ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "Школа организаторского мастерства «Как вести за собой»"
методическая разработка (10 класс) по теме
Образовательная программа «Школа организаторского мастерства «Как вести за собой»» имеет социально-педагогическую направленность.
В настоящее время реализация задач деятельности детских общественных объединений идет через коллектив. Коллектив - это организационная форма объединения людей на основе определенной целенаправленной деятельности. А.С. Макаренко, определяя коллектив, указывал, что коллектив объединяет людей в общих целях и труде, а также в общей организации этого труда. В коллективе должны быть руководители и должны быть определенные обязанности у каждого члена коллектива. Каждый коллектив имеет определенную структуру. Особое место среди внутриколлективных отношений занимает позиция лидера- организатора.
Основываясь на опыте деятельности детских и молодежных общественных объединений Санкт-Петербурга программа "Как вести за собой" призвана, прежде всего, подготовить каждого старшеклассника -участника школьного самоуправления к выполнению организаторских функций, а для этого нужно иметь организаторские знания и владеть организаторскими умениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_detey_shkola_organizatorskogo_masterstva.doc | 239 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение
для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и
медико-социальной помощи,
центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
«Школа здоровья и индивидуального развития»
195030, Санкт-Петербург, ул. Отечественная, д.10
__________________________________________________________________
ПРИНЯТО Педагогическим советом ГОУ «Школа здоровья и индивидуального развития» Красногвардейского района Санкт-Петербурга Протокол № ____ от «___»_______ 2014 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГОУ «Школа здоровья и индивидуального развития» Красногвардейского района Санкт-Петербурга ________________/С.А.Тихашин/ «___»________________ 2014 г. |
- ПРОГРАММА
- ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Школа организаторского мастерства
«Как вести за собой»
Возраст обучающихся – 15-17 лет Автор-составитель:
Срок реализации программы –2 года педагог дополнительного
образования
Герасимова Лариса Сергеевна
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2014
I. Пояснительная записка.
Образовательная программа «Школа организаторского мастерства «Как вести за собой»» имеет социально-педагогическую направленность.
В настоящее время реализация задач деятельности детских общественных объединений идет через коллектив. Коллектив - это организационная форма объединения людей на основе определенной целенаправленной деятельности. А.С. Макаренко, определяя коллектив, указывал, что коллектив объединяет людей в общих целях и труде, а также в общей организации этого труда. В коллективе должны быть руководители и должны быть определенные обязанности у каждого члена коллектива. Каждый коллектив имеет определенную структуру. Особое место среди внутриколлективных отношений занимает позиция лидера- организатора.
В социальной психологии выделяют различные типы лидеров.
По содержанию деятельности:
- Лидер-вдохновитель "генератор идей",
- Лидер- исполнитель, организующий претворения идеи в жизнь,
- Лидер, являющийся одновременно и вдохновителем, и организатором.
По стилю руководства:
- Авторитарный, демократический,
- Совмещающий в себе элемент того и другого.
По характеру деятельности:
- Универсальный, удерживающий за собой лидерские позиции в любой
обстановке, - Ситуативный, выдвигающийся в лидерскую позицию в конкретной
деятельности.
По внутрикомективным функциям:
- Инструментальный или функциональный лидер, способствующий
достижению групповой цели. - Эмоциональный лидер, способствующий созданию благоприятного
психологического климата. - Смешанный тип лидера, способный реализовать обе указанные функции.
По сфере взаимоотношений:
• Формальный лидер, выбранный или назначенный на лидерские позиции,
- Неформальный лидер, который обладает общепризнанным авторитетом, хотя и не занимает официальных лидерских позиций,
- Лидер, являющийся и формальным, и неформальным одновременно.
У многих общественных объединений Санкт-Петербурга важным
направлением является подготовка лидеров- организаторов: Межрегиональная общественная организация Российского Союза Молодежи в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Межрегиональная детская общественная организация "ЮПитер", Региональное молодежное общественное объединение "Правый берег", Региональная молодежная общественная организация "Ассоциация Юных Лидеров Санкт-Петербурга" и т.д.
