Воспитательная программа "Как вести за собой"
рабочая программа (7 класс) по теме
Воспитательная программа для 7-8 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_programma.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Возрастная воспитательная программа
«Как вести за собой»
(для учащихся 7-8 классов).
Ситникова Е.А.,
МКОУ СОШ п.Фаленки
Возрастные особенности
Средний школьный возраст (от 11-ти до 12-ти лет) – переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе (5-9 классы) и характеризуется глубокой перестройкой всего организма.
Характерная особенность подросткового возраста – половое созревание организма. У девочек оно начинается практически с 11-ти лет, у мальчиков – несколько позже. Половое созревание вносит серьёзные изменения в жизнь ребёнка, нарушает внутренне равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек.
Одна из психологических особенностей данного возраста – избирательность внимания. Это значит, что они откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела, а быстрая переключаемость внимания не даёт возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле.
Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребёнка появляется своё мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе. Дети в этот период склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую нулю, родители недоумевают и считают, что их ребёнок подвергается чужому влиянию и в семьях наступает кризисная ситуация: «верхи» не могут, а «низы» не хотят мыслить и вести себя по-старому.
Средний школьный возраст – самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать своё мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.
Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят сложности в развитии и становлении. Поэтому работу нужно направить на формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.
В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Этот период жизни ребёнка иногда называют периодом тяжёлого кризиса. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева.
Поэтому особое внимание нужно уделить внутреннему миру ребёнка, больше уделять внимания индивидуальной работе, проблемы ребёнка решать наедине с ним.
В этом возрасте ребёнок весьма подражателен. Это может привести его к ошибочным и даже аморальным представлениям и поступкам.
Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации. Учащимся будут интересны такие классные дела, которые служат активному самовыражению подростков и учитывают их интересы. Ребят привлекает возможность самим организовать классные дела, вступать в диалог и полилог, принимать самостоятельные решения.
У многих учащихся в этом возрасте возникают проблемы с учителями. Это порой вовсе не связано с его работоспособностью или интеллектуальными возможностями. Зачастую это связано с резким падением интереса к учению, изменением учебной мотивации.
Надо вовремя исследовать причины учебных проблем ученика и использовать полученные результаты в работе с классом.
В работе с учащимися данного возраста необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
- формирование нравственных качеств личности;
- знакомство с примерами положительных идеалов.
Пояснительная записка.
Программа «Как вести за собой» ориентирована на детей среднего школьного возраста.
Идея написания данной программы возникла исходя из анализа работы за прошедший учебный год и возрастных особенностей детей среднего школьного возраста (от 11-12 лет до 15-ти лет).
Анализируя воспитательную работу в классе за прошедший учебный год, я отметила, что все поставленные задачи были решены успешно. Организация внеурочной и внеклассной работы потребовала помощи и участия самих детей. Ребята были активны, добросовестно выполняли порученные им дела, но самостоятельности в организации дел не проявляли, их деятельность постоянно надо было направлять.
В характеристике возрастных особенностей детей данного возраста отмечено, что особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации. Учащимся будут интересны такие классные дела, которые служат активному самовыражению подростков и учитывают их интересы. Ребят привлекает возможность самим организовать классные дела, принимать самостоятельные решения. Венгерский психолог Г. Элемер в своей книге «Удивительная страна» образно описывает мир подростка:
«Удивительная страна – это страна Подростка! Она наполнена особенностями, чудесами и странностями. Границы её необыкновенно извилистые, нечёткие, расплывчатые. Нередко её жители сами не знают, когда и где переступили её границы. Ещё меньше замечают они, когда и как уходят из этой хаотической страны, где очень многое иногда стоит вверх ногами.
Климат этой страны очень капризный и прихотливый, то тропически знойный и вдруг без перехода – ледяной холод. Имеется бурно расцветающая весна и листопадная осень, но они не всегда сменяются последовательно, а в лето врывается зима, в весну – осень.
