Программа факультативный курса по русскому языку для 7-8-го класса на тему "Диалоги вести не лапти плести"
рабочая программа по русскому языку (7 класс)
Программа факультативный курса по русскому языку для 7-8-го класса на тему "Диалоги вести не лапти плести"
Разработан учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ № 21 г. Сальска Ростовской области Романенко О. А. 2018 г.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа факультативного курса
по русскому языку для 7-8 классов «Диалоги вести не лапти плести».
Пояснительная записка
В развитии системы УУД в рамках реализации ФГОС особую значимость приобретают коммуникативные действия:
- правильное оформление своих мыслей в устной и письменной речи;
- грамотное построение цепи логических рассуждений, выдвижение гипотез и умелое их обоснование;
- свободное выражение мыслей и чувств в процессе речевого общения;
- способность воспринимать информацию с учетом поставленной учебной задачи;
- знание особенностей диалогической и монологической речи;
- построение речевого монологического высказывания в соответствии с поставленными задачами.
В свете существующих изменений в ОГЭ в 9 классе и планируемого устного экзамена в 11 (введение устной части, включающей в себя чтение и говорение) развитие коммуникативных навыков у учащихся становится ещё более актуальным. К сожалению, до введения устного экзамена по развитию устной неподготовленной речи уделялось недостаточно внимания, поэтому одной из важных задач на данном этапе становится развитие устной коммуникабельности учащихся, различных форм устной речи и аналитического чтения. Поэтому данная программа факультативного курса по развитию связной речи для 7- 8 классов послужит пособием обучающимся в овладении коммуникативными навыками.
В программе предусмотрена специальная работа по развитию речи, которая должна проводиться систематически на протяжении изучения всего курса.
Большое внимание в ней уделяется и обучению устной диалогической речи.
Так, в программе для 7 класса предусмотрен такой вид работы по развитию устной диалогической речи, как ответы-рассуждения по изученным грамматическим темам.
У учащихся должны быть сформированы следующие основные умения и навыки устной диалогической речи:
- вести диалог-беседу и диалог-расспрос с использованием реплик переспроса, сомнения, согласия, отрицания, утверждения, осуждения и одобрения;
- вести диалог-дискуссию на основе прочитанного текста или увиденного кино, телефильма.
В 8 классе учащиеся должны уметь давать ответы-рассуждения на вопросы по картине, диафильму, теле- и кинофильму и участвовать в диалогах-дискуссиях (задавать вопросы, аргументировано опровергать чужую точку зрения и доказывать свою).
Программа данного факультативного курса рассчитана на 18 часов (1 час в 2 недели). Цели курса:
- Научиться создавать высказывания в соответствии с определенным типом речи;
- Грамотно выстраивать монологические высказывания, избегая речевых, грамматических, орфоэпических ошибок;
- Уметь вступать в диалог с собеседником, соблюдая нормы и правила общения;
- Совершенствовать культуру устной речи.
Задачи курса:
1. Развивать коммуникативные навыки, способность понимать, воспринимать, реагировать;
2. Развитие устной и письменной речи.
На уроках используется различный дидактический материал: тексты, которые взяты из произведений русской литературы и публицистики, к каждому тексту прилагаются вопросы; рабочая тетрадь «Комплексный анализ текста», 7-8 класс Малюшкина А.Б. и «Русский язык. Комплексный анализ текста», 7-8 класс Сениной Н.А.
Планируемый результат:
Учащиеся должны знать, понимать определения основных изученных в 7-8 классах языковых явлений, речеведческих понятий; явлений, связанных с понятием «культуры речи».
Уметь:
речевая деятельность:
- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию текста;
фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;
чтение:
- прогнозировать содержание текста, исходя из названия, содержания эпиграфа;
- используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании по ключевым словам, заголовкам статей, книг, оглавлению;
говорение:
- пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;
- создавать связное монологическое высказывание в форме текста-рассуждения, текста-повествования, текста-описания;
- пересказывать фрагмент текста;
текст:
- определять признаки текста, его структуру;
- определять тему, основную мысль, проблему;
- распознавать типы речи и стили текста;
- знать особенности жанров речевых произведений (статьи, этюда, зарисовки, очерка, рассказа и др.);
культура речи:
- выразительно говорить и читать;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения всех литературных норм;
- оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания.
В результате изучения учащиеся должны
Знать/понимать:
- стили речи и их отличительные черты (художественный, разговорный, научный, официально-деловой, публицистический).
Уметь:
- определять стиль речи;
- находить и исправлять стилистические, речевые, грамматические ошибки.
