Содержание урока | Психолого-педагогическое обоснование деятельности учителя | Ожидаемые результаты со стороны ученика |
1.Организационный момент(1 минута)
-Здравствуйте, ребята, садитесь и хорошо сегодня потрудитесь, чтоб захотелось вам опять что-то новое узнать. | Эмоциональный настрой на работу | Учащиеся позитивно настраиваются на работу в течение всего занятия |
2.Чтение стихотворения А.Кондратьева (3 мин) «Здравствуйте!» до слов: «Не пойдем…»(1 слайд)
— Здравствуйте! —
Ты скажешь человеку.
— Здравствуй! —
Улыбнется он в ответ.
И, наверно,
Не пойдет …( в аптеку)
И здоровым будет много лет.
— Как вы думаете, куда не пойдет, по мнению автора, человек, которому сказали: «Здравствуйте!»
(Дети предлагают свои варианты ответов.)
Далее учитель повторно читает стихотворение целиком.(2 слайд)
-Соотнесите слова здравствуйте и аптека.
дети соотносят слова: «здравствуйте», «аптека» — и приходят к выводу, что добрые слова, идущие от сердца, исцеляют человека, лечат его.
| Такое начало позволяет постепенно подвести учеников к теме о силе слова.
Учитель предлагает ребятам поразмышлять, задуматься над основной мыслью стихотворения. Выразительное чтение стихотворения со стороны учителя позволяет детям глубже проникнуться основным содержанием.
Учитель подводит постепенно к мысли, что одни слова могут «лечить», а другие | Учащиеся вовлекаются в процесс работы постепенно, сами выделяя новое, ажное. Делают выводы, высказывают свое мнение, выявляют связь слов «аптека» и «здравствуйте».
Нет пассивных, развивается память, стимулируется умственная деятельность, познавательный интерес к предмету речи. |
2. Обогащение словаря.(2 мин)
Подберите родственные слова к слову здравствуйте (работа в парах) .Откройте тетради.
Запишите слово «здравствуйте» и через тире однокоренные в свои тетради
здравница
здравомыслие
здравомыслящий
поздравить
| здоровый
здоровье
(по)здороваться
будь здоров
выздоравливай
|
-Поделитесь, какие однокоренные слова вы подобрали.
| Знакомство детей с данным видом упражнения уже было на предыдущих занятиях. Учитель лишь напоминает для чего такой вид работы: в каждом нужном случае самое важное, образное и красочное слово будет всплывать в вашей памяти и проситься на язычок. Мы продолжаем пополнять, обогащать наш словарный запас самыми добрыми, значительными, сердечными, благозвучными словами, которые вам пригодятся во всех случаях жизни, особенно в письменной речи.
Такая работа позволяет учителю повторить знания по русскому языку(однокоренных, родственных слов)
| Этот вид работы сосредотачивает, конкретизирует усилия детей на одном слове, на его огранке как драгоценного камня, раскрытии всей гаммы красок, и только тогда слово начинает играть, искриться, переливаться причудливыми цветами богатой природной палитры.
Учащиеся чувствуют себя активными участниками дела, обогащают словарный запас. Они ограничены во времени, но стараются выполнит работу. Проговаривают ответы, слушают друг друга. В такой работе (в парах) они более требовательны.
|
3.Сюрприз учителя(5 мин)
-А сейчас, ребята, я вам прочитаю басню грузинского писателя Орбелиани(портрет на 3слайде)
Чтение басни Орбелиани « Раненный языком»
Подружились мужик и медведь. Пригласил мужик медведя к себе в гости. Прощаясь, медведь поцеловал мужика, а заодно, по его просьбе, и жену мужика. Почуяв вонь медведя, женщина выплюнула и сказала:
- Не по душе мне вонючий гость!
Прошло время. Мужик пошел в лес. Он навестил медведя, захватив с собой топор, чтобы нарубить дров на зиму. Друзья обменялись любезностями. А потом медведь стал требовать:
-Ударь меня топором по голове!
