Урок-игра по литературе для 6-7 классов «Дом вести - не лапти плести».
план-конспект урока по литературе (6,7 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gc_shishmarevaev_konkursamo1.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №35 с углубленным изучением
английского языка Василеостровского района Санкт-Петербурга
Урок-игра по литературе для 6-7 классов
«Дом вести - не лапти плести».
Санкт-Петербург
2011 год
Задачи урока:
1.образовательные:
- знакомство с памятником средневековой нравоучительной
литературы книгой «Домострой»
- формирование умений оценки и анализа отдельных глав
книги
- формирование умения свободно высказывать свое суждение
и аргументировать ответ
- совершенствование речи учащихся
- расширение кругозора учащихся
2. развивающие :
- развитие эмоционального восприятия учащимися предлагаемого
материала
- развитие творческих способностей учащихся
3. воспитательные :
- воспитание будущих пап и мам , воспитание семьянина
- сплочение детского коллектива
Оборудование : половик , полотенце с вышивкой , иконы для
оформления «красного угла» русской избы , магнитофон ,музыкаль
ные диски с русскими народными песнями ,банки с крупой ,куклы
детское белье ,ноутбук , экран ,проектор ,предметы:кочерга , ухват ,
заслонка , лучина , светец ,веретено , прялка , каток и другие пред-
меты , призы для участников конкурса , плакат с названием темы
урока .
Ход урока .
- Организационный момент - 1 минута
Дети входят в класс под веселую русскую народную песню
в класс и садятся на свои места . Стулья стоят полукругом ,
парты убраны . У доски сделана ширма , за которой приготовлен « красный угол » русской избы и разложены на столах предметы для конкурсов .
- Историческая страница - 6 минут
Вступительное слово учителя .
( На экране появляется название книги « Домострой » ).
- Дети , прочитайте название этой книги . Кто слышал что-нибудь
об этой книге ?
- Сколько корней в этом слове ? ( дом , строить ).
«Домострой» - это книга , которая была известна и популярна в
15-17 веках в России и очень много раз менялась, дополня-
лась , редактировалась. Давайте посмотрим на содержание глав
этой книги , и вы скажете , о чем эта книга .
( На экране изображаются названия глав книги - смотри при-
ложение) .
- Эта книга о том , как построить свой теплый, уютный , ком-
фортный дом и создать крепкую дружную семью.
Итак , урок наш имеет название : « Дом вести – не лапти плести» .
( Открывается ширма , и на доске прикреплен яркий плакат с
пословицей).
- Как вы понимаете смысл этой пословицы ?
Вот мы с вами сегодня и попробуем перенестись в русскую деревню 17 века. Посмотрите небольшую сценку .
- Сценка – поучение - 8 минут.
Действие переносится в 17 век в крестьянскую семью. Отец спра-
шивает сына о том , что он делал в течение дня , и наказывает его
за проступки , используя реплики из «Домостроя».( Смотри приложения,
глава «Как детей учить и страхом спасать»).
- Вы посмотрели сценку ,согласны ли вы с такими методами воспитания
детей и почему ? Как надо воспитывать детей?
А теперь давайте посмотрим ,как учит «Домострой» воспитывать детей.
На экране изображается текст главы «Как детей учить и страхом спа-
сать». Учитель читает текст с остановками и задает вопросы ученикам
по ходу чтения , например :
- Как понять эту фразу: «Воспитай детей в запретах и найдешь в них
покой и благословение»? и другие .
- Конкурс «Угадай предмет» .- 10 минут .
- Давайте посмотрим на устройство русской избы и вспомним , что же было
главным в интерьере дома ? ( « Красный угол» )
- Объясните смысл этого названия ?
« Красный угол » - передний угол в русской избе , где стояли иконы , т.к. люди
были верующие , почитали Бога , законы Божьи , по праздникам зажигалась
лампадка перед иконами , освещая лики святых . Всякий входящий в дом
должен был помолиться на иконы.
А теперь проведем конкурс «Угадай предмет». На столе разложены некоторые предметы обихода , которыми пользовались крестьяне в быту , ко-
торые можно найти до сих пор в наших деревнях. Ваша задача назвать предмет и объяснить назначение этого предмета.
В конкурсе участвуют все желающие ,побеждает тот , кто сможет больше
узнать предметов и объяснить способ применения .
Можно для конкурса использовать следующие предметы: коромысло , кочерга,
ухват, заслонка для печки, лучина, светец, веретено ,прялка ,каток (предмет для
прокатывания льняного белья после стирки) и другие.
Среди предметов найдите «утюг» из прошлого. Это каток . Существовало вы-
ражение «покатать белье»,которое означало погладить , помять белье , т.к. одежда у крестьян была из грубого домашнего сукна , а оно после стирки
становилось еще грубее.
После конкурса награждение учащихся призами.
- Конкурс «Кто быстрее…» - 10 минут.
В « Домострое» особое место отводилось женщине . Она хозяйка в семье ,
но муж и жена составляют «дом» . От женщины требовались чистота и
послушание, но без жены мужчина не является социально полноправным
членом общества. В каждой семье есть «цветы жизни» - дети . Давайте
сейчас проведем очень веселый конкурс для будущих пап и мам . На
столах лежат большие куклы и одежда для младенцев , вы должны
одеть «ребенка» за 1 минуту ,используя все вещи .Особое задание – покачь « ребенка» и спеть колыбельную песню. Время отсчитывают песочные часы. Конкурс сопровождается веселой музыкой. После конкурса - награждение призами.
- Конкурс для хозяек « Угадай не глядя» – 7 минут.
Все вы знаете такую пословицу : «Щи да каша - пища наша ».Кашу готовили всегда на Руси , готовили в печке , по всему дому шел запах душистой каши. Ваша задача - угадать наощупь крупу. На столе расставлены непрозрачные банки с крупой, ученику завязывают глаза и просят наощупь угадать название крупы: рис, пшено, манка, гречка,перловка,горох и др.
После конкурса наградить участников.
7. Итог урока - 2 минуты.
Сегодня мы познакомились с очень важной и нужной книгой средних веков, эта книга «Домострой». Многое полезно знать и нам , современным жителям России 21 века, чтобы не забывать свою историю и культуру.
Домашнее задание: составить небольшой свод правил о том, как вести свой дом, полезные советы папам и мамам 21 века.
- Организационный конец урока – 1 минута.
Дети организованно под музыку выходят из класса.
Комментарии
Урок-игра по литературе для