образовательная программа студии "Флоренталь" младшая группа
рабочая программа (6 класс) на тему
Занятия флористикой расширяют кругозор, воспитывают эстетический вкус, делают нас более чуткими и терпимыми. У цветов даже засушенных, прекрасная аура, и если, придя домой, «пообщаешься» со своей картиной хотя бы минут 5-10, то сразу почувствуешь успокоение и очищение от дневных забот; исчезает чувство неудовлетворенности и недоброжелательности. Цветы приучают видеть прекрасное в обыденном.
Актуальность программы. В век электронных технологий люди стали забывать о природе, разрушать ее и в связи с этим трудно переоценить значение приобщения к творчеству детей и подростков для их эстетического и экологического воспитания. Занятия флористикой воспитывают художественный вкус, чувство любви и подлинного уважения к окружающей природе, рождает желание оберегать и сохранять ее.
Новизна программы «Клеим, лепим и плетем из того, что мы найдем» состоит в том, что в процессе ее освоения воспитанники знакомятся с новой технологией изготовления изделий из природного и бросового материала, которая доступна каждому ребенку.
Педагогическая целесообразность деятельности студии «Флоренталь» заключается в формировании знаний по флористике, биологии и экологии – одном из способов привития детям любви к природе, экологической культуры, навыков к самостоятельному творчеству.
Отличительной особенностью данной программы является тот факт, что для детей работа с цветами и другим природным материалом становится способом выразить личные эмоции, собственные понятия о красоте и дизайне. Свободное творчество позволяет создавать волшебную атмосферу праздника для каждого, кто наслаждается красотой истинного чуда природы – цветами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_studi_florental_ml._gr.doc | 152.5 КБ |
programma_studi_florental_ml._gr.doc | 152.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
РАССМОТРЕНО
Протокол №1 от 10.09.2012 г.
методического совета
МКОУ ДОД «Центр детского творчества»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МКОУ ДОД
«Центр детского творчества»
____________ Л.Г.Иванова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
СТУДИИ «ФЛОРЕНТАЛЬ»
«Клеим, лепим и плетем из того, что мы найдем»
Возрастной состав обучающихся: 9-12 лет
Продолжительность обучения: 3 года
Составитель: Левенец Светлана Васильевна, педагог дополнительного образования
МКОУ ДОД «Центр детского творчества»
р.п. Большеречье ,2012
Пояснительная записка
Направленность образовательной программы – эколого-биологическое направление.
Художественное творчество флористов основано на использовании необычного материала – цветов, листьев, трав, коры деревьев, засушенных под прессом так искусно, что они сохраняют цвет и форму. Композиции из растений, высушенных в гербарной сетке или прессованием, покоряют тонкостью и изяществом. Можно создать оригинальные декоративные композиции, украсить свой интерьер вещами, созданными в буквальном смысле из ничего, из того, что волшебница природа щедро дарит нам во все времена года, а осенью просто бросает под ноги. Любую прогулку в лес, парк, на берег реки с детьми можно превратить в увлекательно творчество, показывая детям разные виды листьев, трав, цветов и рассказывая, что, когда, и как нужно собирать для аппликации. Фантазия детей безгранична, и они с огромным интересом впитывают сведения, которые получают.
Занятия флористикой расширяют кругозор, воспитывают эстетический вкус, делают нас более чуткими и терпимыми. У цветов даже засушенных, прекрасная аура, и если, придя домой, «пообщаешься» со своей картиной хотя бы минут 5-10, то сразу почувствуешь успокоение и очищение от дневных забот; исчезает чувство неудовлетворенности и недоброжелательности. Цветы приучают видеть прекрасное в обыденном.
Актуальность программы. В век электронных технологий люди стали забывать о природе, разрушать ее и в связи с этим трудно переоценить значение приобщения к творчеству детей и подростков для их эстетического и экологического воспитания. Занятия флористикой воспитывают художественный вкус, чувство любви и подлинного уважения к окружающей природе, рождает желание оберегать и сохранять ее.
Новизна программы «Клеим, лепим и плетем из того, что мы найдем» состоит в том, что в процессе ее освоения воспитанники знакомятся с новой технологией изготовления изделий из природного и бросового материала, которая доступна каждому ребенку.
Педагогическая целесообразность деятельности студии «Флоренталь» заключается в формировании знаний по флористике, биологии и экологии – одном из способов привития детям любви к природе, экологической культуры, навыков к самостоятельному творчеству.
Отличительной особенностью данной программы является тот факт, что для детей работа с цветами и другим природным материалом становится способом выразить личные эмоции, собственные понятия о красоте и дизайне. Свободное творчество позволяет создавать волшебную атмосферу праздника для каждого, кто наслаждается красотой истинного чуда природы – цветами.
Занятия студии «Флоренталь» (младшая группа) состоят из теоретической и практической части.
Теоретическая часть включает рассказ, объяснение педагога по темам занятий с показом дидактического материала и приемов работы. Программой предусматриваются экскурсии в парк, дендрарий, на луг, в картинную галерею.
Практическая часть занятий состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваиваются приемы сбора и засушивания растений.
Особое внимание в работе студии уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены.
Учитывая индивидуальные особенности развития детей, интересы студийцев, руководитель студии в ходе учебно-воспитательной работы может по отдельным темам вносить сокращения или увеличения материала по некоторым темам.
Студия постоянного состава. Занимаются дети 5-7 классов. Программа рассчитана на 216 часов. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа.
Цель: Обеспечение необходимых условий для формирования эстетического и экологического воспитания ребенка.
Задачи:
- Познакомить детей с различными приемами засушивания растений, их хранения.
- Развивать фантазию и чувство вкуса, научить видеть и находить в природе красивое и необычное, и создавать нечто приятное и привлекательное.
- Развивать самосовершенствование, самовыражение, самоутверждение.
