Мордовская народная сказка на внеклассных занятиях
методическая разработка по теме
Психолого-педагогические возможности мордовской народной сказки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo1.docx | 33.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказкотерапия на уроках эрзянского языка в начальной школе.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что более 30% детей, приходящих в первый класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей значительно уменьшается. Сегодняшние больные дети – это больное общество в будущем.
Особенно педагогов и психологов беспокоит то, что из года в год детей с проблемами в психическом развитии становится все больше и больше.
Как помочь ребенку стать в будущем полноценным членом общества? Как воспитать личность – мыслящую, творческую, активную? Как направить развитие каждого школьника в нужное русло?
В погоне за инновациями современная школа забывает о многовековых традициях и богатейшем опыте народной педагогики.
А ведь именно традиции и опыт позволяли человечеству жить и
развиваться в течение тысячелетий.
Этнопедагогика успешно решала задачи воспитания полноценной личности. В традиционных социумах мощным средством обучения, развития и воспитания подрастающего поколения являлась сказка. С древних пор этот жанр фольклора был распространен среди различных слоев населения. Любили сказку не только дети, но и взрослые.
К сожалению, в наше время все по-другому. Родители почти не рассказывают своим детям сказки, и дети их совсем не читают. В школе педагоги рассматривают сказку как художественное произведение. На уроках вся работа со сказкой сводится к чтению и пересказу. А ведь в нашем распоряжении уникальный учебный материал, возможности которого в деле развития у детей мышления, памяти, воображения, внимания, связной речи просто безграничны.
И, наконец, сказка – это уникальное средство психокоррекции.
Она воздействует на ребенка очень деликатно, ненавязчиво, через механизм идентификации.
Как в нашем случае возникла мысль на факультативных занятиях эрзянского языка обратиться к мордовским народным сказкам? Очень хотелось познакомить своих учеников с необыкновенным сказочным эпосом мордвы, ценнейшим пластом культуры удивительного народа.
Выяснилось, что дети нашей школы раньше не читали
мордовских народных сказок. А еще было искреннее желание сделать свои уроки разнообразными и интересными. Для этого стало необходимостью познакомиться с приемами профессиональной работы со сказкой. Чрезвычайно полезными оказались труды известных психологов и педагогов: Зимней, Зинкевич -Евстигнеевой, Защиринской.
Также был интересен опыт учителей, представленный
в методических журналах.
Изучение психолого-педагогической и научно- методической литературы помогло нам выстроить свою систему работы со сказкой.
Профессиональный подход к работе со сказкой как уникальным учебным материалом означает, прежде всего, его тщательный предварительный отбор в соответствии со следующими критериями:
-содержание сказки должно соответствовать уровню развития учащихся и быть понятным, доступным и интересным для них;
- формировать представление о жизни, быте, особенностях
национального характера мордвы;
-способствовать развитию важнейших психических процессов:
мышления, памяти, воображения, внимания, речи.
- содержать в себе нравственный урок;
-служить источником позитивного мировосприятия.
Сборников мордовских народных сказок издано в разных издательствах и в разное время достаточно много. Особенно нам понравились сказки, собранные и обработанные К. Т.Самородовым. Это сказки о животных, а также волшебно-фантастические и бытовые мокшанские и эрзянские народные сказки.
По нашему мнению, находкой как для педагога, так и для психолога являются следующие мокшанские и эрзянские народные сказки:
«Петушок и кошечка»
«Кот и лиса»
«Лиса и медведь»
«В лесной избушке»
«Благодарный медведь»
«Как собака друга искала»
«Яраска»
«Как портной пиво варил»
«Черная корова»
«Виряня»
«Ведява»
«Юртай»
«Рав-Жольдямо»
«Сураля»
«Варда»
«Дуболго Пичай»
«Сырьжа»
«Дячка Най-Най»
«Вирява»
«Куйгорож»
«Горячие сани»
«Жатва зимой»
«Тумо Петя»
«Как мужик барина перехитрил»
«Быки провалились»
Дети отмечают остросюжетность мордовских народных сказок, непредсказуемость событий и приключений, восхищаются удивительными героями. Вирява, Ведява, Рав-Жольдямо, Юртай, Сураля, Дуболго Пичай, Дячка Най-Най. Каждую встречу с этими героями мои ученики ждут с нетерпением. Надо сказать, что дети полюбили уроки-путешествия в мир мордовских народных сказок. Это нестандартные уроки, они отличаются от уроков чтения в начальной школе.
