Дата

Тема учебного занятия

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

2

2

-

II. Работа с бумагой

36

5

2.

Плоскостные композиции из бумаги. Аппликация.

2

1

1

3.

Практическая работа: Выполнение аппликации «Сказочные цветы».

2

-

2

Творческая работа: изготовление панно-аппликации «Клоуны».

2

-

2

Бумагопластика или объёмное конструирование. Оригами

2

1

1

Исследование свойств бумаги: сминание, сгибание, обрыв, вырезание, складывание.

Симметрия в композиции.

2

-

2

Беседа: «Вологодское кружево». Творческая работа: Панно «Вологодское кружево» (из полосок бумаги).

2

-

2

Квилинг. Из истории квилинга. Инструменты и приспособления.

2

1

1

Упражнение: скручивание бумажной ленты в завиток с помощью подручных средств.

2

-

2

Практическая работа: Выполнение творческого задания «Сказочные цветы и птицы».

2

-

2

Практическая работа: Выполнение творческого задания «Сказочные цветы и птицы».

2

-

2

Торцевание. Из истории торцевания. Инструменты и приспособления.

2

1

1

Практическая работа: Выполнение творческого задания «Этот загадочный кактус».

2

-

2

Практическая работа: Выполнение творческого задания «Этот загадочный кактус».

2

-

2

Практическая работа: Выполнение творческого задания «Этот загадочный кактус».

2

-

2

Папье-маше. Приемы выполнения. Инструменты и приспособления. Беседа: «Посуда в твоем доме».

2

1

1

Обклейка кусочками тонкой бумаги готовой формы – шара, тарелки.

-

2

Творческая работа: Изготовление шара и тарелки.

-

2

Творческая работа: Изготовление шара и тарелки.

-

2

Роспись по дереву

22

4

Городецкая роспись. История, материалы и инструменты, особенности росписи.

2

1

1

Городец.  Основные элементы: бутоны, купавки, листики. Упражнения: розаны.

2

1

1

Упражнения: сказочная птица и конь.

2

-

2

Творческая работа: Роспись кухонной доски.

2

-

2

Творческая работа: Роспись кухонной доски.

2

-

2

Творческая работа: Роспись кухонной доски.

2

-

2

Золотая хохлома. История, материалы и инструменты, особенности росписи.

2

1

1

Хохломская роспись.

Растительный орнамент: (травка, под листик, под фон).

2

1

1

Упражнения: 1) повтор главных отличительных элементов росписи «травки»: травинки большие и маленькие, стебель; 2)вариации главных элементов травки.

2

-

2

Творческая работа: Роспись тарелки из папье-маше «Сказочная птица».

2

-

2

Творческая работа: Роспись тарелки из папье-маше «Сказочная птица».

2

-

2

Лепка. Глина

22

19

Сведения о глине как художественном материале. Беседа: «Народная глиняная игрушка» (история, основные сюжеты, используемые в игрушках, особенности игрушек отдельных школ, приемы росписи)

2

-

Дымковская игрушка. Дымковская роспись: волнистые линии – «синее море», круги большие и маленькие – «солнышки» большие и маленькие, клетка.

2

2

Упражнения: вытягивание заготовки для получения основных частей фигурки; лепка отдельных частей (кокошник, оборки, зубцы и т.п.)

2

2

Творческая работа: «Глиняная дымковская игрушка» (лепка)

2

2

Творческая работа: «Глиняная дымковская игрушка» (роспись).

2

2

Творческая работа: «Глиняная дымковская игрушка» (роспись).

2

2

Гжельская керамика. Искусство Гжели. Инструменты и приспособления.

2

1

Роспись «Мазок на одну сторону» или «Мазок с тенями», «Сеточка».

2

2

Упражнения: способы лепки посуды 1) заготовки – лепёшки, доведение их до формы тарелочки, чашки; 2) заготовки – жгутики; 3)заготовке шаровидной формы: выбирание глины стекой.