- Воспитывать желание самим из природного материала создавать красоту, художественный вкус, чувство любви и подлинного уважения к окружающей природе, желание оберегать и сохранять ее.
Задачи в области формирования личностной культуры:
- формирование основ нравственного самосознания личности;
- формирование понимания нравственного смысла социально ориентированной и общественно-полезной деятельности;
- укрепление у младшего подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
- развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств, трудолюбия;
- формирование ценностного отношения к здоровью.
Задачи в области формирования социальной культуры:
- осознание себя как члена коллектива студии, территориально-культурной общности, российской гражданской нации;
-развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогом, сверстниками, старшими и младшими;
- формирование первичных навыков успешной социализации;
- укрепление доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания, приобретение опыта оказания помощи;
- обучение навыкам позитивного общения, формирование навыков разрешения конфликтов, проблем общения, освоение навыков культуры поведения;
- формирование экологической культуры.
Оценка достижения результатов деятельности:
Данная программа способствует формированию у обучающихся следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий.
Личностные результаты:
- формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально-значимом труде;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе общественно полезной, творческой и других видов деятельности;
-формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
- формирование и развитие экологического мышления.
Планируемые результаты реализации программы:
Планируемые результаты реализации программы студии «Флоренталь» ориентированы на достижение первого, второго и третьего уровней воспитательных результатов.
Результаты первого уровня:
Приобретение обучающимися социальных знаний ( об общественных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, о способах действий). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет организация взаимодействия обучающегося с педагогом.
У обучающихся будет сформирована внутренняя позиция на основе положительного отношения к школе, селу, области.
Выпускник получит возможность для формирования гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Результаты второго уровня:
Получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества ( природа, Отечество, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
У обучающихся будут сформированы:
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы;
- уважительное отношение к иному мнению, истории, культуре других народов;
Выпускник получит возможность для формирования:
- навыков сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- эмпатии как понимания чувств других людей.
Результаты третьего уровня: Получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия.
У обучающихся будут сформированы навыки:
- ставить вопросы;
-обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Выпускник получит возможность для формирования:
- самостоятельно составлять алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
- самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, установки на здоровый образ жизни.
Программа занятий студии «Флоренталь» составлена с учетом:
- всестороннего развития личности, возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- сознательности, творческой активности и самостоятельности ребенка при руководящей роли педагога;
- систематичности и последовательности в овладении знаниями, умениями и навыками;
- доступности в обучении;
- наглядности;
- рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.
Документы и материалы с учетом которых составлена программа занятий кружка:
- Конвенция о правах ребенка.
- Инструкция по технике безопасности при работе ножницами, колющими предметами.
- Документы и материалы по профилю кружковой работы.
- Требования ФГОС начального общего образования второго поколения.
- Программа кружков для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.
- Перспективный план работы ЦДТ.
- Должностная инструкция руководителя студии.
Педагогические принципы, положенные в основу программы:
- принцип сотрудничества – совместная деятельность педагога и детей;
- принцип совместного развития детей, педагога, образовательной среды;
- принцип демократизации – право выбора;
- принцип гуманизации – ценность общекультурного человеческого достоинства;
- принцип наглядности – широкое использование наглядных пособий, технических средств;
- принцип актуальности – максимальная приближенность содержания программы к реальным условиям жизни.
Уровень мастерства и конечный результат хорошо виден в конце обучения.
Учащиеся могут:
- знать особенности, свойства засушиваемых растений;
- владеть приемами засушивания растений различными способами;
- самостоятельно контролировать этапы работы над изделием;
- самостоятельно подготавливать материал к использованию в работе;
- составлять композиции и орнаменты согласно принципу построения композиции и орнамента;
- работать с шаблонами;
- самостоятельно изготавливать подарки, сувениры к различным праздникам;
- плести из различных материалов плоские и объемные изделия;
- использовать бросовый материал в изготовлении различных поделок;
- увидеть результат своего труда;
- участвовать в выставках ЦДТ, районных выставках, областных конкурсах.
Тематический план студии «Флоренталь»
№ | Тема | в т.ч. теория | в т.ч. практика | всего |
1. | Вводное занятие. | 2 | - | 2 |
2. | Сбор природного материала и растений. | - | 8 | 8 |
3. | Засушивание собранного материала. | 2 | 6 | 8 |
4. | Поделки из природного материала. | - | 8 | 8 |
5. | Миниатюры из бросового материала. | 1 | 7 | 8 |
6. | Цветы из бросового материала. | - | 8 | 8 |
7. | Декоративная скульптура. | 1 | 7 | 8 |
8. | Использование тетрапаков в работе с природным материалом. | 2 | - | 2 |
9. | Изготовление закладок из тетрапаков. | 1 | 5 | 6 |
10. | Изготовление открыток из тетрапаков. | - | 6 | 6 |
11. | Изготовление вееров из тетрапаков. | - | 6 | 6 |
12. | Изготовление салфеток из тетрапаков. | - | 6 | 6 |
13. | Изготовление Новогодних сувениров, игрушек. | - | 8 | 8 |
14. | Композиции и орнамент. | 2 | - | 2 |
15. | Составление орнамента «Узор в круге», «Узор в квадрате». | - | 6 | 6 |
16. | Составление композиции «Насекомые и животные», «Мини-картинки». | - | 6 | 6 |
17. | Изготовление сувениров к дню Святого Валентина. | 1 | 5 | 6 |
18. | Подготовка листьев кукурузы к работе. | 1 | 7 | 8 |
19. | Изготовление лилий из кукурузных листьев. | 1 | 7 | 8 |
20. | Изготовление роз из кукурузных листьев. | 1 | 7 | 8 |
21. | Изготовление хризантем из кукурузных листьев. | 1 | 7 | 8 |
22. | Изготовление подарков к 8 Марта. | 1 | 7 | 8 |
23. | Изготовление пасхальных сувениров. | 1 | 7 | 8 |
24. | Подготовка к районной выставке «Мир твоих увлечений». | - | 8 | 8 |
25. | Аппликация из мешковины. | 1 | 7 | 8 |
26. | Подготовка рогоза к плетению. | - | 6 | 6 |
27. | Плетение ковриков из рогоза. | 1 | 7 | 8 |
28. | Плетение косичек из рогоза. | - | 2 | 2 |
29. | Плетение корзиночки из ниток. | 1 | 7 | 8 |
30. | Плетение из пеньки. | - | 8 | 8 |
31. | Подготовка к плетению из газетных трубочек. | - | 8 | 8 |
32. | Плетение из газетных трубочек. | 1 | 7 | 8 |
Итого: | 22 | 194 | 216 |
Содержательная характеристика курса.
