Применение дыхательной гимнастики на хоровом занятии по вокалу.
методическая разработка на тему
Описание комплекса дыхательных упражнений, применяемых на уроках хорового вокала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dyhat_razrabotka.docx | 24.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение дыхательной гимнастики
на хоровом занятии по вокалу.
«Если эмоции не выражаются через звук,
опирающийся на дыхание, то голос стирается».
Франческо Ламперти
«Вокальная мудрость»
Пение – один из способов общения и самовыражения человека, доступный почти каждому. Следовательно, это действие естественное и простое. Пение удовлетворяет не только эстетическую и эмоциональную, но и физическую потребность человека в любом возрасте. Это работа комплекса мышщ, связанных с процессом дыхания, и бессознательно организованная творческим эмоциональным настроем. Инструмент певца – часть его тела. И при этом одна из наиболее важных и менее управляемых – органы его дыхания. Мы не видим движений, которые происходят внутри них , и эти движения зависят от эмоционального состояния. Следовательно, учиться петь – это учиться управлять дыханием и певческим эмоциональным настроем. Голос воспроизводит мелодию. А мелодия – это движение. Произвести движение может только то, что само подвижно. Подвижны органы дыхания, их мускулатура и мускулатура с ними связанная. У певцов есть профессиональный термин «опора». «Опертый» голос - звонкий голос. Это прежде всего связано с дыханием! «Опертый» вдох – это вдох предельной глубины. Вдох – движение воздуха внутрь тела. Сознательно сделать вдох – значит мысленно установить связь с дном легких, «опертый в спину». Легкие расширяются к к основаниям не в груди, а в спине. Звучание – выдох, колеблющий голосовые связки. Чтобы сохранить во время звучания чувство «опоры», надо научиться правильному выдоху.
В мире очень много дыхательных техник, систем, и каждой свои цели. В своей работе меня прежде всего интересует дыхание, способное превратиться в вибрации, которые будут усилены резонаторными полостями и скодированы губами и языком в звуки русского, английского, французского или любого другого языка. Причем это дыхание должно быть связано с постоянно меняющейся мыслью и эмоцией, чувством. Одна мысль может быть огромной, длинной: «Бескраааайнииий простооор роодныыыых полеееей….». И тогда дыхание должно быть огромным. Другая может быть среднего размера, например: «Пришли ко мне гости». Есть мысли совсем крошечные : «Ой», «Ай», «Ах». И все дело в том , что дыхание должно быть накрепко сцеплено психикой, то есть любая мысль, звучащая в уме, должна быть подхвачена этим аппаратом. Поэтому от певца требуется исключительное умение управлять своими мышщами. Иногда это быстрее достигается не прямым путем, а окольным, при помощи воображения (так называемая нейрохроноксическая система пения). Но конечно, для этого сначала требуется оживить и натренировать все мыщцы, участвующие в процессе дыхания. А это достаточно серьезная и важная работа, в процессе которой на занятиях по работе с голосом я использую дыхательную гимнастику.
Начинать работу следует с осанки и работы с корпусом.
Человека можно сравнить с музыкальным инструментом. Например с гитарой или скрипкой, где есть струны, образующие звук и корпус, служащий резонаторной полостью. Для того, чтобы голос звучал свободно , легко, полно, полетно, правильной осанкой необходимо обеспечит трубу для прохождения воздуха. Когда воздух затрагивает голосовые связки, образуется звук, резонаторными полостями для которого являются различные области тела: грудная клетка, пространство рта и головы, ограничиваемое черепом.
Принципы выравнивания положения тела (корпуса):
Крестец нужно направлять вниз, все позвонки , включая шейный отдел , устремлять вверх , лопатки держать в плоскости спины. Первый шейный позвонок – атлант, нетипичный, он расположен на втором, тоже отличающемся от остальных по своему строению и имеющем зубовидный отросток, на который как бы надевается атлант. Такое соединение обеспечивает большую подвижность. Так вот, голова на атланте не должна заваливаться назад, а шея переламываться – это не дает звуку идти выше, он остается в горле и слышится зажатым , мускульным. Голова должна ощущаться свободно плавающей на атланте, как буй на воде. Итак, стоим прямо, без напряжения, взгляд перед собой, плечи свободны и опущены вниз.
