семинар Я-концепция воспитанник и педагога
методическая разработка по теме
В последнее время в педагогической психологии все чаще используется термин «Я-концепция». И это не случайно. Я-концепция – ядро личности, именно она является основой школьной мотивации. А так как эффективность образовательного процесса во многом зависит именно от школьной мотивации, то и изучению Я-концепции сегодня уделяется пристальное внимание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_ya-kontseptsiya_vospitannik_i_pedagoga.doc | 206.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение.
В последнее время в педагогической психологии все чаще используется термин «Я-концепция». И это не случайно. Я-концепция – ядро личности, именно она является основой школьной мотивации. А так как эффективность образовательного процесса во многом зависит именно от школьной мотивации, то и изучению Я-концепции сегодня уделяется пристальное внимание.
Что же такое Я-концепция? Нужно отметить, что в современной педагогической и психологической литературе нет однозначного определения: одни понимают под ней только самооценку личности, другие отождествляют ее с самосознанием, третьи видят в ней основу личности…Такая неразбериха в терминологии связана с тем, что понятие «Я - концепция» - достаточно молодое, его ввел К. Роджерс в конце ХХ века. Наиболее полно и четко разработал теорию Я-концепции Р. Бернс, который, как и К. Роджерс, является представителем гуманистической психологии. Заслуга Роберта Бернса заключается еще и в том, что он попытался впервые использовать идеи теории и практики гуманистической психологии в процессе обучения и воспитания. Он рассматривал «Я-концепцию» как «совокупность установок на себя» и конкретизировал это следующим образом:
- Образ Я – представление индивида о самом себе.
- Самооценка – аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
- Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.
То есть Я-концепция – это «совокупность сознательных и бессознательных представлений личности о себе, на основе которых она строит свое поведение»[1]. Таким образом, Я-концепция является основой поведения, деятельности. И здесь мы подходим к очень важному выводу: развивая позитивную Я-концепцию ученика – мы развиваем активную, целеустремленную, самостоятельную личность. А это значит, что мы, таким образом, повышаем эффективность воспитания.
Каким же образом развивать позитивную Я-концепцию? Именно об этом и хотелось поговорить в семинарском занятии «Я-концепция педагога и воспитанника». Причем, в данном занятии особо подчеркивается необходимость формирования положительной Я-концепции не только у воспитанников, но и у педагогов.
Семинарское занятие
«Я-концепция педагога и воспитанника»
Цель: Познакомить педагогов и методистов ЦРТДиЮ с понятиями «Я-концепция», структурными компонентами этого понятия, показать воспитательное значение «Я-концепции» в профессиональной работе педагога.
Оборудование:
- Настенная и настольная таблицы «Характеристика и самооценка».
- Раздаточный материал «Самооценка полноты личностного счастья».
- Мультимедийная установка.
- Мультимедийная презентация по теме семинара.
План семинара
- Постановка проблемы семинара.
- Понятие «Я-концепции».
- Обсуждение темы.
- Практическая работа:
- Упражнения для формирования положительной «Я-концепции»
- Тестирование «Самооценка полноты личностного счастья».
- Подведение итогов. Вопросы для обсуждения в аудитории.
- Заключение.
Ход семинара
1. Постановка проблемы семинара.
Каким будет новое поколение, а значит «завтра» страны, во многом зависит от учителя, педагога, от того, как он воспитывает своих учеников и какими в итоге они станут. Каким же требованиям сегодня и в перспективе должны отвечать личность педагога и личность воспитанника?
И главный вопрос к аудитории: как нам контролировать и корректировать личностный рост педагога (т.е. свой) и своего воспитанника?
Ответ: Постоянно осуществлять рефлексию своего поведения, результатов профессионального учения, самовоспитания и т.д., то есть постоянно видеть плюсы и минусы личностного развития себя и своих воспитанников, осуществлять свой личностный рост по теории «Я-концепции».
