«Системный подход к мониторингу результативности об-разовательного процесса в детском хоровом коллективе учреждения дополнительного образования детей»
методическая разработка на тему
Методический материал представляет опыт проведения мониторинга образовательного процесса в хоровом коллективе учреждения дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
attestatsionnaya_rabota.docx | 49.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение
«Санкт – Петербургский городской Дворец творчества юных»
Городской центр развития дополнительного образования
Курсы повышения квалификации
«Мониторинг результативности образовательного процесса в системе дополнительного образования детей»
«Системный подход к мониторингу результативности образовательного процесса в детском хоровом коллективе учреждения дополнительного образования детей»
Автор:
Кустарева Марина Геннадьевна
методист отдела художественного воспитания
ГУ ДО ДТДиМ Колпинского района
Кураторы:
Любогор Ольга Владимировна
методист ИМЦ Курортного района,
Степанова Мария Владимировна,
методист ГЦРДО
Санкт – Петербург
2016
Пояснительная записка.
Проблема создания в УДОД системы мониторинга, которая бы обеспечивала действенный механизм управления качеством образования, существует уже не первый год. В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности обучающихся четко отработан, в дополнительном образовании этот вопрос пока остается одним из наименее определенных. Отсутствие в этой сфере единых образовательных стандартов, с которыми в системе общего образования принято соотносить достигнутый уровень обученности, существенно осложняет определение результативности обучения детей по дополнительным образовательным программам.
В сфере образования термины «педагогический мониторинг», «мониторинг качества» появился сравнительно недавно. Педагогический мониторинг-это система организации сбора, обработки, распространения, хранения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за её состоянием и прогнозированием её результатов. Объектами педагогического мониторинга являются все участники педагогического процесса (педагоги, обучающиеся, родители и сам педагогический процесс). Если рассматривать мониторинг как наблюдение, оценку и прогноз состояния системы, то детское объединение (студия, секция, мастерская) — это и есть образовательная система со своими законами, проблемами, перспективами, предлагающая описание и прогнозирование ее развития в образовательной программе. Мониторинг позволяет определить правильность и точность этого прогноза, а также проанализировать изменения, которые произошли в процессе реализации программы. Образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся. Поэтому её результаты целесообразно оценить по двум группам показателей: личностные достижения (выражающие изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в данном творческом объединении, студии, секции), учебные достижения (фиксирующие знания, умения и навыки, приобретенные в процессе освоения дополнительной образовательной программы).
Важной проблемой мониторинга в УДО является определение методов получения объективных данных об изменениях образовательного и личностного характера. Диагностический инструментарий, которым могут пользоваться педагоги, с одной стороны должен отвечать научности и достоверности получаемой информации, а с другой, должен оставаться в области компетенции педагога. Педагог не может использовать психологический инструментарий со сложной системой обработки получаемой информации, а нуждается в адекватном педагогическом диагностическом арсенале. С другой стороны, у любого специалиста с педагогическим образованием есть основы психологических знаний, которых вполне достаточно для получения сведений о развитии ребенка с использованием психолого-педагогического инструментария. Предметные достижения обучающихся педагог может оценить по разработанным им в соответствии с авторской программой требованиям к овладению теоретических знаний и практических умений. Для объективности результатов по каждому из выделенных показателей необходимо подобрать методы диагностики. Основными методами диагностики в дополнительном образовании детей можно считать наблюдение, анкетирование, опрос, беседу, тестирование.
На современном этапе развития образования необходимость разработки мониторинга качества образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей является непременным атрибутом педагогической деятельности. Педагоги должны понимать целесообразность применения в своей повседневной практике психолого-педагогической диагностики, необходимость корректировки текущего образовательного процесса, модернизации дополнительных образовательных программ. В тоже время, существующая практика отслеживания образовательных результатов по внешним критериям, к которым можно отнести достижения обучающихся в конкурсах и соревнованиях, количество концертных выступлений и т.д. не всегда отражает особенности развития ребенка. Поэтому перед педагогом стоит сложная задача: найти или разработать такие формы фиксации, которые, с одной стороны, были бы эффективны, т.е. требовали минимум времени и усилий, не превращая живой процесс образования в заполнение множества таблиц и дневников, а, с другой стороны, не делали процесс мониторинга формальностью, фикцией, где цифры, уровни и результаты — сами по себе, а особенности детей — сами по себе. Сбор данных, оценка результатов и анализ выполнения образовательной программы, позволяет педагогу самостоятельно осмысливать результаты своей деятельности.