Затем переходим непосредственно к работе с дыханием.
Сначала необходимо научиться расслаблять диафрагму, позволяя ей на вдохах опускаться как можно ниже. Красивый звук идет не от горла , а от диафрагмы, от спины.
Дыхательные упражнения для подготовки к пению и «разогрева» диафрагмальной мышщы.
1.Упражнение «Надуй воздушный шарик».
Упражнение на вдох и выдох.
Исходное положение : положение корпуса (см. описание выше), руки положить на нижнюю часть живота (для контроля правильности вдоха и выдоха).
Выполнение:
Вдох – живот идет вперед и вниз (надуваем воздушный шарик), выдох – возвращается в исходное положение («шарик сдулся»).
Это упражнение можно выполнять в 2-х вариантах:
- вдох и выдох – делается носом;
- вдох делается носом, а выдох – ртом.
Важно: следить за положение корпуса, головы, груди и плеч ( они не должны подниматься вверх).
2. Упражнение «Озвученный выдох».
Исходное положение : положение корпуса (см. описание выше), руки положить на нижнюю часть живота (для контроля правильности вдоха и выдоха).
Выполнение:
- Медленный вдох на сомкнутые зубы – живот вперед и вниз;
- Медленный выдох на звук «с».
Вдох на 5 счетов, задержка дыхания на 2 счета, выдох – на 5 счетов. Важно: следить за положение корпуса, головы, груди и плеч ( они не должны подниматься вверх). Тело свободно, в момент задержки вдоха - не напряженно.
3. Упражнение «Свеча».
Исходное положение: положение корпуса (см. описание выше), одну руку положить на нижнюю часть живота (для контроля правильности вдоха и выдоха) , а другую – держать перед собой у рта на расстоянии 20-30см., ладонь обращена к губам.
Выполнение:
Детям предлагается представить, что перед их ртом находиться не ладонь, а воображаемая свеча, которая горит. И им надо так мягко и равномерно, без толчков распределять выдох (причем как можно дольше) , чтобы при этом свеча не погасла, а в крайнем случае ее пламя лишь бы только колебалось от дуновения легкого ветерка.
Это упражнение можно выполнять в 2-х вариантах:
- Вместе с педагогом;
- Как игра-соревнование между детьми – на счет. Счет считается только на выдохе.
Важно: следить за постановкой корпуса и головы, следить за тем, чтобы на момент окончания выдоха у ребенка еще оставался некий запас воздуха (минимальный), т.е. за комфортностью выдоха и вдоха ( без напряжения).
Аналогичными являются упражнения «Пушинка», «Прогулка в осеннем парке». Их можно чередовать на различных занятиях в целях поддержания у детей интереса к выполнению дыхательной гимнастики.
В упражнении «Пушинка» идет замена образа «Свечи» на образ «Пушинки», которая лежит на ладони. Соответственно ладонь необходимо держать перед ртом в горизонтальном положении, и тихонечко дуть, чтобы пушинка не слетела с ладони.
Пример упражнения «Прогулка в осеннем парке».
Представить себе золотую осень, солнечный день, мы гуляем по парку, собираем опавшие листья. Выбираем себе самый красивый, берем его в правую руку, затем делаем глубокий вдох и тихонечко дуем на свой листочек так, чтобы он наклонялся под одним ровным углом.
И таких образов можно выбирать огромное количество. Дети очень охотно играют с предлагаемыми образами.
4. Упражнение «Насос» , «Накачивание шины» (дыхательная гимнастика Стрельниковой)
Вдох, как укол мгновенный и глубокий.
Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Слегка наклониться вниз к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит в пол вниз,шею не тянуть и не напрягать).
Выполнение: Сделать короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхать пол»). Слегка приподняться, но не выпрямляться полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит выдох через нос или через рот. Затем снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегкавыпрямитесь, выпуская воздух через нос или через рот.
Сделайте подряд 4 (8) поклонов – вдохов, после чего остановитесь, отдохните 3-5 секунд – и снова 4 (8) поклонов-вдохов.Увеличивать количество поклонов постепенно, начиная с 4-8 и до мах 96 раз ( для более старших ).
