Семинар «Система консультирования воспитанников и родителей, повышение квалификации педагогических работников, мониторинг личностного развития воспитанников Дворца творчества детей и молодежи»
учебно-методический материал по психологии на тему
Актуальность темы.
Направления системы психолого-педагогического сопровождения во дворце творчества.
Особенности системы индивидуальной диагностики, развивающих занятий, системы семинаров и консультаций для педагогов и родителей.
Список рекомендуемой литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya_04.04.2013.doc | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар «Система консультирования воспитанников и родителей, повышение квалификации педагогических работников, мониторинг личностного развития воспитанников Дворца творчества детей и молодежи»
Развитие личности ребенка, на наш взгляд, является конечной целью деятельности любого образовательного учреждения.
Направить стремления и усилия педагогов не только на обучение воспитанника предметной деятельностью, но и на развитие личностных качеств ребенка, желание вырастить своего выпускника, обращая внимание на его индивидуальные особенности и свои педагогические представления о правильном формировании личности воспитанника – цель деятельности педагога - психолога Дворца творчества детей и молодежи, как организатора процесса психолого-педагогического сопровождения воспитанников учреждения дополнительного образования.
Система психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса во Дворце творчества детей и молодежи «Преображенский» складывалась в течение нескольких лет, путем проб и ошибок, приходилось от чего-то отказываться, искать новое, отталкиваясь от требований администрации, запроса родителей, заинтересованности педагогов и, конечно, от современных воспитанников.
У нас во Дворце действует методический отдел, в состав которого входит педагог-психолог и методист по мониторингу личностного развития воспитанников, которые совместно с педагогами осуществляют психолого-педагогическое сопровождение.
Система психолого-педагогического сопровождения реализуется по нескольким направлениям деятельности:
- Мониторинг личностного развития воспитанников детских объединений.
Процесс мониторинга может осуществляться самостоятельно педагогическим коллективом того или иного объединения или под руководством педагога-психолога.
В каждом коллективе существует «Информационная карта мониторинга образовательной деятельности», включающая разделы: мониторинг образовательной деятельности воспитанников, мониторинг коллективной творческой деятельности, мониторинг личностного развития воспитанников и мониторинг методического обеспечения образовательного процесса.
Пример раздела «Информационной карты»:
Мониторинг личностного развития воспитанников
Направление / учебный год | |||||
Положительная динамика в числовом или % показателе | |||||
Исследование психологических свойств и состояний личности | |||||
Изучение межличностных отношений | |||||
Изучение воображения и креативности | |||||
Определение уровня развития познавательных процессов (память, мышление, внимание) |
Рекомендации к заполнению данного раздела:
- Выбрать приоритетное направление (несколько направлений) психолого-педагогической диагностики воспитанников коллектива:
- Провести диагностические методики и зафиксировать результаты каждого воспитанника в начале и конце учебного года. Проанализировать динамику (положительную или отрицательную) личностного развития воспитанников.
№п/п | Фамилия, Имя | Название методики | Результат __________учебный год | Динамика + положительная -отрицательная | |
Начало года | Конец года | ||||
Итого: + - |
- Оформить сводную таблицу «Мониторинг личностного развития воспитанников» - посчитать положительную динамику:
1 вариант – в процентах по формуле:
2 вариант – в числовом показателе по формуле:
Числовой показатель = кол-во воспитанников с положительной динамикой – кол-во с отрицательной динамикой
2. Индивидуальная диагностика и развивающие занятия, индивидуальные консультации.
Данное направление осуществляется по запросу родителей, педагогов и результатам первичной коллективной диагностики воспитанников и состоит из:
- Проведения диагностики личностных особенностей ребенка (проблемы в общении, агрессивность, тревожность, страх, развитие эмоциональной сферы ребенка).
- Определения трудностей в обучении (развитие внимания, памяти, решение логических задач, ответы у доски).
- Составления рекомендаций для родителей на основе психолого-педагогической диагностики ребенка.
- Проведения индивидуальных занятий с ребенком, направленных на предупреждение и преодоление трудностей в обучении, во взаимодействии с окружающими людьми.
В зависимости от выявленной психолого-педагогической проблемы развития ребенка определяется стратегия взаимодействия психолога с педагогом и родителями, разрабатывается план индивидуальных развивающих занятий с воспитанником.
3. Система семинаров, консультаций, практикумов, лекций для педагогов Дворца и округа.
В течение года организуются различные тематические встречи, направленные на повышение психолого-педагогической квалификации педагогических работников образовательных учреждений и внедрение в практику деятельности учреждения дополнительного образования научных исследований, передового педагогического опыта.
Примеры тем и краткого содержания лекций и семинаров – практикумов, проводимых во Дворце творчества:
- Лекция «Вопросы возрастной психологии»
- Авторские периодизации развития.
- Сводная таблица периодизации развития личности ребенка.
Период | Младенческий | Ранний детский | Дошкольный | Школьный |
Ведущая деятельность | Эмоциональное общение | Предметная деятельность | Игра | Учебная деятельность, Общение |
Э. Берн/ Литвак | Ты +/- | Я +/- | Они +/- | Труд +/- |
Э. Эриксон | Доверие против закрытости | Автономность против зависимости | Инициатива против чувства вины | Трудолюбие против чувства неполноценности |
- Особенности развития личности воспитанников от дошкольного до старшего школьного возраста (Личностные особенности, кризисы, умственное развитие, эмоциональное развитие, особенности межличностного взаимодействия, общения).
- Семинар – практикум «Психолого-педагогическая диагностика личностного развития воспитанников».
- Теоретическая часть.
Спектр диагностических методик.