Календарно - тематическое планирование
№ | Часы | Модуль | Виды деятельности | Способ контроля |
1 | 1 | Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения. | Участие в диалоге с учителем. | Опрос. |
2 | 1 | Человек с человеком испокон веку ведут диалог. | Диалог в парах с использованием диалога-образца. | Самостоятельная работа. |
3 | 1 | Великое искусство быть приятным в разговоре. | Чтение в лицах диалога литературных героев. | Самостоятельная оценка учащимися выполненного задания. |
4 | 1 | Поддакивание – вершина ораторского искусства. | Создание диалога на тему «Красота». | Самостоятельная работа. |
5 | 1 | Искусство диалога — в умении говорить на языке собеседника. | Оценивание речевого оформления реплик участников диалога. | Взаимопроверка. |
6 | 1 | Полное согласие - свойство для беседы весьма скучное… | Дискуссия на заданную тему «Быть, а не казаться». | Самостоятельная оценка учащимися выполненного задания. |
7 | 1 | Даже если у стен - уши, всё равно разговор, как со стенкой. | Анализ выступления участников диалога. | Фронтальный контроль в форме беседы. |
8 | 1 | Что находится в кувшине, то и льётся из него. | Конкурс «Юный интервьюер». | Конкурсное интервью на тему «Мой любимый предмет» |
9 | 1 | В твой монолог, спрятан "ума" диалог. | Диалог с текстом. | Индивидуальный контроль. |
10 | 1 | Внутренний диалог – это ключ ко всему. | Создание диалога на тему «Школа будущего». | Индивидуальный контроль. |
11 | 1 | В диалоге с жизнью важен не её вопрос, а наш ответ. | Игра «Интересная встреча с…». | |
12 | 1 | Идеи рождаются в диалоге и в нём же и умирают. (Михаил Бахтин) | Дискуссия на тему «Что сильнее: зло или добро?» | Самостоятельная оценка учащимися выполненного задания. |
13 | 1 | Мы говорим не только тогда, когда думаем, что нас слушают и понимают, но и про себя и для себя. (А. А. Потебня) | Диалог с текстом. | Индивидуальный контроль. |
14 | 1 | Продуктивный диалог. | Участие в диалоге с учителем. | Фронтальный контроль в форме беседы. |
15 | 1 | Отработка задания 4 устной части | Диалог в парах (разыгрывание по ролям прочитанного текста). | Групповой контроль. |
16 | 1 | Отработка задания 4 устной части | Диалог в парах. | Групповой контроль. |
17 | 1 | Пробный экзамен | Диалог с учителем. | Индивидуальный контроль. |
18 | 1 | Работа над ошибками |
Литература
- ФИПИ Образцы контрольных измерительных материалов для раздела «Говорение» в Государственной итоговой аттестации по русскому языку.- М., 2017.
- Егораева Г. Т. ОГЭ Тренажёр: подготовка к устной части. Раздел «Говорение». – М., 2018.
- И.А.Стернин. Практическая риторика в объяснениях и упражнениях для тех, кто хочет научиться говорить. - Воронеж: «Истоки», 2011. Тираж 500 экз. - 169 с.
- «Волшебная сила слова» (авторы Л.Ф.Климанова, Т.Ю.Коти), рекомендованному РАН, РАО. Издательство «Просвещение», Москва, 2010г.
Рабочая программа
факультативного курса
по русскому языку
«Диалоги вести не лапти плести»
для 7- 8 классов
Разработана учителем русского языка
и литературы МБОУ СОШ № 21
г. Сальска
Романенко О. А.
2018 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 9 класса «Русская словесность»
Рабочая программафакультативного курса по русскому языку для 9 класса«Русская словесность» Рабочая программа составлена на основеПрограммы по русскому языку для общеобразователь...
Программа факультативного курса по русскому языку в 5 классе "Язык мой - друг мой"
Школьный курс русского языка ставит своей целью – дать основные сведения по грамматике, фонетике, орфографии и пунктуации, имеющие познавательное и практическое значение. Однако общей характерис...
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Секреты русской орфографии" для 7 класса.
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Секреты русской орфографии" для 7 класса....
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 8 класса "Секреты русской орфографии"
Данная программа, возможно, поможет словесникам, уделяющим особое внимание повышению уровня орфогафической грамотности учащихся....
Программа факультативного курса по русскому языку для 7 класса « Язык мой – друг мой»
Программа факультативного курса по русскому языку для 7 класса « Язык мой – друг мой» Составила Непомнящая Татьяна АнатольевнаПояснительная запискаФакультативный курс рассчитан ...
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (для 9 класса).
Рабочая программа составлена с учетом программы факультативного курса С.И. Львовой «Уроки словесности» для 7-9 классов. Программа содержит следующие разделы: 1) пояснительная зап...
Рабочая программа учебного предмета «В мире русского языка» (факультативный курс по русскому языку) для учащихся 8-9 классов
Данный курс позволит дополнительно организовать работу по подготовке к ОГЭ по русскому языку. Программа курса предназначена для работы над изложением и сочинением....