Проект "Чтение с увлечением" как инновационный метод продвижения книги и популяризации чтения
методическая разработка по литературе
Новизнв проекта "Чтение с увлечением" заключается в создании целостного пространства, обеспечивающего создание условий для формирования творческой читательской деятельности на уроках и во внеурочное время. Чтобы расширить читательский опыт учащихся и полнее учесть их интересы, организованы разнообразные внешкольные мероприятия, использованы инновационные формы и методы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_chtenie_s_uvlecheniem.docx | 31.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Чтение с увлечением»
как инновационный метод продвижения книги и популяризации чтения
Место появления проекта: МБОУ «ЛГ №27» города Северодвинска.
Время появления проекта, сроки реализации: 2013 - 2018 гг.
I этап - организационный (моделирующий): 2013 -2014 гг.
II этап - практический: 2014 - 2017 гг.
III этап - аналитико-обобщающий: 2017 - 2018 гг.
Возраст участников: 5-11 класс.
Замысел, содержание, актуальность: В 2013 г. учителя русского языка и литературы гимназии разработали программу проекта «Чтение с увлечением», утвержденную на Методическом совете МБОУ «ЛГ №27». Новизна заключается в создании целостного образовательного пространства, обеспечивающего создание условий для формирования творческой читательской деятельности на уроках и во внеурочное время. Чтобы расширить читательский опыт учащихся и полнее учесть их интересы, организованы разнообразные внешкольные мероприятия, использованы инновационные формы и методы работы.
Цель: развитие читательской компетентности и информационной культуры школьников в процессе освоения ими программ основного и дополнительного образования на всех этапах обучения; повышение престижа чтения среди учащихся, создание позитивного образа читающего человека.
Задачи:
- преодолеть «критический предел пренебрежения чтением» — усилиями школы по популяризации чтения приступить к решению проблемы, рассматриваемой сегодня в качестве одной из важнейших проблем российского общества в целом;
- повысить мотивацию обучающихся к чтению (читательскую активность) за счет предоставления широкого и разнообразного поля возможностей знакомства с книгой и другими источниками информации;
- расширить образовательную среду за счет создания условий интенсификации процессов чтения, востребованности читательского опыта школьников;
- воспитывать гражданские чувства, обусловленные осознанием мощного потенциала книги и чтения;
- развивать социальную активность за счет интеграции в общероссийские, региональные проекты, связанные с популяризацией книги и чтения; за счет участия в школьных, городских социально значимых акциях по пропаганде чтения;
- актуализировать и активизировать образовательные возможности семьи за счет развития (возрождения) культуры семейного чтения, семейного досуга с книгой;
- эффективно использовать разработанные и разработать новые игровые форматы, опирающиеся на читательский опыт школьников, позволяющие сделать этот опыт востребованным, продемонстрировать привлекательность такого опыта.
В 2014-2018 гг. проект «Чтение с увлечением» состоял из следующих подпроектов и клубов:
1. «Книжное лето». Проект направлен на формирование навыков аналитического чтения через составление кроссвордов, создание иллюстраций, презентаций по материалам прочитанных произведений, рекомендованных для летнего чтения.
2. «Моя семья - читающая». Информационно-просветительский проект направлен на возрождение традиций семейного чтения лучших образцов мировой детской литературы.
3. «Лингводилижанс». Проект направлен на повышение престижности чтения. Практическое значение его состоит в том, что учащиеся повышают культуру речи, обогащают словарный запас, отрабатывают навыки работы с текстом. Программа содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся к слову, расширяет представление о языке, формирует желание обогатить свой словарный запас.
4. «Поэтическое краеведение». Литературное краеведение – необходимое звено в изучении литературы. На материале произведений местных поэтов решаются важные воспитательные и образовательные задачи.
5. Творческая мастерская «Юные переводчики». На занятиях производится актуализация умений дословного (информативного) и поэтического (творческого, с ориентацией на смысл) перевода, развитие творческих способностей при поэтическом групповом переводе, рассматриваются и сравниваются явления русского и английского языков, составляются рекомендации (буклеты) переводчикам поэтических текстов.
6. Клуб «Литературная гостиная». Занятия помогают обогащать знания учащихся, развивать чувство слова, учат писать сочинения. Огромное значение уделяется развитию актерских способностей детей.
7. Клуб сочинителей «Вдохновение». Программа работы клуба направлена на развитие литературно-творческих способностей учащихся. Реализуется через внеклассные мероприятия, творческие встречи юных авторов и конкурсы (на уровне гимназии, города, области). Проводятся круглые столы для юных авторов, занятия по актерскому мастерству. Произведения собственного сочинения регулярно печатаются в школьной газете «Лингво+». В 2018 г. силами Пономаревой В.А. и ее творческих учеников был выпущен печатный сборник «Автор на сцене» (в него вошли: 3 басни, 11 стихотворений, 2 рассказа, 3 фанфика, 2 перевода (выполненные Пономаревой В.А.); 13 учеников стали художниками-иллюстраторами). Запланировано открыть рубрику «Пробы пера» на сайте МАОУ «ЛГ №27» и выпустить электронный сборник.