Педагогическое наблюдение.
Способы и этапы проведения диагностики.
- Практическая часть.
Проведение проективной методики «Рисунок человека».
Проведение Цветового теста Люшера по методики Л.А. Ясюковой.
Пример анализа результатов Социометрии.
- Семинар – практикум «Образовательная Кинесиология и гимнастика мозга».
- Теоретическая часть.
О системе «Образовательной Кинесиологии».
Программа «Гимнастика Мозга».
- Практическая часть.
Выполнение упражнений: «Перекрестные шаги», «Кнопки мозга», «Ленивые восьмерки», «Вращение шеей», «Позитивные точки», «Массаж ушей», «Энергезатор».
- Семинар - практикум «Подготовка воспитанников к совместной деятельности. Тренинг групповой сплоченности».
- Раскрытие понятий «совместная деятельность», «детский коллектив», «групповая сплоченность».
- Образное описание стадий развития коллектива по А.Н. Лутошкину.
- Выполнение упражнений тренинга:
«Приветствия»
«Знакомство»
«Комплимент»
«Построимся»
«Поднимите руки»
«Пишущая машинка»
«Гусеница»
«Рисунок на стекле»
«Наша группа – это…»
«Оцени группу цветом, символом…»
«Прекрасный сад»
Коллаж «Дружба»
- Семинар - практикум «Способы предупреждения и преодоления стресса».
- Теоретическая часть.
Расскытие понятий «Юстресс (эустресс)» – «дистресс»
Стадии стресса.
Тактики поведения
Способы профилактики
- Практическая часть.
Выполнение упражнений:
«Надуваем шарики», «Место покоя», «Упражнения с глубоким дыханием», «Расслабление мышц рук», «Расслабление мышц лица», «Упражнения на изменение нереалистичных убеждений», «Волшебные точки», «Отпишитесь» от своих забот».
Список литературы.
- Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002-С.10 ISBN 5 – 305 -00 58 -0 Тираж 15 000 экз.)
- Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 3-е изд. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1 . Общие основы психологии.-С.382 ISBN 5 – 691 -00112 -4 Тираж 200 000экз.
- Практикум по возрастной психологии:/Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.- СПб.: Речь, 2001- С.536 ISBN 5-9268-0043-9
Тираж: 5000 экз. - Практикум по возрастной психологии:/Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.- СПб.: Речь, 2001-С.235 ISBN 5-9268-0043-9
Тираж: 5000 экз. - Родионов В.А. Cтресс-менеджмент или приемы профилактики и преодоления стресса.-М.: Педагогический университет Первое сентября, 2011
- Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе: Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе (часть 1): методическое руководство / Л.А. Ясюкова. – издание 2-е.- Спб: Иматон, 2007. – С.106. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах (часть 2): методическое руководство / Л.А. Ясюкова.- издание 2-е, исправленное и дополненное. – Спб.: Иматон, 2007. – С.42, 118. 106 ISBN 5 – 7822 -0040 -5 Тираж 500экз.
- Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах (часть 2): методическое руководство / Л.А. Ясюкова.- издание 2-е, исправленное и дополненное. – Спб.: Иматон, 2007. – С.45, 106 ISBN 5 – 7822 -0040 -5 Тираж 500экз.
- http://www.twirpx.com/file/308048/
- http://fitnessbrain.ru/razvitie-mozga/uprazhneniya-razvitie-mozga/neyrogimnastika-uprazhneniya-dlya-mozga
- http://do.gendocs.ru/docs/index-191968.html
- http://septemberfox.ucoz.ru/biblio/slobodchikov.html
- http://www.svblog.ru/consult/KK-4/5/
2011, Москва
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Становление отечественной системы повышения квалификации педагогических работников
Модернизация системы подготовки и повышения квалификации педагогических работников приобретает на современном этапе особую значимость. Поэтому необходимо обратиться к отечественному историческому опыт...
Развитие кадрового потенциала в системе повышения квалификации педагогических работников в МКОУ Подовинновской средней школы
Развитие кадрового потенциала в системе повышения квалификации педагогических работников в МКОУ Подовинновской средней школы...
Семинар для педагогов – хореографов «Дворца творчества детей и молодежи» г.Воркуты
Семинар содержит информацию по изучению игрового стретчинга...
Духовно-нравственное воспитание школьников в системе работы отдела инновационных проектов Дворца творчества детей и молодежи города Ростова-на-Дону в процессе проектно-исследовательской деятельности
Анализ особенностей дополнительного образования детей, его функций и ценностей позволяет сделать вывод о том, что эта сфера образования является наиболее благоприятной для духовно-нравственного воспит...
В Сыктывкаре пройдет межрегиональный семинар «Организационно-методическое обеспечение внедрения и реализации программы повышения квалификации педагогических работников субъектов Российской Федерации»
17 ноября 2020 года состоится межрегиональный семинар в рамках проекта «Проведение повышения квалификации педагогических работников дошкольных образовательных организаций по вопросам развития ре...
В Саранске пройдет межрегиональный семинар «Организационно-методическое обеспечение внедрения и реализации программы повышения квалификации педагогических работников субъектов Российской Федерации»
19 ноября 2020 года состоится межрегиональный семинар в рамках проекта «Проведение повышения квалификации педагогических работников дошкольных образовательных организаций по вопросам развития ре...
В Кызыле пройдет межрегиональный семинар «Организационно-методическое обеспечение внедрения и реализации программы повышения квалификации педагогических работников субъектов Российской Федерации»
19 ноября 2020 года состоится межрегиональный семинар в рамках проекта «Проведение повышения квалификации педагогических работников дошкольных образовательных организаций по вопросам развития ре...