Открытый урок «Работа над фортепианной техникой: игра приёмом репетиций пальцев»
план-конспект урока по музыке

Воробьёва Ирина Евгеньевна

Семинар – практикум преподавателей ДМШ и ДШИ города и области «Ступень мастерства» по теме «Актуальные вопросы развития технических навыков музыкального исполнительства»

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Сосновская ДМШ»

Семинар – практикум преподавателей ДМШ и ДШИ города и области «Ступень мастерства» по теме «Актуальные вопросы развития технических навыков музыкального исполнительства»

Открытый урок:

Тема выступления: «Работа над фортепианной техникой:                                       игра приёмом репетиций пальцев»

Подготовила и провела: И.Е.Воробьёва – преподаватель по классу       фортепиано « Сосновской ДМШ»

9.12.2017г.

г.Тамбов

Семинар – практикум преподавателей ДМШ и ДШИ города и области «Ступень мастерства» по теме «Актуальные вопросы развития технических навыков музыкального исполнительства»

Тема выступления: «Работа над фортепианной техникой:                                       игра приёмом репетиции пальцев»

Тип урока:

  • применение и закрепление знаний, умений и навыков на практическом материале.

Цель урока:

  • решение технических учебных задач – координация рук, пальцев, наработка аппликатурных и позиционных навыков.
  • отработка технических элементов на примере этюдов К.Черни.

Задачи урока:

Образовательная:

  • воспитание умений и навыков в работе над техникой.
  • внедрение в практику работы ученика продуманных методов, экономящих время и энергию.

Развивающая:

  • развить в ученице сознательное отношение к освоению различных технических приемов, помогающих осуществлять художественный замысел произведения.

Воспитательная:

  • умение плодотворно заниматься, добиваться поставленных задач.

Мотивирующая:

  • мотивировать учащуюся на заинтересованную работу над техническим материалом, на использование технических приемов, позволяющих создавать художественный образ.

Методы ведения урока:

  • метод практической работы;
  • словесный метод обучения (объяснение);
  • наглядный метод обучения (показ).

  Современная фортепианная педагогика связывает понятие «техника пианиста» с общим исполнительским мастерством, куда входят не только виртуозные качества, но и умение свободно и естественно играть на инструменте. В широком смысле слова, техника – это комплекс средств, позволяющих овладеть различными фортепианными стилями. Задачи современных пианистов исключительно сложны: они должны уметь исполнять в сущности музыку всех времён – от клавесинистов до композиторов сегодняшнего дня. Общеизвестно, что техника пианиста – не цель, а средство в достижении художественного результата.

  Однако, приобретение техники движения всегда связано с развитием как физических, так и психологических свойств. Давно известно, что при игре на рояле нужны крепкие пальцы, ведь активные, сильные пальцы являются основой для приобретения всего многообразия техники пианиста.

   Пальцевая, или как её называют «мелкая» техника, является, пожалуй, самым трудоёмким видом фортепианной техники.

    Хороший материал для укрепления пальцев и для технического развития учащихся даёт изучение Этюдов!

  Работа над этюдами позволяет активно развивать слуховой контроль, воспитывать такие качества как воля, выносливость, быстрота реакции.

  Работа над этюдами мы начинаем с самых первых шагов и продолжаем на протяжении всей исполнительской деятельности.

  Мне очень нравятся этюды небольшие по объёму и на разные виды техники.

  На сегодняшнем семинаре - практикуме со своими ученицами: 3 класса – Тимошевской Машей и 6 класса Неверовой Юлией мы покажем  упражнения и приёмы игры на репетиции пальцев.

 Сейчас Мария сыграет Этюд Л.Шитте и затем мы покажем те приёмы работы, которые использовали в изучении этого приёма игры.

Большое значение на пути к техническому совершенству имеет подготовка и развитие репетиционной техники.

Условно можно говорить о двух видах репетиций: пальцевых, исполняющихся переменной аппликатурой, и кистевых с неизменной аппликатурой. При игре репетиции движения должны быть экономными, кисть свободной и подвижной. Пальцы в репетиции с переменной аппликатурой, как бы не отпуская клавишу до конца, непременно сменяют друг друга в одной точке. Надо следить за положением кисти (не поднимать высоко). Освоение репетиционного приёма необходимо начинать в медленном темпе, пиано, добиваясь полной динамической и ритмической ровности.

  При исполнении репетиций пальцы располагаются близко к клавишам.

 Конечно, репетиционной технике необходима повышенная активность, «цепкость» пальцев. Репетиционная техника строится на вибрационном движении, с помощью которого рука хорошо освобождается и приобретает наибольшую подвижность.