2

2

Творческая работа: «Керамическая посуда Гжели» (лепка).

2

-

2

Творческая работа: «Керамическая посуда Гжели» (роспись).

2

-

2

Лепка. Соленое тесто

20

3

17

Плоскостные композиции Из истории соленого теста. Состав теста. Инструменты и приспособления. Технология изготовления (лепка, сушка, покраска).

2

1

1

Приемы лепки: скатывание в шар, в цилиндр; вдавливание; раскатывание; вырезание по шаблону и др.

2

-

2

Беседа: «Искусство барельефа» (особенности композиции, техники изображения, разнообразие технических приемов). Стилизация форм. Создание эскизов.

2

1

1

Творческая работа: «Лепка из соленого теста», «Декоративное панно».

2

-

2

Творческая работа: «Лепка из соленого теста», «Декоративное панно».

2

-

2

Объёмные композиции. «Искусство России. Скульптура». Беседа.

2

1

1

Приемы выпонения объемной композиции, лепка фигуры человека, животного.

2

-

2

Упражнения: лепка оборок, складок; лепка с помощью приспособлений (резак, чесночница, мешковина, пуговицы, иглы и т. д.)

2

-

2

Творческая работа: Объемная композиция «Барышни»

2

-

2

Творческая работа: Объемная композиция «Барышни»

2

-

2

Художественная обработка ткани

32

5

Аппликация из ткани. Основные сведения о тканях (сырьё, применение). Свойства тканей и их применение при изготовлении аппликации. Цветоведение.

2

1

1

Упражнение: Подбор ткани по фактуре, цвету, рисунку. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

2

-

2

Древнеегипетский орнамент. Беседа: «Из истории Древнего Египта».

2

1

1

Творческая работа: «Панно-аппликация «Египет».

2

-

2

Творческая работа: «Панно- аппликация «Египет».

2

-

2

Вышивка лентами Лента и вышивка. Отделочная лента и тесьма. Инструменты и приспособления.

2

1

1

Перевод рисунка. Изготовление бутонов роз.

2

-

2

Розы из широких лент, скрученная роза. Роза из присборенной ленты, плиссированная роза.

2

-

2

Создание схем узоров.

Творческая работа: «Панно розы».

2

-

2

Творческая работа: «Панно розы».

2

-

2

Куклы-обереги.  Кукла – образ живого человека. Разнообразие кукол.

2

1

1

Древние образы в нарядном искусстве.

2

1

1

Упражнения: шов «крестом», «счетная гладь», подбор ткани по цвету, фактуре, рисунку.

2

-

2

Творческая работа: Изготовление сшивной куклы в нарядном костюме с использованием для украшения вышивки, бисера, бус, тесьмы.

2

-

2

Творческая работа: Изготовление сшивной куклы в нарядном костюме с использованием для украшения вышивки, бисера, бус, тесьмы.

2

-

2

Творческая работа: Изготовление сшивной куклы в нарядном костюме с использованием для украшения вышивки, бисера, бус, тесьмы.

2

-

2

Творческий проект

2

1

1

Защита творческих проектов

2

-

2

Итоговая выставка «Мастерская чудес»

2

-

2

Экскурсия  в Дом творчества

2

-

2

Итоговое занятие

2

2

-

Всего часов

144

25

119

  1. Титульный лист.
  2. Оглавление (для программ 2 и более лет обучения).
  3. Пояснительная записка.
  4.  Учебный план (для программ 2 и более лет обучения).
  5. Учебно-тематический план.
  6. Содержание изучаемого курса.
  7. Методическое обеспечение.
  8. Список литературы.