1. Вводное занятие. Обсуждение плана работы кружка на год. Техника безопасности при работе ножницами, режущими предметами. 2 часа.
2. Сбор природного материала и растений. Экскурсии на луг, в лес, в парк. Сбор растений: веток, шишек, листьев, грибов, цветов.8 часов.
3. Знакомство с различными способами засушивания растений, цветов: в подвешенном состоянии, в лежачем положении, под прессом и т.д. 8 часов.
4. Поделки из природного материала. Показ инструментов, нужных для изготовления поделок, как ими пользоваться, применять в работе. Изготовление из корешков и веток: маленьких лесных человечков, зверюшек, объяснение последовательности работы, составление композиции из поделок. 8 часов.
5. Миниатюры из бросового материала. Показ бросового материала, объяснение, как его использовать. Изготовление миниатюр из круп, семян, рыбной чешуи, перьев, чешуи шишек. 8 часов.
6.Цветы из бросового материала. Изготовление цветов из семян различных растений и овощей.8 часов.
7. Декоративная скульптура. Рассказ про бурьян, его назначение в домашнем хозяйстве и рукоделии. Рассказ про дудник. Инструменты для изготовления декоративной скульптуры. Изготовление декоративной скульптуры. 8 часов.
8. Использование пакетов-тетропаков. Объяснить, каким образом использовать тетрапаки, показать последовательность работы. 2 часа.
9. Изготовление закладок, используя за основу тетрапак. Объяснение последовательности выполнения работы. 6 часов.
10. Изготовление открыток, используя за основу тетрапак. Объяснение последовательности выполнения работы. 6 часов.
11. Изготовление вееров, используя за основу тетрапак. Объяснение последовательности выполнения работы. 6 часов.
12. Изготовление салфеток, используя за основу тетрапак. Объяснение последовательности выполнения работы. 6 часов.
13. Изготовление Новогодних сувениров, игрушек. Показ образцов, объяснение выполнения работы. 8 часов.
14. Композиции и орнамент. Объяснение, что такое композиция и орнамент. Правила построения композиции и орнамента. Мультимедийная презентация. 2 часа.
15. Составление орнамента «Узор в круге», «Узор в квадрате». Подбор материала, изображение орнамента в схеме.6 часов.
16. Составление композиции: «Насекомые и животные», «Мини-картинки». Подбор материала, изображение орнамента в схеме.6 часов.
17. Изготовление сувениров к дню Святого Валентина. Рассказ о празднике. Мультимедийная презентация. Показ вариантов изготовления сувениров.6 часов.
18.Подготовка листьев кукурузы к работе. Объяснение порядка обработки кукурузных листьев. Самостоятельная работа. 8 часов.
19. Изготовление лилий из кукурузных листьев. Объяснение, как работать с шаблонами. Раскрой цветка по шаблону. Сборка цветка, используя технологическую карту. 8 часов.
20. Изготовление роз из кукурузных листьев. Объяснение, как работать с шаблонами. Раскрой цветка по шаблону. Сборка цветка, используя технологическую карту. 8 часов.
21. Изготовление хризантем из кукурузных листьев. Объяснение, как работать с шаблонами. Раскрой цветка по шаблону. Сборка цветка, используя технологическую карту. 8 часов.
22. Изготовление подарков к 8 марта. Беседа о 8 Марта. Показ изделий. Самостоятельная работа. 8 часов.
23. Изготовление пасхального сувенира. Беседа о православных праздниках, в т.ч. Пасхе. Выбор фона. Составление цветков в разных ракурсах. 8 часов.
24. Подготовка к районной выставке «Мир твоих увлечений». Выбор лучших работ, оформление работ. 8 часов.
25. Аппликация из мешковины. Способ обработки мешковины, инструменты, назначение и состав мешковины. Приемы изготовления аппликаций из мешковины. Выполнение аппликаций. 8 часов.
26. Подготовка рогоза к плетению. Объяснение способов подготовки рогоза к плетению. Самостоятельная работа. 8 часов.
27.Плетение коврика из рогоза. Рассказ о видах болотных растений, их отличиях. Показ приемов плетения «в клеточку», «веревочкой», плетение ковриков. Самостоятельная работа. 8 часов.
28. Плетение косичек из рогоза. Самостоятельная работа. 2 часа.
29. Плетение корзиночки из ниток. Показ приемов плетения корзинки. Работа со схемами. Самостоятельная работа. 8 часов.
30. Плетение из пеньки. Самостоятельная работа. Плетение подставки. 8 часов.
31. Подготовка к плетению из газетных трубочек. Объяснение последовательности изготовления газетных трубочек, их соединения. Окраска газетных трубочек. 8 часов.
32. Плетение из газетных трубочек. Мультимедийная презентация. Плетение коробочки из газетных трубочек. 8 часов.
Обеспечение программы.
Успешная реализация программы зависит от средств обеспечения.
Методическая база:
- Методическая литература для теоретических и практических занятий.
- Разработки открытых уроков.
- Литература и печатные издания в помощь обучающимся для самостоятельной работы.
