ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "Школа организаторского мастерства «Как вести за собой»"
методическая разработка (10 класс) по теме

Образовательная программа «Школа организаторского мастерства «Как вести за собой»» имеет социально-педагогическую направленность.

В настоящее время реализация задач деятельности детских общественных объединений идет через коллектив. Коллектив - это организационная форма объединения людей на основе определенной целенаправленной деятельности. А.С. Макаренко, определяя коллектив, указывал, что коллектив объединяет людей в общих целях и труде, а также в общей организации этого труда. В коллективе должны быть руководители и должны быть определенные обязанности у каждого члена коллектива. Каждый коллектив имеет определенную структуру. Особое место среди внутриколлективных отношений занимает позиция лидера- организатора.

Основываясь на опыте деятельности детских и молодежных общественных объединений Санкт-Петербурга программа "Как вести за собой" призвана, прежде всего, подготовить каждого старшеклассника -участника школьного самоуправления к выполнению организаторских функций, а для этого нужно иметь организаторские знания и владеть организаторскими умениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и

медико-социальной помощи,

центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

«Школа здоровья и индивидуального развития»

195030, Санкт-Петербург, ул. Отечественная, д.10

__________________________________________________________________

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

ГОУ «Школа здоровья и

 индивидуального развития»

Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

Протокол № ____    от

«___»_______  2014 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГОУ «Школа здоровья

и индивидуального развития»

Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

________________/С.А.Тихашин/

«___»________________ 2014 г.

  1. ПРОГРАММА
  2. ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Школа организаторского мастерства

«Как вести за собой»

Возраст обучающихся – 15-17 лет                                             Автор-составитель:

Срок реализации программы –2 года                                         педагог дополнительного

                                                              образования                

                                                                                      Герасимова Лариса Сергеевна

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2014

I. Пояснительная записка.

Образовательная программа «Школа организаторского мастерства «Как вести за собой»» имеет социально-педагогическую направленность.

В настоящее время реализация задач деятельности детских общественных объединений идет через коллектив. Коллектив - это организационная форма объединения людей на основе определенной целенаправленной деятельности. А.С. Макаренко, определяя коллектив, указывал, что коллектив объединяет людей в общих целях и труде, а также в общей организации этого труда. В коллективе должны быть руководители и должны быть определенные обязанности у каждого члена коллектива. Каждый коллектив имеет определенную структуру. Особое место среди внутриколлективных отношений занимает позиция лидера- организатора.

В социальной психологии выделяют различные типы лидеров.

По содержанию деятельности:

  • Лидер-вдохновитель "генератор идей",
  • Лидер- исполнитель, организующий претворения идеи в жизнь,
  • Лидер, являющийся одновременно и вдохновителем, и организатором.

              По стилю руководства:

  • Авторитарный, демократический,
  • Совмещающий в себе элемент того и другого.

              По характеру деятельности:

  • Универсальный, удерживающий за собой лидерские позиции в любой
    обстановке,
  • Ситуативный, выдвигающийся в лидерскую позицию в конкретной
    деятельности.

По внутрикомективным функциям:

  • Инструментальный или функциональный лидер, способствующий
    достижению групповой цели.
  • Эмоциональный лидер, способствующий созданию благоприятного
    психологического климата.
  • Смешанный тип лидера, способный реализовать обе указанные функции.

           По сфере взаимоотношений:

•        Формальный лидер, выбранный или назначенный на лидерские позиции,

  • Неформальный лидер, который обладает общепризнанным авторитетом, хотя и не занимает официальных лидерских позиций,
  • Лидер, являющийся и формальным, и неформальным одновременно.

У многих общественных объединений Санкт-Петербурга важным

направлением является подготовка лидеров- организаторов: Межрегиональная общественная организация   Российского Союза Молодежи в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Межрегиональная детская общественная организация "ЮПитер", Региональное молодежное общественное объединение "Правый берег", Региональная молодежная общественная организация "Ассоциация Юных Лидеров Санкт-Петербурга" и т.д.

Основываясь на опыте деятельности детских и молодежных общественных объединений Санкт-Петербурга программа "Как вести за собой" призвана, прежде всего, подготовить каждого старшеклассника - участника школьного самоуправления к выполнению организаторских функций, а для этого нужно иметь организаторские знания и владеть организаторскими умениями.

