Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в образовательном пространстве
презентация к уроку на тему
Исследовательская деятельность способствует формированию обучающегося, наделенного набором универсальных учебных действий владеющего различными способами деятельности, готового к самостоятельной конструктивной работе, сотрудничеству и взаимодействию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.pptx | 2.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Отличник народного Образования, учитель высшей категории - 22.12.2011 Кабакова Дина Васильевна Место работы: ГБОУ №497 учитель химии и биологии Направления деятельности: Раскрытие интересов и склонностей обучающихся к исследовательской деятельности Приобщение учащихся к методам научного познания посредством выполнения учебно-исследовательских проектов в рамках учебной и внеучебной работы
создание условий, способствующих развитию исследовательс- кой деятельности обучающихся для формирования их активной личностной позиции и для выражения своей индивидуальности Мое творческое кредо: «Знание только тогда становится знанием когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью» Л.Н. Толстой Целью педагогической деятельности является создание единого образовательного пространства,в рамках которого решаются задачи образования и интеллектуального развития обучающихся Мой девиз: Исследовать – значит видеть то, что видели все, но думать так, как не думал никто Ведущая педагогическая идея опыта:
Содействовать развитию социально-активной личности, воспитанию в ходе научных исследований коллективизма и навыков общения в группе, готовить к выбору будущей профессии, развивать интерес к избранной специальности Овладеть методологией научного исследования, формировать навыки самостоятельной деятельности и самообразования, пособствовать углублению и расширению знаний базового образования Развивать навыки научно-исследовательской работы, кол- лективной деятельности, умения самостоятельно и твор- чески мыслить, использовать полученные знания на практике Задачи:
Целевой проект Программы развития ГБОУ школы №497 «Проектно-исследовательская деятельность педагогов и учащихся» Методическая тема самообразования: «Исследовательская деятельность как средство реализации личности в образовательном пространстве»
Механизм интеграции исследовательской деятельности в образовательный процесс Цель: через исследовательскую деятель- ность развивать самостоятельность и умение работать в группе Условия: организационно-управленческие, учебно-методические, кадровые, материаль- но-технические, информационные Социальный заказ: развитие способностей к исследованию Результат: выпускник с развитыми способностями к исследованию, мотивиро- ванный на самостоятельную работу и деятельность в группе Участники: учащиеся, учите- ля, библиотекарь, родители Автономность: выбор темы для инди- видуального решения; постановка инди- видуальных целей, реализация деятель- ности по достижению результата, оце- ночная деятельность Совместимость: выбор проблемы пу- тем согласования, согласование целей, планирование совместной деятель- ности на основе распределения функ- ций между обучающимися 1 . Подготовка 2. Планирование 3. Исследование 4. Защита 5. Рефлексия 6. Презентация Этапы работы Внеурочная деятельность Уроки
Организационно-управленческие условия Нормативно-правовое обеспечение Научно - методические условия КТП по химии Методика ведения урока-исследования, урока-проекта, мини-исследования, исследования-соревнования занятия ШНО по химии Учебная деятельность Внеурочная деятельность Программа «Основы исследовательской деятельности» Методика ведения занятий ШНО по химии Диагностика личностного роста обучающихся Анкетирование и тестирование учащихся Условия организации исследовательской деятельности Мониторинг качесвта знаний учащихся по предмету химия Мониторинг результативности участия в конкурсах, олимпиадах, НПК
Основные аспекты школьного курса химии Историко-методолгический Искусствоведческий Экологический Филологический Прикладной Региональный Ткани: прошлое и настоящее Металлы в искусстве История спички Памятники истории и химия Нитраты и продукты питания Экология жилища Мир запахов Чудесный мир бумаги М.В. Ломоносов – лирик? Химические сюжеты в прозе Стекла - хамелионы Кое-что о зеркалах
Формы и виды интеграции исследовательской деятельности Внеурочная деятельность Урок Урок - исследование Урок - проект Мини-исследование Соревнование-исследование Школьное научное общество «ЭКОС» олимпиады Научно-практические конференции экскурсии конкурсы
Методика исследовательской деятельности Стадии Содержание Подготовка Основное содержание работы на этой стадии – определение темы и цели учебно-исследовательского проекта. Учитель мотивирует обучающихся, помогает в постоновке целей. Планирование Определение источников информации, способов сбора и анализа информации, определение способа представления информации.. Учитель предлагает идеи, высказывает предложения, учащиеся разрабатывают план действий, формулируют задачи, выдвигают гипотезы Исследование Это стадия сбора информации, решения промежуточных задач Представление результатов Формы представления результатов разнообразны: устный отчет, письменный отчет, представление модели, исследовательская работа, стендовый доклад Оценка результата и процесса Учащиеся принимают участие в оценке работы, они обсуждают и дают самооценку. Учитель помогает оценивать деятельность обучающихся.