8. Информационно-просветительский проект с муниципальной библиотекой «Ковчег». Проект направлен на продолжение популяризации детского чтения, развитие творческой активности читателя-школьника в процессе участия в интеллектуальных и игровых программах. В 2019-2020 гг. проводится цикл библиотечных уроков к 100-летию Ф.А. Абрамова «Живое слово Федора Абрамова».
Методическое сопровождение проекта осуществляется БИЦ МАОУ «ЛГ №27».
Дальнейшее развитие проекта: реализация проекта «Чтение с увлечением» в том объеме, который был запланирован, в мае 2018 г. была завершена. Актуальность проекта огромна, поэтому мы расширили рамки – с 2018 г. к нам присоединились наши коллеги – учителя истории и обществознания. 2018-2023 гг. – следующий этап «жизни» проекта.
Структура проекта «Чтение с увлечением» на 2018-2023 гг.:
1. Характеристика проекта «Нескучное лето» (5-7 кл.)
Проект направлен на формирование навыков аналитического чтения через составление кроссвордов, создание иллюстраций, презентаций по материалам прочитанных произведений, рекомендованных для внеклассного чтения.
Результаты: сборники творческих работ «Нескучное лето», «копилка» презентаций на сайте гимназии
2. Характеристика проектов «Каникулы с книгой» (8-9 кл.), «Прочти вслед за мной» (10-11 кл.)
Проекты направлены на пропаганду самостоятельного (непрограммного) чтения подростков, развития эстетических вкусов и суждений, умения оценивать художественный текст, создавать собственные тексты (аннотации, отзывы, рецензии) на основе прочитанного.
Результаты: читательские дневники, информационные стенды в кабинетах литературы, мультимедийные (рекламные) презентации, размещенные на сайте гимназии.
3. Характеристика проекта «Уроки в библиотеке» (5-11 кл.)
Проект направлен на популяризацию чтения и повышение престижа школьной библиотеки. Представляет собой классические уроки в неклассической обстановке. Внимание акцентируется на значимости читательской и информационной культуры, демонстрируются различные виды работы с источниками информации.
Результат: создание буклетов, памяток, оформление выставочных стендов.
4. Характеристика проекта «Семейное чтение» (5-11 классы)
Информационно-просветительский проект направлен на возрождение традиций семейного чтения лучших образцов мировой детской литературы.
Результаты: публикация на сайте аннотированных списков литературы, творческие встречи под девизом «Моя семья – читающая!», театрализованные представления на родительских собраниях, семейно-командные выставки.
5. «Диалог с Историей» (5 классы)
Проект ориентирован на удовлетворение и поощрение любознательности школьников, их аналитических и синтетических способностей. Проект содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся к истории. Он ориентирован на формирование умения использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
6. Характеристика проекта на основе социального партнерства с библиотекой «Ковчег» (5-11-е кл.)
Проект направлен на формирование в сознании гимназистов представления о библиотеке как важнейшем социально-культурном институте; на информирование обучающихся о новинках книжного рынка.
Результаты: участие в акциях, творческих конкурсах, выставках.
Опыт реализации проекта: выступление руководителя проекта Пономаревой В.А. на областных курсах повышения квалификации «Введение в должность», «Преобразование библиотеки ОО в БИЦ с учетом введения ФГОС» (в течение 3 лет); на региональном фестивале социально-педагогических проектов по поддержке и распространению инициативы взрослых и детей по приобщению к чтению северных текстов художественной литературы «Храни огонь родного очага» (диплом лауреата); в рамках курсов повышения квалификации «Реализация ФГОС ОО в преподавании русского языка и литературы» на городском семинаре-практикуме учителей гуманитарного цикла «Новый стандарт – новое качество внеклассной работы»; выступление авторского коллектива проекта «Чтение с увлечением» на городском семинаре «Формирование читательских компетенций обучающихся через реализацию проектов «Талантливый читатель» и «Чтение с увлечением»; на встрече с поэтами г. Северодвинска литературно-художественного объединения «На розовом острове»; на семинаре для учителей начальных классов, русского языка и литературы школ города «Формирование читательских компетенций через реализацию проектов «Талантливый читатель», «Чтение с увлечением»; в образовательной организации в рамках научно-практической конференции «Методические приемы реализации системно-деятельностного подхода в обучении».
Используя современные возможности в области распространения информации и учитывая новейшие требования к результатам школьного обучения, проект представляет эффективную и привлекательную для школьников модель популяризации чтения. Огромное значение уделяется инновационным формам и методам:
- квест-технологии (Квесты «Преступление или преступления?» по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»; «Душевный город» по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Это был успешный эксперимент, цель которого – доказать, что классическая литература может быть интересна современной молодежи. В данный момент разрабатывается историко-литературный квест к 75-летию Великой Победы «Храните память о войне, передавая поколеньям…»).