Актуальность проведения мониторинга образовательных результатов обусловлена необходимостью:
- предъявлять результаты образовательной деятельности в период аккредитации учреждения;
- предъявлять результаты своей профессиональной деятельности в период прохождения аттестации;
- предъявлять результаты обучения детей их родителям;
- подтверждать эффективность работы учреждений дополнительного образования перед органами государственной власти.
В данной аттестационной работе представлены результаты проведения мониторинга в течение одного учебного года в Хоровой студии дворца творчества детей и молодежи Колпинского района Санкт – Петербурга. Объектами мониторинга стали учащиеся, родители и педагоги студии. Мониторинг проводился в младшей и старшей возрастной группе воспитанников на основе методик, полученных в результате посещения курсов повышения квалификации.
В хоровой студии реализуется комплексная образовательная программа, включающая следующие дисциплины: Хор, Сольфеджио, Обучение игре на музыкальном инструменте (фортепиано, синтезатор, аккордеон, гитара). Ключевой образовательной программой студии является образовательная программа «Хор».
Цель образовательной программы «Хор»:
- создание условий для успешного творческого развития личности детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном и духовно-нравственном совершенствовании путем овладения искусством хорового пения;
- формирование детского творческого хорового коллектива.
Задачи образовательной программы «Хор».
Обучающие:
- формирование мотивации к обучению, активной познавательной деятельности, саморазвитию;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование базовых навыков вокально – хорового исполнительства, правильной певческой установки;
- формирование навыков многоголосного исполнительства;
- формирование знаний по элементарной теории музыки;
- формирование знаний о жанрах, формах вокальных произведений, стилях, эпохах;
- формирование знаний о композиторах.
Развивающие:
- развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности,
- развитие самооценки учащихся;
- развитие музыкальных способностей детей (слух, чувство ритма);
- развитие точности интонирования;
- развитие памяти, внимания, мышления;
- развитие артистических качеств.
Воспитательные:
- формирование навыков успешной адаптации к жизни в обществе;
- формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни;
- формирование основ российской гражданской идентичности;
- воспитание трудолюбия, ответственности, дисциплины;
- воспитание волевых качеств: способности добиваться результата, совершенствовать свое мастерство;
- воспитание музыкального вкуса.
Результаты проведения мониторинга
Данные о количественном составе учащихся
Дата | 1 год обучения | 2 год обучения | 3-й и последующие года обучения | Всего | ||||
Кол-во групп | Кол-во детей | Кол-во групп | Кол-во детей | Кол-во групп | Кол-во детей | Кол-во групп | Кол-во детей | |
На 1 октября | 1 | 15 | 1 | 12 | 3 | 30 | 5 | 57 |
На 1 января | 1 | 15 | 1 | 12 | 3 | 30 | 5 | 57 |
На 1 мая | 1 | 15 | 1 | 12 | 3 | 30 | 5 | 57 |
Общий процент отсева учащихся: 0%
2. Данные о качественном составе учащихся
Дата | 1 год обучения | 2 год обучения | ||
Количество новых детей | % | Количество новых детей | % | |
На 1 сентября | 15 | 100 | 2 | 16 |
На 1 января | - | - | - | - |
На 1 мая | - | - | - | - |
Дата | 3 год обучения | 4 год обучения | ||
Количество новых детей | % | Количество новых детей | % | |
На 1 сентября | - | - | - | - |
На 1 января | - | - | - | - |
На 1 мая | - | - | - | - |
Дата | 5 год обучения | |
Количество новых детей | % | |
На 1 сентября | - | - |
На 1 января | - | - |
На 1 мая | - | - |
Методики диагностики образовательного процесса (для учащихся)
Карта интересов
ХУУДОЖЕСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ХОРОВАЯ СТУДИЯ,
ХОР МАЛЬЧИКОВ «ИМПУЛЬС»
Группа из 15 человек 1 года обучения 8-9 лет
Направленность деятельности | № | Спектр интересов | Общее количество баллов на группу |
Художественная | 1 | Петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах | 171 |
7 | Рисовать, лепить, шить, вышивать | ||
13 | Участвовать в постановке спектаклей, театральных играх | ||
Техническая | 2 | Слушать, читать, смотреть телепередачи о технике (компьютерах, машинах, космических кораблях, самолетах и т.д.) | 175 |
8 | Играть с техническим конструктором | ||
14 | Рисовать и делать модели самолетов, кораблей и др. | ||
Физкультурно-спортивная | 3 | Играть в спортивные, подвижные игры | 180 |
