Программа "Мастерская чудес"
рабочая программа по теме
Программа творческой мастерской по декоративно-прикладному творчеству "Мастерская чудес"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_masterskaya_chudes.doc | 186 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей
Центр внешкольной работы
Программа
по организации каникулярного отдыха детей и подростков
Пономарева Елена Юлдашевна,
педагог д\о «Карусель» МОБУ ДОД ЦВР
п. Магдагачи
2012г.
Пояснительная записка
Программа "Мастерская Чудес" вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью таких видов художественного творчества, как конструирование из бумаги, лепка и другое дает возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослый граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.
Вся работа будет построена таким образом:
1 модуль обучения
«Бумагопластика»
Айрис-фолдинг Обрывная аппликация Аппликация из «ладошек»
Квиллинг Торцевание
2 модуль
«Лепка»
Пластинография Обратная аппликация Соленое тесто
Первый модуль полностью посвящена бумагопластике. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.). Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. При работе с бумагой обучающиеся познакомятся со следующими техниками:
Айрис-фолдинг ( Iris Folding ) – техника складывания полос цветной бумаги под углом в виде закручивающейся спирали. Работы, выполненные с применением данной техники, зачастую похожи на диафрагму фотокамеры или радужную оболочку глаза. Оттуда идёт и название техники. Зародилась она в Голландии (Нидерланды), местные мастера выполняли свои работы из цветной бумаги. В настоящее время для работы в данной технике используются не только различные виды цветной бумаги и картона, но и ленты. Сегодня Iris Folding применяют для украшения открыток, записок, книг, фотоальбомов, коллажей и т.д.
Обрывная аппликация — один из видов многогранной техники аппликация. Всё просто и доступно, как в выкладывании мозаики. Основа — лист картона, материал — разорванный на кусочки лист цветной бумаги (несколько цветов), инструмент — клей и ваши руки. Появилась разновидность обрывной аппликации — хандигырим, где используется специальная бумага ручного производства (ханди) корейского производства. Составляя картину из разноцветных кусочков бумаги, их предварительно смачивают и обрывают по контуру из целого листа. В результате возникает эффект акварельной или даже масленой живописи.
Аппликации из «ладошек». Аппликация настолько многогранна и разнообразна, что её творческое воплощение ограничено лишь вашей фантазией! Сколько ладошек, столько прекрасно выполненных идей могут показать дети.
Торцевание. Этот вид бумажного творчества переживает второе рождение. Ребята окунутся в мир необычной аппликативной мозаики, создаваемый из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги!
Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. На английском языке называется quilling — от слова quil (птичье перо). Возникло оно в средневековой Европе, где монахини создавали медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры.
Второй модуль обучения посвящен лепке. Лепка – занятие приятное, полезное и вполне доступное. Сравнительно несложные приемы изготовления поделок из соленого теста, пластилина, глины делает данное направление творчества необыкновенно привлекательным. Каждый имеет уникальную возможность выразить свои скрытые таланты, воплощать самые интересные и сложные замыслы. Ребята освоят пластилинографию, познакомятся с обратной аппликацией из пластилина, будут работать с соленым тестом.
Пластилинография — новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объемных объектов на горизонтальной поверхности. По сути своей, это редко встречающийся, очень выразительный вид «живописи». Вы практически «рисуете» пластилином. Изготовление пластилиновых картин ярких расцветок с применением различных изобразительных приёмов — увлекательное занятие, дающее радостное и эстетическое удовлетворение от подобного творчества, делая его оригинальным и декоративным.
Обратная аппликация — ещё одна разновидность аппликации из пластилина, как правило, выполняется на гладкой и прозрачной поверхности стекла или пластмассы. Обозначив (выложив) пластилином контур будущего рисунка, начинаем последовательно заполнять открытые участки пластилином. По окончании работы, перевернув изделие гладкой стороной к себе, Вы получите удивительный рисунок для картины или панно!
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки – это очень «теплый» и эластичный материал, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость. Конечно, сама по себе техника тестопластики богата и разнообразна, но в последствии при накоплении опыта многие не ограничиваются одной лепкой, стараясь придать изделиям большую выразительность насыщенность законченность, расписывают изделия красками, покрывают лаком, создают комбинированные картины, используя в работах наряду с тестом другие материалы такие как дерево, стекло, ткань, либо уже готовые элементы.
Цель программы: создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
Направленность: художественно-эстетическая.
Срок реализации программы: июнь, ноябрь 2012г.
