"Развитие творческих способностей учащихся в урочное и во внеурочное время"
статья по теме
С 2004 года в школе я веду детское творческое общество "Литературный альманах". Накоплен большой опыт, хочется поделиться! данный доклад был представлен на районных педчтениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
В современных условиях активизируется развитие педагогики самых разных направлений: гуманистической, социальной, диаг ностической и т д.
Предметом гуманистической педагогики является воспитание Человека, гуманной свободной личности, способной жить и тво рить в демократическом обществе. В теории гуманистической педагогики, где личность ребенка представляется как общечеловеческая ценность, правомерно по нятие «индивидуального и дифференцированного» подхода к ученику.
Дифференцированный подход в воспитании предполагает реали зацию педагогом воспитательных задач на изучение качеств личности, ее интере сов, склонностей.
Индивидуальный подход определяется также своеобразием каждой конкретной личности: сочетанием качеств, задат ков, дарований, способностей. По мнению психолога В. М. Коротова, ин дивидуальный подход должен учитывать интересы каждого ребен ка, особенности его характера и темперамента.
Индивидуальный подход в воспитании предполагает организа цию педагогических воздействий с учетом особенностей ребенка:
- установление и развитие деловых и межличностных контак тов на уровне «учитель—ученик»;
- уважение самооценки личности ученика;
- вовлечение ученика во все виды деятельности для выявления
его способностей и качеств характера.
Поэтому индивидуальную работу с детьми я проводила в несколько этапов. На первом этапе проводила диагностирование личности каждого ребенка, устанав ливала дружеские контакты с детьми, организовывала совместную кол лективную деятельность. На втором этапе продолжала изучать учащихся в ходе разнообразной деятельности. Опыт пока зывает, что, изучая детей, используя самые разные методы: наблюдение, беседы, анкети рование, интервьюирование -легче выявить творчески способных учащихся.
Поэтому свою работу с учениками я начала с мониторинга по отслеживанию ярко выраженных творческих способностей. Эта работа проходила в течение пяти лет на разных этапах:
-работа на уроках с рисунками к темам по разделу «Лексика» (этот вид работы помогает развивать духовный мир ребёнка);
-написание докладов-отзывов о произведении, которое произвело впечатление;
-подготовка рефератов по самостоятельному изучению творчества поэта или писателя;
-участие в школьных конкурсах, которые помогают привить интерес к предмету, обнаружить творческий потенциал;
-проведение уроков разных по жанрам: экскурсии, портреты, очерки, которые позволяют заинтересовать учащихся творчеством поэта или писателя.
-2-
Анализируя творческую работу учащихся, я пришла к выводу, что главным в работе является отработка навыков не только устной, но и письменной речи. Стала вести наблюдение над речью учащихся, дала возможность раскрепощения и свободы мысли в работах ребят. В связи с этим сюжеты для работ предлагались самые разнообразные: тематические, творческие, индивидуальные.
Правильно построенная речь- это трудоёмкий процесс. Далеко не каждый ученик ею владеет, поэтому я отбирала наиболее удачные работы, подвергала их корректировке и, имея удачный вариант, оставляла в школьной копилке. В результате первых пяти лет работы сформировалась группа ребят, которые своими работами способствовали накоплению творческой базы.
В течение ряда лет работы учащихся пополнялись и находили выход в школьной предметной газете, но дальше этих рамок не выходили( это был узкий фронт работы), так как газета на стенде находилась недолгое время и учащиеся, прочитав её выпуск, практически забывали о том, что доводилось до их поля зрения, а работы не систематизировались.
Тогда возникла идея создания в школе непериодического литературного издания под названием «Литературный альманах», который собирал бы воедино и хранил работы учащихся.Эпиграфом к альманаху были взяты слова Козьмы Пруткова: «Талантами измеряются успехи цивилизации».
Таким образом, приведя в систему творческую работу с детьми, я пришла к выводу, что работа теперь находится в «стартовом» состоянии. И решила в течение следующих пяти лет продолжить работу, поставив перед собой и учащимися следующие цели:
-развивать творческие способности учащихся в урочное и во внеурочное время;
-продолжить мониторинг по выявлению способных ребят;
-проводить на уроках индивидуальную работу с творческим заданием для дальнейшего участия учащихся в каких-либо конкурсах или мероприятиях творческого плана.
Работа в этой области была необходима, так как способствовала развитию творческого потенциала как перспективы на будущее (некоторые ученики продолжали обучение в вузах на гуманитарных факультетах).
Поэтому я поставила в работе перед собой задачу:
-формировать у учащихся навыки, позволяющие выявлять творческие способности у учащихся.