Организаторские знания - это сумма сведений, познаний в области организаторской работы, понимания целей, задач деятельности, знаний особенностей личности и коллектива, правил организаторской работы.

Организаторские умения - это способность человека быстро и эффективно принимать имеющиеся организаторские знания на практике, действовать с учетом опыта и сложившихся обстоятельств.

Цель программы

•        Создание условий для социального становления личности ребенка и формирование у него готовности к выполнению разнообразных
социальных функций в обществе.

Задачи программы

Обучающие:

•        Обучение лидеров знаниям, умениям, навыкам работы в детских
общественных объединениях.

Развивающие:

•        Выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала
детей, реализация их склонностей в разнообразных сферах деятельности
и общения.

Воспитательные:

  • Воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие гражданской ответственности как важнейшей черты личности.
  • Формирование общечеловеческих норм гуманистической морали
    (доброты, взаимопонимания, милосердия, терпимости по отношениям к
    людям), культуры общения.

•        Воспитание социально-значимой целеустремленности, ответственности в деловых отношениях.

Условия реализации образовательной программы:

Категории детей: 15-17 лет

Сроки реализации:

Программа рассчитана на 2 года обучения.

1 год обучения – 144 часа

2 год обучения – 144 часа

Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа, по необходимости (участие в школьных мероприятиях, в районных и городских социальных молодежных акциях, выезды в лагерь актива и др.) - один раз в неделю по 4часа, с внесением соответствующей записи в журнал.

Набор в группу проходит в заявительном порядке, на второй год обучения возможно зачисление воспитанников по итогам собеседования.

Формы и методы занятий в "Школе организаторского мастерства":

- пресс-конференция; экскурсии; встречи; просмотры и обсуждения кинофильмов, сценариев;

- слеты; диспуты; рейды; волонтерские акции; обмен опытом работы;

- теоретические занятия сочетаются с практическими, обменом опытом, индивидуальными собеседованиями, выполнением творческих заданий.

Среди практических методов обучения можно обозначить следующие:

  • "проигрывание ситуации", деловые игры; решение организаторских задач; анализ конкретной ситуации;
  • взаимопосещения дел.

Задача практических занятий - поставить ребенка в активную позицию непосредственного участника дела, выделить и показать его позицию организатора. На занятиях используются  педагогические примеры, которые помогут развить организаторские умения, способность принимать самостоятельные решения.

Предполагаемые результаты обучения

по образовательной программе «ШОМ»:

Результаты, актуальные для развития личности ребенка:

  • реализация склонностей и способностей детей в разнообразных сферах     деятельности и общения;
  • овладение знаниями, умениями и навыками организаторской работы;
  • создание у детей эмоционального настроя на работу в детских объединениях;
  • формирование у детей способности к самоопределению и
    самотворчеству;
  • формирование у детей способности к объективной самооценке и

рефлексии;

  • формирование у детей социально-значимой позиции "Мне не все равно" по отношению к окружающему миру и самому себе.

Критерии оценки результативности программы:

  • Сохранность контингента;
  • активное творческое участие воспитанников в школьном самоуправлении;
  • уровень достижений, успехов обучающихся.

II .Учебно-тематический план.

Первый год обучения

Раздел

Тема

Теория

Прак

тика

Всего

1.

Детское общественное объединение: понятие, сущность, принципы.

2

4

6

2.

История детского движения. Скаутинг

2

-

2

3.

Ролевые психологические тренинги. 

2

18

20

4.

История детского движения. Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина: история, факты, комментарии

2

2

4

5.

История детского движения. Современный этап развития детского и молодежного движения в России

2

2

4

6.

История детского движения. Детские и молодежные объединения Санкт-Петербурга

2

2

4

7.

КТД

Приемы творческого мышления.

2

2

4

8

КТД

Правила организаторской деятельности

по (А.Н. Лутошкину).

2

2

4

9

Оформительская мастерская

«В гостях у Кисточки»

2

2

4

10

Правовая гостиная

«Я - ребенок, я - человек»

2

2

4

11

КТД

Технология организации и проведения Коллективно-творческого дела (по И.П.Иванову)

2

2

4

12

Игробанк «Советы домового»

2

2

4

13

КТД

Формы КТД

                           

2

4

6

14

Участие в новогодних праздниках

-

4

4

15

Психологический практикум

«Я в меняющемся мире»

Психология - «знакомая незнакомка».