9 | Читать книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи | ||
15 | Заниматься физкультурой и спортом | ||
Туристско-краеведческая | 4 | Изучать историю своего города | 140 |
10 | Ходить в походы, ездить за город, путешествовать | ||
16 | Ездить и ходить на экскурсии, посещать музеи | ||
Социально-педагогическая | 5 | Играть со сверстниками в различные коллективные игры | 152 |
11 | Узнавать о новостях в стране и мире | ||
17 | Помогать другим людям | ||
Естественно-научная | 6 | Читать и смотреть телепередачи о научных открытиях и экспедициях | 142 |
12 | Решать логические задачи и задачи на сообразительность | ||
18 | Наблюдать природные явления, проводить опыты |
Результаты опроса учебной группы первого года обучения выявил следующую градацию спектра интересов: на первое и второе места учащиеся поставили физкультурно – спортивную и техническую направленности, затем – художественную, социально – педагогическую, естественно – научную, туристско – краеведческую. Постановка интересов художественной направленности на третье место является достаточно предсказуемой, так как опрос проводился в хоровой группе мальчиков, у которых природная потребность в двигательной активности очень высока, так же, как и интерес к занятиями техникой. Кроме того, на утверждение: «Мне нравится петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах» (что непосредственно является направлением деятельности в хоровом коллективе) был выбран самый высокий балл – «5» всей группой детей, остальные два пункта в разделе «художественная направленность» имели меньшую популярность, что и повлияло на конечные результаты анкетирования.
Стабильное посещение занятий учащимися коллектива, 100% сохранность контингента к окончанию учебного года и высокий балл по направленности деятельности хоровой студии говорят о том, что деятельность педагога на данном этапе является успешной, позволяет поддерживать высокий интерес детей к занятиям, не нуждается в кардинальной коррекции содержания программы и методов обучения.
ХУУДОЖЕСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ХОРОВАЯ СТУДИЯ,
ХОР МАЛЬЧИКОВ «ИМПУЛЬС»
Группа из 10 человек 4 года обучения 12-13 лет
Направленность деятельности | № | Спектр интересов | Общее количество баллов на группу |
Художественная | 1 | Посещать театры, концерты, выставки, художественные музеи | 129 |
7 | Создавать изделия декоративно-прикладного творчества, заниматься живописью | ||
13 | Заниматься танцами, музыкой, участвовать в театральных постановках, петь в хоре | ||
Техническая | 2 | Читать, смотреть телепередачи о жизни и творчестве выдающихся изобретателей и конструкторов, о достижениях в области техники, электроники, компьютерных технологий и т.д. | 124 |
8 | Самостоятельно осваивать компьютерные технологии, электронику и другие технические устройства | ||
14 | Посещать различные технические объединения и кружки | ||
Физкультурно-спортивная | 3 | Играть в спортивные игры | 130 |
9 | Заниматься в спортивных секциях и кружках | ||
15 | Читать, смотреть телепередачи о спорте и выдающихся спортсменах | ||
Туристско-краеведческая | 4 | Ходить в походы, путешествовать, ездить на экскурсии | 125 |
10 | Заниматься в туристско-краеведческих секциях и кружках | ||
16 | Изучать с историю и культуру своего города | ||
Социально-педагогическая | 5 | Организовывать и участвовать в коллективных массовых делах | 122 |
11 | Знакомиться с общественными явлениями, интересоваться политикой, международными событиями | ||
17 | Изучать искусство общения и наблюдать поведение, поступки и жизнь других людей | ||
Естественно-научная | 6 | Участвовать в конференциях, научных дискуссиях, выступать с докладами, научными сообщениями по естественнонаучным проблемам | 119 |
12 | Читать научно-популярную литературу о научных открытиях в области физики, химии, математики, о жизни и деятельности выдающихся ученых | ||
18 | Проводить эксперименты и опыты, решать задачи |
Результаты опроса учебной группы четвертого года обучения выявили следующую градацию спектра интересов: на первое место учащиеся старшей группы, также как и младшей, поставили физкультурно – спортивную направленность, на второе – художественную, затем: туристско – краеведческую, техническую, социально – педагогическую, естественно – научную. Итоговая постановка интересов художественной направленности на второе место является достаточно предсказуемой, так как опрос проводится в группе мальчиков - подростков, у которых природная потребность в движении и интерес к спорту традиционно являются высокими.