Дидактическая база:
- Образцы плетений.
- Образцы приемов засушивания.
- Образцы цветов из кукурузных листьев.
- Образцы пасхальных сувениров.
- Образцы открыток к разным праздникам.
- Образцы закладок, салфеток, вееров.
- Образцы цветов из бросового материала.
- Образцы миниатюр.
Материально-техническая база:
- Помещение.
- Рабочие места.
- Необходимый материал и инструменты.
Каждому учащемуся необходимо иметь:
- Засушенные под прессом цветы, растения, листья.
- Ветки, корешки, желуди, шишки.
- Пинцет с тонкими и гладкими браншами для удерживания тонких лепестков растений.
- Миниатюрные прямые ножницы.
- Прямые большие ножницы.
- Клей «ПВА», «Феникс».
- Картон.
- Цветная бархатная бумага, черная бумага, однотонная ткань (лен, мешковина, шелк, сатин), кожа, кожзаменители, доски для инкрустации, деревянный шпон.
- Кисти или тонкие палочки для клея.
Финансовая база:
- Родительская поддержка.
- Помощь спонсоров.
- Выставки-продажи.
Образовательный процесс программы опирается на следующие методы и приемы обучения:
- практические – учебно-производительный труд, упражнение, моделирование;
- наглядные – иллюстрации, демонстрация натуральных объектов, изобразительных пособий;
- вербальные – инструктаж, объяснение;
- проектные - создание творческих проектов;
- психологические и социологические - разработка, проведение и анализ анкеты, психологические тесты.
Методы и приемы развития творческих способностей и воспитания:
- демократический стиль взаимоотношений педагога с воспитанниками, поощрение стремления к самостоятельной деятельности и независимости суждений, уважение свободы выбора области применения своих сил и методов достижения цели;
- индивидуализированное применение учебной программы в зависимости от особенностей обучаемого;
- создание творческого климата и творческих ситуаций на занятиях, условий для воплощения конкретных творческих идей;
- позитивный пример педагога творческого поведения, широкого круга интересов и умений, активной жизненной позиции, энтузиазма.
Оценка эффективности программы
Диагностика и отслеживание результативности программы является важным звеном образовательного процесса. Контроль проводится в течение года.
Вид контроля | Методы | Формы |
Предварительный (выявление уровня знаний, умений, навыков) | Собеседование | Индивидуальная |
Текущая проверка в процессе изучения темы | Опрос по теме Викторины Интеллектуальные игры Практические занятия Наблюдения и экскурсии Общественно полезные практики | Индивидуальная |
Периодическая проверка в конце каждого раздела | Выставка | Индивидуальная |
Итоговая (годовая) проверка и учет полученных знаний, умений, навыков | Отчетная выставка | Индивидуальная |
Система поощрения
Виды поощрения | Методы | Формы |
Моральное | Словесные Наглядные Практические | Оценка педагога Личная выставка Участие в мероприятиях ЦДТ |
Материальное | Награждение | Индивидуальная |
Образовательно-воспитательная работа
Задачи | Дела студии по решению поставленных задач | Сроки |
I. Воспитательная работа 1. Знакомство учащихся с историей, культурой, искусством района. 2. Участие в мероприятиях и выставках. | Экскурсия в музей Экскурсия в картинную галерею Экскурсия в Старину сибирскую Посещение выставки цветов в День поселка Декада открытых дверей в ЦДТ Семейная гостиная Новогодние утренники Выставки Творческий отчет ЦДТ | Ноябрь Февраль Апрель Август Сентябрь Октябрь Декабрь Март Май |
II. Общественно-полезная работа | Изготовление сувениров в призовой фонд | В течение года |
III. Работа по созданию и развитию коллектива кружка | Коллективное обсуждение плана работы кружка Подведение итогов работы кружка | Сентябрь Май |
IV. Работа с родителями | Приглашать родителей на мероприятия в ЦДТ Работа с родителями | В течение года |
Список литературы для педагога.
- А. С. Соловьева. Искусство флористики. Цветочная живопись. – М.: Беларусь, 2002 г.
- В. Н. Полунина. Гербарий: Составление композиций и орнамента. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2001 г.
- В. Стецюк. Картины из сухих цветов. Составление композиций из засушенных растений. – М.: «Аст-Пресс», 2002 г.
- Г.И. Перевертень. Поделки из веток. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004 г.
- Г.И. Перевертень. Фантазии из корней. – М.: «Издательство АСТ», 2003 г.
- Гитун Т.В. Предметы интерьера и сувениры из сухих трав и цветов. – Ростов н/ Д.: Феникс, 2005.
- И.В. Черныш. Поделки из природного материала. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000 г.
- Н. Голубева. Аппликация из природных материалов. - М.: Культура и традиции, 2002 г.
- Н.М. Конышева. Чудесная мастерская. Учебник для учащихся 2 класса начальной школы. – 4-е издание. – М.: Ассоциация XXI век; АО «Московские учебники и Картолитография», 2000 г.
- Природный материал и фантазия. 5 – 9 Классы: программа, рекомендации, разработки занятий / авт. – сост. Л.И. Трепетунова. – Волгоград : Учитель, 2009.
- Федотов Г.Я. Плетение из сухих трав. – М.: Издательство Эксмо, 2005.
- Ханников А.А. Художественное плетение из лозы, соломы, рогоза, камыша, бересты. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
Список литературы для детей
- Г.И. Перевертень. Фантазии из корней. – М.: «Издательство АСТ», 2003 г.
- Колесникова Е. Фантазии из природных материалов. – М.: Эксмо, 2008.
- Л.Б. Белецкая. Флористика. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004 г.
- Н.М. Конышева. Чудесная мастерская. Учебник для учащихся 2 класса начальной школы. – 4-е издание. – М.: Ассоциация XXI век; АО «Московские учебники и Картолитография», 2000 г.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
РАССМОТРЕНО
Протокол №1 от 10.09.2012 г.