Уровень реализации: начальное
Уровень освоения: углубленный
Способ освоения: креативный
Участники: учащиеся 1-5 классов, посещающие пришкольный оздоровительный лагерь МСОШ №2 п. Магдагачи
Задачи программы:
Обучающие:
* знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
* продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
* совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов;
* приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Воспитательные:
* осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
* воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;
* добиться максимальной самостоятельности детского творчества;
Развивающие:
* пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики;
* развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
* формировать творческие способности, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности;
* развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
* развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.
Воспитание и обучение в кружке осуществляется "естественным путем", в процессе творческой работы. Участие педагога в создании поделок и композиций осуществляется "сквозь" ребенка, т.е. воспитанник получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире.
Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели. Место педагога в деятельности меняется по мере развития интереса и овладения детьми навыками конструирования.
Основная задача на всех этапах освоения программы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает уверенность в себе.
Образные представления у младших школьников значительно опережают их практические умения. Поэтому предполагаются игры-упражнения, упражнения по цветоведению, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед конструированием, так и во время работы.
Выполнение творческих заданий на темы сказок служат развитию воображения и фантазии у ребят, позволяют не только выявлять индивидуальные творческие возможности, но и решать нравственно-этические задачи в образной форме. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначения своего изделия. Подобная установка дисциплинирует обучающихся, дает хороший осознанный подход к решению и чисто пластических задач объемной формы. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:
1) эскиз, 2) воплощение в материале, 3) выявление формы с помощью декоративных фактур.
Программа соединяет игру, труд и обучение в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних). Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ. Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным. С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие "мусор" для художника не существует. Любой предмет, любая случайная находка могут быть преображены им и стать художественным произведением. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует выявлению индивидуальности каждого.
Программа ориентирует обучающихся на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов приготовления поделок. Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости, развития толерантности.
Для разработки занятий учитываются психологические особенности каждой возрастной группы.
Оптимальное количество детей в объединении для успешного освоения программы - 10-15 человек.
Учебно-тематический план
«Бумагопластика»
№ п\п | Название разделов и тем | Количество часов | ||
всего | теория | практ | ||
Раздел I. Введение в декоративно-прикладное искусство. | ||||
1 | Вводное занятие. История декоративно-прикладного искусства. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами. | 1 | ||
Раздел II. Удивительный мир аппликации. | ||||
5 | Аппликации из ладошек. Просмотр работ в этой технике. Приемы работы. | 2 | 1 | 1 |
6 | Айрис-фолдинг. Просмотр работ в этой технике. Приемы работы. | 2 | 1 | 1 |
7 | Торцевание. Просмотр работ в этой технике. Приемы работы. | 2 | 1 | 1 |
8 | Аппликация обрывная. Просмотр работ в этой технике. Приемы работ. | 2 | 1 | 1 |
9 | Квиллинг. Просмотр работ в этой технике. Приемы работ. | 2 | 1 | 1 |
10 | Роллы. Освоение приемов. | 1 | 1 | |
ВСЕГО | 12 | 5 | 6 |
Учебно-тематический план
«Лепка»
№ п\п | Название разделов и тем | Количество часов | ||
всего | теория | практ | ||
Раздел II. Пластилиновые чудеса. | ||||
4 | Просмотр работ, выполненных в технике пластилинография. Презентация | 1 | 1 | |
5 | Рисование пластилином. Мой аквариум | 1 | 1 | |
8 | Радужные бабочки | 1 | 1 | |
9 | Пластилиновая бумага. Панно «Воробей под форзицией» | 1 | 1 | |
10 | Цветок вечности «Лотос» | 1 | 1 | |
14 | Просмотр работ, выполненных в технике «Обратная аппликация» | 1 | 1 | |
15 | Сказочные герои. Обратная аппликация | 1 | 1 | |
16 | Панно «Сакура» | 7 | 2 | 5 |
Раздел III. Красота соленого теста… | ||||
18 | Просмотр работ в технике «Тестопластика» Презентация | 1 | 1 | |
19 | Исходные формы (отработка исходных форм в лепке) | 2 | 1 | 1 |
20 | Сувенир «Ловец снов» | 1 | 1 | |
21 | Панно «Чудо дерево» | 1 | 1 | |
22 | Панно «Райская птичка» | 1 | 1 | |
23 | Загадочные рыбки | 1 | 1 | |
Всего: | 7 | 2 | 5 | |
ИТОГО: | 26 | 10 | 16 |
Содержание деятельности
Раздел I. Введение в декоративно-прикладное творчество.