2. Понятие «Я-концепции»
Прежде чем мы начнем разбирать понятие «Я-концепция», давайте взглянем на таблицу (приложение №1). [2]
Какие из приведенных характеристик вы могли бы отнести к себе? Отметьте те из них, которые являются, на ваш взгляд, наиболее устойчивыми. А теперь распределите выделенные характеристики по трем столбцам, выражающим ваше отношение к собственным качествам.
Много ли нашлось характеристик, которые вас удовлетворяют? Будем надеяться, что большинство. В результате этой несложной процедуры вы получили набросок собственного портрета (весьма условный и фрагментарный), в котором отразились какие-то грани вашей Я-концепции
| Меня это радует | Мне это безразлично | Мне это неприятно | |
Я счастливый |
|
|
| |
У меня ничего не ладится |
|
|
| |
У меня все получается |
|
|
| |
Я тугодум |
|
|
| |
Я неуклюжий |
|
|
| |
Я зануда |
|
|
| |
Я неудачник |
|
|
| |
Я добросовестный |
|
|
| |
Я обманщик |
|
|
| |
Я интроверт |
|
|
| |
Я фантазер |
|
|
| |
Я оптимист |
|
|
| |
Я человек надежный |
|
|
| |
Я раздражительный |
|
|
| |
Я хороший друг |
|
|
| |
Я подвержен настроению |
|
|
| |
Я общительный |
|
|
| |
Я религиозный |
|
|
| |
Я умный |
|
|
|
Эта процедура, конечно, не обладает ни надежностью, ни валидностью, но она заставляет задуматься о том, что же такое Я-концепция, и придает этому отвлеченному на первый взгляд понятию довольно конкретные очертания. Таким образом, первое, интуитивное представление о Я-концепции у нас уже сложилось.
Теперь давайте подумаем, что же вы, в сущности, делали, работая с этой схемой. Во-первых, вы описывали себя, пользуясь определенным набором характеристик, а во-вторых, пытались выразить, довольно элементарно, свое эмоциональное отношение к собственным качествам. Следовательно, в ваших действиях присутствовали два момента, которые будут рассматриваться как основополагающие аспекты Я-концепции. Я-концепция - это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой, т. е. мы рассматривали себя как объект и как субъект.
Итак, что же такое «Я-концепция»? Это отношение к себе, к человеку, к ребенку, к учебно-воспитательному процессу. Это полная картина мира, которую мы в себе создаем, и выстраиваем по ней свою жизненную позицию.
В ней выделяют 3 составляющих:[3]
1. Когнитивная (знание, представления индивида о самом себе, что я о себе знаю). Это образ Я.
- Эмоционально-оценочная (отношение к тому, что я о себе знаю, самооценка). Эта составляющая относится к Я-субъект (я-сознающее)
- Поведенческая (конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой, тенденции поведения во внешнем мире, взаимодействие с миром, с собой, способы самореализации и самоконтроля). Это последствия, вытекающие из Я как объекта и Я как субъекта.
Образ и оценка своего Я предрасполагают индивида к определенному поведению, поэтому глобальную Я-концепцию мы рассматриваем как совокупность установок на себя. (рисуем взаимосвязь всех составляющих я-концепции) Когнитивная и эмоционально-оценочная составляющие между собой взаимосвязаны, и от того, каков я как объект и как субъект, зависит мое поведение. Т. е. обе эти составляющие связаны с поведенческой составляющей.
1.Попробуем ответить на вопрос, кто я? (7 раз, одним существительным)
Кто я? (женщина)
Кто я? (педагог)
Кто я? (мать) и т. д.
- Какой я? Можем ли мы оценить себя объективно? Даже если мы попробуем это сделать, то поймем, что на наше мнение о себе влияет множество внешних и внутренних факторов. Поэтому на этот вопрос лучше ответить с трех позиций – Я-реальное, Я-зеркальное, Я-идеальное.[4] От этих трех модальностей, от того, есть ли между ними гармония, зависит наше с вами отношение к себе.