методического совета
МКОУ ДОД «Центр детского творчества»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МКОУ ДОД
«Центр детского творчества»
____________ Л.Г.Иванова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
СТУДИИ «ФЛОРЕНТАЛЬ»
«Клеим, лепим и плетем из того, что мы найдем»
Возрастной состав обучающихся: 9-12 лет
Продолжительность обучения: 3 года
Составитель: Левенец Светлана Васильевна, педагог дополнительного образования
МКОУ ДОД «Центр детского творчества»
р.п. Большеречье ,2012
Пояснительная записка
Направленность образовательной программы – эколого-биологическое направление.
Художественное творчество флористов основано на использовании необычного материала – цветов, листьев, трав, коры деревьев, засушенных под прессом так искусно, что они сохраняют цвет и форму. Композиции из растений, высушенных в гербарной сетке или прессованием, покоряют тонкостью и изяществом. Можно создать оригинальные декоративные композиции, украсить свой интерьер вещами, созданными в буквальном смысле из ничего, из того, что волшебница природа щедро дарит нам во все времена года, а осенью просто бросает под ноги. Любую прогулку в лес, парк, на берег реки с детьми можно превратить в увлекательно творчество, показывая детям разные виды листьев, трав, цветов и рассказывая, что, когда, и как нужно собирать для аппликации. Фантазия детей безгранична, и они с огромным интересом впитывают сведения, которые получают.
Занятия флористикой расширяют кругозор, воспитывают эстетический вкус, делают нас более чуткими и терпимыми. У цветов даже засушенных, прекрасная аура, и если, придя домой, «пообщаешься» со своей картиной хотя бы минут 5-10, то сразу почувствуешь успокоение и очищение от дневных забот; исчезает чувство неудовлетворенности и недоброжелательности. Цветы приучают видеть прекрасное в обыденном.
Актуальность программы. В век электронных технологий люди стали забывать о природе, разрушать ее и в связи с этим трудно переоценить значение приобщения к творчеству детей и подростков для их эстетического и экологического воспитания. Занятия флористикой воспитывают художественный вкус, чувство любви и подлинного уважения к окружающей природе, рождает желание оберегать и сохранять ее.
Новизна программы «Клеим, лепим и плетем из того, что мы найдем» состоит в том, что в процессе ее освоения воспитанники знакомятся с новой технологией изготовления изделий из природного и бросового материала, которая доступна каждому ребенку.
Педагогическая целесообразность деятельности студии «Флоренталь» заключается в формировании знаний по флористике, биологии и экологии – одном из способов привития детям любви к природе, экологической культуры, навыков к самостоятельному творчеству.
Отличительной особенностью данной программы является тот факт, что для детей работа с цветами и другим природным материалом становится способом выразить личные эмоции, собственные понятия о красоте и дизайне. Свободное творчество позволяет создавать волшебную атмосферу праздника для каждого, кто наслаждается красотой истинного чуда природы – цветами.
Занятия студии «Флоренталь» (младшая группа) состоят из теоретической и практической части.
Теоретическая часть включает рассказ, объяснение педагога по темам занятий с показом дидактического материала и приемов работы. Программой предусматриваются экскурсии в парк, дендрарий, на луг, в картинную галерею.
Практическая часть занятий состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваиваются приемы сбора и засушивания растений.
Особое внимание в работе студии уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены.
Учитывая индивидуальные особенности развития детей, интересы студийцев, руководитель студии в ходе учебно-воспитательной работы может по отдельным темам вносить сокращения или увеличения материала по некоторым темам.
Студия постоянного состава. Занимаются дети 5-7 классов. Программа рассчитана на 216 часов. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа.
Цель: Обеспечение необходимых условий для формирования эстетического и экологического воспитания ребенка.
Задачи:
- Познакомить детей с различными приемами засушивания растений, их хранения.
- Развивать фантазию и чувство вкуса, научить видеть и находить в природе красивое и необычное, и создавать нечто приятное и привлекательное.
- Развивать самосовершенствование, самовыражение, самоутверждение.
- Воспитывать желание самим из природного материала создавать красоту, художественный вкус, чувство любви и подлинного уважения к окружающей природе, желание оберегать и сохранять ее.
Задачи в области формирования личностной культуры:
- формирование основ нравственного самосознания личности;
- формирование понимания нравственного смысла социально ориентированной и общественно-полезной деятельности;
- укрепление у младшего подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
- развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств, трудолюбия;
- формирование ценностного отношения к здоровью.
Задачи в области формирования социальной культуры:
- осознание себя как члена коллектива студии, территориально-культурной общности, российской гражданской нации;
-развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогом, сверстниками, старшими и младшими;
- формирование первичных навыков успешной социализации;
- укрепление доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания, приобретение опыта оказания помощи;
- обучение навыкам позитивного общения, формирование навыков разрешения конфликтов, проблем общения, освоение навыков культуры поведения;
- формирование экологической культуры.
Оценка достижения результатов деятельности:
Данная программа способствует формированию у обучающихся следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий.
Личностные результаты:
- формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально-значимом труде;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе общественно полезной, творческой и других видов деятельности;
-формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
- формирование и развитие экологического мышления.
Планируемые результаты реализации программы:
Планируемые результаты реализации программы студии «Флоренталь» ориентированы на достижение первого, второго и третьего уровней воспитательных результатов.
Результаты первого уровня:
Приобретение обучающимися социальных знаний ( об общественных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, о способах действий). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет организация взаимодействия обучающегося с педагогом.
У обучающихся будет сформирована внутренняя позиция на основе положительного отношения к школе, селу, области.
Выпускник получит возможность для формирования гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Результаты второго уровня:
Получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества ( природа, Отечество, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
У обучающихся будут сформированы:
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы;
- уважительное отношение к иному мнению, истории, культуре других народов;
Выпускник получит возможность для формирования:
- навыков сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- эмпатии как понимания чувств других людей.
