2023 г. Выступление на городском семинаре "Я-концепция в формировании функциональной грамотности"
методическая разработка по английскому языку

Сорокина Наталия Викторовна

В 2023 г. я выступила на городском семинаре "Выявление и поддержка одаренных детей" по теме "Я-концепция в формировании функциональной грамотности"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс по теме

«Я-концепция»

в формировании функциональной грамотности на уроках английского языка

Учитель английского языка

МАОУ СОШ №1 г. Покачи

Сорокина Н.В.

Уважаемые коллеги, добрый день!

        Мы все с вами находимся здесь и сейчас, в нашем северном городке, в середине апреля, но, несмотря на то, что погода нас не особенно радует, давайте попробуем к окончанию рабочего дня немного отдохнуть и побеседовать по теме, представленной на экране. Тема актуальная и серьезная, но я предлагаю начать, используя метапредметный подход, с древности, отголоски которой наполненные мудростью, мы до сих пор, встречаем, обдумываем, при этом наполняясь новыми современными смыслами и актуальными идеями.

На экране вы видите Эзопа — легендарного древнегреческого поэта-баснописца, жившего предположительно около 600 г. до н. э. Оригинальные произведения Эзопа не сохранились, но древнейшие «басни Эзопа» дошли до нас в более  поздних поэтических переработках. 

Как писал Геродот, древнегреческий историк и географ, Эзоп был рабом, который получил свободу. Изобличая пороки своих господ, он не мог прямо называть их в баснях, поэтому наделял их чертами животных. Обладая образным мышлением, острым глазом и не менее острым языком, Эзоп создал художественный мир, в котором волки рассуждают, лисы подводят под свои неудачи философские объяснения, а муравьи озвучивают мораль. За авторством Эзопа сохранился сборник из 426 басен в прозе, который изучали в античных школах, а сюжеты его актуальных во все времена историй пересказывали многие баснописцы поздних эпох. Например, наш талантливейший баснописец  Иван Андреевич Крылов.

Сказка на английском языке «Городская мышь и деревенская мышь», базирующаяся на одной из басен Эзопа  в учебнике  2 класса, разбита на 5 частей, а изученная с детьми лексика по учебным темам, например, «Моя комната», «Моя любимая еда», и другая, встречается в этой адаптированной версии сказки в привязке к каждой теме.

В сказке гордая городская мышь навещает своего кузена в деревне. Деревенская мышь предлагает городской мыши отведать простой деревенской кухни, над которой посетитель насмехается и приглашает деревенскую мышь вернуться в город, чтобы попробовать «городскую  жизнь».  Давайте посмотрим видеосюжет.

В городе два двоюродных брата обедают белым хлебом и другими изысканными продуктами. Но их обильный пир прерывает кошка,  (в нашей версии – собака), которая заставляет кузенов-грызунов отказаться от еды и вернуться в свою мышиную норку. После нападения деревенская мышь решает вернуться домой.

Сейчас я предлагаю вам следующее: давайте, используя технологию осмысления прочитанного, или технологию многоуровневой интерпретации текста на трех смысловых уровнях: поверхностном, подводном и глубинном,

Задание 1: каков поверхностный смысл данного текста? What meaning is on the surface?

Для этого мы ответим на поверхностные вопросы:

  1. Who is this fairy tale about?
  2. Where does the country mouse live?
  3. Where does the town mouse live?
  4. Why doesn’t the town mouse like the country mouse’s house?
  5. Why doesn’t the country mouse like the town mouse’s house?

Задание 2: каков подводный смысл данного текста? What’s the next, deeper level of understanding?

  1. Why did the author choose the mice as the main characters of the fairy tale?

Задание 3: каков глубинный уровень осмысления данного текста? What’s the figurative sense of it?

  1. What’s the moral of the fairy tale or the Aesop’s fable?
  2. What would you do if you were the Town mouse?
  3. What would you do if you were the Country mouse?

Деревенская мышь решает вернуться домой, предпочитая безопасность богатству или, как выразился проповедник 13-го века Одо из Черитона, «я бы предпочел грызть боб, чем быть грызущим постоянный страх».

Работаем в 3 группах:

Давайте разработаем несколько возможных вариантов заданий для 2 класса из разных видов речевой деятельности на основе этой сказки.  

Спойлер: предпочтительно говорение с учетом возрастных особенностей учащихся.

Оценка функциональной грамотности направлена на выявление способности обущающихся применять предметные знания и умения во внеучебной ситуации, или в ситуациях, приближенных к реальной жизни.

ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. А мы, учителя, должны для себя определить, что каждый из учеников имеет свое собственное лицо, свою собственную «Я-концепцию», в которой должно быть место пониманию, что изучаемые предметы помогают найти свое место в жизни. 



Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО учителей иностранного языка по теме: "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка"

При обучении английскому языку особое внимание уделяется формированию и развитию коммуникативных способностей - навыков свободного общения и практического применения английского языка. Под функциональ...

Выступление на семинаре для слушателей КПК «Совершенствование предметных и методических компетенций учителей (в том числе в области формирования функциональной грамотности»)

Стремительно растет поток информации, технологий обучения и, главное, требований к учителю. В своем выступлении я проанализировала результаты Всероссийского  исследования программы "Я учител...

Выступление на заседании РП(М)О естественно-научных предметов на тему: «Формирование функциональной грамотности на уроках географии»

laquo;Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диа...

Тема самообразования «ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ 7-8 КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ» 2022-2023 уч г:

Нужные источники по теме самообразования «ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ 7-8 КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»...

О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы

С 31 октября по 11 ноября  учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы  «Формирование ...

2023 г. Выступление в МАОУ СОШ №1, на ГМО "Системный подход к формированию функциональной грамотности на уроках английского языка"

В феврале 2023 года я выступила на Круглом столе в МАОУ СОШ №1 «Методы и приемы формирования функциональной грамотности на уроке» с выступлением по указанной теме.В марте 2023 года я высту...