Классификация проектов Ряд типологических принципов По количеству участников индивидуальные групповые По содержанию и привязке к учебным дисциплинам монопредметные межпредметные По продолжительности проектной деятельности мини-проекты среднесрочные долгосрочные По доминирующему виду проектной деятельности информационные исследовательские творческие практикоориентированные
Анкетирование учащихся 8-11 классов Вопросы ответы До после Для чего учащиеся участвуют в исследовательских проектах? 1. Возможность раскрыть свои возможности - 2. Познавательная значимость ИД, можно узнать что-то новое – 3. Пообщаться со сверстниками – 4. Заработать высокие оценки по химии, расположить к себе учителя- 5. Другое - 18% 35% 21% 33% 18% 29% 17% 5% 7% 6%
Анкетирование учащихся 8-11 классов Вопросы ответы До после Ты бы выбрал выполнение учебно-исследовательского проекта по химии, потому что.. 1. Этот предмет – один из трудных - 2. Заинтересовала тема проекта – 3. Лучше ничего не было – 4. Захотелось преодолеть трудности - 5. Другое - 47% 32% 11 % 34% 34% 19% 7% 15% 9% 7%
Результаты успеваемости учащихся по химии (на примере одного класса ) Учебный год Класс % качества знаний Успеваемость 2009 – 2010 8б 53 92% 2010 - 2011 9б 62 100%
Результаты успеваемости учащихся 9б класса за I полугодие 2010-2011г, 2011-2012г Класс, учебный год Всего учащихся Успеваемость % качества знаний 2010 2011 2011 2012 «5» «4» «3» «2» 2010 2011 2011 2012 2010 2011 2011 2012 2010 2011 2011 2012 2010 2011 2011 2012 2010 2011 2011 2012 8б (10/11) 9б (11/12) 27 28 4 6 13 15 9 7 1 - 62 75
Количество учащихся 9 классов, выбирающих зкзамен по химии Учебный год Количество 2009 – 2010 2 2010 - 2011 4 2011 - 2012 11
при достаточно высоком уровне мотивации, даже «слабые» чащиеся могут находить оригинальные решения нестандартных проблемных ситуаций; участие в коллективной творческой деятельности; организация педагогом деятельности, которая выходит в социальную сферу; деятельностный уровень освоения реальности; самообразование; целостная картина окружающего мира в динамике Преимущества проектной деятельности :
Основные аспекты внеурочной деятельности химического образования учащихся
Международный конкурс научно-технических работ школьников «Старт в науку»
Региональная научно-практическая конференция «Балтийский регион вчера, сегодня, завтра»
Всероссийская научная конференция-конкурс старшеклассников и студентов «Интеллектуальное возрождение»
Всероссийская научная конференция X Докучаевские молодежные чтения «Почвы и техногенез»
Городская научно-практическая конференция «Ученые будущего»
Балтийский научно-технический конкурс
Городской конкурс «Поддержка научного и инженерного творчества школьников старших классов Санкт-Петербурга»
Межрегиональная олимпиада «Паруса науки»
Всероссийский конкурс имени Д.И. Менделеева
Международный статус
Региональный и районный статус
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы учителя химии и биологии Волоховой Ж.А. по теме "Исследовательская деятельность учащихся как средство активизации познавательной активности учащихся".
Исследовательская деятельность как средство активизации познавательной активности учащихся при изучении биологии....
Опыт работы по теме: "Организация творческой деятельности учащихся как средства самореализации личности"
Одним из важнейших условий возникновения данного опыта явился переход от традиционного обучения к личностно ориентированному, в основе которого лежит индивидуально-личностный принцип, определяющий пол...
Выступление на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы естественно-математического образования. Опыт. Проблемы. Перспективы» по теме: "Проектная и исследовательская деятельность учащихся, как средство реализации требований ФГОС
«Нужно, чтобы хорошее, качественное образование было доступно каждому ребенку». ...
Исследовательская деятельность учащихся как средство развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализов...
Исследовательская деятельность учащихся как фактор развития личности на уроках географии
Современное общество требует от школы подготовки подрастающего поколения ,способного самостоятельно решать многие жизненно важные вопросы, проявлять социальную активность, осмысливать события ,критиче...
Презентация на тему "Проектная и исследовательская деятельность школьников, как средство реализации ФГОС на уроках биологии и в дополнительном образовании»
Презентация на тему "Проектная и исследовательская деятельность школьников, как средство реализации ФГОС на уроках биологиии в дополнительном образовании» показывает основные аспекты обучен...
Статья "Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся как средство повышения функциональной грамотности на уроках информатики и внеурочной деятельности"
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности, рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, ...