Я-реальное
Я-зеркальное Я-идеальное
Например, в реале я неплохой педагог. По мнению моих коллег я – хороший педагог. В идеале я – суперпедагог. Следует подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений других людей, носит всегда субъективный характер.
3. Что и как я делаю? (в соответствии со своими внутренними убеждениями). Тот факт, что люди не всегда ведут себя в соответствии со своими убеждениями, хорошо известен. Нередко прямое, непосредственное выражение установки в поведении модифицируется или вовсе сдерживается в силу его социальной неприемлемости, нравственных сомнений индивида или его страха перед возможными последствиями. Например, подросток, считающий себя человеком твердым и суровым, не может проявлять подобные качества характера в кабинете директора. Или молодой учитель, гуманист и противник авторитарных методов в воспитании, вынужден перестроиться, отступить от этой позиции, столкнувшись с реальностью конкретной школы, где уже существуют определенные нормы взаимоотношений учителей с учащимися. Однако, стоит отметить, что все эмоции и оценки, связанные с образом Я, являются очень сильными и устойчивыми. Не придавать значения отношению к тебе другого человека достаточно просто, для этого существует богатый арсенал средств педагогической защиты. Например, если вам не нравится покрой моего нового платья, я всегда могу убедить себя в том, что у вас нет вкуса, что вы не знаете последней моды, или придумать любую другую отговорку, ограждающую меня от неприятных суждений. Но если речь идет об отношении к самому себе, то простые вербальные манипуляции здесь могут оказаться бессильными. Человек, уставший от повседневных дел, может взять отпуск, сменить работу, уехать в другой город или каким-то иным способом изменить ситуацию. Но если человек совершил предательство, глубоко переживает от этого? Как убежать от самого себя?
По каким причинам происходит подобная дисгармония?
А потому (повторюсь), что человеческое Я имеет несколько модальностей: Я-реальное, Я-идеальное и Я-зеркальное (запишем в структуру).
1.Реальное Я – установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он есть на самом деле.
2. Зеркальное (социальное) Я – установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие. Др. люди, напр, родители, играют роль зеркала, в которое смотрится и познает себя ребенок; от них он узнает первые сознательные сведения не только о внешнем мире, но и о самом себе (имя, пол, возраст, родственные отношения, национальность, гражданство, способности, морфо-физиологические свойства и т. д.).
3.Идеальное Я – установки, связанные с представлениями о том, каким индивид хотел бы стать.
Для чего же мы об этом сейчас говорим? Идеальное Я складывается из целого ряда представлений, отражающих сокровенные чаяния и устремления индивида. Эти представления бывают оторваны от реальности. А большое расхождение между реальным и идеальным Я нередко ведет к депрессии. Помочь человеку отказаться от неосуществимых устремлений, продиктованных идеальным Я, является одним из величайших облегчений.
Отсюда следует, что Я-концепцию можно рассматривать как позитивную (самоуважение, принятие себя, ощущение собственной ценности) и негативную (негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности).
- Положительная Я-концепция (я нравлюсь себе и другим, я многое могу) способствует успеху.
- Отрицательная Я-концепция (я не нравлюсь, не способен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности[5]
3.Обсуждение темы.
Вопрос к аудитории: Что же нужно делать, чтобы формировать положительную Я-концепцию у ученика?
Ответ:
- Видеть в каждом уникальную личность, уважать ее, принимать, верить в нее (все дети талантливы).
- Создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость.
- Понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству, Я-концепции ребенка (ребенок хорош, плох его поступок).
- Помогать детям реализовывать себя в деятельности (в каждом ребенке чудо, ожидай его).
4. Практическая работа.
4.1 Упражнения для формирования положительной Я-концепции.[6]
- «Здравствуйте, я люблю себя…»
Каждый по кругу сообщает другим, за что он себя любит.
