ЭТАП III (КУРС ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-10 ЛЕТ), ОБОБЩАЮЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ©
методическая разработка по теме
КУРС ХУДОЖЕСТВЕННО-
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-10 ЛЕТ
АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ: ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МЯГКОВА НАДЕЖДА ПАВЛОВНА.
ОБОБЩАЮЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ТРЕТЬЕМУ ЭТАПУ КУРСА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ 4-10 ЛЕТ
Более месяца (10-12 занятий) детям вместе с педагогом пришлось прилагать усилия, чтобы круг стал образом. Пришла пора увидеть результаты нашего общего труда
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН III ЭТАПА (10-12 занятий)
Тема занятия | Зрительный ряд к теме |
1 Золотые россыпи | Моделирование композиций из монеток, круглых пуговиц (вариант – пуговицы разной величины) |
2 Сказка «Колобок» | Книги с иллюстрациями (для подготовленных ребят работа на воображение с опорой на текст) |
3 Кукла—неваляшка | Изображение на экране, или показ настоящей игрушки |
4 В магазине «Игрушки» (Семья кукол—неваляшек) | Моделирование композиции из цветных бумажных кругов |
5 Сказка «Репка» (натюрморт из овощей) | Фото: репка на грядке; репка на столе; несколько репок в корзинке. |
6 Натюрморты русского художника XX века | И. И. Машков «Синие сливы» 1910, ГТГ (показ) |
7 Натюрморт русского художника Сметанина С. | Натюрморт с виноградом |
8 Натюрморты Фриды Кало | Натюрморт с арбузами |
9 Творчество Эмиля Нольде | «Подсолнухи» |
10 Натюрморты Ван Гога | Серия «Подсолнухи»
|
11 Натюрморты К. Петрова-Водкина | «Яблоко и вишня» 1922 ГТГ |
12 Натюрморты П. Гогена | «Яблоки» |
Заключительное творческое занятие «Осенний базар» | Работа на воображение
|
ЭТАПЫ ПРОХОЖДЕНИЯ ДЕТЬМЫ КУРСА «КРУГ — ИДЕАЛЬНАЯ ФОРМА»
1 Моделирование композиции на листе с помощью монеток, пуговиц бусинок
2 Увеличение схожести элементов: 2 круга — неваляшка, 3 круга — снеговик.
3 Моделирование многофигурной и многоплановой композиции с помощью цветных бумажных кругов на листе (для объяснения понятия «план» или «ближе — дальше»)
4 Создание разнообразных образов (Колобок, неваляшка, арбуз, яблоко, вишня, виноград и др.) минимальными средствами: большой—маленький круг
5 Соединение накопленных в памяти образов – кругов в самостоятельной творческой работе на воображение
ЧТО БЫЛО ОСОБЕННО ВАЖНО НА ЭТОМ ЭТАПЕ
1 Поддерживать интерес детей к занятиям
2 Сохранять желание детей запомнить предлагаемый образ максимально детально, а значит, повторить этот образ в самостоятельной работе максимально точно
3 Показать разнообразие вариантов использования круга—образа в работах русских и зарубежных художников
4 Выстроить занятие от простого к сложному
5 Тренировать зрительную память
6 Расширить представления ребёнка о жанре натюрморт
7 Познакомить с новыми именами художников и их работами
КАК Я ЭТО ДЕЛАЛА
1 Моделируя произвольную композицию из пуговиц или монет (можно просто несколько раз бросить на лист, и выбрать лучшую), просила запомнить расположение, потом убирала модель, и дети рисовали по памяти (начинать можно с 5-7 пуговиц, которые не накладываются друг на друга)
2 На первом этапе объяснения понятия «план» или «ближе-дальше» сначала также использовала пуговицы, моделируя композицию, на втором этапе объяснения понятия «план» или «ближе-дальше» предлагала многофигурную композицию «В магазине игрушек» или «На прилавке»
3 Выстраивала, усложняя от занятия к занятию, зрительные ряды в которых круг – основа образа
4 Просматривая изображение (репродукция картины, слайды), проговаривала увиденное, акцентируя внимание на форме круга-образа, просила запомнить, убирала изображение и дети рисовали по памяти
5 В заключении, детям предлагалось подключить воображение и фантазию, чтобы сочинить композицию на тему «Осенний базар» или «Прилавок с овощами или фруктами»
ДЕТИ УЗНАЛИ: за 10-12 занятий этапа «Круг - идеальная форма» дети вспомнили сказку «Колобок» и «Репка», более подробно познакомились с творчеством таких художников, как И. Машков, С. Сметанин, Э. Нольде, Фрида Кало, Ван Гог, Поль Гоген и увидели натюрморты из фруктов в их исполнении. Этот этап положил начало объяснения понятия «пространство» пока на уровне планов (ближе - дальше). Завершением этого этапа стала творческая работа на тему осенний базар, и заключительная выставка работ этого этапа.
Цикл занятий «Круг – идеальная форма» является очень важной ступенькой для следующего шага. Эти шаги уже могут быть вариативны. Первое направление – можно продолжать развивать тему «Натюрморт» или «Цветы в работах художников». Второе направление – это через «круг» перейти к «портрету», в котором форма круга, в начале будет овалом лица, соединённая с каким-либо элементом головного убора (венок Флоры, колпак скомороха, корона царевны). Мы будем рады, если мы встретимся с вами на наших следующих этапах. Успехов вам!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КУРС ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-10 ЛЕТ (1 ЭТАП, ЗАНЯТИЕ 1)©
КУРС ХУДОЖЕСТВЕННО- ...
КУРС ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-10 ЛЕТ (1 ЭТАП, ЗАНЯТИЕ 2)©
КУРС ХУДОЖЕСТВЕННО- ...
КУРС ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-10 ЛЕТ (1 ЭТАП, ЗАНЯТИЕ 3)©
КУРС ХУДОЖЕСТВЕННО- ...
КУРС ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-10 ЛЕТ (1 ЭТАП, ЗАНЯТИЕ 4)©
КУРС ХУДОЖЕСТВЕННО- ...
КУРС ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-10 ЛЕТ (1 ЭТАП, ЗАНЯТИЕ 5)©
КУРС ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ...
ЭТАП I (КУРС ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-10 ЛЕТ), ОБОБЩАЮЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ©
КУРС ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ...
ЭТАП II (КУРС ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-10 ЛЕТ), ОБОБЩАЮЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ©
КУРС ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ...