Прогамма летнего городского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
рабочая программа по теме
Космос, вселенная –вся система мироздания, весь мир.
С.И.Ожегов.
Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых.
Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей. За несколько месяцев до начала работы лагеря проводится большая подготовительная работа.
В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних оздоровительных лагерях.
Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореализации. Лагерь с дневным пребыванием учащихся призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей.
Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
И именно в лагере ярко выявляется самоценность каждого ребенка, осуществляется широкое приобщение ребят к разнообразному социальному опыту, к ценностям общественно-значимого досуга. А наша задача – помочь им в этом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskiy_gorodskoy_ozdorovitelnyy_lager_s_dnevnym_prebyvaniem_detey.doc | 251.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования
Московского района
муниципальное автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 118
Принята решением УТВЕРЖДАЮ:
педагогического совета Директор МАОУ СОШ №118
школьного лагеря __________ (Н.Н. Жукова)
«___» _________2011г. «___» _________2011г.
ПРОГРАММА
оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Звездный городок»
Для детей 7-10 лет. Срок реализации 2 года.
Автор:
Башева С.А. – заместитель директора по ВР
г.Нижний Новгород,
1. Информационная карта
Полное название программы | «Космическое путешествие» |
Автор программы | Семеновых Ирина Борисовна, педагог-организатор |
Руководитель программы | Жукова Надежда Николаевна, Директор МОУ СОШ № 118 с углубленным изучением отдельных предметов |
Территория, предоставившая программу | РФ, г.Нижний Новгород, МОУ СОШ№ 118 с углубленным изучением отдельных предметов |
Название проводящей организации | РУО администрации Московского района |
Адрес организации | г.Нижний Новгород, ул. Народная, 35 |
Телефон | 8312-20-60-68 |
Форма проведения | Оздоровительный лагерь с дневным пребыванием |
Цель программы |
|
Социально-педагогическая | |
Сроки проведения | Лагерная смена, июнь - 2011 |
Место проведения | МАОУ СОШ № 118 |
Официальный язык программы | Русский |
Общее количество участников, в том числе детей | 120 |
География участников | Учащиеся начальной школы |
Условия участия в программе | Заявление родителей, желание детей |
Условия размещения участников | Спальни, игровые комнаты, столовая, спортивный зал, спортивная площадка, тренажерный зал, игровая площадка, актовый зал, видеозал, библиотека, кабинет психолога, информационный центр, раздевалки, комнаты для кружковой деятельности, санузлы. |
Краткое содержание программы | Программа реализуется в виде игры – путешествия по планетам космической системы, где ребята узнают новое, познавательное, включаясь в различные виды коллективной деятельности. |
История осуществления программы | Программа реализуется 2-ой год |
2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛАГЕРЯ
Детские оздоровительные лагеря, независимо от специализации и ведомственной принадлежности, призваны обеспечивать полноценный и содержательный отдых и оздоровление детей, а также решать проблемы их развития и воспитания.
Реализация обозначенной цели предполагает решение целого комплекса психолого-педагогических, методических и управленческих задач:
- создание в детском оздоровительном лагере воспитательной среды, благоприятной, прежде всего, для формирования нравственной культуры ребенка, духовной основы его развития;
- использование природных условий для восстановления, сохранения, компенсации здоровья детей,
- создание условий для формирования и развития социально-адаптированной личности, для развития навыков эффективного взаимодействия детей с окружающим миром, для удовлетворения базовых потребностей личности в защищенности, в признании и уважении, в самоутверждении;
- разработка модели воспитательной системы детского оздоровительного лагеря, предполагающей интеграцию педагогического коллектива и всех служб лагеря в решении задач конкретной программы, с методическим описанием управленческой структуры, механизмов и форм сотрудничества, педагогических технологий, системы оценки эффективности и результативности.
Одной из центральных идей работы лагеря является постоянное развитие ребенка, развитие основных базовых свойств личности, (инициативность, ответственность, любознательность, настойчивость, трудолюбие, общительность) способных обеспечить адаптацию подрастающего поколения к современным условиям жизнедеятельности и оказывающих непосредственное влияние на формирование мировоззрения личности. Реализация этой идеи возможна при осуществлении принципа свободы выбора, когда разноплановая, творческая деятельность затрагивает сферу чувств ребенка и позволяет ему осознавать себя личностью, поэтому идея базируется на придании смене определенного культурологического колорита. Направленность на космическую тематику ведёт к формированию гуманистического направления. Исходя из этого, обозначены следующие задачи воспитательной работы:
- формирование современного мировоззрения - гуманного, нравственного, духовного отношения к окружающему миру;
- развитие положительной мотивации к знаниям и творческой деятельности, добросовестности и активности в решении практических задач;
- гармоничное, целостно-ориентированное развитие личности ребенка;
- укрепление нравственно-психологического потенциала, высокой культуры общения и взаимоотношений в коллективе, развитие стремления к общественно-значимой деятельности.
Организационные основы деятельности оздоровительного лагеря.
В основу организации жизнедеятельности детского оздоровительного лагеря целесообразно положить троичный ритм, основанный на развитии чувств, мышления и воли ребѐнка. Поэтому наполнение ежедневной деятельности может быть выражено следующим образом: умственная деятельность ( ежедневная рефлексия и т.д.); практическая деятельность (космическая направленность, кружки и т.д.); досуговая деятельность (игры, увлечения, экскурсии т.д.).
- Пояснительная записка
Космос, вселенная –вся система мироздания, весь мир.
С.И.Ожегов.
Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых.
Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей. За несколько месяцев до начала работы лагеря проводится большая подготовительная работа.
В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних оздоровительных лагерях.
Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореализации. Лагерь с дневным пребыванием учащихся призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей.
Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
И именно в лагере ярко выявляется самоценность каждого ребенка, осуществляется широкое приобщение ребят к разнообразному социальному опыту, к ценностям общественно-значимого досуга. А наша задача – помочь им в этом.
Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей так же была вызвана следующими факторами:
– повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
–необходимостью упорядочить сложившуюся систему организации летнего отдыха;
– обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;
– модернизацией старых форм работы и введением новых;
– необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.
Программа оздоровительного лагеря с дневным пребыванием МОУ СОШ №118 Московского района «Космическое путешествие» по своей направленности – социально-педагогическая.
Отличительной особенностью данной программы является её реализация в год Российской космонавтики, когда весь мир отмечает 50-летие первого полета человека в космос - гражданина нашей страны Юрия Алексеевича Гагарина.
Расширение кругозора ребят, активизация устойчивого интереса к изучению истории космонавтики – всё это педагогически целесообразно обосновывает основную идею программы.
Новизна программы проявляется в воспитании патриотизма у детей через героику профессии космонавтов и является стимулом к их личностному развитию.
Программа «Космическое путешествие» адресована детям 7-10 лет и реализуется в течение двух лет.
Цель программы:
Создание условий для организованного отдыха учащихся в летний период, развития личности ребенка, укрепления физического, психического и эмоционального здоровья детей, воспитания лучших черт гражданина, толерантности.
Задачи:
- Создать для каждого ребенка ситуацию успеха как «стартовой площадки» нового витка его личностного роста и лучших черт и нравственных качеств гражданина.
- Развивать коммуникативную и познавательную активность, творческий потенциал, каждого ребёнка в процессе разнообразной коллективной деятельности.
- Укреплять физическое здоровье детей, формировать навыки здорового образа жизни.
- Формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.
Ожидаемые результаты:
- Личностный рост участников смены в условиях игровой модели лагерной смены;
- Развитие творческих, интеллектуальных, физических способностей и возможностей ребёнка:
- Повышение уровня коммуникативной активности;
- Создание в лагере благоприятного микроклимата, отсутствие негативных проявлений во взаимоотношениях участников программы, фактов правонарушений.
- Сохранение и укрепление базового уровня здоровье детей;
Педагогическое кредо организаторов лагеря:
- «Уважать личность ребёнка». Создаётся благоприятная психологическая атмосфера для каждого ребёнка
- «Работа на творческий процесс и конкретный результат» - это принцип, в результате которого дети от пассивных поглотителей информации становятся творцами, созидателями.