Мужик отказался. Медведь настаивал. Упорствовал. Под конец мужик ударил медведя топором по голове и разбил ему голову. Медведь побрёл в лес, а мужик - домой. Спустя месяц они встретились. У медведя рана зажила И он сказал:
-Брат мой, разбитая топором голова зажила, а сердце, раненное языком твоей жены, -нет(4 слайд)
| Продолжается серьезная и многолетняя работа по приобщению детей к великому таинству искусства Слова. Этот процесс начинается еще до того, как дети научаются читать и овладевают способом постижения красоты художественного слова посредством самостоятельного чтения
Цель учителя в данном этапе занятия заключается в следующем: очарованные прослушанным на уроке художественным произведением, они продолжают думать о нем и после уроков, и дома, рассказывают своим родным, делятся впечатлениями, начинают иллюстрировать его, ищут на полках ту самую книгу, безмерно радуются ей, если находят, листают ее, спешат понести в школу и показать учителю и одноклассникам.
Важнейшим условием успешности педагогического процесса становится естественность вовлечения ребенка в эту работу. Не путем принуждения, а добровольно, по собственному желанию и стремлению. Чувство свободного выбора ребенка присутствует постоянно
Каждое новое художественное произведение учитель преподносит детям как «сюрприз», как радость, которую они испытают при восприятии его.
При знакомстве с текстом обязательным условием является выразительное, эмоциональное, проникновенное чтение его учителем
| Прослушивание художественных текстов приобщает к красоте Слова, к нравственности, доброте.
Подобная работа привлекает, завораживает детей, будит в них неведомые дотоле чувства, переживаниях. Этот этап помогает «выращиванию» в детях познавательного чтения. Обогащается внутренний мир ребенка через чтение художественной литературы находит выход в письме как способе самовыражения, что постепенно становится средством самовоспитания и формирования личности ребенка. Вкус к чтению у ребенка развивается через удовольствие от слушания художественных произведений. А удовольствие появляется тогда, когда приятно заниматься чтением. А приятно слушать тогда, когда слушаемое отвечает читательским интересам ребенка.
Подобранные тексты имеют духовно-нравственную основу. Они не в декларативно-плакатной, а в эмоционально-увлекательной форме, в конкретных жизненных ситуациях раскрывают такие понятия, как доброта, порядочность, вежливость, воспитанность, благородство, правдивость, чистосердечность, стремление к красоте, желание помогать тем, кто в этом нуждается.
|
4.Мы-учителя.(прослушав рассказ дети выходят к доске и задают вопросы одноклассникам)2-3мин
-А теперь вы учителя. Задайте своим одноклассникам вопросы по прослушанному тексту.
Если ребята не задают вопрос, связанный с заглавием, тогда учитель просит разрешения задать вопрос.
Учитель:
Ребята, позвольте и мне задать вопросы по данному тексту.
-А как вы думаете, как называется данная басня?
| Учитель здесь уступает место детям, они главные, он не отстраняется а как хороший поводырь ведёт их за собой. | На этом этапе ученики осознают всю важность происходящего, чувствуют ответственность. Проявляется умение анализировать текст. Чтобы ответить на вопросы друг друга, дети обращаются к содержанию и предметом анализа делают его значащие детали, помогающие им раскрыть глубинный смысл художественного текста, дли чего (ради чего), собственно, он был написан. |
5.Работа над заголовком.(2мин)
Дети предлагают заголовки басни. После положительной оценки их стараний учитель говорит авторский заголовок «Раненный языком» Идет обсуждение названия.
