Рабочая программа по внеурочной деятельности в рамках ФГОС "ДОМАШНИЙ МАСТЕР" (5 класс)
рабочая программа (5 класс) на тему
В связи с быстрым ростом объема знаний, увеличением количества часов дисциплин гуманитарного и естественнонаучного цикла и снижением познавательной преобразующей предметно-практической деятельности учащихся, возникает потребность в создании дополнительных образовательных программ декоративно-прикладного и технического творчества.
Каждый человек богат талантами. Бывает, о многих из них, прожив век, мы даже не подозреваем. Может быть, именно поэтому так важно, чтобы у каждого человека в жизни была возможность найти себя. Участие детей в работе в работе кружков дополнительного образования позволяет попробовать свои силы и развить способности в самых различных сферах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_domashniy_master_5_klass.doc | 125 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Человек, сколько он помнит себя, всегда старался сделать свое жилище уютным и красивым. Много тысяч лет назад, еще живя в пещере, первобытный охотник начал изображать на ее стенах людей и животных. Каменный скребок был первым инструментом художника, а полотном служили гранит и базальт. Потом в ход пошли самые разные материалы: дерево, глина, кость, шерсть, стекло, камень, а спустя тысячелетия - и металл. Желание сделать что-то красивое присуще и современному человеку. Конечно, на смену орудиям труда древних людей пришли современные инструменты и технологии, но одно осталось неизменным: самый лучший подарок, самый дорогой сердцу – предмет, сделанный своими руками, руками близкого и дорогого тебе человека.
Создание изделий из проволоки – это не только прекрасная возможность творческой самореализации, но и древнее искусство, возникшее, вероятно, в Египте примерно за 3000 лет до н. э. В последние годы искусством плетения из проволоки, к сожалению, пренебрегали, но ныне интерес к нему снова оживает, и проволочные изделия можно увидеть в модных магазинах, художественных галереях, на страницах журналов. Спрос на изделия из проволоки появился, но как возродить это искусство, казалось бы исчезнувшее на долгие годы? Эта программа – один из способов решения данной проблемы.
В связи с быстрым ростом объема знаний, увеличением количества часов дисциплин гуманитарного и естественнонаучного цикла и снижением познавательной преобразующей предметно-практической деятельности учащихся, возникает потребность в создании дополнительных образовательных программ декоративно-прикладного и технического творчества.
Каждый человек богат талантами. Бывает, о многих из них, прожив век, мы даже не подозреваем. Может быть, именно поэтому так важно, чтобы у каждого человека в жизни была возможность найти себя. Участие детей в работе в работе кружков дополнительного образования позволяет попробовать свои силы и развить способности в самых различных сферах.
Кружковые объединения типа «Сделай сам», предлагающие различные виды творческой и технической деятельности, помогают ребятам включиться в социальную практику, способствуют формированию преобразующего мышления.
Актуальность и практическая значимость данной программы обусловливается также и тем, что полученные на занятиях кружка знания становятся для ребят необходимой теоретической и практической основой их дальнейшего участия в техническом творчестве, выборе профессии, в определении жизненного пути, а, овладев навыками творчества сегодня, школьники, когда вырастут, сумеют применить их с нужным эффектом в своих трудовых делах. Дополнительная образовательная программа помогает раскрыть творческий потенциал обучающегося, определить его резервные возможности, осознать свою личность в окружающем мире искусства, способствует формированию стремления стать мастером, исследователем, новатором. Отличительной особенностью данной программы является то, что она построена на обучении в процессе практики.
В ходе работы на занятиях кружка обучающиеся получают первые представления об организационно-экономических закономерностях производственной деятельности, позволяющие создать наиболее рациональные условия труда. Сюда входят: организация рабочего места и трудового процесса; распределение трудовых функций в группе, умение планировать предстоящую работу; расчет необходимых материалов и времени; выбор инструментов и приспособлений, рациональных приемов работы; умение контролировать, учитывать и оценивать проделанную работу по количеству и качеству.
Уже на начальной стадии приобщения к процессу творчества, при репродуктивном конструировании (по готовым чертежам и схемам) и постройке модели-копии устройства по образу и подобию уже существующих, обучающиеся приобретают для себя немало новых научных и технических знаний.
Техническое творчество, таким образом, через создание технического объекта способствует получению обучающимися углубленных знаний об окружающем мире. Оно служит при этом и доказательством истинности (или ложности) выдвинутых юными экспериментаторами тех или иных теоретических предположений, поскольку именно в ходе творчества они подтверждаются или опровергаются практикой.