ШАПКА

 (ПОЛНОЕ НАЗВАНИЕ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ  ОБРАЗОВАНИЕМ

ПОЛНОЕ НАЗВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ)

 (название учреждения, пишется полностью – по центру)

Печать

Утверждаю:

Директор МОУ ДОД

СЮН №1 г. Белгорода

_____________Ф.И.О.

«____» ____________200  г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«(название программы)»

на NN лет

Возраст воспитанников

Педагог дополнительного образования

Фамилия Имя Отчество

Город (населенный пункт), год

Дополнительная образовательная программа: (название, вид и направленность программы)

Автор программы: ________________

                          Фамилия Имя Отчество

Программа рассмотрена и утверждена на  заседании педагогического совета

от «__» _______ 200  г., протокол № ____

Председатель _________        _________

                      подпись              Ф.И.О.

  • возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;

  • сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

  • формы и режим занятий;
  • ожидаемые результаты и способы их проверки;
  • формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.);
  • имеющееся и требуемое материально-техническое обеспечение образовательной программы.

Учебный план

№ п/п


Разделы программы

Количество часов

1 год

2 год

3год

 䦋㌌㏒琰茞ᓀ㵂Ü

Введение в образовательную программу

4-6

-

-

1.

Пленер

-

18

18

2.

Рисунок

27

54

40

3.

Живопись

22

42

56

4.

Композиция

24

20

30

5.

Декоративная композиция

53

72

45

6.

Нетрадиционные изобразительные техники

12

10

27

 䦋㌌㏒琰茞ᓀ㵂Ü

ИТОГО:

144

216

216

Учебно- тематический план

№ п/п

Разделы и темы занятий

Всего

В том числе

теория

практика

1

Введение в образовательную программу

6

2

4

I. Рисунок

27

6

21

1.1.

Введение

1

1

-

1.2.

Графика. Особенности линий. «Сказочное дерево»

4

1

3

II. Живопись

22

6

16

2.1.

Основные цвета

2

1

1

2.2.

Дополнительные цвета

2

1

1

 䦋㌌㏒琰茞ᓀ㵂Ü

Всего:

144

48

94

Содержание 1-го года обучения

Содержание 1-го года обучения

раскрывается через краткое описание тем (теория и практика) каждого раздела программы

I. Название раздела

1.1. Название темы учебного занятия

Теория:

Практика:

Форма проведения занятия:

Методы и приемы :

Дидактический материал:

Оборудование:

Форма подведения итогов:

Методическое обеспечение 

включает в себя описание:

  • форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.);
  • приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий;
  • форм подведения итогов по каждой теме или разделу.

Список литературы

Включает источники по:

  • общей педагогике,
  • методике данного вида деятельности и воспитания,
  • дидактике,
  • общей и возрастной психологии,
  • теории и истории выбранного вида деятельности,
  • опубликованные учебные пособия,
  • перечень видео- и аудиозаписей и др.

Задача этого раздела состоит в том, чтобы показать уровень и широту теоретической подготовленности педагога.

УМК включает:

  • образовательную программу (основной документ);

  • учебные методические пособия для педагога и обучающихся (дидактический, информационный, справочный материал на различных носителях, разработки занятий, специальную литературу и т. д.);
  • материалы по индивидуальному сопровождению развития обучающихся (методики психолого-педагогической диагностики личности, памятки для детей и родителей и т. п.);
  • материалы по работе с детским коллективом (методики диагностики сформированности коллектива, сценарии коллективных мероприятий и дел, игровые методики).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Мастерская чудес"

Программа  творческой мастерской по декоративно-прикладному творчеству  "Мастерская чудес"...

Программа "Мастерская чудес"

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)  программа художественной направленности...

Рабочая программа Мастерская Чудеса рукоделия

программа детского объединения учреждения доолнительного образования МБУ ДО ДДТ "Жемчужина"...

Индивидуальный учебный план Сорокиной Ирины по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Мастерская чудес»

Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения ручной труд занимает особое место. Он, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетичес...

Дополнительная общеобразовательная программа "Мастерская чудес"

Дополнительная общеобразовательная программа...