Результаты третьего уровня: Получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия.
У обучающихся будут сформированы навыки:
- ставить вопросы;
-обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Выпускник получит возможность для формирования:
- самостоятельно составлять алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
- самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, установки на здоровый образ жизни.
Программа занятий студии «Флоренталь» составлена с учетом:
- всестороннего развития личности, возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- сознательности, творческой активности и самостоятельности ребенка при руководящей роли педагога;
- систематичности и последовательности в овладении знаниями, умениями и навыками;
- доступности в обучении;
- наглядности;
- рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.
Документы и материалы с учетом которых составлена программа занятий кружка:
- Конвенция о правах ребенка.
- Инструкция по технике безопасности при работе ножницами, колющими предметами.
- Документы и материалы по профилю кружковой работы.
- Требования ФГОС начального общего образования второго поколения.
- Программа кружков для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.
- Перспективный план работы ЦДТ.
- Должностная инструкция руководителя студии.
Педагогические принципы, положенные в основу программы:
- принцип сотрудничества – совместная деятельность педагога и детей;
- принцип совместного развития детей, педагога, образовательной среды;
- принцип демократизации – право выбора;
- принцип гуманизации – ценность общекультурного человеческого достоинства;
- принцип наглядности – широкое использование наглядных пособий, технических средств;
- принцип актуальности – максимальная приближенность содержания программы к реальным условиям жизни.
Уровень мастерства и конечный результат хорошо виден в конце обучения.
Учащиеся могут:
- знать особенности, свойства засушиваемых растений;
- владеть приемами засушивания растений различными способами;
- самостоятельно контролировать этапы работы над изделием;
- самостоятельно подготавливать материал к использованию в работе;
- составлять композиции и орнаменты согласно принципу построения композиции и орнамента;
- работать с шаблонами;
- самостоятельно изготавливать подарки, сувениры к различным праздникам;
- плести из различных материалов плоские и объемные изделия;
- использовать бросовый материал в изготовлении различных поделок;
- увидеть результат своего труда;
- участвовать в выставках ЦДТ, районных выставках, областных конкурсах.
Тематический план студии «Флоренталь»
№ | Тема | в т.ч. теория | в т.ч. практика | всего |
1. | Вводное занятие. | 2 | - | 2 |
2. | Сбор природного материала и растений. | - | 8 | 8 |
3. | Засушивание собранного материала. | 2 | 6 | 8 |
4. | Поделки из природного материала. | - | 8 | 8 |
5. | Миниатюры из бросового материала. | 1 | 7 | 8 |
6. | Цветы из бросового материала. | - | 8 | 8 |
7. | Декоративная скульптура. | 1 | 7 | 8 |
8. | Использование тетрапаков в работе с природным материалом. | 2 | - | 2 |
9. | Изготовление закладок из тетрапаков. | 1 | 5 | 6 |
10. | Изготовление открыток из тетрапаков. | - | 6 | 6 |
11. | Изготовление вееров из тетрапаков. | - | 6 | 6 |
12. | Изготовление салфеток из тетрапаков. | - | 6 | 6 |
13. | Изготовление Новогодних сувениров, игрушек. | - | 8 | 8 |
14. | Композиции и орнамент. | 2 | - | 2 |
15. | Составление орнамента «Узор в круге», «Узор в квадрате». | - | 6 | 6 |
16. | Составление композиции «Насекомые и животные», «Мини-картинки». | - | 6 | 6 |
17. | Изготовление сувениров к дню Святого Валентина. | 1 | 5 | 6 |
18. | Подготовка листьев кукурузы к работе. | 1 | 7 | 8 |
19. | Изготовление лилий из кукурузных листьев. | 1 | 7 | 8 |
20. | Изготовление роз из кукурузных листьев. | 1 | 7 | 8 |
21. | Изготовление хризантем из кукурузных листьев. | 1 | 7 | 8 |
22. | Изготовление подарков к 8 Марта. | 1 | 7 | 8 |
23. | Изготовление пасхальных сувениров. | 1 | 7 | 8 |
24. | Подготовка к районной выставке «Мир твоих увлечений». | - | 8 | 8 |
25. | Аппликация из мешковины. | 1 | 7 | 8 |
26. | Подготовка рогоза к плетению. | - | 6 | 6 |
27. | Плетение ковриков из рогоза. | 1 | 7 | 8 |
28. | Плетение косичек из рогоза. | - | 2 | 2 |
29. | Плетение корзиночки из ниток. | 1 | 7 | 8 |
30. | Плетение из пеньки. | - | 8 | 8 |
31. | Подготовка к плетению из газетных трубочек. | - | 8 | 8 |
32. | Плетение из газетных трубочек. | 1 | 7 | 8 |
Итого: | 22 | 194 | 216 |
Содержательная характеристика курса.
1. Вводное занятие. Обсуждение плана работы кружка на год. Техника безопасности при работе ножницами, режущими предметами. 2 часа.
2. Сбор природного материала и растений. Экскурсии на луг, в лес, в парк. Сбор растений: веток, шишек, листьев, грибов, цветов.8 часов.
3. Знакомство с различными способами засушивания растений, цветов: в подвешенном состоянии, в лежачем положении, под прессом и т.д. 8 часов.
4. Поделки из природного материала. Показ инструментов, нужных для изготовления поделок, как ими пользоваться, применять в работе. Изготовление из корешков и веток: маленьких лесных человечков, зверюшек, объяснение последовательности работы, составление композиции из поделок. 8 часов.
5. Миниатюры из бросового материала. Показ бросового материала, объяснение, как его использовать. Изготовление миниатюр из круп, семян, рыбной чешуи, перьев, чешуи шишек. 8 часов.