1

7

8

16

Оформительская мастерская

«В гостях у Кисточки»

2

6

8

17

Психологический практикум

«Я в меняющемся мире»

Психологические игры.

1

7

8

18

Организация массовых дел, участие в слетах, рейдах; волонтерских акциях.

10

30

40

19.

Итоговое дело: «И у школы будут яблони цвести».

-

6

6

ИТОГО:

ИТОГО

44

100

144

Второй год обучения «Коллективное творческое дело»

Раздел

Тема

Теория

Практика

Всего

1.

Познавательные дела

2

12

14

2.

Спортивные дела

2

6

8

3.

Трудовые дела

-

18

18

4.

Художественные дела

2

6

8

5.

Организаторские дела

4

18

22

6.

Социальное проектирование

4

6

10

7.

Организация массовых дел.

10

50

60

8.

Итоговое дело «Школьные годы чудесные!»

-

4

4

ИТОГО

24

120

144

*Все разделы учебно-тематического плана чередуются в течение учебного года.

III. Содержание программы.

Первый год обучения.

1. Детское общественное объединение: понятие, сущность, принципы.

Теория:

Понятие, сущность, принципы, юридические основы деятельности детских объединений в Российской Федерации;

Практика:

Знакомство с содержанием программы и перспективами личностного развития.

Игра «Расскажи мне о себе». Создание детского общественного объединения

  2. История детского движения. Скаутинг.

   Теория:

   Скаутинг; детские отряды милосердия.

  3. Ролевые психологические тренинги.

  Теория:

Понятие «тренинг», история тренингов, виды тренингов, методы тренинга.

Практика: проведение психологических тренингов с обучающимися:

  •  тренинг «Лидер»,
  •  тренинг «Гений общения»,
  •  тренинг «Дороги, которые мы выбираем»,
  •  тренинг креативности мышления - «Полет творчества»,
  •  тренинг «Твой успех»,
  •  тренинг «Осторожно, конфликт»,
  •  тренинг командообразования "Связанные одной целью",
  •  тренинг «Таймменеджмент» или планирование времени,
  •  тренинг уверенности в себе,
  •  тренинг «Самостоятельность и ответственность»,
  •  тренинг «Саморегуляция поведения и эмоционального состояния».

4. История детского движения.  Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина: история, факты, комментарии.

Теория:

 Пионерская и комсомольская организация:

- символика;

- атрибутика;

- законы;

- система роста: октябрята; пионеры; комсомольцы.

        Структура пионерской организации:

  1. звенья; отряд (класс);
  2. дружина (школа);
  3. районная;
  4. городская организация;
  5. Всесоюзная пионерская организация им. В.И.Ленина.

   Структура комсомольской организации:

  1. первичная организация (класс);
  2. районная организация;
  3. городская организация;
  4. Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи.

Практика: 

Проведение исследовательской работы на тему: «Моя родословная»;

написание сочинения «Пионеры в моей семье…»

5. История детского движения. Современный этап развития детского и молодежного движения в России.

Теория: 

Развитие современного детского и молодежного движения в России, тенденции детского и молодежного движения в России (пионеры; скауты; юные патриоты; экологи; краеведы; туристы; зарничники; евроклуб и т. д.).  

Практика:

Круглый стол «Неформальные молодежные движения и их влияние на подростков».

6. История детского движения. Детские и молодежные объединения Санкт-Петербурга.

Теория:

История зарождения и становления, современный этап развития детских и молодежных объединений Санкт-Петербурга.

Знакомство с программами и деятельностью РМОО "Ассоциация Юных Лидеров Санкт-Петербурга"; РДОО "Форпост культуры"; МДОО "Ю -Питер"; РМОД "Юные за возрождение Санкт-Петербурга"; Российский Союз Молодежи; Скауты; "Ровесник - ровеснику"; "Молодежный город" и т.д.

Практика:

Исследование спектра детских и молодежных объединений Санкт-Петербурга (встречи с активистами молодежных объединений, посещение интернет-сайтов, порталов, участие в волонтерских акциях).