Основываясь на опыте деятельности детских и молодежных общественных объединений Санкт-Петербурга программа "Как вести за собой" призвана, прежде всего, подготовить каждого старшеклассника - участника школьного самоуправления к выполнению организаторских функций, а для этого нужно иметь организаторские знания и владеть организаторскими умениями.
Организаторские знания - это сумма сведений, познаний в области организаторской работы, понимания целей, задач деятельности, знаний особенностей личности и коллектива, правил организаторской работы.
Организаторские умения - это способность человека быстро и эффективно принимать имеющиеся организаторские знания на практике, действовать с учетом опыта и сложившихся обстоятельств.
Цель программы
• Создание условий для социального становления личности ребенка и формирование у него готовности к выполнению разнообразных
социальных функций в обществе.
Задачи программы
Обучающие:
• Обучение лидеров знаниям, умениям, навыкам работы в детских
общественных объединениях.
Развивающие:
• Выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала
детей, реализация их склонностей в разнообразных сферах деятельности
и общения.
Воспитательные:
- Воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие гражданской ответственности как важнейшей черты личности.
- Формирование общечеловеческих норм гуманистической морали
(доброты, взаимопонимания, милосердия, терпимости по отношениям к
людям), культуры общения.
• Воспитание социально-значимой целеустремленности, ответственности в деловых отношениях.
Условия реализации образовательной программы:
Категории детей: 15-17 лет
Сроки реализации:
Программа рассчитана на 2 года обучения.
1 год обучения – 144 часа
2 год обучения – 144 часа
Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа, по необходимости (участие в школьных мероприятиях, в районных и городских социальных молодежных акциях, выезды в лагерь актива и др.) - один раз в неделю по 4часа, с внесением соответствующей записи в журнал.
Набор в группу проходит в заявительном порядке, на второй год обучения возможно зачисление воспитанников по итогам собеседования.
Формы и методы занятий в "Школе организаторского мастерства":
- пресс-конференция; экскурсии; встречи; просмотры и обсуждения кинофильмов, сценариев;
- слеты; диспуты; рейды; волонтерские акции; обмен опытом работы;
- теоретические занятия сочетаются с практическими, обменом опытом, индивидуальными собеседованиями, выполнением творческих заданий.
Среди практических методов обучения можно обозначить следующие:
- "проигрывание ситуации", деловые игры; решение организаторских задач; анализ конкретной ситуации;
- взаимопосещения дел.
Задача практических занятий - поставить ребенка в активную позицию непосредственного участника дела, выделить и показать его позицию организатора. На занятиях используются педагогические примеры, которые помогут развить организаторские умения, способность принимать самостоятельные решения.
Предполагаемые результаты обучения
по образовательной программе «ШОМ»:
Результаты, актуальные для развития личности ребенка:
- реализация склонностей и способностей детей в разнообразных сферах деятельности и общения;
- овладение знаниями, умениями и навыками организаторской работы;
- создание у детей эмоционального настроя на работу в детских объединениях;
- формирование у детей способности к самоопределению и
самотворчеству; - формирование у детей способности к объективной самооценке и
рефлексии;
- формирование у детей социально-значимой позиции "Мне не все равно" по отношению к окружающему миру и самому себе.
Критерии оценки результативности программы:
- Сохранность контингента;
- активное творческое участие воспитанников в школьном самоуправлении;
- уровень достижений, успехов обучающихся.
II .Учебно-тематический план.