Но и жители этой удивительной страны также непоследовательны – проявляют крайности в своём поведении. То очень весёлые и шумные, то вдруг молчаливые и угрюмые; то смелые герои, то вдруг боязливые и беспомощные; иногда сомневающиеся и не верящие в себя; очень часто слишком самоуверенные и спесивые; иногда очень скромные и замкнутые, то невыдержанные и нахальные.
Жители страны Подростков ожидают от взрослых, чтобы им помогли, поняли бы и посочувствовали бы им. Главным образом они жаждут того, чтобы не обращались с ними, как с детьми, а старались бы их признать как уже молодых людей и вывели бы из этой страны, где климат иногда хаотичный».
Мир подростка сложный и противоречивый. Нужно уважительно относиться к стремлению подростка стать взрослым, помогать ему входить в «наш» мир, осваивать его.
Подросток стремится не только больше знать, но и больше уметь. Поручая им ответственные дела, не надо бояться с их стороны ошибок – ведь на ошибках тоже учатся.
Так как в классном коллективе все дети разные, но каждый имеет свои индивидуальные особенности и интересы, воспитательную работу необходимо построить таким образом, чтобы каждый занимался тем, что ему нравится и что ему хорошо удаётся.
При распределении поручений, организаторских заданий надо опираться не только на существующие способности ребят, но и на те задатки, которым надо помогать развиваться.
Программа построена на системе классных часов и коллективных творческих дел, направленных на обучение детей умению общаться между собой, со старшими и младшими, умению работать в команде, умению руководить при организации коллективно-творческих дел. Важно дойти до каждого ученика, помочь каждому ученику найти себя, повысить свою самооценку.
В структуру программы входит блок работы с родителями, учителями-предметниками и диагностический блок.
Принципы:
Принцип гуманизма определяется как признание не только общечеловеческих ценностей на благо других людей, но и признание ценности самого воспитанника с его сильными и слабыми сторонами. Педагогу следует: призывая к добру быть добрым самому; уважать личность ребёнка, не унижать его достоинства, учитывать его интересы, потребности, способности, постараться в каждом воспитаннике увидеть личность.
Принцип ценностной ориентации предполагает такую организацию общения учащихся, в процессе которого они как «сливаются» с окружающим миром в нравственных отношениях, так и обособляются от них через выделение собственного «Я» и собственного нравственного выбора.
Принцип культуросообразности предполагает основываться на особенностях и нормах национальной культуры и региональных исторических и культурных традициях.
Принцип социального закаливания ориентирует на включение детей в этические ситуации, выход из которых предполагает волевое усилие, использование разных способов решения противоречий, что способствует приобретению социального иммунитета, формированию нравственной жизненной позиции ребёнка.
Принцип сотрудничества, доверия и поддержки предполагает развитие детского самоуправления, инициативы и самостоятельности детей.
Принцип деятельностного подхода – практическая направленность занятий, любые знания приобретаются ребёнком во время активной деятельности.
Принцип наглядности, занимательности, вариативности форм и методов воспитания.
Воспитательная программа
«Как вести за собой»
Концептуальная основа.
Возрастные задачи развития:
- осознание чувства взрослости, проявление повышенной активности, стремление войти в контакт с большим числом сверстников;
- осознание себя как личности, открытие собственного «Я», овладение способами самооценки, самоанализа;
- обретение психо-сексуальной идентичности, осознание себя как достойного представителя определённого пола.
Педагогические задачи:
- обучение школьника определению своей роли в общем деле, умение выдержать эту роль до конца;
- создать условия для овладения ключевыми компетентностями (умение организовать, сравнивать, систематизировать, устанавливать причинно-следственные связи, проектировать результат, рефлексировать);
- содействовать построению равноправных отношений со сверстниками, основанными на взаимопонимании, взаимооценке, формирование дружеского и избирательного общения, навыков КТД;
- формирование отношения к этикету как к норме жизни;
- воспитание грамотного отношения к медико-профилактическим мерам как средству сохранения здоровья человека.
Содержание и технология реализации воспитательной программы
«Как вести за собой»
Цель программы: формирование позиций заинтересованности в жизни коллектива.
