Конспект НОД по художественно-эстетическому и речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Девушка-березка» (по мотивам мордовской народной сказки)
план-конспект на тему
Даный конспект НОД позволит продолжать знакомство с нравственными категориями: добро, зло; формировать интерес и эмоциональное отношение мордовскому фольклору.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №89 комбинированного вида»
Конспект НОД
по художественно-эстетическому и речевому
развитию «Девушка – березка»
(по мотивам мордовской народной сказки)
для детей старшего дошкольного возраста
Подготовила: воспитатель
высшей кв.категори
Дербердеева Г.Х.
Саранск
Конспект НОД по художественно-эстетическому и речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста
«Девушка-березка»
(по мотивам мордовской народной сказки)
Интеграция ОО: «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель: учить передавать в рисунках свои впечатления от прочитанной сказки.
Задачи:
Воспитательные:
1. Воспитывать гуманные чувства, стремление к взаимопомощи, сотрудничеству. Формировать навык коллективной работы, повышать мотивацию
2. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание к героям сказок
3. Воспитывать любовь к природе,
4. Воспитывать интерес к рисованию, эстетический вкус и аккуратность в выполнении работы.
Обучающие:
1.Продолжать знакомство с нравственными категориями: добро, зло.
2. Формировать интерес и эмоциональное отношение мордовскому фольклору.
3. Побуждать детей понимать и объяснять поступки, поведение, выделять положительных и отрицательных героев сказки.
4.Формировать у детей умения и навыки рисования гуашью с использованием нетрадиционных методов рисования; ознакомить методом рисования при помощи обведения ладони и запястья руки, закрепить техники рисования, уже знакомые детям (метод тычка и примакивания)
Развивающие:
1. Создавать комфортный психологический микроклимат в группе, бодрое и радостное настроение.
2. Развивать творческие способности детей, цветовое восприятие, чувство композиции.
3. Создавать условия для коррекции и развития зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, речи; развивать кинестетические ощущения, мелкую моторику рук, развивать дыхательную систему,
Предварительная работа. Чтение и драматизация русской народной сказки «Как коза избушку построила». Чтение и обсуждение мордовских народных сказок. Чтение стихов о березе.
Материал. Костюмы для драматизации сказки «Как коза избушку построила», мнемотаблица по мордовской народной сказке «Девушка – березка», мяч для игры, необходимый материал для рисования гуашью.
Методика проведения НОД
1.Драматизация детьми русской народной сказки «Как коза избушку построила»
2. Беседа с детьми.
Вопросы: 1. Под каким деревом коза построила избушку? (Под березой)
2.Почему береза оказалась самим подходящим деревом? (У березы нет ни шишек, ни яблок, ни колючек . Береза обещала козе оберегать её семью от всех невзгод)
Воспитатель. Да, дети, береза нежная, нарядная. Она издавна славится на Руси. И в Мордовии всегда почитали березку. Летом девушки украшали её разноцветными ленточками, пели песни, водили хороводы вокруг неё.
Березка белый сарафан надела,
Кудри завила, косы заплела.
До чего же хороша,
Словно девица – душа!
- Дети, эти строки стихотворения какую сказку вам напомнили? (Мордовскую – «Девушка – березка»)
Давайте побеседуем об этой сказке. Чтобы легче было вспомнить её, я приготовила картинки – таблицы (предлагаются мнемотаблицы по сказке «Девушка – березка»)
Вопросы по сказке:
1.Почему сказка называется «Девушка – березка»? Потому что старшая сестра завалила младшую сестру землей, и на этом месте выросла березка)
2.Что вы можете сказать о старшей сестре? (Она злая, завистливая, плохая, вредная)
3.С какой целью музыканты срубили березку? ( Чтобы сделать скрипку)
4.Как скрипка попала в дом стариков? (музыканты ходили по деревням, играли на свадьбах)
5.Кому скрипка пела свою песню? (Старику, старухе, сестре)
6.Что случилось дальше? (Сестра бросила скрипку в огонь, из огня вышла младшая сестра еще краше, чем была)
7. В чем смысл этой сказки? (Добро побеждает зло)
Физкультминутка. Выросли березки в поле, (стоя на носочках)
Хорошо расти на воле! (Потягивания, руки в стороны)
Каждая старается,
К небу, солнцу тянется (потягивания, руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки (наклоны вправо – влево)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо – влево, взад – вперед,
Так деревья ветер гнет.
Он их вертит, он их крутит, (вращения туловищем)
Да когда же отдых будет?
Ветер стих, взошла луна,
Наступила тишина (садятся за столы)
Воспитатель. Сказка - это удивительный мир, в котором происходят самые невероятные чудеса и превращения. Как вы думаете, что невероятного, сказочного в сказке «Девушка – березка» (Девушка превратилась в березку, березка, скрипка разговаривали человеческим языком, из огня вышла живая девушка). Молодцы!
