Проект. Учение с увлечением. Пособие для начинающих
проект по русскому языку (8 класс) на тему
Выбор темы исследования связан с трудностями, возникшими в процессе изучения предмета «Русский язык», в частности морфологии. Возникла идея абстрактные понятия русского языка облечь в интересные осязаемые образы:
- особенности типов склонений имён существительных передать в «Домике склонений»;
- разработать «рецептурный лист» морфологического разбора глагола;
- нарисовать «портрет причастия».
Выбранная тема актуальна, поскольку направлена на формирование у ребят интереса к изучению предмета «Русский язык».
Гипотеза исследования: освоение учебного материала через яркий образ позволит учащимся качественно овладеть теоретическими сведениями и стать успешными.
Цель работы: развив у ребят интерес к изучению предмета «Русский язык», создать ситуацию успеха, повысить качество усвоения предмета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uchenie_s_uvlecheniem.docx | 36.2 КБ |
Предварительный просмотр:
(Г - Лингвистика)
ЕФРЕМОВА Юлия Анатольевна, КОКАРЕВА Мария Алексеевна
Краснодарский край, Тимашевский район, станица Медвёдовская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 имени Луначарского муниципального образования
Тимашевский район, 8 класс
УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ. ПОСОБИЕ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ.
Научный руководитель: Хмелёва Оксана Михайловна, учитель русского языка и
литературы МБОУ СОШ № 2
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ
Введение
Выбор темы исследования связан с трудностями, возникшими в процессе изучения предмета «Русский язык». Особенно сложным в освоении, как выяснилось в ходе наблюдений и анкетирования учащихся, является морфология - раздел лингвистики, который изучает слова как части речи, их грамматические признаки. Возникла идея абстрактные понятия русского языка облечь в интересные осязаемые образы.
Актуальность выбранной темы важна при освоении школьниками абстрактных понятий в курсе русского языка, направлена на формирование у одноклассников, учащихся школы интереса к изучению предмета «Русский язык» в частности и к учению вообще, на развитие навыка исследовательской деятельности.
Гипотеза исследования: создание неповторимых, ярких образов (например, «домик склонений», «портрет причастия» и др.) при изучении абстрактных понятий в области русского языка позволит учащимся качественно овладеть материалом и стать успешными.
Цель работы: развив у ребят интерес к изучению предмета «Русский язык», создать ситуацию успеха в освоении отдельных процессов и явлений русского языка, тем самым повысив качество усвоения предмета.
Задачи проектно-исследовательской работы:
- исследовать сущность понятия «интерес»;
- провести исследование способов формирования интереса к учению;
- провести анализ теоретического материала, систематизировать знания в области тем русского языка: «Типы склонений имён существительных», «Причастие как часть речи», «Морфологический разбор глагола»;
- осуществить разработку материалов для входного тестирования по темам «Типы склонений имён существительных», «Причастие как часть речи», «Морфологический разбор глагола»;
- провести входное тестирование и обработать материалы тестов;
- разработать образы-метафоры «Домик склонений», «Портрет причастия», «Рецептурный лист» морфологического разбора глагола;
- провести контрольное тестирование по темам «Типы склонений имён существительных», «Причастие как часть речи», «Морфологический разбор глагола».
Новизна нашей работы заключается в создании не имеющих аналогов мини-проектов в области лингвистики, разработка их с опорой на межпредметные связи.
Этапы исследования:
- разработка материала и проведение входного тестирования среди учащихся 5-7 классов по следующим направлениям: «Степень освоения материала по теме «Типы склонений имён существительных», «Степень освоения материала по теме «Причастие как часть речи», «Степень освоения материала по теме «Морфологический разбор глагола»;
- толкование понятия «интерес», изучение способов формирования интереса к предмету;
- систематизация теоретических знаний по темам «Типы склонений имён существительных», «Причастие как часть речи», «Морфологический разбор глагола» с целью проектирования метафорического образа по каждому из предложенных направлений;
- работа над мини-проектами «Домик склонений», «Портрет причастия», «Рецептурный лист» морфологического разбора глагола;
- презентация проекта школьникам;
- разработка материала и проведение контрольного тестирования среди учащихся 5-7 классов по следующим направлениям: «Степень освоения материала по теме «Типы склонений имён существительных», «Степень освоения материала по теме «Причастие как часть речи», «Степень освоения материала по теме «Морфологический разбор глагола».