В разделе «художественная направленность» на утверждение: «Мне нравится заниматься танцами, музыкой, участвовать в театральных постановках, петь в хоре» (что непосредственно является направлением деятельности в хоровом коллективе) был выбран самый высокий балл – «5» всей группой детей, остальные два пункта имели меньшую популярность, что и повлияло на конечные результаты анкетирования.
Стабильное посещение занятий учащимися коллектива, 100% сохранность контингента к окончанию учебного года и высокий балл по направленности деятельности хоровой студии говорят о том, что деятельность педагога в старшей группе хоровой студии на данном этапе также является успешной, позволяет поддерживать высокий интерес детей к занятиям, не нуждается в кардинальной коррекции содержания программы и методов обучения. Для повышения интереса учащихся к концертным и выставочным городским мероприятиям педагогом в следующем учебном году планируется посещение коллективом концертных и выставочных городских площадок в рамках воспитательной работы.
Методика «Образовательные потребности»
Данная методика является модификацией методики «Анализ социального заказа системе дополнительного образования» Н.Ю. Конасовой и предназначена для выявления специфики (спектр, качество, удовлетворенность) образовательных потребностей учащихся, занимающихся в УДОД.
Группа из 15 человек 1 года обучения 8-9 лет
Вариант ответа | Количество положительных ответов |
| 15 |
| 13 |
| 5 |
| 15 |
| 15 |
| 10 |
| 15 |
| 12 |
| 13 |
| 4 |
| 15 |
| 15 |
| 14 |
| 15 |
2. Благодаря занятиям в коллективе (кружке) я: (отметь любым знаком варианты ответов, которые соответствуют твоему мнению)
Вариант ответа | Количество положительных ответов |
| 15 |
| 5 |
| 15 |
| 9 |
| 10 |
Результаты анкетирования
Количество положительных ответов на группу | ||
познавательные потребности |
| 42- 93% |
потребности коррекции и компенсации |
| 30- 67% |
коммуникативные потребности |
| 35 - 78% |
потребности эмоционального комфорта |
| 29 - 97% |
потребности творческого развития, самореализации и самоактуализации |
| 40 – 88% |
По результатам опроса актуальность образовательных потребностей учащихся выстраивается следующим образом (по степени убывания):
- Потребности эмоционального комфорта -97%
- Познавательные потребности -93%
- Потребности творческого развития и самоактуализации -88%
- Коммуникационные потребности -78%
- Потребности коррекции и компенсации -67%
Данные результаты отражают благоприятный эмоциональный климат в коллективе, внимательное, доброе отношение педагога к воспитанникам, высокую оценку педагога учащимися; ориентируют педагога на поиск новых методов и технологий для удовлетворения высокого уровня познавательных потребностей учащихся. Также данная анкета помогла выявить детей, имеющих потребности коррекции и компенсации. Эти данные будут учитываться педагогом при дальнейшем планировании воспитательной работы, создании форм индивидуальной работы с этими детьми.