Известно, что в поиске решения технических задач претворяются в жизнь основные ступени творческого мышления. Это прежде всего отражение в сознании человека окружающей его среды, поступление к нему конкретной информации о ее состоянии, концентрация имеющихся знаний и опыта, отбор и анализ фактов, их сопоставление и обобщение, мысленное построение новых образов, установление их сходства и различия с существующими реальными объектами, а также в известной степени идеализация (схемные решения в общих чертах), абстрагирование (отвлечение от реальных условий), конкретизация, предвидение, воображение.
Результативность программы. С введением новых требований к оформлению программа была частично изменена.
Возможно, в результате посещения занятий кружка не все обучающиеся станут настоящими мастерами и из-под их резца не выйдет произведение искусства… Но это и не является главной целью работы кружка. Важно, чтобы ребенок научился по-новому видеть мир. Видеть красоту не только золота, но и черного металла, не только розы, но и обыкновенной сухой травы, не только за семью морями, но и выйдя за порог собственного дома – значит уметь видеть! Если ребенок попробовал быть художником и постарался немного украсить мир – значит, занятия на кружке не прошли для него даром.
Программа экспериментальная, рассчитана на обучение детей от 7 до 14 лет. Это группа постоянного состава. Набор обучающихся свободный.
Данная программа включает в себя как теоретическую, так и практическую направленность. Новизна программы заключается в интеграции тем, направленных на развитие технического мастерства с художественными темами.
Цели:
- Сформировать у обучающихся навыки работы с различными материалами;
- Формировать творческую личность и создавать условия для наиболее полного раскрытия творческих и технических способностей детей;
- Приобщить детей к общественным ценностям, овладению культурным наследием через техническое творчество;
- Активизировать познавательную и творческую деятельности, подготовить детей к самостоятельной жизни в современном мире и дальнейшему профессиональному самоопределению.
Реализация целей программы идет через решение ее задач.
Образовательные:
- Овладение учащимися знаниями элементарных приемов работы.
- Овладение учащимися знаниями элементарных приемов работы.
- Формирование навыков работы, создание собственных конструкций;
- Освоение смешанных техник.
- Развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, пространственного воображения, творческих способностей.
- Формирование эстетического и художественного вкуса.
Воспитательные:
- Воспитание любви и уважения к традициям и культуре родной земли;
- Формирование культуры общения в группе.
Дополнительная образовательная программа разработана с учетом учебных стандартов общеобразовательных школ России, в соответствии с «Типовым положением об учреждениях дополнительного образования детей», дополняет и углубляет школьные программы по технологии.
Независимо от направления работы необходимо опираться на следующие педагогические принципы:
- Уважение к личности ребенка;
- Признание права ребенка на ошибку;
- Опора на их знание и интерес, получаемый вне школы;
- Справедливость;
- Сохранение здоровья детей.
Также в основу программы положены:
- Единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием творческих способностей;
- Система межпредметных связей (математика, изобразительное искусство, труд);
- Соблюдение преемственности в творчестве младших школьников и школьников среднего и старшего звена.
Особенности методики обучения
Учебно-воспитательный процесс направлен на развитие природных задатков детей, на реализацию их интересов и способностей.
Каждое занятие обеспечивает развитие личности ребенка. При планировании и проведении занятий применяется личностно-ориентированная технология обучения, в центре внимания которой неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей.
Данная программа может помочь начинающим педагогам дополнительного образования организовать работу кружка «Сделай сам». Но четкая регламентированность не должна отразиться на творческих способностях ребенка и педагога. Допускается творческий, импровизированный подход со стороны детей и педагога того, что касается возможной замены порядка раздела, введения дополнительного художественного материала, методики проведения занятий. Программа «Домашний мастер» способствует расширению и углублению знаний в области художественного труда. Руководствуясь данной программой, педагог имеет возможность увеличить или уменьшить объем и степень технической сложности материала в зависимости от состава группы и конкретных условий работы.
Автор В. А. Горский
Домашний мастер
Учебно-тематический план
№ п/п | Темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2 | Рационализатор на домашней кухне | 6 | 2 | 4 |
3 | Домашний ремонт: пути рационализации | 8 | 2 | 6 |
4 | Создание сигналов тревоги в различных бытовых ситуациях | 7 | 2 | 5 |
5 | Рационализатор на садовом участке | 8 | 2 | 6 |
6 | Итоговая конференция и выставка работ учащихся | 4 | 1 | 3 |
Итого | 35 | 10 | 25 |
1. Вводное занятие
Создание комфортных условий домашнего труда и отдыха. Проявление творчества, самодеятельности и смекалки в проектировании простейших технических устройств для своего дома.
Практическая работа: сбор материалов по теме программа; составление перечня работ в доме, подлежащих рационализации, механизации, автоматизации.