 

  1. КТД. Приемы творческого мышления.

Теория:

Знакомство с приемами творческого мышления, методикой КТД.

Обучение лидеров приемам работы по организации и проведению КТД.

Практика:

Практикум:

- по коллективному целеполаганию, планированию, подготовке и проведению мероприятий, анализу и последействию;

- по приемам творческого мышления (азбука, ассоциации, аналогия, мозговой штурм, морфологический анализа перепутанных страниц, новая жизнь старым вещам и др.).

             Мозговой штурм «Вредные привычки современной молодежи»

  1. КТД. Правила организаторской деятельности

(по А.Н. Лутошкину)

Теория: 

Правила организаторской деятельности по Лукошкину.

История создания «Школы пионерского актива "Я - ОРГАНИЗАТОР"»

 Практика: 

Игра "Азбука организатора" (по Лутошкину).

9. Оформительская мастерская "В гостях у Кисточки"

Теория:

Типы шрифтов, кляксография, типы дипломов, приглашений и т. д.;

Практика:

 работа в мини - группах:

 - изготовление приглашений на праздник «Мы все разные!»;

 - изготовление плакатов на тему: «Толерантность»;

 - изготовление дипломов для награды классов - победителей в школьном конкурсе «Самый дружный класс нашей школы»

 10. Правовая гостиная. «Я - ребенок, я - человек»

Теория:

 Знакомство с основными нормативно- правовыми документами
Российской Федерации о защите прав детей и Декларацией прав детей
(1959г), Международной Конвенцией о правах ребенка (1989).

Практика: 

Круглый стол «Я – гражданин». Обсуждение основных положений документов ООН о правах ребенка (Приглашенные – юрист, учитель истории, и др.), решение правовых ситуаций "Буква закона".

 11. КТД. Технология организации и проведения коллективно-творческого дела (по И.П.Иванову)

Теория: 

Энциклопедия коллективных творческих дел, коммунарское движение, стадии КТД по Иванову.

Практика: 

        Проведение игры по станциям “Радуга творчества” для младших школьников.

12. Игробанк «Советы домового».

Теория:

Различные виды игр:

  •  игры- шутки, аттракционы,
  • сюжетно-ролевые игры,
  •  деловые игры, подвижные игры, тихие игры,
  •  игры на снятие напряжения,
  •  игры ритмические, хоровые, музыкальные и т. д.

Практика: 

Практикум: формирование организаторского игробанка,

обучение технологиям проведения и организации различных игр.

13. КТД. Формы КТД.

Теория: формы КТД:

Малое Творческое Дело 

  •  Игры.
  • Перемещение по станциям.
  • Конкурсы.
  • Несценарные ролевые игры.

Большое Творческое Дело 

  • Конкурс или набор постановок.
  • Сценарные ролевые игры.
  • Разновидности диспутов.

Практика:

Проведение в школе рейда дружбы;

- составление анкет и проведение анкетирования среди учащихся школы

«Что такое дружба?»;

 Проведение КТД «Вместе весело играть» с ребятами начальных классов по одной из предложенных форм.

14.  Участие в новогодних праздниках.

Практика:

Организация ролевых игр для учащихся школы «Новогодние смешинки».

Украшение школы и учебных кабинетов к празднованию нового года с использованием навыков, полученных на занятиях в оформительской мастерской "В гостях у Кисточки".

15. Психологический практикум «Я в меняющимся мире».

 Психология – «знакомая незнакомка».

Теория:

Психология – «знакомая незнакомка». Кто я? Что я знаю о своих способностях и возможностях. Темперамент и его свойства. Психологические тесты.

Практика: проведение психологических тестов и игр:

  • «Я и мир»,
  • «Мой темперамент».

16. Оформительская мастерская "В гостях у Кисточки"

Теория:

Использование подручного материала (газет, мела и т.д.) в оформлении помещений.

Практика:

Практикум: оформление ко «Дню смеха» сцены в актовом зале и помощь в оформлении тематических уголков в классах школы.

17. Психологический практикум «Я в меняющимся мире».

Психологические игры.

Теория:

Искусство общения.  Я и другие.