- «Принцип открытых дверей». Все службы лагеря, доступны ребёнку (мастерские, спортплощадка, библиотека, штаб руководства).
- «У каждого своё дело, а вместе мы команда». Каждый в лагере занят своим делом, у каждого свои интересы и у каждого ответственность за общий результат.
6. Содержание программы
Основное содержание программы заложено в тематические блоки программы, которые создают единую системообразующую деятельность и гармонизирующую среду успеха «Космического путешествия».
Игровая инструментовка и наглядность связана с цветовым эквивалентом каждого тематического блока, соответствующего различным планетам космической системы и ведущего к успеху в современном обществе.
Тематические направления | Условные названия планеты | Цветовой ряд |
Экологическое | «Зеленая» | зеленый |
Гражданско-патриотическое | «Патриот» | красный |
Оздоровительное | «спорт и здоровьЕ» | синий |
Эстетическое | «Талант» | оранжевый |
Трудовое | «ТРуд» | желтый |
Основные направления программы:
- Экологическое – Планета «Зелёная».
Цели и задачи:
- Формировать у детей экологическое сознание.
- Корректное взаимодействие человека с окружающей средой.
- Гражданско-патриотическое – Планета «Патриот».
Цели и задачи:
- Воспитывать любовь к родному краю, уважение к защитникам Отечества
- Знакомить с русской традиционной культурой.
- Формировать умения руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора.
- Оздоровительное – Планета «Спорт и здоровье».
Цели и задачи:
1.Формировать у детей ценностное отношение к здоровому образу жизни.
2.Знакомить детей с опытом и традициями старших поколений по сохранению физического и психического здоровья.
4. Трудовое – Планета «Труд».
Цели и задачи:
- Формировать положительное отношение к труду, значимости созидательного труда и уважения к Человеку труда.
- Эстетическое – Планета «Талант».
Цели и задачи:
- Формировать отношение к коллективу лагеря, отряду, как к месту, где каждый раскрывает свой способности, таланты, обретает друзей
- ПЛАН реализации программы
Основным механизмом реализации программы является технология сюжетно-ролевой игры «Космическое путешествие», в котором воздухоплаватели узнают новое о месте и предназначении человека в Мире, судьбе Вселенной, Космосе, Человека, Культуры. А всё новое сопровождается новыми эмоциональными переживаниями, психофизическими ощущениями от приобретенных практических и трудовых навыков, полученных знаний, собственной самореализации в разработанных социальных проектах и совместной деятельности.
Программа лагеря пронизана не только массовыми мероприятиями, в которых заняты все участники лагерной смены, но и творческой деятельностью, выбранной по интересам, где дети накапливают определенный багаж знаний, который помогает исполнить свою социальную роль в лагере каждому ребенку.
В «Звездном городке» дети сформированы в экипажи (отряды), которые в течение лагерной смены, преодолевая препятствия и трудности, путешествуют по планетам (заданному маршруту).
Открытие планеты состоится в результате космического путешествия, которое пролегает в рамках тематических направлений.
Путешествие 1 года участников лагерной смены построено на получении новых знаний, представляющих собой цикл детских проектов по заданной проблематике.
Путешествие 2 года построено на расширении знаний полученных детьми в предыдущую лагерную смену и возможности большую часть знаний применить в конкретных социально значимых мероприятиях.
Основными формами и методами реализации цели и задач программы «Космическое путешествие» являются: иллюстрированные беседы, игровые занятия, просмотр видеосюжетов (с изображением Планет, Земли из космоса),просмотр к/ф из истории космонавтики, экскурсия в Планетарий (наблюдения в телескоп), практические занятия с элементами тренинга, викторины, конкурсы.
В логике развития лагерной смены традиционные дела: отрядные сборы, игры на знакомство, открытие, работа творческих мастерских и спортивных секций, тематические дни, праздники и игровые программы, конкурсы, состязания, организация системы стимулов, творческие дела, выставка прикладного творчества из природного материала, церемония закрытия лагерной смены.
Условиями реализации программы являются:
- своевременная адаптация участников смены;
- выработка совместно с детьми ценностей, образцов поведения с учётом их интересов и потребностей;
- раскрытие и реализация личностного потенциала детей;
- формирование социальной активности;
- оказание индивидуальной помощи ребёнку в выборе видов деятельности;
- создание ситуации успеха для каждого ребёнка;
- органическое сочетание различных видов деятельности: оздоровление, труд, творчество, досуг;
- введение здоровьесберегающих технологий в детский коллектив;
- обеспечение разумной дисциплины и порядка как условия защищённости каждого ребёнка;
- выстраивание отношений доверия и сотрудничества;
- ежедневный анализ прошедшего дня педагогическим коллективом;
- организация работы с детьми на «последействие» и др.
В качестве ведущей технологии программы взяты технологии КТД (коллективно-творческого дела) и проектной деятельности.
Формы работы:
- творческие конкурсы,
- игровые программы,
- интеллектуально-познавательные игры,
- турниры,
- спортивные соревнования и игры,
- развлекательные программы,
- выставки рисунков и плакатов,
- трудовые дела и десанты,
- экологические акции,
Механизм реализации деятельности участников лагерной включает в себя следующие этапы:
Система личностного роста
На протяжении каждой из лагерных смен реализуется сюжетно-ролевая игра «Космическое путешествие», целью которой является формирование и развитие качеств, способствующих личностному росту
По условиям игры каждый экипаж участвуя в системе жизнедеятельности лагеря, путешествует по планетам. Прибывая на планету любого направления, экипаж корабля (отряд) устанавливает свой символический межпланетный знак, показывая наглядно, когда и сколько раз за смену он изучил любую из пяти планет.
Механизмом оценки получаемых результатов является итоговое присвоение символического космического звания по количеству пребывания на каждой из планет.
Звание самого ЭКОЛОГИЧЕКСОГО ЭКИПАЖА
Звание самого ПАТРИОТИЧЕСКОГО ЭКИПАЖА
Звание самого СПОРТИВНОГО ЭКИПАЖА
Звание самого ТАЛАНТЛИВОГО ЭКИПАЖА
Звание самого ТРУДОЛЮБИВОГО ЭКИПАЖА
В рамках игры разработана система стимулирования успешности и личностного роста. Каждый ребенок может ежедневно получать «звезду» за активное участие в жизни отряда (экипажа) и всего лагеря «Звездного городка».
Для отслеживания результатов разрабатывается «Бортовой журнал», в котором отмечаются достижения ребенка на различных этапах программы.
Механизмом оценки получения личного результата является поощрение ценными подарками по количеству заработанных звезд. Результаты оглашаются на ежедневной итоговой линейке.
Необходимым условие для успешного преодоления маршрута лагерной смены является выполнение всех Законов и Заповедей, которые сделают сюжетно-ролевую игру интересной и насыщенной
Законы:
Закон точного времени.
Закон доброты.
Закон порядочности.
Закон дружбы.
Закон безопасности.
Закон взаимовыручки.
Заповеди:
Экипаж – одна семья.
Один за всех и все за одного.
Порядок, прежде всего.
Каждое дело вместе
Все делай творчески, а иначе зачем?
Даже если трудно, доведи дело до конца.
Чистота – залог здоровья.
Система самоуправления в лагере
Развитию детского самоуправления в летнюю лагерную смену будет способствовать:
- Применение технологии сюжетно-ролевой игры.
- Мотивация детей к познанию и творчеству.
- Учет возрастных особенностей.
- Организация ролевого взаимодействия.
- Насыщение жизни детей необходимой долей романтики и событийности.
- Создание привлекательности системы стимулирования личностного и коллективного роста: применение системы должностей и званий.
- Права и обязанности членов выборных органов детского самоуправления.
- Большой совет (общий сбор) является высшим органом самоуправления. Собирается для принятия общих законов, обмена информацией, для общения, проведения и подведения итогов коллективно-творческих дел.