Их содержание – общение ребенка и взрослого человека (не учителя, а друга, наставника).
Цель – создание благоприятных условий для продвижения в своем развитии каждому учащемуся сообразно его природе.
Цикл этих уроков строится по следующей схеме:
- представление сказки,
- обсуждение
- творчество.
Каждый этап работы со сказкой предоставляет учителю огромные возможности для развития, воспитания и психологической гармонизации личности.
Представление сказки. Учитель, рассказывая сказку, общается с детьми, наблюдая за реакцией слушателей. Чтобы полностью завладеть вниманием, можно на самом интересном месте прервать рассказ и задать самый неожиданный вопрос. Уже в самом начале урока можно сообщить учащимся, что по мотивам этой сказки будет поставлен спектакль. Так что каждый выбирает себе роль и мысленно ее репетирует, следуя за сюжетом и переживая все происходящее.
Обсуждение. Ребята отвечают на заранее подготовленные вопросы, но учитель должен импровизировать: можно спрашивать обо всем, делиться своими мыслями и чувствами по поводу представленной сказки.
Важно соблюдать следующие правила:
-нужно принимать все сказанное детьми,
-избегать резких оценок,
-уважать мнение каждого ребенка.
На данном этапе учитель становится слушателем и собеседником.
Обсуждение сказки способствует развитию памяти, гибкости мышления, воображения, речи. В психологическом плане помогает преодолеть застенчивость, скованность, замкнутость, формирует способность к эмпатии.
Возможности творческого этапа поистине безграничны. Творческое вдохновение помогает более гармонично сосуществовать с окружающей средой, адаптироваться в сложном мире, найти в себе то, на что можно опереться.
Творческие задания (иллюстрирование, драматизация, сочинение авторских сказок) всегда выполняются детьми с удовольствием. Потому что каждый выбирает то, что нравится. Безусловно, сказка раскрывает творческий потенциал каждого ребенка. Становится понятно, у кого из детей есть актерский талант, а у кого необыкновенное чувство цвета, способность к сочинительству.
Еще одно удивительное свойство всех народных сказок – благотворное воздействие на психику ребенка особой средой, своеобразной аурой. Через самоанализ в контексте сказочного сюжета ребенок учится анализировать и оценивать свое собственное поведение. Сказочные персонажи приглашают принять участие в интереснейшем процессе самопознания.
Частные школы с успехом внедряют в свою работу одну из здоровьесберегающих технологий – сказкотерапию. Она, как показывает наш опыт, может применяться и в обычной общеобразовательной школе. Психологи рекомендуют разные психотерапевтические сказки.
Но что может быть лучше народной сказки? Ее опыт проверен многими поколениями. Издавна именно она помогала воспитывать детей. Через восприятие сказок наши предки воздействовали на духовный мир ребенка, давали знания о законах жизни, помогали достичь внутренней гармонии.
В 21 веке в психологической помощи нуждается большинство детей
(и не только те, которые воспитываются в неблагополучных семьях).
Педагоги и психологи отмечают, что многие дети испытывают
- трудности в общении со сверстниками, с родителями, учителями;
- чувство неполноценности
(практически все агрессивное поведение – результат ощущения собственной несостоятельности и попытки доказать обратное);
- чувство неуверенности в себе;
- страхи и тревоги по различным поводам;
-дефицит внимания со стороны родителей.