Объект исследования – формирование интереса к изучению предмета «Русский язык», предмет – установление межпредметных связей при разработке мини-проектов «Домик склонений», «Портрет причастия», «Кухня морфологического разбора глагола». Методы исследования: анкетирование; метод наблюдения и описательный метод; сопоставительный и исследовательский методы, применяемые нами при толковании понятий, проектный метод.
Инструментарий исследования: словари, энциклопедии, интернет-ресурсы.
Часть 1
Тему проекта мы обозначили как «Учение с увлечением». Увлечение, интерес – это то, что стимулирует процесс познания, стимулирует открытия. Поэтому на первом этапе проектно-исследовательской деятельности мы провели исследование сущности понятия «интерес», изучили происхождение слова.
В современном русском языке слово «интерес» употребляется в следующем контексте: вызывать интерес, разжигать интерес, интерес пропал, подпитывать интерес, пробудить интерес, развить интерес. Создаётся образ некоего живого существа, которое постоянно требует к себе внимания, или даже мифического огня, жизнь которого не должна угасать ни на минуту. Откуда в языке такие метафорические образы?
Мы решили обратиться к словарям.
В «Толковом словаре» С.И. Ожегова «интерес» толкуется как:
1. Особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять.
2. Занимательность, значительность [1].
«Этимологический словарь» М. Фасмера дал следующую информацию об истинном значении слова: «Слово «интере́с» впервые у Петра I (1703 г.); см. Христиани 20. Возм., через польск. interes (см. Смирнов 122) или нем. Interesse из ср.-лат. interesse "иметь важное значение"» [2].
Ключевыми положениями в понятиях, на наш взгляд, являются: «иметь важное значение», «значительность», «особое внимание», «желание вникнуть, узнать, понять», «занимательность».
Следуя за историей развития значения слова «интерес», мы восстановили языковую картину мира. Так, «важное значение» имел для первобытного человека огонь. Сидя перед ним в пещере, доисторический человек понимал «значительность» огня, и одновременно языки пламени, пляшущие на каменном полу, «занимали» человека, пробуждали в нём «желание вникнуть, узнать, понять» данное природное явление. С древних времён и до нынешней поры человечество постигает новое благодаря неуёмной жажде знаний, подпитываемой интересом.
Это открытие побудило нас вслед за лингвистами опираться в своей работе на данные выше ключевые положения и в деле развития интереса учащихся 5-6 классов к теоретическому учебному материалу использовать все составляющие интереса: и «занимательность», и «значительность».
Изучив литературу по данному вопросу, мы пришли к выводу, что под интересом в педагогической практике понимают «эмоциональное отношение учеников к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом. Внешне это отношение выражается в пытливости, в любознательности учащихся, в их внимании и активности на уроке» [3].
Некоторые педагоги предлагают развивать интерес учащихся к урокам русского языка через внеклассную работу [3], другие формируют познавательный интерес, воспитывая любовь и внимание к слову [4].
Мы хотим предложить иной подход: развить у ребят умение мыслить образами, используя для их создания межпредметные связи.
Часть 2
2.1. Входное тестирование
В начале работы необходимо было получить объективные данные по проблеме освоения школьниками теоретического материала, взятого нами за основу исследования. Мы провели входное тестирование в классах, на базе которых работает наш научный руководитель.
