Методическая разработка "Фоторепортаж в газете"
методическая разработка по теме

Цветкова Маргарита Михайловна

Рассказано о работе над фоторепортажем и его роли в газете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fotoreportazh.docx24.82 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка учебного занятия

Название коллектива:   Творческое объединение юных журналистов  «Глобус» ГБОУ СОШ №306 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

 Педагог ОДОД:   Цветкова Маргарита Михайловна

Тема занятия:    Фоторепортаж в газете   (V раздел программы , 2-й год обучения) с применением технологии коллективной творческой деятельности.

Возраст обучающихся:  12-14 лет

Цель занятия: Познакомить обучающихся с особенностями фоторепортажа в газете.

Задачи занятия

  • Обучающие:1.Сформировать знания о фоторепортаже как особом газетном жанре.
  • 2.Научить применять полученные знания при выпуске школьной газеты.
  • 3.Научить детей видеть необычное в обычном.
  • 4.Научить детей работать в сотрудничестве со взрослыми.
  • Развивающие: 1.Развивать индивидуальные познавательные способности ребенка на основе использования имеющегося у него жизненного опыта.  
  • 2.Создать условия для включения ребенка в групповые виды деятельности.
  • 3.Раскрыть и использовать субъективный опыт каждого обучающегося.
  • 4. Развивать в детях романтизм и творчество.
  • 5.Приобщить обучающихся к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (репортаж в газете).
  • Воспитывающие: 1.Помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности.
  • 2.Воспитать уважительное отношение к работе журналистов.
  • 3.Воспитать общественно-активную творческую личность,  способствовать организации социального творчества, направленного на служение людям.

Форма учебного занятия: Комбинированное занятие

Форма организации работы: Групповая

Требования к организации и проведению занятия

Организационные требования:                                                                                                   -самоподготовка педагога (изучение специальной  литературы)                                                                         -подготовка рабочих материалов (подборки фотографий)                                                             -хорошо проветриваемое помещение                                                                                             -наличие рабочих мест

Дидактические требования:                                                                                                            С помощью коллективной деятельности  воспитываются личностные качества ребенка (ответственность за работу коллектива, внимательность, наблюдательность). Работа с фотографиями прививает обучающимся художественный вкус и навыки работы дизайнера, делает их духовно богатыми людьми. В процессе работы развивается социально-полезная направленность деятельности детей и взрослых.

Основные формы организации деятельности обучающихся на занятии:                       *групповая  (объяснение,  постановка задач, выполнение творческих заданий, поощрение и анализ работы группы)                                                  

                                      Методы обучения                        

По способу организации занятий:                                                                             - Словесные – рассказ педагога, постановка задач, обсуждение непонятных и сложных моментов, беседа об особенностях фотографий для репортажа.                                                                                                                      - Наглядные подборка фотографий и методических материалов.                                                                                                                  -Практические – выявление особенностей жанра фоторепортажа.

По уровню деятельности детей:                                                                                                       - Наглядно-образные – объяснение педагога сопровождается обязательным показом предмета объяснения (фотографии, репортажи в разных газетах)                                                                                                            -Объяснительно – иллюстративные – объяснения основаны на словесном рассуждении   с показом газетных материалов.                                                                                                                              -Репродуктивные – ребенок сам находит отличия фоторепортажей в газетах разной тематики.

Структура учебного занятия

  №

Вид учебно-творческой деятельности        

Время

(минут)

1

Организационный.  Формулирование целей  и задач занятия.

Психологический настрой на творческую деятельность.

10

2

Основной этап

-постановка учебной задачи

-работа команды

-промежуточная рефлексия

30

3

-коллективная работа

30

4

Отдых, обмен мнениями (возможно чаепитие)

15

5

Обсуждение результатов

Подведение итогов

15

6

Рефлексивный этап

15

7

Эмоционально-оценочный

10

                                  Развёрнутый план занятия

I этап – организационный                                                                                             Задача: настроить воспитанников на творческую деятельность                                              Содержание: Приветствие и пожелание всем творческих успехов. Подготовка рабочего места.                                                                                    

Оборудование: подборки фотографий, газет

Необходимые материалы и инструменты: рабочие блокноты, бумага, ручки, фломастеры, клей

Психологический настрой на творческую деятельность: упражнение «Здравствуй!». Начинает один из участников и, обращаясь к соседу слева, с чувством радости от встречи с ним содержательно продолжает фразу: «Здравствуй!....», выражая свое чувство и голосом, и жестом, и улыбкой.

2 этап – основной (содержательный)                                                         Задача: научиться делать обоснованный выбор фотографий для репортажа в зависимости от заданной тематики.