Практика:

 Проведение психологических игр с обучающимися:

- «Личности и межличностное общение»,

            - «Самопрезентация»,

 - «Мои вершины и достижения».

18. Организация массовых дел, участие в слетах, рейдах; волонтерских акциях

Теория:

Волонтерские акции, рейды, организация массовых дел.

Практика:

 Активное участие воспитанников объединения в школьной и общественной жизни,

Участие в городских и районных акциях:

  • акция «Здоровый город»;
  •  акция «Сделаем зиму теплой своими сердцами!»;
  •  акция «Мы ПОМНИМ!» - поздравления с праздниками участников ВОВ;
  • организация встреч младших школьников с участниками ВОВ и интересными жителями нашего района;
  • районная акция «Поможем птицам в февральские морозы»;
  • участие в слете волонтерских команд городского подросткового движения «Наше будущее в наших руках»;
  • акция «Город против наркотиков» и т.д.

    Организация игровых программ среди учащихся школы, направленных на сохранение здорового образа жизни подростков «Здоровье в твоих руках!»

19. Итоговое дело: «И у школы будут яблони цвести».

Практика:

Организация и проведение КТД «И у школы будут яблони цвести».

Второй год обучения.

1. Познавательные дела.

Теория: 

Различные формы коллективного творчества и технологии его организации.

Практика:

 Проведение с воспитанниками объединения познавательных дел:

  •   «Вечер разгаданных и неразгаданных тайн»,
  •   Пресс-бой,
  •    Рассказ-эстафета,
  •   Сбор- путешествие,
  •   «Аукцион знаний»,
  •    «Вечер веселых задач»,
  •    Встреча с интересными людьми,
  •    «Час почемучек».

Круглый стол по результатам проведения познавательных дел.

 2. Спортивные дела.

Теория: 

Формы спортивных КТД.

Практика:

Организация спортивных дел в школе:

  •   Игры с мячом «Космонавты и метеориты»,
  •   «Веселые старты»,
  •   Школьная спартакиада,
  •  Конкурс знатоков спорта,
  •  Конкурс «Пирамид»,
  •  «Малые олимпийские игры».

Круговая беседа по итогам проведения спортивных мероприятий.

3. Трудовые дела.

Практика: 

Проведение трудовых дел в школе:

  •   «Атака трудовая»,
  •   «Десант помощников»,
  •    Почта, сюрприз «Трудовой»,
  •   Профессиональные праздники календаря,
  •   «Подарок дальнему другу»,
  •    «Снежная сказка»,
  •     «Клуб умельцев-волшебников»,
  •    «День самостоятельности»,
  •    «Зеленый патруль».

«Час раздумий» - подведение итогов по выполненным трудовым делам.

4. Художественные дела.

Теория:

Виды художественных КТД.

Практика: 

Проведение с воспитанниками художественных КТД:

  •   Авторский вечер,
  •   Концерт «Молния»,
  •   «Эстафета любимых занятий».

Обмен впечатлениями, после проведения авторского вечера и эстафеты любимых занятий.

5. Организаторские дела

Теория: 

Виды организаторских дел.

Практика: 

Разработка проекта названия, девиза, эмблемы коллектива, предложений о его жизни для перспективного плана;

подготовка и проведение организаторских дел:

  •   «Газета – молния»,
  •   «День рождения коллектива»,
  •   «Смотр дружбы»,
  •   Сбор - «огонек»,
  •   «Один за всех и все за одного»,
  •   Беседа за "круглым столом",
  •   Брифинги, «Эстафета соседей»,
  •  «Веер делегаций»,
  •  «Панорама творческих дел». Организация игровых программ и конкурсов для учащихся школы,
  •    Участие в городских и районных акциях по борьбе за здоровый образ жизни среди молодежи,
  •    Конкурс для учащихся школы «Один за всех и все за одного»,

Беседа за "круглым столом" по итогам проведения организаторских дел.

6. Социальное проектирование.

Теория:

Технология разработки и реализации проекта.

Практика:

 Проведение операции "Забота" и акции "Радость людям".

Работа в мини - группах:

  • подготовка социального творческого проекта «Мир добрых людей»;
  • защита творческих проектов.

7. Организация массовых дел.

Теория:

Общественная деятельность. Участие МОО в общественной жизни города и страны. Молодежные акции всероссийские, городские и районные.

Молодежь и политика. Молодежь и экономика. Всероссийский молодежный лагерь на оз. Селигер. 

Игровые программы.

Практика:

  •   Организация игровых программ и конкурсов для учащихся школы на тему: «Защита окружающей среды»;
  •  Участие в городских и районных акциях по борьбе за здоровый образ жизни среди молодежи;
  • Участие в городских и районных акциях:
  • Акция «Здоровый город»;
  • Акция "Судьба ветерана"; организация встреч, учащихся школы с интересными жителями нашего района;
  • Участие в новогодних праздниках: организация ролевых игр во время проведения новогодних праздников, проведение и организация новогоднего карнавала, украшение школы и учебных кабинетов к празднованию Нового года, используя навыки, полученные во время занятий в оформительской мастерской "В гостях у Кисточки".
  • Районная экологическая акция «Поможем птицам в февральские морозы»;
  • Участие в v слете волонтерских команд городского подросткового движения «Наше будущее в наших руках»;
  • Выпуск поздравительных открыток и газет к основным календарным праздникам:
  • «День пожилого человека»;
  • «День учителя»;
  • Праздник толерантности «Национальный костюм»;
  • «Новый год»;
  • «День полного снятия блокады»;
  •  праздник любви «День святого Валентина»;
  • «23 февраля - день мужественности»;
  • Праздник весны и красоты «8 марта»;
  • «День победы»
  • Активное участие в школьной и общественной жизни:
  • организация КВН среди учащимися школы и учителями «Самые - самые!»;
  • организация и проведение итогового огонька.

8. Итоговое дело «Школьные годы чудесные!».

Практика:

Организация и проведение КТД «Школьные годы чудесные!» для старшеклассников. 


Методическое и материальное обеспечение дополнительной образовательной программы

Первый год обучения

Раздел

Тема

Форма занятия

Приемы и методы

Формы работы

Техническое и дидактическое оснащение

1.

Детское общественное объединение: понятие, сущность, принципы

 Игра

Репродуктивный:

 

Опрос

Составление кроссворда

Доска,

маркеры

карточки с заданиями

2.

История детского движения. Скаутинг

Семинар

Эвристический

 

Исследовательская работа. Опрос.

 Доска, маркеры

Атрибутика скаутов (галстуки, шевроны и др.)

3.

Ролевые психологические тренинги

Тренинг

Эвристический

Опрос

Компьютер, CD- диски,

Музыкальный центр

Доска, маркеры  

4.

История детского движения

Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина: история, факты, комментарии.

Открытая кафедра

 Репродуктивный

Беседа

Написание мини – сочинений «Пионеры в моей семье…»

Компьютер, CD- диски,

Музыкальный центр

Доска, маркеры  

пионерские песни, атрибутика пионеров: барабаны, галстуки и др.

  5.

История детского движения Современный этап развития Детского и Молодежного движения в России.

Диспут

 Эвристический

Опрос

Анкетирование

Подготовка мини - докладов

Компьютер, музыкальный центр, МР3 диски

доска, маркеры  

  6.

История детского движения

Детские и Молодежные объединения Санкт-Петербурга.

Работа в мини - группах

Репродуктивный

Беседа

Подготовка мини - докладов

Музыкальный центр

Доска, маркеры  

 

7

КТД

Приемы творческого мышления

Мозговой штурм

Эвристический

Опрос

Беседа

Компьютер, CD- диски,

Музыкальный центр

Доска,

маркеры  

8

КТД

Правила организаторской деятельности

 (по А.Н. Лутошкину)

Игра

Репродуктивный

Цветопись

Беседа

Музыкальный центр

Доска, маркеры  

9

Оформительская мастерская

«В гостях у Кисточки»

Практикум

Работа в мини - группах

Репродуктивный

Изготовление праздничных приглашений, плакатов и дипломов

  Компьютер, CD- диски,

Музыкальный центр

Доска, маркеры  

Краски, фломастеры бумага А4

10

Правовая гостиная

«Я - ребенок, я - человек»

Ролевая игра

Практикум

Эвристический  

Беседа

Творческие задания

«Мои права»

Подготовка мини – сочинений «Я гражданин»