-Почему такое название, как вы его понимаете?(Ученики приходят к выводу, что очень велика сила слова. Велика ответственность каждого за произнесённые слова. Одни слова могут осчастливить человека, а другие убить его наповал.
| Распространенный прием — чтением без заглавия, о чем учитель предупреждает детей перед чтением. После однократного (иногда — по просьбе детей — двукратного) чтения не следует идти традиционным путем воспроизведения содержания текста по вопросам учителя. | Дети сами додумывают, подбирают подходящие по смыслу варианты заглавий, что развивает их мыслительную деятельность, развивается умение определять тему текста, идею. Прежде всего класс слушает предлагаемые детьми варианты заглавия к тексту. Далее они сопоставляют свои варианты с данными автором заглавием и концом произведения, оценивают их и выбирают наилучшие.
|
6.Изгоняем ошибки(2 мин)
-Возьмём из этой басни маленькое предложение и попытаемся «прогнать» оттуда ошибки, которые запрятаны в словах.
Учитель пишет на доске последнее предложение, где заключена идея басни «Брат мой, разбитая топором голова зажила, а сердце, раненное языком твоей жены, - нет»
Дети тщательно анализируют предложение, находят в нем ошибки, ещё раз читают его.
-Ребята, неужели после такого глубокого анализа вы допустите ошибки при написании этого предложения?
Дети дружно отвечают:
-Нет, не допустим!
-А раз так, мы откроем окно и изгоним ошибки из нашего класса.(учитель открывает окно)
-А теперь, ребята, вы ещё раз прочитаете предложение, я его стираю, а вы по памяти запишите в свои тетради.
Учитель стирает предложение с доски. Дети записывают предложение в тетрадь, а учитель переходя от одного ученика к другому проверяет написанное.
| Этот компонент в целом является переходным мостиком от устной речи к письменной. Его содержание вбирает в себя тот материал, который свободно ложится на письмо. Задача учителя заключается в том, чтобы перекрыть возможность бездумного написания любого слова. Для такой работы достаточны доска и цветные мелки: белым пишется предложение, розовым или синим кружочки обводятся вокруг тех звукобукв, которые представляют трудность при написании.
| Данный момент органично вливается в урок и охотно, с интересом принимается детьми. Дети пишут с ошибками, небрежно, без поиска, без мотива, без желания самим разобраться в главном. А здесь дети постигают главное: произношение расходится с написанием и писать спонтанно, бездумно, непроизвольно, просто так — невозможно, нельзя. Дети подводятся к пониманию смысла не силой, конечно, не давлением извне, а в виде занимательной игры, которую дети охотно принимают и в которой активно участвуют.
Дети сами спешат находить, выделять эти трудности, порой опережая самого учителя, и даже делают попытки объяснить, почему именно так надо писать, а не иначе. Куда же деваться тем ошибкам, которые дети не впустят в свои тетради? Ведь они будут кружиться вокруг ребят, как назойливые мухи! Выход найден: дети открывают дверь (или окно), чтобы от них ушли все ошибки и в классе воцарилась экологически чистая атмосфера.
Легкая форма увлекательной игры не умаляет большого значения такой работы. Дети постепенно овладевают общим способом объективации речи, у них развивается умение анализа рассматриваемых языковых явлений, что, конечно, дает качественно высокий результат по сравнению с длительной тренировкой детей на запоминание частных случаев написания того или иного слова.
|
7.Обогащение речи, чувств, поступков(5мин).(пословицы на 5 слайде)
У разных народов сложено много пословиц и поговорок о влиянии слова на человека. «Слово — не обух, а от него люди гибнут», - поговаривали на Руси Узбекская мудрость: «Раны излечивает доброе слово и песни». «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» - читаем мы в священном писании.
В самом деле, как говорится в пословице «Язык что топор - разит человека насмерть)
Внимание на экран! Перед вами на экране будет появляться часть пословицы, ваша задача - продолжить её! 1. На чужой роток не накинешь платок.
2. Язык до Киева доведет.
3. Меньше говори — больше слушай. (башкирская) 4. Слово пуще стрелы (разит, бьет, ранит). 5.Слово не воробей, вылетит не поймаешь 6. Мелет день до вечера, а послушать нечего. (русская). 7.Коня на вожжах удержишь, а слова с языка не воротишь.