- «Я под микроскопом»
Ребята делятся своими «неприятными мелочами», дают друг другу советы, как от них избавиться.
- «Это хорошо, это плохо…»
Водящий (в идеале тот, кто хочет поделиться своей неприятностью) рассказывает свою проблему одним –двумя предложениями. Последнее слово водящего берется за основу следующим игроком и он его описывает с позиции «это хорошо, потому что…». Следующий берет за основу последнее слово второго игрока и описывает его с позиции «Это плохо, потому что…».
- «Нарисуй свою тень».
Тень- это анти-я, все плохое, что в человеке есть. Когда все закончат работу, попросите детей дорисовать или изменить какую-либо деталь, чтобы тень не казалась страшной и угрожающей, а стала более человечной и доступной, может быть, приобрела бы несколько комичное выражение. Это дает возможность по-новому увидеть свои недостатки.
- «Автопилот».
Нужно записать 10 фраз, отражающих сильные стороны своей личности. Этот список важно запомнить и возвращаться к этому образу «Я» как можно чаще. Ведь зная и принимая свои сильные стороны, человек всегда знает верный курс, не собьется в сложной жизненной ситуации, найдет поддержку внутри себя, свой АВТОПИЛОТ!
- «Солнышко успехов»
Работа проводится в течение четверти. Учитель в начале четверти раздает ученикам бланки, на которых указаны те ЗУНы, которые ребенок приобретет за указанный период времени. Обыграть этот бланк можно по-разному: либо сделать их «лучиками» солнца, либо «кирпичами знаний», из которых можно построить дом , либо веселого Смешарика с воздушными шариками. Родителям раздаются бланки с теми же ЗУНами, у учителя также есть своя карта. В течение четверти каждый участник образовательного процесса (ученик, учитель, родитель) заполняют самостоятельно свой экземпляр, в конце четверти данные сопоставляются, проводится беседа. При использовании карт в первый раз у детей возникают определенные сложности с анализом собственных знаний, они пытаются выяснить у учителя или родителей, как те считают, умеет ли он находить, к примеру, главные члены предложения, или нет. Однако со временем ребята справляются с анализом собственных знаний, умений и навыков самостоятельно. Работа увлекает всех участников образовательного процесса, в результате вы получите удивительные результаты и активных учеников и родителей!
- «Цепочка достижений»
Работа проводится в течение года и заключается в том, что успехи, достигнутые учеником с помощью силы воли, усидчивости, терпения отмечаются учителем специальным значком, на котором ставится дата достижения и пишется суть достижения. Это может быть, к примеру, космос, где каждый ребенок имеет свою ракету, он летит на ней к Планете Таинственного Знания, путь к которой строится по звездам – достижениям. На протяжении года работа по цепочке достижений не потеряет своей актуальности. Скорее наоборот. Она станет элементом развития у детей рефлексии, адекватной самооценки и толерантности. Момент игры, который в этом присутствует, позволяет ребенку получать удовольствие при воспитании в себе силы воли. Кроме того, с момента появления первого достижения будут наглядно видны результаты каждого ребенка, каждый будет вправе собой гордиться. Это реальная картина развития ребенка, развития его позитивной Я-концепции.
- «Книга обо мне»
Предложите ученикам, подобно писателям, писать книгу. Но книгу не обычную, а книгу, которая бы называлась "Книга обо мне". В эту книгу можно записывать все самое интересное, что происходит с ребенком. Если сложно записывать – значит можно рисовать, приклеивать туда какие-либо предметы, напоминающие о том или ином жизненном событии. Ребятами такое предложение будет встречено с большим восторгом. Так как это новый опыт, то оформление первой странички ребятам можно предложить. Так, на первой странице можно указать имя, возраст, дату начала "Книги обо мне", рост, вес, оставить место для "фотографии автора". Предложите ребятам нарисовать свою ладонь, измерить длину каждого пальчика и подписать.
