2023 г. Выступление на городском семинаре "Я-концепция в формировании функциональной грамотности"
методическая разработка по английскому языку

Сорокина Наталия Викторовна

В 2023 г. я выступила на городском семинаре "Выявление и поддержка одаренных детей" по теме "Я-концепция в формировании функциональной грамотности"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс по теме

«Я-концепция»

в формировании функциональной грамотности на уроках английского языка

Учитель английского языка

МАОУ СОШ №1 г. Покачи

Сорокина Н.В.

Уважаемые коллеги, добрый день!

        Мы все с вами находимся здесь и сейчас, в нашем северном городке, в середине апреля, но, несмотря на то, что погода нас не особенно радует, давайте попробуем к окончанию рабочего дня немного отдохнуть и побеседовать по теме, представленной на экране. Тема актуальная и серьезная, но я предлагаю начать, используя метапредметный подход, с древности, отголоски которой наполненные мудростью, мы до сих пор, встречаем, обдумываем, при этом наполняясь новыми современными смыслами и актуальными идеями.

На экране вы видите Эзопа — легендарного древнегреческого поэта-баснописца, жившего предположительно около 600 г. до н. э. Оригинальные произведения Эзопа не сохранились, но древнейшие «басни Эзопа» дошли до нас в более  поздних поэтических переработках. 

Как писал Геродот, древнегреческий историк и географ, Эзоп был рабом, который получил свободу. Изобличая пороки своих господ, он не мог прямо называть их в баснях, поэтому наделял их чертами животных. Обладая образным мышлением, острым глазом и не менее острым языком, Эзоп создал художественный мир, в котором волки рассуждают, лисы подводят под свои неудачи философские объяснения, а муравьи озвучивают мораль. За авторством Эзопа сохранился сборник из 426 басен в прозе, который изучали в античных школах, а сюжеты его актуальных во все времена историй пересказывали многие баснописцы поздних эпох. Например, наш талантливейший баснописец  Иван Андреевич Крылов.

Сказка на английском языке «Городская мышь и деревенская мышь», базирующаяся на одной из басен Эзопа  в учебнике  2 класса, разбита на 5 частей, а изученная с детьми лексика по учебным темам, например, «Моя комната», «Моя любимая еда», и другая, встречается в этой адаптированной версии сказки в привязке к каждой теме.

В сказке гордая городская мышь навещает своего кузена в деревне. Деревенская мышь предлагает городской мыши отведать простой деревенской кухни, над которой посетитель насмехается и приглашает деревенскую мышь вернуться в город, чтобы попробовать «городскую  жизнь».  Давайте посмотрим видеосюжет.

В городе два двоюродных брата обедают белым хлебом и другими изысканными продуктами. Но их обильный пир прерывает кошка,  (в нашей версии – собака), которая заставляет кузенов-грызунов отказаться от еды и вернуться в свою мышиную норку. После нападения деревенская мышь решает вернуться домой.

Сейчас я предлагаю вам следующее: давайте, используя технологию осмысления прочитанного, или технологию многоуровневой интерпретации текста на трех смысловых уровнях: поверхностном, подводном и глубинном,

Задание 1: каков поверхностный смысл данного текста? What meaning is on the surface?

Для этого мы ответим на поверхностные вопросы:

  1. Who is this fairy tale about?
  2. Where does the country mouse live?
  3. Where does the town mouse live?
  4. Why doesn’t the town mouse like the country mouse’s house?
  5. Why doesn’t the country mouse like the town mouse’s house?

Задание 2: каков подводный смысл данного текста? What’s the next, deeper level of understanding?

  1. Why did the author choose the mice as the main characters of the fairy tale?

Задание 3: каков глубинный уровень осмысления данного текста? What’s the figurative sense of it?

  1. What’s the moral of the fairy tale or the Aesop’s fable?
  2. What would you do if you were the Town mouse?
  3. What would you do if you were the Country mouse?

Деревенская мышь решает вернуться домой, предпочитая безопасность богатству или, как выразился проповедник 13-го века Одо из Черитона, «я бы предпочел грызть боб, чем быть грызущим постоянный страх».

Работаем в 3 группах:

Давайте разработаем несколько возможных вариантов заданий для 2 класса из разных видов речевой деятельности на основе этой сказки.  

Спойлер: предпочтительно говорение с учетом возрастных особенностей учащихся.

Оценка функциональной грамотности направлена на выявление способности обущающихся применять предметные знания и умения во внеучебной ситуации, или в ситуациях, приближенных к реальной жизни.

ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. А мы, учителя, должны для себя определить, что каждый из учеников имеет свое собственное лицо, свою собственную «Я-концепцию», в которой должно быть место пониманию, что изучаемые предметы помогают найти свое место в жизни. 



Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Активные формы поддержки одаренных детей в МКОУ "Гимназия имени Горького А.М."

Статья описывает опыт работы образовательного учреждения с одаренными и талантливыми учащимися....

Цифровые образовательные ресурсы на уроках английского языка для поддержки одаренных детей.

Одним из интерактивных форм обучения является компьютерное тестирование....

Педагогическая поддержка одаренных детей в условиях введения новых ФГОС

Презентация моего опыта выступления на городском семинаре...

"Поддержка одаренных детей"

Поддержка одаренных детей имеет важное значение в системе образования в условиях перехода к ФГОС второго поколения...

Одаренность, пути и способы педагогической поддержки одаренных детей

Каждый вид одаренности можно рассматривать отдельно, ведь очевидно, что личностные особенности, например, у художественно и социально одаренных учащихся будут сильно различаться. Следовательно, они ну...

Программа выявления и поддержки одаренных детей в условиях реализации ФГОС ООО «Одаренные дети»

Программа рассчитана на организацию работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС ООО.Цель программы:создание благоприятных условий для выявления и развития одаренных обучающихся, их сам...