Инновационный проект "Учение с увлечением"
материал по теме
Тема проекта: "Учение с увлечением: методы проблемного обучения в освоении теоретических основ изобразительного искусства".
Основная идея проекта заключается в создании проблемных ситуаций на занятиях студии изобразительного искусства для решения частных творческих задач при освоении детьми теории изобразительного искусства.В основе инновации лежит развивающая педагогика: эвристические методы обучения, проблемный и оценочный подходы в формировании способов деятельности.
Проект решает противоречия между необходимостью, творческого развития детей и традиционной недостаточно эффективной методикой обучения изобразительному искусству. Инновационные изменения направлены на решение проблемы, которая заключается в том, как сделать процесс обучения изобразительной грамоте интересным, а главное, эффективным, при этом сохранив индивидуальность и творческий потенциал каждого ребёнка.
Цель: Формирование универсальных умений и развитие творческих способностей воспитанников студии изобразительного искусства «Росинка» ДД(Ю)Т методами проблемного обучения.
Миссия: создание условий для качественного дополнительного образования, обеспечивающего успех воспитанника в жизни и деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovacionnyy_proekt_bologova.docx | 832.68 КБ |
proekt_bologova_dlya_sayta.pptx | 1.18 МБ |
pedmasterskaya.pptx | 1.52 МБ |
Предварительный просмотр:
Комитет образования администрации городского округа «Город Чита»
Муниципальное учреждение дополнительного образования детей
Дворец детского (юношеского) творчества города Читы
Принята Утверждаю
Решением Директор МОУ ДОД ДД(Ю)Т
Научно-методического совета Л.Г.Никулина
МОУ ДОД ДД(Ю)Т
протокол №_____от_________ « »___________2011г
ПРОЕКТ
Учение с увлечением:
методы проблемного обучения в освоении теоретических основ изобразительного искусства
Автор- разработчик:
Бологова Маргарита Викторовна,
ПДО студии изобразительного
искусства «Росинка»ДД(Ю)Т
Чита,2012.
Теория вне опыта
превращается в формулу, убивающую мысль
Д.Дьюи
Литература
- Дубова М.В., Шерстнёва К.С. К исследованию понятия «проблемная ситуация» /Дубова М.В. Начальная школа, плюс до и после.2012,№9
- Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. / В.Т. Кудрявцев, М.:Знание,1991. – 80 с.
- Лернер И.Я. Проблемное обучение / И.Я.Лернер. – М.: Знание,1974.-64с.
- Мельникова Е.Л. Проблемный урок как технология «открытия» знаний/ Е.Л. Мельникова/ Сибирский учитель. – 2010.- №5(72)
- Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС / Е.Л. Мельникова Начальная школа, плюс, до и после. 2012,№9.
- Новрузова Н.Е. Педагогические технологии в образовании.-Волгоград:Учитель,2008 -139с.
- Селеванова Т.П. Педагогические технологии: учебное пособие.- М.;ТЦ Сфера,2010-128с.
- Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат – М.: 2000.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Составляющие успешности ребёнка в обучении изобразительному искусству с истема знаний и умений в области изобразительной грамоты, т ворческое мышление (пространственное, образное, абстрактное), навыки рисования и работы с художественными материалами. .
Противоречие между необходимостью эффективного обучения, творческого развития детей и традиционной системой обучения изобразительному искусству. Проблема как сделать процесс обучения изобразительной грамоте интересным, а главное, эффективным, при этом сохранив индивидуальность и творческий потенциал каждого ребёнка
Цель : Формирование универсальных умений и развитие творческих способностей воспитанников методами проблемного обучения.
Миссия: создание условий для качественного дополнительного образования, обеспечивающего успех воспитанника в жизни и деятельности.
Концептуальные основы И.Я. Лернер А.М.Матюшкин, Т.В.Кудрявцев, М.И.Махмутов Методика обучения изобразительному искусству В.С.Кузин, Б.М.Неменский , Н.Н.Ростовцев, Е.В.Шорохов, .
Проблемное обучение основано на получении обучающимися новых знаний при решении теоретических и практических задач в созданных для этого проблемных ситуациях
Творческое усвоение знаний новые знания способы действий творческие способности продуктивное мышление воображение интерес к познанию Решение проблемных ситуаций Проблемное обучение
Преимущества интегративный, практический характер знаний, приобретённых в ходе решения проблемных задач; активизации творческой деятельности в изучении законов и правил изобразительного искусства; эффективность в освоении теоретического материала; возможность быстрой смены деятельности на занятии; исчезают комплексы, зажатость, скованность, страх перед результатом; детские композиции становятся более выразительными и разнообразными; целесообразное расходование времени на занятии;
Трудности Слабая управляемость процессом Прогнозируемость Требует профессиональной методической подготовки педагога Может вызвать затруднения у детей привыкших к наглядно-иллюстративным и репродуктивным методам обучения.
Условия реализации проекта Кадровые: -образование педагога - высшее педагогическое, диплом ЗабГГПУ , факультет художественного образования, специальность учитель изобразительного искусства, -высшая квалификационная категория педагога, -17 летний опыт работы в дополнительном образовании. -Педагог имеет звание Почётный работник образования РФ., награждён знаком «За нагрудным знаком «За заслуги в развитии дополнительного образования Читинской области», является обладателем Гранта Мэра г.Читы за педагогическое мастерство и значительный вклад в образование. Организационные: студийная форма работы, комплексная. модульно-блочная система организации образовательного процесса; Программно-методические : апробированная авторская программа, методические разработки, УМК, дидактический материал, разработанные критерии и показатели оценивания детских творческих работ. Материальные Учебный кабинет, отвечающий нормам СанПина , с водоснабжением, оснащённый необходимым оборудованием (учебными столами и стульями, мольбертами, магнитной доской для мела, магнитной доской для маркера, экраном для м/ м проектора); Ноутбук, м/ м проектор, аудиопроигрыватель ; Натюрмортный фонд ( мулежи , макеты, предметы, гипсовые формы. драпировки и др ) Субъекты внешнего взаимодействия: ЗабКИПКРО , Краевой техникум искусств, Институт культуры и искусства ЗабГГПУ им.Чернышевского.