Группа из 10 человек 4 года обучения 12-13 лет
Варианты ответа | Выбор | Степень удовлетворения | ||
Полностью | Частично | Нет | ||
| 10 | 10 | ||
| 6 | 6 | ||
| 10 | 10 | ||
| 10 | 10 | ||
| 10 | 10 | ||
| 10 | 10 | ||
| 7 | 1 | 6 | |
| ||||
| 6 | 4 | 2 | |
| 3 | 3 | ||
| 10 | 10 | ||
| 10 | 7 | 3 | |
| 10 | 10 |
Результаты анкетирования
Количество положительных ответов | Полностью удовлетворены | Частично удовлетворены | ||
познавательные потребности |
| 22 -73% | 20 -91% | 2 – 9% |
потребности коррекции и компенсации |
| 17 – 56 % | 11-65% | 6- 35% |
коммуникативные потребности |
| 20 -100% | 20 -100% | |
потребности эмоционального комфорта |
| 20-100% | 20-100% | |
потребности творческого развития, самореализации и самоактуализации |
| 20 -100% | 17- 85% | 3-15% |
профориентационные потребности |
| 2 -20 % | 2-20% |
По результатам опроса актуальность образовательных потребностей учащихся выстраивается следующим образом (по степени убывания):
- Коммуникационные потребности – 100% , полностью удовлетворены -100%;
потребности эмоционального комфорта – 100%, полностью удовлетворены -100%;
потребности творческого развития и самоактуализации – 100%, полностью удовлетворены – 85%;
- Познавательные потребности – 73%, полностью удовлетворены – 91%;
- Потребности коррекции и компенсации – 56% , полностью удовлетворены – 65%;
- Профориентационные потребности – 20%, частично удовлетворены – 20%.
Данные результаты отражают доброжелательную, комфортную атмосферу в коллективе, указывают на то, что воспитанники, в большинстве своем, рассматривают занятия в данном коллективе, как пространство для плодотворного и продуктивного творческого общения, способствующие их развитию и самоактуализации, успешно удовлетворяющие их потребности в творческой самореализации, коррекции и компенсации. Также результаты опроса показывают, что только небольшой процент воспитанников рассматривает данное направление, как путь для своей дальнейшей профессиональной ориентации: результаты анкеты «Карта интересов» выявили высокий уровень интересов в области техники и спорта. Педагогом при дальнейшем планировании учебно- воспитательной деятельности будут учитываться результаты данного опроса: учащимся, нуждающимся в углубленном освоении вокально - музыкальными навыками, будет оказана дополнительная помощь.
«Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении» по методике Е.Н. Степанова.
Цель: определить степень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в коллективе и своим положением в нем.
Анкетирование прошли педагоги хоровой студии – 5 человек.
Результаты:
№ педагога | Уровень удовлетворенности жизнедеятельностью в образовательном учреждении | организация труда | возможность проявления и реализации профессиональных и других личностных качеств | отношения с учителями и администрацией учебного заведения | отношения с учащимися и их родителями | обеспечение деятельности педагога |
1 | 3.25 | 3.1 | 3.25 | 3.75 | 3.25 | 3.1 |
2 | 3.2 | 3.1 | 3.5 | 3.25 | 3.25 | 3.1 |
3 | 3 | 3.1 | 3 | 3.25 | 3 | 3 |
4 | 3.1 | 3.1 | 3.25 | 3 | 3.1 | 2.75 |
5 | 3.1 | 3 | 3.25 | 3 | 3.1 | 3 |
Общий уровень удовлетворенности педагогами жизнедеятельностью в образовательном учреждении выше среднего. Педагоги положительно оценили атмосферу в отделе, созданные условия для повышения своего профессионального мастерства, проявления творческих способностей. Также дана хорошая оценка деятельности администрации отдела и учреждения, условиям работы.
Удовлетворенность педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении положительно влияет на продуктивную педагогическую деятельность, поддержание творческой, доброжелательной, неформальной атмосферы в коллективе, основанной на взаимной поддержке и сотрудничестве, что позволяет добиваться высоких образовательных результатов.
Методика трудовых ценностей
предназначена для изучения доминирующей мотивации деятельности педагога в системе дополнительного образования.
Педагог:
№1 приоритетными являются творчество, самостоятельность в работе; затем комфортные условия работы;
№2 приоритетными являются творчество, самостоятельность в работе; затем приоритеты в удовлетворении коммуникативных потребностей;
№3 приоритетом являются комфортные условия работы; затем приоритеты в удовлетворении коммуникативных потребностей;
№4 приоритетом являются комфортные условия работы; затем приоритетом являются творчество, самостоятельность в работе.
№5 приоритетными являются творчество, самостоятельность в работе; затем приоритеты в удовлетворении коммуникативных потребностей.