- Командир «Космического путешествия» наделен полномочиями отдавать приказы сбора лагеря на все КТД, назначать дежурных в столовую, собирать отряды на утренний и вечерний сборы и т.п.
- Совет капитанов – состоит из капитанов экипажей, активных участников смены и собирается в конце каждого прожитого дня для подведения итогов.
- Капитаны экипажей – выбранные детские лидеры в отрядах.
- Центр дисциплины и порядка – следит за порядком в игровых и спальных комнатах, а так же за дисциплиной в отряде
- Космические репортеры – освещают ежедневные (галактические)события новости отряда, лагеря.
Структура детского самоуправления
лагеря «Звездный городок»
Схема взаимодействия с соцальными партнёрами
- СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Система контроля организации лагерных смен складывается из двух направлений:
- Внешний и внутренний контроль организации деятельности лагеря;
- Контроль реализации целей и задач программы.
Оценка результатов программы осуществляется в ходе мониторинга исследуемых показателей эффективности реализации каждого из этапов. По результатам сравнительного анализа показателей каждого из этапов производится оценка эффективности программы в целом.
Стратегическая значимость программы
Эффективностью и стратегической значимостью программы станет:
- Удовлетворённость спроса детей, родителей и социальных заказчиков программы на организацию оздоровительно-образовательной деятельности;
- Модернизация форм работы, накопление положительного опыта в организации отдыха и оздоровления детей и подростков;
- Обеспечение непрерывности единой системы образовательного процесса системы образовательных учреждений, направленного на получение образования ребёнком в условиях отдыха;
- Расширение сферы взаимодействия школы и лагеря с социальными партнёрами, общественностью и СМИ с целью развития ресурсного обеспечения в организации отдыха и оздоровления детей.
15. Список литературы
- Архарова Л. И. Герои космоса. Cценарии праздников, классных часов, игр, развлечений для начальной школы. - М. 2005.
- Афанасьев С.П. Коморин С.В. Что делать с детьми в загородном лагере.
- М. 2009.
- Никульников А.Н. «Школьная площадка». -Новосибирск. 2006.
- Роткина Т.С., Курзова О.А., Нестеренко А.В. Уроки добра и милосердия.
- О.: «Детство». 2007.
- Соколова Н.В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство». 2009.
- Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей.-М. 1999.
- Демакова И.Д. Гуманизация пространства детства. - М. 2003.
- Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание…Воспитание! -М. 1996.
- Лутошкин А. Н. Как вести за собой. -М. 1978.
- Мануйлов Ю.С. Воспитание средой. -Нижний Новгород. 2003.
- Микляева А.В. Я – подросток. Встречи с самим собой. -Спб. 2003.
- Рожков М.И. Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. -М. 2004.
- Самопонимание, самовоспитание, самопомощь, самообладание, саморазвитие, самореализация подростка. /Под ред. Дубровиной И.В.
-Нижний Новгород. 1995.
- Степанов Е.Н. Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - М. 2003.
- Тимонин А.И., Тимонина Л.И. «Школа лидера». - Нижний Новгород. 2008.
- Таран Ю.Н. Каникулы: социально-педагогические ориентиры. –Нижний Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии». 2006.
- Фопелъ К. Как научить детей сотрудничать. -М. 1999.
- Десятникова Т. Звездное небо (сценарий для младших классов) // Воспитательная работа в школе. 2003. №3.- С.137-138.
- Леонова Я. Посвящается Дню космонавтики: праздник школьников начальных классов // Воспитание школьников. - 2006. №3.
- Грищенко Т. Б. Интеллектуально-познавательная игра: "Звездное ассорти" // Дополнительное образование и воспитание. 2008. № 5. - С. 58
- Иванова В. А. Земля - наш космический дом // Приложение к газете "Первое сентября". 2010. №13. - С. 11-14
- Икаева Т. День космонавтики: праздничное соревнование // Воспитание школьников. 2008. №2. - С.71-74
- Михайлова Ю.С. День космонавтики: [сценарий] Приложение к газете "Первое сентября". 2007. №5. - С.9-10
- Пшеничнер Б. Урок Гагарина в школе. Методические рекомендации педагогам // Воспитательная работа в школе. 2005. №1. - С.115-124
Приложения
приложение №1
режим работы лагеря «звездный городок
8.00 – 8.30 – Сбор космонавтов.
8.30 – 8.45 – Утренняя зарядка «Встреча с гуманоидом».
8.45 – 9.00 – Сбор экипажей корабля (организационная линейка).
9.00 - 9.30 – Завтрак землянина.
10.00 – 11.00 – «Космостарты» (спортивно-оздоровительный час).
11.00 – 11.30 – «Предстартовые хлопоты» (внутрикомандное дело).
11.30 – 13.00 – «Экипаж - одна семья» (общелагерное дело).
13.00 – 13.30 – Обед марсианина.
14.00 – 15.00 – Тихий час в «Звездном городке».
15.00 – 16.00 – Работа в центре подготовки космонавтов
( работа кружков и секций)
16.00 – 16.30 –Полдник марсианина
16:30 – 18:00 – Игры на свежем воздухе
18:00 – Перелет на планету «Дом».
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Сценарий беседы «На пыльных тропинках далеких планет»
Цели:
Систематизировать и расширить представления детей о космонавтике.
Расширить словарный запас учащихся.
Воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование: фотографии космонавтов, раздаточный материал, рисунки учащихся.
ХОД
1. Организационный момент
2. Вступительное слово учителя
Учитель. Рассмотрите рисунки на доске. Что объединяет все эти предметы? (На рисунках изображены шар, дирижабль, ракета, ковёр-самолёт, птицы, парашют, Карлсон)
Дети. Все они способны к полёту.
У. На какие группы можно разделить эти предметы?
Д. Сказочные герои, живые существа, воздушный транспорт.
У. С глубокой древности люди мечтали летать, как птицы. На чём только не отправлялись в небеса герои сказок и легенд! И на золотых колесницах, и на быстрых стрелах, даже на летучих мышах! (Рисунок 1, Рисунок 2)
– Вспомните, на чём совершали полёты герои ваших любимых сказок? (Ответы учащихся.)
– Прошли века, и люди сумели покорить воздушное пространство Земли. Сначала они поднимались в небо на воздушных шарах, которыми нельзя было управлять. Куда подует ветер – туда и летит шар. Потом придумали дирижабль – управляемый воздушный шар. Он был очень неуклюжий и неповоротливый, позже появились аэропланы. Им на смену пришли быстроходные самолёты и вертолёты. И, наконец, самый быстрый транспорт:
Чудо-птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звёзд. (Ракета)
– Отгадайте ещё одну загадку, она по смыслу связана с первой.
Он не лётчик, не пилот,
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите это? (Космонавт)
3. Постановка задач:
– Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке? Сформулируйте задачи нашего урока.
4. Работа над лексическим значением слов.
У. Как вы понимаете, что такое космос?
Высказывания учащихся. Рассматривание рисунков детей на тему «Космос».
У. В своих рисунках вы показали, как представляете себе космос. Словарь Ожегова так объясняет это слово.Космос, вселенная – вся система мироздания, весь мир.С.И.Ожегов
– Нашу планету вместе с воздушной оболочкой окружает бесконечно большое пространство, в нём находятся небесные тела, Солнце, звёзды, планеты, Луна, газ, пыль. Центром всей этой системы является Солнце.
5. Работа с ключевыми словами
– На доске записаны «ключевые слова» нашего урока. Прочитайте слова космической азбуки. Все ли слова вам понятны. Объясните, как понимаете их смысл. Нет ли в «азбуке» лишних слов?
Космическая азбука: «Восток», женщина-космонавт, искусственный спутник, космос, космонавт, космическая станция, кролики, лайка, мышки, скафандр, Юрий Алексеевич, 12 апреля.
6. Работа с текстом учебника
У. Прочитайте текст учебника про себя. Правильно ли выбраны ключевые слова? Какие?
– Как вы поняли, почему именно 12 апреля считают днём космонавтики?
– Посчитайте, сколько лет прошло со дня первого полёта в космос?
– Ответьте на вопросы учебника.
– Зачем люди летают в космос?