Поэтапный план реализации проекта I ЭТАП – диагностико – прогностический сентябрь 2011- май 2012 гг Анализ имеющихся условий и ресурсов изостудии «Росинка» ДД(Ю)Т для модернизации образовательного процесса II ЭТАП – Организационный сентябрь 2012- май 2013 гг Создание условий для реализации проекта III ЭТАП – Практический сентябрь 2013- май 2014 гг Обновление образовательного процесса с помощью системных нововведений, их экспериментальная проверка. V ЭТАП –Обобщающий сентябрь 2014 - май 2015 гг. Обобщение и презентация опыта и результатов деятельности.
прогнозируемый результат новое качество дополнительного образования в области изобразительного искусства, которое выражается в умениях воспитанника по следующим критериям: Предметные результаты -знание законов и правил в области изобразительного искусства, - умение применять на практике знания и опыт, приобретённые в ходе решения проблемных творческих задач; Метапредметные результаты - творческое умение осознавать противоречие, самостоятельно определять проблему, выдвигать гипотезу, детально разрабатывать технологию решения (проверки), получить реальный результат, -логическое умение сравнивать, анализировать, обобщать; -регулятивное умение эффективно организовать свою деятельность, контролировать процесс и оценивать результат, - отстаивать свою точку зрения; Личностные результаты - становление у воспитанников позиции активного деятеля: познавательная мотивация к обучению, ценность творческой деятельности, инициативность, трудолюбие.
Теория вне опыта превращается в формулу, убивающую мысль Дж.Дьюи
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Принципы проблемного обучения Системность и целостность содержания Ведущая роль теоретических знаний; Обучение на достаточном уровне трудности; Прохождение материала быстрым темпом; Осознание процесса обучения .
Система методов проблемное изложение проблемные вопросы диалоговые методы метод эвристических задач метод мозговых атак поисковая деятельность
ЭТАПЫ Осознание проблемной ситуации; Формулировка проблемы; Выдвижение догадок, гипотез; Практическая (экспериментальная) проверка.
композиция в тёплой цветовой гамме композиция в холодной цветовой гамме Творческое задание (подготовка к восприятию проблемы, актуализация знаний )
СПЕКТР П роблемная ситуация
Выберите тёплые цвета ?
Выберите холодные цвета ?
Проблема к какой группе относится зелёный цвет ? п редположите
Выберите тёплый цвет ? Проверка гипотезы
Выберите холодный цвет ?
Предварительный вывод зелёный цвет может быть … и …
Сравните цвета по теплохолодности ? Уточняем вывод в с д е а
Сравнивая цвета, предположите за счёт чего изменяется теплохолодность ?
вывод теплохолодность зелёного характеристика относительная и зависит от состава цвета
Подтверждение правильности решения
Правила создания проблемной ситуации Задача, выполнение которой потребует открытия знаний или овладения новым умением; Задача должна соответствовать возможностям воспитанников; Задача предлагается до объяснения нового материала;
Условия проблемного обучения Наличие определённого минимума знаний у воспитанников; Некоторый опыт активной познавательной деятельности у воспитанников; Благоприятная творческая атмосфера.
Типы проблемных задач Ситуация неожиданности Ситуация конфликта Ситуация несоответствия Ситуация неопределённости Ситуация выбора Ситуация предложения
КОМПОЗИЦИЯ С новым годом!
Проблема : определить в каком направлении человеческий взгляд рассматривает изображение ? п редположите
гипотеза
С новым годом! С новым годом! С новым годом! С новым годом!
КОМПОЗИЦИЯ С новым годом!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ! Бологова Маргарита Викторовна ПДО МБОУ ДОД ДД(Ю)Т Изостудия «Росинка» missis.bologova @ yandex.ru 8 924 474 72 21
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Маленькие рассказы о большой Химии. Это программа учения с увлечением для первоклассников
Надо помнить, что человек, не владеющий основами химии, становиться в наше время социально опасным для общества. Для решения школьных проблем в преподавании химии я предлагаю выход для заинтересованны...
Учение с увлечением
Вся наша образовательная система нацелена на успеваемость. Но как заинтересовать ребенка процессом обучения? Ведь хорошие оценки происходят напрямую от заинтересованности, а не от пустой зубрежки мате...
Учение с увлечением
Классный час: "Учение с увлечением"Цель: Познакомить детей с основами учения с увлечением, подвести к мысли, что недостаточно просто учиться, необходимо учиться с увлечением.Задачи: 1. Помочь детям ос...
Учение с увлечением
Эта книга С.Соловейчика рассказывает просто о сложном - как учиться, как научить ребенка, помочь ему в обучении. Книга будет полезна родителям, стремящимся создать благоприятные условия для развития с...
"Учение с увлечением"
Книга для чтения...
Проект. Учение с увлечением. Пособие для начинающих
Выбор темы исследования связан с трудностями, возникшими в процессе изучения предмета «Русский язык», в частности морфологии. Возникла идея абстрактные понятия русского языка облечь в интересные осяза...
Проект "Чтение с увлечением" как инновационный метод продвижения книги и популяризации чтения
Новизнв проекта "Чтение с увлечением" заключается в создании целостного пространства, обеспечивающего создание условий для формирования творческой читательской деятельности на уроках и во вн...