Игровые технологии
материал по теме
Игра – вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Игровая деятельность
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_doklad_po_igrovym_tehnologiyam11.doc | 51 КБ |
igrovye_tehnologii_ya.pptx | 94.47 КБ |
Предварительный просмотр:
2.7. Игровые технологии обучения
Игра – вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Игровая деятельность
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
Развлекательная (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес).Коммуникативная: освоение диалектики общения. Самореализация в игре как полигоне человеческой практики. Игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности. Диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры. Ф.коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей. Межнациональная коммуникативная: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей. Ф. социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):
• свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
• творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
• эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
• наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реальные отношения между играющими; д) сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Игру как метод обучения,
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).
Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
Спектр целевых ориентаций
• Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
• Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
• Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
• Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
__________________________________________________________
Рассмотрим более подробно технологию деловой игры (ДИ). ДИ используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.
Деловые игры
Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.
В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.
Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения, например, профсоюзного комитета, совета наставников, отдела, цеха, участка и т.д. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т.д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника цеха, зал заседаний и т.д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.
Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, методики написания сочинения, решения задач, ведения пропаганды и агитации. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.
Исполнение ролей. В этих играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием».
«Деловой театр». В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки - научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, к приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.
Психодрама и социодрама. Они весьма близки к «исполнению ролей» и «деловому театру». Это тоже «театр», но уже социально-психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.
Технологию ДИ можно представить следующим образом:
Этап подготовки
Разработка игры
- разработка сценария;
- план деловой игры;
- общее описание игры;
- содержание инструктажа;
- подготовка материального обеспечения
Ввод в игру
- постановка проблемы, целей;
- условия, инструктаж;
- регламент, правила;
- распределение ролей;
- формирование групп;
- консультации.
Этап проведения
Групповая работа над заданием
- работа с источником;
- тренинг;
- мозговой штурм;
- работа с игротехником.
Межгрупповая дискуссия
- выступление групп;
- защита результатов;
- правила дискуссии;
- работа экспертов.
Этап анализа и обобщения
- вывод из игры;
- анализ, рефлексия;
- оценка и самооценка работы;
- выводы и обобщения;
- рекомендации.
Этап подготовки начинается с разработки сценария – условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план ДИ, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц.
Далее идет ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками ДИ. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относится к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.
Этап проведения – процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. Различают три способа развития игрового процесса: детерминированный, спонтанный, смешанный (сочетает алгоритмизацию с учетом вероятного характера событий, наиболее присущ ДИ). В зависимости от модификации ДИ могут быть введены различные типы ролевых позиций участников: а) по отношению к содержанию работы в группе – генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, анализатор; б) по организационным позициям – организатор, координатор, интегратор, контролер, тренер, манипулятор; в) по отношению к новизне – инициатор, осторожный критик, консерватор; г) по методологическим позициям – методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлексирующий, программист; д) по социально-психологическим позициям – лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемый.
Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры подразумевает выступления экспертов, обмен мнениями, защиту учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального мира, установление связи игры с содержанием учебного предмета.
Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра. Й.Хейзинга
___________________________________________________________________________________
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Игровая технология строится как целостное образование охватывающее, определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умения выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать сопоставлять их. Группы игр на обобщение предметов по определенным признакам. Группы игр воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, на смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составления игровых технологий из отдельных игр и элементов – забота
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения студийцев содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Конечно этот уровень достижений ребенка всегда диагностируется, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игра: Игра – вид деятельности в условиях ситуации, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Игровая деятельность Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
Функции игры: Развлекательная (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес). Коммуникативная: освоение диалектики общения. Самореализация в игре как полигоне человеческой практики. Игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности. Диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры. Ф.коррекции : внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей. Межнациональная коммуникативная : усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей. Ф. социализации : включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Четыре главные черты присущие игре: - свободная развивающая деятельность; - творческий; - эмоциональная приподнятость деятельности; - наличие прямых или косвенных правил.
В структуру игры как деятельности входят: - целеполагание -планирование - реализация цели - анализ результатов
В структуру игры как процесса входят: - роли - игровые действия - игровое употребление предметов - реальные отношения между играющими - сюжет
Игра как метод обучения: - в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета. - как элементы более обширной технологии. - в качестве урока, или его части. - как технологии внеклассной работы.
Игровые педагогические технологии Понятие « игровые педагогические технологии» включает в себя достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличии от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованны, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; б) познавательные, воспитательные, развивающие; в) репродуктивные, продуктивные, творческие; г) коммуникативные, диагностические, профориентационные , психотехнические и др.
типология педагогических игр по характеру игровой методики: предметные , сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
Спектр целевых ориентаций: - ДИДАКТИЧЕСКИЕ - ВОСПИТЫВАЮЩИЕ - РАЗВИВАЮЩИЕ - СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЕ
Технология деловой игры: Этап подготовки (разработка игры): - разработка сценария - план деловой игры - общее описание игры - содержание инструктажа - подготовка материального обеспечения.
Ввод в игру : - постановка проблемы, целей - условия, инструктаж - регламент, правила - распределение ролей - формирование групп - консультации
Этап проведения: Групповая работа над заданием: - работа с источником - тренинг - мозговой штурм - работа с игротехникой
Межгрупповая дискуссия: - выступление групп - защита результатов - правила дискуссии - работа экспертов
Этап анализа и обобщения: - вывод из игры - анализ, рефлексия - оценка и самооценка работы - выводы и обобщения - рекомендации
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Игровые технологии в процессе занятий физической культурой Игровые технологии в процессе занятий физической культурой
Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психо...
Статья по биологии на тему "Игровые методы в преподавании биологии (игровые технологии)"
Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.Игра реализует главные задачи образования: развивает, обучает, воспи...
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы...
Предмет: Физическая культура Тема урока: «Баскетбол» Тип урока: Комбинированный Форма урока: коллективная, парная, игровая Технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированное обучение, блочно-модульные Методы: репродуктивный, игровой, сор
Предмет: Физическая культураТема урока: «Баскетбол»Тип урока: КомбинированныйФорма урока: коллективная, парная, игроваяТехнологии: здоровьесберегающие, личностно-ор...
Использование игровой технологии при формировании игровых действий у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью
Обучения игре и игровым действиям детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью является самым действенным средством коррекции их психофизического развития. Ребёнка с интеллектуальными нарушениям...
Проект на тему "Игровые технологии как средство формирования познавательных учебных действий умственно отсталых обучающихся на уроках письма и развития речи" с применением ИКТ, здоровьесберегающей, игровой технологий, личностно-деятельностного подхода.
Цель проекта: отобрать, систематизировать и реализовать игровые технологии, направленные на формирование познавательных действий в процессе уроков письма и развитии речи. Задачи проекта: формирование ...
КЛАССНЫЙ ЧАС Тема: «Профессия- Родину защищать!» (с использованием элементов диалоговой технологии, технологии критического мышления, информационно-коммуникационных и игровых технологий, технологии рефлекс
Министерство обороны Российской ФедерацииФедеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Ставр...