Компьютер

Музыкальный центр

Доска, маркеры  

11

КТД

Технология организации и проведения Коллективно-творческого дела (по И.П.Иванову)

Игра по станциям

  Эвристический

Цветопись

Карточки с заданиями

Музыкальный центр,

Компьютер,

Доска, маркеры

12

Игробанк «Советы домового»

Практикум

Эвристический  

Выпуск сборника игр «Советы домового»

 Музыкальный центр, мяч, скакалка, стулья, доска, маркеры

13

КТД

Формы КТД

Рейд

Эвристический  

Беседа

Опрос

Рисунок-тест

 Музыкальный центр

Доска, маркеры  

  фломастеры, бумага А4

14

Участие в новогодних праздниках

Ролевая игра

Эвристический  

Беседа

Выпуск приглашений плакатов и газет к новогодним праздникам.

Компьютер, CD- диски,

Музыкальный центр

Доска, маркеры, ватман,

Бумага А 4, краски, фломастеры, ножницы, клей

15.

Психологический практикум

«Я в меняющемся мире»

Психология - «знакомая незнакомка».

Тренинг

Эвристический  

Беседа

Огонек

Музыкальный центр

Доска, маркеры  

  фломастеры, бумага А4

 

16.

Оформительская мастерская

«В гостях у Кисточки»

Практикум

Работа в мини - группах

Репродуктивный  

Оформление сцены к празднику «Школьные годы чудесные». Оформление уголков здоровья в классах.

Музыкальный центр

Доска, маркеры  

  фломастеры, бумага А4

газеты, краски

 17.

Психологический практикум

«Я в меняющемся мире»

Психотехнические игры.

Тренинг  

Эвристический

Беседа

Огонек

Обсуждение

Рисунок-тест

 

Музыкальный центр

Доска, маркеры  

  фломастеры, бумага А4

 

 18.

Организация массовых дел, участие в слетах, рейдах; волонтерские акции 

Ролевая игра

Практикум

Рейд Круговая беседа. Акция. Игра. Слет.

Эвристический

Репродуктивный

Беседа

Подготовка итогового концерта

Подготовка мини - выступлений

Компьютер,

CD- диски,

Музыкальный центр

Доска, маркеры, ватман,

Бумага А 4, краски, фломастеры, ножницы, клей

19.

Итоговое дело: «И у школы будут яблони цвести».

КТД

Эвристический

Трудовой десант

Садовый инвентарь.

Саженцы деревьев и цветов.

Второй год обучения  

Раздел

Тема

Форма занятия

Приемы и методы

Формы анализа

 Техническое и дидактическое оснащение

1.

Познавательные дела

 

 Ролевая игра

Сбор – путешествие

Аукцион знаний

Пресс – бой

Эвристический

Цветопись 

Беседа

 Компьютер, CD- диски,

Музыкальный центр

Доска, маркеры, ватман

Карточки с заданиями

2.

Спортивные дела

 Ролевая игра

Эвристический

Цветопись. Беседа

Выпуск пособий по проведению спортивных игр

Спортивный реквизит,

Музыкальный центр,

Спортивный зал

3.

Трудовые дела

 

 Ролевая игра

Трудовой десант

Час раздумий

Эвристический

Цветопись

Беседа

Компьютер, CD- диски,

Музыкальный центр

Доска, маркеры, ватман,

Бумага А 4, краски, фломастеры, ножницы, клей

4.

Художественные дела

 Ролевая игра

Огонек

Смотр

Эвристический

Выпуск газет

Беседа

Компьютер,

CD- диски,

Музыкальный центр

 Гитара

 

5.

Организаторские дела

Ролевая игра

Брифинг

Огонек

Смотр

Эвристический

Выпуск газет

Беседа, опрос

Компьютер, CD- диски,

Музыкальный центр

Доска, маркеры, ватман,

Бумага А 4

6.

Социальное проектирование

 

Ролевая игра

Работа в мини – группах

Защита проектов

Репродуктивный

Защита творческих проектов

Беседа

Доска, маркеры,

Телевизор,

Фильм о социальном проектировании «Я- гражданин России»

7.

Организация массовых дел

Ролевая игра

Практикум

КВН

Философский стол

Слет

Эвристический

Репродуктивный

Коллективное обсуждение Организация итогового огонька

Выпуск газет и поздравительных открыток к праздникам.