4.2 Однако, следует отметить, что счастливого человека может воспитать только счастливый, или «Успех ребенку создает педагог, который сам переживает радость успеха». А так ли мы успешны? Находимся ли мы в гармонии с самими собой?
Проведем тестирование «Самооценка полноты личностного счастья» (приложение №2).[7]
Радиус круга имеет величину 10 баллов. Отметьте на радиусе тот балл, на который, по вашему мнению, вы себя реализовали. Соедините полученные точки между собой. Полученная фигура отражает ту степень полноты личностного счастья, которая присуща вам на данный момент. Так ли далека эта фигура от идеального круга?
5. Подведение итогов.
Вопросы для обсуждения в аудитории:
- Что же делать, чтобы достичь гармонии в своей душе?
- Как помочь воспитанникам расти гармоничной личностью, самореализоваться и самоутвердиться в этой жизни?
- Получили ли вы полезные знания на данном семинаре, пригодятся ли они вам в вашей работе?
6. Заключение.
Семинарское занятие «Я-концепция педагога и воспитанника» представляет собой оригинальную разработку. Основные понятия «Я-концепции» взяты педагогом в работе Роберта Бернса «Что такое Я-концепци», методика проведения тестирования – в работе М. Аргайла «Психология счастья», упражнения по формированию положительной Я-концепции – в работе Шустовой И. Ю. «Развитие навыков анализа у старшеклассников» и на основных образовательных сайтах. Но апеллирование к данному аспекту в воспитании детей – это все-таки заслуга педагога, разработавшего семинарское занятие. Дело в том, что о воспитании детей сегодня говорят много, говорят о всевозможных подходах и технологиях воспитания. Однако, мы забываем о том, что в первую очередь мы не только должны добиться от подрастающего поколения конкурентоспособности, образованности, желания вести здоровый образ жизни, но вырастить просто счастливого человека, позитивно воспринимающего действительность и свою роль в ней. Именно поэтому в семинарском занятии поднимаются вопросы о формировании положительного отношения к себе, о позитивной Я-концепции. Ведь что заложено в Я-концепции, то ребенок и пытается в себе развить. Особо в семинарском занятии подчеркнуто, что главная задача педагога – помочь ребенку научиться правильно себя оценивать. И поскольку счастливого человека может воспитать только счастливый, на занятии поднимается вопрос о том, как педагогу стать счастливым. Для этого дается комплекс упражнений для формирования положительной Я-концепции. Семинарское занятие построено таким образом, что побуждает педагогов задуматься о новых подходах к воспитанию подрастающего поколения, о необходимости воспитания счастливой и успешной личности.
Использованная и рекомендуемая литература.
- Аргайл М. Психология счастья. - М.: Прогресс, 1990.
- Бернс Р. Что такое Я-концепция (ч.1-3). – М., 2003.
- В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. История зарубежной социологии. Теория зеркального я. – www.PolBu.Ru. Библиотека «Полка букиниста».
- Шустова И. Ю. Развитие навыков анализа у старшеклассников. – Классный руководитель, №2, 2006.