8.Острое словечко колет сердечко. русская пословица
9.Ласковое слово рубля дороже. русская пословица
10.Говорить, не думая, - что стрелять, не целясь. испанская пословица
-Какая из пословиц больше всего подходит к прочитанной басни. Запишите её в тетрадь Мы постепенно раскрываем нашу тему в понимании того, как проявляется сила слова, как собирать в себе качества хорошего человека, нам помогают худ пр-ия, в том числе и эта басня-притча.
Учитель: Верно говорят, что « слово лечит » и « слово ранит ». Одним словом можно человека поддержать, расположить к себе и обидеть и оттолкнуть. Слово соединяет людей, но оно же способно и разъединять. Им надо пользоваться осторожно, умело, заранее предвидя, какое впечатление и воздействие оно может произвести на другого человека. Это только кажется, что грубое слово нечаянно сорвалось » с губ. На самом деле тот, кто грубит, как правило знает, что тем самым ранит человека. И как велика сила слова, несущего одобрение, вселяющего веру, выражающего симпатию, нежность, любовь! В народной мудрости и науке, в разных религиях и просто на практике, много моментов связанных с пользой и вредом слова. Казалось бы, что такое слово? Простое сочетание букв - скорее всего так считают люди бросающиеся словами как чем-то пустым. Какие же слова для каждого из нас ценны, близки сердцу и уму?
-Перед вами лежат карточки со словами. Распределите их в две колонки
1)Будем говорить 2) не будем говорить
Спасибо, дурак, извините, приятного аппетита, клёво, спи быстро, спокойной ночи, дай немедленно, супер, добрый день, благодарю.
1)Будем говорить 2)Не будем говорить
Спасибо, извините, приятного аппетита, Дурак, клёво, спи быстро, дай немедленно, супер
Спокойной ночи, добрый день, благодарю
- Эти волшебные слова должны быть и у вас на устах и в ваших сердцах. Кроме того, что человек должен быть вежливым, он должен обладать какими-то другими положительными качествами.
| Работа с пословицами помогает раскрыть тему занятия. Использование такого подхода позволяет учителю развить творческие силы в ученике, воспитать потребность узнавать больше | Работа с пословицами не только обогащает словарный запас учащихся, но развивает устную и письменную речь.
Работа с раздаточным материалом развивает умение работать со словом, анализировать. Происходит углубленное осмысление слов нравственного плана, умение сопоставлять действия героя притчи с действиями детей с целью усиления воспитательного воздействия на них художественным словом. |
8. Соберем качества хорошего человека(1 мин).(уч-ся пишут на листочках качества хорошего человека и прикрепляют их к нарисованному на доске дереву.)
-Перед вами лежат осенние листочки. Напишите на них качество, которым должен обладать хороший человек и прикрепите его на дерево
| Ненавязчивый воспитательный момент, подводящий к итогу работы и осмыслению достижения цели. | Развивается самостоятельность, умение определять нравственные качества применительно к себе. |
9.Подведем итоги:(2мин)
Почему же Слово - особый дар?
-А теперь вы сами сделаете вывод, собрав из рассыпанных слов, высказывание и произнесите его.(Произноси слово с осторожностью, не осуждай, а прощай недостатки людей.
- У В. А. Солоухина есть замечательное стихотворение «Слово о словах»:
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай - не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьется,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить,
И радость людям отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздробить.
Оно одарит иль ограбит.
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
-Старайтесь, не огорчайте плохими словами ваших близких. Спасибо за ваши мысли, которые, я думаю, будут проявляться в ваших словах, действиях, поступках. Эти волшебные слова должны быть и у вас на устах, и в ваших сердцах.
| Завершая занятие чтением стихотворения, учитель ещё раз подчеркивает значимость слова, сказанного человеком. | Ограниченность во времени не позволяет опросить каждого ученика, а совместная работа вырабатывает чувство коллективизма, умение работать в коллективе, совместно решать заданные задачи. Яркая фраза , просто сказанная, она запоминается надолго. |