2. Рационализатор на домашней кухне
Пути рационализации некоторых видов работ на домашней кухне: резки овощей; мытья, сушки и хранения посуды; хранения овощей в зимнее время; использования остатков хлеба; сушки овощей, фруктов, грибов и т. д. Обеспечение поступления свежего воздуха, совершенствование инструментов и оборудования на кухне.
Практическая работа: изготовление опытных образцов и моделей технических устройств для рационализации труда на кухне.
3. Домашний ремонт: пути рационализации
Возможные объекты ремонтных работ в домашних условиях: сантехника; электронагревательные приборы; звукозаписывающие и звуковоспроизводящие приборы, радио- и видеоаппаратура, фото- и киноаппаратура; полы, стены, окна, двери; книги, журналы; сумки, портфели, зонты, замки, одежда, обувь; велосипед, мопед, мотоцикл, автомобиль.
Оборудование домашней мастерской.
Практическая работа: составление перечня видов работ для рационализации, проявления технической самодеятельности и смекалки; проектирование и изготовление технических устройств.
4. Создание сигналов тревоги в различных бытовых ситуациях
Возможность появления критических ситуаций дома (пожар, загазованность, /попытка проникнуть в дом без разрешения хозяев и др.) и необходимость сигнализации (звуком,/светом и т. п.). Возможные виды сигналов тревоги.
Практическая работа: составление перечня возможных ситуаций для подачи сигнала, подбор соответствующих датчиков, усилителей; проектирование и изготовление сигнальных устройств (по выбору детей).
5. Рационализатор на садовом участке
Виды работ на садовом участке, требующие рационализации, механизации, автоматизации: сбор, переработка и хранении овощей, ягод, фруктов, грибов; сбор фруктов с высоких деревьев; обработка, копчение, засолка рыбных и мясных продуктов; оформление дома, садового участка, ворот, забора; борьба с грызунами; определение состава почвы, качества воды, пищевых продуктов. Обеспечение безопасности маленьких детей и животных при наличии плавательного бассейна.
Практическая работа: составление перечня видов работ для рационализации труда на огороде, на садовом участке: проектирование и изготовление оригинальных технических устройств.
6. Итоговая конференция и выставка работ учащихся
Подготовка итоговой конференции и выставки творческих работ детей. Выставку можно приурочить, например, к празднику урожая, началу учебного года и т. д. В этих случаях содержание и форма подведения итогов определяются при участии родителей, детей — активистов творческих объединений, гостей.
Практическая работа: проведение итоговой конференции и выставки наиболее оригинальных творческих работ детей. Награждение победителей.
Учебно-тематический план
№ п/п | № зан | Темы | ЦОР | Сроки |
1. Вводное занятие (2 ч) | ||||
21 | Создание комфортных условий домашнего труда и отдыха. Проявление творчества, самодеятельности и смекалки в проектировании простейших технических устройств для своего дома. | http://pwpt.ru/presentation/obzh/domashnie_opasnosti/ http://www.myshared.ru/slide/103193/# | ||
22 | Практическая работа: сбор материалов по теме программа; составление перечня работ в доме, подлежащих рационализации, механизации, автоматизации. | |||
2. Рационализатор на домашней кухне (6 ч) | ||||
1 | Пути рационализации некоторых видов работ на домашней кухне. | |||
2 | Обеспечение поступления свежего воздуха, совершенствование инструментов и оборудования на кухне. | |||
3 | Практическая работа: изготовление опытных образцов и моделей технических устройств для резки овощей. | |||
4 | Практическая работа: изготовление опытных образцов и моделей технических устройств для . мытья, сушки и хранения посуды. | |||
5 | Практическая работа: изготовление опытных образцов и моделей технических устройств для хранения овощей в зимнее время. | |||
6 | Практическая работа: изготовление опытных образцов и моделей технических устройств сушки овощей, фруктов, грибов и т. д. | |||
3 . Домашний ремонт: пути рационализации (8 ч) | ||||
1 | Возможные объекты ремонтных работ в домашних условиях. | |||
2 | Оборудование домашней мастерской. | |||
3 | Практическая работа: составление перечня видов работ для рационализации, проявления технической самодеятельности и смекалки; проектирование и изготовление технических устройств для объектов: электронагревательных приборов. | |||
4 | Практическая работа: составление перечня видов работ для рационализации, проявления технической самодеятельности и смекалки для объектов: звукозаписывающих и звуковоспроизводящих приборов | |||
5 | Практическая работа: составление перечня видов работ для рационализации, проявления технической самодеятельности и смекалки для объектов: полов, стен, окон, дверей. | |||
6 | Практическая работа: составление перечня видов работ для рационализации, проявления технической самодеятельности и смекалки для объектов: книг, журналов. | |||
7 | Практическая работа: составление перечня видов работ для рационализации, проявления технической самодеятельности и смекалки для объектов: сумок, портфелей, зонтов, замков. | |||