Первый год обучения
№ | Раздел Тема | Теория | Прак тика | Всего |
1. | Детское общественное объединение: понятие, сущность, принципы. | 2 | 4 | 6 |
2. | История детского движения. Скаутинг | 2 | - | 2 |
3. | Ролевые психологические тренинги. | 2 | 18 | 20 |
4. | История детского движения. Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина: история, факты, комментарии | 2 | 2 | 4 |
5. | История детского движения. Современный этап развития детского и молодежного движения в России | 2 | 2 | 4 |
6. | История детского движения. Детские и молодежные объединения Санкт-Петербурга | 2 | 2 | 4 |
7. | КТД Приемы творческого мышления. | 2 | 2 | 4 |
8 | КТД Правила организаторской деятельности по (А.Н. Лутошкину). | 2 | 2 | 4 |
9 | Оформительская мастерская «В гостях у Кисточки» | 2 | 2 | 4 |
10 | Правовая гостиная «Я - ребенок, я - человек» | 2 | 2 | 4 |
11 | КТД Технология организации и проведения Коллективно-творческого дела (по И.П.Иванову) | 2 | 2 | 4 |
12 | Игробанк «Советы домового» | 2 | 2 | 4 |
13 | КТД Формы КТД
| 2 | 4 | 6 |
14 | Участие в новогодних праздниках | - | 4 | 4 |
15 | Психологический практикум «Я в меняющемся мире» Психология - «знакомая незнакомка». | 1 | 7 | 8 |
16 | Оформительская мастерская «В гостях у Кисточки» | 2 | 6 | 8 |
17 | Психологический практикум «Я в меняющемся мире» Психологические игры. | 1 | 7 | 8 |
18 | Организация массовых дел, участие в слетах, рейдах; волонтерских акциях. | 10 | 30 | 40 |
19. | Итоговое дело: «И у школы будут яблони цвести». | - | 6 | 6 |
ИТОГО: | ИТОГО | 44 | 100 | 144 |
Второй год обучения «Коллективное творческое дело»
№ | Раздел Тема | Теория | Практика | Всего |
1. | Познавательные дела | 2 | 12 | 14 |
2. | Спортивные дела | 2 | 6 | 8 |
3. | Трудовые дела | - | 18 | 18 |
4. | Художественные дела | 2 | 6 | 8 |
5. | Организаторские дела | 4 | 18 | 22 |
6. | Социальное проектирование | 4 | 6 | 10 |
7. | Организация массовых дел. | 10 | 50 | 60 |
8. | Итоговое дело «Школьные годы чудесные!» | - | 4 | 4 |
ИТОГО | 24 | 120 | 144 |
*Все разделы учебно-тематического плана чередуются в течение учебного года.
III. Содержание программы.
Первый год обучения.
1. Детское общественное объединение: понятие, сущность, принципы.
Теория:
Понятие, сущность, принципы, юридические основы деятельности детских объединений в Российской Федерации;
Практика:
Знакомство с содержанием программы и перспективами личностного развития.
Игра «Расскажи мне о себе». Создание детского общественного объединения
2. История детского движения. Скаутинг.
Теория:
Скаутинг; детские отряды милосердия.
3. Ролевые психологические тренинги.
Теория:
Понятие «тренинг», история тренингов, виды тренингов, методы тренинга.
Практика: проведение психологических тренингов с обучающимися:
- тренинг «Лидер»,
- тренинг «Гений общения»,
- тренинг «Дороги, которые мы выбираем»,
- тренинг креативности мышления - «Полет творчества»,
- тренинг «Твой успех»,
- тренинг «Осторожно, конфликт»,
- тренинг командообразования "Связанные одной целью",
- тренинг «Таймменеджмент» или планирование времени,
- тренинг уверенности в себе,
- тренинг «Самостоятельность и ответственность»,
- тренинг «Саморегуляция поведения и эмоционального состояния».
4. История детского движения. Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина: история, факты, комментарии.
Теория:
Пионерская и комсомольская организация:
- символика;
- атрибутика;
- законы;
- система роста: октябрята; пионеры; комсомольцы.
Структура пионерской организации:
- звенья; отряд (класс);
- дружина (школа);
- районная;
- городская организация;
- Всесоюзная пионерская организация им. В.И.Ленина.
Структура комсомольской организации:
- первичная организация (класс);
- районная организация;
- городская организация;
- Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи.
Практика:
Проведение исследовательской работы на тему: «Моя родословная»;
написание сочинения «Пионеры в моей семье…»
5. История детского движения. Современный этап развития детского и молодежного движения в России.
Теория:
Развитие современного детского и молодежного движения в России, тенденции детского и молодежного движения в России (пионеры; скауты; юные патриоты; экологи; краеведы; туристы; зарничники; евроклуб и т. д.).
Практика:
Круглый стол «Неформальные молодежные движения и их влияние на подростков».
6. История детского движения. Детские и молодежные объединения Санкт-Петербурга.
Теория:
История зарождения и становления, современный этап развития детских и молодежных объединений Санкт-Петербурга.
