Методическая разработка "Работа редакции газеты"
методическая разработка по теме

Цветкова Маргарита Михайловна

Методическая разработка учебного занятия "Работа редакции газеты" для творческого объединения юных журналистов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_redakcii_zanyatie.docx32.81 КБ

Предварительный просмотр:

      Методическая разработка учебного занятия творческого объединения юных журналистов «Глобус»

Педагог ОДОД - Цветкова Маргарита Михайловна, ГБОУ СОШ №306                                                                                

Тема занятия:       «Работа редакции газеты»    (с использованием технологии проблемного обучения в виде теоретического исследования)                                                                                                                                                                                                                  Цель занятия:   Познакомить обучающихся с работой редакции газеты.

Задачи занятия:

Обучающие:                                                                                                                       1.Сформировать знания обучающихся о работе редакции газеты.           2.Формировать умения использовать дополнительные источники информации, находить нужные факты, решать проблемные вопросы.                                                           3.Научить выделять главные особенности работы отделов редакции. 4.Научит составлять концептуальную таблицу и ее анализировать.                                                                                                             5.Научить применять полученные знания и умения в практической деятельности (в работе школьной редакции).

Развивающие:                                                                                                                  1.Формировать и развивать личностное отношение к журналистскому труду и ответственность за работу редакционного коллектива. 2.Развивать познавательный интерес к работе редакции.                         3.Развивать коммуникативные способности  детей .                                          4.Развивать умения систематизировать материал и анализировать его, задавать и решать проблемные вопросы.

Воспитывающие:                                                                                          1.Воспитывать уважение к чужому труду.                                                                                2.Научить детей создавать для работы коллектива комфортную обстановку, толерантно относиться к мнению собеседников.                                       3.Воспитывать уважение к работе редакционного коллектива.    

        Форма учебного занятия: комбинированное занятие с использованием нетрадиционных форм (концептуальная таблица)

Форма организации работы: индивидуально-групповая

     Требования к организации и проведению занятия  Организационные требования:                                                                                                   -самоподготовка педагога (изучение специальной  литературы)                                                                         -наличие доски для демонстрации фрагментов работы                                                  -подготовка рабочих и справочных материалов о работе редакции газеты

Дидактические требования:                                                                                                            С помощью использования конкурентно-дискуссионных моментов воспитываются нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, умение работать в коллективе, уважение к чужому мнению). Знакомство с особенностями нелегкого журналистского труда  помогает оценить творческий потенциал каждого ребенка и задуматься о будущей профессии.

Основные формы организации деятельности учащихся  на занятии:                       *групповая (объяснение,  постановка задач, выполнение творческих заданий, анализ работы группы)                                                  

                                       Методы обучения:                                                                                                                             По способу организации занятий:                                                                             Проблемный – постановка педагогом проблем в самом начале занятия.                     Наглядный подборка газет, использование специальной литературы. Практический – составление таблицы и проведение мини пресс-конференции.

По уровню деятельности детей:                                                                                                       Частично – поисковый - объяснения основаны на самостоятельном поиске ответов на поставленные вопросы и их анализ.                                            Репродуктивный – ребенок сам воспроизводит полученные умения и навыки по образцу.

Структура учебного занятия

  №

Вид учебно-творческой деятельности        

Время

(минут)

1этап

Организационный момент.  Формулирование целей  и задач занятия, постановка общей проблемы

5

2этап

Основное содержание:

-постановка проблемы

-работа в группах по заданиям

-обсуждение результатов

20

-работа в группах со специальной литературой

20

Отдых, обмен мнениями, обсуждение результатов

10

Работа в группах, поиск информации для таблицы

-обсуждение

20

Этап активного обсуждения. Презентация таблицы

20

3этап

Рефлексия: Пресс- конференция.

15

Оценка работы групп и каждого ребенка педагогом

10

                             Развёрнутый план занятия

I этап – организационный                                                                                             Задача: настроить воспитанников на деловую волну                                              Содержание: Приветствие и пожелание всем успешной работы. Формирование 4-х групп. Подготовка рабочего места.                                                                                     Оборудование: литература о работе редакционного коллектива, подборки газет, доска.                                                                                                                       Необходимые материалы и инструменты: бумага (цветные карточки), ручки, карандаши.

2 этап – основной (содержательный)                                                         Задача: узнать о работе редакции, выявить особенности работы всех отделов.                   Содержание:                                                                                                                      1.Постановка проблемы:  Каждый день в мире издается огромное количество газет. Каждую газету создает и выпускает редколлегия. Зачем столько много газет? Какие функции они выполняют? Перед вами лежат различные газеты. Какие профессии задействованы в их выпуске? Кто отвечает за все, что написано в газете? За какую работу отвечают отделы редакции? Известны ли вам случаи, когда газеты переставали выходить? Обсудите в группе и представьте ситуации: 1) не вышли газеты; 2) журналист не сдал вовремя большой материал; 3) во время эпидемии гриппа большинство сотрудников заболело; 4) вышла газета, в которой фотографии не соответствовали тексту.

2.Работа в группах: Вы разбились на 4 группы. Каждая группа выполнит свою работу. От качества этой работы будет зависеть целостность представления о работе редакции. Задание для всех: посмотрите на последнюю страницу газеты. Внизу дается информация о выпуске. Назовите всех, кто участвовал в выпуске газеты. Обсудите в группе и представьте работу одного из сотрудников газеты. В чем особенность его работы? Какими творческими или техническими особенностями должен обладать этот человек?    