– Знаете ли вы имена женщин-космонавтов? Их фотографии помещены в учебнике. (На доску вывешиваются портреты С.Савицкой, В. Терешковой)
Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о В.Терешковой, С.Савицкой.
7. Физминутка «Ракета»
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два (стойка на носках, руки вверх, ладоши образуют «купол ракеты»)
Три, четыре – (основная стойка)
Вот летит ракета ввысь.
8. Работа в группах. Маркированное чтение
У. Предлагаю вам узнать немного больше. Каждый из вас получил лист с текстом и заданием. Вы читаете текст, отвечаете на вопросы. Затем читаете текст повторно и отмечаете знаком «V» то, что уже знали раньше, новую информацию отмечаете знаком «+».
Класс делится на группы, каждая получает своё задание.
Примерные тексты.
1 группа. Космическая орбитальная станция. (Рисунок 3)
– У космонавтов есть второй дом – в космосе. Космический дом особенный. Он называется орбитальная станция. Здесь космонавты живут и работают.
Космический дом похож на огромную птицу, которая раскинула крылья и летит над землёй. Но крылья нужны не для полёта – это «домашняя электростанция». Блестящие пластины собирают солнечные лучи и превращают их в электрический ток, который питает все научные приборы, освещает и отапливает.
Вопросы:
1. Как называется дом космонавтов?
2. Зачем он нужен?
3. на что похож космический дом?
2 группа. Как работают космонавты.
– Ни на один час не прекращается работа на космической станции. Один экипаж сменяется другим. Космонавты наблюдают за звёздами, планетами, Солнцем, фотографируют и изучают Землю, ухаживают за растениями и животными, которые живут на станции, ремонтируют свой космический дом, проводят много различных научных опытов. За космическим полётом следят с Земли из Центра управления.
Вопрос: Что делают космонавты на космической станции?
3 группа. Животные-космонавты. (Рисунок 4)
– Первыми космонавтами-разведчиками были собаки, кролики, насекомые, даже микробы.
Первая мышка-космонавт пробыла над Землёй почти целые сутки. В её чёрной шёрстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой.
Вопросы:
1. Какие животные летали в космос?
2. Что узнали о полёте мышки?
4 группа. Собаки-космонавты. (Рисунок 5)
– Собаки полетели в космос вслед за мышами. Не каждая собак подходит для полёта. Она должна быть чуть больше кошки, весить 4-6 килограммов, ей должно быть 2-3 года, шерсть должна быть светлой.
Породистые собаки для трудных испытаний не годились. Ласковые, спокойные дворняжки лучше всего подходили для космических опытов.
В собачьем отряде каждый день тренировки. Собак учили не боятся тряски и шума, переносить жару и холод, по сигналу лампочки есть.
Лучше всех была умная и смелая собака Лайка. Для неё построили ракету, и 3 ноября 1959 года отважная разведчица умчалась в космос.
Вопросы:
1. Как готовили собак для полёта в космос?
2. Как звали первую собаку-космонавта?
5 группа. Первый космонавт. (Рисунки 6, Рисунок 7)
– 12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть «Человек в космосе! Русский!»
Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту космический корабль «Восток» с первым человеком на борту. Это был Юрий Алексеевич Гагарин.
Больше часа 108 минут (1час 48 минут) длился первый полёт. За это время корабль облетел весь Земной шар и опустился на землю. Гагарин вернулся на землю живым и здоровым.
Вопросы:
1. Как зовут первого космонавта?
2. Сколько минут продолжался первый полёт?
6 группа. Скафандр. (Рисунок 8)
– В космосе одновременно и сильный холод, и невыносимая жара. На солнце припекает, а в тени всё замерзает. Единственный выход – скафандр.
Скафандр – это специальный герметичный костюм. В нём температура, как в комнате, и дышится легко. Если Солнце светит ярко, то можно в шлеме опустить шторки. В скафандре есть радио, по которому можно разговаривать с товарищами, оставшимися на станции.
Правильнее было бы назвать скафандр отдельной кабиной. Только эта кабина сделана из мягкого материала и сшита по росту.
Вопросы:
1. Как называется одежда космонавтов?
2. Зачем нужен скафандр?
7 группа. Искусственные спутники. (Рисунок 9)
– 4 октября 1957 года у нашей Земли появился спутник, который создали наши учёные.
Спутники следят за движением облаков – это помогает точнее предсказывать погоду. Следят за движением судов в океанах, разносят по всей Земле телеграммы, телефонные переговоры, передачи телевидения, изучают звёзды и планеты. Спутники фотографируют Землю для составления карт. Есть спутники-разведчики.
Вопрос: Что изучают искусственные спутники Земли?
9. Подведение итогов работы групп
У. Поднимите руку дети, которые до чтения текста всё это уже знали. Для кого прочитанное было незнакомо?
Сейчас от каждой группы выступит один ученик, он подведёт итоги работы группы, расскажет, что нового и интересного узнал из статьи, а остальные учащиеся дополнят его ответ, если будет необходимо.
У. Вопросы 1 группе:
– Кто из живых существ первым полетел в космос?
– Почему это были животные, а не люди?
– Верно ли выбраны слова-названия в космической азбуке?
Вопрос 2 группе:
– Как готовили собак в космическое путешествие?
Вопрос 3 группе:
– Кто был первым космонавтом и как проходил первый полёт?
Дополнительное сообщение о детстве Ю.А.Гагарина. (Заранее подготовленный ученик)
У. Если спросить космонавтов, с чего у них начиналась дорога в космос, мы непременно услышим в ответ: «С мечты».
– Как вы думаете, любой ли человек может стать космонавтом?
– Каким должен быть настоящий космонавт? Что должен уметь? (Ответы детей.)
10. Работа в парах. Игра «Собери слово»
У. Поиграем в игру. На столе у вас карточки с буквами. Соберите из них слово-качество настоящего космонавта.
Слова: космонавт, трудолюбивый, умный, добрый, смелый, находчивый, внимательный, решительный, сообразительный, здоровый, заботливый, выносливый, терпеливый, наблюдательный.
У. Каким же должен быть космонавт? (На доску вывешиваются карточки с названием качеств космонавтов.)
В полёте, космонавты должны выполнять специальные «космические правила». Я буду произносить начало правила, а вы его заканчиваете.
Космонавт, не забудь
Во вселенную держишь (путь).
Главным правилом у нас
Выполнять любой (приказ).
Космонавтом хочешь стать
Должен много, много (знать).
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит (труд).
Только дружных, звездолёт
Может взять с собой (в полёт).
Скучных, хмурых и сердитых
Не возьмём мы на (орбиту).
11. Физминутка
– Космонавты должны быть сильными и ловкими. Предлагаю вам зарядку на внимание.
– Правая рука делает круги влево, другая – вправо.
– Правая рука чертит в воздухе треугольник, а левая – круг.
– Правая нога в воздухе квадраты, а левая рука – треугольники.
У. Продолжим подведение итогов работы групп. В нашем городе есть улица Леонова. В честь кого она названа?
Д. Алексей Архипович Леонов – первый космонавт, вышедший в открытый космос. Он жил и трудился в городе Калининграде.
Вопрос 4 группе: Как называется второй дом космонавтов?
У. Вопрос 5 группе: Как работают космонавты на орбитальных станциях?
Вопрос 6 группе: Расскажите о специальной одежде для космонавтов.
У. Как вы понимаете слово «спутник»? (Используем словарь Ожегова)
У нашей планеты есть естественный спутник Луна. Зачем же нужны искусственные спутники? Это вопрос для 7 группы.
12. Подведение итогов. Рефлексия
У. Вернёмся к нашей «Космической азбуке», все ли слова были подобраны правильно. Можем ли мы её дополнить? О космосе можно говорить много, к этой теме мы не раз ещё вернёмся.
– А сейчас заранее подготовленный ученик проведёт викторину «Знаешь ли ты космос?»