Знакомство с программами и деятельностью РМОО "Ассоциация Юных Лидеров Санкт-Петербурга"; РДОО "Форпост культуры"; МДОО "Ю -Питер"; РМОД "Юные за возрождение Санкт-Петербурга"; Российский Союз Молодежи; Скауты; "Ровесник - ровеснику"; "Молодежный город" и т.д.
Практика:
Исследование спектра детских и молодежных объединений Санкт-Петербурга (встречи с активистами молодежных объединений, посещение интернет-сайтов, порталов, участие в волонтерских акциях).
- КТД. Приемы творческого мышления.
Теория:
Знакомство с приемами творческого мышления, методикой КТД.
Обучение лидеров приемам работы по организации и проведению КТД.
Практика:
Практикум:
- по коллективному целеполаганию, планированию, подготовке и проведению мероприятий, анализу и последействию;
- по приемам творческого мышления (азбука, ассоциации, аналогия, мозговой штурм, морфологический анализа перепутанных страниц, новая жизнь старым вещам и др.).
Мозговой штурм «Вредные привычки современной молодежи»
- КТД. Правила организаторской деятельности
(по А.Н. Лутошкину)
Теория:
Правила организаторской деятельности по Лукошкину.
История создания «Школы пионерского актива "Я - ОРГАНИЗАТОР"»
Практика:
Игра "Азбука организатора" (по Лутошкину).
9. Оформительская мастерская "В гостях у Кисточки"
Теория:
Типы шрифтов, кляксография, типы дипломов, приглашений и т. д.;
Практика:
работа в мини - группах:
- изготовление приглашений на праздник «Мы все разные!»;
- изготовление плакатов на тему: «Толерантность»;
- изготовление дипломов для награды классов - победителей в школьном конкурсе «Самый дружный класс нашей школы»
10. Правовая гостиная. «Я - ребенок, я - человек»
Теория:
Знакомство с основными нормативно- правовыми документами
Российской Федерации о защите прав детей и Декларацией прав детей
(1959г), Международной Конвенцией о правах ребенка (1989).
Практика:
Круглый стол «Я – гражданин». Обсуждение основных положений документов ООН о правах ребенка (Приглашенные – юрист, учитель истории, и др.), решение правовых ситуаций "Буква закона".
11. КТД. Технология организации и проведения коллективно-творческого дела (по И.П.Иванову)
Теория:
Энциклопедия коллективных творческих дел, коммунарское движение, стадии КТД по Иванову.
Практика:
Проведение игры по станциям “Радуга творчества” для младших школьников.
12. Игробанк «Советы домового».
Теория:
Различные виды игр:
- игры- шутки, аттракционы,
- сюжетно-ролевые игры,
- деловые игры, подвижные игры, тихие игры,
- игры на снятие напряжения,
- игры ритмические, хоровые, музыкальные и т. д.
Практика:
Практикум: формирование организаторского игробанка,
обучение технологиям проведения и организации различных игр.
13. КТД. Формы КТД.
Теория: формы КТД:
Малое Творческое Дело
- Игры.
- Перемещение по станциям.
- Конкурсы.
- Несценарные ролевые игры.
Большое Творческое Дело
- Конкурс или набор постановок.
- Сценарные ролевые игры.
- Разновидности диспутов.
Практика:
Проведение в школе рейда дружбы;
- составление анкет и проведение анкетирования среди учащихся школы
«Что такое дружба?»;
Проведение КТД «Вместе весело играть» с ребятами начальных классов по одной из предложенных форм.
14. Участие в новогодних праздниках.
Практика:
Организация ролевых игр для учащихся школы «Новогодние смешинки».
Украшение школы и учебных кабинетов к празднованию нового года с использованием навыков, полученных на занятиях в оформительской мастерской "В гостях у Кисточки".
15. Психологический практикум «Я в меняющимся мире».
Психология – «знакомая незнакомка».
Теория:
Психология – «знакомая незнакомка». Кто я? Что я знаю о своих способностях и возможностях. Темперамент и его свойства. Психологические тесты.
Практика: проведение психологических тестов и игр:
- «Я и мир»,
- «Мой темперамент».
16. Оформительская мастерская "В гостях у Кисточки"
Теория:
Использование подручного материала (газет, мела и т.д.) в оформлении помещений.
