2023 г. Выступление на городском семинаре "Я-концепция в формировании функциональной грамотности"
методическая разработка по английскому языку
В 2023 г. я выступила на городском семинаре "Выявление и поддержка одаренных детей" по теме "Я-концепция в формировании функциональной грамотности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к выступлению | 1.18 МБ |
Текст выступления | 19.47 КБ |
Программа городского семинара | 963.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Мастер-класс по теме
«Я-концепция»
в формировании функциональной грамотности на уроках английского языка
Учитель английского языка
МАОУ СОШ №1 г. Покачи
Сорокина Н.В.
Уважаемые коллеги, добрый день!
Мы все с вами находимся здесь и сейчас, в нашем северном городке, в середине апреля, но, несмотря на то, что погода нас не особенно радует, давайте попробуем к окончанию рабочего дня немного отдохнуть и побеседовать по теме, представленной на экране. Тема актуальная и серьезная, но я предлагаю начать, используя метапредметный подход, с древности, отголоски которой наполненные мудростью, мы до сих пор, встречаем, обдумываем, при этом наполняясь новыми современными смыслами и актуальными идеями.
На экране вы видите Эзопа — легендарного древнегреческого поэта-баснописца, жившего предположительно около 600 г. до н. э. Оригинальные произведения Эзопа не сохранились, но древнейшие «басни Эзопа» дошли до нас в более поздних поэтических переработках.
Как писал Геродот, древнегреческий историк и географ, Эзоп был рабом, который получил свободу. Изобличая пороки своих господ, он не мог прямо называть их в баснях, поэтому наделял их чертами животных. Обладая образным мышлением, острым глазом и не менее острым языком, Эзоп создал художественный мир, в котором волки рассуждают, лисы подводят под свои неудачи философские объяснения, а муравьи озвучивают мораль. За авторством Эзопа сохранился сборник из 426 басен в прозе, который изучали в античных школах, а сюжеты его актуальных во все времена историй пересказывали многие баснописцы поздних эпох. Например, наш талантливейший баснописец Иван Андреевич Крылов.
Сказка на английском языке «Городская мышь и деревенская мышь», базирующаяся на одной из басен Эзопа в учебнике 2 класса, разбита на 5 частей, а изученная с детьми лексика по учебным темам, например, «Моя комната», «Моя любимая еда», и другая, встречается в этой адаптированной версии сказки в привязке к каждой теме.
В сказке гордая городская мышь навещает своего кузена в деревне. Деревенская мышь предлагает городской мыши отведать простой деревенской кухни, над которой посетитель насмехается и приглашает деревенскую мышь вернуться в город, чтобы попробовать «городскую жизнь». Давайте посмотрим видеосюжет.
В городе два двоюродных брата обедают белым хлебом и другими изысканными продуктами. Но их обильный пир прерывает кошка, (в нашей версии – собака), которая заставляет кузенов-грызунов отказаться от еды и вернуться в свою мышиную норку. После нападения деревенская мышь решает вернуться домой.
Сейчас я предлагаю вам следующее: давайте, используя технологию осмысления прочитанного, или технологию многоуровневой интерпретации текста на трех смысловых уровнях: поверхностном, подводном и глубинном,
Задание 1: каков поверхностный смысл данного текста? What meaning is on the surface?
Для этого мы ответим на поверхностные вопросы:
- Who is this fairy tale about?
- Where does the country mouse live?
- Where does the town mouse live?
- Why doesn’t the town mouse like the country mouse’s house?
- Why doesn’t the country mouse like the town mouse’s house?
Задание 2: каков подводный смысл данного текста? What’s the next, deeper level of understanding?
- Why did the author choose the mice as the main characters of the fairy tale?
Задание 3: каков глубинный уровень осмысления данного текста? What’s the figurative sense of it?
- What’s the moral of the fairy tale or the Aesop’s fable?
- What would you do if you were the Town mouse?
- What would you do if you were the Country mouse?
Деревенская мышь решает вернуться домой, предпочитая безопасность богатству или, как выразился проповедник 13-го века Одо из Черитона, «я бы предпочел грызть боб, чем быть грызущим постоянный страх».
Работаем в 3 группах:
Давайте разработаем несколько возможных вариантов заданий для 2 класса из разных видов речевой деятельности на основе этой сказки.
Спойлер: предпочтительно говорение с учетом возрастных особенностей учащихся.
Оценка функциональной грамотности направлена на выявление способности обущающихся применять предметные знания и умения во внеучебной ситуации, или в ситуациях, приближенных к реальной жизни.
ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. А мы, учителя, должны для себя определить, что каждый из учеников имеет свое собственное лицо, свою собственную «Я-концепцию», в которой должно быть место пониманию, что изучаемые предметы помогают найти свое место в жизни.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на МО учителей иностранного языка по теме: "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка"
При обучении английскому языку особое внимание уделяется формированию и развитию коммуникативных способностей - навыков свободного общения и практического применения английского языка. Под функциональ...
Выступление на семинаре для слушателей КПК «Совершенствование предметных и методических компетенций учителей (в том числе в области формирования функциональной грамотности»)
Стремительно растет поток информации, технологий обучения и, главное, требований к учителю. В своем выступлении я проанализировала результаты Всероссийского исследования программы "Я учител...
Выступление на заседании РП(М)О естественно-научных предметов на тему: «Формирование функциональной грамотности на уроках географии»
laquo;Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диа...
Тема самообразования «ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ 7-8 КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ» 2022-2023 уч г:
Нужные источники по теме самообразования «ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ 7-8 КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»...
О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы
С 31 октября по 11 ноября учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы «Формирование ...
План мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся МБОУ «Посельская СОШ» на 2022-2023 учебный год
В помощь заместителю директора по УВР....
2023 г. Выступление в МАОУ СОШ №1, на ГМО "Системный подход к формированию функциональной грамотности на уроках английского языка"
В феврале 2023 года я выступила на Круглом столе в МАОУ СОШ №1 «Методы и приемы формирования функциональной грамотности на уроке» с выступлением по указанной теме.В марте 2023 года я высту...