Результаты входного тестирования по направлениям «Степень освоения материала по теме «Типы склонений имён существительных», «Степень освоения материала по теме «Морфологический разбор глагола», «Степень освоения материала по теме «Причастие как часть речи» представлены в Приложении 1.
Проанализируем полученные данные.
С понятием «типы склонений имён существительных» учащиеся начинают знакомиться в 4 классе, обобщают знания в 5 классе. Однако не всем учащимся удаётся легко запомнить, а затем восстановить в памяти типы склонений имен существительных, применить свои знания в практической деятельности (из 23 учащихся 5 «б» класса с заданием справились 13, что составляет 57% от общего количества учащихся) (Приложение 1).
При изучении русского языка в 6 классе одной из тем, вызывающих затруднение у учащихся, является тема «Морфологический разбор глагола». Она представляет собой обобщение изученного о глаголе, систематизацию знаний в области лексического значения, морфологических категорий и синтаксической функции этой самостоятельной части речи. Проведённые нами тестовые исследования позволили определить, что даже у успевающих учеников возникают проблемы с запоминанием порядка разбора (морфологический разбор выполнен верно – 68%), отнесением основных признаков глагола к постоянным или непостоянным (выполнено верно – 64%) (Приложение 1).
Причастие, его морфологические свойства и синтаксические функции, орфограммы и пунктограммы, связанные с изучением данной части речи, - ахиллесова пята для многих поколений школьников. Тест, предложенный нами учащимся 7-го класса, содержал материал по определению смысловых групп причастий (действительные и страдательные), образованию действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени, определению грамматических категорий данной части речи и синтаксической функции причастий и причастных оборотов в предложении. Справились с заданием только 29% учащихся 7 «В» класса.
Результаты входного тестирования оказались низкими.
Под научным руководством педагога мы приступили к систематизации теоретического материала и разработке на его основе мини-проектов.
2.2. Разработка мини-проектов
2.2.1. Разработка мини-проекта «Домик склонений»
При разработке мини-проекта «Домик склонений» на помощь нам пришла архитектура - наука строить и проектировать здания. Она позволила объединить существительные разных склонений под одной крышей. Был создан интересный образ, позволяющий закрепить знания о типах склонений существительных в русском языке.
На основе базовых знаний о типах склонений имён существительных мы подобрали лексический материал. Это слова тематической группы «семья»: мама, папа, тётя, дядя, сын, дочь, брат, бабушка, дедушка, сестра, чадо. Данная лексическая группа была взята нами за основу, во-первых, потому что всем ребятам знакома иерархия взаимоотношений в семье, во-вторых, в «Домик склонений» логично заселить «родственников».
На этапе, когда изучали словарный материал, возникла необходимость провести лексическую работу со словом «чадо». Чадо - дитя, ребенок, сын или дочь [5]. При разработке «Домика склонений» важно акцентировать внимание на наличие во 2-м склонении имен существительных мужского рода с основой на мягкий согласный и существительных среднего рода с окончанием -е (примеров таких слов нет в тематической группе «семья»).
На следующем этапе проектирования мы распределили лексические единицы в «комнатах» домика склонений, продумали дизайн каждой комнаты в соответствии с особенностями заселённых в неё «родственников», подготовили презентацию проекта, используя в качестве доказательной базы теорию о типах склонений имён существительных (Приложение 2).
Мини-проект «Домик склонений» стал палочкой-выручалочкой для тех, кто затруднялся в определении данной грамматической категории имени существительного.
2.2.2. Разработка мини-проекта «Кухня морфологического разбора глагола»
Морфологический разбор глагола тоже представляет сложность. Мы узнали кухню глагола изнутри и разработали рецептурный лист «исполнения» этого сложного блюда. Теперь на основе записанного рецепта можно подготовить морфологический разбор любого глагола, и в этом нам помогла кулинария.