Воспитательные задачи:
- развитие организаторских способностей учащихся;
- развитие способности участия в разнообразных видах деятельности;
- формирование умения взаимодействовать с разными людьми;
- создание условий для развития творческого потенциала учащихся.
Ожидаемый результат:
Изменение образа воспитанника;
овладение опытом организации дел в классе.
Направления воспитательной программы
Направление | Цель | Формы |
Учебно-познавательная деятельность | Оказание помощи ученикам в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде. |
|
Гражданин | Формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него. |
|
Здоровье | Использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимся значимости их физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения. |
« Способы профилактики нарушения зрения, инфекционных и простудных заболеваний».
Инструктажи по ТБ.
|
Нравственность | Помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила. |
|
Труд | Привитие учащимся трудовых ценностей, создание условий для проявления ими инициативы и самостоятельности, ответственности при выполнении трудовых поручений. |
«Тепло», «Школьный участок»,
|
Досуг | Создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности. |
. |
Работа с родителями
Цель: обеспечение взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся, привлечение родителей к воспитательному процессу.
- Посещение квартир учащихся.
При посещении квартир проводить беседы с родителями учащихся о создании условий для выполнения домашних заданий, о соблюдении режима дня, о контроле за внеклассным чтением.
- Провести классные родительские собрания:
- Октябрь – «Этот трудный возраст».
- Январь – «Особенности учебной деятельности подростков».
- Май – «Досуг подростков».
- Приглашать родителей на уроки, классные часы.
- Индивидуальные беседы с родителями.
Работа с учителями – предметниками
Цель: активизация учебной деятельности и её результативности.
- Посещение уроков в классе.
- Сотрудничество с учителями по итогам учебных четвертей и года.
- Изучение мнений учителей о классе.
Параметры оценки учебной деятельности класса | Положительная оценка со знаком «+» | Отрицательная оценка со знаком «-» |
Познавательный интерес учащихся класса в рамках преподаваемого предмета. Уровень организации класса во время учебной деятельности. Отношение классного коллектива к выполнению задая урока различной степени трудности. Интерес учащихся к творческой деятельности. Отношение класса к выполнению домашнего задания. Сотрудничество всех членов классного коллектива во время учебной деятельности. Взаимодействие с учителем. Отношение учащихся к преподаваемому предмету. Степень учебных достижений класса по предмету. |
Диагностирование
Методики изучения личности школьника:
- Уровень нравственности (методика «Магазин»).
- Тест «Незаконченный тезис» (Методика «Свободный выбор).
- Методика изучения мотивов школьников в совместной деятельности.
- Наличие социально-значимых качеств. Тест «Поставь себе оценку за вежливость».
- Особенности личности.
Диагностические методики изучения классного коллектива:
- Диагностика «Пьедестал».
- Диагностика «Государство – это мы»,
- «Продолжи предложение»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная программа "Жизнь в согласии с собой и обществом"
Главные идеи:формирование культуры общения учащихся, осознание учащимися необходимости позитивного общения как с окружающими;передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей, опыта...
школьный конкурс лидеров и активистов школы "Как вести за собой"
Сценарий школьного конкурса лидеров и активистов школы "Как вести за собой" для учащихся 5-8 классов...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "Школа организаторского мастерства «Как вести за собой»"
Образовательная программа «Школа организаторского мастерства «Как вести за собой»» имеет социально-педагогическую направленность.В настоящее время реализация задач деятельности детских общественных об...
Проект. Как вести за собой.
Создание семейного клуба "Непоседы"...
Как вести за собой
Презентация подготовлена по материалам книги А. Лутошкина. Применялась на семинаре для педагогов-организаторов и педагогических чтениях. Знакомит молодых педагогов с наследием специалиста по подготовк...
Занятие 6. Портрет лидера. Коммуникативные качества лидера. Как я могу вести за собой.
Цель: исследовать групповой портрет лидера, соответствие его команде.Задачи:• выявить общий портрет лидера, его качества;• соответствие портрета лидера каждому участнику;• из...
Методическая разработка воспитательного мероприятия на тему: «Жить в мире с собой и с другими»
Аннотация. Подростковый возраст - важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток уже - не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою лич...