6.Цветы из бросового материала. Изготовление цветов из семян различных растений и овощей.8 часов.
7. Декоративная скульптура. Рассказ про бурьян, его назначение в домашнем хозяйстве и рукоделии. Рассказ про дудник. Инструменты для изготовления декоративной скульптуры. Изготовление декоративной скульптуры. 8 часов.
8. Использование пакетов-тетропаков. Объяснить, каким образом использовать тетрапаки, показать последовательность работы. 2 часа.
9. Изготовление закладок, используя за основу тетрапак. Объяснение последовательности выполнения работы. 6 часов.
10. Изготовление открыток, используя за основу тетрапак. Объяснение последовательности выполнения работы. 6 часов.
11. Изготовление вееров, используя за основу тетрапак. Объяснение последовательности выполнения работы. 6 часов.
12. Изготовление салфеток, используя за основу тетрапак. Объяснение последовательности выполнения работы. 6 часов.
13. Изготовление Новогодних сувениров, игрушек. Показ образцов, объяснение выполнения работы. 8 часов.
14. Композиции и орнамент. Объяснение, что такое композиция и орнамент. Правила построения композиции и орнамента. Мультимедийная презентация. 2 часа.
15. Составление орнамента «Узор в круге», «Узор в квадрате». Подбор материала, изображение орнамента в схеме.6 часов.
16. Составление композиции: «Насекомые и животные», «Мини-картинки». Подбор материала, изображение орнамента в схеме.6 часов.
17. Изготовление сувениров к дню Святого Валентина. Рассказ о празднике. Мультимедийная презентация. Показ вариантов изготовления сувениров.6 часов.
18.Подготовка листьев кукурузы к работе. Объяснение порядка обработки кукурузных листьев. Самостоятельная работа. 8 часов.
19. Изготовление лилий из кукурузных листьев. Объяснение, как работать с шаблонами. Раскрой цветка по шаблону. Сборка цветка, используя технологическую карту. 8 часов.
20. Изготовление роз из кукурузных листьев. Объяснение, как работать с шаблонами. Раскрой цветка по шаблону. Сборка цветка, используя технологическую карту. 8 часов.
21. Изготовление хризантем из кукурузных листьев. Объяснение, как работать с шаблонами. Раскрой цветка по шаблону. Сборка цветка, используя технологическую карту. 8 часов.
22. Изготовление подарков к 8 марта. Беседа о 8 Марта. Показ изделий. Самостоятельная работа. 8 часов.
23. Изготовление пасхального сувенира. Беседа о православных праздниках, в т.ч. Пасхе. Выбор фона. Составление цветков в разных ракурсах. 8 часов.
24. Подготовка к районной выставке «Мир твоих увлечений». Выбор лучших работ, оформление работ. 8 часов.
25. Аппликация из мешковины. Способ обработки мешковины, инструменты, назначение и состав мешковины. Приемы изготовления аппликаций из мешковины. Выполнение аппликаций. 8 часов.
26. Подготовка рогоза к плетению. Объяснение способов подготовки рогоза к плетению. Самостоятельная работа. 8 часов.
27.Плетение коврика из рогоза. Рассказ о видах болотных растений, их отличиях. Показ приемов плетения «в клеточку», «веревочкой», плетение ковриков. Самостоятельная работа. 8 часов.
28. Плетение косичек из рогоза. Самостоятельная работа. 2 часа.
29. Плетение корзиночки из ниток. Показ приемов плетения корзинки. Работа со схемами. Самостоятельная работа. 8 часов.
30. Плетение из пеньки. Самостоятельная работа. Плетение подставки. 8 часов.
31. Подготовка к плетению из газетных трубочек. Объяснение последовательности изготовления газетных трубочек, их соединения. Окраска газетных трубочек. 8 часов.
32. Плетение из газетных трубочек. Мультимедийная презентация. Плетение коробочки из газетных трубочек. 8 часов.
Обеспечение программы.
Успешная реализация программы зависит от средств обеспечения.
Методическая база:
- Методическая литература для теоретических и практических занятий.
- Разработки открытых уроков.
- Литература и печатные издания в помощь обучающимся для самостоятельной работы.
Дидактическая база:
- Образцы плетений.
- Образцы приемов засушивания.
- Образцы цветов из кукурузных листьев.
- Образцы пасхальных сувениров.
- Образцы открыток к разным праздникам.
- Образцы закладок, салфеток, вееров.
- Образцы цветов из бросового материала.
- Образцы миниатюр.
Материально-техническая база:
- Помещение.
- Рабочие места.
- Необходимый материал и инструменты.
Каждому учащемуся необходимо иметь:
- Засушенные под прессом цветы, растения, листья.
- Ветки, корешки, желуди, шишки.
- Пинцет с тонкими и гладкими браншами для удерживания тонких лепестков растений.
- Миниатюрные прямые ножницы.
- Прямые большие ножницы.
- Клей «ПВА», «Феникс».
- Картон.
- Цветная бархатная бумага, черная бумага, однотонная ткань (лен, мешковина, шелк, сатин), кожа, кожзаменители, доски для инкрустации, деревянный шпон.
- Кисти или тонкие палочки для клея.
Финансовая база:
- Родительская поддержка.
- Помощь спонсоров.
- Выставки-продажи.
Образовательный процесс программы опирается на следующие методы и приемы обучения:
- практические – учебно-производительный труд, упражнение, моделирование;
- наглядные – иллюстрации, демонстрация натуральных объектов, изобразительных пособий;
- вербальные – инструктаж, объяснение;
- проектные - создание творческих проектов;
- психологические и социологические - разработка, проведение и анализ анкеты, психологические тесты.