Используется серия картинок с изображением Луны, шлема, Солнца, ракеты, космонавта, лунохода, скафандра, спутника, парашюта и другие. (Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14, Рисунок 15)
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Сценарий вечера, посвященного Юрию Алексеевичу Гагарину
«108 минут полета вокруг Земли»
Оборудование: листы бумаги для рисования, карандаши, фломастеры, призы для победителей.
Действующие лица: ведущие (1) и (2), Чтец.
Ход мероприятия
ВЕДУЩИЙ (1): Мечта о космосе, пожалуй, одна из самых первых, которая родилась у человечества. И люди бережно пронесли ее сквозь тысячелетия. Загадочный мир звезд привлекал астрономов и философов Древнего Рима и Древней Греции, эпохи Возрождения и эпохи Великих географических открытий. Мечта о полетах к звездам всегда была с человеком.
ВЕДУЩИЙ (2): Сегодня мы по праву гордимся тем, что первый искусственный спутник Земли был создан учеными нашей страны, что к ближним и дальним мирам — Луне, Марсу, Венере — впервые стартовали наши автоматические станции, а первым человеком во Вселенной стал наш соотечественник Юрий Гагарин.
ВЕДУЩИЙ (1): А знаете ли вы, где родился Юрий Алексеевич Гагарин?
(Ребята отвечают на вопрос.)
ВЕДУЩИЙ (2): Будущий космонавт Гагарин родился 9 марта 1934 года в селе Клушино Гжатского района Смоленской области в простой крестьянской семье. У него были два брата и сестра.
ВЕДУЩИЙ (1): Каждое время примечательно своими воспоминаниями о событиях, людях. Детство Юры было нелегким: он носил рубахи с чужого плеча, ел мороженую картошку, писал
вместо тетрадей на оберточной бумаге и играл с друзьями в войну, не подозревая, что она уже близка.
ВЕДУЩИЙ (2): В сентябре 1941 года Юра Гагарин пошел в первый класс, но война прервала учебу.
В первые послевоенные годы жизнь была нелегкой — кругом разруха и нищета. Чтобы хоть как-то облегчить положение, семья Гагариных переезжает из села Клушино в районный центр Гжатск.
ВЕДУЩИЙ (1): В 15 лет Юрий Гагарин поступает в ремесленное училище на литейное отделение в городе Люберцы. После окончания училища Юрий поступает в Саратовский индустриальный техникум по специальности формовщик-литейщик, никак не связанной с полетами в космос. Но знания, полученные во время учения, ему пригодились в жизни.
В техникуме Юрий всерьез увлекся физикой и стал посещать физический кружок. Одной из тем его выступлений стал доклад о ракетных двигателях и межпланетных путешествиях. Чтобы подготовиться к докладу, ему пришлось читать труды самого Циолковского. Тогда, в Саратове, Гагарин и не подозревал о том, что через несколько лет свершится его исторический полет в космос...
ВЕДУЩИЙ (2): О том, как Юрий Гагарин учился и работал, говорят его выпускные характеристики, похвальные грамоты, благодарности. Он везде учился и работал на «отлично», потому что мама с детства приучала Гагарина в любом деле стремиться к лучшим результатам.
Саратовский техникум Юрий Гагарин окончил с отличием. С 1954 года он стал заниматься в аэроклубе, где свой первый самостоятельный полет совершил на учебном самолете ПО-2 («кукурузник»).
ВЕДУЩИЙ (1): Гагарин всегда отличался крепким здоровьем, трудолюбием, сильной волей и настойчивостью в достижении цели.
После окончания Саратовского техникума и учебы в аэроклубе Юрий Гагарин продолжил учебу в Оренбургском авиационном училище имени К. Е. Ворошилова. Годы учебы Гагарина в этом училище совпали с первыми советскими успехами в завоевании космоса.
ВЕДУЩИЙ (2): После окончания училища Юрию Гагарину предлагают остаться в Оренбурге в качестве летчика-инструктора. Но молодой лейтенант Гагарин попросился на Север. Он хотел стать настоящим летчиком, пройти через трудности, научиться летать в сложных погодных условиях. Север был самым подходящим местом для этого.
ВЕДУЩИЙ (1): Служба на Севере — особая страница в биографии Юрия Гагарина.
Гагарин легко и свободно вошел в коллектив летчиков. Он был общительным, с заражающей, неповторимой улыбкой. По словам командиров, Гагарин был лучшим среди молодых летчиков.
Условия на Севере были трудными: темнота полярных ночей, туман во время полярного дня... Но все эти испытания позволяли летчику достичь мастерства, уметь преодолевать трудности, несмотря ни на что.
На втором году службы Юрий Гагарин стал отличным летчиком, уверенно летал в заполярном небе в сложных метеоусловиях. Он быстро понимал и осваивал самые трудные элементы воздушного боя.
ВЕДУЩИЙ (2): В январе 1959 года стартовала первая лунная ракета. Потом произошел второй полет к Луне, когда автоматическая станция сфотографировала Луну и передала ее изображение на Землю. Люди были потрясены: значит, и человек может полететь...
После этого сообщения Юрий Гагарин подает рапорт с просьбой зачислить его в группу подготовки кандидатов в космонавты. Но полететь в космос решился не один Юрий Гагарин. Заявлений было много.
Как вы думаете, сколько было желающих стать первыми космонавтами?
(Ребята отвечают.)
ВЕДУЩИЙ (1): В процессе первого отбора были рассмотрены документы на 3461 летчика истребительной авиации в возрасте 35 лет. Среди них было и заявление Гагарина. Для беседы были отобраны 347 человек. После дальнейших медицинских обследований осталось 20 человек. Именно они были включены в состав Центра подготовки космонавтов.
Официальной датой создания Отряда космонавтов принято считать 7 марта 1960 года. В группу вошло шесть человек: В. Ф. Быковский, П. Р. Попович, А. Г. Николаев, Ю. А. Гагарин, Г. Г. Нелюбов, Г. С. Титов. Каждый из них был достоин стать первым.
ЧТЕЦ:
Знаете, каким он парнем был,
Тот, кто тропку звездную открыл'
Пламень был и гром,
Замер космодром,
И сказал негромко он...
Он сказал: «Поехали!»
Он взмахнул рукой,
Словно вдоль по Питерской,
Пронесся над Землей.
Н. Добронравов. «Знаете, каш он парнем был...
ВЕДУЩИЙ (2): По решению Государственной комиссии, первым командиром космического корабля «Восток» для первого в истории человечества полета в космос назначен летчик — старший лейтенант Юрий Алексеевич Гагарин. Дублером Гагарина стал космонавт № 2 — Герман Титов.
К сведению:
До полетов людей в космос на орбиту отправляли спутники. Спутником называли первый космический аппарат, который был выведен на околоземную орбиту 4 октября 1957 г. Первый искусственный спутник Земли представлял собой шар диаметром 58 см, с установленными на нем антеннами. Внутри корпуса находились радиопередатчики, которые передавали на Землю сигналы. Спутники запускают для изучения Земли, предсказания погоды, для обеспечение телевещания отдельных районов. Сегодня у спутников самые разные «профессии», не только гражданские, но и военные.
После первых спутников на орбиты отправляли корабли с животными. С 1951 по 1957 г. корабли с ЖИВОТНЫМИ ПОДНИМАЛИСЬ на высоту не более чем 500 км . В 1957 г учеными был создан первый космический корабль-спутник, рассчитанный на орбитальное путешествие.
ВЕДУЩИЙ (1): Когда у Сергея Павловича Королева спросили, почему для первого полета в космос выбрали именно Гагарина, он ответил: «В нем счастливо сочетаются природное мужество, аналитический ум, исключительное трудолюбие... Гагарин — это умение ярко мыслить, хладнокровие, железная воля, выдержка, мужество».
ВЕДУЩИЙ (2): 12 апреля 1961 года был назначен старт корабля «Восток». События тех часов, минут, секунд запечатлены в различных хрониках. Но самые главные из них — это ощущения, мысли и чувства. Те, кто были свидетелями этого события, никогда не забудут тот восторг и чувство гордости за нашу страну.