Практика:
Практикум: оформление ко «Дню смеха» сцены в актовом зале и помощь в оформлении тематических уголков в классах школы.
17. Психологический практикум «Я в меняющимся мире».
Психологические игры.
Теория:
Искусство общения. Я и другие.
Практика:
Проведение психологических игр с обучающимися:
- «Личности и межличностное общение»,
- «Самопрезентация»,
- «Мои вершины и достижения».
18. Организация массовых дел, участие в слетах, рейдах; волонтерских акциях
Теория:
Волонтерские акции, рейды, организация массовых дел.
Практика:
Активное участие воспитанников объединения в школьной и общественной жизни,
Участие в городских и районных акциях:
- акция «Здоровый город»;
- акция «Сделаем зиму теплой своими сердцами!»;
- акция «Мы ПОМНИМ!» - поздравления с праздниками участников ВОВ;
- организация встреч младших школьников с участниками ВОВ и интересными жителями нашего района;
- районная акция «Поможем птицам в февральские морозы»;
- участие в слете волонтерских команд городского подросткового движения «Наше будущее в наших руках»;
- акция «Город против наркотиков» и т.д.
Организация игровых программ среди учащихся школы, направленных на сохранение здорового образа жизни подростков «Здоровье в твоих руках!»
19. Итоговое дело: «И у школы будут яблони цвести».
Практика:
Организация и проведение КТД «И у школы будут яблони цвести».
Второй год обучения.
1. Познавательные дела.
Теория:
Различные формы коллективного творчества и технологии его организации.
Практика:
Проведение с воспитанниками объединения познавательных дел:
- «Вечер разгаданных и неразгаданных тайн»,
- Пресс-бой,
- Рассказ-эстафета,
- Сбор- путешествие,
- «Аукцион знаний»,
- «Вечер веселых задач»,
- Встреча с интересными людьми,
- «Час почемучек».
Круглый стол по результатам проведения познавательных дел.
2. Спортивные дела.
Теория:
Формы спортивных КТД.
Практика:
Организация спортивных дел в школе:
- Игры с мячом «Космонавты и метеориты»,
- «Веселые старты»,
- Школьная спартакиада,
- Конкурс знатоков спорта,
- Конкурс «Пирамид»,
- «Малые олимпийские игры».
Круговая беседа по итогам проведения спортивных мероприятий.
3. Трудовые дела.
Практика:
Проведение трудовых дел в школе:
- «Атака трудовая»,
- «Десант помощников»,
- Почта, сюрприз «Трудовой»,
- Профессиональные праздники календаря,
- «Подарок дальнему другу»,
- «Снежная сказка»,
- «Клуб умельцев-волшебников»,
- «День самостоятельности»,
- «Зеленый патруль».
«Час раздумий» - подведение итогов по выполненным трудовым делам.
4. Художественные дела.
Теория:
Виды художественных КТД.
Практика:
Проведение с воспитанниками художественных КТД:
- Авторский вечер,
- Концерт «Молния»,
- «Эстафета любимых занятий».
Обмен впечатлениями, после проведения авторского вечера и эстафеты любимых занятий.
5. Организаторские дела
Теория:
Виды организаторских дел.
Практика:
Разработка проекта названия, девиза, эмблемы коллектива, предложений о его жизни для перспективного плана;
подготовка и проведение организаторских дел:
- «Газета – молния»,
- «День рождения коллектива»,
- «Смотр дружбы»,
- Сбор - «огонек»,
- «Один за всех и все за одного»,
- Беседа за "круглым столом",
- Брифинги, «Эстафета соседей»,
- «Веер делегаций»,
- «Панорама творческих дел». Организация игровых программ и конкурсов для учащихся школы,
- Участие в городских и районных акциях по борьбе за здоровый образ жизни среди молодежи,
- Конкурс для учащихся школы «Один за всех и все за одного»,
Беседа за "круглым столом" по итогам проведения организаторских дел.
6. Социальное проектирование.
Теория:
Технология разработки и реализации проекта.
Практика:
Проведение операции "Забота" и акции "Радость людям".
Работа в мини - группах:
- подготовка социального творческого проекта «Мир добрых людей»;
- защита творческих проектов.
7. Организация массовых дел.