Воспитатель. Народных сказок - великое множество, все они разные, но в них много общего. Сейчас мы поиграем в игру «Назови антонимы» и вспомним, что общего в сказках.
У каждой сказки есть начало и есть (конец). В сказке добро борется со (злом). В сказках герои бывают умные и (глупые), щедрые и (жадные), храбрые и (трусливые), сильные и (слабые), молодые и (старые), ласковые и (грубые), правдивые и (лживые), трудолюбивые и (ленивые).
В сказках и смеются и (плачут), огорчаются и (радуются), ссорятся и (мирятся). И в конце сказки зло наказывается, а доброта (награждается), злых ждет позор, а добрых (почет), или злых – смерть, а добрых - (жизнь). Молодцы!
Воспитатель. Да, много общего в народных сказках. Но чем отличаются мордовские народные сказки от сказок других народов. (В мордовских сказках много сказочных персонажей, которых нет в сказках других народов).
Игра с мячом (Отвечает тот, кому воспитатель бросает мяч)
Кто такая Вирява. (Так зовут пожилую злую хозяйку леса)
Кто такая Ведява. (Хозяйка воды)
Кто такая Варда. (Ведьма)
Кто такой Куйгорож. (Очень сильный гном)
Воспитатель. А сейчас, дети, я предлагаю вам нарисовать березку - белоствольную красавицу, любимицу всех людей, символ нашей Родины – России.
(Предлагаю детям рисовать березу, ствол и ветви изображая методом обведения ладони и запястья руки. Учу детей обводить руку правильно: руку ровно расположить на листе, правильно (тремя пальцами) взять карандаш и держать его строго перпендикулярно листу бумаги, так как при наклоне карандаша изображение получается слишком тонким и неровным).
Потом тонкой кисточкой, держа её вертикально, проходим по следам карандаша, дорисовываем ветви гуашью. Ветви берёзки тонкие, плакучие. Посмотрите, как мы будем рисовать изогнутые ветви. От пальчиков кисточку ведем вверх, закругляем и вниз. Рисуем так же кончиком кисти. Пятна на стволе рисуем методом примакивания.
Теперь рисуем крону. Дети, вы знаете, что такое крона. Крона - это верхняя часть дерева, состоящая из верхней части ствола, ветвей и листьев. Чтобы рисовать крону, я меняю мягкую кисть на щетину, чтобы изобразить более выразительно. На макушке дерева крона всегда чуть ярче, светлее, а внизу темнее, гуще. Для нижней части кроны я добавлю немного темной краски (рисуем методом «тычка», воду при этом не используем).
- Какой кистью будете рисовать крону? (щетиной).
Под музыку дети выполняют задание. Во время самостоятельной работы под музыкальное сопровождение оказываю индивидуальную помощь, провожу зрительную гимнастику.
Как прекрасен этот лес!
Полон разных он чудес:
Светит солнце в вышине,
Вот грибок растет на пне,
Дрозд на веточке сидит,
Ёжик под кустом шуршит.
Слева ель растет – подружка,
Справа – березоньки- подружки.
Где вы, ягодки, ау
Все равно я вас найду
Воспитатель: Вы только посмотрите, какая красота! У нас с вами получилась настоящая березовая роща, в которой хочется прогуляться, послушать пение птиц, прижаться к прохладному стволу дерева, чтобы набраться от нее сил и здоровья.
Белее снега чистого
И месяца лучистого,
Как в белых платьях девицы,
Берёзы стали в круг.
Итог. Вам понравилось занятие. Что понравилось больше всего.
Я сегодня очень довольна вами. Вы и мне, и гостям показали знание русских и мордовских сказок, свое умение рисовать, драматизировать сказки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с мордовскими народными сказками
Статья посвящена проблемам формирования и совершенствования речевых умений детей посредством использования мордовских народных сказок, а так же приобщения детей к национальной культуре и традициям....
рабочая программа по реализации "Программы воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи" образовательная область "Речевое развитие" группы детей старшего дошкольного возраста (второй период обучения) от 6-7 лет
Программа ДОУ включает в себя три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовате...
ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В программе изложены последовательность и содержание работы, способствующие речевому развитию детей старшего дошкольного возраста....
Развитие речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста
Консультация для воспитателей....
Сценарий внеклассного мероприятия с элементами инновационных технологий по художественно – эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Весенняя фантазия»
Данное занятие входит в систему занятий в рамках образовательной области «художественно-эстетическое развитие».Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок це...
Сценарий внеклассного мероприятия с элементами инновационных технологий по художественно – эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Весенняя фантазия»
Данное занятие входит в систему занятий в рамках образовательной области «художественно-эстетическое развитие».Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок це...
Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Перелётные птицы»
Данный конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. К конспекту прилагается презентация с иллюстративным материалом по теме....