У детей свои проблемы, которые мы не всегда понимаем и не всегда, к сожалению, о них даже знаем. В силу своей вечной занятости мы так мало общаемся со своими детьми.
На помощь приходит народная сказка. Сказка говорит с ребенком на доступном эмоциональном уровне. Проживая сказочные ситуации, переживая за героев, наблюдая за их судьбами, в конечном итоге дети приходят к выводам:
-добро побеждает зло;
- безвыходных ситуаций не существует;
-мир не без добрых людей;
- что посеешь, то и пожнешь.
Каждая настоящая народная сказка дает важный нравственный урок, настраивает только на оптимистичное отношение к жизни, пробуждает в каждом ребенке самые светлые и добрые начала.
Нельзя считать, что сказка – панацея от всех бед и чудо-лекарство, помогающее за один прием. Эффект даст только долгая, кропотливая, творческая работа педагога со сказкой.
И в 21 веке источником развития педагогической мысли для каждого из нас может стать любая народная сказка (мордовская, русская, татарская). Это уникальный учебный материал, потенциал которого для развития и воспитания полноценной личности неисчерпаем. Главное, к работе с ней подойти творчески, нетрадиционно, анализируя все ее возможности и максимально их используя.
Приложение.
Из опыта работы.
Конспект урока-путешествия в мир мордовской народной сказки.
Благодарный медведь.
…Это было давным-давно, когда мордва жили среди больших и густых лесов, в которых водилось много диких животных. Но люди не знали, что такое страх.
Как-то одна женщина работала в поле. Жала целый день рожь, не разгибая спины. Вдруг услышала чьи-то тяжелые шаги. Кто же это? Со стороны леса прямо к ней идет огромный медведь. Вот он все ближе и ближе.
Женщина очень удивилась. Что же заставило лесного зверя подойти к человеку? А тут медведь приблизился и протянул лапу. Посмотрела женщина внимательно - в лапе огромная заноза. Глаза у Миши просто умоляют о помощи. Жаль, говорить не может. Да и без слов все понятно. Вытащила добрая женщина занозу, а к ране травку целебную приложила. Медведь поклонился и лес ушел.
Когда в деревне узнали об этом случае, никто и не поверил. Разве такое бывает?!
Через некоторое время пришлось женщине снова работать в поле. Задумалась она о чем-то и совсем не услышала, как к ней подошел… Кто же вы думаете? Конечно, ее старый знакомый. Медведь. Да не с пустыми лапами. Положил он перед женщиной борть, доверху наполненную душистым лесным медом. На этот раз удивления было еще больше.
Всей деревней тот мед ели зимой и благодарного медведя вспоминали…
( Сказка представлена в интерпретации автора данной работы.)
Эту сказку дети всегда слушают с удовольствием и пересказывают родителям, учителям, друзьям. Из этого произведения можно получить представление о растительном и животном мире Мордовии в прошлом, о занятиях мордвы хлебопашеством, об укладе жизни, о чертах национального характера: о трудолюбии, смелости, щедрости, доброте, отзывчивости.
Сказка «Благодарный медведь» может преподать и нравственные уроки:
«Милосердия достойно любое живое существо»
«Не отказывай помощи тем, кто в ней нуждается»
«За добром всегда следует добро»
«Будь щедрым»
Материал сказки дает возможность составить упражнения для развития
-мышления:
«Аукцион названий к сказке»
«Ключ к неизвестному»
«Выражение мысли другими словами»
-воображения:
«Что было бы, если бы…
«Не может быть…
«Машина времени»
«Перевоплощения»
-связной речи:
1. «Словесный портрет героя»
2. «Рассказ от лица героя»
3. «Письмо герою»
4. «Придумаем продолжение истории»
Развитию творческих способностей создадут условия следующие виды самостоятельной работы:
1. Иллюстрация к сказке.