Теория:
Общественная деятельность. Участие МОО в общественной жизни города и страны. Молодежные акции всероссийские, городские и районные.
Молодежь и политика. Молодежь и экономика. Всероссийский молодежный лагерь на оз. Селигер.
Игровые программы.
Практика:
- Организация игровых программ и конкурсов для учащихся школы на тему: «Защита окружающей среды»;
- Участие в городских и районных акциях по борьбе за здоровый образ жизни среди молодежи;
- Участие в городских и районных акциях:
- Акция «Здоровый город»;
- Акция "Судьба ветерана"; организация встреч, учащихся школы с интересными жителями нашего района;
- Участие в новогодних праздниках: организация ролевых игр во время проведения новогодних праздников, проведение и организация новогоднего карнавала, украшение школы и учебных кабинетов к празднованию Нового года, используя навыки, полученные во время занятий в оформительской мастерской "В гостях у Кисточки".
- Районная экологическая акция «Поможем птицам в февральские морозы»;
- Участие в v слете волонтерских команд городского подросткового движения «Наше будущее в наших руках»;
- Выпуск поздравительных открыток и газет к основным календарным праздникам:
- «День пожилого человека»;
- «День учителя»;
- Праздник толерантности «Национальный костюм»;
- «Новый год»;
- «День полного снятия блокады»;
- праздник любви «День святого Валентина»;
- «23 февраля - день мужественности»;
- Праздник весны и красоты «8 марта»;
- «День победы»
- Активное участие в школьной и общественной жизни:
- организация КВН среди учащимися школы и учителями «Самые - самые!»;
- организация и проведение итогового огонька.
8. Итоговое дело «Школьные годы чудесные!».
Практика:
Организация и проведение КТД «Школьные годы чудесные!» для старшеклассников.
Методическое и материальное обеспечение дополнительной образовательной программы
Первый год обучения
№ | Раздел Тема | Форма занятия | Приемы и методы | Формы работы | Техническое и дидактическое оснащение |
1. | Детское общественное объединение: понятие, сущность, принципы | Игра | Репродуктивный:
| Опрос Составление кроссворда | Доска, маркеры карточки с заданиями |
2. | История детского движения. Скаутинг | Семинар | Эвристический
| Исследовательская работа. Опрос. | Доска, маркеры Атрибутика скаутов (галстуки, шевроны и др.) |
3. | Ролевые психологические тренинги | Тренинг | Эвристический | Опрос | Компьютер, CD- диски, Музыкальный центр Доска, маркеры |
4. | История детского движения Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина: история, факты, комментарии. | Открытая кафедра | Репродуктивный | Беседа Написание мини – сочинений «Пионеры в моей семье…» | Компьютер, CD- диски, Музыкальный центр Доска, маркеры пионерские песни, атрибутика пионеров: барабаны, галстуки и др. |
5. | История детского движения Современный этап развития Детского и Молодежного движения в России. | Диспут | Эвристический | Опрос Анкетирование Подготовка мини - докладов | Компьютер, музыкальный центр, МР3 диски доска, маркеры |
6. | История детского движения Детские и Молодежные объединения Санкт-Петербурга. | Работа в мини - группах | Репродуктивный | Беседа Подготовка мини - докладов | Музыкальный центр Доска, маркеры
|
7 | КТД Приемы творческого мышления | Мозговой штурм | Эвристический | Опрос Беседа | Компьютер, CD- диски, Музыкальный центр Доска, маркеры |
8 | КТД Правила организаторской деятельности (по А.Н. Лутошкину) | Игра | Репродуктивный | Цветопись Беседа | Музыкальный центр Доска, маркеры |
9 | Оформительская мастерская «В гостях у Кисточки» | Практикум Работа в мини - группах | Репродуктивный | Изготовление праздничных приглашений, плакатов и дипломов | Компьютер, CD- диски, Музыкальный центр Доска, маркеры Краски, фломастеры бумага А4 |
10 | Правовая гостиная «Я - ребенок, я - человек» | Ролевая игра Практикум | Эвристический | Беседа Творческие задания «Мои права» Подготовка мини – сочинений «Я гражданин» | Компьютер Музыкальный центр Доска, маркеры |