ВЕДУЩИЙ (1): Предстартовая речь Юрия Гагарина обошла весь мир, она звучала на всех радиоволнах планеты: «Дорогие соотечественники, люди всех стран и континентов! Через несколько минут могучий космический корабль унесет меня в далекие просторы Вселенной... Это большая ответственность перед всем человечеством... И тем не менее я решаюсь на этот полет...»
ВЕДУЩИЙ (2): После возвращения Гагарина из космоса наша страна ликовала. Говорят, ни разу после дня Победы 1945 года Москва не видела такого светлого порыва, объединившего всех людей.
ВЕДУЩИЙ (1): Гагарин, первым увидев Землю из космоса, рассказал нам, какой маленькой она кажется из космоса, и что мы, люди, должны ее беречь и ценить. 108 минут полета вокруг Земли принесли Гагарину всемирную славу. Ему аплодировал весь мир. Но сам герой никогда не хвастался своими заслугами и оставался добрым, отзывчивым человеком.
ЧТЕЦ:
И если можешь быть в толпе собою,
При короле с народом связь хранить
И, уважая мнение любое,
Главы перед молвою не клонить,
И если будешь мерить расстоянье
Секундами, пускаясь в дальний бег, —
Земля — твое, мой мальчик, достояние,
И более того ты — человек!
Р. Киплинг, перевод С. Маршака
ВЕДУЩИЙ (2): Несмотря ни на что, Гагарин продолжал настойчиво учиться. Теперь в Военно-воздушной инженерной Академии имени Н. Е. Жуковского, окончив с отличием учебу в 1968 году.
ВЕДУЩИЙ (1): Первый полет в космос был коротким по сегодняшним меркам, но стал большим шагом человечества в будущее. Главный его итог: «В космосе жить и работать можно!»
ВЕДУЩИЙ (2): По возвращении на Землю Юрий Гагарин был награжден медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза, орденом Ленина, а также ему была присуждена Золотая авиационная медаль и медаль Анри де Лаво Международной авиационной федерации и другие международные награды.
ВЕДУЩИЙ (1): В первом же интервью после приземления Гагарин абсолютно серьезно говорил: «Я хочу посвятить свою жизнь, свою работу, свои мысли и чувства новой науке, занимающейся завоеванием космического пространства. Мне хочется побывать на Венере, увидеть Марс». Он не хотел останавливаться на достигнутом, готовился к новым полетам.
ЧТЕЦ:
Когда на Землю он вернулся,
Закончив звездные дела,
Так белозубо улыбнулся,
Улыбка так была тепла,
В ней только доброта и сила —
Ни капли превосходства нет.
Как будто роща излучила
Березовый, озерный свет.
В. Костров. Улыбка Гагарина
ВЕДУЩИЙ (2): Трагическая авария 27 марта 1968 года во время одного из тренировочных полетов на реактивном самолете МИГ-15 оборвала жизнь первого космонавта планеты — Юрия Алексеевича Гагарина. Ему было всего 34 года...
ЧТЕЦ: .
Да, это верно — не забудем Ни малой мелочи о нем. И жизнь его изучат люди Всю — год за годом, день за днем. Он вровень встал с грядущим
веком. Но скорбь лишь глубже от того, Что до бессмертья своего И он был смертным человеком.
В. Туркин. Юрию Гагарину
ВЕДУЩИЙ (1): А сейчас мы еще раз вспомним некоторые события из жизни первого космонавта и для этого проведем викторину.
Вопросы
1. Когда и где родился Юрий Гагарин? (9 марта 1934 г. в селе Клушино, Гжатский район, Смоленская область.)
2. Где учился Юрий Гагарин? (Ремесленное училище, г. Люберцы; Индустриальный техникум, г. Саратов; Аэроклуб, г. Саратов; Летное авиационное училище, г. Оренбург; Военная академия имени И. Е. Жуковского, г. Москва.)
С Гагарина начался бесконечный путь во Вселенную. Как бы ни называли XXI век, он, несомненно, станет веком космическим, земляне будут продолжать освоение Вселенной, начатое 12 апреля 1961 года.
3. Когда состоялся первый
космический полет? (12 апреля1961 г.)
4. Кто, кроме человека, успел
побывать в космосе? (Собаки Лайка, Белка и Стрелка, крысы, мыши, мухи.)
5. С какого космодрома поднялся в небо первый пилотируемый космический корабль? (Космодром «Байконур», ныне территория Казахстана.)
6. Как назывался корабль, на котором Гагарин поднялся в воздух? («Восток-1».)
7. Сколько длился космический полет Юрия Гагарина вокруг Земли? (1 час 48 минут.)
8. Назовите дублера Гагарина. (Г. С. Титов.)
(Ребята по очереди отвечают. Самые активные участники викторины получают призы.)
ВЕДУЩИЙ (2): Сегодня имя Юрия Алексеевича Гагарина стоит в истории цивилизации в ряду первооткрывателей. Именем Юрия Гагарина назван бывший город Гжатск Смоленской области, где родился космонавт.С Гагарина начался бесконечный путь во Вселенную. Как бы ни называли XXI век, он, несомненно, станет веком космическим, земляне будут продолжать освоение Вселенной, начатое 12 апреля 1961 года.
ЧТЕЦ:
И пусть не всем космические бури
И небушка крутая благодать,
Но будет вечно чистый образ Юры
Безумство храбрых ввысь благословлять!
И я храню апрельскую листовку,
И внукам как святыню передам, —
Пусть прикоснутся к радости «Востока»,
И к обожженным болью временам.
Сценарий "Легко ли быть первым?"
Ведущий: Как часто мы слышим слова: первый учитель, первый хлебороб, первый футболист, первый солист…
Всегда ли слово «первый» обозначает порядковый номер?
Издавна первый считался лучшим: первый баянист на деревне – самый лучший деревенский музыкант.
– А теперь вы, ребята, постарайтесь продолжить логическую цепочку:
первая балерина театра – …,
первая ракетка тенниса – …,
первый скрипач оркестра – …,
первый архитектор города – …,
первый конструктор завода – …..
Ведущий: Из истории нашей страны нам известно, что много поступков, событий произошло впервые: первая экспедиция к Северному полюсу, первое восхождение на Эверест, первое погружение на дно океана, первое кругосветное путешествие. Этот список можно продолжать бесконечно. Всегда кто-то будет впереди, а первым всегда быть трудно. Так, как они совершают то, что до них этого никто ещё никогда не делал.
(Дети распределены по группам – экипажам).
1 экипаж «Первый космонавт» (Приложение 1. Слайды 4-7)
1 ученик: 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин проложил дорогу к звёздам. Он стал первым человеком, совершившим полёт в космос. Впервые в истории человечества был выведен на орбиту вокруг Земли космический корабль «Восток» с человеком на борту. Всего 108 минут продолжался полёт, но Гагарин был ПЕРВЫМ кто доказал, что человек может работать в космосе. (Слайд – 4-6)
2 ученик:
Полетел! Полетел!
На «Востоке» поднялся с востока!
Средь космических тел
Он промчался высоко-высоко…
За один только час
Стал навеки веков легендарен
Наш космический ас
Первый лётчик Вселенной – Гагарин!
3 ученик: ПЕРВЫМ конструктором, создавшим ракету, которая смогла преодолеть земное притяжение и совершила полёт вокруг Земли, был Сергей Павлович Королёв. Он воплотил в жизнь мечты всех предыдущих поколений. С его именем навсегда будет связано одно из величайших завоеваний науки и техники всех времён – открытие эры освоения человечеством космического пространства.
4 ученик: Королёв упорно и настойчиво шёл к главной своей цели – созданию корабля пилотируемого человеком. 12 апреля 1961 года наступил самый счастливый день в его жизни. Значит, не зря он жил, не зря лишал себя многого во имя главной цели. (Слайд 7)
Ведущий: После старта Ю.А.Гагарина прошло 48 лет, за это время много изменилось в космонавтике: и техника стала мощнее, и подготовка экипажей сложнее, и программа работы на орбите обширнее. Космические корабли стали многоместными, а на орбиту одновременно могут отправиться сразу несколько человек. Теперь работы в космосе длятся по 2 – 3 месяца. Люди успели привыкнуть к профессии космонавта, как привыкли к профессиям машиниста, капитана, пилота. Да и самих космонавтов становится всё больше и больше. И сейчас, в минуты, когда идёт наш классный час, где – то далеко- далеко в космическом пространстве, высоко – высоко над нашими головами космонавты несут свою важную и трудную вахту. Но начиналось всё это 12 апреля 1961 года. Этот день - самый важный в истории космонавтики. Давайте вспомним события этого ВЕЛИКОГО дня.