8 | Практическая работа: составление перечня видов работ для рационализации, проявления технической самодеятельности и смекалки для объектов: одежды, обуви. | |||
4. Создание сигналов тревоги в различных бытовых ситуациях (7 ч) | ||||
1 | Возможность появления критических ситуаций дома (пожар, загазованность, попытка проникнуть в дом без разрешения хозяев и др.) и необходимость сигнализации (звуком,/светом и т. п.). | |||
2 | Возможные виды сигналов тревоги. | |||
3 | Практическая работа: составление перечня возможных ситуаций для подачи сигнала | |||
4 | Практическая работа: подбор соответствующих датчиков, усилителей для подачи сигнала. | |||
5 | Практическая работа:; проектирование и изготовление сигнальных устройств (по выбору детей). | |||
6 | Практическая работа: проектирование и изготовление сигнальных устройств (по выбору детей). | |||
7 | Практическая работа: проектирование и изготовление сигнальных устройств (по выбору детей). | |||
5. Рационализатор на садовом участке (8 ч) | ||||
1 | Виды работ на садовом участке, требующие рационализации, механизации, автоматизации. | |||
2 | Обеспечение безопасности маленьких детей и животных при наличии плавательного бассейна. | |||
3 | Практическая работа: составление перечня видов работ для рационализации труда на огороде, на садовом участке: проектирование и изготовление оригинальных технических устройств для сбора, переработки и хранения овощей, ягод, фруктов, грибов. | |||
4 | Практическая работа: составление перечня видов работ для рационализации труда на огороде, на садовом участке: проектирование и изготовление оригинальных технических устройств для сбора фруктов с высоких деревьев. | |||
5 | Практическая работа: составление перечня видов работ для рационализации труда на огороде, на садовом участке: проектирование и изготовление оригинальных технических устройств для обработки, копчения, засолки рыбных и мясных продуктов. | |||
6 | Практическая работа: составление перечня видов работ для рационализации труда на огороде, на садовом участке: проектирование и изготовление оригинальных технических устройств для оформления дома, садового участка, ворот, забора. | |||
7 | Практическая работа: составление перечня видов работ для рационализации труда на огороде, на садовом участке: проектирование и изготовление оригинальных технических устройств для борьбы с грызунами. борьбы с вредителями сада и огорода. | |||
8 | Практическая работа: составление перечня видов работ для рационализации труда на огороде, на садовом участке: проектирование и изготовление оригинальных технических устройств для определения состава почвы, качества воды, пищевых продуктов. | |||
6. Итоговая конференция и выставка работ учащихся (4 ч) | ||||
1 | Подготовка итоговой конференции и выставки творческих работ детей. | |||
2 | Практическая работа: проведение итоговой конференции и выставки наиболее оригинальных творческих работ детей | |||
3 | Практическая работа: проведение итоговой конференции и выставки наиболее оригинальных творческих работ детей | |||
4 | Награждение победителей. |
Рекомендуемая литература
1. Бибиков П. Д. Справочник домашнего мастера / П. Д. Бибиков. — М., 2007.
2. Сделай сам: энциклопедия. — М., 2008.
3. Журналы: «Наука и жизнь», «Сделай сам», «Юный техник», «Школа и производство», «Юный натуралист», «Самоделкин».
Рекомендуемая литература
1. Горский В. А. Техническое конструирование / В. А. Горский. — М., 2010.
2. Ружицкий Е. И. Воздушные вездеходы / Е. И. Ружицкий. — М., 1964.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "До-ми-солька"2 класс
Программа преполагает формирование устойчивого интереса к пению,развитие исполнительских вокальных навыков через активную музыкально-творческую деятельность,научить правильноисполнять вокальные произв...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире музыки" 1 класс
Удивительный музыкальный инструмент - человеческий голос. Им наделён каждыйиз нас. Так высоко, так чисто и нежно звучат детские голоса.Кроме того, дети любят петь,выступатьна праздниках и...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по английскому языку 2 класс
Внеурочная деятельность по английскому языку 2 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения» (социальное направление) (на 1 год реализации) Программу составила Учитель физической культуры Михеева Ольга Николае
Рабочая программапо внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения»(социальное направление)(на 1 год реализации)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС ООО "Дорожная академия"
Программа по внеурочной деятельности направлена на профилактику детского дорожно- транспортного травматизма....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС "Столяр-Конструктор"
Рабочая программа по курсу "Столяр-Конструктор " внеурочной деятельности помогает обучающимся изучать предмет "Технология"....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Актуальность курса. В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...