  Репетиции с переменной аппликатурой гораздо удобнее играть не забирая пальцы под ладонь, а сменяя их на одном упругом вибрационном движении руки, при котором они отходят в сторону и освобождаются, уступая место друг другу. Кисть не поднимается. Все пальцы вибрируют одновременно, их движения незаметны и почти неощутимы.

  При таком способе исполнения репетиций кончики не скользят по клавише, и репетиция получается более точной. После первого звука остальные звуки играются «рикошетом», легко, как бы сами собой.

  Во время игры слегка «рессорте» и не давайте клавише подняться до конца.

Обойтись без упражнений нельзя, хотя медленный темп не гарантирует отчётливости звучания репетиций в быстром темпе.

Упражнения можно играть обеими руками в разные стороны – секвенциями на октаву и обратно, поступеням гаммы До мажор, можнопо полутонам.

1.Подготовительное упражнение -  беззвучная подмена пальцев на одной клавише. Переносить руку с одного пальца на другой, хорошо на них опираясь, движения в горизонтальной плоскости, пальцы освобождать.

2. «Идти к струне» - на шестнадцатых повибрируйте на одном движении в глубь клавиатуры «к струне», чувствуйте, как клавиша «сама играет». На половинной ноте погружайтесь в клавиатуру с «вкладыванием» и расширением ладони; хорошо опираясь на палец.

3. Вибрато.35-а Освобождая руку вибрационным  движением, почувствовать полную «проводимость» звука.

Упражнение выполняется всеми пальцами по очереди на пяти клавишах. Движение получает импульс на первую ноту, остальные семь нот играются как бы рикошетом. Нужно следить, чтобы вес не «удерживался» в руке и полностью «проходил» в клавишу. Руки при этом не расслаблять, тонус их упругий. Плечи освобождать полностью. Играть нужно очень близко к клавиатуре, чувствовать вибрацию как бы внутри руки. Таким приёмом можно учить технически трудные места, освобождая руку на каждом звуке и ощущая подвижность пальцев.

35-б Так же можно играть подвижно, лишь едва ощущаемым пронационным движением очень близко к клавише. (пронация-повороты предплечья вокруг продольной оси- в сторону первого пальца).Вместе с предплечьем поворачивается и кисть, может совершать движение и вся рука.

Кисть и остальные пальцы остаются спокойными. Каждая группа нот исполняется на одном движении к восьмой. Первый палец слегка отставлен, он как бы «вытряхивается из рукава», запястье не поднимать.

Это упражнение играть можно с переносом репетиции через октаву (на четыре октавы и обратно).

                                      «Этюд» исполняет Неверова Юлия – 6 класс.

  В упражнениях 4-5 происходит смена позиций кисти с узкой на широкую и наоборот.

4. репетиция с «вкладыванием» ладони в октаву 36-абв. Это упражнение помогает найти естественное положение кисти глубоко в клавиатуру с опорой на ладонь. Раздвижение косточки пясти (на широкой позиции) хорошо освобождает пальцы для последующей игры репетиций.

5.Репетиция со скачком пятого пальца на октаву. 37а-б

Играть это упражнение с репетициями на трёх, четырёх, пяти звуках соответствующей этим вариантам аппликатурой: 3-2-1-5, 4-3-2-1-5,                   5-4-3-2-1-5.

6. Репетиции различными аппликатурными комбинациями.38

Не менять положение и уровень кисти.

7. Репетиция от первого пальца к пятому с супинационным поворотом на последнем звуке. 35б  Исполнять 1-2-3-4-5 пальцами.(супинация-поворот в сторону пятого пальца)

Шестнадцатые играть лёгким «похлопывающим» стаккато у самых клавиш. На пятом пальце разворот руки с открытием ладони вверх «ораторским жестом». Такой приём подчёркивает  устремлённость репетиции к последней ноте. На паузах полностью освобождаться.

8. Репетиция на ступенях гаммы 39.Исполнять непрерывным вибрационным движением. Обратно играть той же аппликатурой (2-1). Возможны различные аппликатурные варианты – от третьего, четвёртого, пятого пальцев (соответственно по три, четыре, пять нот).

9. Репетиция от первого пальца к пятому и обратно. Отдыхать и погружаться в клавиатуру на последнем звуке. 40

Заключение:

Этюды – это материал, на котором происходит не только освоение основных формул движения, но и воспитывается самостоятельность учащегося его слуховая требовательность, оттачивается мастерство, точность воспроизведения музыкальной ткани. Освоение этюдов готовит базу для исполнения более сложных в художественном отношении произведений, где техническим трудностям отводится вспомогательное место.

Э.Вилла – Лобос «Полишинель» исполняет Неверова Юлия.

   Используемая литература

1.Либерман Е. «Работа над фортепианной техникой», М., «Фигаро- центр», 1996.

2.Шмидт – Шкловская А. «О воспитании пианистических навыков», Л. «Музыка», 1985.