2 экипаж «Хроника Великого дня». (Приложение 1. Слайды 8-17)
1 ученик: 3.00 – на стартовой площадке начались заключительные проверки космического корабля. Присутствовал Сергей Павлович Королёв.
2 ученик: 5.30 – Гагарина разбудили.
– Юра, пора вставать…
Тот вскочил, поднялся и Герман Титов. После физзарядки – завтрак. Космонавты отведали из туб мясное пюре, смородиновый джем и кофе. Юра пошутил:
– Такая пища хороша только для невесомости – на земле с неё можно протянуть ноги…
3 ученик: 6.00 – Началось заседание государственной комиссии, на котором было подписано полётное задание космонавту – 1. Гагарин и Титов одели скафандры. Работники космодрома попросили у Юрия Гагарина автограф. Он удивился – первый раз в жизни к нему обращались с такой просьбой. Через несколько минут специальный автобус голубого цвета уже мчался к стартовой площадке. (Слайд 8)
4 ученик: 6.50 – Каждый хотел на прощанье обнять Юру. Андриян Николаев, забыв, что Гагарин уже в шлеме, хотел поцеловать его и стукнулся лбом о козырёк, да так, что на лбу появилась шишка. Юрий Алексеевич доложил о готовности председателю Государственной комиссии. (Слайд 9)
5 ученик: Юрий Гагарин сделал заявление для радио и печати. Это заявление уместилось на нескольких десятках метров магнитофонной плёнки. Спустя 5 часов оно стало сенсацией.
1 ученик: Гагарин поднялся на железную площадку перед входом в кабину, на прощание приветственно поднял обе руки, потом скрылся в кабине.
8.30 – Титову объявлено, что он может снять скафандр и ехать на пункт наблюдения, где уже собрались все специалисты. Фамилия человека, который первым покинет планету, теперь известна окончательно – ГАГАРИН.
2 ученик: 8.50 – Объявлена десятиминутная готовность.
9.06 – Королёв: Минутная готовность, как вы слышите?
Гагарин: Вас понял – минутная готовность. Занял исходное положение.
3 ученик: 9.07. – Королёв: Даётся зажигание, «Кедр».
Гагарин: Вас понял – даётся зажигание….
– П О Е Х А Л И ! (Слайд 10)
4 ученик: Все ждут доклада Гагарина, но в динамиках молчание. (Произошёл сбой связи). Мысли приходят невесёлые. Неожиданный голос Гагарина: Вижу Землю. Красо-та-то какая!
Рассвет ещё не знает ничего.
Обычные «Последние известия».
А он уже летит через созвездия!
Земля проснётся с именем его.
Только в эту минуту многие из присутствующих осознали: человек в космосе!
5 ученик: Радиосигналы космического корабля запеленговала американская станция на Алеутских островах. В Пентагон ушла шифровка. Предстоял доклад президенту – русские опередили американцев.
1 ученик: 10.13.– Телетайпы закончили передачу сообщения ТАСС о полёте человека в космос. Сотни корреспондентов малых и больших стран штурмом брали здание Телеграфного агентства. «Новость века» должна была стать гвоздём всей сегодняшней прессы.
(Сообщение Юрия Левитана. Слайд 11).
2 ученик: 10.25 – Включилась тормозная двигательная установка, корабль пошел на спуск.
10.55 – Обгоревший железный шар стукнулся о вспаханную почву, неподалёку от деревни Смеловка. Рядом на парашюте опустился Юрий Гагарин. Через несколько минут Гагарина обнаружила группа поиска и на самолёте доставила в город Куйбышев.
3 ученик: 22.00.– Был организован земной ужин. Произносились тосты.
Гагарин:– День был такой длинный, и такой короткий – всё произошло так быстро, что было трудно поверить, уж не приснилось ли это. (Слайд 12.)
(Ученик читает стихотворение Л.Вышеславского «108 минут».)
4 ученик:
В скафандре, по-рабочему, как был,
У Волги на виду, ему знакомой,
На вспаханную землю он ступил
И зашагал, растаптывая комья.
На перелеске, пашни посмотрел.
Земля! И вид её не изменился.
Сегодня в космос он с неё взлетел,
Сегодня ж на неё и возвратился.
Всё также низко облака бегут,
Всё также небо сосны стерегут,
Всё тот же день,
Часов всё та же мера…
Прошло лишь сто,
Сто с небольшим минут.
А на Земле уже иная эра,
Которую космической зовут!
5 ученик: 14 апреля 1961 года Гагарина встречала восторженная Москва. Юрий доложил о выполнении Государственного задания Н.С.Хрущёву. (Доклад Ю.Гагарина). (СЛАЙД 13)
Ведущий: Первый полёт человека в космос был осуществлён в очень напряжённый для страны период: русские и американцы стремились опередить друг друга, запустив ракету в космические просторы.
Королёв очень торопился, так как были данные, что 20 апреля 1961 года своего человека в космос отправят американцы. И поэтому старт планировалось назначить между 11 и 17 апреля 1961 года. Того, кто полетит в космос, определили в последний момент, на заседании ГК, ими стали Гагарин и его дублёр Титов. Старт был назначен на 12 апреля – в этой гонке мы выиграли. (Слайды «Космическая гонка» 14-16.)
1 ученик:
Живём мы на нашей планете
В такой замечательный век.
И ПЕРВЫЙ из первых в ракете
Советский летит человек!
Не с целью разведки военной,
На сверхскоростном корабле
Летел он один во Вселенной,
Чтоб снова вернуться к Земле!
Ведущий: Сегодня работа в космосе – это научные исследования и повседневная работа во имя прогресса во всём мире. Вот почему в космос стали летать международные экипажи. Совместно с российскими космонавтами в космосе побывали космонавты из Чехословакии, Германии, Кубы, Венгрии, Франции, Монголии. Индии. Всего более 30 стран. (Слайд 17)
3 экипаж «Почему Гагарин?» (Приложение 1. Слайды 18-27)
Ведущий: Многих всегда интересовал вопрос: «ПОЧЕМУ Гагарин?» Почему именно он, один единственный, удостоился такой чести: стать ПЕРВЫМ космонавтом планеты Земля?
1 ученик: Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в селе Клушино Гжатского района, неподалёку от города Гжатск, который ныне город Гагарин Смоленской области. Является выходцем из крестьян: отец — Алексей Иванович Гагарин (1902 — 1973) плотник, мать Анна Тимофеевна Матвеева (1903 — 1984) — свинарка. Детство он прожил в деревне Клушино. (Слайд 19)
2 ученик: 1 сентября 1941 года, пошёл в школу, но 12 октября деревню заняли немцы, и учёба прервалась. 9 апреля 1943 года, деревню освободила Красная армия, и учёба в школе возобновилась. 24 мая 1945 года, семья Гагариных переехала в Гжатск. В мае 1949 года, Гагарин окончил шестой класс Гжатской средней школы.
3 ученик: 30 сентября поступил в Люберецкое ремесленное училище №10. Одновременно, поступил в вечернюю школу рабочей молодежи, седьмой класс которой окончил в мае 1951 года, а в июне окончил с отличием училище по специальности формовщик-литейщик.(Слайд 20)
4 ученик: В августе 1951, Гагарин поступает в Саратовский индустриальный техникум, и 25 октября 1954 года впервые пришёл в Саратовский аэроклуб.
В 1955 году, Юрий Гагарин добился значительных успехов, закончил с отличием учёбу и совершил первый самостоятельный полет на самолете Як-18.