Три из пяти педагогов поставили на первое место среди трудовых ценностей – творчество и самостоятельность в работе, еще один педагог студии данную потребность ставит на второе место. Эти результаты говорят о стремлении педагогов к творческой самостоятельности и потребности в условиях для реализации своих идей. Также педагогами высоко ценится возможность продуктивного общения в трудовом коллективе (3 педагога ставят его на второе место), что положительно влияет на формирование комфортной эмоциональной атмосферы в среде коллег. У двух педагогов приоритетом являются комфортные условия работы.
Результаты отражают творческую доминирующую мотивацию в коллективе, потребность в создании условий для успешной реализации своих идей педагогами студии.
Методика исследования удовлетворенности родителей организацией воспитательного процесса и жизнедеятельностью в учебном заведении (Часть 2)
Опрашивалась группа родителей из 15 человек учащихся 1 года обучения10 человек учащихся 4 года обучения.
Утверждения | Количество положительных ответов | |||
Совершенно неверно | Едва ли это верно | Скорее всего верно | Совершенно верно | |
Образовательное учреждение помогает ребенку: | 1 балл | 2 балла | 3 балла | 4 балла |
поверить в свои силы; | 25 | |||
учиться решать жизненные проблемы; | 12 | 13 | ||
учиться преодолевать жизненные трудности; | 14 | 11 | ||
учиться правильно общаться со сверстниками; | 25 | |||
учиться правильно общаться со взрослыми | 25 |
Полученный показатель больше 3 баллов. Это свидетельствует о высокой оценке родителями помощи образовательного учреждения в воспитании у детей способности к решению основных жизненных проблем. Высокая родительская оценка подтверждает правильность выбора методов и форм в ведении процесса образовательной и воспитательной работы в студии, доказывает их эффективность.
Итоговый вывод проведения исследования результативности образовательного процесса в хоровой студии мальчиков.
Анкетирование учащихся, педагогов и родителей хоровой студии выявило:
- приоритетные образовательные потребности учащихся младшей и старшей групп;
- положительное влияние занятий в хоровом коллективе на формирование личности учащихся;
- высокий уровень удовлетворенности образовательным процессом всеми участниками анкетирования;
- положительное оценивание деятельности педагогов студии, как воспитанниками, так и их родителями;
- доминирующие мотивации деятельности педагогов;
- наличие творческой атмосферы в хоровой студии, основанной на взаимной поддержке и сотрудничестве, доминирующие доброжелательные отношения между всеми участниками образовательного процесса.
Полученные результаты анкетирования помогут при планировании учебной и воспитательной деятельности педагогами студии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учёт результативности усвоения программного материала обучающимися в ходе образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей
Сущность результата в дополнительном образовании.Формы контроля и фиксации результатов мониторинга....
ПОЛОЖЕНИЕ об аттестации воспитанников детских объединений муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» п.г.т. Уренгой Пуровского района.
1.1. Аттестация воспитанников детских объединений МБОУ ДОД «Дом детского творчества» п.г.т.Уренгой рассматривается педагогическим коллективом как неотъемлемая часть образовательн...
«ИНТЕГРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА» С ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ГОРОДА НОВОМОСКОВСКА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
В работе дается система по работе учреждения дополнительного образования с общеобразовательными организациями по организации внеурочной деятельности на основе требований ФГОС....
Методическое пособие "Организация воспитательного микропространства детского творческого объединения учреждения дополнительного образования детей как фактор позитивной социализации ребенка"
Методическое пособие " Организация воспитательного микропространства детского творческого объединения учреждения дополнительного образования детей как фактор позитивной социализации ребенка (на пример...
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «ГОРОД КРАСНОКАМЕНСК И КРАСНОКАМЕНСКИЙ РАЙОН» ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗО
Программа учебного предмета «Классический танец» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области х...
«Изучение личности воспитанника и детского коллектива в учреждениях дополнительного образования детей»
Современная педагогика личностно ориентирована. Личностный подход – базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком и коллективом....
Автореферат Дипломной работы «Формирование принципов вокально-хоровой работы в учреждениях дополнительного образования детей».
В данной работе, опираясь на личный опыт организатора и руководителя коллектива, мы определяем основные моменты функционирования Детской хоровой студии «Синяя птица» при МБОУ ДО «Дом...