11 | КТД Технология организации и проведения Коллективно-творческого дела (по И.П.Иванову) | Игра по станциям | Эвристический | Цветопись Карточки с заданиями | Музыкальный центр, Компьютер, Доска, маркеры |
12 | Игробанк «Советы домового» | Практикум | Эвристический | Выпуск сборника игр «Советы домового» | Музыкальный центр, мяч, скакалка, стулья, доска, маркеры |
13 | КТД Формы КТД | Рейд | Эвристический | Беседа Опрос Рисунок-тест | Музыкальный центр Доска, маркеры фломастеры, бумага А4 |
14 | Участие в новогодних праздниках | Ролевая игра | Эвристический | Беседа Выпуск приглашений плакатов и газет к новогодним праздникам. | Компьютер, CD- диски, Музыкальный центр Доска, маркеры, ватман, Бумага А 4, краски, фломастеры, ножницы, клей |
15. | Психологический практикум «Я в меняющемся мире» Психология - «знакомая незнакомка». | Тренинг | Эвристический | Беседа Огонек | Музыкальный центр Доска, маркеры фломастеры, бумага А4
|
16. | Оформительская мастерская «В гостях у Кисточки» | Практикум Работа в мини - группах | Репродуктивный | Оформление сцены к празднику «Школьные годы чудесные». Оформление уголков здоровья в классах. | Музыкальный центр Доска, маркеры фломастеры, бумага А4 газеты, краски |
17. | Психологический практикум «Я в меняющемся мире» Психотехнические игры. | Тренинг | Эвристический | Беседа Огонек Обсуждение Рисунок-тест
| Музыкальный центр Доска, маркеры фломастеры, бумага А4
|
18. | Организация массовых дел, участие в слетах, рейдах; волонтерские акции | Ролевая игра Практикум Рейд Круговая беседа. Акция. Игра. Слет. | Эвристический Репродуктивный | Беседа Подготовка итогового концерта Подготовка мини - выступлений | Компьютер, CD- диски, Музыкальный центр Доска, маркеры, ватман, Бумага А 4, краски, фломастеры, ножницы, клей |
19. | Итоговое дело: «И у школы будут яблони цвести». | КТД | Эвристический | Трудовой десант | Садовый инвентарь. Саженцы деревьев и цветов. |
Второй год обучения
№ | Раздел Тема | Форма занятия | Приемы и методы | Формы анализа | Техническое и дидактическое оснащение |
1. | Познавательные дела
| Ролевая игра Сбор – путешествие Аукцион знаний Пресс – бой | Эвристический | Цветопись Беседа | Компьютер, CD- диски, Музыкальный центр Доска, маркеры, ватман Карточки с заданиями |
2. | Спортивные дела | Ролевая игра | Эвристический | Цветопись. Беседа Выпуск пособий по проведению спортивных игр | Спортивный реквизит, Музыкальный центр, Спортивный зал |
3. | Трудовые дела
| Ролевая игра Трудовой десант Час раздумий | Эвристический | Цветопись Беседа | Компьютер, CD- диски, Музыкальный центр Доска, маркеры, ватман, Бумага А 4, краски, фломастеры, ножницы, клей |
4. | Художественные дела | Ролевая игра Огонек Смотр | Эвристический | Выпуск газет Беседа | Компьютер, CD- диски, Музыкальный центр Гитара
|
5. | Организаторские дела | Ролевая игра Брифинг Огонек Смотр | Эвристический | Выпуск газет Беседа, опрос | Компьютер, CD- диски, Музыкальный центр Доска, маркеры, ватман, Бумага А 4 |
6. | Социальное проектирование
| Ролевая игра Работа в мини – группах Защита проектов | Репродуктивный | Защита творческих проектов Беседа | Доска, маркеры, Телевизор, Фильм о социальном проектировании «Я- гражданин России» |
7. | Организация массовых дел | Ролевая игра Практикум КВН Философский стол Слет | Эвристический Репродуктивный | Коллективное обсуждение Организация итогового огонька Выпуск газет и поздравительных открыток к праздникам. | Компьютер, CD- диски, Музыкальный центр Доска, маркеры, ватман, Бумага А 4, краски, фломастеры, ножницы, клей |
8. | Итоговое дело «Школьные годы чудесные!». | КТД | Эвристический | Коллективное обсуждение Организация итогового КТД «Школьные годы чудесные!» для старшеклассников. | Компьютер, CD- диски, Музыкальный центр Доска, маркеры, ватман, Бумага А 4, краски, фломастеры, ножницы, клей |
Список литературы
для детей:
- Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М.,1989
- Лутошкин А.Н. Как вести за собой. - М., 1986.