- Образовательные сайты:
www.humanities.edu.ru
Приложение №1
| Меня это радует | Мне это безразлично | Мне это неприятно | |
Я счастливый |
|
|
| |
У меня ничего не ладится |
|
|
| |
У меня все получается |
|
|
| |
Я тугодум |
|
|
| |
Я неуклюжий |
|
|
| |
Я зануда |
|
|
| |
Я неудачник |
|
|
| |
Я добросовестный |
|
|
| |
Я обманщик |
|
|
| |
Я интроверт |
|
|
| |
Я фантазер |
|
|
| |
Я оптимист |
|
|
| |
Я человек надежный |
|
|
| |
Я раздражительный |
|
|
| |
Я хороший друг |
|
|
| |
Я подвержен настроению |
|
|
| |
Я общительный |
|
|
| |
Я религиозный |
|
|
| |
Я умный |
|
|
|
| Меня это радует | Мне это безразлично | Мне это неприятно | |
Я счастливый |
|
|
| |
У меня ничего не ладится |
|
|
| |
У меня все получается |
|
|
| |
Я тугодум |
|
|
| |
Я неуклюжий |
|
|
| |
Я зануда |
|
|
| |
Я неудачник |
|
|
| |
Я добросовестный |
|
|
| |
Я обманщик |
|
|
| |
Я интроверт |
|
|
| |
Я фантазер |
|
|
| |
Я оптимист |
|
|
| |
Я человек надежный |
|
|
| |
Я раздражительный |
|
|
| |
Я хороший друг |
|
|
| |
Я подвержен настроению |
|
|
| |
Я общительный |
|
|
| |
Я религиозный |
|
|
| |
Я умный |
|
|
|
Приложение №2
Методические рекомендации для педагогов УДО, классных руководителей школ.
Упражнения для формирования положительной Я-концепции.
- «Здравствуйте, я люблю себя…»
Каждый по кругу сообщает другим, за что он себя любит.
- «Я под микроскопом»
Ребята делятся своими «неприятными мелочами», дают друг другу советы, как от них избавиться.
- «Это хорошо, это плохо…»
Водящий (в идеале тот, кто хочет поделиться своей неприятностью) рассказывает свою проблему одним –двумя предложениями. Последнее слово водящего берется за основу следующим игроком и он его описывает с позиции «это хорошо, потому что…». Следующий берет за основу последнее слово второго игрока и описывает его с позиции «Это плохо, потому что…».
- «Нарисуй свою тень».
Тень- это анти-я, все плохое, что в человеке есть. Когда все закончат работу, попросите детей дорисовать или изменить какую-либо деталь, чтобы тень не казалась страшной и угрожающей, а стала более человечной и доступной, может быть, приобрела бы несколько комичное выражение. Это дает возможность по-новому увидеть свои недостатки.
- «Автопилот».
Нужно записать 10 фраз, отражающих сильные стороны своей личности. Этот список важно запомнить и возвращаться к этому образу «Я» как можно чаще. Ведь зная и принимая свои сильные стороны, человек всегда знает верный курс, не собьется в сложной жизненной ситуации, найдет поддержку внутри себя, свой АВТОПИЛОТ!
- «Солнышко успехов»
Работа проводится в течение четверти. Учитель в начале четверти раздает ученикам бланки, на которых указаны те ЗУНы, которые ребенок приобретет за указанный период времени. Обыграть этот бланк можно по-разному: либо сделать их «лучиками» солнца, либо «кирпичами знаний», из которых можно построить дом , либо веселого Смешарика с воздушными шариками. Родителям раздаются бланки с теми же ЗУНами, у учителя также есть своя карта. В течение четверти каждый участник образовательного процесса (ученик, учитель, родитель) заполняют самостоятельно свой экземпляр, в конце четверти данные сопоставляются, проводится беседа. При использовании карт в первый раз у детей возникают определенные сложности с анализом собственных знаний, они пытаются выяснить у учителя или родителей, как те считают, умеет ли он находить, к примеру, главные члены предложения, или нет. Однако со временем ребята справляются с анализом собственных знаний, умений и навыков самостоятельно. Работа увлекает всех участников образовательного процесса, в результате вы получите удивительные результаты и активных учеников и родителей!