Компьютер,

CD- диски,

Музыкальный центр

Доска, маркеры, ватман,

Бумага А 4, краски, фломастеры, ножницы, клей

8.

Итоговое дело «Школьные годы чудесные!».

КТД

Эвристический

Коллективное обсуждение Организация итогового КТД «Школьные годы чудесные!» для старшеклассников.

Компьютер,

CD- диски,

Музыкальный центр

Доска, маркеры, ватман,

Бумага А 4, краски, фломастеры, ножницы, клей


Список литературы

для детей:

  1. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М.,1989
  2. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. - М., 1986.
  3. Рабочая тетрадь участника Школы организаторского мастерства. - СПб. 2006
  4. Родари Д. Уроки фантазии. - Спб.: КАРО, 2003
  5. Шмаков С.А. Игры- шутки, игры-минутки. - М.,1993

для педагогов:

  1. Возжаев С.Н., Возжаева Е.И. Слагаемые успеха лагерной смены.  -
    М.,2002.        
  2. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М.,1989.
  3. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности -
    основа целостного воспитательного процесса. - М., 1993.
  4. Конвенция о правах ребенка. Сборник международных договоров в СССР. Выпуск ХLVII. - М, 1993.
  5. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М.: Новая
    школа, 1994.
  6. Шмаков С.А. Игры- шутки, игры-минутки. - М.,1993.
  7. Шмаков С. С.А. Ее величество - Игра. - М.,1992.
  8. Шкекендорф З.К. Младшим школьникам о правах ребенка (Пособие для учителей) М.,1997

V. Список использованной литературы:

  1. Выгодский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1992
  2. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г. Организация дополнительного образования детей- М.,2003
  3. Ерёменко Н.И. Дополнительное образование в образовательном учреждении - Волгоград, 2007
  4. Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования- М., 2007
  5. Конасова Н.Ю, А.Т. Бойцова, Кошкина В.С., Курцева Е.Г. Права детей на дополнительное образование и социально-педагогическую поддержку- СПб. 2005
  6. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. - М., 1986.
  7. Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. - М.,1979.
  8. Музыченко Т.Ю., Новикова О.Ю.  Вожатый и его команда, (в помощь
    организатору детского общественного объединения. — Омск, 2001.
  9. Немов П.С. Практическая психология. - М.,1999
  10. Рожков М.И., Волохов А.В. Я и мы (Программа в помощь организаторам
    и лидерам детских объединений и организаций, педагогам и родителям. -
    М., 1996.
  11. Титова Е.В. Если знать, как действовать - М.: Просвещение,19

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного платного образования по английскому языку "Языковой портфель моих достижений"

В состав УМК "Английский в фокусе" для 5 класса входит языковой портфель. При 3 часах в неделю нет времени работать с этим пособием. Но с ним  можно работать на занятиях кружка английского языка....

РЕФЕРАТ по образовательной программе дополнительного профессионального образования «Современный образовательный менеджмент. Принцип государственно-общественного управления в образовании» на тему: «Общественная оценка качества образования в образовател

В последние годы делается больший акцент на роль общественности в управлении образовательными учреждениями. Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органа...

Образовательная программа дополнительного профессионального образования

Программа рассчитана  на учителей музыки по внедрению ФГОС в учебный процесс...

Образовательная программа дополнительного профессионального образования

Программа рассчитана  на учителей музыки по внедрению ФГОС в учебный процесс...

Рабочая программа Дополнительного общего образования учебного предмета "Английский язык” для 1- х классов на 2019-2020 учебный год

В связи с этим актуальность этой программы не вызывает сомнений. Программа кружка «Веселый Английский» направлена на воспитание интереса к овладению иностранным яз...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПО ИЗБРАННОМУ ВИДУ СПОРТА» С ПРИСВОЕНИЕМ КВАЛИФИКАЦИИ «ТРЕНЕР» (программа повышения квалификации учителей физической культуры)

Рабочая программа дополнительного профессионального образования «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПО ИЗБРАННОМУ ВИДУ СПОРТА» С ПРИСВОЕНИЕМ КВАЛИФИКАЦИИ «ТРЕНЕР»...