- Рабочая тетрадь участника Школы организаторского мастерства. - СПб. 2006
- Родари Д. Уроки фантазии. - Спб.: КАРО, 2003
- Шмаков С.А. Игры- шутки, игры-минутки. - М.,1993
для педагогов:
- Возжаев С.Н., Возжаева Е.И. Слагаемые успеха лагерной смены. -
М.,2002. - Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М.,1989.
- Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности -
основа целостного воспитательного процесса. - М., 1993. - Конвенция о правах ребенка. Сборник международных договоров в СССР. Выпуск ХLVII. - М, 1993.
- Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М.: Новая
школа, 1994. - Шмаков С.А. Игры- шутки, игры-минутки. - М.,1993.
- Шмаков С. С.А. Ее величество - Игра. - М.,1992.
- Шкекендорф З.К. Младшим школьникам о правах ребенка (Пособие для учителей) М.,1997
V. Список использованной литературы:
- Выгодский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1992
- Евладова Е.Б., Логинова Л.Г. Организация дополнительного образования детей- М.,2003
- Ерёменко Н.И. Дополнительное образование в образовательном учреждении - Волгоград, 2007
- Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования- М., 2007
- Конасова Н.Ю, А.Т. Бойцова, Кошкина В.С., Курцева Е.Г. Права детей на дополнительное образование и социально-педагогическую поддержку- СПб. 2005
- Лутошкин А.Н. Как вести за собой. - М., 1986.
- Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. - М.,1979.
- Музыченко Т.Ю., Новикова О.Ю. Вожатый и его команда, (в помощь
организатору детского общественного объединения. — Омск, 2001. - Немов П.С. Практическая психология. - М.,1999
- Рожков М.И., Волохов А.В. Я и мы (Программа в помощь организаторам
и лидерам детских объединений и организаций, педагогам и родителям. -
М., 1996. - Титова Е.В. Если знать, как действовать - М.: Просвещение,19
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕФЕРАТ по образовательной программе дополнительного профессионального образования «Педагогическая деятельность в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования»на тему: «ИКТ в деятельности современного учите
Введение Процесс информатизации, охвативший сегодня все стороны жизни современного общества, имеет несколько приоритетных направлений, к кот...
Рабочая программа дополнительного платного образования по английскому языку "Языковой портфель моих достижений"
В состав УМК "Английский в фокусе" для 5 класса входит языковой портфель. При 3 часах в неделю нет времени работать с этим пособием. Но с ним можно работать на занятиях кружка английского языка....
РЕФЕРАТ по образовательной программе дополнительного профессионального образования «Современный образовательный менеджмент. Принцип государственно-общественного управления в образовании» на тему: «Общественная оценка качества образования в образовател
В последние годы делается больший акцент на роль общественности в управлении образовательными учреждениями. Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органа...
Образовательная программа дополнительного профессионального образования
Программа рассчитана на учителей музыки по внедрению ФГОС в учебный процесс...
Образовательная программа дополнительного профессионального образования
Программа рассчитана на учителей музыки по внедрению ФГОС в учебный процесс...
Рабочая программа Дополнительного общего образования учебного предмета "Английский язык” для 1- х классов на 2019-2020 учебный год
В связи с этим актуальность этой программы не вызывает сомнений. Программа кружка «Веселый Английский» направлена на воспитание интереса к овладению иностранным яз...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПО ИЗБРАННОМУ ВИДУ СПОРТА» С ПРИСВОЕНИЕМ КВАЛИФИКАЦИИ «ТРЕНЕР» (программа повышения квалификации учителей физической культуры)
Рабочая программа дополнительного профессионального образования «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПО ИЗБРАННОМУ ВИДУ СПОРТА» С ПРИСВОЕНИЕМ КВАЛИФИКАЦИИ «ТРЕНЕР»...