- «Цепочка достижений»
Работа проводится в течение года и заключается в том, что успехи, достигнутые учеником с помощью силы воли, усидчивости, терпения отмечаются учителем специальным значком, на котором ставится дата достижения и пишется суть достижения. Это может быть, к примеру, космос, где каждый ребенок имеет свою ракету, он летит на ней к Планете Таинственного Знания, путь к которой строится по звездам – достижениям. На протяжении года работа по цепочке достижений не потеряет своей актуальности. Скорее наоборот. Она станет элементом развития у детей рефлексии, адекватной самооценки и толерантности. Момент игры, который в этом присутствует, позволяет ребенку получать удовольствие при воспитании в себе силы воли. Кроме того, с момента появления первого достижения будут наглядно видны результаты каждого ребенка, каждый будет вправе собой гордиться. Это реальная картина развития ребенка, развития его позитивной Я-концепции.
- «Книга обо мне»
Предложите ученикам, подобно писателям, писать книгу. Но книгу не обычную, а книгу, которая бы называлась "Книга обо мне". В эту книгу можно записывать все самое интересное, что происходит с ребенком. Если сложно записывать – значит можно рисовать, приклеивать туда какие-либо предметы, напоминающие о том или ином жизненном событии. Ребятами такое предложение будет встречено с большим восторгом. Так как это новый опыт, то оформление первой странички ребятам можно предложить. Так, на первой странице можно указать имя, возраст, дату начала "Книги обо мне", рост, вес, оставить место для "фотографии автора". Предложите ребятам нарисовать свою ладонь, измерить длину каждого пальчика и подписать.
яЯ Я-зеркальноеЯ-зеркальное
Я-идеальное
ое
[1] Бернс Р. Что такое Я-концепция (ч. 1-3)
[2] Бернс Р. Что такое Я-концепция (ч. 1, стр 1-2)
[3] Бернс Р. Что такое Я-концепция (ч. 1, стр. 2-5)
[4] В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. История зарубежной социологии. Теория «зеркального я».- www. PolBu.Ru. Библиотека «Полка букиниста»
[5] Шустова И. Ю. Развитие навыков анализа у старшеклассников.- Классный руководитель, №2, 2006.
[6] Шустова И. Ю. Развитие навыков анализа у старшеклассников.- Классный руководитель, №2, 2006.
- [7]
- Аргайл М. Психология счастья. М.: Прогресс, 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентации для проведения окружнго семинара «Проектная деятельность обучающихся и педагогов в системе дополнительного образования»
Целью данного семинара было осветить возможность проектной деятельности в дополнительном образовании детей.В ходе работы семинара были рассмотрены следующие вопросы:1. Исследовательская деятельность у...
Материалы семинара-практикума Тема: «Профессиональное выгорание педагогов»
Активная форма взаимодействия с элементами тренингапо формированию у педагогов личностно-ориентированнойпозиции по отношению к детям в целях профилактики профессионального выгорания педагогов....
Мониторинг здоровьесбережения воспитанников и педагогов.
На сегоднешней день очень актуально использование здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ, СОШ. Но необходима диагностика и мониторинг работы данной технологии. В интернете очень много информаци...
семинар-практикум «Обучение воспитанников ДОУ правилам дорожного движения и работа по профилактике ДДТТ с родителями через информационный уголок по ПДД»
Работа с воспитателями ДОУ по организации работы по профилактике ДДТТс родителями, через информационный уголок и по изучению ПДД детьми...
Семинар «Система консультирования воспитанников и родителей, повышение квалификации педагогических работников, мониторинг личностного развития воспитанников Дворца творчества детей и молодежи»
Актуальность темы.Направления системы психолого-педагогического сопровождения во дворце творчества.Особенности системы индивидуальной диагностики, развивающих занятий, системы семинаров и консультаций...
Региональный научно-методический семинар «Оценка соответствия профессиональных компетенций педагога-психолога содержанию про-фессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»: аспект алгоритмизации»)
Выступление по теме «Из опыта работы школы по внедрению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»...
2023 г. Выступление на городском семинаре "Я-концепция в формировании функциональной грамотности"
В 2023 г. я выступила на городском семинаре "Выявление и поддержка одаренных детей" по теме "Я-концепция в формировании функциональной грамотности"...