3.Обсуждение результатов работы групп. Промежуточная рефлексия. В результате обсуждения вы выделили 4 главные направления работы редакции. Это редакторат, редакционная коллегия, секретариат и творческая группа редакции. Каждая группа будет работать по одному из направлений.                                                

4.Работа в группах. Ребята получают подшивки газет, Справочник журналиста и другие книги о работе редакции. Задание: рассмотреть газеты, прочитать текст и выписать характерные особенности работы отделов редакции. Обсудить информацию в группе. Сгруппировать результаты по линиям сравнения, которые вы получили на карточках:

Структура

Состав

Количество сотрудников

Задачи

Общая задача

Особенности

Результат деятельности

Каждая группа составляет карточки с вариантами ответов одного цвета.                                                  

5. Этап активного обсуждения. Группы презентуют свои линии сравнения, а разноцветные карточки крепятся к доске, где заранее нарисована таблица. Заполнение ведется группами последовательно. Сначала группы обсуждают первую структуру (редакторат редакции). Затем, исключив повторяющиеся ответы, обсуждают полученный итог. Какова роль этого отдела для работы всей редакции? Какая важная информация не вошла в таблицу? Обсудив работу всех структур, можно оценить работу всей редакции. Результатом работы должна стать таблица, в которой кратко и ёмко представлена работа редакции:            

Структура

Состав

Кол-во сотрудни-ков

Задачи

Общая задача

Особенности

Результат деятельности

Редакторат редакции

Главный редактор

1

Руководит редакцион-ным коллекти-вом, организует его деятель-ность

Выпускать

коллективное

журналистское

произведение

– номер газеты

Осуществляют

стратегическое

руководство

коллективом

Определяет информационную политику газеты, от него зависит роль газеты в обществе

Зам. главного редактора

1

Замешант гл.редактора во время его отсутствия

Обеспечива-ет газету оперативной информаци-ей

Редакцион-ная коллегия

Гл. редактор Заместители, в том числе: менеджер, отв.секретарь, зав.отделами

1       Несколько

Секретари-ат

Отв.секретарь, бильд-редактор

1                                  1

Оперативное управление газетой

Это штаб редакции

Разработка моделей периодиче-ского издания   и работы коллектива, планирование его деятельности

Творческая группа редакции

Корреспонденты Обозреватель Спецкор     Собкор       Фотокор

Несколько        1                                    1     Несколько  Несколько                          

Подготовка текстов и фото в разных жанрах, командиров-ки

По сути – главные люди редакции

Добывают и получают информацию без которой невозможно существова-ние газеты

Таблица дана в сокращенном виде

3 этап - рефлексивный (контрольный)                                                        Задача: мобилизация детей на самооценку.                                                    Содержание:                                                                                                                *Оценка психологического состояния (насколько детям было интересно и комфортно на занятии);                                                                                                      *Оценка результативности работы (насколько хорошо они поняли особенности работы редакционных структур).  Выбор группы, которая лучше справилась с заданием (цвет их ответов преобладает в таблице).  Для контроля можно провести тренинг «Пресс-конференция».  Один из детей садится в круг и представляется сотрудником газеты (журналист, фотокор, главный редактор и т.д.). В течение 5 минут дети задают ему проблемные вопросы, которые тот должен срочно решить. Затем другой ребенок садится в круг и т.д.                    

Критерий оценки:   интересные вопросы,  грамотный и корректный подбор вопросов для собеседника, качество ответов как показатель степени усвоения материала.                                                                                                               *Оценка полезности работы (насколько эти знания и умения пригодятся в работе школьной редколлегии);                                                                                                                *Использование диагностических методик (наблюдение, опрос): Что нового для себя вы узнали на занятии? Чему научились? Что понравилось на занятии? Какая редакционная должность вам ближе? Хотели бы вы связать свою жизнь с журналистикой?

4 этап  -  эмоционально-оценочный                                                              Задача: дать оценку работы в группе каждого члена команды.        Содержание: группа характеризует деятельность каждого члена команды, педагог оценивает успешность работы групп, степень увлеченности и удовлетворенности детей. Обязательно нужно поблагодарить всех за творческую работу и трудолюбие.

5 этап - прокреативный (последействие)                                                  Задача: проанализировать учебное занятие. Выявить его плюсы и минусы. Содержание: внутренний самоанализ педагога (реализованы ли цели и задачи занятия, каков результат, нужно ли внести коррективы, каковы перспективы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы редакции газеты "26-ой скорый"

Представлен опыт работы школьной редакции "26-ой скорый" , который был презентован  корреспондентами газеты «26-ой скорый» на муниципальном конкурсе «Слёт журналистов». ...

"В редакции газеты"

Обобщающий урок русского языка   для 7 класса   в нетрадиционной форме. Деловая игра «В редакции газеты»  ...

Урок-деловая игра "В редакции газеты"

Урок - деловая игра «В редакции газеты»Тема: Обобщение материала по теме «Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса»Тип урока: урок повторения и закрепления.Вид: деловая игра.Технологи...

Сценарий юбилея редакции газеты "ЗВОНОК"

Редакции школьной газеты «ЗВОНОК» исполнится 10 лет. 10 лет – это вся школьная жизнь. За это время состав редакции полностью сменился. Основной целью вечера встречи журналистов является проложение про...

Научно - методическая разработкаРАБОТА НАД ФРАЗИРОВКОЙ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО

В разработке прописано понятие фразировки, музыкальной и технической фразировки. Методы и приемы работы над фразировкой....

Конспект урока по русскому языку, 7 класс. Деловая игра «В редакции газеты» (Обобщение изученного материала по теме «Наречие»)

Конспект урока по русскому языку, 7 класс. Деловая игра «В редакции газеты» (Обобщение изученного материала по теме «Наречие»)         ...

Методическая разработка Редакция газеты «Троицкая магистраль»

В последнее время мы все чаще слышим о профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Каждый педагог организует различные мероприятия по данной теме. У нас появились вопросы: «Наскольк...