2. Создание авторской сказки с сохранением действующих лиц.
В этой сказке присутствует и обращение к внутреннему миру ребенка, благотворное влияние на состояние психического здоровья: освобождение от страха, замкнутости, застенчивости, обретение веры в себя, в свои силы, в добрые и светлые начала жизни, развитие способности к эмпатии.
Сказка «Жатва зимой»
-Ребята, вас не удивило название сказки? Разве бывает жатва- уборка урожая зимой? Послушайте, о чем поведает нам эрзянская народная сказка.
…Жили-были старик со старухой. У них были дочь и сын. Дочь выросла -невестой стала; сын поднялся -на солдатскую службу пора.
Была у них в поле посеяна пшеница. Пришло время урожай убирать.
Старик говорит:
- Я не пойду пшеницу убирать - старый стал, зимой помру, хлеб мне не нужен будет.
Старуха говорит:
-И я не пойду, я тоже зимой умру.
-Ребята, а что вы думаете? Можно так рассуждать? Разве человек знает, когда он умрет?
Слушайте дальше.
А тут и дочь говорит:
-Я тоже не пойду - замуж выйду.
И сын говорит:
-Меня к зиме в солдаты возьмут. Зачем мне хлеб?
Оставим пока наших героев и поговорим. Ребята, может ли человек точно знать о том, что произойдет с ним в будущем? Никто не знает, что случится с ним в следующую минуту. Но каждый должен заботиться о своем завтрашнем дне.
Почему старики не пошли работать в поле?
Старые они стали, нет у них сил. Не могут они о себе позаботиться.
А им и не надо было бы ходить в поле. Ведь у них взрослые сын и дочь.
Вот кто должен работать и за себя и за престарелых родителей.
-А почему они не стали хлеб убирать?
-Правильно, из-за своей лени.
-Как мы оцениваем поступок сына и дочери?
-Мы их осуждаем.
-А какие чувства мы испытываем к старикам?
-Мы их жалеем. Мы им сочувствуем. Ведь у них такие черствые и ленивые дети, которые не хотят заботиться ни о себе, ни о своих родителях?
-А можно обвинить стариков в том, что они плохо воспитали своих детей?
Вы подумаете об этом. А сейчас о том, что же происходит дальше с нашими героями.
Наступила зима. Старик со старухой, слава богу, не умерли; дочь замуж не вышла, и сына в солдаты не взяли. Все дома, и все бы хорошо, да есть нечего - хлеб в поле не убран остался.
-Ребята, а вы думали, что так и будет?
-Кого могут герои винить в этой сложной ситуации?
-Наверное, только самих себя.
…Холодно. Затрещал угол дома от мороза.
-Ой, не молотить ли зовут? Хоть бы за еду позвал кто-нибудь работать,- говорят между собой наши герои.
Да нет, никто не зовет. Выглянули - пусто на дворе.
-Эх, что же будем делать? С голоду умирать? Пойдемте убирать хлеб, как-нибудь из-под снега выкопаем.
Взяли лопаты, серпы, грабли и пошли. Пришли на свое поле - а пшеницы и не видать. Все под снегом. Стали снег сгребать. Скребли, скребли, да так и замерзли все в поле.
Вот тебе и жатва зимой…
-Ребята, о чем вы узнали из этой сказки?
-Как мордва жили раньше?
-Да, очень трудно. Приходилось много и тяжело работать: каждая семья выращивала хлеб, все делали вручную. Вспомните, какие инструменты взяли с собой в поле наши герои?
Но если семья была дружной, трудолюбивой, жизнь и не казалась тяжелой.
-Ребята, на доске пословицы. Посмотрите, какие из них подойдут по смыслу к этой сказке?
Не хлебом единым жив человек.
Всему свое время.
Мир не без добрых людей.
Труд человека кормит, а лень портит.
Кто не работает, тот не ест.