Методы и приемы развития творческих способностей и воспитания:
- демократический стиль взаимоотношений педагога с воспитанниками, поощрение стремления к самостоятельной деятельности и независимости суждений, уважение свободы выбора области применения своих сил и методов достижения цели;
- индивидуализированное применение учебной программы в зависимости от особенностей обучаемого;
- создание творческого климата и творческих ситуаций на занятиях, условий для воплощения конкретных творческих идей;
- позитивный пример педагога творческого поведения, широкого круга интересов и умений, активной жизненной позиции, энтузиазма.
Оценка эффективности программы
Диагностика и отслеживание результативности программы является важным звеном образовательного процесса. Контроль проводится в течение года.
Вид контроля | Методы | Формы |
Предварительный (выявление уровня знаний, умений, навыков) | Собеседование | Индивидуальная |
Текущая проверка в процессе изучения темы | Опрос по теме Викторины Интеллектуальные игры Практические занятия Наблюдения и экскурсии Общественно полезные практики | Индивидуальная |
Периодическая проверка в конце каждого раздела | Выставка | Индивидуальная |
Итоговая (годовая) проверка и учет полученных знаний, умений, навыков | Отчетная выставка | Индивидуальная |
Система поощрения
Виды поощрения | Методы | Формы |
Моральное | Словесные Наглядные Практические | Оценка педагога Личная выставка Участие в мероприятиях ЦДТ |
Материальное | Награждение | Индивидуальная |
Образовательно-воспитательная работа
Задачи | Дела студии по решению поставленных задач | Сроки |
I. Воспитательная работа 1. Знакомство учащихся с историей, культурой, искусством района. 2. Участие в мероприятиях и выставках. | Экскурсия в музей Экскурсия в картинную галерею Экскурсия в Старину сибирскую Посещение выставки цветов в День поселка Декада открытых дверей в ЦДТ Семейная гостиная Новогодние утренники Выставки Творческий отчет ЦДТ | Ноябрь Февраль Апрель Август Сентябрь Октябрь Декабрь Март Май |
II. Общественно-полезная работа | Изготовление сувениров в призовой фонд | В течение года |
III. Работа по созданию и развитию коллектива кружка | Коллективное обсуждение плана работы кружка Подведение итогов работы кружка | Сентябрь Май |
IV. Работа с родителями | Приглашать родителей на мероприятия в ЦДТ Работа с родителями | В течение года |
Список литературы для педагога.
- А. С. Соловьева. Искусство флористики. Цветочная живопись. – М.: Беларусь, 2002 г.
- В. Н. Полунина. Гербарий: Составление композиций и орнамента. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2001 г.
- В. Стецюк. Картины из сухих цветов. Составление композиций из засушенных растений. – М.: «Аст-Пресс», 2002 г.
- Г.И. Перевертень. Поделки из веток. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004 г.
- Г.И. Перевертень. Фантазии из корней. – М.: «Издательство АСТ», 2003 г.
- Гитун Т.В. Предметы интерьера и сувениры из сухих трав и цветов. – Ростов н/ Д.: Феникс, 2005.
- И.В. Черныш. Поделки из природного материала. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000 г.
- Н. Голубева. Аппликация из природных материалов. - М.: Культура и традиции, 2002 г.
- Н.М. Конышева. Чудесная мастерская. Учебник для учащихся 2 класса начальной школы. – 4-е издание. – М.: Ассоциация XXI век; АО «Московские учебники и Картолитография», 2000 г.
- Природный материал и фантазия. 5 – 9 Классы: программа, рекомендации, разработки занятий / авт. – сост. Л.И. Трепетунова. – Волгоград : Учитель, 2009.
- Федотов Г.Я. Плетение из сухих трав. – М.: Издательство Эксмо, 2005.
- Ханников А.А. Художественное плетение из лозы, соломы, рогоза, камыша, бересты. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
Список литературы для детей
- Г.И. Перевертень. Фантазии из корней. – М.: «Издательство АСТ», 2003 г.
- Колесникова Е. Фантазии из природных материалов. – М.: Эксмо, 2008.
- Л.Б. Белецкая. Флористика. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004 г.
- Н.М. Конышева. Чудесная мастерская. Учебник для учащихся 2 класса начальной школы. – 4-е издание. – М.: Ассоциация XXI век; АО «Московские учебники и Картолитография», 2000 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа вокальной группы "Веснушки"
Образовательная программа разработана мной на основе многолетнего опыта работы с детьми. Практически каждый ребенок обладает природными голосовыми и слуховыми данными, которые педаго...
Образовательная программа для групп начальной подготовки "Вольная борьба"
В представленной программ представлена модель построения системы тренировки для групп начальной подготовки, учебный план, примерные планы...
Образовательная программа групп начальной подготовки (1, 2, 3 годов обучения), учебно-тренировочных групп (с 1 по 5 год обучения) по обучению детей борьбе дзюдо
Данная программа предназначена для тренеров-преподавателей по борьбе дзюдо, представленный маетериал охватывает весь период обучения от начальной подготовки до спортивного совершенствования спортсмена...
Рабочая программа по спортивной гимнастике для спортивно - оздоровительной группы - девочки СОСТАВЛЕННАЯ НА ОСНОВЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА С ЭЛЕМЕНТАМИ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКИ
Рабочая программа предназначена для практического использования в учреждениях дополнительного образования, спортивных школах. Программа разработана с целью обучения и воспит...
Программа дополнительного образования "Рабочая программа для групп сверхпрограммных образовательных услуг "Изучение английского языка образовательной области Филология"
Данная рабочая программа может быть использована в кружках дополнительного образования по предмету "Английский язык" для учащихся 2-4 классов....
Практическое занятие №3 «Выявление проблем экологии языка» в группе 123 ГБОУ СПО "ОМЛ" СПб в рамках освоения программы среднего общего образования в пределах основной профессиональной образовательной программы среднего профессион
Тема урока: Практическое занятие №3 «Выявление проблем экологии языка» Цели:1. обратить внимание учащихся на проблемы, связанные с языком на современном этапе;2. показать значимость богато...