Итак, на сегодняшний день копилка «Литературного альманаха» состоит их восьми сборников:
-сборник 2004 года это работы учащихся, которые закончили школу в 2007 году и были «первыми ласточками» альманаха;
-сборник 2005 года – ретро-альманах, в нём помещены работы учащихся, которые закончили школу в 2006 году;
-3-
-сборник 2006 года. В нём пробовали свои силы учащиеся 5 класса, которые теперь учатся в 8 классе. В этом же году вышел первый номер «Литературных чтений» (приложение к литературному альманаху);
- сборник 2007 года пополнили выпускники 2007 года;
-сборник 2008 года пополнился работами учащихся, которые сейчас обучаются в школе;
-сборники 2009 года-2011 годов пополняются за счёт постоянных и вновь прибывающих учеников.
И начавшийся сборник 2012 года. В нём публикуют свои работы те, кто увлекается поэзией, с удовольствием принимает участие в конкурсах, т.е это тот творческий потенциал, который я формировала на протяжении ряда лет, теперь проявляет самостоятельную инициативу для пополнения альманаха.
С удовольствием в альманахе сотрудничали и те, кто являлся работниками школы. Это учитель музыки Волкова Л.Р. Она творческий человек и всегда готова поделиться чувствами в своих стихотворениях. Не отстаёт от неё работник школы Геворкян Л.Л. Его стихотворение «Фронтовик» не оставило никого равнодушным.
Альманах раскрывает свои страницы и для тех, кто хочет поделиться «мыслями вслух» и рассказать о них всем.
С учениками мы не останавливаемся на достигнутом. Нам хочется, чтобы о нас узнала вся школа и не только. Поэтому свои работы мы публикуем в газетном приложении к альманаху «Литературные чтения», школьной газете «Маленькая страна», а также делимся своими достижениями в районной газете «Михайловский вестник», отправляем работы на областные и всероссийские конкурсы.Мы имеем награды, ребят это стимулирует и вдохновляет на новые творения.
Таким образом, развивая у учащихся познавательную активность, правильную речь, интерес к предмету, формирую навыки, которые в дальнейшем будут способствовать становлению творческой личности. Поэтому в течение ряда лет я работаю над интересной и захватывающей для меня темой по самообразованию «Развитие творческих способностей учащихся в урочное и во внеурочное время».
Считаю, что индивидуальный подход — это важнейший принцип воспитания и обучения. Его реализация предполагает постоянное варьирование мето дики с учетом общего, типичного и своеобразного в личности каждого ученика в целях обеспечения гармоничного, целостного ее развития. Эффективность индивидуальной работы зависит от конкретизации задач обучения и вос питания учеников, от верного определения творческого уров ня ребенка, от гибкости методики, ком петентности, профессионализма и педагогического опыта учи теля. Индивидуальный подход требует от каждого из них знания практических рекомендаций, советов и умения претворять их в жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/07/picture-65405.jpg)
Активные формы работы по развитию творческих способностей на уроках и во внеурочное время
Показать формы работы по развитию творческих способностей детей с ОВЗ...
Развитие исследовательских способностей на уроке и во внеурочное время.
Главное богатство современной России - ее интеллектуальный потенциал, и система образования должна быть нацелена на то, чтобы помочь детям проявить себя, создать условия удовлетворения их интел...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/22/picture-295103-1379854630.jpg)
Развитие творческих способностей учащихся начальных классов во внеурочной деятельности на основе обучения бумагопластике
Развитие учащихся возможно лишь в системе развивающего обучения, поэтому современное обучение выдвигает перед педагогами центральную задачу – формирование умений учиться в процессе активной познавател...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/18/picture-483096-1411034634.jpg)
Развитие творческих способностей обучающихся на занятиях курса внеурочной деятельности «Интеллект»
Итоговая работа на курсах повышения квалификации на тему: Развитие творческих способностей обучающихся на занятиях курса внеурочной деятельности «Интеллект»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/15/picture-557223-1421327422.jpg)
Развитие творческих способностей на уроке и во внеурочное время
Доклад учителя биологии МКОУ СОШ №2 г.БесланаБутовой Л.М....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/07/picture-518236-1415326404.jpg)
"Развитие творческих способностей детей VIII вида во внеурочной деятельности»
"Развитие творческих способностей детей VIII вида во внеурочной деятельности»...
Обобщение педагогического опыта работы по теме:" Развитие творческих способностей учащихсяна уроке математики"
Данный опыт обобщен на заседании МО учителей математики, информатики и физики МБОУ СОШ № 1 а. Понежукая.Актуальность выбора данной темы диктуется потребностями практики. При помощи специальной с...
Комментарии
Ирина Михайловна, спасибо за
Ирина Михайловна, спасибо за интересный материал!