Содержание:                                                                                                                      1.Постановка учебной задачи:  Педагог ориентирует детей на коллективную работу. Коллектив - это группа журналистов. Задача – выбрать фотографии для репортажа и составить текст с учетом темы.

2.Работа команды: Педагог предлагает редакционному коллективу выбрать тему репортажа. Она должны отражать направленность газеты, быть актуальной и интересной. Предлагаются варианты тем для общешкольной газеты. Выбрана тема юбилея школы. Дети вместе с педагогом составляют план репортажа, чтобы не упустить интересные моменты праздника, придумывают интересные переходы в описании событий.

 3. Промежуточная рефлексия: Команда обсуждает результаты подготовительной работы (используется прием «Что, если…?»). Дети рассматривают ситуации возможного построения репортажа, задавая друг другу вопросы, которые начинаются со слов: «Что, если…?» Данные вопросы позволяют учащимся по-новому, с другой стороны посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, свои гипотезы развития событий, расширяя тем самым опыт спонтанного общения, способствуя развитию гипотетического мышления детей. (Что, если мы назовем репортаж «История школы в лицах»? Что, если начало репортажа будет из кабинета директора? Что, если фотографии расположить необычным образом? и т.д.).

4.Коллективная работа: На большом листе бумаги идет работа над макетом фоторепортажа. Дети выбирают лучшие места для фотографий, пишут текст и размещают его на листе. По ходу работы идет обсуждение, которое поможет принять коллективное решение.

5.Обсуждение результатов: Итак, посмотрим на итог нашей работы. У нас получился большой фоторепортаж с празднования юбилея школы. Выскажите критические замечания о получившемся репортаже. Отражает ли он в полной мере празднование юбилея? Что нужно учесть при подготовке следующего репортажа?

6.Подведение итогов: Каждый ребенок высказывает свое мнение о фоторепортаже, называет самых активных и творческих ребят.

3 этап рефлексивный (контрольный)                                                        Задача: мобилизация детей на самооценку.                                                    

Содержание:                                                                                                                                        *Оценка психологического состояния (насколько детям было интересно и комфортно на занятии);                                                                                                                                                          *Оценка результативности работы (насколько хорошо они овладели умениями и навыками, которые получили на занятии).  

Критерий оценки:   понимание роли репортажа в газете, личный вклад каждого ребенка в общее дело, грамотный  подбор вопросов  во время обсуждения,  умение анализировать.                                                                                                                                    *Оценка полезности работы (насколько эти знания и умения пригодятся в жизни, при выпуске очередного номера школьной газеты);                                                                                                                *Использование диагностических методик (наблюдение, опрос): Дайте оценку работе коллектива. Кто вносил самые интересные предложения? В какой момент ты почувствовал себя репортером? Чему ты научился? Что понравилось на занятии? Как проявились ваши творческие способности? Какое у вас сейчас настроение?  Продолжите  предложение: Быть фоторепортером значит……….. (говорят все дети).

4 этап  -  эмоционально-оценочный                                                              Задача: дать оценку работы  группы

Содержание: группа характеризует деятельность каждого члена команды, педагог оценивает успешность работы групп, степень увлеченности и удовлетворенности детей. Обязательно нужно поблагодарить всех за творческую работу и трудолюбие.

5 этап - прокреативный (последействие)                                                  Задача: проанализировать учебное занятие. Выявить его плюсы и минусы.                      Содержание: внутренний самоанализ педагога (реализованы ли цели и задачи занятия, каков результат, нужно ли внести коррективы, каковы перспективы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Светозвуковой газеты по теме Цветы нашей Родины

Методическая разработка Светозвуковой газеты по теме Цветы нашей Родины...

Методическая разработка урока в 6 классе: Создание газеты «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»

Тема урока: Создание газеты «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»  Форма проведения: деловая игра (6 класс)....

Методическая разработка "Работа редакции газеты"

Методическая разработка учебного занятия "Работа редакции газеты" для творческого объединения юных журналистов....

Методическая разработка "Газеты разные нужны"

Рассматриваются особенности газет разной тематической направленности...

Методические рекомендации по проведению классного часа « ВЫПУСК ЭКСПРЕСС – ГАЗЕТЫ «НАША КЛАССНАЯ ЖИЗНЬ»

Рекомендации по подготовки и проведению классного часа "Выпуск экспресс-газеты "Наша классная жизнь" :              - создать условия для раскрытия творческих способ...

методическая разработка занятий по газете

Материал будет полезен всем. кто работает с детской газетой...

Методическая разработка "Живая газета"

Методическая разработка "Живая газета"...