27 октября 1955 года, Гагарин был призван в армию и отправлен в Оренбург, в 1-е военно-авиационное училище летчиков имени К. Е.Ворошилова. 25 октября 1957года Гагарин окончил училище с отличием. (Слайд 21-22)
5 ученик: 9 декабря 1959 года Гагарин написал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты.
Уже через неделю его вызвали в Москву для прохождения всестороннего медицинского обследования в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале.
В начале следующего года последовала еще одна специальная медкомиссия, которая признала старшего лейтенанта Гагарина годным для космических полетов.
3 марта 1960 года приказом Главнокомандующего ВВС Константина Андреевича Вершинина зачислен в группу кандидатов в космонавты, а с 11 марта приступил к тренировкам. (Слайд 23)
Ведущий: Время всех подготовительных занятий показало, что у Юрия Гагарина самые лучшие медицинские и физические показатели, отличные успехи в научных занятиях. Скромный, обаятельный, трудолюбивый, настойчивый, выносливый…Вывод комиссии однозначный: «ЛЕТИТ ГАГАРИН!» (Слайд 24)
– Почему же Гагарин?
Нужно было родиться, быть и оставаться Гагариным, чтобы стать ПЕРВЫМ.
1 ученик: Интересно, а мы можем стать такими как Гагарин?
2 ученик: Конечно, но для этого мы должны учиться на ОТЛИЧНО. Быть здоровыми и воспитать в себе следующие качества:
– сила воли;
– дисциплинированность;
– собранность;
– ответственность;
– внимательность;
– находчивость;
– трудолюбие….
1 ученик: Я предлагаю всем проверить, на сколько развито у нас внимание, это качество является очень важным в учёбе и в жизни.
2 ученик: Откройте свой Лист «Познай себя», (Приложение 2) прочтите текст и постарайтесь как можно быстрее найти ошибки, исправить их и записать количество исправленных ошибок.
(Дети работают по экипажам. Какой экипаж справится быстрее. Проверка результатов – слайд 29-30.)
3 ученик: Ребята, разгадав кроссворд, вы узнаете какой летательный аппарат, мы будем конструировать. (Лист «Познай себя») – Кроссворд.
Вопросы:
Летательный аппарат, на котором летали герои в сказках. (Ковёр-самолёт.)
Летит птица – небылица, а внутри народ сидит. (Самолёт.)
Летательный аппарат, на котором летают инопланетяне. (Тарелка.)
Заворчу, зажурчу, в небеса улечу. (Вертолёт.)
Первый космический аппарат, выведенный на орбиту Земля в 1957 году. (Спутник.)
Летательный аппарат, на котором летала Баба Яга. (Ступа.)
4 ученик: А следующий тест позволит нам определить степень развития логического мышления и быстроту вашей реакции, чёткость выполнения последовательных действий.
5 ученик: Посмотрите внимательно на геометрические фигуры. (Слайд 31).
За 1 минуту вы должны выбрать необходимые детали из набора геометрических фигур, разложить их в соответствующей последовательности и наклеить. Интересно, чья ракета взлетит самой первой.
– По-е-ха-ли!
4 экипаж «Наш Гагарин». (Приложение 1. Слайды 28-35)
Ведущий: Земля узнала имя героя, проложившего дорогу к звёздам, простого, обаятельного человека – гражданина нашей страны, который одновременно стал и первым гражданином Земли. (Слайд 25)
1 ученик: Гагарин открыл дорогу в космос, по которой прошли уже почти пятьсот человек из разных стран. В космос можно отправиться даже в качестве туриста.
2 ученик: Приглашаем вас, посетить галерею Космонавтики. (Слайд 26)
– Герман Титов (Слайд 41)
– Валентина Терешкова (Слайд 42)
– Алексей Леонов (Слайд 43)
– Владимир Джанибеков (Слайд 44)
3 ученик: Продолжаем проверять свои способности: выясним объём словарного запаса, вашу эрудицию. (Слайд 32)
Выигрывает тот экипаж, который составит самое длинное слово и наибольшее количество слов. Буквы добавлять нельзя. – По-е-ха-ли!
4 ученик: Гагарин был знаменит на весь мир. Его знали в каждом доме. В честь него называли детей, улицы, отряды… Но при всём этом он оставался порядочным, скромным, отзывчивым человеком. Его любили коллеги и друзья. Юрий Алексеевич был благодарным сыном, хорошим мужем, заботливым отцом. Заглянем в семейный альбом. (Слайд 27)
5 ученик: Настало время проверить свою память. В этом нам поможет викторина
«Космонавтом хочешь стать,
Должен много – много знать!» (Слайды 33-35).
1 ученик: Имя Гагарина стало нарицательным для первооткрывателей в любой области деятельности. Его жизненным девизом была фраза: «Нет у меня сильнее влечения, чем желание летать. Лётчик должен летать. ВСЕГДА ЛЕТАТЬ». (Слайд 28).
2 ученик: 27 марта 1968 года во время одного из тренировочных полётов на самолёте МиГ-15, при невыясненных обстоятельствах вблизи деревни Новосёлово Владимирской области погиб Юрий Алексеевич Гагарин.
3 ученик:
Славной Родины сын,
Достигая невиданной цели,
Он летел не один –
Он летел не один –
Миллионы сердец с ним летели!
Небывалый маршрут!
Человека прыжок дерзнавенный!
Это Разум и Труд!
Вознесли его к тайнам Вселенной!
Ведущий: Легко ли быть ПЕРВЫМ? Легко ли стать ПЕРВЫМ? Легко ли оставаться ПЕРВЫМ?
– Теперь вы сами можете ответить на этот вопрос. Загляните в листок «Познай себя» и оцените свои способности:
– 5 баллов – ты почти достиг своей цели;
– 3-4 балла – ещё потренируйся;
– 1-2 балла – работай над собой почаще.
Ведущий:
Чтоб к неведомым далям стремиться,
Чтобы космос себе подчинить,
Надо много работать и много учиться.
Надо честно, по совести жить.
Сегодня мы по праву гордимся тем, что первый искусственный спутник Земли был создан учеными нашей страны, что к ближним и дальним мирам — Луне, Марсу, Венере – впервые стартовали наши автоматические станции, а первым человеком Вселенной стал наш соотечественник Юрий Гагарин.
Большой Совет
Командир
Космического путешествия
Совет капитанов
Центр дисциплины и порядка
Космические
репортеры
Экипажи космического корабля
(участники смены)
Совет экипажа
Оздоровительный лагерь с дневным пребыванием «Звездный городок»
Зоопарк «Лимпопо»
Детский театр «Вера»
Нижегородская филармония
Дом детского творчества Московского района
Библиотеки района
Сормовский парк культуры и отдыха
Кинотеатр «Смена»
Спортивный клуб «Академия бокса»
Нижегородский планетарий
Дзержинский кукольный театр
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
Программа летнего оздоровительного лагеря "Увлекательное путешествие за 18 дней" предназначена для организации отдыха и оздоровления учащихся в летний период на базе школы по двум направлениям: ...
Пришкольный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей на базе МКОУ СОШ № 2 с УИОП пгт. Восточный "Маленькая страна"
Пришкольный оздоровительный лагерьс дневным пребыванием"Маленькая страна" АКТУАЛЬНОСТЬ Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность,отличная...
программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Через тернии к звёздам", программа расчитана для детей от 7 до 15 лет, каждый день программы представляет планету отчёт о путешес...
Программа работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей при школе.
Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей при МКОУ "Кодинская СОШ №4" работает на протяжении 15 лет. Программа работы имеет несколько направлений - оздоровительное, спортивное, трудово...
План мероприятий в детском оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей
План для лагеря в летний период...
Программа деятельности оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Зеленая планета»
Лето — любимое время каждого школьника. Это наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с интересным. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое нап...
Статья на тему: «Создание благоприятных условий для социализации воспитанников через организацию разнообразной содержательной досуговой деятельности в городском оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей.
Статья на тему:«Создание благоприятных условий для социализации воспитанников через организацию разнообразной содержательной досуговой деятельности в городском оздоровительном лагере с дне...