Тема 1. Вводное занятие. История декоративно-прикладного искусства (презентация). Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами.
Тема 2. Виды бумаги и картона: гофробумага, цветная бумага, бумага ручной работы, рисовая бумага, гофрокартон, глянцевый картон, бумага для пастели, акварели.
Раздел II. Удивительный мир аппликации.
Тема 1. Аппликации из «ладошек». Просмотр работ в этой технике (презентация). Основные приемы работы.
Тема 2. Птицы из «ладошек». Изготовление птичек по выбору: совушка, страус, петушок и др.
Тема 3. Панно «Лебеди». Подготовка заготовок – ладошек, основы, фона, рамочки. Сборка в единую композицию.
Тема 4. Рыбешки – «ладошки». Изготовление различных рыбешек по выбору.
Тема 5. Айрис-фолдинг. Просмотр работ в этой технике (презентация). Приемы работы. Чертеж шаблона.
Тема 6. Айрис-фолдинг из осенних листьев. Открытки ко дню Учителя. Эскиз работы. Чертеж шаблона. Выполнение общей композиции.
Тема 7. Торцевание. Просмотр работ в этой технике (презентация). Приемы работы.
Тема 8. Коллективная работа. Эмблема объединения «Мастерская чудес». Эскиз работы. Подготовка необходимого материала. Выполнение работы.
Тема 9. Аппликация обрывная. Просмотр работ в этой технике (презентация). Приемы работ.
Тема 10. Миниатюры на свободную тему. Выбор темы работы. Зарисовка эскиза. Выполнение работы.
Тема 11. Квиллинг. Просмотр работ в этой технике (презентация). Приемы работ.
Тема 12. Роллы. Освоение приемов.
Тема 13. Коллективная работа «Нарциссы». Подготовка основы, фона, ролл. Выполнение общей композиции.
Раздел II1. Пластилиновые чудеса.
Тема 1. Просмотр работ в технике пластилинография. Презентация.
Тема 2. Рисование пластилином. Мой аквариум. Подготовка основы в виде аквариума. Нанесение контура рисунка. Раскрашивание пластилином.
Тема 3. Веселые клоуны. Пластилиновые шарики. Подготовка эскиза, основы, фона. Заполнение рисунка пластилиновыми шариками.
Тема 4. Радужные бабочки. Подготовка эскиза бабочки. Выбор основы и фона. Заполнение рисунка пластилиновыми шариками и пластилиновыми нитями.
Тема 5. Пластилиновая бумага. Панно «Воробей под форзицией». Подготовка пластилиновой бумаги. Зарисовка эскиза работы. Выполнение работы.
Тема 6. Цветок вечности «Лотос». Подготовка эскиза, фона, рамки. Выполнение работы.
Тема 7. Панно в стиле Гжель. Выполнение эскиза. Смешивание цветов. Выполнение отдельных мотивов работы. Сборка в единую композицию.
Тема 8. Панно в стиле Жостово. Выполнение эскиза. Смешивание цветов. Выполнение отдельных мотивов работы. Сборка в единую композицию.
Тема 9. Просмотр работ в технике «Обратная аппликация». Презентация.
Тема 10. Сказочные герои. Обратная аппликация. Подготовка эскиза. Выполнение работы.
Тема 11. Панно «Сакура». Подготовка эскиза, рамки. Выполнение работы.
Тема 12. Панно «Цветник». Подготовка эскиза, рамки. Выполнение работы.
Раздел IY. Красота соленого теста.
Тема 1. Просмотр работ выполненных в технике «Тестопластика». Презентация.
Тема 2. Исходные формы (отработка исходных форм в лепке). Лепка примитивных элементов.
Тема 3. Сувенир «Ловец снов». Выполнение эскиза. Лепка основных элементов работы. Сушка. Покраска.
Тема 4. Панно «Чудо-дерево». Выполнение эскиза дерева. Лепка. Сушка. Покраска.
Тема 5. Панно «Райская птичка» Выполнение эскиза работы. Лепка. Сушка. Покраска.
Тема 6. Загадочные рыбки. Выполнение эскиза рыбки. Лепка. Сушка. Покраска.
Результативность
Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию.
В результате обучения в мастерской предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения:
* познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;
* познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения;
* овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;
* научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);
* научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;
* познакомятся с основными видами работ из бумаги (вырезки, плетения, оригами, аппликация, объемное конструирование).
* научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях.
Кроме того, обучающиеся получат дополнительные сведения о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека, о некоторых народных промыслах, об истории их возникновения и развития.