Что посеешь, то и пожнешь.
Готовь сани летом, а телегу зимой.
Жнут поле вовремя.
Спустя лето по малину не ходят.
Какую из пословиц можно вынести в название сказки?
-А как вы понимаете пословицу: «Мир не без добрых людей»?
Где здесь добрые люди? В сказке о них ничего не говорится.
А это мы с вами. Чтобы помочь героям, надо вернуться и помочь им.
Как же мы можем помочь все исправить? Давайте остановим сказку. На каком же месте? Нельзя оставлять наших героев в беде. Но проучить их было просто необходимо.
-Ребята, так какие же уроки преподала нам и героям сказка?
-Человек должен думать о завтрашнем дне.
-Каждый должен надеяться, прежде всего, на самого себя.
-Люди должны заботиться о ближних.
-Все надо делать вовремя.
-Нельзя оставлять человека в беде.
-Лучше учиться на чужих ошибках.
-Не осуждай за ошибки, а лучше поспеши помочь.
Но все-таки кого можно здесь осудить в первую очередь?
А кому посочувствовать? Кто нуждается в заботе?
Кому помочь?
Конечно, всем героям сказки.
Ребята, а вам не кажется, что слишком жестокое наказание получили герои?
-Какие вы чувства испытываете?
Как-то тяжело на душе, правда?
Подумайте, не приходилось ли вам подобным образом поступать?
А давайте напишем другой финал к сказке.
Это и будет вашим домашним заданием.
Еще мне бы очень хотелось видеть ваши иллюстрации к сказке.
Я думаю, вы будете выполнять с удовольствием, а его проверка доставит мне радость.
Литература
- Батурина Г. И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. – М., «Школьная пресса», 2005
- Брокет З., Шрейберг Г. Целительная сила сказок.- М., Аквариум БУК, 2003
- Защиринская О.В. Сказка в гостях у психологии. - М., Психологические техники.- СПб, 2001
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Т. Практикум по сказкотерапии. – СПб, 2000
- Зимняя И.А. Педагогическая психология.- Ростов-на-Дону, 1997
- Фесюкова Н.Б. Воспитание сказкой.- Харьков, Фолио, 1996
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с мордовскими народными сказками
Статья посвящена проблемам формирования и совершенствования речевых умений детей посредством использования мордовских народных сказок, а так же приобщения детей к национальной культуре и традициям....
Конспект урока внеклассного чтения (3-4 класс) по теме: "Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках"
Конспект урока внеклассного чтения (в 3-4 классе)по теме «Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках»Цель: Развитие читательского интереса у младших школьников.Задачи:Образовательн...
Конспект внеклассного занятия по теме:Викторина Русские народные сказки"
Внеклассное занятие разработано для учащихся 1 и 2 класса коррекционной школы 8 вида. к занятию подготовлена презентация....
Урок эрзянского языка в 3 классе на тему: «Эрзянь ды мокшонь ёвкстнэнь марто содавтомась» (Знакомство с мордовскими народными сказками)
Знакомство с мордовскими народными сказками....
Конспект НОД по художественно-эстетическому и речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Девушка-березка» (по мотивам мордовской народной сказки)
Даный конспект НОД позволит продолжать знакомство с нравственными категориями: добро, зло; формировать интерес и эмоциональное отношение мордовскому фольклору....
Мордовская народная сказка «В лесной избушке» (в поэтической обработке Н.А. Сизикиной).
Мордовская народная сказка "В лесной избушке" в новой интерпретации. Сизикина Н.А. сделала эту сказку более интресной и необычной. Герои этой сказки исполняют свои роли, поют песни, которые ...
Конспект творческого занятия "Мордовский народный костюм"
Задачи: 1.Ознакомление детей с элементами мордовской (эрзянской) одежды; способствовать восприятию красоты эрзянского языка, песни и костюма;2.Воспитание чувства прекрасного у детей; привитие лю...