В качестве необходимых ингредиентов мы взяли морфологические категории глагола: вид, спряжение, переходность, возвратность, наклонение, время, род, число, лицо. Рассмотрим особенности каждого компонента, внесём результаты исследований в рецептурный лист.
Выпечка – простор для фантазии. Главное выбрать удачный рецепт теста, а экспериментировать с начинками можно, сколько угодно.
Определим, какие компоненты нам понадобятся для теста и начинки. Тесто, то есть основу нашего пирожного, составят постоянные признаки глагола, начинку – непостоянные.
Дадим характеристику всем ингредиентам.
Вид – морфологическая категория глагола. В русском языке глаголы могут быть совершенного и несовершенного вида. Данный грамматический признак указывает на завершённость или незавершённость действия. Значение этой категории постоянное. Следовательно, категорию вида в рецептурном листе мы можем использовать в качестве ингредиента для теста.
Категория переходности выражается в значении действия, которое направлено на предмет и изменяет или производит его. Значение данной категории возникает у глагола в «момент его рождения», данный ингредиент мы также добавляем в тесто-основу.
Возвратность – категория глагола, которая указывает, что действие субъекта направлено на самого себя. Определяется по постфиксу -ся. Возвратные и невозвратные глаголы имеют не только грамматические отличия, но и отличаются на лексическом уровне. Поэтому берём этот компонент в качестве постоянного и используем его для основы нашего пирожного.
Спряжение – особенность изменения глагола по лицам и числам, она закреплена за каждым глаголом и выражается в системе личных окончаний. Этот ингредиент используем для теста.
Категория наклонения – это грамматическая категория глагола, обозначающая отношение действия к действительности. Различают три наклонения: изъявительное, условное и повелительное. Данный ингредиент не является постоянным, поэтому используем его для начинки.
Категория времени обозначает отношение действия ко времени его осуществления. Поскольку время изменчиво, категория не отличается постоянным характером. Используем и её в качестве начинки.
Категорию лица и числа глаголы имеют только в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения и в повелительном наклонении. Глаголы в прошедшем времени и в условном наклонении не имеют категории лица, но изменяются по числам и родам. Следовательно, эти непостоянные категории также берём для начинки [6,7,8].
С ингредиентами, входящими в рецепт пирожного, мы определились. Нам осталось лишь узнать количество необходимых нам компонентов.
Итак, приготовим пирожное «Мечтаешь».
В состав теста входят следующие постоянные признаки:
- Что делаешь? – мечтаешь; мечтаешь долго, можно начинать и продолжать мечтать. Значит, глагол «мечтаешь» несовершенного вида.
- Мечтаешь о чём-то вместе с кем-то. Глагол не употребляется с существительным или местоимением без предлога в винительном падеже. Это непереходный глагол.
- Употребляется без постфикса -ся – это невозвратный глагол.
- Мечтаешь, окончание безударное, проверяем спряжение по неопределенной форме глагола, (что делать?) – мечтать, относится к I спряжению.
Какие же непостоянные признаки мы используем в качестве начинки?
- Мечтаешь – выражает действие, мыслимое нами как вполне реальное. Глагол употребляется в изъявительном наклонении.
- Действие протекает в настоящем времени.
- Ты мечтаешь – глагол употреблен в форме 2-го лица единственного числа.
Нам удалось разработать не имеющий аналогов в лингвистике мастер-класс, в рамках которого мы удачно осуществили научный эксперимент (Приложение 3).
2.2.3. Разработка мини-проекта «Портрет причастия»
Причастие – одна из удивительных и сложных в изучении частей речи. Как узнавать его в лицо? Возникла идея нарисовать портрет причастия, в котором мы объединили максимальное количество его признаков. Вот он добрый союз изобразительного творчества и лингвистики!
«Портрет причастия» составили следующие его признаки [9].
Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
Причастие имеет признаки двух частей речи: глагола и прилагательного. Причастия могут быть совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени. Как прилагательные, причастия изменяются по падежам, числам и только в единственном числе по родам.