Важно: «Шину накачивать» легко и просто в ритме строевого армейского шага.
5. Упражнение «Обними плечи» (дыхательная гимнастика Стрельниковой).
Вдох на сжатии грудной клетки.
Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Сразу же после короткого вдоха руки слегка расходятся в стороны, в этот момент на выдохе пассивно уходит воздух. Количество повторений и схема, как и в упражнении «Насос».
Важно: Чтобы руки двигались параллельно, а не крест –накрест.При этом одна рука окажется над другой(все равно какая над какой). Главное – в течении всего упражнения положения рук менять не следует.
6. Упражнение «Поющая органная труба».
Исходное положение :исходное положение корпуса, руки положить на нижнюю часть живота (для контроля правильности вдоха и выдоха).
Выполнение:
Произнесение (пропевание) гласных звуков на одном дыхании.
-У_О_А_Э_Ы;
- О_Э_Ы_У_А;
- А_О_У_Э_Ы и т.д.
Важно: следить за ровностью звучания гласных, которая напрямую зависит от равномерности выдоха и положения корпуса. Очень важно равномерно распределить выдох, и , соответственно более глубоко взять вдох.
7.Выталкивание согласных звуков «из живота».
Тренировка диафрагмы, умение владеть и контролировать диафрагмальную мышщу. Сранение и выяснение разницы между «снятым с дыхания» звуком и звуком «на опоре».
8. Упражнение «Слоги».
Исходное положение :исходное положение корпуса, руки положить на нижнюю часть живота (для контроля правильности вдоха и выдоха).
Выполнение:
- вдох носом;
- звученный выдох – произнесение на 4,5,6,8счетов ( в зависимости от степени подготовки и возрастной группы детей) разных слогов.
Например:
- МА_МЭ_МИ_МО_МУ_.......
- РИ_РУ_РЭ_РО_РУ_.........
- ВИ_ВУ_ВЭ_ВО_..... и т.д..
Важно: следить за ровностью звучания слогов, которая напрямую зависит от мягкости и равномерности выдоха , положения корпуса. Очень важно равномерно распределить выдох, и , соответственно более глубоко взять вдох.
Предлагаемая гимнастика позволяет научиться переключаться с одного вида дыхания на другой, способствует осознанному и успешному использованию приемов дыхания. Данная дыхательная гимнастика способствует развитию межреберно- диафрагмальных и грудных мышщ, осознанию детьми значения дыхания в пении, его прямой связи со звукообразованием, звуковедением, дикцией и артикуляцией. Несомненно, дыхательная гимнастика оказывает общеукрепляющее действие на детский организм в целом. А так же является очень организующим и настраивающим на динамичную и творческую работу звеном в построении структуры и драматургии занятия с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ВОКАЛОМ.
Век компьютерных технологий набрал такие обороты что уже, пожалуй, нет ни одной области деятельности человека, где они не нашли бы свое применение.В дополнительном образовании актуальным в...
Дыхательная гимнастика - игра, а не занятия
Рекомендации для родителей, как дыхательные упражнения, так необходимые для развития речи ребенка, превратить в интересную игру....
Статья по теме: «Применение дыхательной гимнастики Александры Николаевны Стрельниковой в вокальной практике для школьников»
Дыхательная гимнастика Стрельниковой – это уникальная методика, направленная на развитие и улучшение многих физиологических процессов человека. Она очень полезна детям, т.к. способствует лучшему разви...
Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по вокалу
Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по вокалу...
использование дыхательной гимнастики по Стрельниковой во время занятий хоровым пением
Использование дыхательных гимнастик, во время занятий хоровым пением всегда положительно влияло на детей. Это и смена деятельности, и здоровьесберегающая технология (можно исподльзовать как физминутку...
Технология постановки дыхания в процессе обучения вокалу на основе дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой
Технология постановки дыхания в процессе обучения вокалу на основе дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой...
Картотека дыхательной гимнастики на музыкальных занятиях занятиях
Сборник упражнений по применению дыхательной гимнастики на музыкальных занятиях...