- виртуальные экскурсии (1.Виртуальная экскурсия «В музее Ш. Холмса», которая проводится на 3 языках. 2. Живая книга «Литературное Пинежье». Каждое выступление – это страница, связанная с жизнью и творчеством поэтов, писателей Пинежского края. 3. «Не обласканный солнцем, но такой удивительный край». 4. «Русский Север! мне трудно выразить словами…». Наряду с именами Ф. Абрамова, Н. Рубцова, М.Д. Кривополеновой учащиеся гимназии открыли для себя имена сказительницы из деревни Шотовой А.П. Поповой и сказочника Б.А. Кузнецова, поэтессы Натальи Поповой.);
- музыкально-литературные композиции («Россия, Русь! Храни себя, храни!», посвященная творчеству Николая Рубцова; «Книга на сцене. Александр Росков». Учащиеся познакомились с лирикой поэта, создали с помощью словесного рисования обложку к книге его стихов);
- конференции («Детская книга войны», «Строки, опаленные войной», «Когда пушки стреляют – музы молчат»);
- творческие мастерские, мастер - классы (встречи с поэтами-северодвинцами, с региональными писателями);
- исследовательская и проектная деятельность. Ученики совместно с педагогами создают проекты, исследуют творчество писателей, пишут исследовательские работы («Жанровое своеобразие сказки о животных «Бес попутал»» пинежского писателя Бориса Алексеевича Кузнецова; «Жанровое своеобразие сказки о животных «Поделом нечистивцам» пинежского писателя Бориса Алексеевича Кузнецова (на основе данной работы был разработан и проведен урок внеклассного чтения Пономаревой В.А. и Акуловской Н.А.); «Диалектные слова в сказках пинежского писателя Бориса Алексеевича Кузнецова»; «Петр Иванович Калашников – забытое имя в литературе Севера»; «Топонимика Пинежья»; «Василий Шелыгин – первый поэт Северодвинска»; «Классификация как репрезентация мира авторских сказок Антонины Прокопьевны Поповой»). Молодой педагог, закончивший магистратуру САФУ, написал научную работу, связанную с творчеством северных поэтов, разработал программу «Северный текст русской литературы в школьном изучении».
Ресурсы для реализации проекта: реализация полипроекта не требует переподготовки учителей, а подразумевает углубление, расширение и уточнение ряда составляющих профессиональной компетентности педагогов (например, лекции покультурологи, экскурсии в музеи, культурно-просветительские центры, библиотеки и т.д.).
Результаты проекта: повышение статуса чтения, рост мотивации к чтению, умение организовывать учебно-познавательную и собственную досуговую деятельность на основе чтения, умение работать в команде, исследовательская и проектная компетентность, развитие культуры чтения школьников, привлечение их к систематическому чтению.
Состав авторского коллектива: учителя русского языка и литературы МАОУ «ЛГ №27» - Пономарева В.А. (руководитель проекта), Кудрявцева Н.В., Акуловская Н.А., Пиличева А.С., Ананьина Е.В, педагог-библиотекарь Акулова Г.Л.
Главное — привить моду на хорошее, осмысленное чтение!
Руководитель проекта Пономарева В.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Один из способов продвижения книги
Способов продвижения чтения великое множество, но во главе угла стоит один и самый действенный и совсем не новый. В библиотеке должно быть интересно ВСЕГДА! В ней всегда должно что-то происходит...
Использование инновационных методов и приемов на уроках чтения в старших классах С(к)ОУ VIII вида
Презентация содержит методы и приемы обучения полноценному навыку чтения в старших классах С(к)ОУ VIII вида. Они помогают разнообразить уроки чтения, сделать интересными и творческими....
Использование интернет технологий в школьной библиотеке. «Буктрейлер – современный способ продвижения книг».
Темп изменений в обществе нарастает, и время настойчиво стучится в двери школы. Современные российские школьники существенно отличаются от детей и подростков, ходивших в школу 10-15 лет назад. Сегодня...
Анализ инновационных методов обучения чтению
Материал предназначен для учителей - логопедов, учителей начальной школы, воспитателей. Содержит анализ современных методов обучения чтению....
Приёмы и методы работы по коррекции недостатков чтения. Повышаем скорость чтения.
Ребёнок не хочет читать? Что делать? Как избавиться от ошибок при чтении? Как развивать технику чтения? Различные по степени сложности и разнообразия упражнения и задания помогут превратить сложный пр...
Смысловое чтение. Приемы и методы эффективного обучения различным видам чтения
Смысловое чтение. Приемы и методы эффективного обучения различным видам чтения...
Популяризация чтения в школьной библиотеке.
Традиционные формы и методы работы по привлечению читателей в школьную бмблиотеку....