В предложении чаще всего бывают определениями.
Причастия делятся на две группы. Действительные причастия обозначают признак, который возник в результате действия самого предмета. Суффиксы действительных причастий: -ущ-//-ющ-, -ащ-//-ящ-, -вш-,-ш-. Страдательные причастия обозначают признак, который возник у предмета под действием другого предмета. Суффиксы страдательных причастий: -ем-//-ом-, -им-, -нн-, -енн-, -т- (Приложение 4).
2.3. Контрольное тестирование.
После защиты разработанных проектов нами было проведено контрольное тестирование. Вот его результаты (Приложение 5):
- 86% учащихся 5 «б» класса верно определили типы склонений имён существительных, а это на 29% больше, чем по результатам входного тестирования;
- 77% учащихся выполнили морфологический разбор глагола верно (на 9% больше по сравнению с входным тестированием), 81% шестиклассников верно отнесли основные признаки глагола к постоянным или непостоянным (сравните: во входном тестировании – 64%);
- с заданиями тестирования «Степень усвоения знаний по теме: «Причастие как часть речи» справились 46% (и 29% во входном тестировании) учащихся 7 «В» класса.
Заключение
Цель, поставленная в начале работы над проектом, достигнута, задачи выполнены. Формирование интереса школьников к освоению теоретического материала предметной области «Русский язык» происходило с использованием мини-проектов «Домик склонений», «Портрет причастия», «Кухня морфологического разбора глагола», разработанных с на основе межпредметных связей. Это способствовало развитию образного мышления учащихся, изучению ими основных понятий русского языка с увлечением.
Итоги контрольного тестирования позволяют считать проект результативным.
Список использованной литературы
- http://enc-dic.com/ozhegov/Interes-11040.html
- http://enc-dic.com/fasmer/Interes-4973
- Подобашина М.Н. Формирование и развитие интереса к русскому языку через внеклассную работу// http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/02/01/formirovanie-i-razvitie-interesa-k-russkomu-yazyku-cherez
- Аркатова И.П., Подерягина Л.В. Проблема формирования интереса к урокам русского языка//arkatova.ucoz.ru›statyi…k_russkomu_jazyku.doc
- http://www.efremova. info/word/chado.html
- http://www.tutoronline.ru/blog/kategorija-vida-glagola
- http://www.lingvotech.com/spriazenieglagola
- http://fb.ru/article/146534/perehodnyiy-glagol
- Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Маленькие рассказы о большой Химии. Это программа учения с увлечением для первоклассников
Надо помнить, что человек, не владеющий основами химии, становиться в наше время социально опасным для общества. Для решения школьных проблем в преподавании химии я предлагаю выход для заинтересованны...
Учение с увлечением
Вся наша образовательная система нацелена на успеваемость. Но как заинтересовать ребенка процессом обучения? Ведь хорошие оценки происходят напрямую от заинтересованности, а не от пустой зубрежки мате...
Учение с увлечением
Классный час: "Учение с увлечением"Цель: Познакомить детей с основами учения с увлечением, подвести к мысли, что недостаточно просто учиться, необходимо учиться с увлечением.Задачи: 1. Помочь детям ос...
Учение с увлечением
Эта книга С.Соловейчика рассказывает просто о сложном - как учиться, как научить ребенка, помочь ему в обучении. Книга будет полезна родителям, стремящимся создать благоприятные условия для развития с...
"Учение с увлечением"
Книга для чтения...
Инновационный проект "Учение с увлечением"
Тема проекта: "Учение с увлечением: методы проблемного обучения в освоении теоретических основ изобразительного искусства".Основная идея проекта заключается в создании проблемных ситуаций ...
Учение с увлечением (методическое пособие)
Комплект материалов может быть использован как в качестве интеллектуальных конкурсов на внеклассном мероприятии, так и в качестве диагностических работ в детском объединении туристско-краеведческого н...