Для определения результативности проводятся различные конкурсы, принимается активное участие в школьных тематических выставках, что позволяет сделать срез и выявить сформировавшиеся знания и умения по пройденным темам. Такой подход, не травмируя детскую психику, позволяет сформировать положительную мотивацию их деятельности и в форме игры научить самоанализу.
К оценкам результатов творчества относятся похвала за самостоятельность и инициативу выбора новой темы, выставка работ, награждение грамотами, дипломами, благодарственными письмами, фотографирование работ для фотоальбома лучших работ кружка “Мастерская чудес”.
Методическое обеспечение программы
Методическое обеспечение образовательной программы “Мастерская чудес” включает в себя дидактические принципы, методы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов. При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам.
Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие учащихся 7–14 лет, на который рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным мышлением. Следовательно, учащиеся способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (образцы изделий, практические упражнения, экскурсии), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Естественно, что достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики учащиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Ориентируясь на этот принцип, педагог составляет учебно-тематическое планирование все же с учетом возможности его изменения. Большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями.
Методы, применяемые при подготовке к занятиям подразделяются на:
- Словесные (рассказ-объяснение, беседа, чтение книг, лекция, сказка);
- Наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся, экскурсии);
- Практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков, управление технологическими процессами).
При организации работы кружка используется дидактический материал. Он включает в себя образцы изделий, выполненные педагогом и учащимися, рисунки, открытки и эскизы, специальную и дополнительную литературу, фотографии детских работ и профессиональных работ, разработку отдельных тематических занятий.
Условия реализации программы.
Чтобы успешно обучить детей, необходимо, прежде всего, владеть знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость.
Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям. До начало занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения. В процессе обучения учащиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.
Для успешной реализации программы необходимо материально-техническое обеспечение:
бумага офисная цветная марки «Color»,
бумага офисная белая,
бумага цветная,
гофробумага,
картон цветной,
гофрокартон,
картон белый большой,
бумага для акварели,
цветные блоки для записей (форма квадрат),
карандаши,
краски,
фломастеры,
мука,
соль мелкая,
пластилин,
клей ПВА,
клей Момент – Кристалл,
клей-карандаш,
синтепон,
проволока медная диаметром 2-5 мм и 0,5 мм,
капроновые нитки,
английские булавки,
ножницы,
изолента,
иглы длинные,
духовой шкаф,
мультимедиа для просмотра презентаций.
Литература
- Аппликация и бумагопластика. – М.: АРТ, 2008. - 164с., ил.
- Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: Аким, 1996. – 208с., ил.
- Давыдова Г.Н. Соленое тесто. – М.: АРТ, 2005. – 256с., ил.
- Гурская И.В. Радуга аппликации. – СПб.: Питер, 2007. – 212с., ил.
- Евсеев Г.А Бумажный мир. – М.: АРТ, 2006.- 107с., ил.
- Кеттелл Дж. Секреты холодного фарфора. – М.: Дизайн CJ, 2008. – 156с., ил.
- Симмонс К. Текстильная кукла. – М.: Пресс, 2006. – 198с., ил.
- Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. – Я.: Академия развития, 1997. – 224с., ил.
- Харти-Дэвиа Г. Керамическая флористика. – СПб.: ФЛОЭ-арт, 2007. – 203с., ил.
- Чернова Г.Н. Чудеса из соленого теста. – М.: Скрипторий, 2005. – 217с., ил.
- Черныш И. Удивительная бумага. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 160с., ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения к книге для чтения на английском языке "Алиса в стране чудес" Л.Кэролла (адаптировано, обработка Г.К.Магидсон-Степановой), материалы к обобщающему уроку "Путешествие по стране чудес"
Методические разработки заданий к книге Л.Керолла "Alice in wonderland" включают упражнения по главам. Разработка итогового урока- путешествия. Цель урока- обобщение умений и навыков в игровой форме- ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Чудеса из чудес" (Работа с природным материалом)
Вид деятельности, предусмотренный программой - работа с природным материалом, направленность - художественная, возраст детей - 7 - 12 лет, срок реализации - з года; цель программы - социал...
Методические разработки занятий по теме "Изготовление сувенира "Краб" (Программа "Чудеса из чудес", раздел "Работа с природным материалом морского происхождения")
Тема "Изготовление сувенира "Краб" расчитана на 10 часов. На первом занятии (2 часа) обучающиеся знакомятся с понятиями "моллюск", "двустворчатые", "брюхоногие...
Приложение к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Чудеса из чудес". Часть II.
Часть II....