3.Метнер Н. Повседневная работа пианиста и композитора», М., 1979.

4.Щапов А. «Фортепианная педагогика», М., «Советская Россия», 1960.

5.Алексеев А. «Методика обучения игре на фортепиано», М., «Музыка», 1971.

6.Милич Б. Воспитание ученика – пианиста. 3-4 классы ДМШ», Киев, «Музична Украина», 1979.

ХАРАКТЕРИСТИКА

На обучающуюся 7 класса МБУДО «Сосновская ДМШ»                        НЕВЕРОВУ ЮЛИЮ ИГОРЕВНУ – 11.10.2004 года рождения.

Неверова Юлия обучается в музыкальной школе с 2012 года, имеет отличные музыкальные данные. Постоянно участвует в Международных, Всероссийских, Региональных, Межрегиональных, Областных, Зональных и внутришкольных конкурсах, фестивалях, где занимает только призовые места.

Наиболее значимые конкурсы:

  1. Международные конкурсы:                                                            а)«Звёздный дождь» г.Саратов - Лауреат Iстепени ,                     б)«Лучшие из лучших»г.Липецк – Лауреат I степени

  1. Всероссийские конкурсы:

а)«Новые звёзды» г.Воронеж – Лауреат II степени,

б)«Музыкальный подснежник» г.Пенза – Лауреат Ш степени.

  1. Региональные и Межрегиональные конкурсы:

а)ТГМПИ им. С.В.Рахманинова Конкурс им. С.М.Глаголева г.Тамбов – Лауреат II – III степени

б) Тамбовский  колледж искусств  - Лауреат – III степени

в) «Сказка в музыке» г.Тамбов – Лауреат I степени

г) «Сосновские просторы» - Лауреат I степени

               4.Зональный конкурс в Г.Моршанске – Гран-при, Лауреат I ст.

Активная участница мастер- классах с преподавателями ТГМПИ им. С.В.Рахманинова: Профессором, Заслуженным работником культуры РФ,председателем Тамбовского отделения международного объединения педагогов фортепиано «ЭПТА» И.В.Царёвой – 2018г., преподавателем цикловой комиссии специального фортепиано колледжа им. В.К.Мержанова Пауткиной Н.Е. – 2019г. , выступала на семинаре – практикуме преподавателей ДМШ и ДШИ города и области «Ступень мастерства» по теме «Работа над фортепианной техникой: игры приёмом репетиции пальцев» - 2017г., участвовала на открытом уроке у Доцента кафедры специального фортепиано №1 ФПБОУ ВО «Российская академия музыки им. Гнесиных» Д.А.Бурштейна – 2019г.

Активно участвует в районных, общешкольных и классных мероприятий:

               1.Лекциях – концертах:а) «Вместе весело играть»  

                 б) «Современные композиторы – детям»                                                            

                 в) «От классики до современности»

                 г) «Музыка – царица всех искусств»

                 д) «И мастерство, и вдохновенный труд» и т.д.

Ответственно, добросовестно и серьёзно относится к занятиям, любознательна, эрудированна в разных сферах образования, в коллективе музыкальной школы среди учеников младших классов, одноклассников и педагогов пользуется уважением и любовью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока : « Работа над мелкой техникой ».

Развитие мелкой техники, как основной фактор   стимулирования мыслительных процессов учащихся. ...

Открытый урок "Работа над различными видами фортепианного изложения"

Цель урока: формирование (закрепление) умений и навыков исполнения музыкальных произведений ( И.С.Бах «Менуэт», В.Коровицин «Два клоуна»)....

Открытый урок "Работа над фортепианным ансамблем"

Открытый урок в классе фортепианного ансамбля....

Методическая работа "Развитие фортепианной техники на примере сборника «Фортепианная техника в удовольствие»"

Методическая работа"Развитие фортепианной техники на примере сборника «Фортепианная техника в удовольствие»"...

"Работа над фортепианной техникой в старших класса ДМШ/ДШИ"

Машинообразной работой пальцев ничегонельзя достичь; механическое упражнениеостаётся тупым и бесцельным, если впервую очередь не участвует голова.Н. Рубинштейн....

Открытый урок по теме «Совершенствование техники приёма и передачи мяча в волейболе»

1.Ф.И.О. учителя: Киреев Александр Семёнович2.Курс:II Предмет: Физическая культура № урока по расписанию: II пара3. Тема урока: «Совершенствование техники приёма и передачи мяча в волейболе&raqu...

Конспект открытого урока "Работа над музыкальным произведением на уроке фортепианного ансамбля"

Работа над музыкальным произведением на уроке фортепианного ансамбля. Обучение вести диалог с партнером, понимать его, слушать.Работа над выразительностью звука, вокальными свойствами мелодии, передач...